СМИ: Новости о по теме дня. Год 2010

 

Строевая математика

Юрий Гаврилов. Перемены в Суворовских училищах вызвали острую дискуссию.

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5185 (106) от 19 мая 2010 г.

И открытое обсуждение статьи. И не только этой

 

Концепция кадетского образования и воспитания утверждена в Беларуси

Источник информацииОб этом сообщил начальник управления общего среднего образования Министерства образования Юрий Гладков.

Для создания условий по подготовке граждан к службе в Вооруженных Силах и других войсках, возрождения богатых традиций военно-патриотического и гражданского воспитания, социализации и гармоничного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предлагается создать учебные заведения нового типа - кадетские училища.

Юрий Гладков рассказал, что практика подготовки профессиональных военных кадров на территории Беларуси имеет богатую историю. Еще в 1745 году по решению великого гетмана ВКЛ Михаила Казимира Радзивилла был основан кадетский корпус в Несвиже. В последующем на белорусских землях функционировали Шкловское благородное училище, Гродненский кадетский корпус, Могилевское офицерское училище, Полоцкий и Александровский, Брестский кадетские корпуса. В ХХ веке возрождению традиций начального военного образования способствовало создание после Великой Отечественной войны сети суворовских военных училищ.

Кадетские учреждения образования будут создаваться на базе существующих школ-интернатов по решению областных и Минского городского исполнительных комитетов. Однако при этом необходимо иметь все условия для обучения, воспитания, военной подготовки, проживания, питания, охраны жизни воспитанников. Требуется наличие высококвалифицированных педагогических кадров, соответствующей материально-технической базы, в том числе тира для проведения учебных стрельб, достаточного количества учебной и учебно-методической литературы по каждому учебному предмету и для проведения факультативных занятий, а также справочной и художественной литературы, возможности проведения учебных занятий в одну смену.

Кроме изучения учебных предметов на уровнях общего базового и среднего образования учащимся будет предоставлена возможность посещать факультативные занятия военно-патриотической, хореографической и спортивной направленности. Обучение позволит учащимся получить знания по истории Вооруженных Сил Беларуси, основам военной подготовки, отечественной и мировой художественной культуре, истории философии и религии, этике и эстетике.

Планируется, что в 2010-2011 годах кадетские училища будут открыты в Витебской и Минской областях, в 2011-2012 годах - в Могилевской. В дальнейшем такие учебные заведения могут быть созданы и в других областях.

Юрий Гладков подчеркнул, что организация кадетского образования требует тесного сотрудничества Министерства образования с Военной академией, военными факультетами вузов, Академией МВД, Командно-инженерным институтом и Гомельским инженерным институтом МЧС, а также общественными организациями, в том числе с Белорусским республиканским союзом молодежи, Белорусским союзом офицеров и другими заинтересованными.

Кое-кому из "профессионалов от образования" в нашем МО не мешало бы вдуматься в это. Спасибо братьям-белорусам!

 

Источник информации:

http://www.echomsk.spb.ru/content/store/default/root_site/shmode/2/ids/438/ida/98789/idt/news.html

Развитие получила история с абитуриентами

военных училищ в Петербурге

Очередной виток истории с абитуриентами военных училищ в Петербурге, которых летом прошлого года сначала зачислили, а потом приказом министра обороны вычеркнули из списка поступивших. Незаконность этого приказа доказали в суде родители двух молодых людей из Северной столицы, еще зимой. Но нового приказа - о зачислении мальчиков - у них на руках нет до сих пор. Об этом, связавшись с нашей редакцией, сообщили сами родители.

11-летний Павлик Валюкевич мечтал к сентябрю прошлого года пополнить ряды курсантов Суворовского училища. Все складывалось удачно: Павел сдал все тесты и экзамены, ему и его родителям сообщили о зачислении. Но незадолго до Дня знаний грянул гром. Точнее - приказ министра обороны Анатолия Сердюкова. В прилагаемых списках фамилии Валюкевич не оказалось. Впрочем, многих других фамилий - тоже. Предпочтение отдали сиротам и детям из военных семей. Тем временем мама Павла, Елена, взялась доказать в суде незаконность приказа Сердюкова. Опять же - как и многие другие мамы и папы. Правда, Валюкевичам повезло больше других: они суд выиграли, по информации Елены Владимировны, таких побед на весь Петербург - всего две. После этого, по закону, ответчик - Минобороны - обязан был издать долгожданный приказ о зачислении Павла - без него принять в знаменитое училище не могут. Но бумаги из министерства до сих пор нет. Елене, которая за этот учебный год бюрократический механизм изучила от и до, сил на борьбу уже не хватает: «У меня возникает естественный вопрос. Решение суда - это закон? Или у нас, извините, это филькина грамота у кого-то?»

Впрочем, мама мальчика, который пока так и не стал суворовцем, идти намерена до конца. Зачем ей это надо, Елена Валюкевич объясняет просто: во имя детской мечты и вселенской справедливости. С другой стороны, «я решила, что если мы не пойдем в Суворовское училище, я сделаю все, чтобы ребенок не пошел в армию вообще».

По словам матери Павлика, ее ребенок после пережитого разочарования не оправился до сих пор.

Эту ситуацию нам сегодня прокомментировали в аппарате уполномоченного по правам человека Петербурга, где подробно занимались проблемой не зачисленных в военные училища. Как пояснил нам начальник отдела правового обеспечения аппарата Константин Шарыгин, учитывая решение суда, Министерство обороны обязано ответить. Если не добровольно, то - принудительно:

"Ситуация следующим образом должна разрешаться. Есть исполнительный лист или его дубликат, который можно получить снова в суде. Коль скоро Министерство обороны отказывается добровольно выполнить решение суда, то нужно направить этот исполнительный лист в соответствующее подразделение службы судебных приставов в Москву. В данной ситуации с учетом статуса этой организации - Министерство обороны - нужно обращаться к главному судебному приставу по Москве. И второй вариант действий - обратиться в Главную военную прокуратуру, которой поднадзорно Министерство обороны. Потому что в Петербурге Главной военной прокуратуры или ее филиала не существует. Есть военная прокуратура СПб гарнизона ЛенВО. Но они не осуществляют надзор за деятельностью Министерства обороны. Еще раз хочу подчеркнуть: все действительно зависит не от училищ - все зависит от Министерства".

В самом главном военном ведомстве страны нам по этому вопросу посоветовали обращаться в Управление по работе с обращениями граждан Министерства обороны. В любом случае, пояснили в пресс-службе министра Сердюкова, разбираться нужно с каждым из абитуриентов отдельно.

Мы будем следить за развитием событий

 

19 апреля 2010

http://www.russ.ru/pole/Ekonomim-na-suvorovcah

Экономим на суворовцах

Нынешняя Россия – страна парадоксов. Все ищут государственную идею, говорят о воспитании патриотизма, и при этом хотят уничтожить то, что является оплотом патриотизма и, что не менее важно, профессионализма в армии – суворовские и нахимовские училища. Превратить их в штатские школы-интернаты.

