Кадетские корпуса, первоначально возникли в Пруссии. В 1659 г. там были созданы школы для подготовки дворянских детей к военной службе и в ном же году учреждена первая кадетская школа для несения дворянскими детьми военной службы. В 1716 г. король Пруссии Фридрих I сформировал в Берлине роту кадет. По прусскому подобию кадетские корпуса возникли во Франции, Дании и ряде других европейских стран.

Воспитанники кадетских школ стали называться кадетами. Слово "кадет" происходит от французского "саpdet", что означает младший, несовершеннолетний. Так назывались в дореволюционной Франции до производства в офицеры молодые дворяне, зачисленные в военную службу. Из Франции название "кадет" перешло во все европейские государства.

В России кадеты появились одновременно с учреждением кадетского корпуса в 1731 г.

Появлению первого в России кадетского корпуса предшествовало создание Петром I специализированных военных дворянских школ, и в первую очередь навигационных, артиллерийских и инженерных.  

Датой образования регулярной армии в России считается 30 ноября 1683 года - дата рождения Преображенского полка. Первым на призыв Петра I о наборе в полк откликнулся и был зачислен в список полка под №1 двадцатипятилетний придворный конюх Сергей Леонтьев Бухвостов. Впоследствии в ознаменование этого события по указанию Петра I был отлит бронзовый бюст С.Бухвостова - Первого Российского Солдата Лейб-гвардии Преображенского полка.

 

 

НАВИГАЦИОННЫЕ, АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ

ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦКИХ НАУК

 

14 января 1701 г. указом Петра I создается московская Школа математических и навигацких наук. В школу было поведено принимать сыновей "дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов" от 12- до 17-летнего возраста; впоследствии стали принимать и 20-летних, "нужне не токмо к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству". Комплект учеников был определен в 500 человек, причем те, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались за собственный счет, все остальные получали "кормовые деньги".

Учебный курс школы состоял из русской грамоты, артиллерии, геометрии и тригонометрии, с практическими приложениями к геодезии и мореплаванию; обучали и "рапирной науке". Ученики из низших сословий обучались только грамоте и счету и назначались по окончании школы писарями, помощниками архитекторов и на разные должности в адмиралтействе; ученики из дворян по окончании полного курса обучения выпускались во флот, в инженеры, в артиллерию, кондукторами к генерал - квартирмейстеру и к архитектурным делам. Дальнейшие знания они должны были получать уже на самой службе.

В школе готовили и начальных учителей, которые рассылались по губерниям, для преподавания математики при архиерейских домах и монастырях, в адмиралтейских и цифирных школах.

С учреждением в 1715 г. в Санкт-Петербурге Морской академии московская Школа математических и навигацких наук потеряла значение самостоятельного заведения и превратилась лишь в подготовительное заведение для этой академии.

 

ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ

Первая Военно-инженерная школа была создана именным Указом Петра I 16 января 1712 г. в Москве. В ней поначалу обучалось 23 ученика, но 19 ноября 1713г. Указом Сената предписано было "набрать в эту школу еще 77 чел., из всяких чинов людей, также из царедворцовых детей, за которыми есть до 50-ти дворов; и учить инженерной науке, чтобы они могли воспринять учение" .

В 1719 г. 17 марта в Санкт-Петербурге учредили Инженерную роту под начальством инженер-полковника Кулона, в которую повелевалось перевести из Московской инженерной школы все наличное число учеников, их учителей-инженеров с имеющимися у них инструментами и другим имуществом. В петербургской инженерной школе обучали арифметике, геометрии, тригонометрии и фортификации, основам гидравлики. Приобретенные знания закреплялись на практических занятиях. Закончившие с успехом курс наук получали звание кондукторов в инженерной команде или переходили сержантами и капралами в инженерную роту. Слабо успевающие поступали туда простыми минерами и повышались в чинах только тогда, когда доказывали совершенное знание своего дела. Это правило распространялось и на кондукторов, которые не производились в инженер-прапорщики, если небрежно вели практические занятия.

