Наша борьба

 

23 апреля в НВМУ состоялась встреча А.Чечкова и других общественников с А.Сердюковым и другими представителями министерства по вопросу судьбы кадетских учебных заведений Санкт-Петербурга.

Обращение Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев и кадет по вопросу сохранения суворовско-нахимовской военной школы

Нас поддерживают:

Общероссийский союз общественных объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России»

Межрегиональная общественная организация «Союз кадет Урала»

Региональные общественные организации выпускников СВУ, НВМУ и КК:

Объединение выпускников ОрСвЕк СВУ в Москве

Калининградский «Клуб суворовцев и нахимовцев Балтики»

Вяземское землячество СНК "Наследники Нахимова"

Клуб выпускников Казанского СВУ в Москве

Клуб выпускников Ставропольского СВУ набора 1943 г. в Москве

Сургутский филиал СКУ

 

Отклики на событие:

Преподаватели и родители:

Живой Журнал

 Газета "Фонтанка": письмо мамы кадета

Блоги:

А что же с теми, кто идет за нами?"

Мадам Приезжева упражняется

Телевидение:

 НТВ,   100ТВ,

Питер ТВ

 

Выступление Председателя Совета Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев и кадет Чечкова А.И.

на встрече с Министром обороны РФ 23.04.11

 

Добрый день всем участникам сегодняшней встречи!

Спасибо организаторам за приглашение на это важное для нас, выпускников суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов мероприятие! Спасибо Вам, Анатолий Эдуардович, за то, что нашли время для этой встречи!

Я очень надеюсь, что Вам в самом деле интересно услышать мнение тех, кто каким-то образом связан с кадетским воспитанием и образованием. Я представляю сразу две общественные организации: «Санкт-Петербургский Союз суворовцев, нахимовцев и кадет», а также  Общероссийский Союз кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России». В Общероссийской организации я временно исполняю также обязанности Председателя. Одной из главных целей мы ставим поддержание традиций и развитие кадетского воспитания и образования в России. Ввиду этого мы постоянно в курсе всех изменений в этой сфере. Под кадетским воспитанием и образованием я имею в виду также  воспитание и образование в суворовских военных училищах и нахимовском военно-морском, ибо они в нашем понимании – синонимы. 

У нас имеется свое видение ситуации с реформами в данных учебных заведениях.

Мы считаем, что наряду с положительными изменениями, такими, как

- улучшение качества питания,

- повышение качества материальной базы,

- повышение уровня заработных плат

происходят изменения, которые носят явно негативный характер. Я целиком поддерживаю большинство критических замечаний, изложенных в выступлении В.А.Соколова-Хитрово.  Практически все его предложения носят здравый характер.

В то же время, у нас есть и свои предложения, которые я готов озвучить.

 

1. Мы считаем, что в общеобразовательных военных учебных заведениях с предпрофессиональными программами в области обороны и безопасности, к которым согласно проекта нового закона «Об образовании», относятся суворовские, нахимовские училища и кадетские корпуса, происходит неоправданное смещение понятий воспитания и образования. Первому уделяется все меньше внимания. Кадетские корпуса существуют в России порядка 300 лет. За это время отработан алгоритм воспитания, который дает безукоризненные результаты и в образовании. Недаром в городах, где находятся данные учебные заведения, они всегда занимают призовые места на всех олимпиадах, спартакиадах и прочих соревнованиях.

Мы считаем, что есть слагаемые в воспитании, которые нельзя разрушать, иначе – результат непредсказуем.

Вкратце я могу их перечесть:

- казарменное размещение,

- раздельное обучение,

- строгая дисциплина,

- поддержание ритуалов и воинских традиций.

Все эти правила идут еще со времен Спарты.

Форма очень дисциплинирует молодых людей, это известно издревле. И если мальчик ходит в форме, то и офицер-воспитатель, другие руководители, имеющие на это право, также должны ходить форме.   

Нам очень жаль, что проводимые преобразования выхолащивают именно эту, важнейшую, на наш взгляд, характеристику кадетской школы.

