ГЛАВА V

Главное начальствование над Военно-Уче6ными Заведениями Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича; предположения о реформе нашей военно-учебной системы.

 

Высочайшим приказом 9 февраля 1860 года Великий Князь Михаил Николаевич был назначен Главным Начальником Военно-Учебных Заведений и Шефом 2-го Кадетского Корпуса, с зачислением по спискам Михайловского Артиллерийского Училища; в то же время Главный Штаб названных заведений переименован в Штаб Его Императорского Высочества Главного Начальника, и во главе управления этим Штабом поставлен генерал-адъютант Путята, которого, в апреле 1862 года, сменил в таковой должности генерал-майор (ныне генерал-адъютант) Н. В. Корсаков.

Со времени вступления в управление Военно-Учебнынй Заведениями, Его Императорское Высочество, по мере ознакомления с успехами как воспитательной и учебной части вообще, так и специально военного образования в этих заведениях, усматривал необходимость некоторых существенных перемен в их устройстве.

И действительно, организация наших Кадетских Корпусов, созданная в начале предшествовавшего царствования, долго удовлетворяла прежним нуждам государства и военного ведомства в частности, но уже не могла отвечать возникавшим и быстро развивавшимся у нас в то время новым требованием общего и военного образования.

 

Со вступлением на престол ныне благополучно царствующего Государя Императора, Державная воля Его открыла России тот путь благих преобразований во всех отраслях нашего государственного строя, который неминуемо должен был поднять русскую мысль выше уровня, удовлетворявшегося прежним кадетским воспитанием и образованием. Все это указывало на необходимость своевременно озаботиться приведением нашей военно-учебной системы в соответствие с теми новыми условиями, новыми потребностями нашей государственной и общественной жизни, которые были вызваны великими реформами нового царствования. В это же время возникла у нас своя педагогическая литература: с 1856 года в наших журналах начали появляться серьёзные трактаты об общественном и домашнем воспитании (напр., в "Морском Сборнике" статьи Пирогова, Бема и др.), а с 1857 года стали издаваться уже специально-педагогические журналы ("Воспитание" Чумакова, "Русский педагогический вестник" Вышнеградского, "Учитель" Паульсона и Весселя, и др.).

Затем, в начале шестидесятых годов, проектированы были коренные преобразования во многих наших специальных училищах различных ведомств, причем основная мысль всех реформ заключалась в отделении общего образования от специального, с целесообразною организациею как первого, так и последнего. Относительно Военно- Учебных Заведений, коренному их переустройству предшествовал ряд частных мер к возможной постановке Корпусов в ближайшее соответствие с основными педагогическими требованиями.

Так, кроме изложенных в предыдущей главе распоряжений, обращено было внимание на необходимость усиления в заведениях воспитательного элемента.

Во всеподданнейшем отчете Совета о Военно-Учебных Заведениях, за 1857 год, было заявлено о затруднительности приискания офицеров- воспитателей и о том, что "при весьма способных и достойных преподавателях, новое поколение воспитанников стало гораздо образованнее своих воспитателей“.

В отчетах за 1858 и 1859 годы также находим заявления о крайней затруднительности, даже невозможности, иметь хороших воспитателей из военных офицеров, при тогдашней ограниченности окладов их содержания.

Наконец, в отчете за 1860 год Августейший Главный Начальник Военно-Учебных Заведений указывал "в числе самых насущных их нужд - приискание воспитателей более достойных и более способных", и тогда же, как заявлено в отчете, было составлено по повелению Его Высочества соображение об улучшении быта воспитателей.

