КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ  « МУЗЕЯ ИСТОРИИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ РОССИИ »

А.Ф.Коновалов, сотрудник музея

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже третьего тысячелетия мир кардинально изменился. Сложившаяся тревожная ситуация в мире заставляет Россию выработать новые правила поведения, адекватные внешним и внутренним условиям и отвечающие ее собственным национальным интересам.

Информатизация и высокотехнологичные процессы стали в основе проблем обеспечения национальных интересов и национальной безопасности во взаимоотношениях государств  и  народов. Первостепенное значение в этой связи приобретает разработка и последовательная реализация   концепции российской национальной безопасности.

Как важнейшее условие существования любого государства, стратегию национальной   безопасности можно представить как защищенность от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного всестороннего прогресса общества и его граждан.

Национальная безопасность определяется всем жизненным укладом человеческого сообщества, его культурными и политическими традициями, психологическим складом и исторической памятью. Без знания истории нет настоящего, не может быть и будущего. Поэтому национальная безопасность должна быть обеспечена изнутри.

Как известно, одной из важнейших внутренних функций государства является культурно-воспитательная функция. Она характеризует образование молодежи - будущего любой страны. От того, как успешно выполняется эта функция, зависит развитие государства: мощь, независимость, положение в мире, а, значит, его национальная безопасность. В силу этих объективных обстоятельств роль профессионального образования в мире, в том числе военного, неизмеримо возрастает.

В современных условиях обновления российского общества, когда кардинально и стремительно меняются не только политическая и экономическая системы государства, что очень важно для всей системы обучения и воспитания молодежи, меняются также материальные и духовные ценности, ценностные ориентации всех слоев общества. И, конечно, эти изменения не проходят бесследно в первую очередь для молодежи. В этих непростых условиях военная школа России, как составная часть всей системы образования страны, также ищет более эффективные пути подготовки военных кадров.

Последствия кризиса 90-х годов XX века заставили региональные и федеральные органы власти России вновь обратиться, как и в годы Великой Отечественной войны, к социальным проблемам, одна из которых - отношение к детям и молодежи, их образованию, к проверенной временем кадетской системе образования, выпускники которой составляли костяк армии и флота. Так за последнее десятилетие в Российской Федерации созданы и работают более сорока кадетских корпусов разных форм организации. Только в г. С. – Петербурге, кадетской столице, как в прошлом, так и в настоящем, - помимо суворовского и нахимовского училищ функционируют пять кадетских корпусов государственной принадлежности, осенью 2002 года открылось Суворовское военное училище МВД.

Отсюда повышенный интерес к истории зарождения, становления и развития кадетских корпусов, школ и училищ, уяснению их роли в обществе. Поэтому мы должны:

1) внимательно проследить историю создания и функционирования системы военного образования в России,

2) осознать ее, включая начальную военную подготовку молодежи, и

3) понять, что мы должны сами измениться для обеспечения эффективности реформы, проводимой в   Вооруженных силах РФ.

Реализация этой цели нуждается в специализированном учреждении - музее.

Между тем следует отметить, что в настоящее время в России не существует государственного экспозиционного комплекса, отражающего историю начального военного образования, несмотря на его трехсотлетнюю историю. Отдельные экспонаты, представленные в некоторых музеях, не могут дать целостной картины по подготовке молодежи к государственной службе, обеспечить системное формирование патриотического сознания у будущих защитников Отечества.

Со времен Петра I в России сложилась традиция: круглые даты были поводом к раскрытию содержания и значения тех или иных знаменательных событий, их увековечиванию (описанию, созданию культовых сооружений, памятников архитектуры и искусства, учреждению музеев и пр.). 300-летие заложения г.Санкт-Петербурга и создания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи служит таким основанием. Сегодня, на рубеже тысячелетий, для всех нас важно осмыслить время, события и судьбы...

Поэтому настало время публично показывать то, что долгие десятилетия было распылено: хранилось в государственных или частных архивах, коллекциях и все еще находится  вне государственного музея. Такому состоянию дел способствовали известные обстоятельства объективного и субъективного характера.

Все эти факты говорят о том, что назрела насущная потребность восполнить недостающее звено в военно - историческом наследии - создать Музей истории кадетских корпусов России (МИККР).

Таким образом, необходимость создания Музея обусловлена возрождением и совершенствованием системы кадетского образования для решения задач, которые стоят перед современной Россией.

