Другое мнение

Распоряжение № 134-р Правительства РФ от 3.02.2010.

 

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.

2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и осуществлении мероприятий по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе руководствоваться положениями Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

 

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года

 

I. Общие положения

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области подготовки граждан Российской Федерации (далее - граждане) к военной службе на период до 2020 года, а также определяет базовые положения общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе и систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществление военно-патриотического воспитания граждан, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям, восстановление системы массовых занятий видами спорта из числа видов спорта, признанных в установленном порядке в Российской Федерации, в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе.

 

II. Состояние подготовки граждан к военной службе и тенденции ее развития

Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести:

снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу. Доля граждан, ограниченно годных к военной службе, составила в 2009 году около 30 процентов;

отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе;

отсутствие федеральной системы подготовки граждан к военной службе, охватывающей все категории граждан начиная с дошкольного возраста;

недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях;

отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов;

недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта;

отсутствие органа, обеспечивающего координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общественных организаций в системе подготовки граждан к военной службе.

Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из 13,62 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4 процента абсолютно здоровы, 21 процент имеют хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания.

Общая заболеваемость подростков в возрасте до 14 лет включительно возросла за последние 5 лет на 9,3 процента, а юношей и девушек в возрасте 15 - 17 лет включительно - на 11,6 процента.

Общий показатель годности к военной службе (суммарная доля годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями) граждан, прибывших на призывные комиссии, ежегодно снижается.

В структуре основных заболеваний, послуживших причиной освобождения и отсрочки от призыва на военную службу, превалируют заболевания

костно-мышечной системы - 20,7 процента,

психические расстройства - 13,5 процента,

заболевания органов пищеварения - 10,8 процента и

нервной системы - 8,9 процента.

В результате общая доля граждан, годных к военной службе без каких-либо ограничений, составила в 2009 году 51 процент, а годных к военной службе с незначительными ограничениями - 49 процентов.

Продолжает оставаться низким качество медицинского освидетельствования граждан в ходе их постановки на воинский учет и призыва на военную службу (недостаточная квалификация врачей призывных комиссий, отсутствие необходимого количества специалистов, устаревшее медицинское оборудование, в том числе нехватка современных передвижных диагностических комплексов).

Особой проблемой является выявление лиц с психическими заболеваниями и психическими расстройствами, а также лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. Существующая нормативная правовая база не позволяет создать систему обязательной проверки граждан на употребление наркотических веществ и выявление психических заболеваний и расстройств. За последние 5 лет число впервые выявленных больных алкоголизмом юношей в возрасте 15 - 17 лет включительно увеличилось на 28 процентов, а наркоманией - на 22 процента.

Следствием низких показателей состояния здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, являются:

снижение уровня боеготовности частей и подразделений из-за неспособности значительной части граждан, призванных на военную службу, справиться с резким увеличением объемов физических нагрузок первых месяцев военной службы;

сложности с комплектованием частей и подразделений, где к военнослужащим предъявляются повышенные требования (Воздушно-десантные войска, Военно-Морской Флот, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, специальные подразделения);

морально-психологические травмы и стрессы из-за проблем с адаптацией к военной службе;

высокий уровень заболеваемости и травматизма в первые месяцы военной службы.

Анализ уровня физического развития граждан, подлежащих призыву на военную службу, свидетельствует о наличии серьезных проблем в этой сфере. Низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание детей выявляются у 75 - 85 процентов старшеклассников. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10 - 18 процентов) компенсируют дефицит движений. Более 1 млн учащихся и студентов образовательных учреждений, обучающихся по очной форме обучения, по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе.

В результате значительная часть граждан, призванных на военную службу, не справляется с физическими и морально-психологическими нагрузками первых месяцев военной службы.

Анализ основных причин травматизма и гибели личного состава, аварийности и катастроф техники свидетельствует, что наибольшее их количество приходится именно на начальный период военной службы и во многом связано с неподготовленностью граждан, призванных на военную службу, к действиям в сложных ситуациях.

Основной статистический показатель, характеризующий состояние тренированности и физического развития граждан, - наличие первого спортивного разряда или спортивного звания - в 2009 году составил всего лишь 3 процента.

Учебно-материальная база по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях в большинстве случаев не соответствует современным требованиям. Имеются государственные образовательные учреждения, в которых отсутствуют спортивные залы, не говоря уже о бассейнах, тренажерных залах и полосах препятствий.