Затем в 1861 году допущены были некоторые сокращения в составе курса третьих специальных классов, а в следующем году классы эти из всех столичных Корпусов были сосредоточены, в видах педагогических и экономических, уже при одном заведении, в С.-Петербурге, именно при Константиновском Военном Училище. В то же время директорам заведений предоставлены, по части инспекторской, права дивизионных начальников, и изданы дополнительные правила о назначении пенсий служащим, а также особые Положения о замене в Военно-Учебных Заведениях казенной прислуги вольнонаемною и о порядке содержания, хранения и уничтожения дел в архивах ведомства. Затем состоялись постановления о порядке исключения из заведений воспитанников, подлежавших прежде переводу в упраздненные тогда баталионы военных кантонистов, об ограничении числа офицеров, назначаемых в репетиторы, и о правилах увольнения от службы в заведениях медиков за преклонностью лет.

Для лучшей постановки в Кадетских Корпусах собственно учебной части, затребованы были по повелению Главного Начальника от всех вообще заведений Военно-Учебного ведомства мотивированные отзывы о необходимых изменениях в составе учебного курса пяти общих и двух специальных классов. Все представленные по этому предмету мнения были рассмотрены в комиссии, под личным председательством Его Высочества, состоявшей из главных наблюдателей за преподаванием наук в заведениях, их инспекторов классов и преподавателей, а также некоторых специалистов из других ведомств. При таковой коллективной работе за основание приняты были следующие главные положения:

1) рассмотрение программ должно производиться отдельными комиссиями по каждому учебному предмету;

2) необходимо иметь в виду развитие умственных и душевных сил учащихся и сообщение им положительных знаний;

3) как училища специальные, военно-учебные заведения должны главнейше сообщать воспитанникам уменье владеть теми соображениями, которые лежат в основании наук военных, и подробное знание фактической их стороны;

4) общее образование должно быть твердою основой для занятий науками специальными;

5) программы наук должны быть рассчитаны не на даровитые исключения, но доступны по возможности всей массе учащихся;

6) упрощение учебного курса следует произвести не сокращением только объема преподаваемых предметов, но и исключением некоторых из них;

7) по предметам, преподаваемым в течение нескольких лет, необходимо провести с возможною строгостью различие в характере изложения одного и того же предмета воспитанникам разных возрастов,

8) по всем предметам новые программы следует вводить в том лишь случае, если будут предварительно составлены, по новой системе, соответственные учебные записки, или же из числа существующих подысканы подходящие учебники.

Заключение этой комиссии, как равно и предположенные ею упрощения и сокращения в программах Кадетских Корпусов, удостоились Высочайшего утверждения в августе 1862 года, и с началом нового учебного курса в составе его были произведены нижеследующие изменения:

а) уменьшено число и разнообразие преподаваемых в каждом классе предметов, с увеличением числа еженедельных уроков по главнейшим из них, причем исключены из программ все те подробности, кои, обременяя память учащихся, только затрудняли прочное усвоение существенных частей преподаваемого предмета;

б) общий состав всего учебного курса Кадетских Корпусов ограничен следующими предметами: Закон Божий, русский язык и словесность, один из двух иностранных языков, география, история, арифметика, низшая алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, начала неорганической химии, тактика, артиллерия, фортификация, военная топография и законоведение; при этом вовсе исключены из курса зоология и ботаника, а также отменено преподавание статистики, истории литературы и военной истории, как предметов самостоятельных;

в) необходимые сведения по естествознанию и статистике отнесены к курсу географии, а по истории литературы - к курсу теории словесности, излагаемой по историческому методу; вместе с тем преподаванию военной истории, по объему и характеру изложения, дано значение лишь необходимого дополнения и разъяснения тактических сведений;

г) все уроки по иностранным языкам, без уменьшения прежнего их числа, сосредоточены в общих классах; на специальном же курсе оставлены лишь упражнения в письменных переводах с этих языков,

д) способ изложения географии и истории ближе приноровлен к требованиям доступности и занимательности для учеников соответственного возраста.

Тогда же приступлено было к пересмотру программ по военным и вспомогательным для них наукам, и к составлению по этим предметам новых учебников, для постановки специально-военного образования будущих офицеров в ближайшее соответствие с современным развитием военного искусства.

