Министерство просвещения Российской Федерации

Совет по кадетскому образованию

ПРИКАЗ

№246 от 27 ноября 2018 года                                                                                                                                                                Москва

О Совете Министерства просвещения Российской Федерации по кадетскому образованию

В соответствии с подпунктом 5.3 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32 (часть II), ст. 5343), приказываю:

1.     Создать Совет Министерства просвещения Российской Федерации по кадетскому образованию (далее - Совет).

2.     Утвердить:

2.1.  Положение о Совете (приложение № 1);

2.2.  Состав Совета (приложение № 2).

3.     Признать не подлежащим применению приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2016 г. № 618 «О Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по кадетскому образованию».

4.     Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 Министр  О.Ю. Васильева

 

Приложение № 2

 

СОСТАВ СОВЕТА

Министерства просвещения Российской Федерации по кадетскому образованию

(41 член Совета)

 

Председатель Совета

Васильева Ольга Юрьевна - Министр просвещения РФ 

 

Заместители Председателя Совета

Синюгина Татьяна Юрьевна - заместитель Министра просвещения РФ

Бочаров Вячеслав Алексеевич - первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ

Владимиров Александр Иванович - почётный председатель ОСКО «ОС СНКР»

 

Ответственный секретарь Совета

Пилипенко Сергей Александрович - заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России

 

Члены Совета

Участие в заседании

19.12.18

Чиновники образовательной сферы деятельности

(10)

Величко Андрей Васильевич

советник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России

 

Дамдинов Алдар Валерьевич

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ - член Комитета Государственной Думы по образованию и науке

 

Кондратьев Алексей Владимирович

член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре

 

Михеев Игорь Анатольевич

директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России

 

Павлов Игорь Сергеевич

заместитель руководителя Департамента образования города Москвы

 

Петров Андрей Евгеньевич

советник Министра просвещения РФ

 

Нуждина Светлана Анатольевна

директор Правового департамента Минпросвещения России

 

Чиновники прочие

(16)

Камаев Роман Александрович

заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи

 

Филимонов Георгий Юрьевич

референт Управления Президента РФ по внутренней политике

 

Атюкова Ольга Кузьминична

заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО

 

Еремеев Алексей Александрович

заместитель полномочного представителя Президента РФ в СФО

 

Журавлев  Алексей Николаевич

заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО

 

Кириллов Борис Анатольевич

заместитель полномочного представителя Президента РФ в УФО

 

Паньшин Игорь Владимирович

заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО

 

Сафронов Анатолий Александрович

заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЮФО

 

Стариков Сергей Сергеевич

заместитель полномочного представителя Президента РФ в СКФО

 

Удовик Сергей Викторович

заместитель полномочного представителя Президента РФ в ДФО

 

Баринов Илья Александрович

заместитель Председателя Правительства Калининградской области

 

Корнеев Михаил Викторович

заместитель Губернатора Ростовской области

 

Минькова Анна Алексеевна

заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края

 

Подкорытов Алексей Викторович

заместитель председателя Правительства Красноярского края

 

Шевченко Сергей Борисович

и.о. зам.Губернатора Нижегородской области

 

ООКТ (1)

Бараненков Вячеслав Вячеславович

начальник ФГКОУ «Первый пограничный кадетский военный корпус» ФСБ РФ

Представители ВУЗов

(2)

Иванова Валентина Николаевна

ректор ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

 

Могилевский Станислав Дмитриевич

директор Института права и национальной безопасности РАНХиГС

 

Представители силовых ведомств

(5)

Бабкин Юрий Александрович

заместитель директора Росгвардии

 

Барышев Павел Федорович

заместитель Министра РФ по делам ГО иЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий

 

Кубышко Владимир Леонидович

начальник Департамента государственной службы и кадров МВД России

 

Панков Николай Александрович

статс-секретарь - заместитель Министра обороны РФ

 

Петров Сергей Васильевич

руководитель управления учебной и воспитательной работы Следственного комитета РФ

 

Представители общественных организаций (4)

Стаськов Николай Викторович

статс-секретарь - заместитель Председателя «ДОСААФ России»

 

Левченко Василий Кузьмич

член ОРОО «Российское кадетское братство»

 

Нестеров Дмитрий Владимирович

председатель РОО «Московские Суворовцы»

 

Представители Церкви

(3)

о.Кирилл (Покровский Леонид Николаевич)

председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Русской православной церкви, митрополит Ставропольский и Невинномысский

 

о.Меркурий (Иванов Игорь Владимирович)

председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Новочеркасский

 

Шатохин Владимир Яковлевич

член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора

 

 

ПРОТОКОЛ

заседания Совета Министерства просвещения РФ по кадетскому образованию

от 19 декабря 2018 года                                                                                                                                                                   (выписка)

 

Председательствовала - Т.Ю. Синюгина

Присутствовали:

от Минпросвещения  - С.А. Нуждина, Ж.В. Садовникова, С.А. Пилипенко

от Администрации Президента - К.П. Гришина, А.Ю. Грошев, А.А. Еремеев, В.С. Колчин, А.А. Сафронов, Г.Ю. Филимонов, Л. Царьков

от Минобороны России -  П. Горемыкин, И.А. Муравлянников А.А. Заварзин

от Росгвардии -

от Федерального агентства по делам молодежи - Р.А. Камаев

от органов исполнительной власти субъектов - И.А. Баринов, С.Н. Бодряков, Е.В. Воробьева, И.С. Павлов, А.В. Подкорытов

от Русской православной церкви - Г.В. Демидов, И,А. Котина

от ФГБОУ ВО «МГУТиУ"имени К.Г. Разумовского - В.Н. Иванова

от ФГБОУ ВО «РАНХиГС" - С.Д. Могилевский

от общественных объединений - А.И. Владимиров, В.К. Левченко, Д.В. Нестеров, В.Я. Шатохин, П.К. Шульгин

 

По вопросу "О проекте Концепции кадетского образования в Российской Федерации" выступили: Синюгина, Владимиров, Баринов, Горемыкин, Колчин, Левченко, Нестеров, Павлов, Пилипенко

Заслушав и обсудив информацию о проекте Концепции кадетского образования в Российской Федерации, решили:

 

1. Принять за основу проект Концепции кадетского образования в Российской Федерации.

