Выступление Председателя Аргентинского Объединения кадет Российских кадетских корпусов (за рубежом)

Игоря АНДРУШКЕВИЧА

на Первом Съезде кадет Росии.

 

Мне трудно сегодня говорить по двум причинам, во-первых, эмоциональным, а во-вторых, интеллектуальным, потому что мне столько всяких вещей говорили, что мне нужно сказать, и столько я сам думал, что мне нужно сказать, что я просто запутался в своих чувствах и мыслях.

Кроме того, мне говорили: «будешь говорить 30 минут, 7 минут, 5 минут» а генерал сейчас сказал  – 10 минут.

 

Во-первых, все люди находятся всегда под впечатлением своих собственных чувств, и я особенно, потому что я родился за границей 80 с лишним лет тому назад в братской нам Югославии, которой сейчас больше нет, к сожалению, и я в третий раз приехал в Россию. Все эти три раза я приезжал именно по кадетским делам: первый раз в 92-м, потом в 98-м и сейчас в 2007-м году.

Но мой отец учился здесь в Первом Московским кадетском корпусе, и он же его окончил, потом учился в Александровском военном училище, а потом в Императорском училище правоведения в Петербурге. Провоевал четыре года в Первой Мировой войне с немцами, был четыре раза ранен, один раз очень тяжело. И мне отец завещал, что все-таки нужно только лишь жить для того, чтобы служить России и никогда больше никому не служить.

Я могу про себя сказать вот уже на исходе жизни, что я в общем исполнил это, может не на сто процентов, а на 99, но я никогда никому не служил кроме России. Иногда меня заставляли, я делал вид, но по настоящему я всегда служил только России.

И сегодня у меня большой наплыв чувств, потому что мы, кадеты, (я поступил в кадетский корпус в 1937 году)  уже с 10-11 летнего возраста мы пели песню «Наш полк», и там сказано, что всей душой в строю». Я всегда был всей душой в строю, в кадетском и вообще в военном, поскольку мне отец тоже говорил: «Смотри, будут дети, пусть будут военными, потому что в нашем роду в течение пятисот лет не было такого позора, чтобы какой-нибудь мужчина не был военным».

Я моих трех сыновей тоже послал в военное училище, но не мог послать в Россию, послал в Аргентину, и они все закончили аргентинское военное училище среднее, такое, как суворовское военное училище. Так что у меня тоже, понимаете, завещание было отца такое, чтобы когда-то стать физически в этот общий наш строй. Всегда душой я был в этом строю. Но сегодня я физически стоял в строю вместе со всеми вами, и рядом со мной как раз было знамя Фанагорийского полка, которое кадеты вчера передали молодым кадетам. И это, понимаете, очень важное событие в жизни человека, который именно всей душой всегда стоял в строю, а теперь и физически встал.

В Православии очень важна реальность, поэтому мы имеем иконы, мощи, мы к ним прилагаемся. Мы хотим, чтобы было идеально и в то же время реально, не отвлеченно. И вот мы реально встали туда, где мы идеально всегда стояли.

Но нужно отвлекаться от всех этих личных чувств и мыслей и нужно делать какое-то более теоретическое обобщение, и это обобщение может быть простое.

Господа! Сегодня мы были участниками исторического события. Мы этого сами не замечаем и  не чувствуем, потому что «не видят леса те, кто сами находятся в лесу». Мы были участниками этого события, и потом история о нас будет писать. Сегодня произошло объединение двух частей когда-то расколовшейся Русской Армии и Флота. Нас осталось очень мало, я не знаю, сколько нас, зарубежных кадет сюда приехало, некоторые говорят 25, другие говорят  – 28, я не знаю, если даже нас приехало 5 человек, неважно, то все-таки мы символически встали в общий строй – это историческое событие. И не только встали, но мы объединились. Мы видим, что Россия все-таки возрождается, подымается с колен, и мы этому очень рады, и мы хотим этому очень помочь, и мы помогаем, насколько можно с нашими скромными силами всю жизнь и, особенно, в последнее время, в последние 15 лет после первого нашего приезда в России.