 

В октябре 1862 года по представлению Августейшего Главного Начальника учрежден был с соизволения Государя Императора особый комитет под личным председательством Его Высочества из представителей Военного Министерства, Военно-Учебного ведомства и Министерства народного просвещения; этому комитету поручено было всесторонне обсудить необходимые перемены в тогдашнем устройстве наших военно­учебных заведений вообще, на основании мнений, представленных, по вызову Его Высочества, как некоторыми лицами высшего государственного управления, так и многими из числа служивших при названных заведениях.

Сущность большинства мнений, подлежавших рассмотрению комитета, сводилась главным образом к тому заключению, что тогдашние военно-учебные заведения обходились правительству весьма дорого, но не приносили ожидаемой от них пользы ни в числе, ни в качестве приготовляемых ими на службу офицеров. Среднее число сих последних, ежегодно выпускавшихся из всех Корпусов, в пехоту, кавалерию и специальные роды войск, доходило до 600, причем полное образование и воспитание каждого из них стоило казне от 6.000 до 7.000 р.; между тем приведенною цифрою офицеров пополнялось каждый год не более одной трети всех офицерских вакансий в войсках, а остальные приходилось, по необходимости, замещать производимыми из юнкеров, вольноопределявшихся и нижних чинов общего срока, не имевших в большинстве случаев не только военного, но даже начального общего образования.

Особенное внимание комитета обращено было на то, что в прежнее время Кадетские Корпуса давали войскам не только научно-образованных офицеров, но и таких, из которых вырабатывались хорошие служаки, весьма ценимые войсковым начальством; с исхода же пятидесятых годов отзывы об офицерах из кадет заметно изменились в невыгодную для них сторону, особенно в отношении служебной их подготовки.

Так, в одном из наиболее авторитетных мнений, доставленных в помянутый комитет, было, между прочим, заявлено, что выпущенные из Кадетских Корпусов молодые офицеры

нередко обнаруживали на деле далеко недостаточное знакомство с условиями военного быта и основными требованиями воинской дисциплины;

многие из них, относясь к своим прямым обязанностям без необходимой серьёзности и энергии, не могли быть надежными руководителями порученных им нижних чинов, что и побуждало тогда большую часть войсковых начальников искать для своих частей офицеров из юнкеров, хотя и менее образованных чем кадеты, но за то более полезных для службы своим непосредственным знакомством с главнейшими требованиями военно­служебной практики.

Такая неудовлетворительность результатов воспитания в тогдашних Кадетских Корпусах, сравнительно с затратами казны на их содержание, объяснялась не случайными или местными причинами, но единственно общими недостатками самой их организации, которая, при коренном обновлении всего строя русской жизни, уже не могла, в прежнем виде, удовлетворять новым потребностям государства, военной службы и самого общества. Это последнее тогда же стало тем строже взвешивать преимущества и недостатки офицерской службы вообще, чем более по другим отраслям коронной, общественной и частной деятельности открывалось новых .путей, обещавших и более выгодную карьеру, и лучшее вознаграждение за труд; таким именно соображением объяснялось весьма заметное уменьшение в Военно-Учебных Заведениях числа своекоштных пансионеров, которых в 1857 г. насчитывалось в пяти столичных Корпусах до 840, а в 1860 г. оказалось не более 170 человек.

При обсуждении в названном комитете всех вышеизложенных соображений, наиболее существенными недостатками организации Кадетских Корпусов были признаны:

1) соединение в них общего образования со специальным, при большой разности в возрасте обучавшихся;

2) рановременное обучение детей военным упражнениям, с применением к ним воинской дисциплины;

3) невыгоды служебного положения ближайших кадетских наставников и крайнее затруднение замещать таковые должности надежными людьми, которые соединяли бы в себе способности и подготовку педагога с необходимыми качествами строевого офицера,

4) излишняя обширность учебных программ и резкое отделение учебной части от воспитательной.