Секретарю Совета Министерства просвещения Российской Федерации по кадетскому образованию (далее - Совет) направить членам Совета проект Концепции кадетского образования в Российской Федерации (далее - проект Концепции). Срок - 21 декабря 2018г.

2. Членам Совета направить в Департамент государственной политики в сфере общего образования (Садовникова Ж.В. ) предложения к проекту Концепции. Срок - 25 января 2019 г.

3. Департаменту государственной политики в сфере общего образования (Садовникова Ж.В.) обобщить предложения, поступившие от членов Совета, и определить формат дальнейшего обсуждения проекта Концепции. Срок - 1 февраля 2019 г.

 

По вопросу "Об исполнении протокола расширенного заседания Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию" выступили: Синюгина, Горемыкин, Иванова, Колчин, Нестеров, Павлов

Заслушав и обсудив информацию об исполнении протокола расширенного заседания Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию от 13 ноября 2017 г. № ОВ-42/08пр (далее - Протокол), решили:

1. Минпросвещения России обеспечить разработку проекта методических рекомендаций по вопросам условий содержания, продовольственного, вещевого довольствия и материально-технического обеспечения деятельности, и формы его обсуждения. Срок - март 2019 г.

2. Минпросвещения России обеспечить рассмотрение на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию проектов примерных рабочих программ по учебным предметам, определяющим, в том числе, специфику реализуемых основных образовательных программ учреждениями кадетского типа. Срок - февраль 2019 г.

3. Минпросвещения России провести анализ организации и реализации курсов повышения квалификации для руководителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей общеобразовательных организаций кадетского типа с учетом специфики реализуемых основных образовательных программ, в целях выработки предложений по совершенствованию системы повышения квалификации в субъектах Российской Федерации. Срок - май 2019 г.

4. Минпросвещения России рекомендовать субъектам Российской Федерации включить в региональные программы военно-патриотического воспитания молодежи проведение мероприятий с воспитанниками образовательных организаций кадетского типа. Срок - февраль 2019 г.

5. Создать на сайте Минпросвещения России страницу «Кадетство» для размещения на ней актуальной информации по вопросам кадетского образования. Срок - март 2019 г.

 

Проект

КОНЦЕПЦИЯ

кадетского образования в Российской Федерации

Структура Концепции

I.      Общие положения

II.     Значение кадетского образования для российского общества и государства.

III.    Кадетское образование и вызовы времени.

IV.   Цели, принципы и задачи кадетского образования в Российской Федерации.

V.    Основы функционирования системы кадетского образования в Российской Федерации.

VI.   Основные направления реализация Концепции кадетского образования в Российской Федерации.

VII.  Итоги реализации Концепции кадетского образования в Российской Федерации.

VIII. Источники финансирования реализации Концепции кадетского образования.

 

1. Общие положения

1.1. Концепция кадетского образования в Российской Федерации (далее - Концепция) представляет собой методологический документ для реализации принципов, целей, задач и основных направлений развития кадетского (казачьего кадетского) образования (далее - Кадетское образование) в качестве основы подготовки государственных служащих России с детского возраста. На основе Концепции разрабатываются нормативно-правовые акты в сфере Кадетского образования Российской Федерации.

1.2. Концепция определяет базовые положения и механизмы системы подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (далее - государственная служба) в общеобразовательных организациях кадетского типа, (далее - ООКТ).

1.3. Кадетское образование есть единый целенаправленный процесс воспитания и обучения несовершеннолетних учащихся в ООКТ с исторически сложившимися традициями кадетских корпусов России и в подобным им условиях пребывания.

Кадетское образование представляет собой совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов с целью предпрофессиональной (начальной профессиональной) и военной подготовки несовершеннолетних обучающихся к государственной службе.

1.4. К ООКТ относятся:

- общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус», «пансион воспитанниц», и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», создаваемые Российской Федерацией и находящиеся в ведении Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, Росгвардии, Следственного комитета Российской Федерации ;

- учреждения со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус», создаваемые субъектами Российской Федерации;

- профессиональные образовательные организации со специальными наименованиями «кадетское (казачье кадетское) среднее профессиональное училище (колледж, техникум), созданные субъектами Российской Федерации.

Кадетские (казачьи кадетские) классы (далее - кадетские классы), создаваемые муниципальными образованиями, относятся к образовательным организациям кадетской направленности.

1.5. Осуществлять работу по направлениям кадетского образования и официально считаться ООКТ возможно только после получения образовательной организацией соответствующего решения на осуществление этой деятельности от Министерства просвещения Российской Федерации, Рособрнадзора или ведомства-учредителя, или решения соответствующего органа власти субъекта Российской Федерации и органа управления образованием.

