Периоды развития

кадетского воспитания

и образования в России

1701   1730
Предтечи КК
1731-1862
1863-1882
1882-1918
1920-1964
1935-1955
с 1943
с 1991
 

Периоды в жизни кадетских корпусов России и их роль в системе военного образования

 

1701 - 1730

Военная подготовка офицеров производилась в военных школах, которые создавались по образу и подобию прусских военных школ для обучения и воспитания дворянских детей, подготовки их к службе в армии.

 

30-е XVIII в.  – 1862

С зарождением Сухопутного шляхетного кадетского корпуса началось становление системы подготовки офицеров для армии. Кадетские корпуса выполняли роль единственного учебного заведения, объединяющего военно-подготовительную и военно-специальную части.

1863 – 1882

Во время реформы Милютина военно-специальное образование было отделено от военно-подготовительного: кадетские корпуса были разделены: из специальных классов образованы военные училища. Также в разряд ВУ переведены некоторые кадетские корпуса; большинство же перешло в категорию военных гимназий, где военные воспитатели были заменены гражданскими, общее направление подготовки перестало быть ориентированным на военную карьеру, результатом чего стало снижение уровня воспитания и образования, падение дисциплины и нравственности.

 

1883 – 1918

Кадетские корпуса восстановлены в прежнем - строевом - качестве и устройстве, назначен штат военных воспитателей. Они осуществляют подготовку воспитанников к поступлению в военные (не путать с юнкерскими) училища

1920 – 1944 (Югословения) / 1964 (Франция)

Воспитанники пятнадцати Российских кадетских корпусов оказались за рубежом. Обучение продолжали несколько корпусов, сохраняя традиции кадетского воспитания и образования, что позволило практически всем воспитанникам этих корпусов занять в жизни достойное положение, некоторые стали известными и уважаемыми людьми стран своего проживания. В силу отсутствия системы дальнейшего военного образования все выпускники продолжили обучение в высших гражданских учебных заведениях. Во Франции существовал корпус-лицей Императора Николая II до 1964 г.

 

В системе военного образования России как во второй половине  XIX – начале XX века, так и с 1943-44 гг. кадетские образовательные учреждения (суворовские и нахимовские училища) осуществляли подготовку воспитанников к поступлению в военные училища и академии, то есть являлись военно-подготовительными учебными заведениями.

с 1943 г 

созданная "по типу старых кадетских корпусов" система воспитания и образования в суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах повторила опыт военной школы России. Во всех вопросах воспитания и целях обучения различий практически не было. В 50-хх годах опять была неудачная попытка объединить военно-приготовительное и военно-специальное образование в одном учебном заведении - Суворовском офицерском училище (таких было несколько - В Ленинграде, Владикавказе, Киеве, Новочеркасске и др.). Вскоре таковые училища опять-таки, как и при Милютине, были разделены на пехотные и Суворовские училища.

с 1993 г.

наряду с кадетскими корпусами Министерства обороны РФ появляются и многие другие учебные заведения, именующие себя кадетскими  корпусами, кадетскими школы, кадетскими интернатами и т.д., которые осуществляют подготовку воспитанников по разным программам и с разной целью