О национальном проекте формирования национальной элиты России с детства на базе суворовских, нахимовских военных  училищ и кадетских корпусов страны

 

Уважаемые участники Съезда!

 

Представляется очевидным, что одним из самых важных и необходимых ресурсов развития и процветания России является ресурс профессионального и нравственного управления страной.

Тем не менее, стройной системы подготовки национальной элиты в России нет, есть только ее некоторые элементы в виде разрозненных учреждений по подготовке государственных служащих разного уровня, и процесса «естественного отбора».

 

Смею утверждать, что все великие времена России связаны с успехами ее государственного управления, а все ее неудачи  -  с отсутствием оного.

При анализе кадрового состава нашего правящего, а в нынешней терминологии  -  политического класса, нельзя не прийти к выводу о том, что когда государство Российское перешло к системе воспитания своей государственной элиты с детства в кадетских корпусах, то скоро на государственной службе стали появляться выдающиеся государственные деятели: государственный канцлер Горчаков А. М. полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С., Корнилов Л. Г., Каледин А. М..; адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.;  поэты и писатели: Пушкин А. С., Достоевский Ф. М., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.; композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.; мореплаватели: Лазарев И. П., Белинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.; живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А., …

Эта система подготовки национальной элиты имела несколько своих родовых черт:

она воспитывала детей и будущих государственных деятелей с детства; в нравственной строгости; образование носило широкий гуманитарный характер; и развивало ответственность, способность принимать обоснованные и своевременные решения и быть лидером, а так же несомненный личный патриотизм каждого воспитанника.

Отличительной чертой этой системы, был тот факт, что все ее питомцы служили Отечеству на военном или гражданском поприще.

И именно это все и дало России наше  великое прошлое.

Советская система, взяв этот опыт, тоже поначалу создала прочный фундамент профессионального управления в Армии и других силовых структурах, но притом, совершенно упустила из поля зрения необходимость подготовки государственных гражданских служащих, то есть  -  тех самых чиновников-бюрократов, которые своим трудом и несут крест управления государством на местах. Этот явный пробел был компенсирован системой партийной учебы и партийной кадровой политики, которые, несмотря ни на что были, в целом – успешны. Так было.

Важно отметить, что Россия исторически никогда не решала проблему подготовки своей элиты на принципах и основах рынка, а всегда и только на принципах служения.

Но трудные времена России как государства наступали тогда, когда основа ее  правящей элиты - дворянство, переставало служить Отечеству «не щадя живота своего», и становилось рантье.

Так было в конце XIX века  -  когда дворянство, развратившись необязательностью службы «ушло в себя», а государством правили жаждущие богатства и славы «разночинцы», явления подобного свойства мы наблюдали и в советское время, к сожалению подобное есть и сегодня.

 В современной России подготовка профессиональных государственных служащих (как военнослужащих) с детства ведется только в Вооруженных Силах и еще только обозначена в других силовых ведомствах. Система подготовки военных кадров состоящая из Суворовских училищ, Высших офицерских училищ, Военных академий и Курсов переподготовки офицерского состава  -  в целом, обеспечивает необходимую преемственность традиций, профессиональных знаний профессионального опыта и идеологии службы.

Основа Армии - ее офицерский корпус «служит», а не «зарабатывает» и его жизнь ориентирована на «служебный рост» как служебную карьеру в рамках своей профессиональной корпорации. Именно этим, собственно, все силовые структуры и сильны.

Кроме того, Минобороны знает свои потребности в специалистах военного дела и может регулировать их численность в зависимости от потребностей и решаемых Армией задач, то есть, практически оно имеет на этих специалистов свой Госзаказ, который исполняется через его собственный  Госплан.

Подобной системы подготовки профессионалов гражданской службы в стране не существует.

Редкие региональные институты государственной службы и Академия государственной службы при Президенте России  -  не способны восполнить недостаток государственных управленцев особенно в нижнем и среднем звене, так как их просто неоткуда брать.

Поэтому этот важнейший управленческий слой комплектуется зачастую людьми со стороны, в основном теми, кто хочет заработать на прерогативах своей государственной должности.

Кроме того, существующее положение вещей в этой сфере   -  обессмысливает саму государственную службу, так как сегодня на гражданской государственной службе нельзя сделать нормальную служебную карьеру, так как  практически весь высший эшелон власти  -  политические назначенцы, средний эшелон, как правило,   -  их выдвиженцы, а профессиональный слой специалистов гражданской государственной службы младшего уровня  обеспечен кадрами крайне слабо.

Центр и регионы России еще не доросли до того, чтобы уметь сформировать свой собственный федеральный и региональный госзаказ на специалистов государственной службы младшего и среднего уровня, и, несмотря на явную потребность в них, не создают необходимую учебную инфраструктуру.

Такое положение дел сегодня создает большие проблемы для России в будущем.

 

Представляется очевидным, что современная Россия должна использовать блестящий исторический опыт воспитания своей национальной элиты, которая специально и тщательно отбиралась, обучалось и воспитывалась государством  с детства  системе Кадетских корпусов.