 

2. Нам не понятны принимаемые сейчас решения по сокращению сети действующих кадетских общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. Насколько мы посвящены, планируется слить воедино три кадетских корпуса: Военно-Космический, Кадетский Ракетно-артиллерийский корпус, более привычный нам как  КРАК и Кадетский корпус железнодорожных войск. Мы допускаем, что возможна оптимизация по затратам. Однако, имеется минимум 2 вопроса по этому поводу. Во-первых, почему упраздняется Военно-Космический, если принято решение об увеличении на 70 000 человек офицеров, прежде всего, Космических войск. А это прекрасная кузница кадров именно в данной области.

И, во-вторых, почему объединение планируется именно на базе Кадетского корпуса железнодорожных войск? Ведь это самый молодой и самый маленький КК, там всего 80 человек. Соответственно, и территория у них небольшая. А значит, нужно тратить деньги на временные помещения. Если это сделать  на базе КРАКА, то это было бы гораздо разумнее. Во-первых, там  большая территория, много корпусов. Там прекрасный коллектив и руководителей и преподавателей. Это учебное заведение –гордость города. Оно расположено в историческом и символическом месте – на территории бывшего Константиновского кадетского корпуса. Полковник Ермолов за много лет работы сумел создать просто великолепное учебное заведение. Корпус много лет занимает призовые места во всех соревнованиях, олимпиадах и различных конкурсах. Сегодня КРАКУ исполнилось 18 лет. Я был на их торжественном построении. У всех в глазах немой вопрос – за что?

Нужно бы помнить, что сломать – легко. Сделать что-то новое гораздо сложнее. Еще неизвестно, что получится из Президентских кадетских училищ. А здесь наработан громадный успешный опыт.

 

3. У нашего Союза есть конкретные предложения по реформированию системы кадетских образовательных учреждений.

В частности, наши предложения по созданию Президентских кадетских училищ и их «вписыванию» в существующую систему кадетских образовательных учреждений были направлены Статс-секретарю Министра обороны Николаю Александровичу Панкову. К сожалению, учтены они, похоже, не были.

Мы полагаем, что сегодня, с учетом развития Института сержантов в Вооруженных силах, кадетские образовательные учреждения могли бы занять новую нишу в системе подготовки военных кадров, а именно – начального профессионального(военного) образования. Обладая первичными военными навыками, будующие сержанты из числа выпускников суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов, могли бы больше времени уделять специальной подготовке.

Этому способствовала бы высокая мотивация кадет к военной службе, которая формируется благодаря уникальной системе кадетского воспитания, о которой я говорил выше.

Я готов сейчас передать эти наши предложения по Концепции 2-х уровневой системы кадетского образования вместе с текстом своего выступления.

 

4. Если решать эту проблему в комплексе, то нельзя обойтись без возвращения льготных условий для поступлений выпускников-кадет, по крайней мере, в военные ВУЗы.

Хочется надеяться, что наша сегодняшняя встреча будет способствовать решению наболевших вопросов. Мы, в свою очередь, готовы к конструктивному сотрудничеству в целях сохранения и развития уникальной российской системы кадетского воспитания.

 

 

Краткий дайджест вопросов-ответов на встрече Министра обороны Сердюкова А.Э. с представителями общественных организаций СПб 23.04.2011г.

 

Вопрос

Ответ

Могут ли офицеры в кадетских учебных заведениях ходить в форме?

Да, те, кто имеет на это право, могут носить форму.

Будет ли в данных учебных заведениях военная форма замещаться на штатскую?

Нет, не будет. Но мы вводим для комфортности спортивную, джинсовую форму. Дабы не ходить все время в одном и том же.

Будут ли в дальнейшем обучаться девочки вместе с мальчиками?

Нет. Мы поняли, что это неправильно. Для девочек будут открываться отдельные пансионаты

Будет ли в этом году набор в военные ВУЗы?

Нет, в этом году не будет.

Не боитесь ли Вы, что через 3-4 года некому будет командовать взводами?

Нет, не боимся. Мы готовимся к такому варианту, что будем как в Англии, к примеру, набирать офицеров, окончивших гражданские ВУЗы, лучших из выпускников. Проведем их обучение за 2 года и вперед.

А не боитесь, что из них получатся офицеры - двухгодичники советских времен?

А вот в Англии….