1.6. Методическое обеспечение деятельности образовательных организаций, реализующих программы кадетского образования, осуществляют Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Совет Министерства просвещения Российской Федерации по кадетскому образованию, Советы по кадетскому образованию субъектов Российской Федерации, профильные комиссии Советов и рабочие группы Совета по делам казачества в федеральных округах, краях и областях с казачьим населением.

1.7. Кадетское образование в Российской Федерации призвано обеспечивать выполнение государственного, ведомственного, регионального заказов на подготовку в системе кадетского образования (далее - СКО) специалистов по профессиям, специальностям и направлениям, необходимых учредителю и заказчику номенклатур, а также плановое продолжение образования кадет-выпускников в профильных учреждениях высшей школы.

1.8. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», Стратегией развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктриной Российской Федерации и на основании Плана работы Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2016 г. № 618).

1.9. Основу настоящей Концепции составляют Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 05.12.2005 г. № 125-ФЗ «О государственной службе российского казачества», Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 гг., «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года» (утверждена Президентом РФ 15.09.2012 № Пр-2789), Приказ Министерства образования и науки от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации.

1.10. В настоящей Концепции используются следующие понятия:

- общеобразовательная организация кадетского типа, реализующая образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими, предпрофессионалъными и профессиональными образовательными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (ООКТ) и к защите Отечества — особый тип образовательной организации ведомственного подчинения или государственного подчинения с необходимой учебно-материальной базой и инфраструктурой, прошедшее лицензирование, подтвердившее свое право на образовательную деятельность по подготовке воспитанников к государственной службе и реализующее государственный (ведомственный, региональный) заказ на подготовку соответствующих специалистов для своих учредителей;

- кадет - историческое, единое (обобщенное) наименование всех воспитанников и выпускников ООКТ (суворовцы, нахимовцы, кадеты, кадеты- казаки, государственные воспитанницы), независимо от ведомственной подчиненности и специального наименования образовательной организации;

- кадетское образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения несовершеннолетних обучающихся в ООКТ в условиях и исторических традициях русских кадетских корпусов, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов с целью предпрофессиональной (начальной профессиональной) подготовки несовершеннолетних обучающихся к государственной службе и защите Отечества, является частью образования государственной службы;

- казачье кадетское образование включает в себя:

а) воспитание, основанное на исторических принципах, традициях и этике казачества, содействующее формированию патриотически-ценностной самоидентификации, способствующее социализации обучающихся на основе устойчивой нравственной позиции;

б) обучение, выстраиваемое в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования, включая изучение истории, культуры, быта и уклада жизни казачества, интегрирование казачества в решение государственных и муниципальных задач;

- кадетское воспитание - деятельность, направленная на формирование и развитие личности обучающихся в процессе обучения в ООКТ, базирующаяся на духовных и исторических традициях и кадетской идеологии и этике патриотического служения Отечеству и его защиты;

- кадетская образовательная среда - совокупность целенаправленно создаваемых государством и обществом правовых и этических норм, социальных, профессиональных, культурных, организационных, психолого-педагогических, материально-технических и бытовых условий функционирования ООКТ, обеспечивающих достижение целей и задач кадетского образования;

- кадетская педагогика - отрасль педагогической науки, целостно рассматривающая теорию и практику образовательного процесса в СКО, как системе среднего общего и профильного предпрофессионального и/или среднего профессионального образования государственной службы;

- кадетское движение России - сообщество общественных объединений выпускников ООКТ, объединенных едиными целями служения Отечеству и общими принципами общественной деятельности на благо России;

- кадетские (казачьи кадетские) классы (далее кадетские классы) — структурное подразделение образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими, направленными на развитие в каждом воспитаннике духовных и физических способностей, привитие понятия благочестия и долга, задатков нравственных качеств, имеющих первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству;

- профессиональная направленность (профиль) кадетского образования – ориентация основных образовательных   программ, интегрированных с дополнительными общеразвивающими, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к государственной службе, на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие ее предметно­тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося;

- система кадетского образования в Российской Федерации (СКО) - система, включающая в себя существующие и вновь формируемые ООКТ, органы управления и обеспечения эффективности ее функционирования, подсистемы подготовки кадров для ООКТ и государственного (ведомственного, регионального) заказа на подготовку специалистов государственной службы.

 

2. Значение кадетского образования для российского общества и государства 

2.1. Руководствуясь целями обеспечения высокого качества управления государством, приоритетом государственной политики развития является реализация комплекса мер по воспитанию граждан на идеалах служения Отечеству. Овладение передовыми научными знаниями и современными научно-техническими разработками позволит России выстоять в условиях международной конкурентной борьбы, отстоять государственный суверенитет и социально-экономическую независимость.

2.2. Российское общество и государство нуждаются в наличии социальной силы, интегрирующей традиционные позитивные ценности России и объединяющей патриотические силы общества. В качестве такой силы сегодня выступают кадеты разных поколений, уровень образования и высокие нравственные качества которых позволят профессионально и творчески отвечать на разнообразные вызовы и угрозы как внутри страны, так и на международной арене.

2.3. Кадетское образование в современной России призвано реализовать государственный и социальный запрос на воспитание граждан России как убежденных патриотов, готовых служить Отечеству, защищать его с оружием в руках и применять полученные знания, навыки и опыт для защиты нашей Родины. Кадеты способны стать в российском обществе идейным и организующим фактором патриотической «мягкой силы» в политически чрезвычайных и социально кризисных для России ситуациях.

2.4. Выпускники ООКТ призваны пополнять кадровый резерв для несения государственной службы, что будет способствовать улучшению качества управления государством и содействовать укреплению его политической мощи, безопасности, суверенитета и территориальной целостности.