Вместо военного училища – социальный пакет

Разговоры о переориентации суворовских и нахимовских училищ из военных заведений в штатские, с передачей их из рук Министерства обороны в руки Минобрнауки, идут давно. Сейчас появился повод обсудить проблему снова: Минобороны приняло решение о том, что суворовцы и нахимовцы впервые за 65 лет не будут участвовать в военном параде 9 мая. Более того, они не будут маршировать по Красной площади колоннами 20 на 10 человек и в будущем.

Существует открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву от депутатов Госдумы и членов Общественной Палаты РФ. Правда, речь там идет лишь о необходимости участия в параде, а не о том, что систему военного образования, на возникновение которой хватило денег в тяжелейшем 1943-м году, нельзя уничтожать в 2010-м (в период проведения военной реформы). Впрочем, и об участии в параде говорить поздно: подготовка обычно длится четыре месяца. А до 9 мая осталось всего ничего.

Мы сталкиваемся с попыткой уничтожения уникальной системы образования. В РФ эта система воспитала 1000 генералов, 500 докторов наук, представителей других профессий… Суворовцы всегда были элитой профессионального офицерского корпуса страны, основной будущей гвардии. Это – кастовая система подготовки военных. Разрушив такую систему, ее нельзя создать с нуля. Главное, что дети, которые там учатся, действительно в будущем мечтают связать свою жизнь с армией, чтобы «Родину защищать».

Готовить уже некому

Неучастие ребят в параде, возможно, связано и с тем, что готовить ребят к нему уже некому. Как сказал член Общественной Палаты Максим Викторов, это могут сделать лишь кадровые офицеры, а их в училищах все меньше и меньше.

Впрочем, Минбороны, в лице зам. начальника главного управления кадров Тамары Фральцовой, объясняет неучастие суворовцев-нахимовцев в парадах заботой о здоровье детей. Но, как сказал Максим Викторов, 65 лет никто не жаловался на здоровье. По этой логике воспитание будущих военных должно быть гораздо более мягким, чем в балете или спортивной гимнастике.

На самом деле, все связано с экономией средств и сокращением офицерского корпуса.

По мнению председателя комитета Госдумы по делам ветеранов Николая Ковалева, «на каком-то, достаточно среднем уровне родилась под общую дудку идея ликвидировать ряд должностей офицеров суворовских и нахимовских училищ. Преподносилось это, скорее всего, как некая экономия средств Минобороны. Способ решения некоторых проблем, которые стоят на современном этапе. Думаю, что эта позиция не из самых умных и просчитанных».

По мнению Максима Викторова, «опасность в том, что штатные расписания суворовских училищ сегодня могут быть видоизменены. Как только там не окажется должностей офицеров действительной военной службы, с этой минуты суворовские училища как школа, как система перестанут существовать».

Если почитать форум на сайте Московского Суворовского училища, становится понятным, что система уже перестала существовать.

«Штаты (штатное расписание – Н.И-Г) пришли еще 1-го ноября и в них нет офицерских должностей…Срок исполнения к 1-му января и говорить об этом начали в сентябре как минимум...

…Общие настроения среди офицеров, преподавателей и воспитанников в суворовских военных училищах, могут быть определены как тревожные, пессимистические и даже панические, так как никто не понимает происходящего и не видит собственных перспектив ни в службе, ни в учебе. Офицерский состав, как правило, не имеет квартир, и в гражданской жизни себя не видит и к ней не готов.

Суворовцы, особенно старшие курсы, не хотят жить и учиться в гражданских интернатах, а хотят служить Родине на военном поприще, так как изначально поступали в военное училище, и вместе с их родителями давали соответствующие письменные обязательства в военкоматах.

В случае перевода суворовских военных училищ в форму гражданских интернатов, старшие суворовцы готовы уходить из училищ в массовом порядке целыми курсами.

…Военная подготовка даже в 10-11 классах один раз в неделю, это разве достаточно для военного училища? Детям отменят наряды - это опять отрыв от реальной армейской жизни, уборку училища будут производить бабуси, на КПП уже сидят бабуси или « вахтеры, и начальник у них таджик-гасторбайтер (в белом свитере)», и это Вы говорите ВоЕННОЕ училище, Вы себя просто успокаиваете, а реальность вот ОНА: ИНТЕРНАТ с шестиразовым питанием и педагогическим коллективом, собранным из остатков не нашедших себе работу офицеров, если офицеров не наберут, приглашают воспитателями женщин.

Вот Вам и суворовское военное училище, где бабуси, таджики, зам. по учебной части женщина. Подождите еще. Вам директора интерната ТЕТЮ поставят.

Я сама женщина, но считаю, что в военных училищах должны работать именно мужчины, мальчиков и так у нас и дома и в школе все воспитывают женщины, вот у нас все и перевернулось с ног на голову» (орфография и шрифты сохранены).

Вот такие отзывы родителей. Самое смешное, что на таком переделе суворовских и нахимовских училищ, и сэкономить-то невозможно (сэкономит, конечно, Минобороны, а головную боль получит Минобрнауки). О государственных интересах в целом никто не думает! По мнению Максима Викторова, «если убрать оттуда офицеров, затраты на содержание этих училищ нелинейно возрастут. Ведь ребята все делали самостоятельно, в том числе – убирали помещение. Мальчик, совсем ребенок, рапортует: дневальный по роте такой-то… Другой менталитет вырабатывается. Туда нужно бросать лучшие офицерские кадры, увеличивать зарплату. А не сокращать офицеров. Тогда мы будем получать элиту армии, и на нее и нужно будет расходовать те деньги, которые даст военная реформа путем сокращения офицерского корпуса. Но не наоборот».

Самое гадкое, что все это происходит вне поля общественного внимания. По словам Николая Ковалева, «по факту вы нигде не увидите приказа: ликвидировать суворовские училища. Оно не оформлено. Де-юро этого нет. А де-факто: сокращаются должности, увольняются преподаватели. А это означает ликвидацию училища. Если военное искусство преподавал военный преподаватель, который уволился, и приходит штатский, который преподает иные предметы, это и означает ликвидацию военной составляющей обучения в этих училищах».

Что делать

Решительно настроенные депутаты намерены разработать законопроект, направленный на закрепление специального статуса за суворовскими и нахимовскими военными училищами. На сегодняшний день эти учебные заведения выпадают из закона «Об образовании». И из-за этой законодательной неопределенности, становятся возможными подобные катастрофы. Впрочем, в законе «Об образовании» есть статья, гласящая, что изменение профиля учебного заведения возможно только, если такое желание выразят учащиеся, их родители или законные представители. Таким образом, суворовец, поступивший в суворовское училище, должен его и закончить. Но закон, увы, у нас используется так, как это выгодно тому или иному лицу или ведомству.

Рабочая группа для подготовки нового законопроекта уже создана. Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Яровая уточнила, что речь идет либо об отдельном законе, либо о поправках в закон «Об образовании» («здесь речь о специальном статусе учреждений»).