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Концепция музея, в основном, базируется на целевые федеральные программы:

1.  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;

2. «Культура России 2001 -2005 годов»,

а также на распоряжения Президента Российской Федерации:

1. от 3 апреля 1995 года № 155-рп правительству страны «О принятии мер по увеличению в системах   Министерства обороны и МВД России количества государственных образовательных учреждений среднего и среднего профессионального образования с дополнительными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола - суворовских (нахимовских) военных училищ и кадетских корпусов» (см.: Собрание законодательства РФ. 1995. №15. Ст. 1259. С.2397);

2. от 9 апреля 1997 года № 118-рп « О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ - интернатов)».

Они «формируют ориентацию личности на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества».

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ:

1. Пробудить у молодежи и других слоев россиян живой интерес и любовь к отечественной истории, приобщить их к ее богатому духовному наследию и на этой основе воспитывать национальное самосознание, ответственность за судьбу государства и общества.

2. Содействовать поднятию роли и значения высококачественного общего и военного образования.

3. Увековечить 300 - летнюю историю и культуру системы кадетского образования в России.

ЗАДАЧИ МУЗЕЯ

МИККР должен стать государственным историка - культурным центром научно - исследовательской и координационно - методической работы по патриотическому воспитанию молодежи, возрождению и упрочению традиций, обычаев и духа кадетского братства.

Нам представляется важной попытка взглянуть на историю России через ее культуру (культурную традицию), совокупный духовный опыт предшествующих поколений и социальную память о них. Музей должен помочь молодым экскурсантам:

  донести историю создания системы обучения и воспитания кадет;

  показать роль командного состава, педагогов и воспитателей, их влияние на результаты учебы, формирование характера, духовно - нравственных исканий подростков своего предназначения, успехи и достижения в ратной службе, на гражданском поприще, полученные награды и т. д.;

• высветить роль архитектуры зданий, учебных и других помещений, а также прилегающих территорий, их влияние на условия учебы, быта и отдыха, а также нравственный климат пребывания воспитанников в военно-учебных заведениях;

  гражданской молодежи, современным суворовцам, нахимовцам и кадетам ознакомиться с воинскими ритуалами и обычаями, кадетскими традициями, духом товарищества и братства;

   поднять в их глазах привлекательность, престиж и авторитет армии и флота;

  выбрать правильный путь в жизни;

  сохранить и развить чувство гордости за свою страну и ее историю, за воинов - защитников и память о них.

В качестве основного метода построения экспозиции музея и ее демонстрации используется тематике - хронологический метод, внутри тематических комплексов применимы и другие методы.

Сущность МИККР: актуализация исторических проблем и тем, значительное расширение учебных возможностей нынешнего поколения суворовцев, нахимовцев и кадет глубже познать и понять современную жизнь, находясь перед выбором: кем стать, какие ценностные ориентиры выбрать и отстаивать? Таким   образом, музей   окажет практическую помощь в профессиональной ориентации будущих защитников Отечества на исторических примерах их предшественников.

Новый музей должен обладать необходимыми признаками: системностью и комплексностью, исторической достоверностью, наглядностью    и доступностью экспозиционных материалов, быть посредником между прошлым, настоящим и будущим. Решение этой задачи будет обеспечено поиском, сбором, анализом и экспонированием музейных предметов и материалов по кадетской тематике, найдя им достойное место и воплощение.

Специфика экспозиции музея, на наш взгляд, состоит в показе человеческого фактора. А это, значит, управление развитием человеческой личности, ее образованием. Поэтому содержательная сторона работы нашего Музея должна состоять в отображении музейными средствами,   обладающими атрактивностью, истории зарождения, становления и  функционирования системы кадетского образования в России, организации и обеспечения учебно - воспитательного процесса за период с нач. XVIII века по нач. XXI века.

Таким образом. Музей приобретает военно-педагогическую направленность. Это обстоятельство послужило основанием для выделения данной проблемы военной истории России в самостоятельный раздел экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) г. Санкт-Петербурга.

ПРЕДМЕТНАЯ БАЗА

В вышеназванном   Военно-историческом музее хранится значительная часть музейных предметов и материалов по кадетской тематике царского и советского периодов времени. Они станут основой предметной базы нового музея.