Основным источником формирования управленческого ресурса России должна стать национальная система подготовки государственных служащих, на начальном этапе состоящая из Суворовских училищ и нахимовских,[1]и Кадетских корпусов[2] Минобороны и других силовых структур (23 учреждения) и кадетских корпусов Минобразования (более 80).

***

О состоянии и перспективах развития Суворовской школы и кадетского образования в России как основы нового национального проекта -  создания системы формирования национальной элиты с детства

 

О системе СВУ и КК Министерства обороны России

 

Суворовские и нахимовские военные училища были образованы нашим в нашем Отечестве в 1943 году. За  шестьдесят четыре года своей работы училища выпустили более 100 тысяч ее лучших сынов, из них десятая часть которых отдали свои жизни защищая свободу и независимость Отечества.

Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; три министра Правительства СССР и России; четыре Заместителя министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; два академика РАН; около 500 докторов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала  таких выдающихся результатов в чистом виде.

***

Тем не менее, в настоящее время российская суворовская военная школа находится в сложном положении.

1.            Основные фонды и учебная материальная база находятся в плачевном состоянии.

2.            Бытовые условия содержания суворовцев, нахимовцев и кадет (далее кадет) значительно хуже, чем были даже в послевоенные годы.

3.            Снабжение и обеспечение СВУ Минобороны производится по остаточному принципу.                                                        

4.            Основной состав офицеров постоянного состава СВУ, НВМУ, КК (далее СВУ) не в полной мере отвечает своему предназначению: по качеству своего образования; по прохождению военной службы в строю; по уровню личной культуры; по способностям работать с детьми; по морально-волевым и деловым качествам; по заинтересованности в работе в системе СВУ МО РФ и именно в этом качестве.

5.            Короткие сроки обучения в системе СВУ МО РФ (3 года) не позволяют дать их выпускникам: необходимых навыков руководства коллективами; достаточно высокого уровня физической и психологической готовности к последующей учебе и государственной военной службе; не позволяют сформировать высокие морально-нравственные качества у кадет, их устойчивую государственническую личную ориентацию, и мотивацию к беспорочной государственной службе; а так же производить необходимый отбор и индивидуальное воспитание кадет.

6.            Образовательные стандарты, учебные программы и учебные планы СВУ формируются требованиями Минобразования (которое видит в системе СВУ и КК только учреждения общего среднего образования), которые не учитывают важнейшую специфику СВУ, то есть подготовку кадет к профессиональной государственной службе на гражданском и военном поприще.

7.            Системы отбора, подготовки и повышения квалификации кадров системы СВУ нет.

8.            Уровни должностных категорий офицеров и преподавателей постоянного состава СВУ низкие, что не позволяет делать службу и работу в них престижной.

 

Выводы:

·                           Представляется просто непонятным, почему в послевоенные, явно голодные и нищие годы государство нашло необходимые силы и средства для создание национальной суворовской школы воспитания своей элиты, подходило к решению ее проблем фундаментально, и добивалось впечатляющих результатов в этой работе, а сегодня в этом святом деле больше проблем, чем в самые лихие времена.

·                           В существующем виде Суворовские военные училища Министерства обороны России, по объективным причинам, не могут качественно выполнять свое предназначение, и в существующей парадигме (базовой схеме) существования практически не реформируемы.

·                           Необходима полномасштабная реформа этой системы.

 

О современном состоянии  кадетского образования

системы Минобразования и субъектов Российской Федерации

 

Первые кадетские корпуса в современной России были созданы в 1992 году по инициативе и непосредственном участии Московского суворовско-нахимовского содружества и Фонда Содействия развитию кадетских корпусов имени русского  (сербского) кадета Алексея Иордана.

Сегодня в России уже почти восемьдесят КК, и они все множатся, притом, как правило, самопроизвольно.

Кадетские корпуса создаются разными ведомствами - Министерствами обороны, Образования, Чрезвычайных ситуаций, Внутренних дел, Федеральной пограничной службой, Казаками, Региональными и местными властями и еще неизвестно кем.

Кроме этого, в системе Минобразования существует целая система кадетских школ и классов, которые так же самопроизвольно плодятся.

Как следствие, имеют место:

·         разные программы воспитания и обучения;

·         разные методы и способы воспитания и обучения;

·         разные цели и задачи воспитания и обучения;

·         разная учебно-материальная база и уровень экономической состоятельности;

·         разное финансирование;

·         разные штаты;

·         разный уровень преподавания и разное качество образования;

·         разные цены, которые платят родители и, как следствие - злоупотребления;

·         воспитатели, которые не имеют специального образования и нигде не готовятся специально.

Очевидно, что весь этот хаос и самодеятельность на местах приведет, в конце концов, и уже приводит к итогу воспитания детей с определенными изъянами.

В России нет единого органа, координирующего и контролирующего учебные заведения, называемые себя «кадетскими», который, располагая определенными обязанностями и правами, прежде всего, давал бы лицензию на право называться «кадетским», как нет системы подготовки воспитателей для учебных заведений рассматриваемого типа.