А до того, как появится закон, депутаты предлагают объявить мораторий на какие-либо «гражданские» изменения в Суворовских и Нахимовских училищах». И уж точно, на увольнение офицеров.

Впрочем, мораторий пока не заработал. И на форуме Московского Суворовского училища появилась такая запись: «Ну, вот и все!!! Вчера сын позвонил и сказал, что дали уже объявление на поиск педагогов в СВУ!!!! Всех офицеров убирают. От нас уже 15 человек ушло из роты!!!! Какие то «козлы» приезжали в четверг в СВУ из комиссии президента. Осматривали все училище!!! Родители суворовцев, кто что знает, напишите»!

А мать другого суворовца написала такое: «А сколько было надежд и планов, когда сын поступил... После такой школы и разочарования, я уверенна, что он ни за что не будет поступать в высшее военное училище..., а значит конец семейной династии...».

Далее в статье даются комментарии читателей.

 

7 апреля 2010

http://www.rg.ru/2010/04/07/suvorovtsy.html

Отлучение от парадного строя

Почему суворовцев и нахимовцев не будет на Красной площади 9 Мая

Адиля Зарипова, Юрий Гаврилов

Публикация в нашей газете письма бывшего министра иностранных дел России, воспитанника Московского Суворовского военного училища Игоря Иванова ("РГ" от 1 апреля с.г.) вызвала целый шквал читательских откликов.

Общий лейтмотив их посланий - начальные учебные заведения минобороны нужно сохранить вместе с традиционными "суворовскими" атрибутами: непременным участием мальчишек в военных парадах, в том числе на Красной площади, их подготовкой для службы офицерами и возможностью поступать в армейские и флотские вузы без экзаменов.

Не остались в стороне от этого вопроса и законотворцы. Как выяснилось на недавней пресс-конференции, депутаты Госдумы решили создать рабочую группу, которая в кратчайшие сроки подготовит поправки в Закон "Об образовании", где будут учтены пожелания воспитанников СВУ, их родителей и широких слоев общественности.

- Нелепо объяснять отказ от участия суворовцев в параде заботой об их успеваемости. Десятилетиями строевая подготовка не мешала им учиться в разы лучше сверстников, - убежден Максим Викторов, член попечительского совета Московского Суворовского военного училища. - И сегодня наши ребята показывают прекрасные результаты на всех олимпиадах. Это неудивительно: классы в училищах оборудованы всем необходимым, вместо шатаний по улице - дисциплина, вместо лени - боевой настрой.

Еще один аргумент против участия воспитанников в параде - большие физические нагрузки на ребят во время тренировок.

- До сих пор никто из суворовцев и нахимовцев не жаловался на здоровье, разрушенное строевой подготовкой, - спорит Максим Викторов. - Напротив, Парад Победы, марш по главной площади страны под взглядами миллионов - это самый волнительный, самый красивый момент за все время их учебы - воплощение патриотизма, преемственности поколений. Ребята, живущие этим моментом, никогда не посмеются над понятиями чести и достоинства, народный дух для них - это не пустые слова из бабушкиных сказок. Сегодня мы получаем горы писем от расстроенных родителей: почему детей лишили парада, спрашивают они. Дети тоже разочарованы - оказалось, что они не нужны. Прерывается традиция с более чем 60-летней историей. Если и дальше выбирать путь наименьшего сопротивления, для этого всегда найдутся причины.

Напомним, что привлекать суворовцев и нахимовцев к военным парадам запретили еще в прошлом году. В беседе с корреспондентом "РГ" глава военного ведомства Анатолий Сердюков так объяснил свое решение: "Подготовка к маршу серьезно сказывается на учебном процессе - ведь мальчишек приходится на три месяца отрывать от учебников, а это не очень здорово". Логика министра понятна, но небесспорна. Тем. более что парадные тренировки, в общем-то, не вносят серьезных изменений в образовательную программу СВУ. Маршируют мальчишки по утрам и во второй половине дня, то есть во внеучебное время. Понятно, что многочасовая шагистика утомляет. Однако, по свидетельству бывших и нынешних суворовцев, эти нагрузки не идут ни в какое сравнение с гордостью и счастьем, которые они испытали на военном параде. Такое не забывается никогда!

Что касается другой новации - "перенацеливания" училищ с военно-кадровой на общегражданскую подготовку выпускников, она тоже не выглядит оптимальной. Конечно, это здорово, когда минобороны посредством кадетов помогает сиротам и ребятам из неблагополучных семей получить хорошее образование, а мальчишкам и девчонкам из дальних гарнизонов открывает двери в большой мир. Но лишать выпускников СВУ гарантированного места в военном вузе все же несправедливо. Они его заслужили не только добросовестной учебой, но и готовностью, что называется, с младых ногтей подчинить свою жизнь единственной цели - стать офицером. Сознательно пойти на такое в 14-15 лет - это действительно поступок.

 

От редакции

Учитывая большой общественный резонанс, который "суворовская" тема получила в обществе, "РГ" продолжит ее обсуждение на своих страницах. Отклики и мнения читатели могут отправлять на электронный адрес газеты - http://www.rg.ru/2010/04/07/suvorovtsy.html

 

Кадеты ,суворовцы и нахимовцы! Пишите в Главную Правительственную газету!

Чем больше напишите - тем вернее, что что-то будут решать!

 

http://www.asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf/va_WebPages/3120D01C6B453248C32576FD00445050Rus

Госдума разработает законопроект о статусе суворовских и нахимовских училищ

Против реформы военных училищ, предпринятой Минобороны России, выступают участники пресс-конференции "Нужны ли России суворовские, нахимовские и кадетские училища", прошедшей в РИА "Новости". В их интерпретации реформа предполагает не только замену военных преподавателей на штатских, изъятие из учебных планов всех предметов военной подготовки, но и прекращение участия воспитанников этих училищ в ежегодных парадах Победы и др.

По словам заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Ирины Яровой, суворовские и нахимовские училища готовят элитных военных офицеров. Уникальность этих учебных заведений заключается в том, что наряду с военными, общеобразовательными дисциплинами, которые преподают молодым людям, им прививают "удивительную силу духа", "любовь к родине", подчеркнула депутат.

Председатель Комитета Госдумы РФ по делам ветеранов Николай Ковалев отметил, что реформа уничтожает "уникальную систему образования". Так, за время своего существования суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1 тыс. генералов; секретаря Совета безопасности России; трех министров Правительства СССР и России; четырех заместителей министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; двух академиков РАН; около 500 докторов наук, около 10 народных артистов СССР и России; более 30 чемпионов и призеров Олимпийских игр и др.

По мнению члена Общественной палаты РФ, члена попечительского совета Московского суворовского военного училища Максима Викторова, недопустимо прерывать 65-летнюю традицию участия суворовцев и нахимовцев в Параде Победы, тем более это решение принималось без участия широкой общественности. "Если кто-то против строевой подготовки для своего ребенка, не нужно его отдавать в военное училище", - считает М. Викторов.