И, главным образом, наша помощь как раз концентрируется по вопросам специфическим нашим кадетским, т.е. вопросам образования. Я хочу сказать, например, меня много лет просили в Аргентине, именно аргентинские кадетские корпуса, чтобы я изучил и разработал систему, откуда же это образование произошло, среднее учебное, военное образование типа кадетских корпусов. Оно фактически зародилось в афинской демократии. Так что когда сегодня какие-то демократы или псевдодемократы что-то говорят: «мол для чего это и почему это», то я написал несколько статей и по-русски и по-испански, что в афинской демократии существовали в Афинах пять таких, они их называли лицеями, пять таких лицеев или гимназий, военных где они {молодые люди - прим.} получали религиозное, нравственное, духовное, интеллектуальное, физическое, технической и военное образование. Об этом есть целая глава у Платона в его политике о государстве, где он говорит, что молодежи надо давать целостное воспитание. Он {молодой человек - прим.} должен иметь духовное образование, реалистическое, интеллектуальное и военное, иначе он будет каким-то неполным человеком. И вот эта идея потом возродилась во времена Людовика XIV во Франции, и через 20-30 лет у нас в России. Петр Великий встречался с Людовиком. Людовик ввел первый кадетский корпус морской- навигационная школа. И, может быть, он об этом только говорил. И вот я хочу сказать, что этот кадетский корпус, военный, который был открыт во Франции, а потом через 20-30 лет в России, а потом через 20-30 лет Первый Шляхетский корпус, в указе об открытии этого Первого корпуса во Франции, после лицеев, которые существовали ив течение 5-6 веков в Афинах, было сказано, что офицеры должны обучать молодых кадет. Чему? Там было записано: обучать благородству, не военной науке, не какой-либо другой науке, и никаким иностранным языкам, а благородству. Обратите внимание, благородство – значит, что человек родился, как будто в хорошем месте, в хорошей семье – «благородное у него происхождение». Но оказывается, что благородству можно обучать, значит, благородство не зависит от рождения, а зависит от воспитания и обучения. И вот все сильные государства: та же Греция, и Древний Египет, и потом Рим и Византия, и наша Россия – их сила была в том, что в этих странах было широко поставлено общенародное просвещение. И в этом просвещении была создана система отбора элиты, но элиты не по рождению и не по деньгам (сейчас говорят, что элита – это у кого больше денег. Как одна мне дама сказала, недавно приехавшая в Аргентину из России, когда я ей рассказывал о русской культуре, церкви, она говорит: «Меня, кроме доляров, ничего не интересует» )..

Так вот, элита не зависит от «доляров», она зависит от просвещения. И должен быть сделан отбор. И это есть настоящая демократия (сегодняшние демократы хотят это как-то иначе устроить), но наш славянский язык, это уже предвидел: у нас есть слово «выборы», есть слово «отбор» и есть слово «собор». Эти слова сохранились в сербско-хорватском языке (они отделились в 6-7 вв), и там в сербском языке «правление» называется «’отбор». Значит, если мы хотим иметь над нами какое-то правление, это правление должно состоять из людей отобранных, но по принципу просвещения. Мы будем выбирать самых просвещенных людей, будем создавать отбор, и они будут в правлении. Вот идея военного образования в России.

В летописи сказано, что когда святой Владимир стал думать об устройстве Земли Русской, то он посоветовался с Русской Церковью и со старшей дружиной. С Дружиной надо советоваться..

В римской республике человек не мог занять никакой республиканской должности, если он не имел военного образования или военного опыта. Приведу один случай. Был избран казначеем Сулла, будущий диктатор и известный реформатор римской республики. Его выбрали казначеем города. Таких было 10 казначеев. И когда его выбрали, Сенат постановил, что так как он никогда не воевал, то какой же из него казначей, если он не имел боевого опыта. И его послали на три месяца воевать в Африку… Ему сказали – ты повоюй, а потом будешь бухгалтером… Вот бы и наших бухгалтеров так.

Мне сегодня задали вопрос: «Какую модернизацию образования Вы предлагаете?»

Мы никакой модернизации не предлагаем, мы предлагаем воспользоваться тем колоссальным опытом, тем колоссальным вкладом русской культуры, который у нас накопился за последние 300 лет. Его нужно развивать, нужна какая-то эволюция, но эволюция, исходящая из предыдущего опыта. И вот мы завещаем: продолжайте эту учебу, не пресекайте корни с прежней Россией, а, наоборот, восстанавливайте эту живую связь…

Мы были  15 лет назад, забросили такую маленькую идею, но она вспыхнула: сколько корпусов уже создано, их нужно объединить и унифицировать. Военные учреждения должны быть в ведении военных учреждений. Не могут быть военные школы в ведении каких-то гражданских учреждений.

Хочу еще раз повторить: сегодня мы являемся участниками исторического события и, дай Бог, чтобы это историческое событие тоже как-то повлияло на те исторические процессы, которые происходят в России, которые, конечно, имеют свои положительные и отрицательные стороны. Но я говорю и не сомневаюсь, что положительные процессы победят, благодаря всем нам. Почему? Потому что русский народ очень талантливый, сколько бы нас ни погибло за время всех войн и революций (и все это было нарочно сделано) – вы посмотрите, какие у нас таланты, как они организовали этот съезд, несколько человек, какие у нас есть талантливые люди, я говорю об этом, потому, что я их не знаю, но я восхищаюсь их талантом…. Я говорю, Слава Богу, Россия не погибла и не погибнет….