ПОЛОЖЕНИЕ

о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. №696

 I. Общие положения

1. Настоящее Положение регламентирует деятельность государственных образовательных учреждений основного общего, среднего (полного) общего образования   с   дополнительными образовательными   программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан мужского пола, - суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ и кадетских (морских кадетских) корпусов (далее именуются - училища).

2. Суворовские военные,  нахимовские  военно-морские  училища осуществляют образовательный  процесс в  соответствии  с уровнем общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам,      обеспечивающим подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (далее именуются -.военные  образовательные учреждения).

3. Кадетские (морские кадетские) корпуса осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам, предусматривающим раннюю профессиональную ориентацию несовершеннолетних граждан мужского пола по профилю военного образовательного учреждения конкретного вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

4. Основными задачами училищ являются:

·   подготовка несовершеннолетних граждан мужского пола (далее именуются - обучающиеся) к поступлению в военные образовательные учреждения;

·   удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии, получении ими среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения;

·   воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;

·   формирование и развитие у обучающихся чувства  верности конституционному    и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и любви к военной службе;

·   воспитание у обучающихся общей культуры, высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

5. Обучение и воспитание в училищах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Форма обучения очная. Содержание обучающихся осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

6. Училища могут осуществлять военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола в соответствии с международными договорами Российской Федерации для других государств.

7.  На основе настоящего Положения в федеральных органах исполнительной власти. в ведении которых находятся училища, издаются приказы, инструкции, методические указания и другие документы, отражающие особенности структуры и деятельности подведомственных им училищ.

8.  В организация деятельности училищ учитываются требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и приказов командующих войсками военных округов (флотов), где они дислоцируются.

9.  Структура училищ, численность постоянного и переменного состава, нормы снабжения вооружением и военной техникой, вещевым имуществом, продовольствием, учебным оборудованием, материальными средствами и денежным довольствием регламентируются нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся училища.

10. Контроль за деятельностью училищ осуществляется в порядке, определяемом руководителями федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся училища, и проводится с участием Министерства образования Российской Федерации по согласованию.

11. Обучающиеся могут, привлекаться к участию в парадах войск гарнизонов.

12. Училища имеют статус юридического лица и считаются созданными с момента их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Училища имеют знамя училища, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. 

II. Руководство училищами

13. На федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся училища, возлагается:

общее руководство училищами, их финансирование и материально-техническое обеспечение;

утверждение штатов, учебных планов и программ;

учреждение поощрительных стипендий для отличников учебы;

утверждение формы одежды обучающихся, правил ее ношения и знаков различия;

разработка примерных учебных планов и программ по дополнительным предметам обучения, направленным на проведение военной подготовки обучающихся;

издание учебных пособий, методических рекомендаций по ведению учебно-воспитательной работы;

проведение учебно-методических сборов (совещаний) с командным и преподавательским составом училищ;

изучение и обобщение передового опыта работы училищ, внедрение его в практику обучения и воспитания обучающихся;

проведение комплексных и выборочных проверок училищ:

участие в подборе руководящего состава училищ;

организация учебной практики;

распределение выпускников училищ по военным образовательным учреждениям;

подведение итогов образовательного процесса за истекший учебный год и присуждение училищам, добившимся лучших результатов,  почетного переходящего приза соответствующего федерального органа исполнительной власти.

14.   Министерство образования Российской Федерации оказывает содействие федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся училища:

·  в  обеспечении училищ учебниками, необходимой методической литературой, учебно-наглядными пособиями в соответствии с их заявками;

·  в подготовке, переподготовке и повышении квалификация педагогических кадров (кроме военных).

15.   Непосредственное руководство училищем осуществляет его начальник.

16.   Для рассмотрения вопросов организации обучения и воспитания обучающихся в училищах создаются педагогические советы на правах совещательного органа. 

III. Прием в училище

17. Прием в училище несовершеннолетних граждан мужского пола, годных по состоянию здоровья, имеющих соответствующие установленным правилам приема уровень образования и возраст и изъявивших желание обучаться в данном образовательном учреждении, проводится на конкурсной основе.

18. Заявление (рапорт) о приеме несовершеннолетнего гражданина мужского пола в училище подается родителями или лицами, их заменяющими, ежегодно, с 15 апреля по 15 мая:

гражданами Российской Федерации, проживающими на ее территории, на имя районного (городского) военного комиссара по месту жительства;

гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу или работающими за пределами Российской Федерации, соответственно на имя командира воинской части Российской Федерации или руководителя предприятия, организации, учреждения Российской федерации.

19. Несовершеннолетние граждане мужского пола—сироты или оставшиеся без попечения родителей зачисляются в училище без экзаменов по результатам собеседования и медицинского обследования.