Реплика Чечкова: А Вы знаете, что англичане практически не выигрывали войн. Вот разведчики-шпионы у них всегда были хорошие, а вот войсковые офицеры нет. Спросите об этом Ваших генералов. История России показывает, что в армии нужны профессионалы, которые воспитываются с детства, так сказать «вскармливаются с копья».

Ответ Сердюкова: Ну, это уже из 14-го века. Сейчас все по другому.

Можно ли сделать так, чтобы хотя бы лучшие выпускники кадеток имели возможность поступать в военные ВУЗы, имея некоторые льготы?

Нет, для всех единые условия. А почему кто-то должен иметь приоритет?

Комментарий Чечкова: Хотя бы потому, что они от 3-х до 7-ми лет проводят в казарме, они посвящают себя службе с детства. У нас часто генералы считают лучшей медалью медаль «За службу Родине с детства».

Ответ Сердюкова: Вот пусть сдают лучше всех ЕГЭ и поступают. Раз там качественное образование

Комментарий ред. - Вот в этом весь министр: "там" - это значит у кого-то.

Оговорка по Фрейду или позиция?

КРАК навсегда высылается в Петродворец?

Нет, вот сделаем ремонт в его корпусах и вернем все назад, года на полтора.

А что будет с их преподавателями, воспитателями?

Им предложена работа на новом месте.

(Прим. - поездка от центра города до

КК ЖДВ - ПОЛТОРА часа в один конец!)

А что будет с Космическим КК?

В нем всего 300 человек. Это нерентабельно (!). Мы считаем, что должно быть не меньше 600 в КК. В его помещениях, скорее всего, будет размещен женский пансион (?).

(а он-то почему будет рентабельным-? - прим.)

Будет ли куда-то перемещаться СВУ?

Нет, не будет

 

Из выступления главного редактора газеты «ПК» на встрече с Министром обороны  РФ.  Полный текст передан лично  А.Э.Сердюкову

        Министру  обороны  Российской  Федерации товарищу  СЕРДЮКОВУ   А.Э.

 

 Уважаемый  Анатолий Эдуардович!

 

Мне – старому человеку (19 мая будет 87 лет)  выпала честь  доложить Вам мнение  редакции и читателей  ежемесячной газеты «Петербургское кадетство» по поводу реформирования кадетских образовательных учреждений Министерства обороны РФ  и внести ряд предложений  по  восстановлению суворовско-нахимовской школы обучения и воспитания.

 

 Недостатков в проведении реформы, конечно, не мало. Одним из главных таких недостатков, на наш взгляд, является крутая реформа кадетского образования, которая уже привела к началу разрушения суворовской школы кадетского обучения и воспитания.

Несмотря на то, что президент и премьер-министр России, многие другие руководители постоянно говорят о необходимости профессионализма в руководстве, в Вооруженных Силах на ключевых постах руководства военной наукой и образованием оказались люди далекие от понимания проблем армии, авиации и флота.   В результате кадетские учреждения Министерства Обороны стали превращаться в обычные детские дома: были отменены все штатные должности офицеров – воспитателей и преподавателей, запрещено (даже имеющим право на это) носить военную форму, ликвидировано преподавание военных дисциплин, запрещена строевая подготовка, отменены летние военные лагеря. Суворовцам, нахимовцам и кадетам запретили участвовать в уборке помещений и территории училищ, а также нести службу наряда. Был опубликован проект новой формы одежды от Юдашкина, который вызвал общий смех мальчишек и взрослых.

Значительное повышение зарплаты воспитателей и преподавателей привело к такому побочному явлению, как стремление добросовестной усиленной работой оправдать это повышение. В результате, главным критерием высокой оценки деятельности училищ и корпусов стали оценки успеваемости воспитанников, а методом достижения такой высокой оценки стало натаскивание на ЕГЭ. В Санкт-Петербурге – культурной столице, резко уменьшилось использование культурных богатств города, его музеев, театров, концертных залов, памятников…

Многих ребят в одночасье лишили ощущения перспективы в жизни и в службе Родине. В прошлом году стало почти невозможно продолжать обучение в высших военных учебных заведениях. Выпускников не готовили к такой судьбе и сегодня суворовцев и кадет можно увидеть в профессиях официантов, барменов, дворников, даже стриптизеров…

Появились новые учебные заведения – президентские кадетские училища с особой комфортными условиями жизни и учебы, без каких-либо признаков военной подготовки и военной формы. Они, безусловно, имеют право на существование, право на подготовку воспитанников к государственной службе, но, видимо, это лучше делать в рамках Министерства образования и науки, а не Министерства Обороны РФ.