2.5. Воспитательные принципы кадетского образования категорически отрицают       либеральные установки на формирование экономически мотивированных потребителей со стандартами мышления, поведения и ментальности в духе «общечеловеческих ценностей, толерантности и прав человека». Воспитание личности кадета ориентируется на политическую мотивацию и формирует гражданина и патриота России, просвещенного, культурного, зрелого в суждениях и поступках человека с лидерской позицией, способного к духовному совершенствованию, жизнетворчеству и созиданию, готового и способного к службе Отчеству и его защите.

 

3. Кадетское образование и вызовы времени

3.1. В последние годы в России отмечается рост социальной востребованности кадетского образования. Наблюдается высокая мотивация несовершеннолетних обучающихся и их родителей к получению общего и среднего профессионального образования в ООКТ. Очевидно повышенное внимание органов законодательной и исполнительной власти, а также институтов гражданского общества к вопросам кадетского образования.

Однако высокий социальный запрос на кадетское образование не обеспечивается соответствующим институциональным предложением необходимого числа ООКТ. Кроме того, значительные средства и усилия, которые государство затрачивает на обеспечение деятельности существующих кадетских образовательных организаций, не приводят к соответствующему улучшению качества образования и подготовке необходимых специалистов для государственной службы, которая, в свою очередь, системно не связана со сферой кадетского образования.

3.2. В то же время ООКТ создаются спонтанно и не всегда соответствуют предъявляемым требованиям. Возникла ситуация, когда кадетское образование фактически функционирует и расширяется, но юридически отсутствует в качестве специализированной системы обучения и воспитания юношества в государственном масштабе.

3.3. Проблемы кадетского образования могут быть объединены в следующие основные группы.

Проблемы мотивационного характера

3.4. Высокая мотивация несовершеннолетних обучающихся и их родителей к получению общего и среднего профессионального образования в ООКТ связана со значимостью кадетского образования, содержанием и качеством образовательных программ общего образования и профессиональной подготовки, высоким уровнем нравственного и патриотического воспитания.

3.5. Следует формировать особую историко-воспитательную социокультурную (кадетскую воспитательную) среду, насыщенную историческими национальными, военно-патриотическими ценностями, нормами морали, культуры, традициями, символами и ритуалами. Специфическая социокультурная среда (кадетская образовательная среда, кадетская педагогика) будет способствовать формированию у кадет положительной мотивации на приобретение знаний, навыков и умений, необходимых государственному служащему в процессе службы, а также таких качеств характера, как инициативность, самостоятельность, готовность к высокопрофессиональному служению Отечеству с детства на гражданском и военном поприще. Требуется формирование понимания кадетами необходимости овладения знаниями, навыками и умениями как обязательного условия для их служебного роста и жизненного успеха.

Проблемы содержательного характера

3.6. В настоящее время недостаточно проработана нормативно-правовая база обеспечения деятельности образовательных организаций кадетского типа, созданных субъектами Российской Федерации. ООКТ реализуют дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы несистемно и разнонаправленно, без системы и учёта специфики кадетского образования. Наблюдается несоответствие провозглашаемых задач ООКТ фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся и ожиданиям российской общественности.

3.7. Проблемы синхронизации дополнительных общеразвивающих программ с основными образовательными программами и учебно-методическое обеспечение деятельности ООКТ предлагается решить, в частности, посредством создания современных учебно-методических комплексов, разработкой учебно­методических материалов, разработкой рабочих программ по основам государственной службы с включением их федеральный реестр примерных образовательных программ.

3.8. Учебно-материальная база ряда ООКТ не соответствует целям, задачам и образовательным программам кадетского образования, её создание и содержание требует целенаправленной плановой работы.

3.9. В настоящее время не разработаны и не приняты решения по плановой реализации образовательных задач в ООКТ за счет летнего времени, не разработаны единые нормы содержания кадет, образцы единой формы одежды, наградные знаки, знаки выпускников учреждений кадетского образования и документы, подтверждающие получение их выпускниками профессиональных квалификаций.

3.10. Кадетское образование не составляет отдельную отрасль образования в сфере государственной службы, отсутствует система единого государственного учета ООКТ, не определены должностные лица, ответственные за развитие и качество кадетского образования в Российской Федерации и в субъектах, не решены проблемы взаимоотношений субъектов Российской Федерации и органов власти муниципальных образований относительно ответственности, принадлежности и содержания ООКТ.

Кадровые проблемы

3.11. Сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников ООКТ не отвечает современным требованиям. В частности, наблюдается несоответствие профиля подготовки и требуемого уровня квалификации кадрового состава ООКТ.

В интересах повышения привлекательности труда сотрудников ООКТ, требуется привести в соответствие должности и звания воспитателей и преподавателей с распространением на воспитателей статуса преподавателей и классных руководителей, а также предусмотреть ряд льгот и социальных поощрений для работников сферы кадетского образования в Российской Федерации.

3.12. Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в большинстве своём имеют недостаточный опыт применения педагогических знаний в ООКТ.

3.13. Педагогическая наука и преподаватели образовательных организаций высшего образования, как правило, дистанцированы от современных направлений исследований по проблемам кадетского образования, включая проблемы прикладного характера. Вопросы кадетской педагогики практически не разрабатываются. Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую формальна в части развития и совершенствования кадетского образования.

3.14. Формирование и пополнение корпуса постоянного состава (командование, преподаватели, офицеры воспитатели) ООКТ возможно осуществлять, на договорных условиях, за счет офицерского состава Российской армии, состоящего в запасе и прошедшего специальную переподготовку к работе в сфере кадетского образования.