Кроме этого отдельные музейные предметы или коллекции по тому или иному разделу кадетской истории, хранящиеся в фондах других ведущих и региональных музеев, архивов и библиотек   России, у частных коллекционеров, а также в объединениях  российских  кадет  за  рубежом,  могут  существенно  пополнить предметную базу создаваемого музея. Она позволит:

а ) показать значимые этапы начального и среднего военного образования от петровской эпохи до наших дней, роль и личный вклад   выпускников Пажеского и кадетских корпусов, ставших  полководцами таких, как П. Румянцев, М.Кутузов и А. Брусилов, флотоводцами таких, как Ф.Ушаков, П. Нахимов, Д.Сенявин и М.Лазарев, исследователями морей и океанов таких , как И. Крузенштерн, Ю.Лисянский и Ф. Беллинсгаузен, генералами, героями Отечественной войны 1812г. как А.Тормасов, Д.Дохтуров, Я.Кульнев, И.Дорохов, П.Коновницын, А.Сеславин, бывших Председателем Госсовета и кабинета министров Н. Новосильцев, военными министрами А.Аракчеев, П.Ванновский, А.Редигер, В.Сухомлинов, коструктором стрелкового вооружения С.Мосин, авиаконструкторами А.Можайский и Л.Сикорский, военным инженером Д. Карбышев, военным врачом и филологом В.Даль, писателями  А.Сумароков и А.Куприн, журналистом и издателем А.Суворин, создателем театра в России Ф. Волков, директорами Публичной библиотеки А.Оленин и Н.Шильдер, Президентом Академии художеств А.Оленин, живописцами П.Федотов, В.Верещагин, А.Коцебу, композиторами А.Скрябин, Н.Мясковский, Н.Римский - Корсаков и многих, многих других, в том числе наших современников, в общественно - политической, экономической и культурной жизни России;

б) открыть интереснейшие стороны проблем обучения и воспитания молодежи для госслужбы в России за указанный период;

в) познакомить посетителей с историей Мальтийской капеллы;

г) привить чувство патриотизма современной молодежи.

Предметная база будет представлена, в основном, раритетами и реликвиями.

• из вещественных памятников - знамена и награды, нагрудные знаки и жетоны, образцы личного оружия, военной формы одежды и снаряжения, предметы быта и пр.;

• из художественных памятников;

• изобразительных материалов;

• письменных источников;

• документальных фотоматериалов.

Эти музейные предметы будут характеризовать:

• разнообразие исторических эпох, пережитых Россией за последние 300 лет;

• калейдоскоп невероятных событий и судеб кадет;

• масштабность и значимость их дел;

• полярность их идеалов, мировоззрений и пристрастий.

Но одно чувство объединяет кадет - выпускников всех поколений - любовь к своей Родине - России.

РАЗМЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Летом 2001г. на правительственном уровне было принято долгожданное решение об учреждении в С. - Петербурге - кадетской столице - Музея истории кадетских корпусов России (МИККР) в качестве филиала Военно - исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Это один из значимых проектов Военно - исторического музея за последние годы. Решено разместить новый музей в центре северной столицы - на Садовой ул. 26, в  Мальтийской капелле, на территории Воронцовского дворца. Именно здесь, в этом дворце, с1810г. по 1917г. размещался Пажеский Е.И.В. корпус, а с 1955г. располагается Суворовское военное училище. История этих учебных заведений, их расположение и значение во многом определили место размещения филиала Военно - исторического музея. В стенах Мальтийской капеллы оживут эпохи, судьбы, имена и дела кадет-выпускников минувших дней.

Уникальность здания Мальтийской капеллы, как памятника истории и архитектуры XVIII в. (архитектор Джакомо Кваренги), позволила подойти к экспозиционному решению нетрадиционным образом. МИККР станет одним из первых действующих военных музеев в С. - Петербурге, который станет историке - культурным комплексом. Здание Мальтийской капеллы будет нести триединую нагрузку:

• архитектурно - художественную,

• музейно - экспозиционную,

• салонно - музыкальную.

Для этого в здании Мальтийской капеллы будут воссозданы исторические интерье­ры, установлены скамьи в центре зала и орган на хорах, что позволит проводить концерты органной, классической и военной музыки, а также другие мероприятия историке - культурного значения.

Основная часть экспозиции музея будет размещена в приделах Мальтийской капеллы и прилегающих к ней помещениях Воронцовского дворца. В первую очередь оборудуются помещения центральной части капеллы, где будет оформлена экспозиция, посвященная памяти 200 - летия Пажеского Е.И.В. корпуса, как военно-учебного заведения, и помещения в приделах капеллы, посвященные истории создания и развития кадетских корпусов России и русского зарубежья начала XVIII-начала XX веков.

Советский и современный периоды, связанные с историей создания спецшкол, подготовительных, суворовских и нахимовских училищ, а также современных кадетских корпусов и региональных общественных объединений суворовцев, нахимовцев и кадет, будут представлены в прилегающих помещениях Воронцовского дворца.

Такое размещение музейной экспозиции реализует требование к архитектурно-художественному решению, позволит исключить давление музейной экспозиции на архитектурное убранство, интерьеры храма и наоборот. Этому будут способствовать и музейное оборудование, система освещения, а также условия хранения и безопасности.