 

Главнейшие меры для устранения таковых недостатков в общей системе нашего военного воспитания были проектированы в специальных комиссиях по частям учебной, воспитательной и хозяйственной, и затем, после всестороннего обсуждения их в полном составе организационного комитета, Августейший председатель его пришел к заключению о необходимости преобразовать Военно-Учебные Заведения на нижеследующих основаниях:

1) Сохранить за этими заведениями обязанность подготовления офицеров, с достаточным общим и основательным военным образованием, не только для специальных родов оружия, но и для армейских войск, в особенности для замещения, впоследствии, старших воинских должностей, причем общий размер ежегодного выпуска ограничить 400 -  500 офицеров и, в зависимости от такого размера, уменьшить число самых заведений с тем, чтобы полученные сбережения обратить на устройство Юнкерских Училищ при войсках.

2) Отделить специальные классы от общих в особые заведения, устроив те и другие на началах, соответствующих возрасту учащихся и характеру двух различных отделов учения.

3) Специальные заведения, под именем Военных Училищ, учредить в столицах и организовать так, чтобы молодые люди, прямо готовящиеся к военному поприщу, были как можно ближе поставлены в условия военного воспитания и действительной службы,

4) Устройство общеобразовательных заведений военного ведомства, под названием Военных Гимназий, согласовать с современными требованиями педагогики, как по части воспитательной, так и по части учебной, допустив к занятию здесь воспитательских должностей безразлично военных и гражданских чинов, имеющих надлежащее образование, причем, по возможности, улучшить, сравнительно с прежним, служебное их положение.

 

Эти основные начала предстоявшего преобразования нашей военно-учебной системы удостоились Высочайшего утверждения в декабре 1862 года, и вскоре затем Августейший Главный Начальник Военно-Учебных Заведений, по просвещенному почину и непосредственным указаниям которого предпринято коренное их переустройство, был призван Монаршею волею к управлению Кавказским краем. Объявляя о таковом назначении по ведомству Военно-Учебных Заведений, Великий Князь Михаил Николаевич изволил выразить сожаление, что Он должен оставить это ведомство, управление которым дало Ему "много отрадных минут". "Военно-Учебные Заведения, - милостиво заключил Его Высочество Свой последний приказ, - останутся навсегда близкими Моему сердцу; Мне особенно приятно от души поблагодарить бывшего Моего начальника штаба, свиты Его Величества генерал-майора Корсакова, коего честные и беспристрастные труды и близкое знакомство с делом были Мне большим пособием при исполнении сложной обязанности, доверием Государя Императора на Меня возложенной" .

 

В период времени с 1855 по 1863 год, из окончивших курс воспитанников Военно-Учебных Заведений, было выпущено на службу офицерами:

в гвардию - 837,

в артиллерию и саперы - 1386,

в армию и в казачьи войска - 2412,

всего 4635 человек.

В дополнение же сведений, приведенных в гл. I и II этой части о личном составе центрального управления Военно-Учебного ведомства и о непосредственных начальниках некоторых заведений, следует упомянуть здесь, что с 19 февраля 1855 года до начала 1863 года были вновь назначены:

управляющим делами Совета - полковник Н. В. Корсаков (1858 г.),

заведующим третьими специальными классами - полковник А. Д. Карцев (1855 г.),

дежурным штаб-офицером штаба - полковник Н. Н. Мельницкий (1858 г.),

директорами Корпусов - генералы:

- Пажеского -  С. Д. Озеров (1861 г.),

- 2-го Кадетского -  Д. А. Степанов (1855 г.),

- Павловского - Д. С. Ванновский (1861 г.),

- Константиновского - Д. Д.Кинович (1858 г.),

- Финляндского - О. Г. Блом (1856 г.) и Е. А. Мартинау (1858 г.),

- Александровского для малолетних - Е. Е. Мец (1855 г.).

Предыдущая глава

Перейти

Следующая глава