Начиная с первой половины 1990-х годов в большинстве государственных институтов образовательной, культурной, научной, информационной и других сфер не осуществляется военно-патриотическое воспитание в связи с отсутствием государственной поддержки. С принятием государственных программ о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации и разработки аналогичных программ во многих субъектах Российской Федерации ситуация начала исправляться.

На региональном уровне военно-патриотическим воспитанием в рамках реализации программ патриотического воспитания занимаются органы по делам молодежи и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, общественные организации, советы ветеранов и военные комиссариаты.

Анализ объемов финансирования указанных региональных программ свидетельствует о существенных различиях между субъектами Российской Федерации, говорит о большой разнице подходов их руководства к проблеме патриотического воспитания граждан и характеризует соответствующий уровень эффективности деятельности участников военно-патриотического воспитания в регионах.

Отдельные военно-патриотические объединения (клубы) сохранились, адаптировались к новым рыночным условиям, но не имеют единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, распределены по субъектам Российской Федерации неравномерно и охватывают своей деятельностью лишь незначительную часть граждан.

Учебно-материальное и техническое обеспечение деятельности основных субъектов военно-патриотического воспитания - военно-патриотических объединений (клубов) является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах Российской Федерации и в сельской местности.

Введение подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования в рамках учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" не помогло добиться желаемых результатов. Несмотря на то что удалось достичь высокого охвата обучаемых (92 процента), качество подготовки граждан по основам военной службы осталось крайне низким.

В последние годы наметилась тенденция к развитию сети профильных образовательных учреждений - военные лицеи, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты.

Основными целями и задачами кадетских школ и кадетских школ-интернатов являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Подготовка граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов осуществляется в общественных объединениях, крупнейшей из которых является Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - ДОСААФ России), а также в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования и других организациях.

Однако на сегодняшний день из всей этой системы только в ДОСААФ России удалось сохранить разветвленную организационную структуру, представленную практически во всех субъектах Российской Федерации, обладающую материально-технической базой и достаточным кадровым ресурсом.

Острой проблемой для приведения уровня допризывной подготовки в соответствие с требованиями Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время является состояние военной техники, переданной образовательным учреждениям ДОСААФ России для организации подготовки специалистов. Из общего количества техники около 90 процентов образцов вооружения и военной техники, используемых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям в ДОСААФ России, устарело.

Требует коренной модернизации спортивная база ДОССАФ России, где до 47 процентов спортивных объектов нуждаются в реконструкции.

В настоящее время существует ряд проблем, влияющих на качество подготовки призывников в ДОСААФ России. К основным из них относятся:

несоответствие состояния учебно-материальной базы ДОСААФ России уровню технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

ориентация образовательных учреждений ДОСААФ России только на курсовую систему подготовки, не дающую гражданам достаточного профессионального образования с возможностью социальной адаптации после военной службы;

значительное сокращение возможностей ДОСААФ России в удовлетворении интересов граждан к занятиям военно-прикладными видами спорта.

 

Одной из основных причин низкого качества подготовки молодого пополнения, поступающего в войска в период призывной кампании, продолжает оставаться низкий уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, призванных на военную службу, связанный с отсутствием осознанной мотивации к прохождению военной службы.

За последнее десятилетие численность граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, уменьшилась с 38,5 тыс. (осень 1999 года) до 5,3 тыс. (осень 2008 года), тем не менее этот показатель остается довольно высоким.

Основными причинами уклонения граждан от призыва на военную службу являются:

нежелание исполнять конституционные обязанности;

неуставные отношения;

боязнь физических и моральных нагрузок, которые неизбежно возникают в период исполнения воинской обязанности;

наличие высокооплачиваемой работы либо вероятность потерять престижное место.

При условии сокращения численности призывного контингента без принятия кардинальных мер по повышению качества подготовки граждан к военной службе (улучшение состояния здоровья граждан, совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий и создание современной системы военно-патриотического воспитания) в ближайшем будущем может возникнуть ситуация, когда потребности Вооруженных Сил Российской Федерации будут удовлетворяться на 60 процентов, а в перспективе - на 50 процентов.

Таким образом, сложившаяся система подготовки граждан к военной службе не отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения безопасности и обороноспособности государства, и требует модернизации.