Это даст возможность посетителям, находящимся в музее на концерте, слушать музыку, любоваться архитектурой и интерьером исторического убранства капеллы, наблюдать за пажеской и кадетской символикой и атрибутикой, а также    других музейных предметов. Такой прием музейной режиссуры:

- обеспечит единство воздействия архитектурных форм, храмового убранства здания, музейной экспозиции и музыкального звучания (сопровождения);

- позволит испытать неизгладимое впечатление, очарование и эстетическое наслаждение от современного музейного зрелища, развивать художественный вкус у посетителей;

- и, конечно, даст возможность посетителям глубже соприкоснуться с историей через содержательное и увлекательное путешествие по экспозиции в прошлое, почувствовать себя сопричастным с историческими эпохами, событиями и делами минувших  дней...

Синтез правдивой музейной экспозиции и высокого искусства способны задеть за живое любого человека и, таким образом, через эмоциональный контакт приобщить посетителя к духовности и нравственности. Поэтому в работе музея мы будем использовать как проверенные временем, так и новые формы работы с посетителями. В комплексе они будут давать положительный воспитательный эффект.

При создании экспозиционного пространства музея учитывается также требование максимальной комфортности для посетителей и персонала, климатологической устойчивости и обеспечения требуемого уровня безопасности.

Такой подход позволяет надеяться на то, что музей со временем станет историческим перекрестком, одним из уникальных и посещаемых уголков в центре С. - Петербурга. Размещение экспозиции музея в Мальтийской капелле - одной из архитектурных жемчужин северной пальмиры -  привлечет внимание культурной общественности и гостей нашего  города к памятнику истории и архитектуры XVIII века, поможет возрождению культурного наследия России и сохранению его для потомков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение кадетской системы образования трудно переоценить. Она стала фундаментом и главным звеном в создании систем общего и специального образования в России. Профессиональное образование позволило готовить специалистов по основным специальностям, в том числе и военным, на родине. Это I) обеспечило развитие России во всех сферах: в экономике, политике и военном деле, в науке, культуре и искусстве; 2) выдвинуло ее в разряд ведущих держав мира; 3) оказало заметное влияние на развитие мировой цивилизации.

Музей истории кадетских корпусов России должен стать памятником 300-летней истории российской государственной системы кадетского образования:

- ее руководящему составу и покровителям;

- умудренным богатым опытом великим педагогам и воспитателям;

- их питомцам - кадетам всех поколений.

Благодаря государственной   политике по образованию молодежи и глубоко продуманному подходу к учебно - воспитательному процессу в военно - учебных заведениях многие выпускники стали великими и известными людьми, которые на военном и гражданском поприще прославили Россию в веках.

По отзывам выпускников Пажеского и кадетских корпусов, располагавшихся на территории России и в зарубежье, а также спецшкол, подготовительных, суворовских и нахимовских училищ советского  времени и ныне существующих, воспоминания о пребывании в стенах военно-учебного заведения останутся самыми светлыми и добрыми, а товарищи по учебе - братьями навек.

Мы надеемся, что исторические материалы, которые будут собраны в музее, помогут заложить духовную основу формирования многих поколений будущих защитников Родины.

Здесь оживет история. Музей станет местом встреч и дискуссий. В нем переплетутся эпохи, судьбы народов, поколений ветеранов и нынешних воспитанников, их представления и мировоззрения, идеалы и ценностные ориентации, воинские ритуалы и кадетские традиции. В стенах музея будут формироваться чистота помыслов, ревностное отношение к чести и достоинству, твердость характера и духа молодых людей.

Музей в скором времени может получить широкую известность и признание не только в С.-Петербурге и на территории России, но в ближнем и дальнем зарубежье, как музей XXI века, благодаря месту размещения и содержанию уникальной экспозиции, ее технической оснащенности и уже действующей странице в internet.

Это даст нам право с уверенностью сказать, что такого музея в истории России еще не было!

Открытие Музея истории кадетских корпусов России в канун 300 - летия Санкт - Петербурга – залог нашего уверенного взгляда в будущее. Мы надеемся, что он достойно пополнит плеяду музеев города на Неве, со временем подтвердит тот факт, что г. Санкт - Петербург был и остается культурной и кадетской столицей России.