Таким образом, системы кадетского образования в национальном масштабе не существует.

***

В целом, представляется, что принятие масштабных и экстренных мер к реформированию системы СВУ и КК Минобороны, и кадетских учреждений Минобразования и субъектов Российской Федерации, и создание на их основе национальной системы начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы, должно стать самостоятельным национальным проектом России, возглавляемым Президентом Российской Федерации.

 

Основные подходы к формированию национальной системы кадетского образования в России

 

Для того чтобы решать проблемы кадетского образования в России необходимо, в первую очередь, понять  зачем нужны в России КК и СВУ.

Основной ответ уже дан в самом Положении о них -  они необходимы для подготовки молодого поколения граждан России к государственной службе на гражданском и военном поприще.

Из этой формулы естественным образом вытекают несколько важных выводов, прямо и непосредственно определяющих основные подходы к кадетскому образованию в России, которые, в свою очередь, при их детализации и переходе к практике, дают почти полный спектр проблем требующих решения.

Во-первых.

1.      Согласно закону о государственной службе  -  гражданская и военная служба,  есть две ветви единой национальной государственной службы.

2.      Государственная служба, это  -  профессиональное предназначение, требующее соответствующей специальной профессиональной военной и гражданской подготовки.

3.      Обучается государственной службе молодое поколение граждан России, которое получает общее среднее образование и начальное специальное профессиональное образования.

4.      Государственное кадетское (суворовское) образование, должно быть самостоятельным видом начального профессионального образования государственной службы в общей системе национального образования России.

Во-вторых.

Это значит:

1.      Кадетское образование как собственная система и вид начального профессионального образования государственной службы должна иметь свой собственный статус и регламент;

2.      Обязательное и качественное общее среднее образование должно быть не только фундаментом обучения, но и основой специфики подготовки учащихся по своему предназначению подготовки государственных служащих, которой надо специально (по специальным программам, планам и учебным пособиям, а так же соответствующими специалистами) обучать;

3.      Этот вид образования должен иметь свой собственный государственный (гражданский и военный) образовательный стандарты;

4.      Эти учреждения должны иметь свои собственные программы, набор необходимых специальных дисциплин и свои учебные планы, а так же возможно, свои учебники и учебные пособия, специальную инфраструктуру обучения и воспитания кадет;

5.      Для этого вида образования необходимо создавать собственную систему подбора, расстановки и подготовки кадров преподавателей, воспитателей и командного состава;

6.      Этот вид образования должен управляться собственной вертикалью органов образовательной власти, исполнительной (попечительской) власти и органов кадров;

7.      Он должен быть обеспечен необходимой собственной правовой базой;

8.      Он должен иметь собственную серьезную учебно-материальную базу и экономическую основу;

9.      Необходимо закладывать в основы новых регламентов систему существенных привилегий как для преподавателей, воспитателей и командования КК, так и для выпускников-кадет КК и СВУ при их поступлении на государственную службу, и так далее…

 

Национальная Кадетская школа как основа профессионального образования государственной военной и гражданской службы, на примере Суворовских военных училищ

 

Система профессионального военного образования государственной военной службы должна состоять из:

1.            Начального (первичного) военного образования, это  -   Суворовские (Нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса;

2.            Базового военного образования, это  -  высшие военные училища Видов Вооруженных Сил РФ;

3.            Специального военного образования, это  -  система курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующих при Видах Вооруженных Сил и Родах войск;

4.            Высшего профессионального военного образования, это  -  военные академии Видов Вооруженных Сил РФ, по одной на вид;

5.            Высшего государственного образования, это  -  Государственная  академия (сейчас это Военная академия Генерального Штаба и Академия государственной службы). 

 

 

Базовые подходы к новому государственному образовательному стандарту кадетского образования в СВУ

 

Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны России, образуют систему начального (первичного) государственного военного образования.

Они комплектуются, в основном их детей военных и  государственных служащих (а так же сирот) и должны:

·               прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества (любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию и так далее…) и понятия чести и долга;

·               давать им полное сертифицированное общее гуманитарное среднее образование, дающее кадетам: возможно глубокое знание основ русской национальной культуры, истории и литературы, основ православного религиозного воспитания; необходимо высокий уровень общей культуры и обеспечивающее их способность устно и письменно формулировать свою мысль, а так же аргументировано и логически точно выражать ее хорошим русским языком;

·               давать им первоначальные знания по военному управлению и государственному администрированию, а так же навыки системного анализа и формировать способности  кадет к самостоятельной государственнической политической и нравственной социальной ориентации;

·               развивать их способность к труду, самостоятельной подготовке, одновременно со способностью подчиняться и умением быть лидером и организатором действий коллектива;

·               отличные знания иностранных языков (переводчик-референт 1-2 иностранных языков);

·               знание основ этикета и правил хорошего тона;

·               прочные навыки владение компьютером на уровне хорошего пользователя;

·               базовые навыки в управлении автомобильной и гусеничной техникой;

·               высокий уровень физической и психологической подготовки;

·               общие навыки владения стрелковым и холодным оружием, а также боевыми единоборствами;

·               навыки действий в чрезвычайных обстоятельствах и в условиях выживания;

·               общие навыки управления коллективами (к примеру, воинскими коллективами на уровне командира отделения – заместителя командира мотострелкового взвода);

Каждое из перечисленных выше базовых (начальных) профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом и давать выпускникам право работы по полученным специальностям.