Основным направлением данной модернизации является создание на базе ДОСААФ России федеральной системы подготовки граждан к военной службе, при этом отдельные мероприятия должны начинаться на стадии дошкольного образования.

Основой указанной системы являются меры, направленные на улучшение состояния здоровья граждан, совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий, военно-патриотическое воспитание и подготовку граждан по основам военной службы и военно-учетным специальностям.

 

III. Цели, принципы, задачи и основные направления создания федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года

Целями новой системы подготовки граждан к военной службе являются:

создание условий для обеспечения гарантированного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов физически и морально-психологически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы, получившими подготовку по основам военной службы и военно-учетным специальностям;

снижение количества граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, к 2016 году - до 20 процентов, к 2020 году - до 10 процентов, а также увеличение показателя годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии, к 2016 году - на 15 процентов, а к 2020 году - на 28 процентов.

Новая система подготовки граждан к военной службе должна основываться на следующих принципах:

комплексность решения задач подготовки граждан к военной службе - мероприятия в этой сфере должны охватывать все направления данной подготовки в их взаимосвязи;

концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению подготовки наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

массовость - система подготовки граждан к военной службе должна охватывать молодежь начиная со школьного возраста (физическое развитие и военно-патриотическое воспитание с дошкольного возраста);

системность - подготовка к военной службе должна строиться на целостной системе мер, направленных на физическую, нравственную и морально-психологическую подготовку граждан, а также специальную подготовку по военно-учетным специальностям. При этом необходимо предусмотреть создание для каждого гражданина, подлежащего призыву на военную службу, персонального документа (электронного паспорта), где бы учитывались основные параметры, отражающие реальный уровень его готовности к военной службе;

оперативность - своевременное реагирование на современные тенденции в подготовке граждан к военной службе в текущий период;

дифференцированность - учет региональных особенностей и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных программ подготовки граждан к военной службе;

скоординированность - координация действий законодательных, исполнительных органов власти и общественных организаций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами системы подготовки граждан к военной службе являются:

улучшение состояния здоровья молодежи и повышение качества медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу;

повышение уровня физической подготовленности граждан к военной службе;

совершенствование военно-патриотического воспитания граждан и повышение мотивации к военной службе;

получение гражданами начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы в объемах, необходимых для военной службы;

повышение качества подготовки по военно-учетным специальностям.

Решение задачи по улучшению состояния здоровья и повышению качества медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, включает в себя:

разработку единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

разработку и внедрение системы ежегодного мониторинга состояния здоровья, физического и психологического развития граждан начиная с 10-летнего возраста;

создание государственного банка данных граждан, подлежащих призыву на военную службу;

совершенствование учебной и спортивной базы образовательных учреждений;

расширение физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, разработку различных комплексов физического оздоровления школьников;

разработку и внедрение в образовательных учреждениях программ формирования потребности у детей и подростков к здоровому образу жизни;

переподготовку (повышение квалификации) медицинских работников, участвующих в медицинском освидетельствовании граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, по основной специальности и военно-врачебной экспертизе.

Повышение уровня физической подготовленности граждан к военной службе включает в себя:

пропаганду физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

оказание информационной поддержки гражданам в организации занятий физической культурой и спортом;

модернизацию физического воспитания в образовательных учреждениях;

обеспечение преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования от дошкольников до студентов;

увеличение числа детей, подростков и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях;

выполнение норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса обучающимися и студентами образовательных учреждений;

привлечение молодежи к занятиям военно-прикладными и служебно-прикладными видами спорта;

проведение летних и зимних спартакиад народов России;

расширение сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов, детско-юношеских спортивно-технических клубов (школ) и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства;

внедрение новых проектов образовательных учреждений с обязательным строительством объектов спорта (спортивных залов, в том числе тренажерных, бассейнов, многопрофильных и комплексных плоскостных спортивных сооружений);

обеспечение объектов спорта современным оборудованием для развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;

формирование механизмов привлечения средств для развития и поддержки видов спорта, направленных на обеспечение подготовки граждан к военной службе, из различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства;

определение оценки эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам тестирования уровня физической подготовленности молодого пополнения Вооруженных Сил Российской Федерации в первые две недели пребывания солдат (матросов) в воинской части.