О социальной программе «КАДЕТСКИЕ КОРПУСА  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Подполковник запаса  ЧАЗОВ В.И., Отличник Просвещения СССР, автор социальной программы « Кадетские корпуса  Санкт-Петербурга

Как автор  городской социальной программы «Кадетские корпуса Санкт-Петербурга», принятой правительством Санкт-Петербурга в 1995 году и утвержденной первым мэром Собчаком А.А., я попросил организаторов конференции предоставить мне возможность выступления на этой конференции с целью осмысления некоторых вопросов  создания  новых кадетских корпусов  в нашем городе и восстановлению  исторической справедливости в определении роли и заслуг в их становлении.

Может быть, это прозвучит несколько нескромно, но я имею на это право, так как с системой Суворовских военных училищ, созданных  60 лет назад по типу  царских кадетских корпусов, я был связан  более 30 лет (10 лет учебы и выпуск лейтенантом и 20 лет работы старшим преподавателем  русского языка и литературы в Свердловском суворовском военном училище ).

Хотелось бы напомнить, что в последний год существования СССР в стране функционировало 7 суворовских и 1 нахимовское военно-морское  училище, а после распада СССР Киевское и Минское училища выбыли из этой системы,  и оставалось в России всего  6 военно-учебных заведений  этого типа.

В 2002 г,  участвуя в создании информационного сборника «Социальные службы и социальные услуги в СПБ», выпускаемого по заданию Администрации города, я составил реестр кадетских корпусов, суворовского и нахимовского военно-морского училищ, дислоцированных в Санкт-Петербурге. Таких корпусов сейчас в городе 8 и одна частная Царскосельская кадетская школа.

Таким образом, за неполное десятилетие в одном нашем городе  корпусов стало больше, чем во всей  России  91 года.  Санкт-Петербург снова стал  Родиной кадетских корпусов, как это было в дореволюционной царской России.   Но было бы наивно утверждать, что только у нас создавались эти общеобразовательные учреждения, они создавались по всей России. Но мы были первыми, кто начинал эту работу и проторил дорогу для других.

Давайте зададим себе вопрос, почему так бурно начался в 90-е годы процесс создания новых корпусов, и кто выступил локомотивом этого процесса ?

Все Вы знаете о той обстановке хаоса, неразберихи в верхних эшелонах власти, да и во всей России в период  смены общественно-экономической формации и ломки социально-экономических отношений.  Это были годы  катастрофического обнищания народа и появления на улицах крупных городов огромных масс беспризорных детей.  Пожалуй, впервые после гражданской войны 20-х годов Россия столкнулась с этим явлением так остро и проблемно.

Это заставило наиболее дальновидных и ответственных политиков-руководителей регионов искать пути  решения этой проблемы. И самым первым забил тревогу первый Мэр Санкт-Петербурга А.А.Собчак.  17 октября 94 года он обращается с письмом  к Председателю Правительства РФ  Черномырдину В.С., в котором  он заостряет внимание  правительства на острейших проблемах социального сиротства. Приводит данные, что в городе около 60 тысяч  детей, лишившихся попечения родителей, беспризорных и безнадзорных по причине распада и увеличения неблагополучных семей, из которых дети вытесняются на улицу и становятся бомжами и попрошайками.

Решение этой проблемы Собчак видел в создании приютов, реабилитационных центров для детей и подростков, центров помощи семьям и детям, к созданию которых и приступило Правительство  СПБ. Надо сказать, что в этой работе были несомненные успехи. Если в соседних  скандинавских странах социальная инфраструктура была создана за 50 лет, то нам удалось создать ее   за 6-8 лет. Здесь уместно напомнить, что за два срока правления Губернатора Яковлева в городе не создано ни одного государственного детского социозащитного учреждения. Забегая вперед, скажу, что в самые последние месяцы своей деятельности Собчак в целях оказания помощи одиноким матерям в воспитании трудных подростков, не получающих мужского воспитания, согласовал с Главкомом ВМФ совместное решение о создании при 5 высших военно-морских училищах кадетских корпусов.

После посещения  суворовского и нахимовского  училищ и знакомства с системой образования и воспитания в них подростков А.А. Собчак  пришел к мысли о том, что  эту систему можно и нужно использовать для  решения проблемы беспризорности и безнадзорности в городе, создав дополнительные новые кадетские корпуса.  Он снова обращается в Правительство РФ с письмом, в котором утверждает, что « одним из самых эффективных путей достижения профилактики   беспризорности детей и подростков является создание кадетских корпусов и училищ» и утверждает, что « Санкт- Петербург является городом, способным стать центром начального военного образования всероссийского значения…и следует на базе более 20 военных училищ и академий, многие из которых дублируют друг друга и вводят обучение гражданским специальностям, что является затратным для  бюджета Мин.обороны,  создавать кадетские корпуса и училища для подростков, используя материальную базу и высококвалифицированный кадровый персонал сокращаемых училищ».

