Музеи,

 к кадетам отношение имеющие

Музей Дома Ветеранов

Сан-Франциско

образован в 1924 году офицерами-выпускниками Михайловской артиллерийской академии и Михайловского артиллерийского училища - участниками Великой войны.

Музей истории

Российского кадетства

виртуальный

Музей истории

кадетских корпусов РОССИИ

Санкт-Петербург

(филиал ВИМАИВиВС)

Санкт-Петербург

 Военно-кадетский музей

Париж

Самый старый кадетский музей. Создан в 1923 г. по почину кадета 2-го Московского КК полковника Б.Д. Приходкина. Заведует музеем:  Объединение кадет Корпуса Императора Николая II-го во Франции

87, Boulevard Exelmans  75016 Paris  (Франция)

Государственный мемориальный музей А.В.СУВОРОВА

Санкт-Петербург, Кирочная,43

создан на народные средства, открыт в ноябре 1904

Кадетский музей в Белой Церкви

В.Кастелянова (Сербия)

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС)

Санкт-Петербург, Кронверская набережная, 7

Интернет - музей

Всеукраинской Ассоциации выпускников Суворовских училищ "Кадетское Содружество"

http://cadet.org.ua/documentary-artefakty

Картины, портреты

Открытки, календари

Плакаты

военный юмор

Музей Морского корпуса

 190000, Санкт-Петербург,

наб. лейтенанта Шмидта, 17

Журнал «Кадетская перекличка», 2008, №4

 

ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ И ИСТОРИИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ.

 

Музеи кадетских корпусов Российской империи и русского зарубежья

Создание музеев в кадетских корпусах всегда было предназначено для нравственного воспитания, привития кадетам чувства долга, любви к Родине и родному корпусу, преданности императору, сохранения традиций и ценных исторических реликвий.

В связи с открытием полкового музея Кексгольмского полка Б.В. Адамович (директор Первого Русского кадетского корпуса в Югославии с 1920 по 1936 год) писал в 1907 году: «Музей – детище самих офицеров, плод их любви к своей части, их трудов и забот. Музей исполнит свое прекрасное предназначение – сохранять надолго память о текущей жизни, восстанавливать забытое и связывать нас крепче с родными полками». Сказанное Б.В. Адамовичем в полной мере относится и к музеям, которые создавались в императорских кадетских корпусах, а потом в кадетских корпусах за рубежом.

При всех различиях музеев кадетских корпусов в них были и общие черты. В каждом формировали так называемые заповедные отделы, в которые включали священные для воинства предметы: знамёна, императорские указы и грамоты, боевые награды. Музеи служили важнейшим средством для передачи славных традиций кадетских корпусов. Специальные отделы были посвящены выпускникам корпусов, прославившим кадетский корпус на поле брани, в области государственного или общественного служения, тем, кто при защите Отечества отдал за него свою жизнь. После закрытия кадетских корпусов в 1918 году музеи были ликвидированы и разорены, судьба практически большинства экспонатов осталась неизвестной. А во многих музеях хранились поистине бесценные реликвии!

В память подвигов черноморских моряков император Николай I в начале 1850-х годов пожаловал музею Морского корпуса гюйс, взятый в бою кораблём «Владимир» у турецко-египетского корабля «Перваз-Бахри», отметив при этом: «В 1827 году пожаловали мы Морскому корпусу гюйс, взятый кораблём «Александр Невский» в Наваринском сражении; бывшие в то время воспитанники с честью служат ныне в нашем флоте и новыми победами являют себя достойными сыновьями героев Наваринских, в частности сын капитана 1-го ранга Ивана Николаевича Бутакова, взявшего египетский 14-пушечный бриг «Кандия». Посему нам особенно приятно повторить сделанный Морскому кадетскому корпусу подарок, жалуя ему ныне гюйс, взятый пароходом «Владимир» при пленении египетского парохода «Перваз-Бахри». Эти гюйсы как боевые реликвии хранились в музее кадетского корпуса. В 1854 году император подарил корпусу большую картину, изображающую Синопское сражение.