Выпущенные из школы кондукторы применяли свои знания при возведении укреплений, постройке и починке крепостей.

Ленивых и неспособных учеников надлежало исключать из инженерной школы и направлять в рядовые минеры. Например, в 1727 г. из инженерной школы было отчислено в минеры 12 человек.

В 1728 г. в инженерной школе комплект учеников со 150 человек был уменьшен до 60, однако в 1742г. общее число их вновь увеличилось до первоначальной цифры за счет открытия в Москве новой инженерной школы на 60 и увеличения числа обучающихся в Санкт-Петербургской школе до 90 человек.

С 1756 г. Санкт-Петербургская Инженерная школа поступила в особое ведение генерал-инженера Авраама Петровича Ганнибала. Размещалась Инженерная школа первоначально на Московской стороне, затем с 1733 г. - на Инженерном дворе, принадлежавшем графу Бурхарду Кристофу (Христофору Антоновичу) Миниху. Здесь же находились полковая церковь, чертежная, архив, модельная камера, школа, госпиталь, караульная, арестантская и в конце двора жилые покои, в которых помещались учителя, кондукторы, а с 1734 г. и ученики школы.

 

 

АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ ШКОЛЫ

 

Первые артиллерийские школы возникли в начале XVIII в. одновременно с инженерными. Из наиболее ранних известна школа, существовавший с 1698 г. при бомбардирской роте лейб-гвардии Преображенского полка. Сама бомбардирская рота была учреждена в 1695 г. Петром I. Два года спустя, отправляясь в путешествие по Европе, он "послал обучаться и нескольких приближенных к себе лиц и своих сотоварищей бомбардиров". Именно они стали впоследствии учителями первой артиллерийской школы, учрежденной при Артиллерийском полку в марте 1712г. под командованием генерал-майора Гинтера. Она комплектовалась из солдат лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков. В ней обучали арифметике, геометрии, началам тригонометрии, фортификации (полевые укрепления, атака крепостей) и артиллерии (построение масштабов, вычерчивание лафетов и орудий, приготовление пороха, правила стрельбы). Теоретический материал закреплялся на практических занятиях. Ученики, успешно окончившие обучение в школе, получали звание бомбардира, которое открывало им путь к повышению по службе в гвардейской или полевой артиллерии. При наличии вакансий они производились в офицеры.

В 1721 г. Высочайшим именным указом от 13 марта в Санкт-Петербурге была основана особая школа на 30 человек, в которой обучались состоящие на службе артиллеристы; 20 мая 1730 г. тоже в Санкт-Петербурге учреждена еще одна артиллерийская школа на 60 человек для подготовки канцелярских и полковых писарей и сыновей "мастеровых и прочих артиллерийских служителей в возрасте от 7 до 15 лет", получившая впоследствии наименование Артиллерийской арифметической школы. Она размещалась на Литейной против Артиллерийского двора. Начальником школы стал штык-юнкер Воронов, а с 1733 г. -Борисов из Московской артиллерийской школы.  

В 1735 г. в Санкт-Петербурге открывается Чертежно-артиллерийская школа для 30 дворянских и офицерских детей. В ней их обучали преимущественно математическим наукам и артиллерийскому делу и выпускали унтер-офицерами в артиллерию. С 10 октября после утверждения единого штата школа стала называться Санкт-Петербургской артиллерийской школой. Она состояла из двух отделений: одно (на 60 человек) готовило писарей и мастеровых из "пушкарских" детей, другое - на 30 человек преимущественно из дворянских и офицерских детей - предназначалось для обучения математическим наукам и артиллерийскому искусству и выпускало унтер-офицеров в артиллерию. Вновь созданная школа была разделена на 3 класса. Ученики 3-го класса обучались арифметике, 2-го -геометрии и тригонометрии, масштабу, проходили чертежи пушек и мортир с их принадлежностями. В первом классе изучались "прочие артиллерийские науки и чертежи".