Обучение в этих учреждениях должно начинаться с 10-11 лет и продолжаться в течение 7-8 лет. 

Должен быть предусмотрен ежегодный выезд в оздоровительные летние лагеря, а на последних двух курсах должна проводиться войсковая стажировка.

В течение двух последних лет обучения, на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования, должны определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника.  Войсковая стажировка на последнем курсе должна носить характер экзамена и учитывать выбранную воспитанником специализацию.

Выпускники Суворовских (нахимовских) военных училищ, военных лицеев и кадетских корпусов должны иметь право первоочередного (без экзаменов) поступления на вторые курсы учреждений базового военного образования.

Таким образом система получения первичного военного образования должна обеспечить высокий уровень и гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и к продолжению службы в Армии, а также обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.

Эти учебные заведения должны размещаться в областных центрах (вблизи их) и находиться под личным попечительством Президента России, Палат Федерального Собрания РФ, Министров силовых структур, Главкомов Видов Вооруженных Сил РФ, Губернаторов провинций и серьезных финансовых, и коммерческих структур, затраты которых на создание соответствующей базы и на поддержание достойного уровня «своих» учреждений безусловно не должны облагаться налогами.

 

 

О подборе и подготовке кадров командного состава

и офицеров-воспитателей СВУ

 

Особое значение должно уделяться конкурсному подбору кадров офицеров-воспитателей в учреждения национальной суворовской (кадетской) школы, при этом главным критерием их отбора, кроме безусловного высокого уровня общей культуры и профессионализма, должна стать любовь к детям.

Нам представляется, что для работы в СВУ должны отбираться офицеры:

имеющие высшее образование; прослужившие порядка 10 лет в строевых частях Вооруженных Сил РФ; имеющих крепкие семьи и своих (уже не малолетних) детей; не стремящиеся к «быстрой и блестящей» военной карьере в строю, желающие и готовые служить и работать в СВУ долго.

Кроме того, важным и новым направлением кадровой политики в Армии могло бы стать принятие решения о возможности продолжения воинской службы в запасе (в настоящее время военнослужащий, выслуживший установленные сроки действительной военной службы  -  «состоит в запасе», а не «служит в запасе»), что практически автоматически позволит решить вопрос подбора командных кадров для системы СВУ и КК из наиболее подготовленных и зрелых офицеров ВС РФ, без увеличения штатной численности офицерского корпуса армии мирного времени.

Непременным условием назначения офицеров в систему СВУ должно стать их предварительное обучение на специальных курсах  по подготовке к работе с детьми.

Необходимо сказать, что после Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военных институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ.

Естественно, что каждый принимаемый для работы в СВУ офицер и специалист должен быть обеспечен комфортабельным жильем в служебном жилом фонде СВУ.

Основные штатные должностные категории постоянного состава СВУ должны быть такими: Начальник училища  - генерал-майор; заместитель начальника училища  -  полковник: командир суворовской роты  -  подполковник; командир суворовского взвода  -  майор.

Притом, что должностной оклад этих категорий должен быть приравнен:

Начальника училища к окладу командира дивизии; заместителя начальника училища, к окладу заместителя командира дивизии; командира суворовской роты, к окладу командира полка; командира суворовского взвода, к окладу командира батальона.

Представляется так же важным, чтобы офицеры постоянного состава училищ сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь, и лично заинтересованными в совершенствовании кадетского воспитания в них.

 

О программах и учебных планах СВУ и КК

Новые программы обучения и учебные планы суворовских училищ и кадетских корпусов должны верстаться исходя из принятой базовой схемы их профессиональной предназначенности.

Эта базовая схема начального профессионального образования государственной службы должна складываться из системы курсов и специальных предметов обучения, и добротного среднего (углубленного гуманитарного) образования кадет.

Расчеты часов по предметам обучения, перечни курсов и тем занятий должны диктоваться как прямым предназначением учреждений кадетского образования, так и спецификой государственного заказа к ним с учетом региональной специфики их дислокации. Курсы специальных предметов обучения, определяющих профессиональную ориентацию, подготовку и будущее предназначение кадет и должны рассчитываться на весь 7летний цикл их обучения с максимальным использованием для учебы времени летних лагерей.

Эти документы должны разрабатываться на местах с учетом нового образовательного стандарта, требований  профильных (заказывающих) министерств и региональных властей, и рекомендаций Минобразования РФ.

Важной частью подготовки кадет исторически являлся спорт, поэтому, нам представляется крайне важным, что бы составной частью учебного и воспитательного процесса стало проведение плановых (один раз в два года) Спартакиад СВУ и КК по легкой атлетике, плаванию, стрельбе, фехтованию, боксу, игровым видам спорта и силовым единоборствам.