20. Правом внеконкурсного зачисления в училище пользуются:

дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов, а также воспитывающиеся без матери.

21. Перевозка кандидатов для сдачи вступительных экзаменов в училище и обратно к месту проживания родителей или лиц, их заменяющих, если кандидаты не приняты в училище, а также обучающихся производится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению воинских перевозок.

 

IV. Учебная и воспитательная работа в училищах

22. Организация и проведение образовательного процесса в училищах осуществляются на основе, настоящего Положения, Типового положения об общеобразовательном учреждении и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся училища.

23. Учебная работа является частью образовательного процесса. Она включает в себя:

-   организацию и проведение всех видов учебных занятий,

-   а также текущий и итоговый контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся,

24. Обучение в училищах проводится по общеобразовательным программам.

Военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка ведется по дополнительным программам, разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся училища.

Количество часов на проведение факультативных занятий, а также индивидуальных консультаций с обучающимися определяется учебным планом.

25. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, выдается заверенный печатью училища документ государственного образца о соответствующем уровне образования.

26. Период обучения в училищах распределяется по курсам. Обучающиеся сводятся в роты согласно штату.

27. Учебные занятия в училищах начинаются 1 сентября (в нахимовских военно-морских училищах - 1 августа). Продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель. Учебный год включает в себя два учебных полугодия и период практических полевых (морских) занятий.

В соответствии с учебным планом обучающимся в течение года предоставляются   осенние,   зимние   и   весенние   каникулы   общей продолжительностью не менее 30 календарных дней и летний каникулярный отпуск не менее 8 недель.

28. Учебные занятия в училищах проводятся в составе взвода. При проведении практических занятий по иностранным языкам, физике, химии, основам информатики и вычислительной техники, автомобильной подготовке взводы делятся на две группы, а при изучении восточных языков - на три.

29. Продолжительность учебной недели в училищах 6 дней, урока - 45 минут.

30. Знания, умения, навыки обучающихся определяются следующими оценками:

5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Итоговые оценки выставляются по результатам полугодия и учебного года.

31. Воспитательная работа является частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности училищ.

32. Воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества, героических традициях российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся. При этом основные задачи его реализуются в процессе повседневной жизни обучающихся, в совместной учебной и других видах деятельности обучающихся, преподавателей и командиров подразделений.

 Эффективность воспитательного процесса достигается

·   поддержанием образцового внутреннего порядка и высокой организацией внутренней службы,

·   созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни, быта и досуга обучающихся,

·   всесторонним информационным обеспечением,

·   а также сочетанием высокой требовательности к обучающимся с уважением их личного достоинства.

Основной формой этого процесса является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа с каждым обучающимся.

33. Воспитательная работа с обучающимися планируется в масштабе училища на весь период обучения, а также на учебный год и месяц, в ротах и на курсах - на месяц.

34. За время учебы обучающиеся могут привлекаться для выполнения обязанностей дежурного и дневального по роте, наведения порядка в учебных классах и других помещениях, благоустройства территории, закрепленной за училищем.

 V. Участники образовательного процесса

35. Участниками образовательного процесса в училищах являются командование училищ, педагоги, офицеры-воспитатели, обучающиеся.

36. Должности руководящего состава училищ, командиров рот, офицеров воспитателей комплектуются офицерами, имеющими опыт командной и воспитательной работы, желание и склонность к работе с подростками, высокие нравственные качества. Разрешается комплектовать должности командиров рот и офицеров-воспитателей офицерами запаса.

37. На педагогическую работу в училища принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.

38. Возможно замещение преподавательских должностей комплектующихся военнослужащими, гражданскими лицами, окончившими соответствующие высшие педагогические образовательные учреждения.

39. Обучающиеся, имеющие по итогам года положительные оценки по предметам учебного плана, после прохождения периода полевых (морских) занятий по решению педагогического совета приказом начальника училища переводятся на следующий курс.

40. Обучающиеся, получившие по итогам года или по результатам аттестации неудовлетворительные оценки по 1-2 предметам, допускаются к пересдаче экзаменов по этим предметам, а не сдавшие их по решению педагогического совета получают задание на летний каникулярный отпуск.

 Для обучающихся, получивших задание на летний каникулярный отпуск, с 25 по 30 августа проводится повторная аттестация, порядок и форма проведения которой   определяются начальником училища по представлению педагогического совета училища. Обучающиеся, не прошедшие повторную аттестацию, отчисляются из училища приказом начальника училища.

Обучающиеся, не освоившие программу учебного года и имеющие задолженность по трем и более предметам, отчисляются из училища по представлению педагогического совета приказом начальника училища.

На повторное обучение могут быть оставлены обучающиеся, не усвоившие учебные программы вследствие болезни.