К сожалению, положительного ответа  на его письма в 94-м году не последовало, и  Собчак решил двигаться в этом направлении самостоятельно, используя возможности города и привлекая к этой работе Минобороны.

Он провел несколько встреч с министром  Обороны Грачевым П.С., результатом которых явилось подписание 31 марта 95 года Совместного решения Минобороны и Правительства СПБ о создании кадетских корпусов в России  «!!!»,  подлинник которого я Вам представляю.    Это совместное решение подтолкнуло Аппарат Президента Ельцина Б.Н. к изданию Распоряжения Президента № 155-рп от 3 апреля 95 года « по увеличению в системах Минобороны и МВД количества суворовских военных училищ… кадетских корпусов и т.д.»

Именно после этого распоряжения, как грибы, стали вырастать по всей России учебные заведения различных форм собственности, решавшие задачи социальной защиты детей и подростков.

После встречи  А.А.Собчака с П.С.Грачевым  мне было предложено написать социальную программу « Кадетские корпуса Санкт-Петербурга». Программа была оперативно создана, Собчаку и вице-мэру  В.Л. Мутко понравилась и З июля 95 г. была утверждена.

Но, правды ради, надо сказать, что работа по созданию корпусов началась раньше официального вступления в силу указанной программы

Уже.в декабре 94 г. - начале 95 г. велась проработка документов и осуществлялся подбор помещений для Кронштадтского морского кадетского корпуса. После продолжительных поисков было  предложено полуаварийное здание 1836 г. постройки на ул. Зосимова. К тому времени оно пустовало после расформирования 3-го учебного отряда Военно-морской базы.

 Преимущество этого здания и большой территории вокруг него, расположенной по берегу морского залива, предопределили наш выбор, хотя мы и не предполагали, что столкнемся с огромными трудностями по ремонту фундамента, помещений, пролетов лестниц здания, протянувшегося почти на  полкилометра вдоль залива.

Трудности ожидали нас и в вопросах комплектования, создания материальной базы, разработки учредительских документов, поскольку концепции комплектования, целей и задач корпуса у Правительства СПБ и Командования ВМФ значительно различались.

Адмиралы Громов и Касатонов хотели бы исключить социальный аспект в комплектовании корпуса, переложить расходы на ремонт, создание матбазы на город, тогда как Собчак справедливо считал, что у будущих кадетских корпусов задачи должны быть идентичными задачам суворовских училищ, созданным в разгар войны, в 1943 г, и собиравшим в свои стены детей войны, бездомных, сирот, детей инвалидов войны, детей сражавшихся с врагом воинов Красной Армии. 

И надо отметить, что Мэр СПБ сумел в какой-то степени убедить руководство Минобороны в справедливости своих взглядов и целей создания корпусов, хотя и с большим трудом.

Я помню, как  был доволен  А.А.Собчак составом первого набора воспитанников, где было много детей –сирот, детей погибших воинов, детей офицеров, проходящих службу в районах, где нет возможности дать им образование.

Мэру приходилось буквально «выламывать руки» генералам и адмиралам, чиновникам аппаратов Правительства и Президента, пробивая идею создания первых училищ.  Особенно трудно давалось создание морского Корпуса с 7-летним сроком обучения, против которого в начальный период яростно возражали адмиралы.

Несколько раз переносились сроки открытия корпуса  по вине Минобороны, поэтому А.Собчак  вынужден был потребовать от Грачева П.С. заключения дополнительного Договора о сотрудничестве по организации деятельности морского кадетского корпуса в г. Кронштадте от 19.09. 95 г. \ Подлинник документа для подтверждения прилагаю\.

 И все же, несмотря на заключение и этого договора, Минобороны отказывалось открывать корпус в заранее обговоренные сроки.. \ Выдержки из писем прилагаю \.

Значительно меньше проблем было с открытием Кадетского Корпуса  ВКС, так как одним из инициаторов его создания выступил непосредственно  сам Командующий Военно-Космическими Силами генерал-полковник  В.Иванов, который своим распоряжением  создал группу исключительно квалифицированных офицеров военно-космической Академии им. Можайского во главе с генерал-майором Фатеевым В.Ф., отвечавших за проработку уставных документов и подготовку учебной материальной базы.  В данном случае интересы города и командования ВКС  почти полностью совпадали.

А помощь и заинтересованность Командования академии в создании как бы «дочернего» учреждения, предназначенного для подготовки будущих курсантов академии, сказалась прежде всего на сокращении сроков  создания корпуса.