В музее Суворовского кадетского корпуса среди ценных исторических экспонатов выделялась застекленная витрина с двумя реликвиями – лентой ордена Святого великомученика и победоносца Георгия 1-й степени с вышитой на банте орденской звездой и золотым офицерским крестом за взятие Праги (предместье Варшавы), принадлежавших А.В. Суворову.

Можно сказать, что музей Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса, основанного в середине марта 1834 г.ода, стал складываться в первые месяцы существования корпуса, сразу же после кончины графа А.А. Аракчеева. Корпус оказался владельцем библиотеки в 10 тысяч томов, портретов императоров государей Петра I, Павла I, Александра I, портрета самого графа Аракчеева работы Дж. Доу, двух кубков, из которых пили в Тильзите Александр I и Наполеон, ценных икон, личных вещей самого графа, старинной мебели.

После переезда кадетского корпуса в 1866 году из Новгородской губернии в Нижний Новгород под музей было выделено несколько просторных залов, соединённых общим коридором. Фотографии залов музея позволяют судить о его богатой и исключительно интересной экспозиции. На снимках угадываются портреты лиц императорской фамилии, начальников Главного управления военно-учебных заведений, директоров и начальствующего персонала, воспитанников и выпускников кадетского корпуса. На стенах и вдоль них буквально нет свободного места, так плотно расположены выставочные витрины и развешаны экспонаты.

Музей был гордостью Петровского-Полтавского кадетского корпуса. Среди его реликвий находилась табакерка, сработанная лично Петром I, несколько дорогих картин, подаренных корпусу разными лицами. Кадет Черноглазов подарил корпусу кольчугу и шлем, найденные на берегу Донца.

В музее Полоцкого корпуса хранились реликвии, связанные с одним из самых известных выпускников кадетского корпуса, героем обороны Порт-Артура генерал-лейтенантом Р.И. Кондратенко.

Музей Пажеского корпуса начал формироваться только в мае 1890 года Инициатором создания музея и его первым директором стал инспектор классов полковник Н.Н. Скалон, долгие годы прослуживший в корпусе. Для музея были собраны печатные и рукописные работы, относящиеся к Пажескому корпусу, рисунки бывших пажей и служащих корпуса, списки убитых, георгиевских кавалеров, биографии выпускников корпуса, их личные вещи, альбомы фотографий, отдельные портреты и т.д.

Выпущенная к столетию Пажеского корпуса его история под редакцией Д.М. Левшина «Пажеский Его Императорского Величества корпус за сто лет» богато иллюстрирована поступившими в музей рисунками и фотографиями. К юбилею корпуса была издана брошюра «Извлечение из сообщения пажам по поводу задач исторического музея Пажеского Его Императорского Величества корпуса» под редакцией инспектора классов и директора музея полковника Г.С. Осипова. Эта брошюра была выпущена с целью вызвать у пажей интерес к истории учебного заведения, в котором они учились.

 

Более или менее благополучно сложилась судьба музея Морского кадетского корпуса. Как отмечают исследователи истории этого учебного заведения, музей кадетского корпуса был основан при директоре адмирале И.Ф. Крузенштерне в начале 1830-х годов. Однако у этих же историков имеются свидетельства того, что будущий император, генерал-адмирал Павел I (1754–1801, император с 1796 по 1801 год) в трехлетнем возрасте при посещении Морского кадетского корпуса играл с макетами кораблей, которые находились в одной из комнат корпуса. Следовательно, экспонаты будущего музея накапливались исподволь и только ждали своего часа, чтобы занять свое место в музее.

12 мая 1855 года Морскому корпусу был высочайше пожалован для хранения флаг британского парохода «Тигр», взятого у Одессы. В корпусе сохранялся также флаг корабля «Императрица Мария», на котором держал свой флаг вице-адмирал П.С. Нахимов в Синопском сражении и которым покойный адмирал был покрыт при отдании ему последней земной почести.

Война с Турцией 1877–1878 годов увеличила число хранившихся в корпусе военных трофеев. По высочайшему повелению корпусу был передан на хранение флаг, снятый с турецкого монитора «Сейфи», взорванного на Дунае минными катерами, которыми командовали выпускники Морского корпуса лейтенанты Ф.В. Дубасов и А.П. Шестаков.

