100 лет назад в России действовало 31 кадетское учебное заведение, главной задачей которых было подготовка молодежи к службе в армии.

Кадетские учебные заведения

России

в XXI веке

Министерство обороны

Министерство образования

В 2010 г.  России существуют более 150 военно-учебных и образовательных учреждений, именующихся или именующих себя кадетскими. Они образованы и осуществляют свою деятельность в соответствии с  Положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Принадлежность

Кадетское учебное заведение

Цель учебного заведения

(кроме хорошего образования)

Документ, на основании которого действует учебное заведение

Минобороны

или при его участии

Суворовские военные училища (СВУ)

Нахимовское военно-морское училище (НВМУ)

Кадетские корпуса МО (КК)

Дать военное воспитание, заложить основы военных навыков и подготовить к поступлению в ВВУЗы МО

Типовое положение о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении МО РФ (2012 г.)

Кадетские школы при профильных ВВУЗах

Углубить профильное общее  образование и дать военное воспитание

Военно-музыкальное училище (ВМУ)

Дать среднее музыкальное образование и подготовить для поступления на военно-дирижерский факультет

Президентские кадетские училища (ПКУ)

Пансионы воспитанниц МО

Решить задачи социальной поддержки детей военнослужащих и дать хорошее среднее образование

Школы, лицеи, гимназии с летной подготовкой (при участии МО РФ)

Дать среднее образование, привить любовь и первичные навыки летной профессии

по Положению об общеобразовательных школах с первоначальной летной подготовкой  (1998)

Кадетские школы и классы при войсковых частях

Привить любовь к военной профессии

по Положению о воспитанниках воинских частей  (2000)

Министерства военной службы

Суворовские училища МВД

Кадетские корпуса ФСБ

Кадетские школы-интернаты, школы и классы при МЧС

Воспитание в профессиональном направлении и подготовка к поступлению в профильные ВУЗы

по отдельным Положениям

Минобразования

и при участии общественных организаций

Кадетские школы-интернаты

Кадетские школы

Придать процессу общего образования патриотическую направленность и основы воинского воспитание

 по Положению о кадетских школах (кадетских школах-интернатах)  (1997)

Кадетские классы

Кадетские клубы

по Положению о военно-патриотических молодежных объединениях  (2000)

 

Кадетские учебные заведения России

(по состоянию на 2015 года)

8 СВУ; НВМУ; ВМУ; 3 ПКШ; 4 КК; ПВМО, 7 ПКУ

 

МО РФ

СВУ

НВМУ

КК

ПКШ

ОШИ с ПЛП

Пансионов, ВМУ, ПКУ

9

1

4

3

9

1+1+7

МВД

СВУ

Лицеев, колледжей

6

не менее 10

МЧС

Школ

не менее 20

Минобразования

КШИ

КШ

КК

не поддается счислению

Федеральный округ

Центр кадетского образования

Орган кадетского образования

Северо-Западный

Санкт-Петербург

нет

Центральный

Москва

Центр патриотического воспитания

Южный

Ростов

Департамент по делам казачества (был)

Северо-Кавказский

Ставрополь

нет

Крымский

Симферополь

нет

Приволжский

Казань

нет

Уральский

Екатеринбург

нет

Сибирский

Красноярск

Управление по кадетскому образованию (было)

Дальневосточный

Владивосток

 

 

Карта расположения кадетских учебных заведений (на 2004 г)

 

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Концепции

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г

Законы

Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе"; 1998 г.

 Комментарий к ст.19 "Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) обзего образования и в военных оркестрах")

Закон РФ "Об образовании" 1992 г. (с изменениями 1993-2008 гг)

Распоряжения Президента

Распоряжение Президента РФ N155-рп от 3.04.95

Распоряжение Президента РФ N 118-рп от 9.04.97

Постановления Правительства

Типовое положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах. Утверждено Правительством РФ от 30 апреля 2008 г. № 328)

О внесении изменений в Положение о СВУ, НВМУ и КК (МОРСКИХ КК). Утверждено Правительством РФ 21.09.2000 г. №702 

Положение о статусе воспитанников воинских частей. Утверждено Правительством РФ 4 октября 2000 г., №783

Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских,  музыкальных училищах и кадетских (морских. музыкальных) корпусах. Утверждено Правительством РФ 11.07.1996 г.№696

Концепции и  программы

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года

Социальная программа «Кадетские корпуса Санкт-Петербурга», 1995 г.

Документы Министерства обороны:

Типовое положение о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении МО РФ (2012 г.)

Распоряжение Первого заместителя МО РФ N314/3/1106 от 2.06.95

Приказ МО РФ № 25 от 15 января 2001 г

Инструкция по руководству СВУ, НВМУ, ВМУ и КК органами военного управления и распределению должностных обязанностей участников образовательного процесса (приложение к приказу №25)

Инструкция по организации и проведению приема в СВУ, НВМУ и КК (приложение к приказу №25)

Инструкция по организации и планированию образовательного процесса в СВУ, НВМУ и КК. Приказ МО РФ N 337 от 22.09.2003

Инструкция по организации контроля за деятельностью СВУ, НВМУ и КК

Об организации перехода СВУ и НВМУ МО РФ 7-летний срок обучения. Директива МО РФ № Д - 30   21 апреля 2008 г.

Документы Министерства образования

Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате) Утверждено Правительством РФ 15.11.1997, №1427 

Типовое Положение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой Утверждено Правительством РФ 5.09. 1998 г. N 1046

Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях. Утверждено постановлением Правительства РФ 26.07.2000 г.

Организационно-юридические документы кадетских учебных заведений:

Регламентирующие документы кадетского учебного заведения: учредительные и локальные акты

Система кадетских учебных заведений

Вариант организационной структуры кадетской школы-интерната

Вариант типового штатного расписания кадетской школы-интерната

Устав Военно-космического кадетского корпуса

Нормы вещевого обеспечения СВУ и кадетской школы-интерната

Последовательность работы по созданию КК

Исторические документы:

 

Положение о кадетских корпусах. Высочайше Утверждено 14.02.1886 г.;

Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов 1908 г.;

Правила приема в кадетские корпуса (1908г.)

Общая программа и инструкция  для  преподавателей  учебных предметов в кадетских корпусах, 1905 г.;

Общая программа,  распределение времени и наставление  для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах, 1908 г.

Временные правила о приеме в кадетские корпуса,  правила и программы для  поступления в 1,2,3,4  классы кадетских корпусов (уточнялись ежегодно);

Инструкция по  хозяйственно-административной  части  военно-учебных заведений, подведомственных ГУВУЗ, 1895 г.;

Инструкция должностным  кадетам  строевой  роты  кадетских корпусов, 1885 г.

Правила составления разрядных списков, 1901 г.;

Правила для производства испытаний при переводе по классам и окончании кадетского корпуса, 1893 г.

Положения  и инструкции по проведению занятий по отдельным дисциплинам обучения.

 Кроме вышеперечисленных  документов  существовали различного рода рекомендации воспитателям и преподавателям,  пособия кадетам по организации занятий. Ежегодно выпускалась литографиями кадетских корпусов Книжка кадета, содержащая необходимые и полезные в повседневной жизни сведения по  истории, математике,  военному делу, разделы для ведения личного дневника. Для воспитателей и преподавателей выпускались дневники, в которых не только проставлялись оценки,  но и давалась характеристика успехов и недостатков каждого кадета.

     Все документы имели единый характер содержания  и  носили  в большинстве случаев  многовариантный  рекомендательный  характер, оставляя обширное поле самостоятельности для воспитателя,  не ограничивая его  возможностей и способностей по обучению и воспитанию кадет.