По программе «кадетские корпуса СПБ» мне приходилось «озвучивать» переписку А.Собчака с Аппаратом Президента РФ, Правительством России, с Министром Обороны, Главкомом ВМФ и другими ведомствами, от которых зависела судьба вновь создаваемых  корпусов. И я могу  утверждать, что только непререкаемый авторитет нашего Мэра ,его настойчивость и воля  помогли выполнить часть программы, касающуюся создания двух корпусов. Для выполнения остальной части: создания корпуса пограничных войск, кадетского корпуса связи, кадетской музыкальной школы Собчаку не хватило времени.

Популярность Кронштадтского кадетского морского корпуса и Кадетского корпуса  ВКС с момента создания была настолько высокой, что многие министерства , Начальники родов войск Минобороны стали обращаться с просьбой к Мэру СПБ о выделении зданий и содействии в организации  корпусов связи, железнодорожных войск, МЧС.

О «зацикленности» Анатолия Александровича на кадетских корпусах, его желании решить проблему образования и воспитания интеллектуально сохранных подростков  из нуждающихся  и малообеспеченных семей  в создаваемых кадетских корпусах свидетельствует  и тот факт, что буквально за две недели до выборов  1996 г., которые он, как известно, проиграл, он передает записку  В.Л. Мутко с просьбой: побывать в училище связи, где есть недостроенный учебный корпус, позволяющий создать кадетский корпус связи на 100 человек. Оказывается Мэр побывал в этом корпусе , ему показали царский тронный зал бывшей Академии Генерального Штаба России и загорелся идеей создания еще одного корпуса, где можно было бы возродить традиции чести, достоинства русского офицерства, утраченные, по его мнению, за годы советской власти.

В заключении хотелось бы привести выдержки из текста еще одного письма Собчака к Главкому ВМФ Адмиралу Громову , письма, которое в определенной степени характеризует сложившуюся обстановку и личность главного инициатора создания новых корпусов, его гражданскую позицию, заключающуюся « в понимании, что кадетские корпуса создаются на историческую перспективу, не обязательно только с целью подготовки нового командного состава армии и флота России, но и с целью всесторонней подготовки  НОВЫХ ЛЮДЕЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ МЫШЛЕНИЕМ, БУДУЩИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ПЕРЕДОВОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ, РАБОТНИКОВ ГОСАППАРАТА».

Программе  «Кадетские корпуса»  Мэр уделял едва ли не первостепенное  значение среди других социальных программ и внушил ответственность своим подчиненным за решение задач и проблем принятой программы.

Вот почему не могу не сказать, что нынешний Президент России В.В.Путин, являвшийся в эти годы 1-м заместителем Мэра, оставаясь за него , издавал ряд распоряжений по выделению средств на организацию и функционирование создаваемых корпусов и по праву может быть отнесен к числу лиц, принимавших участие в выполнении этой городской программы (копии документов прилагаю к этому докладу).

 

О социальной программе «КАДЕТСКИЕ КОРПУСА  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА».

Как автор  городской социальной программы «Кадетские корпуса Санкт-Петербурга», принятой правительством Санкт-Петербурга в 1995 году и утвержденной первым мэром Собчаком А.А., я попросил организаторов конференции предоставить мне возможность выступления на этой конференции с целью осмысления некоторых вопросов  создания  новых кадетских корпусов  в нашем городе и восстановлению  исторической справедливости в определении роли и заслуг в их становлении.

Может быть, это прозвучит несколько нескромно, но я имею на это право, так как с системой Суворовских военных училищ, созданных  60 лет назад по типу  царских кадетских корпусов, я был связан более ЗО лет (10 лет учебы и выпуск лейтенантом и 20 лет работы старшим преподавателем  русского языка и литературы в Свердловском суворовском военном училище ).

Хотелось бы напомнить, что в последний год существования СССР в стране функционировало 7 суворовских и 1 нахимовское военно-морское  училище, а после распада СССР Киевское и Минское училища выбыли из этой системы,  и оставалось в России всего  6 военно-учебных заведений  этого типа.

В 2002 г,  участвуя в создании информационного сборника «Социальные службы и социальные услуги в СПБ», выпускаемого по заданию Администрации города, я составил реестр кадетских корпусов, суворовского и нахимовского военно-морского училищ, дислоцированных в Санкт-Петербурге. Таких корпусов сейчас в городе 8 и одна частная Царскосельская школа.Было бы хорошо, если бы во главе такого  управления или отдела встали бы люди, зарекомендовавшие себя как хорошие организаторы и методисты, принимавшие непосредственное участие в организации кадетских корпусов по нашей программе. К таким я отношу подполковника запаса ЛЕВЧЕНКО  В.К., капитана 1-го ранга Пешикова Е.И.

