МУЗЕЙ

Александра Васильевича СУВОРОВА

 

Санкт-Петербург, Кирочная

ПО ВОЛЕ НАРОДА И ПО ВЕЛЕНИЮ ИМПЕРАТОРА

В конце XIX века в кругах российской общественности, особенно среди военных, все больше распространялась идея достойно увековечить память Александре Васильевича Суворова. Ведь приближалось столетие со дня его кончины — 18 мая 1900 года. Полководческий талант и боевые подвиги генералиссимуса хотелось отметить неординарно, как-то по особенному. И возник замысел создания полноценного музея великого русского полководца, где не только должны собираться и храниться реликвии, сведения, связанные с его именем и деятельностью, но куда, подобно храму, смогли бы всегда приходить люди, чтобы поклониться воинскому гению, приобщиться к ратной славе России, проникнуться духом самоотверженного служения Отечеству.

Созданная в марте 1898 года особая суворовская комиссия на первом же заседании решила ходатайствовать перед царем о выделении средств на организацию музея. Николай II высочайше повелел: быть посему.

Дальше нужно было решить вопрос о здании, в котором разместиться музей. Члены комиссии считали, что оно должно возводиться специально и отличаться уникальной архитектурой. Но все предлагавшиеся на конкурс проекты отвергались один за другим. Либо не представляли собой ничего оригинального, либо не укладывались по смете в 300.000 рублей, выделенных казной. Так продолжалось до тех пор, пока свой проект не представил академик архитектуры Александр Иванович Гогин.

Он предложил возвести сравнительно небольшое здание, стилизованное под древнерусскую крепость, - с мощной надвратной башней, зубчатыми кромками стен. А внутри оно должно было напоминать устройство православных храмовых строений с центральным залом, подобным алтарной части церквей. Чего-либо другого для осуществления первоначального замысла музея и не требовалось

 

СУВОРОВСКИЙ КАПИТАЛ

И все же казенных денег на организацию "памятехранилища" великого полководца явно не хватало. Суворовская комиссия через военного министра А.Н.Куропаткина обратилась к Императору с предложением устроить по добровольной подписке сбор средств на эти цели у граждан. Согласие было получено. И с того момента создание музея стало в стране делом поистине всенародным. В накоплении «суворовского капитала» своими личными средствами приняли участие буквально все слои российского общества: от крестьян отдаленных сибирских деревень до государыни-императрицы.

Самый же существенный вклад внесла армия. Первый коллективный взнос был сделан 27 марта 1898 гола солдатами и офицерами 4-го Финляндского полка. Офицеры 81-го пехотного Апшеронского полка решили в течение трех лет отчислять четверть процента получаемого жалованья. Из воинских частей производились также отчисления с денежных сумм, отпускаемых на полковые праздники. А в 1900 году в армии был проведен '"суворовский день" вольных работ. Солдатам разрешалось потрудиться, кто где сможет. Заработанные деньги — 75 тыс. 872 руб. 78 копеек — перечислили в воинскую складчину на музей.

Всего к моменту открытия музея сумма добровольных взносов составила 298 тыс. рублей. Без самой малости столько же, сколько выделялось из госказны.

 

С ОПОЗДАНИЕМ В ЧЕТЫРЕ ГОДА

Правда, к намеченному сроку - к маю 1900 года - открыть музей в Санкт-Петербурге не удалось. В России почему-то во все времена ни одно доброе дело не обходилось без пакостей чиновников. Столичная городская управа три года никак не могла выделить место для строительства здания. Выручила, как всегда, армия. Лейб-гвардии Преображенский полк, в конце концов, пожертвовал частью своего плаца, отдав ее под возведение «суворовского памятихранилища». Так что в 1900 году музей был только заложен.

Но дальше дело пошло споро. Уникальное здание, хотя его проект и был стилизован под древнюю крепость, вместе с тем возводилось с использованием выразительных средств модерна. К примеру, для отделки внутренних помещений применялись считавшиеся в те годы модернистскими материалы и метлахская плитка. А два громадных мозаичных панно на фасаде вообще расценивались, что называется, как «последний писк» в архитектурной моде.

Одно из них выложил мозаичист Масленников по картине подполковника артиллерии Алексея Попова "Переход Суворова через Альпы". А второе, на котором художник Николай Шабунин изобразил отъезд полководца из села Кончанское, выкладывал отец писателя Михаила Зощенко. Маленький в ту пору Миша, говорят, забегая иногда к отцу, сам сложил на панно елочку из цветных кусочков.

Во всей красе здание предстало публике в ноябре 1904 года.  

ХРОНОЛОГИЯ

 

2/14 МАРТА 1898

Высочайшее повеление об открытии подписки по империи о сборе средств для создания музея А.В.Суворова в Санкт-Петербурге

13/25 октября 1899

Высочайшее соизволение на устройство Суворовского музея в Санкт-Петербурге

5/18 марта 1901

Утверждение Особой комиссией по увековечиванию памяти генералиссимуса проекта здания музея, представленного архитектором А.И. фон Гогеном, и отведение участка Преображенского плаца на углу Таврической и Кирочной улиц под строительство.