 

4. Цели, принципы и задачи кадетского образования в Российской Федерации

4.1. Целями Кадетского образования являются:

- формирование федеральной системы кадетского образования как части государственной кадровой политики и государственной службы;

- подготовка государственных служащих, способных и готовых к службе и защите Отечества;

- комплектование государственного аппарата и органов государственного, муниципального и корпоративного управления профессионально подготовленными служащими.

4.2. Основные принципы Кадетского образования:

- формирование личности кадет как совокупности личностных качеств, отвечающих целям Кадетского образования, через его воспитание, широкое гуманитарное просвещение и профессиональную подготовку к службе Отечеству и его защите с детства;

- осознанное восприятие русской культуры и Православия, других традиционных российских религий;

- приоритет обязанностей кадет по служению Отечеству и его защите над их правами;

- гармоничное сочетание воспитания и обучения при приоритете воспитания;

- воспитание кадет в условиях коллектива и воинского общежития; на исторических кадетских традициях служения Отечеству с детства и в атмосфере любви к России и ее истории, формируемой на основе базовых национальных ценностей; на примерах служения Отечеству выдающихся государственных и военных деятелей России, её Героев и личном примере своих учителей и воспитателей, а также на безупречном выполнении своих обязанностей кадета и совместном преодолении трудностей и испытаний в ходе получения кадетского образования и воспитания в ООКТ;

- подход к воспитанию кадет как достойных граждан России, патриотов, творческих и ответственных созидателей, специалистов своего дела, способных к преодолению трудностей жизни и службы, высоконравственных, скромных, жертвенных и верных отечественным культурно-историческим традициям.

4.3. Для достижения целей кадетского образования необходимо решить следующие задачи:

- воспитание кадета как просвещенного гражданина и патриота своей страны, культурного, разумного, зрелого в суждениях и поступках, с лидерской позицией, способного к духовному совершенствованию и созиданию, готового и способного к службе Отчеству и его защите, способного к различению добра и зла и к безусловному следованию своему личному нравственному выбору;

- формирование у кадет нацеленности на дальнейшее самосовершенствование и способности к самоотверженному труду в разных сферах жизнедеятельности Отечества;

- получение кадетами знаний и навыков работы по специальностям государственной, в том числе военной службы, посредством реализации технологии комплексной подготовки государственных служащих, являющейся составляющей кадетского образования;

- подготовка кадета как государственно мыслящего служащего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны;

- формирование у кадет морально-психологических, деловых и организационных качеств, стойкости, выносливости к физическим и морально­психологическим нагрузкам;

- создание образовательной среды, формирующей у кадет положительную мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений, необходимых государственному служащему, а также таких черт характера, как инициативность, самостоятельность, готовность к высокопрофессиональному служению Отечеству и его защите;

- обеспечение обучающимся с высокой мотивацией и способностями необходимых условий для творческого развития.

4.4. Основой идеологии и этики кадет России является идея верного служения своему Отечеству и его защиты на военном и гражданском поприще с детства.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности кадет основано на национальных духовных и культурных ценностях, исторических традициях государства, их воплощении в повседневной деятельности ООКТ и исторической кадетской преемственности деятельности воспитанников от поколения к поколению.

4.5. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности кадет, учебные планы и образовательные программы ООКТ формируются в соответствии с традиционными ценностями России (общенациональными базисными ценностями), с учетом приоритетного фактора изучения русской культуры.

4.6. Основным показателем качества и эффективности кадетского образования в целом и конкретного ООКТ является - количество выпускников- кадет получивших военно-учетную специальность (специальность государственной службы), учтенную в системе военных комиссариатов, сделавших успешную карьеру на военной, правоохранительной или гражданской государственной службе, прославивших Отечество и кадет России в областях науки и производства, культуры, искусства и спорта, ставших известными политическими и общественными деятелями, и заслуживших высокие государственные награды России, любовь и уважение народа.

4.7. Основные принципы функционирования ООКТ:

Создание единого образовательного пространства кадетского образования в рамках общего образовательного пространства Российской Федерации и кадетской воспитательной среды, основанных на:

- едином понимании целей, задач и специфики;

- использовании единых требований к качеству учебной базы и организации образовательного процесса;

- специальной подготовке командного и воспитательского состава ООКТ и их особом статусе;

- едином понимании и исполнении ФГОС с учетом специфики кадетского образования и требований учредителей ООКТ по профессиональной подготовке кадет;

- использовании единых методических материалов, педагогических технологий и практик, единой тематике лагерей и сборов;

- согласованном и тщательном планировании учебного процесса всеми заинтересованными сторонами с использованием их возможностей и материальной базы;

- постоянном контроле Министерства просвещения Российской Федерации и ответственности соответствующих органов государственной власти за функционирование ООКТ и развитие системы кадетского образования в Российской Федерации;

- общественном контроле за деятельностью ООКТ, жизнью и учебой кадет со стороны общественных ветеранских объединений кадетского движения России.

 

5. Основы функционирования системы кадетского образования в Российской Федерации

5.1. Совокупность ООКТ образует СКО Российской Федерации (по уровням управления образованием) и является составной частью системы образования для подготовки государственных служащих, в рамках которой:

- формируется и выполняется государственный (ведомственный, региональный) заказ;

- реализуются программы предпрофессиональной и средней профессиональной подготовки специалистов государственной службы;

- готовятся кандидаты на поступление в профильные высшие учебные заведения с последующим обязательным исполнением кадетами-выпускниками государственной службы.