И последнее… Одной из целей моего выступления было восстановление исторической справедливости по отношению к  Мэру Собчаку А.А.  и нашей программе.

Нельзя было не испытать чувство обиды и возмущения, когда бывший Губернатор  Яковлев В.А. на параде кадетских корпусов в период празднования 300-летия Санкт-Петербурга заявил, что основной вклад в создание новых кадетских корпусов внес бизнесмен - американец русского происхождения Борис Йордан. Это ли не профанация в чистом виде ?!  Может быть, он и давал какие-то деньги суворовско-нахимовскому клубу Москвы, но  какое отношение он мог иметь к созданию наших корпусов ?!  

Давайте отдадим должное светлой  памяти  А.А.Собчака за его  настойчивость и упорство в восстановлении  утраченной системы воспитания кадет, стремление  помочь подготовке иного, качественно нового командного состава Российской Армии и Флота, а также скажем спасибо тем, кто действительно по мере сил и способностей руководил процессом создания   Кронштадтского морского кадетского корпуса  и  Кадетского корпуса  ВКС  имени  Петра Великого, таким, как:                          

генерал-майору Фатееву Вячеславу Филипповичу

подполковнику запаса Левченко Василию Кузьмичу

подполковнику запаса Саковичу Петру Николаевичу

Мутко Виталию Леонтьевичу, сенатору Федерального Собрания Государственной Думы от Санкт-Петербурга

Шубиной Нине Владимировне, Председателю Комитета по связям с муниципальными образованиями Администрации Санкт-Петербурга,

Мерзлякову Геннадию Викторовичу, бывшему первому заместителю Председателя Комитета по образованию СПБ

Шиловой Евгении Васильевне,начальнику отдела этого же Комитета                              

Сурикову Виктору Леонидовичу, Главе Администрации г. Кронштадта

Пешикову Евгению Ивановичу, капитану 1-го ранга, начальнику Кронштадтского морского кадетского корпуса

И многим, многим другим…

Благодарю Вас!    

 

МЭР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е               от 23.02.96   n 161-р

О выделении средств

В связи с необходимостью оказания помощи в финансировании  ремонтно-восстановительных работ здания Тучков Буян для размещения в нем Кадетского Корпуса Военно-Космических Сил, а также в целях выполнения социальной  программы  "Кадетские корпуса в  Санкт-Петербурге":

1. Комитету экономики и финансов выделить Комитету по образованию целевым назначением 300 (триста) млн.рублей из средств по статье "прочие расходы", предусмотренных пунктом 1 постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 08.02.96 Nil "О финансировании городского хозяйства Санкт-Петербурга в 1 квартале 1996 года".

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя мэра Санкт-Петербурга - председателя Комитета по социальным вопросам.

 

СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ В РОССИИ

В настоящее время одной из главных задач государства является социальное обеспечение подрастающего поколения, особенно из числа малоимущих и обездоленных, снижение роста детской преступности и воспитания чувства патриотизма и любви к своему Отечеству.

История показывает, что существовавшая в России система обучения в кадетских корпусах готовила патриотов своего Отечества, наиболее образованных и активных его членов в областях военной, науки,
искусства и других, что необходимо для государства и сейчас.

В соответствии с вышеизложенным РЕШИЛИ:

1. В числе первых создать кадетский морской корпус на фондах ленинградской ВМБ (г.Кронштадт) и кадетский специальный корпус при Высшем военном училище связи (г.Санкт-Петербург).

2. Комплектование кадетских корпусов возложить на специально создаваемые комиссии под патронажем мэра города.

3. В корпуса принимать после окончания 4-го класса средней школы. Выпуск каждого корпуса не более 200 человек.

4. Набор начать с июня, начало учебного года - с I сентября с.г.

5. Министерство обороны обеспечивает корпуса воспитателями, вещевым и продовольственным довольствиями.

6. Мэрия г.Санкт-Петрбурга комплектует корпуса преподавательским составом, финансирует воспитателей и преподавательский состав, снабжает учебниками, пособиями и другими школьными принадлежностями.

7. Подготовку необходимых документов по данному вопросу возложить на Управление по военному образованию Главного управления кадров и военного образования МО РФ и Комитет по образованию г.Санкт-
Петербурга.

8. Ходатайствуем перед Правительством российской Федерации о поддержке создания системы кадетских корпусов на территории государства.

МИНИСТР  ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
генерал армии
П.Грачев