ДОКЛАДЫ И ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

(тезисы)

 

Крылов В. М., Начальник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

9 сентября этого года исполнилось 300 лет с начала формирования коллекции нашего музея, который ведет свое происхождение от цейхгауза Петропавловской крепости. Документы и экспонаты, рассказывающие о том, с чего начинался наш музей, можно увидеть в первом (Петровском) зале. К юбилею мы готовились долго и тщательно. Провели международный научно-культурный форум, выпустили материалы в 4-х томах, собрали солидное международное представительство, обменялись мнениями по вопросам развития военной исторической науки. Нам удалось значительно пополнить свои фонды, завершить ремонт фасада, пополнить экспозицию образцов техники, ожидаем ее расширение за счет показа новых образцов (танка Т-80 и ракетного комплекса С-300). Все это делается на деньги министерства обороны, что же касается правительства города (по крайней мере, прошлого), то оно ограничивает свое участие наложением различных штрафов. Тем не менее музей растет и развивается. Прежде всего расширяется его территория, разработана проектно-сметная документация, с января начнет осваиваться новая территория, имеется принципиальная договоренность на поставку образцов новой техники.

Определенная часть нашей работы связана с кадетскими корпусами. Становление музея истории кадетских корпусов, являющегося нашим филиалом, идет пока тяжело. Много труда положено на то, чтобы договориться о помещении, так как на него претендовали многие. Тем  не менее решение принято, разработана документация, готово экспозиционное решение, идет документальный и вещественный поиск предметов. Обращались и к зарубежным объединениям, которые обещали оказать поддержку, однако так ничего и не сделали.

И все же дело движется. Достигнута договоренность с дирекцией Малого оперного театра о передаче органа, который после реставрации займет свое историческое место в Капелле. Будет изготовлена копия трона. Идет переписка с кадетскими корпусами о передаче экспонатов, обратились к ряду выдающихся суворовцев (в частности, к министру иностранных дел Иванову И. С.) с просьбой прислать с музей документы и личные вещи. Большие надежды возлагаем и на ваш Союз, с которым у нас сложились тесные отношения. Наш музей всегда открыт для вас.

Желаю плодотворной работы вашей конференции и 19 ноября в День ракетных войск и артиллерии приглашаю всех вас на очередную интересную экспозицию, в которой примут участие более 20 организаций города Златоуста. А вашему союзу разрешите преподнести юбилейную памятную медаль, выпущенную в честь 300-летия нашего музея.

Лощилов И. Н., Ставропольское СВУ, 1953 г. Председатель С.-Петербургского союза, суворовцев, нахимовцев и кадет

Те, кто занимаются историей кадетского движения, достаточно хорошо знают, что Петербургу принадлежит главенствующее место в развитии кадетских корпусов. Здесь в 1731 году был создан первый кадетский корпус, а всего с того времени действовало не менее 30 военно-учебных заведений для юношества. Часть из них реорганизовывалась, часть прекращала свое существование, так что к 1917 году в нашем городе насчитывалось шесть кадетских корпусов, что составляло пятую часть всех заведений такого типа страны. Но это были корпуса, на которые равнялись все остальные. За годы своего существования они дали стране около 40 тыс. высокообразованных молодых людей – почти половину выпускников всех кадетских корпусов царской России. Таким образом, когда готовилась наша книга «Петербург – кадетская столица», мы не грешили против истины. Тем более, что и сегодня наш город играет главенствующую роль в деле военного образования юношества: из 16 военно-учебных заведений довузовской подготовки, находящихся в составе силовых ведомств страны, половина действует в Петербурге. Это положение многому обязывает, но и создает определенные проблемы. Остановлюсь на некоторых.

Имеющиеся в настоящее время заведения принадлежат пяти ведомствам: МО, МВД, МЧС, ФСБ, Железнодорожным войскам. Жизнь покажет, насколько оправдана ранняя специализация военно-учебных заведений, во всяком случае, традициям русской военной школы она не соответствует. Но главное в другом – имеющаяся разобщенность создает определенные трудности в учебно-педагогическом процессе, препятствует обмену опытом и использованию учебной литературы.