По последней, официальной информации, в Параде Победы 9 мая примут участие лишь барабанщики Суворовского военно-музыкального училища. Однако, по неофициальным сведениям, вопрос об участии нахимовцев и суворовцев в параде "рассматривается". Как сообщил Н. Ковалев, "лед тронулся" благодаря многочисленным выступлениям общественности. В то же время, по словам депутата, в Госдуме РФ создана рабочая группа по разработке законопроекта о суворовских и нахимовских училищах. И. Яровая добавила, что документ (в виде законопроекта или отдельной главы в ФЗ "Об образовании") должен закрепить статус этих училищ, так как на данный момент они выпадают из правового поля.

 

1 апреля 2010

http://www.rg.ru/2010/04/01/armiya.html

Мальчики с лампасами

Где готовить будущих Суворовых и Жуковых?

Игорь Иванов, выпускник Московского Суворовского военного училища

Начальник Генерального штаба Минобороны России генерал армии Николай Макаров в интервью "Российской газете" 23 марта с.г. дал свое видение дальнейшего обновления Российской армии.

 

Не буду касаться технических вопросов военной реформы. У нас в стране немало экспертов, которые уже высказывались и, уверен, продолжат высказываться на эту тему. Вместе с тем в интервью поднимается вопрос о боевой подготовке солдат и офицеров. И по этому вопросу я хотел бы высказать свою точку зрения.

Нельзя не согласиться с генералом армии Н. Макаровым, утверждающим, что подготовка офицеров - это "самый сложный вопрос", который сейчас решает руководство министерства обороны. Совершенно очевидно, что даже самые правильные решения, касающиеся реформы Вооруженных сил, смогут быть воплощены в жизнь лишь в том случае, если армия и флот будут располагать высокопрофессиональным, преданным своему долгу офицерским корпусом. С этой целью генерал армии Н. Макаров предлагает "изменить менталитет командиров".

Лучше, однако, не менять, а правильно формировать менталитет, и делать это надо с раннего возраста. Вот почему в 1943 году были образованы Суворовские военные и Нахимовские военно-морские училища, перед которыми была поставлена задача: готовить мальчиков к военной службе. За более чем 60-летнюю историю училища подготовили для наших Вооруженных сил более 100 тысяч первоклассных офицеров и генералов. В их числе 70 Героев Советского Союза и России, видные военачальники. Суворовская школа, вобравшая в себя лучшие традиции кадетского образования, с ее 300-летней историей, всегда была направлена на воспитание в будущих офицерах высокого морального духа, доблести и самопожертвования.

Казалось бы, что еще надо: развивай оправдавшую себя всей своей историей уникальную систему суворовского образования. Однако в министерстве обороны, как видно, избрали иной путь "изменения менталитета командиров". Начальник главного управления кадров Минобороны России В. Горемыкин прямо заявляет: "В условиях сокращения количественных параметров кадрового заказа на подготовку офицеров мы не ставим на первое место перед Суворовскими училищами задачу подготовки обучающихся к офицерской службе. Теперь никто не обязывает выпускников Суворовских училищ поступать только в военные учебные заведения".

Еще дальше идет первый заместитель министра обороны А. Колмаков: "В целях сохранения жизни и здоровья, обеспечения непрерывного учебного процесса в соответствии с учебными программами и качественной подготовкой к зачетам и выпускным экзаменам суворовцы, нахимовцы и учащиеся военно-музыкального училища, структурно подчиненных Минобороны России, привлекаться к участию в военных парадах, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, не будут". Вот так! С 1945 года во всех Парадах Победы участвовали, а теперь не будут.

Ясно, к чему ведут такие нововведения: под ударом все, что имеет отношение к военной подготовке суворовцев и нахимовцев. Но в таком случае училища лишатся своей сути, того, что составляет их неповторимость, они потеряют смысл существования.

С какой целью это делается? Ведь у нас имеются подчиненные различным ведомствам военные лицеи, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты, которые занимаются общеобразовательной подготовкой. Уникальность Суворовских и Нахимовских училищ как раз и заключается в их особой учебной программе. В том, что они дают элементы военной подготовки мальчикам, подавляющее большинство из которых потом должно пойти на службу в Вооруженных силах в офицерском звании.

Что же касается попытки отстранить суворовцев и нахимовцев от участия в парадах, могу заверить исходя из своего собственного опыта: маршировать по Красной площади было высочайшей честью для каждого из нас, наполняло гордостью за свою Родину. Нашей жизни и здоровью это не угрожало никоим образом. Складывается впечатление, что ситуация с Суворовскими и Нахимовскими училищами действительно подошла к критической черте невозврата.

Учитывая, что Суворовские и Нахимовские училища являются национальным достоянием России, предлагаю провести на страницах "Российской газеты" общественные слушания, которые позволили бы принять в отношении будущего этих училищ взвешенные решения, продиктованные глубинными интересами нашей страны, наших Вооруженных сил.

От редакции

Автор этого письма - не просто авторитетный человек, в недавнем прошлом министр иностранных дел России, но и выпускник Суворовского училища. Его озабоченность судьбою подростковых военно-учебных заведений разделяют многие офицеры и даже люди, далекие от армейской службы. "РГ" предлагает обсудить спорную тему и приглашает к разговору всех заинтересованных лиц. Свои мнения читатели могут отправлять на электронный адрес газеты www.rg.ru

 

http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=57362

Мариэтта ШАГИНЯН

Встреча на Красной площади

«Правда», 25 июня 1945 г.

 Каждый советский человек, отстрадавший вместе с народом эти четыре года войны, не мог не мечтать о встрече с Красной Армией после войны. Как должна произойти эта встреча, он не ясно себе представлял. Может быть, стоять вдоль дорог, покуда проходят бойцы, колонна за колонной, возвращаясь с боев; может быть, литься потоком навстречу живому потоку, идущему с фронта, или еще как-нибудь, но только увидеть, обнять, всмотреться, крикнуть спасибо за родную землю, за советских детей, за мир на земле, за спасенный труд!..
 

И вот встреча произошла. Не так, как представлялась, но – лучше, совершеннее, полнее. Встреча произошла на Красной площади, где страстному народному порыву ответил целостный образ Красной Армии, как бы сгусток всего основного и главного, что есть в ней и чем победила она.
Моросил мелкий, затяжной дождь, напоминал о дорогах войны, о фронте. Потемнела под ним ярко-рыжая песочная дорожка, посыпанная через всю площадь. Влажными и блестящими стали камни. Белым облачком пыли поднялся в самом конце площади окруженный яркими купами цветов высокий каменный водомет. И скользящими, натянутыми, как перчатка, легкими силуэтами мелькнули влажные крупы коней – белоснежно-белого и темно-гнедого. Ребятишки, занявшие первые ряды трибун, всезнающе зашептали: «Жуков на белом, Рокоссовский на гнедом!» Секунда в секунду, по движению стрелки, начался парад.
Не раз мы слышали, как волнами перекатывается с одного конца площади на другой могучий стотысячный отклик, словно ковыль побежал под ветром. Не раз произносились в рупор над неподвижно застывшими четкими рядами войск ясные, медленные слова. Не раз плескали в ответ трибуны тысячами ладоней, наполняя просторы площади звуками, напоминающими морской прибой. Но вся эта знакомая симфония парада сегодня наполнилась для нас новым смыслом. Мы смотрели и невольно, неизбежно вспоминали; смотрели – и подводили итоги, потому что мимо нас шли четыре года войны, шел великий исторический опыт, шла зрелость Красной Армии, ее достигнутое совершенство. И это сказывалось во всем: в бронзовых, загорелых, серьезных лицах бойцов, в глубоких складках на лбу, в литых, монументальных, могучих профилях неподвижных автоматчиков на машинах, словно слившихся со своей техникой, неотделимых от нее.