 

Вполне разумно создание московского пансиона для девочек, но при обязательной отмене приема девочек в суворовские и нахимовское училища. Как можно было придумать посылать тридцать-сорок девочек на шестьсот-семьсот мальчишек самого пубертатного возраста в эти училища?!

Можно было бы еще много перечислять недостатков реформирования кадетского образования, однако появились первые признаки стремления к устранению подобного рода недостатков. Широкое одобрение вызвало увольнение с должности руководителя департамента военной науки и военного образования госпожи Фральцовой.

 

Что я хотел бы рекомендовать для срочного выполнения? (перечисляю не в порядке важности)

1. Разрешить всем воспитателям и преподавателям кадетских общеобразовательных учреждений Министерства Обороны ношение положенной им военной формы одежды. С последующим постепенным возвращением штатов и восстановлением офицерских должностей и воинских званий.

2. Сохранить воспитанникам суворовских, нахимовского училищ и кадетских корпусов Министерства Обороны традиционную парадную военную форму и военный камуфляж как повседневную форму одежды.

3. Поручить командующим войсками военных округов (начальникам гарнизонов) принимать решения об участии суворовцев, нахимовцев и кадет в военных парадах. За их участие в парадах высказались множество людей на всей территории России, Общественная Палата РФ, очень многие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, средства массовой информации.
Вызывает удивление, что пока нет на это адекватной реакции. В тоже время продолжают участвовать в военных парадах в суворовской или кадетской военной форме воспитанники многих кадетских школ  и классов Министерства образования и науки РФ.

4. Восстановить в суворовских, нахимовском училищах и кадетских корпусах занятия по строевой, огневой и тактической подготовке, изучение воинских уставов, несение внутренней службы наряда. Обязательно восстановить выезд на летние лагерные сборы на срок не менее одного месяца для закрепления полученных специальных знаний, для физического укрепления и оздоровления воспитанников.

Это необходимо сделать и потому, что принято решение о введении предмета  «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» во всех гражданских учреждениях общего среднего образования  РФ.

5. Отменить в Вооруженных Силах обязательную форму выпуска из учебных заведений в виде единого государственного экзамена. По примеру ряда других стран, отменивших ЕГЭ, ввести добровольный принцип выбора между традиционным выпускным экзаменом и ЕГЭ. Запретить замену нормальных учебных занятий, на натаскивание учащихся к ЕГЭ по лотерейным принципам, не допускать использование времени спортивно-массовой работы и личного времени воспитанников для зубрежки ответов на вопросы ЕГЭ.

6. Провести серьезное изучение вопроса о кадетских образовательных учреждениях, внести установки о кадетском образовании в проект Федерального Закона об образовании, который должен быть очень тщательно подготовлен, обсужден, и приведен в полное соответствие с Конституцией Российской Федерации, особенно в отношении бесплатного образования.

7. В 2011 году подготовить и провести в Санкт-Петербурге (кадетская столица - 8 учреждений кадетского образования) специальную научно-практическую конференцию по работе кадетских образовательных учреждений всех министерств, дать возможность выступить на этой конференции не только официальным и штатным ораторам, но и всем участникам конференции, желающим выступить. Рекомендации конференции принять только после тщательного изучения всех предложений участников и не спешить с принятием окончательных решений.

 

 

Немного об очередной телелапше на уши общественников.

 

На телеканале "Звезда" в 13.00 24 апреля (на следующий день) была дана насквозь позитивная информация о том, что-де минобороны заботится о детях-сиротах и делает все от него зависящее.

Смотрите и слушайте: http://tvzvezda.ru/schedule/programs/content/201005071133-4zo9.htm/201104241333-xz97.htm

Один из участников встречи - редактор нескольких газет, в телефонном разговоре на вопрос о том, что же все-таки будет с петербургскими кадетскими корпусами, рассыпался в изъявлениях восторга относительно компетентности и профессионализма министра-от-мебели.