13/24 ноября 1904

В день 175-летней годовщины рождения полководца Суворовский музей открыт в присутствии Государя Императора, чинов свиты и представителей военной и гражданской общественности

Март 1918

Закрытие музея в связи с эвакуацией коллекции

2 мая 1951

Открытие Государственного военно-исторического музея А.В.Суворова после Великой Отечественной войны

28 января 1991

Музей переименован в Государственный мемориальный музей А.В.Суворова

8 мая 1998

Открытие Государственного мемориального музея А.В.Суворова после капитального ремонта интерьеров и реэкспозиции.

КЛАДЕЗЬ БЕСЦЕННЫХ РЕЛИКВИЙ

Параллельно   строительству здания шел и сбор экспонатов. Причем характерным было то, что основным источником пополнения коллекции стали подарки почитателей личности и таланта Александра Васильевича Суворова. Крупнейшее дарение сделал Василий Павлович Энгельгард, передавший музею около 3000 экспонатов. Император Николай II подарил патенты А.В.Суворова на чины от сержанта до генерал-фельдмаршала, саблю полководца, более 200 документов рода Суворовых.

Много подарков поступило от военных. Подполковник Генерального штаба Стремоухов подарил чайную чашку, некогда принадлежавшую полководцу. Начальник штаба корпуса жандармов генерал Зуев – посмертную маску Александра Васильевича. Традиция дарений музею продолжалась потом многие годы. Коллекция пополнялась экспонатами, ценность которых была не только в их связи с личностью или именем Суворова, но и в дальнейшей истории собственного существования.

Скажем, в 1904 году скульптор Адель Вернер изваяла бюст Александра Васильевича. Отлит он был в двух совершенно одинаковых образцах. Один предназначался для установки в кают-компании эскадренного броненосца «Князь Суворов» - флагман 2-й Тихоокеанской эскадры Императорского флота. Второй автор передала музею. Но броненосец погиб в Цусимском морском сражении. Так что единственное художественное изображение великого, выполненное женщиной-скульптором,  стало достоянием лишь музейной коллекции.

 

ПРИ СОВЕТАХ - СВОИ РЕЗОНЫ

В годы Советской власти музей А.В. Суворова благополучно существовал все семь десятилетий. Разве что его экспозиция периодически трансформировалась в соответствии с "требованиями времени".

Почти в неизменном виде музейные разделы сохранялись до конца сороковых годов. Но, когда в начале пятидесятых стали проводить капитальный ремонт пострадавшего в войну здания, решили заодно "подремонтировать" и экспозицию. Полностью она была изменена в центральном заде. Его заполнили скульптурой, портретами и фотопанно, возвеличивающими... другого генералиссимуса.

После смерти Сталина - очередная переделка. Его изображения в центральном зале заменили материалом, который должен был свидетельствовать о почитании Суворова в народе. В какой-то степени это удалось показать, но по большому счету демонстрационного успеха раздел не имел.

Начало шестидесятых было отмечено новым перекосом в экспозиции. Явочным порядком музей стали превращать вообще в военно-исторический. К середине восьмидесятых годов экспонатам, связанным именно с Суворовым, отводилось уже не более половины демонстрационной площади. Другую половину заняли материалы, весьма претенциозно отражающие "суворовское наследие" в Советской Армии.

Вряд ли можно однозначно утверждать, что большое количество награжденных орденом Суворова военачальников есть свидетельство преемственности полководческого таланта Александра Васильевича современными военными. Однако именно эту идею призвана была утверждать, например, галерея портретов 18 человек, награжденных тремя орденами Суворова. Хотя среди них не было ни Жукова, ни Рокоссовского, чьи огромные полководческие заслуги, как известно, государство отметило орденом Победы.

И все же, несмотря на планомерное наращивание материалов о Советской Армии, одновременно имел место один парадоксальный факт. В отличие от Николая II, высших чинов военного министерства Российской Империи, присутствовавших на открытии музея в 1904 году, а затем постоянно проявлявших интерес и внимание к нему, с 1950 года "суворовское памятихранилище" не посетил ни один из командующих войсками Ленинградского военного округа, не говоря уже о министрах обороны СССР. Вообще, с того же пятидесятого, музей стал сугубо гражданским заведением. Вооруженные Силы отказали ему в опеке, передав в подведомственность Министерству культуры. А ведь первоначально он являлся отделом Николаевской академии Генерального штаба И даже после революции был на содержании Наркома обороны.

 

ОН НУЖЕН. О НЕМ ПОМНЯТ

    Ныне буквально каждый день а музей звонят люди, интересуются. когда он все же откроется.

Интерес к отечественной истории, к такой яркой личности прошлого, как Александр Васильевич Суворов, в последнее время у наших сограждан, можно сказать, даже растет. Люди приходят и в закрытый музей, просят показать хоть что-нибудь. По мере возможности администрация идет им навстречу, приводит в фондохранилище.