Как люди выросли за четыре года! Вот стройные колонны мальчиков в черных тугих мундирах. Подбородки их подняты, воротники упираются в щеки, лица исполнены одним торжественным выражением. Ни малейшего сдвига в рядах, ритм их точен до совершенства, ноги поднимаются, словно смычка в оркестре, единым взмахом, и красные лампасы на широких черных брюках – раз-два, раз-два – размашисто, стройно колышутся взад и вперед, почти ощутимо на слух, как мелодия. Это идут суворовцы, дети войны. И как идут!

 

Ведь почти только вчера, на наших глазах открыты были суворовские училища и собраны дети в них, а уже эти дети стали плотью от плоти Красной Армии, научились той совершенной выправке воина, той внутренней дисциплине жеста, которая говорит не об одной только школьной выучке, но о долгом опыте войны, об испытании военных лет. Исключительное впечатление, произведенное суворовцами, еще яснее подчеркивает итог войны, выросшую мощь Красной Армии…

 

Среди симфонии наших, советских красок и линий – вдруг пятна чего-то чужого, нестерпимо гадкого, как видение фаланги или скорпиона: резко белый цвет, на нем черные хвосты свастики, оскалы черепов. Это – знамена врага, «честь» разбитых фашистских полков. Наши герои несут их, как веники, лицом к земле, и, подходя к мавзолею, кидают их к подножию правительственной трибуны. Растет и растет бело-черный холм этих вражеских знамен, побитого, уничтоженного, разгромленного, капитулировавшего врага, хваставшегося четыре года назад, что он промарширует но Красной площади. Невольно припоминаются пророческие слова Гёте, когда он, почувствовав зарождавшуюся в пруссаках зловещую страсть к агрессии, воскликнул:

Будь проклят, кто собой прельщен,

Забыв и честь, и стыд, –

Зло, что пронес Наполеон,

Как немец повторит!

Пусть знает он, и с ним весь сброд,

Что неотступен суд –

И ни насилие, ни гнет

От мести не спасут!

 

И вот лежат бело-черные знамена фашизма, повергнутые на землю, и дождь вбивает в грязь ядовитый рисунок свастики. Суд свершился!

С торжественным могучим грохотом приближается советская артиллерия. Одно за другим проплывают грозные орудия – лучшие в мире и страшнейшие в мире, хотя и носящие доброе русское женское имя, данное им нашими бойцами. Эти орудия защищали и защитили нас, эти бойцы сражались и победили. И если на прежних парадах мы как бы только проверяли растущую мощь и готовность нашего молодого социалистического общества, думая: «если завтра война», то сейчас, на этом параде, мы испытали новое, совсем другое чувство: уже была и прошла война, мы прошли через войну и стали еще сильнее, гораздо сильнее, чем были раньше. В каждом грохоте проплывающего орудия, в каждом жесте проходящего бойца, в ясной улыбке советских детей на трибуне чувствуется великая внутренняя сила, непобедимая, потому что дело наше – правое.

 

Сергей Миронов: "В России уничтожается патриотический дух суворовской школы"

http://www.regnum.ru/news/1267357.html

Глава Совета Федерации Сергей Миронов сегодня, 27 марта, призвал внести поправки в реформы кадетского образования, суворовских и нахимовских школ, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Выступая на втором парламентском форуме, проходящем в Костроме, Миронов отметил, что сейчас в стране "практически уничтожается уникальный патриотический дух национальной суворовской школы, размывается создававшаяся десятилетиями учебно-воспитательная модель. Не могу поверить, что в этом году прервется заложенная в 1945 году традиция участия суворовцев и нахимовцев в Параде Победы".

По мнению главы совета федерации, в закон "Об образовании" необходимо внести нормы, определяющие, что такое кадетское образование, каковы его задачи и особенности, а также принять для суворовских училищ особый образовательный стандарт.

 

http://tver.kp.ru/daily/24459.5/621699/

В канун празднования Великой Победы у Тверского cуворовского училища решили забрать боевое знамя

Сначала суворовцев убрали с парада Победы, сейчас лишают знамени

Реликвия была вручена суворовцам в 1943 году

Екатерина КОКОРЕВА  22.03.2010

Интернет-обсуждение темы на блоге В.Баранца: http://blog.kp.ru/users/2125404/post123327513/

Это был знаменательный год: в феврале наши войска завершили разгром немцев в Сталинграде, 23 августа окончательно сломили немцев на Курской дуге.

Боевое красное знамя Тверскому суворовскому училищу вручили 19 декабря 1943 года. В тот год в Советском Союзе было создано девять подобных училищ. Их сразу же укомплектовали подранками войны: сиротами, сыновьями погибших воинов, беспризорниками, сыновьями полков.

А уже через два года воспитанники суворовских училищ, в том числе и тверичане, гордо маршировали на параде Победы.

Но наступила пора армейской реформы. И вот уже мы можем не увидеть в этом году суворовцев на параде Победы на Красной площади. А тут и очередная беда - у Тверского суворовского училища намерены забрать боевое знамя части, то самое, что было вручено училищу в легендарном 1943 году.

 

- Дело в том, что сейчас по стране шагает так называемая военная реформа, - преподаватели училища согласились пообщаться с корреспондентом «Комсомолки», но только «без имён», - Она коснулась не только военных частей, в которой служат солдаты-срочники, но и учебных заведений. Так, у нас сейчас готовятся такие изменения, от которых волосы становятся дыбом. Самое обидное, что мы лишаемся нашего знамени - главной нашей гордости. На суворовском знамени написано: «Калининское суворовское училище», а на другой стороне: «За нашу Советскую Родину». Великой честью для выпускников является памятное фото на фоне развернутого символа училища, этой чести удостаиваются немногие: отличники учёбы и офицеры. Сейчас стало ясно, что знамя будет передано музею Вооружённых Сил, а его место займёт новое, современное.

Боевое знамя у ребят отбирают, по-другому просто не скажешь. Подобное творится сейчас в стенах суворовских училищ по всей стране. От этого становится грустно, и вдвойне грустнее от того, что происходит это в юбилейный год празднования 65-летия Великой Победы.

Родители суворовцев возмущены тем, что сейчас происходит в училище.