Передавая флаг с истреблённого неприятельского монитора Морскому корпусу, император повелел, чтобы он хранился как «памятник этого нового, столь геройского подвига моряков наших. С особенным удовольствием передавая Высочайшую волю эту, я надеюсь, что новая милость государя императора к Морскому училищу послужит для развития и укрепления в молодом поколении будущих моряков тех чувств преданности к престолу и Отечеству и того геройского духа, которым всегда отличался наш флот, оказавший так много блестящих подвигов во время минувших войн».

Военно-морские учебные заведения, располагавшиеся в историческом здании Морского кадетского корпуса после 1917 года, сохранили основную экспозицию музея. Были сохранены многочисленные макеты кораблей, картин, другие свидетельства славы Русского флота. В залах музея появились предметы, картины, фотографии, в которых рассказывается о подвигах советских моряков, в частности и о тех выпускниках Морского корпуса, кто остался после революции 1917 года на службе нового государства.

 

О МУЗЕЕ ПЕРВОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Старейшим из музеев кадетских корпусов по праву следует считать музей Первого кадетского корпуса. Есть все основания полагать, что музей начал создаваться в эпоху правления императрицы Екатерины II (1729–1796, российская императрица с 1762 по 1796 год.), когда была заложена основа библиотеки Первого кадетского корпуса.

Дело в том, что практически все музеи кадетских корпусов до второй половины XIX века брали своё начало в библиотеках корпусов. Так повелось, что сначала предметы, представлявшие какую-то историческую ценность для кадетского корпуса, складывались в выделенной для этой цели комнате, а затем с появлением библиотеки переносились и выставлялись там. Только с появлением специальных помещений и, самое главное, желания директора корпуса иметь в корпусе музей начиналось его формирование.

В книге директора Первого кадетского корпуса графа Ф.Е. Ангельта (директор корпуса в 1786–1794 годах), касавшейся его педагогических воззрений, подробно рассказывается о библиотеке кадетского корпуса. Во втором томе им дается описание огромного Зала отдыха, где кадеты проводили свободные от занятий часы. Юношей окружали бюсты философов, античных деятелей, писателей – Александра Македонского, Катона, Вольтера, Руссо. В зале находились двадцать два стола с разложенными на них справочными изданиями, таблицами, альманахами, каталогами, словарями.

По стенам были развешаны рисунки и гравюры с изображениями военных крепостей. В стеклянном ящике помещался макет крепости Вобана, демонстрировавший самые мелкие детали и привлекавший постоянно внимание кадет. Для старших кадет были наглядно представлены в картинах, планах, макетах, чертежах достижения современной им военной науки. Все эти экспонаты заложили основу музея кадетского корпуса.

В первом каталоге музея, выпущенном в 1909 году, говорится: «Большой зал музея построен в царствование императрицы Екатерины II и с тех пор служит помещением для музея корпуса. Первоначально музей при корпусе являлся хранилищем редкостей и местом, где кадеты собирались для упражнений в изящных художествах, искусствах и науках. Затем в нем стали собирать различные модели, планы и образцы в качестве показательных учебных пособий для наглядного ознакомления с военным искусством в специальных классах»[4].

Экспонаты в музей – живописные портреты, рисунки, гравюры, знамёна, оружие, фотографии – дарили выпускники корпуса и другие лица, в том числе представители императорского дома.

По свидетельству последнего директора музея А.А. Крутецкого, датой основания музея Первого кадетского корпуса можно считать 1789 год Музей размещался в так называемом Елизаветинском зале дворца Меншикова. Эти сведения были опубликованы в справочнике «Наука и научные работники СССР», выпущенном в 1926 году.

В настоящее время большой и просторный Елизаветинский зал, являющийся частью Академии тыла и транспорта Вооружённых Сил РФ, используется для проведения балов.

По словам автора каталога, музей стал приобретать значение наглядной иллюстрации истории корпуса и служить хранилищем исторических памятников и драгоценных реликвий только в начале ХХ века[5].