    Союз суворовцев Санкт-Петербурга - организация, а состав которой в качестве коллективного члена входит и мемориальный музей - первым начал бить тревогу по поводу критической ситуации, возникшей в связи с остановкой восстановительных работ. Через прессу весной 1994 года обратились к общественности города на Неве, призвав граждан, коммерческие структуры делать добровольные пожертвования в новый «Суворовский капитал". К сожалению, эффект был незначителен.

Только люди военные восприняли трудности музея А.В. Суворова, как свою собственную беду. В училище связи, следуя опыту вековой давности, провели добровольную подписку на взносы в пользу "суворовского памятихранилища". И на торжественном построении личного состава училища 9 мая передали представителям музея подписные листы и чек на сумму 1 млн. 582 тыс. 500 рублей, собранных офицерами, курсантами, солдатами.

В этой акции кроется смысл куда более глубокий, нежели просто благотворительность. В училище сложилась замечательная традиция: когда курсанты очередною набора принимают военную присягу, перед строем вместе с Государственным флагом Российской Федерации, Боевым Знаменем училища выносится еще и подлинное Знамя лейб-гвардии Преображенского полка. Его специально по такому торжественному случаю мемориальный музей великого полководца выдает из хранилища своим друзьям.

    Молодым курсантам объявляют, что под этим Знаменем русские воины сражались на Бородинском поле, прошли с ним через всю Европу, входили в Париж. А также сообщают о пожаловании Александру Васильевичу Суворову за штурм Измаила чина подполковника лейб-гвардии Преображенского полка, из списков которого впоследствии он никогда уже не исключался.

Надо видеть, какие глаза бывают у юношей, устремивших свой взор на проплывающие поочередно перед строем три полотнища. Символы государства, современной армии и воинской доблести предков для них теперь имеют самую тесную историческую связь. Ведь эти парни, не успев еще толком привыкнуть к военной форме, успевают уже узнать, что их училище, кроме прочего. расположено в казармах преображенцев.

Скажите, есть ли необходимость объяснять дальше, почему в данном военном вузе откликнулись на призыв провести добровольную подписку на пожертвования в новый "суворовский капитал"?

Валерий СТРЕЛЬЦОВ

Олег ВЛАДЫКИН

"Красная звезда".

Настольная медаль на открытие музея А.В. Суворова в 1904 году 24 (13) ноября. На оборотной стороне - портрет Императора Николая II Настольная медаль выпущенная в 1998 году. Посвящена музею А.В. Суворова в Санкт-Петербурге.
Информация с сайта: www.irnet.ru/numizmat/imajes/medals/suvorov_muz.jpg

Празднование 

275-летия со дня рождения А.В.Суворова и

100-летие Мемориального музея

 

Государственный мемориальный музей А.В. Суворова - первый мемориальный музей России. По всей стране на его создание было собрано 350 тысяч рублей серебром. Музей открыли к 175-летию со дня рождения великого полководца. В тяжелом 1994 году так же всем миром собирали  деньги на реставрацию отечественной святыни. На этот раз ко всем, кто чтит память генералиссимуса А.в.Суворова, через СМИ обратился Союз суворовцев Санкт-Петербурга. Деньги на восстановление музея стали поступать не только от выпускников суворовских училищ, но и от патриотов, живших в самых дальних уголках нашей страны, а также от зарубежных кадетов.

24 ноября ветераны-суворовцы, работники музея А.В. Суворова, Музея артиллерии, войск связи и инженерных войск вместе с юными суворовцами после митинга, посвященного 275-летию полководца, возложили цветы к его памятнику на Суворовской площади. Успешно осваивать науку побеждать и свято чтить заветы генералиссимуса воспитанников Санкт-Петербургского СВУ призвали его начальник полковник В. Боков и  председатель Союза суворовцев, нахимовцев и кадет Санкт-Петербурга генерал-лейтенант Чернов В.И.

26 ноября гостей музея А.В. Суворова, прибывших на торжества по случаю его столетия из разных городов России и зарубежья, первыми встречали суворовцы, выстроившиеся перед мозаичными картинами на фасаде здания музея, рассказывающие о переходе Суворова через Альпы и его отъезде из села Кончанское в Итальянский поход. Связи музея и училища крепнут: Теперь по итогам каждой четверти лучшие суворовцы училища будут получать стипендии от хранилища суворовских реликвий.

Губернатор города В.И. Матвиенко разрезала ленточку, и над куполом музея золотом засиял двуглавый орёл.

Его воссоздали по старинным фотографиям. Вес - 380 килограммов, высота - 4,5 метра. При осмотре музея гости непременно обратили внимание на памятные знаки, учрежденные Союзом суворовцев Санкт-Петербурга по случаю 50-летия со дня учреждения Суворовских военных училищ и подаренные дорогому им музею. 

Сын художника Анатолия Соколова преподнёс в дар музею его картину - "Взятие Измаила Суворовым". Юбилейные торжества почтили своим присутствием и предки полководца - местные и зарубежные.

 Б.Романов, Санкт-Петербург