 

Об учебной материальной базе и инфраструктуре СВУ

Не вдаваясь в подробное описание инфраструктуры учебы, воспитания и жизнедеятельности СВУ просто перечислим те основные сооружения и объекты инфраструктуры, без которых подготовка современного государственного служащего, а тем более,  военнослужащего невозможна в принципе.

·               Жилой комплекс из расчета на каждую суворовскую роту отдельный этаж с отдельным входом, необходимым набором учебных классов, тренажерного зала, помещениями для проведения досуга и подсобных помещений, современным санитарно-гигиеническим комплексом, с большими спальными помещениями из расчета одно помещение на суворовский взвод (30 чел) или отделение (10 чел.);

·               Учебный корпус с необходимым набором современных учебных классов, обязательными лингафонными кабинетами и обширной справочной и энциклопедической литературой по предметам и направлениям образования на электронных носителях;

·               Большой спортивный многофункциональный комплекс с собственной инфраструктурой гимнастики, бокса, фехтования, единоборств и игровых видов спорта, с возможностью проведения соревнований по каждому из видов спорта;

·               Бассейн с необходимым набором помещений и трибунами; 

·               Закрытый и открытый стрелковый тир не менее 100 метров;

·               Стадион,  полоса препятствий, гимнастический городок емкостью на роту;

·               Огневой городок для стрельбы из боевого стрелкового оружия и гранатометания;

·               Технические классы с тренажерами современной боевой бронетанковой техники;

·               Автодром для вождения автомобильной техники;

·               Большой клуб с необходимым набором помещений для работы творческих классов, кружков, и залов для танцев; современной библиотекой с большим библиотечным фондом, Интернетом и отдельным фондом учебных программ, классической и учебной литературы, музыкальных произведений, специальных и художественных фильмов на DVD носителях;

·               Современный местный радио и телевизионный центр, и типография;

·               Современный медицинский центр с коечной емкостью на 50 чел;

·               Современный блок питания из расчета четырехразового питания СВУ в одну смену, и из расчета четырехместных столов;

·               Современный комбинат банно-прачечного обслуживания из расчета помывки личного состава СВУ в один день;

·               Специально выделенная жилая зона со служебным жильем постоянного состава СВУ со своей  инфраструктурой жизнеобеспечения и культуры.

Желательно, чтобы эти новые учебные Суворовские центры были закрытыми гарнизонами со своей структурой общественной безопасности (комендатурой или военной милицией), и были связаны с ближайшим населенным пунктом системой общественного транспорта;

·               Летний лагерь с необходимой инфраструктурой.

 

К сожалению, ничего подобного ни в одном СВУ Минобороны нет,

Практически все существующие СВУ Минобороны сегодня уже исчерпали возможности своего инфраструктурного развития, так как расположены в больших городах, в старом жилом и служебном фонде.

Необходимо начать строительство принципиально новых современных учебных комплексов СВУ и КК как самостоятельных комплексных учебных центров, на чистом месте, за городской чертой и по принципиально новым перспективным проектам.

Затраты государства на строительство подобных комплексов могут быть существенно снижены за счет продажи земли и зданий освобождающихся военных городков.

Нам представляется, что первым таким проектом может стать строительство в непосредственной близости к Москве,  комплекса  -  Московского имени Президента России Суворовского военного училища.

В этом комплексе могут быть реализованы все разумные предложения экспертов, ветеранов кадет и специалистов по образованию и воспитанию государственной элиты России с детства.

В принципе, все сокращаемые учебные заведения высшей профессиональной военной школы ВС РФ могут быть перепрофилированы в соответствующие СВУ или КК Минобороны или Минобразования и субъектов Российской Федерации

 

Чего нельзя допускать при нашей работе по созданию системы кадетского образования в России

 

Первое. Нельзя снижать планку задач, стоящих перед государством.

Это значит, что надо сразу говорить только о создании системы профессионального начального государственного образования в России, и не говорить, и не работать  над чем-либо другим.

Второе. Нельзя поддаваться на провокации, связанные с тем, что этот вопрос не решаем в принципе, так как, согласно концепции реформы системы среднего образования в России и Закона об образовании  -  такого образования не предусматривается. Такой подход представляется нам просто недопустимым.

Третье. Необходимо исключить все «стоны» по поводу того, что «бедных юношей лишают детства», когда, на деле, их лишают водки, наркотиков, курения, игровых автоматов, морального и физического разложения и растления.

Четвертое. Не ставить перед СВУ и КК задачи борьбы с беспризорностью, оставив эту задачу ПТУ, детским домам и тому подобным учреждениям, так как у них принципиально другое предназначение, хотя в этом деле СВУ и КК должны принимат посильное участие.

Пятое. Нельзя искусственно разделять суворовцев Минобороны и кадет Минобразования. Все современные кадеты, образно говоря, вышли из суворовской шинели так как реально были организованы суворовцами-ветеранами, и если достижения суворовской школы несомненны, то кадетским учреждениям Минобразования еще предстоит доказывать свою эффективность, равняясь, при этом на СВУ Министерства обороны России.