5.2. СКО формируется на основе существующих и вновь создаваемых ООКТ, в которых реализуются образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, а также с программами профильной предпрофессиональной и средней профессиональной подготовкой государственной службы.

5.3. В Российской Федерации создаются и функционируют 3 типа ООКТ.

Первый тип (основной) образуют ООКТ, учреждаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации «силового блока» и субъектами Российской Федерации. К нему относятся ПКУ, СВУ, НВМУ, ПГВ, а также КК ведомственного или регионального подчинения с обязательным интернатным содержанием и полным пансионом воспитанников с 5 по 11 классы, реализующие модели среднего общего, профильного предпрофессионального и/или среднего профессионального образования государственной службы, в соответствии с решением учредителя ООКТ.

Второй тип (специальный) образуют ООКТ, учреждаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации. К ним относятся ООКТ, являющиеся структурными подразделениями высших военных учебных заведений, предоставляющих своим воспитанникам интернатное содержание с полным пансионом и проживанием, осуществляющие двухлетнее обучение (10 и 11 классы) и реализующие модели среднего общего и профильного предпрофессионального (специального) образования.

Третий тип (общеобразовательный) образуют ООКТ, учреждаемые министерствами и ведомствами, а также субъектами Российской Федерации. К ним относятся кадетские корпуса и кадетские школы (кадетские школы - интернаты) с возможностью или без возможности интернатного содержания и полного пансиона воспитанников или с частичным пансионом (только прием пищи) с 5 по 11 классы, реализующие модели среднего общего и профильного предпрофессионального образования в соответствии с решением учредителя ООКТ.

5.4. В Российской Федерации также создаются и функционируют образовательные организации кадетской направленности. К ним относятся: общеобразовательные школы с кадетскими классами и кадетские классы с 1 по 11 классы, реализующие модель получения общего образования с углубленной гуманитарной, спортивной и военно-патриотической направленностью основных и дополнительных программ и являющиеся образовательными организациями с элементами кадетского воспитания и образования.

Кадетские классы формируются инициативным порядком в соответствии с инициативами родительской общественности конкретных образовательных организаций и ходатайством их руководителей.

Решение об образовании кадетских классов и присвоение им названия «кадетский класс» осуществляется департаментами (министерствами) образования субъектов Российской Федерации, при условии соответствия возможностей данных образовательных организаций - соискателей организации при них кадетских классов, по реализации соответствующих учебных программ и планов, и при выполнении ими ряда обязательных требований, определяемых Методическими рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации.

Самоназвания и самостоятельное присвоение учебным коллективам специального названия «кадетский класс», «школа с кадетскими классами» и т. д. не допускается.

5.5. Участниками образовательного процесса в сфере кадетского образования в Российской Федерации являются:

- генеральный заказчик - Правительство Российской Федерации;

- заказчики - министерства, ведомства, субъекты Российской Федерации - учредители взаимосвязанных по профилю ВУЗов и кадетских (довузовских профильных) образовательных организаций;

- ответственные исполнители - Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования и ДОСААФ России, органы власти и управления образованием субъектов Российской Федерации;

- образовательные учреждения, действующие в сфере кадетского образования, ООКТ;

- родители кадет (их законные представители);

- несовершеннолетние граждане Российской Федерации, обучающиеся в ООКТ.

5.6. Компетенции и обязанности заказчиков:

- определение перечня специальностей для подготовки в системе ООКТ по необходимой номенклатуре специальностей государственной службы и по военно-учетной специальности;

- разработка требований по подготовке специалистов по направлениям государственной службы и военно-учетных специальностей;

- плановый прогноз и формирование государственного (ведомственного, регионального) заказа на подготовку необходимых специалистов в подведомственных ООКТ;

- финансирование подведомственных ООКТ;

- создание правовых, организационных, кадровых, материально- технических и других условий деятельности ООКТ;

- участие в выработке требований к уровню компетенции, навыков и умений кадет-выпускников, а таюке к получаемым ими специальностям государственной службы;

- подготовка методических материалов по тематике кадетского образования и в интересах выполнения своего заказа на подготовку необходимых специалистов государственной службы и обеспечение данными материалами подведомственных ООКТ;

- создание инфраструктуры и учебно-материальной базы подведомственных ООКТ, обеспечивающей получение воспитанниками ООКТ соответствующих специальностей государственной службы и военно-учетных специальностей;

- плановое обеспечение получения кадетами-выпускниками высшего образования в профильных ВУЗах с последующей профессиональной реализацией на государственной службе;

- трудоустройство кадет-выпускников, получивших профессию или специальность, согласно государственному (ведомственному, региональному) заказу, договору с соответствующей ООКТ и контрактам с ее выпускниками;

- ведение реестра подведомственных ООКТ и учета кадет-выпускников, в том числе и в системе военных комиссариатов.

5.7. Компетенции и обязанности образовательных учреждений, действующих в сфере кадетского образования:

- создание условий для качественной реализации целей и задач кадетского образования;

- организация учебного и воспитательного процесса;

- формирование в ООКТ кадетской образовательной среды и дополнительных общеразвивающих образовательных программ;

- разработка и выполнение учебных планов и программ согласно ФГОС, требованиям и заказам учредителей;

- постоянное совершенствование качества преподавательского, воспитательного и руководящего состава ООКТ;

- формирование системы Соглашений (договоров) с учредителем, профильным образовательным учреждением высшей школы, ДОСААФ России, военными комиссариатами, ветеранскими объединениями кадетского движения России и другими структурами, обеспечивающими реализацию программ предпрофессиональной и профессиональной подготовки кадет, а также осуществление с ними совместного планирования и сотрудничества по повышению качества учебного процесса в ООКТ.