Решение задачи по совершенствованию военно-патриотического воспитания граждан и повышению мотивации к военной службе включает в себя:

внесение в федеральные государственные образовательные стандарты образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования изменений, касающихся повышения качества военно-патриотического воспитания;

налаживание системы взаимодействия учебных заведений всех уровней с организациями ветеранов боевых действий и вооруженных конфликтов, музеями боевой славы, предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а также установление шефских связей с воинскими частями (кораблями);

внедрение государственного заказа на продукцию, способствующую развитию военно-патриотического воспитания, повышающую мотивацию граждан к военной службе, а именно:

издание и распространение военно-патриотической литературы (художественная, военно-мемуарная и справочная литература, учебные пособия для военно-патриотических объединений), в том числе на электронных носителях;

создание, тиражирование и прокат фильмов (художественных, учебных) по военно-патриотической тематике;

разработку, производство, рекламу и распространение среди молодежи компьютерных игр военно-патриотической направленности;

внедрение новых форм военно-патриотической работы, в том числе разработку региональных туристических маршрутов для молодежи по местам боевой славы, проведение "армейских недель" в воинских частях;

создание военно-патриотических медиапрограмм, имеющих целью популяризацию героического образа защитника Отечества.

На региональном уровне необходимо:

изучать и повсеместно внедрять положительный опыт военно-патриотической работы, ее освещения в средствах массовой информации, а также организации взаимодействия по данному направлению с Министерством обороны Российской Федерации;

организовывать взаимодействие субъектов военно-патриотического воспитания с комитетами родителей военнослужащих (солдатских матерей) по вопросам морально-психологической подготовки юношей к военной службе;

активизировать деятельность родительских комитетов, созданных по инициативе Министерства обороны Российской Федерации при воинских частях и военных комиссариатах.

Решение задачи получения гражданами начальных знаний в области обороны и обучения по основам военной службы в объемах, необходимых для военной службы, включает в себя:

разработку федерального государственного образовательного стандарта, в рамках которого предполагается освоение программы учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", включающих разделы по основам военной службы;

разработку нормативов материально-технического оснащения образовательных учреждений, участвующих в подготовке граждан к военной службе;

включение указанных нормативов в федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;

разработку региональных программ подготовки граждан к военной службе, создание центров подготовки граждан к военной службе на базе сборных пунктов субъектов Российской Федерации (воинских частей);

внедрение в учебный процесс (учебные сборы) современных обучающих технологий, игровых методов (пейнтбол, мультимедийные тиры).

Решение задачи по повышению качества подготовки по военно-учетным специальностям включает в себя:

выделение ДОСААФ России необходимых бюджетных средств, современных образцов вооружений и военной техники, а также модернизацию ее спортивных объектов и сооружений;

приведение образовательных учреждений ДОСААФ России в соответствие с нормативными требованиями;

увеличение количества обучаемых в образовательных учреждениях ДОСААФ России до 200 тысяч человек в год.

 

IV. Информационное обеспечение реализации Концепции

Информационное обеспечение реализации Концепции на первоначальном этапе предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения, первоначальной постановки граждан на воинский учет и их призыва на военную службу, а также данных социологических исследований.

Для получения достоверных сведений о состоянии подготовки граждан к военной службе необходимо создание единой системы государственного статистического учета призывных ресурсов (электронный паспорт), соответствующей современным информационным потребностям.

Обеспечивать информационную поддержку проведения мероприятий подготовки граждан к военной службе посредством расширения социальной рекламы в средствах массовой информации, выпуска тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, содержащих информацию о Вооруженных Силах Российской Федерации.

 

V. Механизмы реализации Концепции

Реализацию Концепции предполагается осуществлять путем:

дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в области обороны, здравоохранения, образования, спорта, социального обеспечения;

включения задач и мероприятий, призванных улучшить состояние подготовки граждан к военной службе, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

учета задач подготовки граждан к военной службе при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации указанных задач, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

методического обеспечения деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, направленной на управление процессами подготовки граждан к военной службе;

постоянного мониторинга и анализа уровня подготовки граждан к военной службе и выработки на их основе мер, направленных на совершенствование данной подготовки;

развития научных исследований в сфере подготовки граждан к военной службе.

 

VI. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализацию Концепции предусматривается осуществить в 4 этапа.

 

На первом этапе (2009 - 2010 годы) будут реализованы меры, направленные на создание условий для формирования федеральной системы подготовки граждан к военной службе.