41. Вопрос об отчислении обучающегося из училища за грубые и неоднократные нарушения дисциплины,  нежелание учиться решается независимо от срока пребывания его в училище. Отчисление указанного обучающегося производится по представлению педагогического совета приказом начальника училища.

42. Перевод обучающегося из одного училища в другое производится в исключительных случаях с согласия обучающегося и его родителей или лиц, их заменяющих, и разрешения начальников училищ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся училища.

43. Распределение и направление выпускников училищ в военные образовательные учреждения осуществляются с учетом потребности в военных кадрах, желаний   выпускников, их деловых качеств, уровня общеобразовательной, военной и физической подготовки, состояния здоровья и дисциплинированности.

Выпускники училищ направляются в военные образовательные учреждения в установленной для обучающихся форме одежды.

44. Выпускники училищ, отвечающие требованиям профессионального отбора, зачисляются в военные образовательные учреждения без вступительных экзаменов, за исключением военных образовательных учреждений, перечни которых утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В военные образовательные учреждения, определенные в указанных перечнях, по согласованию с педагогическим советом училища направляются выпускники, имеющие отличные оценки по всем предметам.

45. Выпускники училищ, не изъявившие желания учиться в военных образовательных учреждениях, не отвечающие требованиям профессионального отбора, не выдержавшие конкурсных вступительных экзаменов в военные образовательные учреждения или не прошедшие по конкурсу в эти учреждения, а также не зачисленные в них вследствие недисциплинированности, направляются к месту проживания родителей или лиц, их заменяющих, а документы на них направляются в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства. Аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о рождении выдаются им на руки.

Поступление указанных лиц в военные образовательные учреждения в последующие годы осуществляется на общих основаниях.

46. Родители обучающихся или лица, их заменяющие, имеют право:

ознакомиться с документами, регламентирующими деятельность училища;

получить информацию от должностных лиц училища о состоянии здоровья, поведении обучающегося, степени освоения им учебных программ, а также о взаимоотношениях в коллективе.

 

VI. Учебно-материальная база и финансовое обеспечение училищ

47. Вопрос о постановке училища на все виды обеспечения решается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится училище.

48. Оплата труда педагогических и других работников из числа гражданского персонала училищ производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы с учетом льгот и компенсаций, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Преподаватели училищ из числа гражданского персонала пользуются правами и льготами, установленными Законом Российской Федерации "Об образовании" и Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

49. Обеспечение училищ учебниками и денежными средствами на учебные и связанные с оплатой служебных командировок расходы осуществляется в порядке, предусмотренном в федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся училища.

Учебная и методическая литература может приобретаться училищами непосредственно через книготорговую сеть.

50. Обучающимся во время обучения производятся денежные выплаты в порядке, установленном приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся училища.

51. Для размещения каждой роты должны быть предусмотрены следующие помещения:

спальное (из расчета не менее 4 кв.метров на одного обучающегося);

классы для учебных занятии (один на взвод);

комната досуга (игровая комната);

канцелярия роты;

комната офицеров-воспитателей;

комната для преподавателей;

комната (место) для спортивных занятий;

комната бытового обслуживания;

кладовая для хранения имущества роты и личных вещей обучающихся;

комната (место) для чистки обмундирования и обуви;

сушилка для обмундирования и обуви;

комната для умывания;

душевая;

туалет.

В училищах должны быть оборудованы учебные кабинеты русского языка и литературы, истории, географии, математики, информатики и вычислительной техники, физики, астрономии, химии, биологии, иностранного языка и автомобильной подготовки.

Для класса (учебного кабинета) отводится площадь из расчета не менее 2 кв.метров на каждого обучающегося. Внутреннее освещение помещений оборудуется в соответствии с нормами, предусмотренными для образовательных учреждений.

52. Вопросы материальною, медицинского, финансового и других видов обеспечения училищ, не перечисленные в настоящем Положении, решаются в соответствии с действующими в федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся училища, положениями, приказами, табелями и установленными нормами снабжения.

Постановление Правительства Российской Федерации

 О внесении изменений в Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах

№ 702 от 21 сентября 2000 г.

г. Москва

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996г. №696 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №26, ст.3135; 1999, №35, ст.4325) следующие изменения:

пункт 17 Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденного указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"17. Прием в училища несовершеннолетних граждан мужского пола, годных по состоянию здоровья, имеющих соответствующие правилам приема уровень образования и возраст и изъявившим желание обучаться в училище, проводится на конкурсной основе и в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся училища";

2. Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, в 3-месячный срок внести соответствующие изменения в свои нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ и кадетских (морских кадетских) корпусов, военно-музыкальных училищ и музыкальных кадетских корпусов.

Председатель Правительства
Российской Федерации М. КАСЬЯНОВ