- Я своего ребёнка в интернат не отдала бы ни за что, - так начала свой разговор мама одного из суворовцев, Ольга Суханова. – А сейчас получается именно так, престижное суворовское училище превращается в самый что ни на есть интернат для наших сыновей. В связи с той реформой, которая сейчас проходит в стране и касается кадетских корпусов, произошла подмена понятий. Ребята пришли учиться в военное училище, чтобы получить именно военную профессию и в будущем себя в ней реализовать, а что же получается сейчас? Мы с другими родителями между собой окрестили эту реформу «Сделай выбор сам». Да, ребята терпели сложности, даже некоторые лишения, но была идея, за которую многое можно было вынести, а сейчас зачем это делать?

Помимо знамени, ребят собираются лишить и их легендарной формы, заменив джинсовым, пусть и красивым, но суррогатом от самого Юдашкина, а никак не воинскими мундирами.

- Такое ощущение, что у нас и наших детей отобрали самое дорогое, то, чем мы привыкли гордиться, - считает Ольга Суханова. – У ребят просто пропал смысл учиться именно в этом заведении.

 

Командование училища никак не комментирует парадоксальную ситуацию.

И только преподаватели училища, которые не желают называть имён, отрешённо машут руками и объясняют, что вся эта демилитаризация училища делается под благовидным предлогом: чтобы не отвлекать мальчишек от учёбы.

Вот вам и воспитание патриотизма - без формы, без знамени, без почитания воинских подвигов...

СПРАВКА «КП»: Боевое знамя воинской части - официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяет ее честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывает на предназначение воинской части и ее принадлежность. За утрату знамени воинская часть расформировывалась.

В Тверском суворовском военном училище учились:
два внука В. И. Чапаева,
внук маршала Советского Союза С. М. Буденного,
внук И. В. Сталина (сын Якова Джугашвили),
сын Героя Советского Союза летчика М. Водопьянова,
сын Героя Советского Союза летчика Н. Гастелло Виктор Гастелло,
племянник Серго Орджоникидзе Гиви Орджоникидзе,
внук Никиты Хрущёва Юрий Хрущёв,
губернатор Московской области Борис Громов.
Среди первых суворовцев были партизаны-разведчики, сыны полков, участники Великой Отечественной войны. Из стен училища вышли два Героя Советского Союза и пять Героев России.


Боевое знамя останется в стенах Тверского Суворовского училища

Об этом заявило командование учебного заведения

Боевое знамя Тверского Суворовского училища не будет передано в музей Вооружённых сил, а останется в стенах учебного заведения, об этом "КП" рассказал Виктор Нечипоренко, заместитель начальника училища по воспитательной работе, начальник отделения воспитательной работы.

- Боевое знамя будет заменено новым в штатном, плановом порядке, - рассказал Виктор Нечипоренко. – Эти работы проводятся уже не первый год во всех вооружённых частях России по причине ветхости. Кроме того, мы уже давно живём не в Советском Союзе, а в совершенно другой стране, поэтому и надпись на нашем боевом знамени не соответствует действительности. Напомню, что там написано «За нашу Советскую Родину», а статус страны, в которой мы живёт, сменился.

По словам командования училища, новое знамя будет вручено суворовцам торжественно накануне юбилея Великой Победы.

- Знамя останется в наших стенах, - пояснил Виктор Нечипоренко. – Теперь на торжественную присягу будут выноситься три полотна: старое боевое знамя, новое и флаг России. Специально для двух знамён будет оборудован уголок, справа расположится боевое знамя 1943 года, справа – новое.

 

Союзные парламентарии обсудят систему патриотического воспитания подрастающего поколения

10.03.2010  http://www.belta.by/ru/news/society?id=500280

Депутаты Парламентского собрания Союза Беларуси и России обсудят систему патриотического воспитания подрастающего поколения в двух странах, а также место, роль и задачи органов государственной власти и общественных организаций Беларуси и России в воспитании патриотов Отечества. Эта тема станет основной на заседании Комиссии Парламентского собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, которое состоится 18 марта в Твери, сообщили корреспонденту БЕЛТА в пресс-службе собрания.

Союзные парламентарии подведут итоги военно-патриотической смены воспитанников суворовских военных училищ и нахимовского военно-морского училища Беларуси и России "Молодая смена защитников Отечества" в 2009 году и обсудят задачи по организации ее проведения в 2010 году и в последующие годы. Кроме того, на заседании будут рассмотрены вопросы подготовки и проведения в апреле 2010 года видеомоста "Москва-Минск", посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, и заседания постоянно действующего семинара при Парламентском собрании по вопросам строительства Союзного государства.

На заседание комиссии приглашены представители министерств и ведомств Беларуси и России, органов власти Тверской области, представители суворовских военных училищ Беларуси и России, Московского кадетского корпуса "Пансион воспитанниц Минобороны России".

Во время пребывания в Твери депутаты Парламентского собрания встретятся с руководством Тверской области, посетят Тверское суворовское военное училище, где побывают в музее училища, познакомятся с традициями и условиями обучения воспитанников


Комментарий: Для спасения СВУ и НВМУ в России пора звать батьку на престол. Наши "эффективные менеджеры" могут только разваливать, но не создавать

 

Амбиции против традиции

Подготовка к празднику Победы началась с неприятных скандалов

2010-03-04

Еще продолжается информационный гул, вызванный провалом наших спортсменов на ванкуверской Олимпиаде, а по стране, по ее электронным и печатным СМИ уже катится новая пропагандистская кампания, посвященная подготовке к празднованию 65-й годовщины Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Катится, как по отечественным дорогам, по рытвинам и ухабам.

Опубликовано распоряжение президента о параде в честь этой даты. Появилось сообщение о беспрецедентно большом количестве (140!) боевых самолетов, что пролетят в этот час над Красной площадью Москвы. По всем телевизионным каналам прокрутили ролик о четырехсоткилометровом марше, что совершил дивизион стратегических ракетных комплексов «Тополь-М» Тейковской ракетной дивизии из-под города Иваново в подмосковное Алабино, чтобы начать подготовку к майскому торжеству. Сообщается о воинских подразделениях стран – участниц антигитлеровской коалиции, что вместе с российскими воинами промаршируют по главной площади столицы.

И как водится, подготовку к всенародному и святому для абсолютного большинства граждан России празднику сотрясают скандалы.

Уже поступают сообщения, что до 9 мая вопреки указанию президента не удастся обеспечить всех ветеранов Великой Отечественной новыми квартирами. Где-то не хватает ресурсов, кому-то вместо отдельного жилья предлагают переехать в дом престарелых, от кого-то пытаются откупиться деньгами. А где-то вообще средства, отпущенные на покупку крыши для стариков, попросту присваиваются чиновниками.

Продолжается скандал и с решением мэрии Москвы разместить на видных местах города транспаранты с портретами Иосифа Сталина как одного из творцов Победы. Против выступают правозащитники и представители правых партий. Представители левых, наоборот, «за», но против присутствия на параде воинов США, Великобритании и Франции – стран, якобы повинных в холодной войне.