Предусматриваются создание межведомственной комиссии по вопросам подготовки граждан к военной службе, обсуждение объемов финансирования мероприятий Концепции, дополнение перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разработка нормативов материально-технического оснащения образовательных учреждений, участвующих в подготовке граждан к военной службе, и включение их в федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, включение телеканала "Звезда" в качестве телевизионного канала общего доступа во второй или третий эфирный цифровой пакет (мультиплекс), создание в каждом федеральном округе президентского кадетского корпуса, включение с 2010 года в государственный оборонный заказ мероприятий, предусматривающих разработку и оснащение организаций ДОСААФ России современной техникой, спортивными воздушными судами, тренажерами с имитацией реальных условий обстановки, автоматизированными системами обучения, современным программно-математическим обеспечением учебного процесса.

Будут разработаны единый перечень требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина, подлежащего призыву на военную службу, стандарты и порядок его медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе, а также меры государственной поддержки военно-прикладных видов спорта, проработан вопрос о введении электронного паспорта гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

В субъектах Российской Федерации предполагается разработать региональные программы подготовки граждан к военной службе, направленные на улучшение подготовки граждан к военной службе, учитывающие единые требования к регионам по вопросам организации подготовки к военной службе (перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и специфику каждого региона, а также согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.

При разработке указанных программ первоочередное внимание будет уделяться наиболее острым проблемам состояния подготовки граждан к военной службе, характерным для конкретного региона субъекта Российской Федерации. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.

Кроме того, совместно с Министерством обороны Российской Федерации планируется создать на базе сборных пунктов субъектов Российской Федерации, воинских частей и соединений региональные центры по подготовке граждан к военной службе.

Будет проведена проверка эффективности использования объектов, предназначенных для подготовки граждан к военной службе, включая образовательные учреждения, спортивные, спортивно-технические объекты.

Будут созданы условия, позволяющие улучшить состояние подготовки граждан к военной службе, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года.

 

На втором этапе (2011 - 2012 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по совершенствованию федеральной системы подготовки граждан к военной службе.

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2013 году:

расширить перечень военно-учетных специальностей в соответствии с потребностями военной организации государства;

увеличить объем подготовки специалистов в образовательных учреждениях ДОСААФ России с учетом имеющейся учебно-материальной базы до 200 тысяч человек в год;

повысить качество подготовки специалистов.

 

На третьем этапе (2013 - 2015 годы) предусматривается создание единой системы учета подготовки призывных ресурсов (электронный паспорт) и проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможные негативные тенденции на основе оценки влияния реализуемых региональных программ подготовки граждан к военной службе на уровень подготовленности граждан к военной службе.

По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2016 году:

снизить количество граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, до 20 процентов;

увеличить показатель годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии, на 15 процентов;

обеспечить наличие первого спортивного разряда или спортивного звания у 8 процентов граждан, подлежащих призыву на военную службу.

 

На четвертом этапе (2016 - 2020 годы) предусматривается реформирование существующей системы определения годности к военной службе и создание эффективной системы лечебно-оздоровительных мероприятий.

В ходе четвертого этапа будут созданы условия для существенного улучшения состояния здоровья и физического развития молодежи.

По итогам реализации четвертого этапа предполагается к 2020 году:

снизить количество граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, до 10 процентов;

увеличить показатель годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии, на 28 процентов;

обеспечить наличие первого спортивного разряда или спортивного звания у 15 процентов граждан, подлежащих призыву на военную службу.

 

VII. Источники финансирования мероприятий Концепции

Для решения задач, поставленных в Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку образовательных учреждений, различных объединений и организаций, занимающихся подготовкой граждан к военной службе.

Финансирование указанных расходов будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, общественных и других организаций, а также иных внебюджетных средств.


Комментарий. В Концепции СОВЕРШЕННО нет ни ЕДИНОГО слова о большой общественной силе - организаций ветеранов военной службы, которых, как говорит одна из заместительниц МО около 2 500 000 человек. Или если их списывать - так списывать вчистую. Нет человека - нет проблем! Разве ветеран ИМЕННО боевых действий (в Афганистане и Чечне?) даст в воспитательном аспекте ОБЯЗАТЕЛЬНО больше и лучше, чем простой ветеран военной службы? Это, как всегда, чисто риторический вопрос.