5.8. Компетенции и обязанности родителей кадет (их законных представителей):

- подготовка и поддержка своего ребенка при поступлении и обучении в ООКТ;

- заключение общественных договоров с ООКТ.

5.9. Компетенции и обязанности несовершеннолетних граждан Российской Федерации, обучающихся в ООКТ:

- качественное и добросовестное выполнение обязанностей;

- соблюдение обязанностей кадета по подготовке с детства к служению Отечеству на государственной службе.

5.10. В рамках СКО все ООКТ с 5 по 11 классы реализуют модели среднего общего образования с углубленной гуманитарной, спортивной и военно- патриотической направленностью основных и дополнительных программ.

5.11. Специфика подготовки по направлениям кадетского образования реализуется через основные образовательные программы, а также дополнительные общеразвивающие, предпрофессиональные и профессиональные образовательные программы, интегрированные с основными образовательными программами.

5.12. ООКТ первого и второго типов комплектуются по результатам отбора врачебных комиссий и вступительных испытаний, а их выпускники подлежат отдельному государственному (военному) учету и личной идентификации.

5.13. По результатам каждого выпуска решением учредителя, согласованным с заказчиками, вносятся необходимые уточнения в заказ на специалистов, а также в учебные планы и программы подведомственных ООКТ на следующий учебный год и ближайшую перспективу.

5.14. На учредителей ООКТ возлагается:

- подготовка военных специалистов из числа суворовцев, нахимовцев и кадет, которую осуществляет Министерства и ведомства силового блока;

- подготовка специалистов государственной гражданской службы, в том числе государственной службы российского казачества, которую согласованно осуществляют министерства, ведомства и государственные корпорации, а также субъекты Российской Федерации.

- подготовка воспитанников ООКТ по военно-учетным специальностям возлагается на ДОСААФ России.

5.15. В основу Кадетского образования закладывается комплекс льгот и гарантий для преподавателей, воспитателей, руководящего состава ООКТ и для кадет-выпускников при их поступлении в профильные ВУЗы, а затем - на государственную службу.

5.17. Контроль за эффективностью функционирования системы кадетского образования возлагается на федеральные и региональные органы государственной власти.

 

6. Основные направления реализации Концепции кадетского образования 

6.1. Основными направлениями реализации Концепции являются государственная военная, правоохранительная, гражданская служба, в том числе государственная и иная служба российского казачества.

6.2. Формально-правовым условием реализации Концепции является заключение многостороннего соглашения между ООКТ, профильным ведомством, высшим учебным заведением профильного ведомства, общественными ветеранскими организациями ведомства, военным комиссариатом и ДОСААФ России (его местными подразделениями). Реализации концепции будет способствовать получение выпускниками ООКТ, добившихся значимых достижений в учёбе, успешно овладевших предметом «Основы военной (военно-морской) подготовки» и получивших военно-учетную специальность в системе ДОСААФ России, дополнительных баллов к ЕГЭ по решению учредителей ООКТ, с возможностью проведения учредителями целевого набора кадет в профильный ВУЗ.

6.3. Структурной единицей реализации Концепции кадетскими образовательными организациями выступает наличие соответствующей и включенной в соответствующие реестры, образовательной программы профильного образования.

6.4. Содержательными условиями реализации Концепции образовательной организацией являются:

- наличие государственного (регионального, ведомственного) заказа учредителей ООКТ на подготовку в них специалистов необходимых им номенклатур;

- разработка учредителями (заказчиками) необходимых требований (стандартов) к выпускнику ООКТ и соответствующих образовательных программ профильного (профессионального) обучения;

- увеличение общего времени обучения за счет планового использования летнего времени (летнего периода обучения) для выполнения программ профильного (профессионального) обучения воспитанников ООКТ в системе обязательных плановых лагерей (оздоровительных, спортивных, тематических), лагерных сборов и стажировок кадет, осуществляемых на объектах инфраструктуры ДОСААФ России и их учредителей;

- обязательное наличие в ООКТ института офицеров-воспитателей (классных руководителей), формируемого по договору из числа офицеров запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющих положительный опыт командования подразделениями и руководства воинскими коллективами, высшее образование, состоявшиеся семьи и прошедших специальную педагогическую подготовку для работы с детьми;

- создание в системе ООКТ необходимой кадетской воспитательной среды;

- создание системы методического обеспечения, ответственности и контроля за состоянием дел и эффективности системы кадетского образования в Российской Федерации и ее субъектах.

6.5. Содержательным наполнением Концепции являются реализация обязательной рабочей программы по учебному предмету «Основы военной подготовки», включающей знания о военной организации государства, системе обеспечения военной защиты населения, выработки высокого сознания общественного и воинского долга, совершенствование своих военных и методических знаний на основе беззаветной преданности Отечеству; обязательное овладение воспитанниками ООКТ рядом воинских учетных специальностей и другими специальностями (техническими, летными и пр.) согласно требований государственного оборонного заказа на их допризывную подготовку в системе ДОСААФ России.

6.6. Участники образовательных отношений вправе реализовывать общеразвивающие программы по учебным предметам вариативной части «Основы государственной гражданской службы», «Основы государственной правоохранительной службы», «Основы защиты жизнедеятельности» в соответствии с профилем обучения.

6.7. С целью обеспечения эффективности Кадетского образования как составной части государственной службы и кадровой политики организован Совет Министерства просвещения Российской Федерации по кадетскому образованию и разрабатывается система методических рекомендаций по всем сферам жизнедеятельности ООКТ и СКО. Управление системой ООКТ в Российской Федерации и ее субъектах может определяется решением полномочных органов власти.