Шестое. Нельзя допустить подмены в СВУ начального профессионального военного образования гражданским, и начального профессионального гражданского военным в КК Минобразования, их надо умело совмещать.

Седьмое. Нельзя допустить сворачивание великолепной национальной суворовской школы путем передачи СВУ в систему Минобразования.

Этот тезис особенно важен сейчас, когда Минобразования, по совершенно формальным и надуманным причинам, вынашивает планы сокращения сроков обучения в СВУ с трех лет до двух.

Восьмое. Нельзя идти на уменьшение количества лет обучения в СВУ и КК.

Девятое. Нельзя отдавать в руки Минобразования решение совсем нерыночной проблемы национального масштаба, проблемы воспитания государственной элиты России с детства, так как это личное дело высшей государственной власти России.

 

Что нужно делать, в общеметодологическом плане

 

1.            Делать все, что было сформулировано выше в качестве проблем, которые необходимо решать.

2.            Все ошибки допущенные прежними разработчиками Закона об образовании и всех концепций образовательных национальных проектов необходимо устранить, и создать систему новых основополагающих документов, первоначально в виде исправлений и дополнений к уже существующим.

3.            Необходимо сближать программы обучения в СВУ и КК, а также базовые подходы к воспитанию юношей в них.

4.            Ужесточить сертификацию учебных учреждений кадетского образования и создать  федеральный орган, отвечающий за эту работу.

5.            Не сдерживать инициативу субъектов федерации по организации КК регионального  значения, но принимать их в систему КК Минобразования только после их сертификации и по потребности.

6.            Создать систему государственного, регионального и местного заказа на выпускников СВУ и КК всех уровней и специализаций, в том числе по профессиональным  стандартам, специальностям и количеству выпускников по регионам, с тем, чтобы лучшим из них было гарантировано по выпуску рабочее место в системе государственной службы, на рынке труда или место в учреждениях высшей школы.

7.            Систему кадетских классов поддерживать там, где создание КК представляется нецелесообразным, не необходимым, преждевременным или в качестве прототипа будущего КК Минобразования.

8.            Создать специальную систему подготовки преподавателей и воспитателей КК.

9.            Создать систему статусных и материальных преференций (выгод), обеспечивающую заинтересованность преподавателей, воспитателей и командных кадров государственных профессиональных образовательных учреждений в высоком качестве своего труда в системе СВУ и КК Минобороны, и в КК Минобразования и субъектов Российской Федерации.

10.        Вести дело к тому, чтобы в последующем, нормальная карьера государственного служащего могла состояться только при условии получения им начального базового государственного профессионального образования в СВУ или КК Минобороны, или в учреждении кадетского образования Минобразования.

***

Представляется, что к успеху сегодняшнюю Россию приведет ресурс грамотного, профессионального и нравственного управления державой на всех уровнях управления.                                                                                                              

Именно новая политическая гражданская и военная политическая элита России должна привнести в работу государственных и частных структур, в которых будут работать наши выпускники, и в само бытие России, те самые основы кадетского  воспитания, которое она получит в СВУ и КК.

Сегодня интересы успешного развития России требуют чтобы мы готовили свою национальную элиту с детства, и это можно сделать в том числе через систему государственного кадетского образования, и только в масштабах нового национального проекта.

 

***

 

Взгляды на новый Национальный проект

 

Проект обозначается как «Национальный проект формирования системы воспитания национальной элиты России с детства на базе суворовских училищ и кадетских корпусов страны».

В самом общем виде этот проект имеет целью:

·         формирование национальной элиты России как нового служилого слоя государственных служащих;

·         создание системы начального профессионального образования государственной     (военной и гражданской) службы в учреждениях кадетского образования страны;

·         формирование патриотически ориентированного гражданского общества страны;

·         оказание помощи государству в патриотическом воспитании и государственнической социализации подрастающего поколения граждан;

·         оказание помощи нуждающимся и немощным членам служилого слоя России.

Основой всего проекта является   существующая и развивающаяся система кадетского воспитания и образования страны, само кадетское движение России как движение выпускников суворовских (нахимовских) военных училищ (8), кадетских корпусов Минобороны (7) и кадетских корпусов Минобразования РФ и субъектов Российской Федерации (около 100).

Этапы реализации проекта

I.                    Презентация Концепции национального проекта на Первом Съезде кадет России 22 - 23 сентября 2007 года в г. Москве.

II.                  Разработка общей Концепции национального проекта и представление ее Президенту России. (ориентировочно: в течение 2007-2008 годов)

III.                Получение Поручения Президента России Правительству РФ по разработке полномасштабного нового Национального проекта (ориентировочно: октябрь- ноябрь 2007 года, с началом его государственного финансирования  в 2008 - 2009 годах, первоначально из статей бюджета Минобороны, Минобразования и бюджетов субъектов Российской Федерации).

IV.                Проведение системы мероприятий обеспечивающих поддержание интереса государства и общества к проблеме и создающих благоприятные моральные и материальные условия развития кадетского движения России.