 

Ставка на "допризыв"

Принятая Концепция подготовки россиян к военной службе не отвечает реалиям дня

27 февраля 2010  http://www.novopol.ru/text81745.html

В феврале было опубликовано правительственное распоряжение № 134-р об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года. Этот документ был подготовлен во исполнение соответствующего поручения главы государства Дмитрия Медведева, которое было дано им в апреле прошлого года по итогам состоявшегося тогда в Рязани Госсовета, посвящённого совершенствованию системы допризывной подготовки молодежи. Очевидно, что в работе над Концепцией приняли участие Минобороны и Министерство образования и науки, недавно вновь преобразованное в ДОСААФ РОСТО, а также Министерство спорта, туризма и молодежной политики.

 

Представляется, однако, что документ, который заявлен правительством как руководство к действию в центре и в регионах, при всей его кажущейся "всеохватности", тем не менее, подготовлен наспех и вызывает сомнения с точки зрения успешности реализации обозначенных в нём планов.

Это заметно даже при поверхностном знакомстве с текстом программы. Например, в ней говориться следующее: "На первом этапе (2009-2010 годы) будут реализованы меры, направленные на создание условий для формирования федеральной системы подготовки граждан к военной службе". Но 2009 год уже прошел, а ни одна из "мер" ещё не реализована. Скажем, не создана межведомственная комиссия по вопросам подготовки граждан к военной службе. Не было обсуждения объемов финансирования мероприятий Концепции. Ни в одном федеральном округе не создан ни один президентский кадетский корпус (а было заявлено, что таковых будет семь), не определено даже, в каких городах они будут функционировать. А созданы они должны были быть, согласно президентской задумке, ещё к 15 декабря прошлого года.

 

К 2016 году в ходе претворения в жизнь намеченных документом мероприятий до 20 % будет снижено количество граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы. Одновременно увеличится показатель годности к военной службе призывников на 15 %. А на четвертом этапе (2016–2020 гг.) предусматривается, что "будут созданы условия для существенного улучшения состояния здоровья и физического развития молодёжи". Что позволит к 2020 году обеспечить аналогичные показатели соответственно на уровне 10 % и 28 %.

Оптимизм более чем сомнительный. Цифры, похоже, взяты с потолка. В этом может убедиться каждый, ознакомившись со следующей шокирующей цифрой, приведенной в той же Концепции. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, из 13,62 млн. детей, обучающихся в школах, только 21,4 % абсолютно здоровы, 21 % имеют хронические, в том числе инвалидизирующие заболевания. Общая заболеваемость подростков в возрасте до 14 лет включительно возросла за последние пять лет на 9,3 %, а юношей и девушек в возрасте 15–17 лет – на 11,6 %. Общий показатель годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии, ежегодно снижается.

Кроме того, за последние пять лет 15–17-летние юнцы куда чаще привыкают к спиртному, нежели к спорту, и число впервые выявленных больных алкоголизмом среди них увеличилось на 28 %. Число наркоманов среди них тоже возросло – на 22 %. А те, кто не увлекается алкоголем и наркотиками, ведут весьма малоподвижный образ жизни: недостаточное физическое воспитание детей выявляется у 75–85 % старшеклассников.

То есть наблюдается очевидная негативная тенденция. Так что очень сомнительно, что меры, которые на этом фоне приводятся в Концепции, могут заметно переломить всё ухудшающуюся из года в год ситуацию. Поэтому "жизненность" Концепции не может не представляться чисто декларативной.

 

Удивление вызывает и тот факт, что в Концепции нет даже намека на введение в школах некогда упразднённого предмета "Начальная военная подготовка". Последняя на протяжении десятков лет весьма эффективно работала в советской системе подготовки юношей к службе в армии. Ветераны неустанно говорят о необходимости возвращения к этой практике, но все их призывы остаются гласом вопиющего в пустыне.

В течение 2008-2009 годов комиссия Общественной палаты (ОП) по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей (ныне упразднённая) выработала предложения о введении в школах и средних специальных общеобразовательных учреждениях полноценного курса по военной подготовке как отдельного предмета. Эту идею поддерживают и руководители всех исполнительных органов власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Однако Минобрнауки инициативу введения в школах подобного курса попросту игнорирует.