К сожалению, более мне нечего сообщить сотрудникам, родителям и кадетам готовящихся к изгнанию из города и последующему закрытию кадетских корпусов - ВКПВКК и КРАК.

Извините меня, братцы, но я не был допущен к лицезрению солнцеликого......

Не могу сделать больше, чем могу.

 

Из новостей телеканала "Звезда" (13.00 и 18.00 23.04.11):

 

Корреспондент А.Головков выяснил, как изменится жизнь кадетОВ: "Это здание на Петроградской набережной знакомо каждому, кто имеет хоть какое-нибудь отношение к ВМФ. Здесь уже больше полувека расположено Нахимовское военное училище. Но только совсем недавно (?) эта постройка (?) стала настоящим украшением Петербурга. Здесь был впервые почти за всю историю проведен капитальный ремонт. С этой необходимой меры (???) в Минобороны началась реформа (???) довузовского военного образования...

... Визит Министра обороны в Петербург для встречи к общественниками, опекающими суворовцев и нахимовцев, должен был показать - государство не собирается отказываться от такой доказавшей свою эффективность формы обучения". 

Не совсем понятно, о чем это он....

А.Сердюков: "В прошлом году мы приняли во все наши заведения .. порядка чуть больше 455 сирот, Это в основном детдомовцы. В позапрошлом году это была цифра 380. Если Вы понимаете, что детский дом - это в среднем 50-70 человек, то посчитайте, сколько детских домов мы по сути своим набором ликвидировали (!!!).

 

А.Головков "... С тех пор училища регулярно выпускают в жизнь молодых людей, а с недавних пор и девушек, готовых, а, главное, желающих служить, своей Родине ( ??? - позвольте спросить как, если нет набора в ВВУЗы? Или на ТК "Звезда" об этом не знают? - прим.).

Наряду уже с легендарными нахимовкой (?) и суворовкой (?) появляются и новые формы (?) воспитания и обучения детей военнослужащих "президентские кадетские корпуса" (когда же перестанут путаться в наименованиях? - прим.). В них кадеты, например, изучают обязательно два иностранных языка и еще два на выбор (не лучше было бы русский язык поизучать как следует? - прим.), усиленно занимаются физкультурой (вообще-то раньше ВСЕГДА занимались усиленной физподготовкой и спортом - прим.), а в свободное от учебы время строят роботов (?). Это не просто качественное, это - элитное образование (много вопросов ?????)

 

 

Вот, собственно, и все "новости на заданную тему".

Недаром справа от МО прихорашивается его пресс-секретарь - также прилизываются и "их" новости.

 

Эта китайская игрушка и есть - "строительство роботов"? Нет, это очередная "лапша" на уши.

 

Вот такая туфта-лапша о "знаменательной" встрече МО с общественниками Петербурга.

Ни слова о сути волнующего всех вопроса: что будет с корпусами - ВККК и КРАК.

 

Предварительное мнение о встрече МО РФ и его сотрудников

с представителями общественных организаций Санкт-Петербурга, занимающихся кадетами

23 апреля 2011 года в НВМУ

 

Следует отметить несколько фактов.

 

Факт 1. Почему происходит встреча? Встреча происходит не потому, что министр воспылал "любовью" к каким-то там организациям общественников. Ему и десантники, как слону - дробина. Значит, это вынужденный шаг - скоро выборы, а кадетский "электорат" - это "выборщики", причем те, которых можно отнести к активным. Министра вынудили встретится.

 

Факт 2. Почему министр решил встретиться с общественниками не на Дальнем Востоке, не в Сибири, и даже не в Москве, а в Петербурге? Потому, что в Петербурге сегодня центр борьбы за сохранение остатков от раздолбанной суворовско-нахимовской школы разными "профессионалками не пойми от чего". Сегодня разрушают последнее - ведомственные кадетские корпуса. А в Санкт-Петербурге и кадетских учебных заведений много, и воспитывающихся в них, и их родителей - родственников, а у тех друзей-знакомых. Да еще и одна из самых крупных региональных общественных организаций в России.

 

Факт 3. О чем будет вести речь министр? Речь будет вестись именно о т.н "кадетском образовании". Как все "они" организуют здорово - с тренажерами, двумя языками и возможностью подготовки кадет в .... никуда. Или пообещают, что будет еще лучше через 10 лет. Ну как всегда. Чтобы мы поверили и стройными рядами, неся лозунги любви к нынешней власти и выкрикивая "кричалки" признательности, двинулись к избирательным уранам.