1.            проекта комплекса зданий современного суворовского училища и кадетского корпуса (ориентировочно: возможно строительство силами независимых застройщиков, Москвы и Московской области на их границе на площади порядка 10 гектар в период 2009 - 2013 годов);

2.            памятника «Кадетам России, служащим Отечеству с детства» (ориентировочно  - может быть установлен в Екатерининском парке  на Суворовской площади в августе 2008 года, в канун 65-й годовщины образования суворовских военных училищ СССР).

V.                  Плановое формирование системы профессионального начального образования государственной службы в России. (Ориентировочно: разработка новой правовой базы  -  до 2009 года; переход к новой системе начального профобразования государственной службы - с 2010 года;  строительство сети учреждений кадетского образования в регионах страны  - с 2008 года).

VI.                Создание в каждом субъекте Российской Федерации системы учреждений кадетского образования функционирующих в единой системе образования Российской Федерации (среднего, специального, дополнительного) и выполняющих задачи в соответствии со своим предназначением, и в соответствии с заказом Федерального центра и правительств регионов своей дислокации (ориентировочно, в течение 5-10 лет).

VII.              Получение первых полномасштабных результатов новой системы образования России  -  с 2017 года.

 

***

Основные константы кадетского образования в России

1.            Кадетское образование, есть – государственная система начального профессионального образования государственной службы в России.

2.            Кадетское образование готовит младших специалистов государственной службы на военном и гражданском поприще.

3.            Кадетское образование есть образование государственное, оно формируется на базе Суворовских, нахимовских военных училищ и кадетских корпусов Министерства обороны, а также сертифицированных кадетских корпусов и других равных им учебных учреждений Минобразования, имеющих федеральный или региональный статус.

4.            Кадетское образование обеспечивается:

·         специальным правовым полем;

·         собственной вертикалью исполнительной (попечительской) власти и собственной системой  органов кадетского образования федерального уровня;

·         собственной системой подбора, подготовки и назначения кадров воспитателей, преподавателей и командующего состава;

·         собственными государственными образовательными стандартами, положениями, регламентами и статусами, а так же специальными сертификационными (лицензионными) критериями;

·         собственными программами, учебниками, учебными пособиями и  учебной материальной базой;

·         в ней создаются специальные экономические и правовые условия, обеспечивающие безусловную престижность обучения и работы в ней;

·         контроль над эффективностью функционирования системы кадетского образования возлагается на Совет Федерации и Правительство России, а так же на губернаторов и законодательную власть регионов, создающие, в этих целях, специальные органы контроля.

5.            За подготовку младших военных специалистов отвечает (и платит) Министерство обороны, за подготовку младших специалистов государственной гражданской службы  -  Минобразования РФ.

6.            Эти министерства, а так же Министерство по труду и занятости, вместе с заинтересованными структурами государственной власти Центра и регионов, формируют ежегодный государственный заказ на подготовку младших специалистов государственной службы.

Представляется важным осознание, что подготовка профессиональной управленческой элиты государства не менее важна для судеб страны, и имеет не менее высокие приоритеты, чем подготовка младших специалистов промышленности.

Реализация этой программы должна составить существо работы Комитета по образованию Совета Федерации России, Государственной Думы, всех, заинтересованных в успешном историческом будущем России, государственных структур и общественных организаций, и в первую очередь  - профильных комитетов Государственной думы, соответствующих управлений Министерства обороны и Минобразования России, а так же ветеранских кадетских организаций России.

 

***

Что нужно делать в первую очередь

  1. Необходимо сохранить действующие СВУ и КК.                                                               

Для чего необходимо изыскать средства и срочно разработать новую шкалу оплаты труда командования СВУ и КК, профессорско-преподавательского состава и офицеров воспитателей и воспитателей СВУ и КК, с тем, чтобы в Федеральном бюджете уже с 2008-2009 годов и далее были заложены необходимые средства, которые однозначно снимали бы вопрос о престижности и выгодности их труда, и сняли бы их зависимость от волюнтаризма региональных властей.

  1. Разработать саму идею и концепцию кадетского образования как начального профессионального образования государственной службы, как единой системы СВУ и КК России.

  2. Разработать «идею» кадетского образования и государственные кадетские  (гражданский и суворовский) образовательные  стандарты.

  3. Эту работу можно сделать достаточно быстро, так как все основанные подходы и даже сами новые государственные стандарты уже сформулированы и разработаны в ветеранских суворовских организациях.

  4. Разработать  базовые требования к СВУ и КК России, по разным критериям и стандартам, соответствие которым может дать возможность считать (признать) данное учебное учреждение «кадетским».

  5. Разработать и определиться со специализацией учреждений кадетского образования в соответствии со  спецификой их дислокации и предназначения.

  6. Провести мониторинг всех «кадетских» учреждений всех уровней системы Минобразования и субъектов Российской Федерации.

  7. Провести сертификацию имеющихся КК и Кадетских классов Минобразования, с тем, чтобы в этой системе как системе начального профессионального государственного образования остались (и формировались) только учреждения федерального и регионального уровней и не ниже.