6.8. Реализация Концепции осуществляется в 2 этапа (I этап - 2018-2019 годы и II этап - 2020-2025 годы) в соответствии с Планом реализации Концепции кадетского образования в Российской Федерации.

В ходе I этапа:

правовая, нормативная, организационная, педагогическая и методологическая база кадетского образования;

-  разрабатываются и вводятся в практику основные положения настоящей Концепции, а также программа «Основы военной (военно-морской) подготовки» (вместо программы «Основы безопасности жизнедеятельности), в качестве обязательного предмета для преподавания и изучения во всех ООКТ;

- разрабатывается система государственных, региональных и ведомственных заказов на подготовку кадет по профильным специальностям государственной службы, определяется их перечень;

-  осуществляются процессы лицензировании ООКТ и подготовки контингентов преподавателей, командования и института офицеров-воспитателей для СКО.

В ходе II этапа:

- отлаживается функционирование системы кадетского образования;

- формируется система кадетских спартакиад, олимпиад, ведомственных, региональных и президентских кадетских смотров;

- производится встраивание СКО в систему образования государственной службы, национальной кадровой политики и патриотического воспитания молодых поколений граждан России pi их подготовки к защите Отечества, в качестве ее ядра.

6.9. СКО, ООКТ и кадетские общественные объединения выпускников ООКТ включаются в систему Государственных программ патриотического воспитания, а также проекты в области национальной обороны и государственного управления, науки, образования, культуры и спорта.

6.10. Осуществляется обнародование и комплексное информационное сопровождение положений настоящей Концепции и хода ее реализации.

 

7. Итоги реализации концепции кадетского образования в Российской Федерации

7.1. Реализация настоящей Концепции обеспечит принципиально иной уровень развития кадетского образования, позволит улучшить качество обучения в ООКТ, совершенствовать формы преподавания и модернизировать содержание учебных дисциплин, что приведёт к совершенствованию системы подготовки специалистов для несения военной и гражданской государственной службы.

7.2. В результате реализации Концепции государство и общество получают СКО как составную часть образования государственной службы, государственной кадровой политики и основы кадрового резерва.

7.3. Реализация настоящей Концепции обеспечивает:

а) государству:

- воспитание просвещенных граждан России как убежденных патриотов, готовых безупречно служить Отечеству, защищать его с оружием в руках и получивших военно-учетную специальность;

- подготовку специалистов, имеющих профессиональные навыки работы с первичными коллективами и базовые знания (навыки) по управлению ими при исполнении первичных должностей военной или иной государственной службы;

- формирование слоя патриотически воспитанных и прошедших первичную военную подготовку профессиональных государственных служащих;

- формирование кадрового резерва по разным видам государственной службы;

- улучшение качества управления государством и самой государственной службы, гарантированное снижение уровня коррупции, бюрократизма и неэффективного управления;

- рост качества государственного профессионального управления и улучшение мобилизационных возможностей государства в условиях мирного и военного времени;

- стабильность и надежность основ российской государственности.

б) российскому народу и обществу:

- основу просвещенного национально и патриотически ориентированного гражданского общества, способного и готового к защите Отечества;

- рост благосостояния, связанный с лучшим качеством управления государством;

- уверенность в своей безопасности и успешном историческом будущем;

- утверждение патриотической национальной идентификации.

в) воспитанникам:

- высокий уровень просвещения, любовь к России, знание ее культуры и истории, желание и умение быть защитником Отечества и верно служить ему с детства;

- получение общего и среднего профессионального образования государственной службы, а также военно-учетной специальности;

- высокую моральную, нравственную, и первичную военную подготовку, физическую закалку, этику служения Отечеству;

- вёрдые нравственные внутренние основы жизни, дисциплину и уважение к труду, умение работать в коллективе, управлять им, дружить и взаимодействовать в жизни и службе;

- получение разносторонних знаний и навыков для жизни, карьеры и государственной службы, в также для верной службы Отечеству и его защите, в соответствии с задачами и принципами кадетского образования и воспитания;

- причастность к достойному патриотическому и историческому корпоративному обществу России - кадетскому движению;

- высокую конкурентоспособность на рынке труда;

- возможность сделать успешную служебную карьеру государственного служащего.

 

8. Источники финансирования реализации Концепции кадетского образования

8.1. Для решения задач, сформулированных в Концепции, предусматривается обеспечить последовательное, стабильное и неуклонное увеличение расходов на государственную поддержку ООКТ.

8.2. Финансирование расходов на функционирование СКО и деятельность ООКТ осуществляется за счет средств:

-  федерального бюджета;

- бюджетов субъектов Российской Федерации;

- бюджетов муниципальных образований;

- средств федеральных целевых программ патриотического воспитания, развития образования, а также ДОСААФ России и других общественно­государственных объединений Российской федерации.

8.3.Основное экономическое обеспечение кадетского образования - средства федерального бюджета на подготовку младших специалистов государственной службы, согласно утвержденного государственного (ведомственного, регионального) заказа.

8.4. В качестве источников финансирования также используются средства,

- выделяемые на разработку и реализацию государственных программ и проектов в области национальной безопасности, культуры, образования и спорта;

- целевые гранты на разработку концептуальных, правовых, организационных, материально-технических, педагогических и других норм и условий кадетского образования,

- а также средства благотворителей, меценатов и спонсоров, в том числе целевых отчислений государственных корпораций Российской Федерации.

* * * * *

Автор: Александр Иванович Владимиров