Экспозиция строго прослеживала хронологию развития и становления корпуса и даже изменение его названия в разные периоды его истории.

Шляхетский кадетский корпус (1732–1743).

Особую ценность в этом разделе представляли подлинные портреты императрицы Анны Иоанновны, основательницы корпуса, генерал-фельдмаршала фон Миниха (главного директора корпуса), бронзовая, вызолоченная доска с выгравированной копией указа императрицы Анны Иоанновны об учреждении корпуса кадет, манекены штаб-офицера, кадет конной роты, гренадера и фузилера в исторических формах.

Сухопутный шляхетский корпус (1743–1766).

Залы музея украшали портреты императрицы Елизаветы Петровны, выпускников корпуса А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, В.А. Озерова. Были выставлены многочисленные рисунки знамен, знаков, которыми награждали кадет, обмундирование кадет 1740–1761 годов.

Императорский шляхетский сухопутный кадетский корпус (1766–1800).

В этом разделе была подробно представлена эпоха Екатерины II, которая любила кадетский корпус и считала его рассадником просвещённых людей. Портреты императрицы Екатерины II, графа Ф.Е. Ангальта, И.И. Бецкого, графа И.Е. Ферзена, выпускников корпуса И.А. Дмитриевского, Ф.Г.Волкова были выполнены современными художниками и приобретены корпусом для музея. В этом разделе были выставлены бюсты А.В. Суворова, графа Ф.Е. Ангальта и И.И. Бецкого, образцы медалей, кокард и других знаков отличия, которыми награждались воспитанники кадетского корпуса, многочисленные рисунки кадета Дергуна (1792–1793), отобразившего в них многообразную жизнь корпуса.

Первый кадетский корпус (1800–1864).

В залах музея, отображавшего этот период в истории корпуса, были выставлены бюсты императоров Павла I, Александра I, Николая I, Александра II, портреты императоров, портреты генералиссимуса А.В. Суворова, директоров кадетского корпуса, манекены кадет в форме разных эпох, оружие, которым были вооружены кадеты, многочисленные рисунки на темы из жизни корпуса.

1-я Санкт-Петербургская военная гимназия (1864–1882).

В музее появился манекен в форме гимназиста. В это же время в нём была создана галерея портретов георгиевских кавалеров за Русско-турецкую войну 1877–1878 годов и выставлены образцы оружия, которым сражалась Русская армия.

Первый кадетский корпус с 1882 г.

В конце ХIХ – начале ХХ века фонды музея значительно обогатились. В них появились экспонаты, которые исключительно широко представили этот и другие периоды в жизни корпуса. Помимо портретов императоров Александра III, Николая II в корпусном музее были выставлены знамёна царствования императрицы Анны Иоанновны – 3, Елизаветы Петровны – 4, Екатерины II – 4, императора Александра I – 1, штандарты царствования императрицы Екатерины II – 4.

При музее имелся архив и особая библиотека из произведений по всевозможным отраслям знаний и литературы на русском, французском, немецком, латинском и других языках, включавшая до 15 тысяч книг.

Музей Первого кадетского корпуса просуществовал до 1928 г. в составе созданного на его базе Исторического музея военно-учебных заведений Ленинградского военного округа.

 

О МУЗЕЕ ПЕРВОГО РУССКОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА КОНСТАНТИНОВИЧА КАДЕТСКОГО КОРПУСА

21 августа 1925 года приказом директора Первого Русского кадетского корпуса генерал-лейтенанта Бориса Викторовича Адамовича в здании корпуса, находившегося в то время в Сараеве, был открыт корпусной музей. По случаю открытия музея в приказе говорилось:

«Учреждаю при корпусе музей, которому именоваться «Музей Русского кадетского корпуса». Открытие музея назначаю на 23 ноября/6 декабря, в день праздника корпуса.

Основная задача музея: собирать все вещественные признаки жизни Русского, Киевского, Одесского и Полоцкого кадетских корпусов и сохранять таковые же памятки, переданные Сибирским и Хабаровским корпусами.

