Периоды развития

кадетского воспитания

и образования в России

1701   1730
Предтечи КК
1731-1862
1863-1882
1882-1918
1920-1964
1935-1955
с 1943
с 1991
 

Периоды в жизни кадетских корпусов России и их роль в системе военного образования

 

Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним,

предназначенным к военной службе в офицерском звании,

преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и

соответствующее их предназначению воспитание.

"Положение о кадетских корпусах, 1882 г."

 

1701 - 1730

Военная подготовка офицеров производилась в военных школах, которые создавались по образу и подобию прусских военных школ для обучения и воспитания дворянских детей, подготовки их к службе в армии.

 

30-е XVIII в.  – 1862

С зарождением Сухопутного шляхетного кадетского корпуса началось становление системы подготовки офицеров для армии. Кадетские корпуса выполняли роль единственного учебного заведения, объединяющего военно-подготовительную и военно-специальную части.

1863 – 1882

Во время реформы Милютина военно-специальное образование было отделено от военно-подготовительного: кадетские корпуса были разделены: из специальных классов образованы военные училища. Также в разряд ВУ переведены некоторые кадетские корпуса; большинство же перешло в категорию военных гимназий, где военные воспитатели были заменены гражданскими, общее направление подготовки перестало быть ориентированным на военную карьеру, результатом чего стало снижение уровня воспитания и образования, падение дисциплины и нравственности.

 

1883 – 1918

Кадетские корпуса восстановлены в прежнем - строевом - качестве и устройстве, назначен штат военных воспитателей. Они осуществляют подготовку воспитанников к поступлению в военные (не путать с юнкерскими) училища

1920 – 1944 (Югословения) / 1964 (Франция)

Воспитанники пятнадцати Российских кадетских корпусов оказались за рубежом. Обучение продолжали несколько корпусов, сохраняя традиции кадетского воспитания и образования, что позволило практически всем воспитанникам этих корпусов занять в жизни достойное положение, некоторые стали известными и уважаемыми людьми стран своего проживания. В силу отсутствия системы дальнейшего военного образования все выпускники продолжили обучение в высших гражданских учебных заведениях. Во Франции существовал корпус-лицей Императора Николая II до 1964 г.

 

В системе военного образования России во второй половине  XIX – начале XX века, так и в СССР с 1943-44 гг. кадетские образовательные учреждения (суворовские и нахимовские училища) осуществляли подготовку воспитанников к поступлению в военные училища и академии, то есть являлись военно-подготовительными учебными заведениями.

с 1943 г 

созданная "по типу старых кадетских корпусов" система воспитания и образования в суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах повторила опыт военной школы России. Во всех вопросах воспитания и целях обучения различий практически не было.

В 50-хх годах опять была неудачная попытка объединить военно-приготовительное и военно-специальное образование в одном учебном заведении - Суворовском офицерском училище (таких было несколько - В Ленинграде, Владикавказе, Киеве, Новочеркасске и др.).

Вскоре таковые училища опять-таки, как и при Милютине, были разделены на пехотные и Суворовские училища.

с 1993 г.

наряду с кадетскими корпусами Министерства обороны РФ появляются и многие другие учебные заведения, именующие себя кадетскими  корпусами, кадетскими школы, кадетскими интернатами и т.д., которые осуществляют подготовку воспитанников по разным программам и с разной целью, порой мало соприкасаемой с подготовкой к военной службе.

Кадетским стали именоваться даже церковно-приходские школы и детские сады. Наименование "кадетский" стало использоваться по делу и без оного.

 

Век 21-й. Начало.

В составе военного министерства создаются разные инородные заведения, такие как пансион воспитанниц, президентские кадетские училища, казачьи корпуса. С этого момента началась деградация системы, исторически готовившей юношей к служении Отечеству именно на ВОЕННОМ поприще.

В конце первого десятилетия под эгидой министра обороны, прозванного "табуреткиным", управлять военным образованием стали его дамы. Деградация вступила в решающую стадию - выпускники СВУ, НВМУ и кадетских военных корпусов перестали направляться и приниматься в ВВУЗы МО РФ.

Система

кадетского воспитания суворовско-нахимовской военной школы

оказалась практически разрушенной, а главное предназначение воспитанников этой школы -

служить Отечеству на военном поприще -

оказалось размытым безликим "готовить к государственной службе на любом поприще".

Сегодня ситуация министерстве обороны постепенно возвращается на круги своя: возвращена военная форма старого образца, в отличие о "корпусов минпроса" кадетские корпуса МО стали именоваться военными, суворовцам и нахимовцам возвращено право участия в Параде Победы, открываются новые СВУ.

Удастся ли восстановить систему штатных военных офицеров-воспитателей, военную подготовку в полном объеме, систему распределения по ВВУЗам и прием без экзаменов, освободится ли МО от балласта ПКУ и подобных "инноваций" покажет время.

Если, конечно, этому не помешают разного рода доморощенные кабинетные инициаторы "нового кадетского образования"