Впрочем, в опубликованной Концепции учтено, что решение задачи получения гражданами начальных знаний в области обороны и обучения по основам военной службы будет осуществляться в рамках освоения программы учебных предметов "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности", включающих разделы по основам военной службы. Но этого явно недостаточно. Ведь ныне базовым курсом школьной программы на допризывную подготовку отводится всего 70 часов. Преподают же "Основы...", что называется, по остаточному принципу. Зачастую этим занимаются школьные физруки, трудовики и пожилые учительницы, которые заинтересованы лишь в дополнительных часах, дающих им небольшой прибавок к скромной учительской зарплате.

А ведь ныне имеются неплохие условия для введения предмета начальной военной подготовки или его современного варианта. Ведь из армии, которая вскоре должна приобрести "новый облик", увольняют десятки тысяч офицеров. Именно они могли бы со знанием дела вести этот курс. При этом отчасти была бы решена проблема трудоустройства массово увольняемых офицеров.

 

Много надежд в Концепции возлагается на вновь воссозданный ДОСААФ: у него, мол, по всей стране сохранилась разветвлённая организационная структура, обладающая материально-технической базой и достаточным кадровым ресурсом. Но тут же констатируется, что "из общего количества техники около 90 % образцов вооружения и военной техники, используемых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям в ДОСААФ России, устарело". До 47 % спортивных объектов организации нуждаются в реконструкции. Да и вообще состояние учебно-материальной базы ДОСААФ "не соответствует уровню технического оснащения Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов".

Кроме того, известно, что ДОСААФ ведет некие имущественные тяжбы с Минобороны и другими структурами. "Мы сейчас находимся в полном окружении судебных исков, словно Красная Армия в 1941 году, – заявил 18 февраля председатель ДОСААФ генерал-полковник Сергей Маев. – И каждый день поступают судебные иски, многочисленные факты по уводу имущества нашей организации".

Тем не менее, по его же информации, оборонная организация приступила к подготовке 160 тыс. призывников. Каково же будет качество этого "допризыва"? Вопрос риторический...

 

Между тем, Концепция вполне могла бы опереться на уже имеющийся реальный задел. Имеется в виду тот бесспорный факт, что Россия сегодня как никогда "больна кадетством" (выражение, прозвучавшее на I съезде отечественных и зарубежных кадетов, прошедшем в сентябре 2007 года). Сгодилось бы, как представляется, всё – от отдельных кадетских классов до кадетских корпусов (КК) в системе Минобразования.

Ведь и сам Дмитрий Медведев, планируя открыть ещё сразу семь президентских КК, рассматривает их как важный фактор, который "может положительно сказаться на процессе модернизации подготовки молодых людей к службе в армии". При этом, как отмечает президент, "кадетские корпуса должны быть не только президентского уровня: в субъектах Федерации нужно открывать свои кадетские корпуса".

Тем удивительнее, что эта тема в опубликованной Концепции не нашла должного отражения. В ней лишь констатируется буквально несколькими строками, что "в последние годы наметилась тенденция к развитию сети профильных образовательных учреждений – военные лицеи, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты".

 

В настоящее время в стране насчитывается более 80 региональных кадетских корпусов, а также кадетских школ и школ-интернатов. Кроме того, во многих общеобразовательных школах действуют кадетские классы. Несмотря на ряд обещаний, КК, даже находящиеся в системе гособразования, испытывают "трудности роста", держась, главным образом, лишь на энтузиазме их создателей. Что уж говорить об остальных, которые "висят" на региональных и отчасти спонсорских бюджетах.

На этом фоне не может не вызывать недоумения то обстоятельство, что само Минобороны, которое больше всех ратует за "повышение качества призывного контингента", начало опускать свои ведомственные суворовские училища и кадетские корпуса до уровня неких школ с кадетским уклоном.

При этом выпускников "кадеток" лишили приоритета при поступлении в профильные вузы. То есть прежде они имели право поступать в высшие военные училища без экзаменов, а теперь такой льготы у них нет. Почему-то "кадетская прослойка", на протяжении многих лет составляющая костяк российского офицерского корпуса, Минобороны стала не нужна.

В довершение всего, под предлогом "не отвлекать ребят от учебы" суворовцев престали привлекать к парадам.

 

Всё это выглядит весьма странно. С одной стороны, государство декларирует заботу о "здоровье нации" в лице юношей-призывников, а, с другой стороны, принимает решения, которые явно противоречат выработанной Концепции подготовки граждан к военной службе