Сверх того, в особых отделах музея должны собираться памятки, относящиеся к августейшему генерал-инспектору и Главному начальнику военно-учебных заведений великому князю Константину Константиновичу и ко всем русским военно-учебным заведениям (кадетским корпусам и военным училищам), а также русские медали, монеты и знаки – денежные, почтовые, орденские и т.п.

Ожидаю, что чины и кадеты корпуса, их родные и знакомые отзовутся на это начинание и украсят намеченные отделы музея своими вкладами. Корпус же сберёжет всё вверенное его хранению и передаст по принадлежности в случае восстановления старых военно-учебных заведений».

Создавая корпусной музей, Б.В. Адамович отлично представлял, какое организующее и мобилизующее значение могут играть для воспитания кадет экспонаты музея. Более того, этому учил его богатый жизненный опыт. В свои молодые годы он написал многотомную историю родного Кексгольмского полка и создал полковой музей, который был признан одним из лучших полковых музеев России.

Генерал Б.В. Адамович считал, что кадеты, соприкасаясь с экспонатами музея, полюбят свое родное гнездо, а покинув его, никогда о нём не забудут. Он отлично представлял, что музейные экспонаты – это не просто собрание картин, фотографий, различных предметов и бумаг, а документальное свидетельство эпохи: вещи, документы, рисунки, картины, способные рассказать молодому поколению об их владельцах и времени их появления, поселить в душах кадет уважение, а может, и любовь к своему прошлому и настоящему.

Во время исхода из России кадеты Киевского, Одесского и Полоцкого корпусов не захватили с собой ничего, а тем более имущества, которое имело бы историческое, музейное значение. Многие кадеты свято берегли те единственные свидетельства их связи с Родиной, родной семьёй, кадетским корпусом, которые им удалось-таки вывезти из России, никому не показывая, даже не говоря о них. Когда же возникла мысль о создании музея как памятника российским кадетским корпусам, эти предметы постепенно стали извлекаться из тайников.

Среди них оказались две частицы знамени Владимирского Киевского кадетского корпуса, которое перед ликвидацией корпуса было разрезано на части и роздано кадетам. Кадеты 1-го Сибирского и Хабаровского корпусов привезли с собой ценное церковное и другое музейное имущество, которое они вывезли из России во время эвакуации.

В день открытия музея на столах и стенах комнаты, отведённой под музей, без какого-либо распределения по разделам были разложены и развешаны предметы, которые удалось собрать за три месяца после издания приказа директором корпуса. Все вклады зачислялись в опись под общими порядковыми номерами. К моменту переезда кадетского корпуса из Сараева в Белую Церковь в августе 1929 года в музее числилось уже свыше полутора тысяч экспонатов.

В Белой Церкви произошло значительное расширение экспозиции музея за счет тех реликвий, которые хранились в Крымском кадетском корпусе, предметов, связанных с памятью о генерал-лейтенанте П.Н. Врангеле. Из Крымского корпуса в музей поступили знамёна воинских частей Русской армии, знамя Полоцкого кадетского корпуса, которое с этого времени стало выноситься в строй Первого Русского кадетского корпуса.

В 1931–1932 годах была произведена подробная опись музея и составлен его каталог, четко определены разделы, по которым теперь экспонировались собранные в музее раритеты. Среди этих разделов были следующие:

1. Шефский (посвящён великому князю Константину Константиновичу);

2. Жизнь корпуса в иллюстрациях;

3. Связь с жизнью г. Сараева и его русской колонией;

4. Связь с жизнью г. Белая Церковь и его русской колонией;

5. Экскурсии, слёты, поездки, прогулки;

6. Архив музея;

7. Библиотека музея;

8. Работы кадет;

9. Княже-константиновцы;

10. Ордена, медали, знаки, печати, имеющие отношение к корпусу;

11. Ордена, медали, знаки, печати общего значения;

12. Русские монеты;

13. Российские денежные и почтовые знаки;

14. Генерал Врангель;

15. Русский военный;

16. Зарубежные военно-учебные заведения;

17. Главное управление военно-учебных заведений.

