СМИ: Новости о по теме дня. Год 2012

2011

2010

2009

 

Александр Владимиров

Корни военной профессии

Концептуальные основы национальной системы военного образования

 

Дать нашей армии необходимый профессионализм, выковать новую этику и обеспечить развитие фундаментальной военной науки может только специально выстроенная система профессионального военного образования. Как следует строить эту систему? Каковы базовые ступени такого образования? Кто будет учить и учиться в соответствующих заведениях? Предлагаем вниманию читателей возможную модель национального военного образования.

Национальная система профессионального военного образования в России должна включать следующие основные ступени:

  • первичное (начальное, профильное или кадетское), которое будут давать Суворовские (Нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Минобороны РФ;

  • базовое, обеспеченное высшими военными училищами видов Вооруженных Сил РФ;

  • специальное, которое представляет собой систему курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующим при видах Вооруженных Сил и родах войск. В том числе при назначении на должности в пределах тактического, оперативного или стратегического (государственного) уровня профессиональной компетентности;

  • высшее профессиональное военное образование, получить которое можно будет в военных академиях видов Вооруженных Сил РФ (по одной на вид);

  • высшее профессиональное государственное образование, которое даст Государственная академия (сейчас это Военная академия Генерального штаба и Академия государственной службы).

Попробуем определить некоторые базовые требования к каждому уровню образования.

 

Начальное военное

Суворовские (Нахимовские) военные училища, лицеи и кадетские корпуса комплектуются в основном из детей военных и государственных служащих, а также сирот, «сыновей полков» и просто бездомных детей. Эти учебные заведения призваны прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества, формировать понятия чести и долга. Любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию – не пустой звук для будущего военного и гражданина.

Выпускники таких училищ должны гарантированно получать полное сертифицированное общее гуманитарное среднее образование, отличные знания иностранных языков, а также прочные навыки владения компьютером на уровне хорошего пользователя и высокий уровень физической и психологической подготовки. Необходимо обеспечить учащимся и получение базовых навыков в управлении автомобильной и гусеничной техникой, владения стрелковым и холодным оружием, боевыми единоборствами. Выпускник должен уметь действовать в чрезвычайных обстоятельствах и управлять воинскими коллективами уровня отделение – взвод в мирное и военное время. Разумеется, обязан он знать и правила поведения в обществе.

Каждое из полученных в ходе обучения профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом, дающим выпускникам право работы по полученным специальностям.

Обучение целесообразно начинать с 10–11 лет, а продолжать в течение семи-восьми. Необходимо предусмотреть ежегодный выезд в оздоровительные летние лагеря, а на последних двух курсах – проведение войсковой стажировки.

Профессиональная специализация каждого воспитанника может определяться в течение двух последних лет обучения на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования.

Войсковую стажировку на последнем курсе разумно проводить в виде экзамена, учитывая при этом выбранную воспитанником специализацию.

Выпускники Суворовских (Нахимовских) военных училищ, военных лицеев и кадетских корпусов имеют право первоочередного (без экзаменов) поступления на вторые курсы учреждений базового военного образования.

Построенное таким образом первичное (начальное) профессиональное военное образование обеспечит высокий уровень гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и продолжению службы в армии, а также конкурентоспособность на рынке труда.

При необходимости и желании выпускника возможно принятие им на последнем курсе военной присяги и заключение контракта, обеспечивающего продолжение обучения в учреждениях базового профессионального военного образования, а в дальнейшем и воинской службы с зачетом этого времени в общий срок воинской (государственной) службы выпускника.

Офицеры-воспитатели

Учебные учреждения кадетского образования должны размещаться в областных центрах и находиться под личным попечительством президента России, палат Федерального собрания РФ, министров силовых структур, главкомов видов Вооруженных Сил РФ, губернаторов провинций и серьезных финансовых и коммерческих структур. Затраты последних на создание соответствующей базы и поддержание достойного уровня «своих» учреждений, безусловно, не нужно облагать налогами.

Особое значение необходимо уделять конкурсному подбору кадров офицеров-воспитателей в учреждения национальной суворовской (кадетской) школы. Главным критерием их отбора, кроме безусловно высокого уровня общей культуры и профессионализма, следует считать любовь к детям.

Представляется, что для работы в СВУ должны отбираться офицеры, имеющие высшее образование, прослужившие порядка 10 лет в строевых частях Вооруженных Сил РФ, имеющие крепкие семьи и своих (уже не малолетних) детей. Речь идет о людях, не стремящихся к «быстрой и блестящей» военной карьере в строю, но желающих и готовых служить и работать в СВУ долго.

Новым важным направлением кадровой политики в армии могло бы стать принятие решения о возможности продолжения воинской службы в запасе. В настоящее время военнослужащий, выслуживший установленные сроки действительной военной службы, «состоит», а не «служит» в запасе. Продолжение службы автоматически позволит решить вопрос подбора командных кадров для системы СВУ и КК из наиболее подготовленных и зрелых офицеров ВС РФ без увеличения штатной численности офицерского корпуса армии мирного времени.

Непременное условие назначения офицеров в систему СВУ – предварительное обучение на специальных курсах по подготовке к работе с детьми. После Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военный институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ.

Естественно, каждый принимаемый для работы в СВУ офицер и специалист должен быть обеспечен комфортабельным жильем в служебном жилом фонде СВУ.

Основные штатные должностные категории постоянного состава СВУ таковы: начальник училища – генерал-майор, заместитель начальника училища – полковник, командир суворовской роты – подполковник, командир суворовского взвода – майор.

Должностной оклад начальника училища должен быть приравнен к окладу командира дивизии, заместителя начальника училища – к окладу заместителя командира дивизии, командира суворовской роты – к окладу командира полка, командира суворовского взвода – к окладу командира батальона.

Представляется также важным, чтобы офицеры постоянного состава училищ сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь и лично заинтересованными в совершенствовании воспитания в них.

Офицер или специалист может получить высшее военное профессиональное образование, только успешно окончив одну из военных академий видов Вооруженных Сил РФ (по одной на вид, в том числе и на Тыл ВС РФ).

Выпускник учреждения высшего профессионального военного образования должен иметь диплом о получении сертифицированного высшего общего военного профессионального образования по специальности «Оперативное управление коллективами» общегражданского государственного образца и диплом о получении профессионального высшего военного образования. Последний дает ему право и возможность построения служебной карьеры до командира полка, бригады, дивизии, корпуса, армии включительно и равных им должностей.

Главная особенность этих академий – подготовка профессиональной военной элиты, способной командовать дивизиями, армиями и флотами на уровне общевойсковых операций. В них необходимо совместить уровни знаний существующих военных академий и Академии Генерального штаба.

Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/12687 Опубликовано в выпуске № 40 (457) за 10 октября 2012 года