С 1737 г. арифметическая школа стала подготовительной для поступления в артиллерийскую. В артиллерийской школе, как и в инженерной, допускались сверхкомплектные ученики из достаточно обеспеченных семей, имевших более 20 дворов. Сверх комплекта разрешалось также набирать сыновей малоимущих дворян, не имевших никаких средств и получавших содержание от казны.

Артиллерийские и инженерные школы состояли под начальством генерал-фельдцейхмейстера, которыми последовательно были граф Б.-К. Миних (справа), принц Гессен-Гомбургский, князь В. А. Репнин и с 1756 г. - граф П. И. Шувалов.

 

СОЕДИНЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА

 

Образована по решению генерал-фельдцейхмейстера графа П. И. Шувалова (слева) 22 августа 1758 г. на основе объединения петербургских Инженерной и Артиллерийской школ. С этой целью Артиллерийская школа переведена была на Петербургскую сторону, на Инженерный двор, где, как упоминалось уже, с 1733 г. помещалась Инженерная школа. Непосредственным начальником Соединенной Артиллерийской и Инженерной школы утвержден был инженер-капитан Михаил Иванович Мордвинов, возглавлявший до этого Инженерную школу.

В 1759 г. при Соединенной Артиллерийской и Инженерной школе открылось 2-е отделение, получившее наименование Соединенной Солдатской школы, образованной из Арифметической школы (для солдатских детей) и переведенной из Санкт-Петербургской крепости Инженерной школы для детей инженерных служителей. Число воспитанников из дворян, составивших 1-е отделение Артиллерийской и Инженерной школы, определялось в 135 человек: 75-из Инженерной, 60 -из Артиллерийской школ.

Одновременно для наблюдения за школами были назначены особые лица от Канцелярии Главной артиллерии и фортификации - кураторы школ: Инженерной - генерал-инженер А. П. Ганнибал, Артиллерийской - генерал-лейтенант И. Ф. Глебов.

В распоряжение школы был передан учебный полигон на Выборгской стороне, созданный по указанию А. П. Ганнибала еще в 1753 г. для показа инженерным ученикам фортификационных работ. На учебном полигоне старшие ученики Соединенной школы должны были исполнять обязанности унтер-офицеров, капралов и рядовых; вместе с ними посылались на учения и все малолетние, чтобы они, "примечая ученья, и сами учились, глядя на старших".

Улучшен был и учебный процесс в школе: усилена практическая направленность учебных занятий, введено преподавание немецкого языка, увеличен объем часов на военные науки и математику, основаны библиотека, музей и типография, учрежден лазарет.

Укомплектована Соединенная школа была лучшими преподавателями Артиллерийской и Инженерной школ: И. А. Вельяшевым-Волынцевым, Я. П. Козельским, И. Ф. Картмазовым и другими.

В Соединенной Артиллерийской и Инженерной школе в 1759-1761 г. обучался и одновременно преподавал в Соединенной Солдатской школе арифметику и геометрию будущий полководец генерал-фельдмаршал светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский.

Значение созданных Петром I военных школ трудно переоценить. Они стали краеугольным камнем, положенным в основу научного образования русских артиллеристов, военных моряков и инженеров, хотя из-за ограниченности срока обучения, колебавшегося, в основном, от двух до четырех лет, не могли дать молодым дворянам полного и разностороннего общего образования и на должном уровне подготовить их к воинской службе в офицерских должностях. Именно по этой причине длительное время военные школы выпускали в войска лишь унтер-офицеров и кондукторов, которые, в свою очередь, пополняли и совершенствовали профессиональные знания по месту службы. Из-за этого же воспитанники школ имели слабое гуманитарное образование, оставляла желать лучшего и их физическая подготовка. Короткий срок обучения не позволял также в полной мере дать будущим офицерам "военную закваску", более целенаправленно воспитывать их в духе следования воинским традициям, уставу, армейскому образу жизни. Но больше всего не удовлетворяло то, что количество выпускников школ перестало соответствовать возрастающим потребностям армии в офицерских кадрах.

По вышеперечисленным причинам возникла необходимость создания новых военно-учебных заведений закрытого типа с более длительным, чем в военных школах, сроком обучения - кадетских корпусов.