Но особенно большой негативный резонанс вызвало решение министра обороны Анатолия Сердюкова отказаться от участия в Параде Победы рот суворовцев и нахимовцев. Глава военного ведомства объясняет свое решение тем, что, мол, незачем отрывать мальчишек на три месяца от учебы. К тому же у них теперь в учебных заведениях нет офицеров-преподавателей и офицеров-воспитателей и некому обучать подростков строевому шагу.

Ветераны, возмущенные этим решением, написали письмо в Совет безопасности, бывшему главе ФСБ Николаю Патрушеву. Спрашивают: почему бывшим союзникам, а ныне членам НАТО предоставляется право промаршировать 9 мая по Красной площади, а внукам и правнукам Победителей – нет?

Секретарь Совбеза пересылает их обращения президенту и Верховному главнокомандующему.

Тот поручает разобраться во всем министру обороны. А Анатолий Сердюков стоит на своем.

В «бой» вступает председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он опубликовал в одной из центральных газет статью, где тоже говорит о своем возмущении тем, что военное ведомство ломает традицию, заложенную еще в 1945 году на Параде Победы, которую продолжили поколения воспитанников суворовских и нахимовских училищ. Но еще больше о том, что из самих кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ «выхолащивается уникальный дух национальной суворовской школы», размывается неповторимая учебно-воспитательная модель, которая смогла подготовить 500 докторов наук, министров, академиков, космонавтов, прославленных спортсменов и народных артистов, 68 Героев Советского Союза и России, восемь командующих военными округами, 20 командующих армиями, 1000 генералов…

Что принципиально изменится для Анатолия Сердюкова, если по главной площади страны на Параде Победы все же пройдут суворовцы и нахимовцы, непонятно.

Но, видимо, амбиции не позволяют ему согласиться с таким предложением.

 

http://www.izvestia.ru/comment/article3139055/

Сергей Миронов, председатель Совета федерации

 

Реформировать - не значит разрушать

Суворовцы, нахимовцы, кадеты... У любого нормального человека эти мальчишки в военной форме могут вызывать только самые светлые и добрые чувства. Ведь это ребята особой судьбы, с ранних лет посвящающие себя идее служения Отечеству. Они обучаются и воспитываются в уникальной системе кадетского образования, которая за долгие годы своей истории принесла России много пользы. Из кадет вышли полководцы Кутузов и Брусилов, флотоводцы Ушаков и Нахимов, канцлер Горчаков, писатель Куприн, мореплаватель Крузенштерн... У кого не подкатывал комок к горлу при виде суворовцев и нахимовцев, чеканящих шаг по брусчатке Красной площади на военных парадах? Эта традиция, заложенная в 1945-м на Параде Победы, продолжалась затем поколениями воспитанников СВУ и НВМУ.

Тем горше и досаднее становится оттого, что сегодня кое-кто готов распрощаться и с этой традицией, и с самой идеей суворовской (нахимовской) военной школы в том виде, в каком она существовала на протяжении долгих лет. Те реформации, которые проводятся сегодня в системе суворовских училищ и кадетских корпусов Министерства обороны, у многих вызывают вопросы. В различные инстанции, в том числе в мой адрес, поступают обращения по этому поводу от военнослужащих, ветеранов, родителей, от общественных организаций. Как человек, которому по поручению президента доверено возглавлять Федеральный попечительский совет над кадетскими корпусами, суворовскими и нахимовскими училищами, считаю долгом высказать свою позицию.

Все мы понимаем, что военная реформа - дело очень сложное, что она не может проходить безболезненно. Если в армии вместо 355 тысяч офицерских должностей остается 150 тысяч, это автоматически отражается на масштабах кадрового заказа для системы военного образования. И если бы речь шла именно об оптимизации структуры и сокращениях, то все бы это восприняли с пониманием. Но, к сожалению, не в этом суть происходящего. Под прикрытием красивых слов о "гуманизации" суворовских училищ и кадетских корпусов дело фактически ведется к выхолащиванию уникального духа национальной суворовской школы, к размыванию самой учебно-воспитательной модели.

 

С декабря 2009 года преподаватели-военнослужащие в суворовских училищах заменены гражданским персоналом. Фигуру офицера-воспитателя, имеющего армейский опыт, способного воспитывать личным примером, пытаются заменить обычными гражданскими педагогами и психологами. Старшин заменяют завхозами. Сокращаются часы на военную подготовку. Меняется уклад жизни: вместо образовательного учреждения военного профиля мы, похоже, получаем то ли интернат, то ли пансионат с шестиразовым питанием, где необязательными становятся воинская дисциплина, уставной порядок, форма и даже физзарядка.

Но самое странное, что реформаторы отказались от нацеленности ребят на военную карьеру. Дескать, у детей должна быть "свобода выбора". Но в жизни все выглядит иначе. В прошлом году просто взяли и отменили преимущественное право суворовцев на поступление в военные вузы. Причем отнюдь не гуманным методом. Выпускники СВУ получили предписания Минобороны на поступление в конкретные военные училища, куда и поехали тоже, кстати, за счет Минобороны. И только потом вдруг выяснилось, что вместо многих суворовцев приемные комиссии зачисляют других абитуриентов. Чиновники просто "кинули" ребят. И никто, похоже, не собирается нести ответственность ни за поломанные судьбы юношей, мечтавших о службе, ни за бюджетные средства, зря потраченные на их образование.

Спрашивается: кого вообще можно подготовить в СВУ, если из них вытравят военное начало и превратят в нечто вроде "пансионов благородных девиц"? Очередных безликих менеджеров? Но ведь таковые и без того плодятся с избытком. С какой стати этим заниматься еще и Министерству обороны?

Вызывает сожаление, что подобные перемены должностные лица Минобороны готовят и проводят кулуарно, избегая открытых обсуждений. Явно не складывается у реформаторов диалог с ветеранскими организациями, и прежде всего с кадетскими общественными объединениями, которые категорически не приемлют затеянных преобразований, что, в частности, ярко показали недавние слушания в Общественной палате.

 

Особое возмущение ветеранов вызывает решение о том, что суворовцы и нахимовцы отныне не будут участвовать в военных парадах 9 Мая. Вот "сюрприз" к 65-летию Великой Победы! Объяснения скупы и невнятны: "прекращение участия суворовских училищ в парадах в первую очередь направлено на повышение качества учебы". Не буду говорить об историческом беспамятстве тех, кто сподобился до такого додуматься. Казенное отношение к святым вещам - это вообще повод для отдельного разговора. Но как можно не понимать, что участие воспитанников СВУ и НВМУ в военных парадах всегда играло помимо прочего огромную роль именно для учебно-воспитательного процесса? Ведь право пройти в парадном расчете надо заслужить. И это отнюдь не тупая шагистика, не потеря времени, как представляется некоторым, а важнейший духовно-нравственный рубеж в становлении личности будущего защитника Родины. Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Джанибеков рассказывал, что во время учебы в Ташкентском СВУ он не раз участвовал в парадах. И это не помешало ему и еще 17 его товарищам из группы в 29 человек окончить училище с золотыми медалями. Пятеро из этой группы доросли до генеральских должностей.