В июне 1932 года лично генералом Б.В. Адамовичем была отредактирована опись музея, которая потом выпущена в качестве отдельного сборника: «Первый Русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус. – Четвёртая кадетская памятка. – Б.Адамович. – Опись музея».

Экспозиция музея постепенно стала расширяться за счет дарений лиц, находившихся в эмиграции. В музее оказались вещи, принадлежавшие лично императору Александру II: его собственноручная записка супруге, перчатки, очки в футляре. В музей стали поступать памятные предметы из всех бывших российских кадетских корпусов и военных училищ. Здесь хранились автографы императоров Николая I, Александра II, Александра III, Николая II, великих князей и великих княгинь. Крупных российских деятелей – генерала Врангеля, митрополита Антония; известных русских писателей: И.А. Бунина, Е.Н. Чирикова. С появлением новых экспонатов менялись разделы музея, обновлялась его опись.

В музее хранились трофейные немецкие знамёна, захваченные русскими войсками в годы Первой мировой войны. Постепенно музей корпуса приобрел большое историческое значение не только для жизни корпуса, но и вообще жизни русского зарубежья. После кончины основателя корпуса и создателя музея генерал-лейтенанта Б.В. Адамовича в музей поступило много предметов, принадлежавших ему лично. К концу существования кадетского корпуса в музее насчитывалось свыше 4 000 экспонатов. В часы работы музея в нём дежурили кадеты старших рот, которые готовы были провести экскурсию по музею.

По оценкам офицеров-воспитателей и преподавателей корпуса, велико было значение музея для воспитания патриотизма у кадет корпуса. В музее кадеты узнавали об истории России, ее армии, императорских кадетских корпусах. И воспитательное значение этого знакомства с историей было чрезвычайно.

Авторы «Седьмой кадетской памятки Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса» в связи с этим отмечали: «Собрание предметов, говорящих о наших царях, о Русской армии, о жизни и работе прежних кадетских корпусов в осенении седых Российских знамён, не только даёт подрастающему поколению знания о Родине, более ценные, чем все возможные рассказы и описания, но и поднимает их дух, как бы приобщает их к минувшей славе и зажигает их сердца любовью к Родине, когда-то столь могучей и прекрасной.
Этим нужно объяснить особо бережное и любовное чувство кадет к своему музею, как душе нашего корпуса, и их искренние старания пополнить его новыми ценными предметами».

Преподаватель кадетского корпуса полковник П.В. Барышев выразил свои чувства в отношении музея в стихотворении «В музее корпуса»:

Вхожу в музей, и старина седая

Суворовских развёрнутых знамён,

Из тлеющего шёлка вырастая,

Встречает славою былых времен.

Под сенью их – кадетские знамёна:

Симбирцев – слева, справа – полочан,

И под гербом стеклянным медальона

Частицы знамени хранятся киевлян.

Когда в ходе Второй мировой войны немцы вошли в Белую Церковь, они изъяли из музея корпуса трофейные немецкие знамёна.

Кадетский корпус был эвакуирован из Белой Церкви в середине 1944 года, до прихода Красной армии. Когда в Белую Церковь вступили части Красной армии, заканчивался вывоз из корпуса имущества музея. Красноармейцам, занявшим здание корпуса, видимо, было известно о существовании музея; ими были изъяты все знамена, которые позднее были доставлены в Москву, в Центральный музей Вооружённых Сил СССР (ныне Центральный музей Вооружённых Сил Российской Федерации).

После закрытия Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса в 1944 году и Корпуса-лицея Императора Николая II во Франции многие кадетские реликвии были сосредоточены в фондах Культурно-просветительского и благотворительного общества «Родина» (г. Лейквуд, шт. Нью-Джерси, США), в Музее общества ветеранов в Сан-Франциско (США) и Музее объединения Российских кадетских корпусов во Франции (Париж). Многие реликвии, связанные с императорскими кадетскими корпусами и русскими кадетскими корпусами за рубежом, хранившиеся в фондах «Родины», несколько лет тому назад были переданы в Российский фонд культуры и Центральный музей Вооружённых Сил РФ.