  8. Начать плановую работу с тем, чтобы разработка и принятие основных документов могла быть завершена к началу 2009 года.

 

Представляется, что такая работа под силу только специальной полномочной комиссии Администрации Президента, Правительства России и ветеранских организаций кадет, работающей на постоянной и плановой основе.

 

***

Кто это все должен и будет делать

Правда жизни состоит в том, что кроме Президента России и организаций кадет ветеранов эту важнейшую задачу государственного строительства России никто не осилит.

Попечительские советы, решая вопросы улучшения быта кадет и качества инфраструктуры образования, оставляют без внимания и контроля все сферы прямой и ежедневной работы, то есть идеологию, воспитание, учебный процесс и само функционирование этих образовательных учреждений как особых административных (военных) организмов.

Все это настоятельно требуют принципиально другой постановки задачи, так как создают опасность «растворения» кадетского образование в партийных и региональных потребностях в кадетском движении (то есть, в подручном электорате), что вообще недопустимо в принципе. Другими словами, нам представляется, что необходимо   создание исполнительной вертикали управления кадетским образованием России.

Для того чтобы кадетское образование как  система начального профессионального образования государственной службы России и кузница элиты была успешной, ее главным попечителем, куратором и администратором должен быть Президент России лично, и его специальный Помощник по делам Суворовских училищ и Кадетских корпусов, который бы возглавлял исполнительскую вертикаль кадетского образования, доходящую  до уровня Федеральных округов и субъектов Российской Федерации.

Представляется целесообразным, чтобы эту должность Помощника Президента России занимал только и исключительно человек военный и закончивший в свое время Суворовское училище или Кадетский корпус.

 

***

Предлагаемые Вашему вниманию некоторые направления формирования нового национального проекта, в частности, создания системы подготовки национальной элиты России с детства на базе суворовских и нахимовских военных училищ и кадетских корпусов страны, есть корректный и эффективный способ выращивания нового служилого слоя нашей великой державы.

Это и есть часть успешной национальной стратегии развития России.

***

Первый Съезд кадет России просит Президента России Владимира Владимировича Путина лично возглавить национальный проект создания системы подготовки  национальной элиты России с детства, сделать его безусловно приоритетным для Администрации Президента и Правительства Российской Федерации, Минобороны и Минобразования РФ, а в его реализации опираться на мощь общественных организаций кадет России.

         Если такое решение состоится, то этот проект может быть объявлен Президентом России уже в октябре-декабре 2007 года его отдельным Указом.

 


[1] СПРАВОЧНО             21 августа 1943 года руководством страны было принято Постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации", в котором, в частности, говорилось: "Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, Погибших от рук немецких оккупантов, организовать... девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников..."

В постановлении указывалось, что суворовские военные училища "имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование... В суворовские военные училища принимать мальчиков с 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. При училищах организовывать младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимать детей в возрасте от 8 до 10 лет".

В целях полного укомплектования одновременно всех суворовских военных училищ в 1943 г., в виде исключения, произвести прием четырех возрастов - от 10 до 13 лет включительно».

Народный комиссариат обороны СССР в течение двух месяцев, с октября 1943 г. по ноябрь включительно, должен был сформировать девять суворовских военных училищ: Краснодарское (в городе Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в городе Астрахани), Воронежское, Харьковское (в городе Чугуеве), Курское, Орловское (в городе Ельце), Калининское и Ставропольское.

Для детей пограничников были созданы два суворовских военных училища - Ташкентское и Кутаисское, а для детей моряков - Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища.

4 июня 1944 года ГКО принял постановление об открытии в стране еще шести суворовских военных училищ: Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Саратовского, Тамбовского и Тульского.

В 1953 г. в Белоруссии было сформировано Минское СВУ.

Таким образом, в период с 1943- го по 1955 год в СССР было создано 18 СВУ, 3 нахимовских военно-морских училищ и 1 военно-музыкальное училище (с 1937 г.).

В настоящее  время в силовых структурах РФ действую 23 учреждения суворовского (кадетского) образования, из них:

·          в Министерстве обороны РФ – 17: Суворовских военных училищ (СВУ)– 8 (Екатеринбургское, Казанское, Московское, Санкт-Петербургское, Тверское, Уссурийское, Ульяновское, Северокавказское); Московское военно-музыкальное училище -1; Нахимовское военно-морское училище (НВМУ)-1 (Ст.-Петербург.), Кадетских корпусов (КК) МО РФ - 7; В МВД РФ СВУ – 2; В ФСБ РФ КК – 2; КК при участии МО РФ -2

 

[2] Кадетские корпуса МО РФ - 7

 

Кадетский ракетно-артиллерийский корпус (г.Санкт-Петербург) – 1993

 

Военно-технический кадетский корпус (г.Тольятти) - 1995

 

Кронштадский военно-морской кадетский корпус - 1995

 

Военно-космический кадетский корпус (г.Санкт-Петербург) - 1996

 

Кадетский корпус радиоэлектроники (г.Кемерово)

 

Омский кадетский корпус

Кадетский корпус железнодорожных войск (г.Санкт-Петербург)