Возникает ощущение, что люди, которые взялись за реформирование суворовских училищ, не вполне понимают, что они реформируют. Так, руководитель департамента военного образования и науки Минобороны Фральцова в одном из выступлений заявила, что нынешние новации, оказывается, нужны, чтобы преодолеть "однобокость" образования, которая, по ее мнению, была присуща системе суворовских и нахимовских училищ. Но позвольте! Хорошо известно, что выпускники СВУ и НВМУ в большинстве своем могли дать фору сверстникам, обучавшимся в обычных школах и по уровню усвоения школьной программы, и по разносторонности развития. Помимо школьных предметов и военной подготовки их учили правилам этикета, танцам, им создавали все условия для развития культурного кругозора. Зачем наводить тень на плетень, если есть убедительные доказательства эффективности суворовской школы? Кого там подготовят по новым правилам - пока неведомо, а вот что дала стране традиционная система обучения и воспитания в СВУ и НВМУ - известно очень хорошо. Эта кузница элитных кадров за 65 лет взрастила 68 Героев Советского Союза и России, восемь командующих округами и 20 командующих армией, более 1000 генералов. Среди прошедших школу кадетства - 500 (!) докторов наук, министры, академики, космонавты, прославленные спортсмены, народные артисты... Это что - плоды "однобокости"?

Если взять не только Вооруженные силы, а Россию в целом, мы сегодня можем говорить о настоящем феномене востребованности кадетского образования. Помимо 17 кадетских учреждений, подведомственных Минобороны, в стране их уже многие десятки самого разного профиля. В МВД создают суворовские училища одно за другим. Свои кадетские учебные заведения созданы в ФСБ, МЧС, ряде других федеральных ведомств. Кадетские корпуса стремятся иметь регионы, кадетские школы и классы возникают в некоторых муниципалитетах. В самой модели кадетского образования люди видят эффективный способ подготовки элитных кадров под конкретные профили.

Задачи модернизации страны, поставленные президентом, резко поднимают цену профессионализма. Это в полной мере относится и к военной сфере. Вот почему мы вправе требовать от Минобороны, чтобы в суворовских училищах и кадетских корпусах решались именно те вопросы, которые, кроме них, решать некому. Мы вправе требовать, чтобы бюджетные деньги шли не просто на обучение людей и тем более не на взращивание "благородных" барчуков, а на воспитание настоящей военной элиты. Той, которую, как говорили в старину, надо еще в детстве "вскармливать с копья".

Должен признать, что в сложившейся ситуации есть большая доля ответственности законодателей. Это не дело, что в законе "Об образовании" до сих пор нет норм, определяющих, что такое кадетское образование, каковы его задачи и особенности. Надо определяться со структурой, статусом кадетских учебных заведений, с образовательными стандартами. Согласен с теми, кто ставит вопрос о том, что для суворовских училищ должен быть разработан свой, особый образовательный стандарт. Логично было бы закрепить за ними статус учреждений начального военного образования, выпускники которых должны в обязательном порядке продолжать службу на офицерских должностях в Вооруженных силах.

Полагаю, что назрела необходимость рассмотреть проблемы суворовских училищ и кадетских корпусов на парламентских слушаниях. Пора наконец собрать и выслушать всех заинтересованных лиц - и тех, кто ответствен за нынешние реформации, и тех, кто оппонирует им. Открыто и честно проанализировать, что происходит. Никто не спорит: модернизация нужна и самим суворовским училищам. Но при этом важно не терять из вида главную цель - подготовку военных профессионалов. Если теряется суть, если разрывается нить преемственности кадетских традиций, то это уже никакая не модернизация, а чистая профанация. Ведь реформировать - не значит разрушать.


Комментарий редактора сайта. Весьма похвально, что Глава Федерального Попечительского Совета (который, вот уже 4 года прошло, как таки и НЕ создан) над разгоняемыми СВУ, НВМУ и кадетскими корпусами, наконец-то уделил ЭТОМУ вопросу хоть какое-то царское внимание.

Только вот не отделаться от ощущения, что не совсем подходит в этом случае расхожее "лучше поздно, чем никогда".

К сожалению, уже, как никогда поздно. Теперь уже надо бороться не за сохранение, а за восстановление. Ибо уходят знающие, не передав традиций по наследству. Ибо все УЖЕ реформировано.

А вопросик так и остается повисшим в воздухе: а где же, собственно, был Глава Попечительского Совета в прошлом годе? Над чем, собственно, он в это время попечительствовал?

Ведь приглашали участвовать в работе Общекадетского Съезда в сентябре 2009 года, когда было НЕ поздно. Не смог или не захотел? Сие неведомо, как и то, что вдруг случилось, что выступил? С критикой, хоть и вялой, но все же критикой.

А идея о парламентских слушаниях немного избитая: были, были такие слушания в 2006, 2007 году. Там же в Совете Федерации.

Результат? Ну это уже по нашему: а воз и ныне там. А если быть честным, так уже и не там, а в гораздо худшем месте...

И ничего не будет. Караван уже прошел.

 

 

 

Военная прокуратура установила нарушение прав незачисленных курсантов

http://www.fontanka.ru/2010/02/15/060/

Военная прокуратура ответила на обращение петербургского омбудсмена по поводу зачислений курсантов в военные училища Северной столицы.

Как сообщили “Фонтанке” в пресс-службе Алексея Козырева, поводом для обращения стали жалобы питерских абитуриентов, скандал грянул после вступительных экзаменов в военные училища. Успешно завершившие испытания счастливые новобранцы готовились с начала учебного года приступить к изучению военных наук. Однако Минобороны своим приказом утвердило изрядно усеченные списки зачисленных, часть поступивших была переведена в военные училища других городов.

После обращения петербургского омбудсмена, Главная военная прокуратура дала свою оценку произошедшему. В частности, «установлено, что в результате допущенных нарушений, в приказ министра обороны РФ от 10 августа 2009 года № 996, изданный по итогам набора в суворовские военные, Нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища и кадетские (морские кадетские) корпуса в 2009 году, не были включены, при наличии в указанных военно-учебных заведениях необходимого количества мест, кандидаты, успешно прошедшие вступительные конкурсные испытания, чьи родители не имели отношения к Минобороны России, а также ряд детей-сирот и несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей, которые обладали правом поступления без экзаменов при положительном прохождении собеседования».

В результате принятых мер прокурорского реагирования было проведено дополнительное зачисление части ущемленных кандидатов. В основном эта мера касалась детей-сирот и несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей.

Главная военная прокуратура сообщает, что «в отношении остальных детей, которые успешно сдали вступительные конкурсные испытания, но не были зачислены по той причине, что их родители не имеют отношения к Минобороны России, а также кандидатов, зачисленных без учета их волеизъявления в иные учебные заведения, к настоящему времени окончательного решения не принято». По ряду обращений направлены заявления в суды, они  в данный момент рассматриваются.

В официальном ответе из Главной военной прокуратуры заверили, что данная ситуация и исполнение предложенных мер находятся на контроле