 

Факт 4. Кто приглашен? Здесь дело обстоит совсем интересно. Если изначально - месяц назад и даже больше - предлагалось встретится с представителями кадетских общественных организаций, которые профессиональны в вопросах кадетского воспитания и образования, которые могут подсказать и поучаствовать в СОЗИДАТЕЛЬНОЙ работе,  то в оставшемся списке таких нет. Это раз.

Во-вторых, есть два типа общественных организаций. Первый - это построенный на принципах членства многих, второй - частный, образованный из 2-3 человек и названный, как общественная организация. Не умаляя достижений и достоинств второго типа организаций, отмечу, что они НЕ представляют интересов для решения задач встречи. Представляют ли они  интерес с точки зрения развития теории и практики кадетского воспитания и образования? Покажите мне , где об этом речь? Так вот, "допущенными к телу"  МО оказался только ОДИН представитель БОЛЬШОЙ общественной организации и 4-5 представителей от организаций БЕЗ членства.

В-третьих, власть предержащих больше, чем приглашенных со стороны! Но это уже без комментариев.

 

Факт 5. (по состоянию на 22 апреля). От встречи отстранены руководители кадетских учебных заведений, который подлежат "сносу". Из 8 руководителей петербургских кадетских учебных заведений будет - один. Начальник того, где будет происходить встреча.

 

Вывод. Нерадостный, но прогнозируемый. Это просто даже для блондинов. К гадалке не ходи:

 

Встреча насквозь формальная.

 

 Результатов, несмотря на присутствие первых лиц МО, отвечающих за кадры и военное образование - Панкова, Приезжевой и др., даже пресс-секретаря МО (вот бы фото получше получить!), НИКАКИХ не будет.

Нет среди представителей общественных организаций тех, кто что-то мог бы им сказать о настоящем, о том, чем отличается та школа, которую они "гнобят и гробят" от остальных, даже лучших лицеев и гимназий. Каким должно быть НАСТОЯЩЕЕ "президентское кадетское училище", из-за которого и сыр-бор, а не тем навороченно-интернатным суррогатом, который создали. Вычеркнули из списка. Испугались нелицеприятных вопросов или не хотели испортить настроение "самому"? 

Впрочем, еще 2 года назад мы -СПб Союза СНК - передавали концепцию Президентского федерального кадетского корпуса. Но там и тогда начались перманентные перестановки кресел, никому ничего стало не надо. Вот и получили то, что получили. А читать им других, понятное дело, некогда.

 

И кстати. Понятно, что в субботу министр летает в Петербург на дачу. Об этом знают все. Знают также, что Приезжева здесь же в отпуске. Понятно это.

Но назначать встречу на 18.00 в субботу накануне Пасхи - верх неуважение к оппонентам.

Это просто еще раз подчеркивает формализм встречи. Значит все как и 50 последних лет - для галочки - отчитаться.

 

А, может быть, я ошибаюсь? Впрочем, скоро узнаем.

В одном уверен, скоро узнаем, что это была "весьма продуктивная и полезная всем сторонам встреча"... etc.

И даже знаю, где напечатают.

В.Левченко, 22.04.11

Послесловие.

Встреча состоялась. Сказано много, обещаний три:

 

1. Набора в ВВУЗы не будет. Следовательно выпускные суворовцы, нахимовцы и кадеты пойдут на все четыре стороны.

 

2.  КРАК будет возвращен через полтора года (?) на свое место.

Есть еще у нас верующие в то, что можно сначала выселить за город корпус, потом его объединить с двумя другими, потом "отсоединить" и вернуть в город?

 

3. На месте "нерентабельного" (и поворачивается же язык у кого-то говорить о рентабельности воспитания?) Военно-космического КК будет размещено "рентабельный" (?) Пансион для девочек? А это идея родилась когда и у кого? И не проще ли расширить Московский Женский Пансион? И дешевле и не в пример рентабельнее. Не так ли?

 

Как любят говорить в заключении некоторых новостных программ: мы будем следить за развитием событий.