Эта же разобщенность порождает другую проблему – подготовку педагогических кадров. Ранее в Петербурге существовал Педагогический музей, при котором действовали курсы по подготовке офицеров-воспитателей. Нечто подобное существовало и в пору первых суворовских военных училищ. Потом от такой практики отказались, прибегнув, очевидно, к старой истине, что «офицер может все». Между тем работа с подростками требует определенных человеческих качеств и педагогических навыков. Поэтому крайне необходимо, чтобы существовали педагогические курсы, связанные с подготовкой воспитателей для заведений довузовской подготовки, и действовать они должны именно в нашем городе.

Необходима также целенаправленная пропаганда, рассказывающая о роли Петербурга в кадетском образовании молодежи. Можно организовать несколько экскурсионных маршрутов, это не потребует больших усилий, но будет способствовать формированию у юноши определенного мировоззрения, гордости за свою принадлежность к кадетскому братству.

И наконец последнее. Городу крайне необходим какой-то координирующий орган, который бы занимался вопросами кадетского образования. Где он должен быть? Мы в свое время обращались и в Комитет по образованию, и к Губернатору, но никакого ответа не получили.

Ежегодно около 4 тыс. юношей выходят из стен петербургских военно-учебных заведений довузовской подготовки, это цвет нашей армии, и мы все должны содействовать тому, чтобы они смогли достойно выполнить свой священный долг по защите Отечества.

Каля В. Ю., Ленинградское СВУ, 1971 г. Комитет по молодежной политике Администрации С.-Петербурга.

Хочу выразить слова приветствия в адрес конференции и подчеркнуть, что во взаимосвязи между ведомствами, которым подчинены училища и кадетские корпуса, как раз и лежит целостное представление о том, что такое кадетский корпус. К сожалению, эти ведомства плохо видят друг друга. Но многое зависит и от руководителей военно-учебных заведений. Они должны договориться между собой, определить, что им надо, тогда и могут быть подтянуты соответствующие административные ресурсы.

Мне понравился доклад, в котором поставлены задачи о начальном военном образовании и создании системы мероприятий, способствующих тому, чтобы военно-учебные заведения довузовской подготовки были бы видны. Я занимаюсь в Комитете вопросами патриотического воспитания, в частности, формированием программы воспитания гражданственности и патриотизма на 2006–2010 годы, заданной Правительством. Эта программа является дальнейшим развитием аналогичной программы 2002–2005 годов и в ней должны быть четко обозначены проблемы, связанные с развитием суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов. Здесь мы рассчитываем на поддержку вашего союза суворовцев, нахимовцев и кадет. Наш Комитет готов к сотрудничеству.

Васильев В. Е., Кадетский корпус Федеральной пограничной службы.

Актуальность выступления на данной конференции по вопросу правового регулирования создания кадетских учреждений связана с тем, что данный аспект не полностью урегулирован ныне действующими нормативно-правовыми актами.

Кадетские корпуса и кадетские школы отличаются друг от друга по ведомственной принадлежности, организационно-правовой форме, источникам финансирования и продолжительности обучения. Созвучные названия, похожая форма одежды воспитанников, одинаковое обращение к ним – «кадет», мешает четкому пониманию различий между этими образовательными учреждениями. Главное же отличие кадетской школы состоит в том, что она не ставит основной задачей подготовку юношей к поступлению в военно-учебные заведения.

В правовом регулировании деятельности кадетских учреждений можно выделить несколько направлений, которые пока еще не определены нормативными актами. Они касаются прежде всего вопросов их создания, ведения образовательной деятельности, правового положения воспитанников и регулирования хозяйственной (договорно-правовой) деятельности. За короткий срок существования кадетских учреждений практика по этим вопросам еще не накоплена.

Все кадетские учреждения являются юридическими лицами. Процесс создания любого юридического лица можно, как известно, разделить на три этапа: подготовительный, государственной регистрации и так называемый «пост регистрационный». Наибольшее количество неурегулированных вопросов возникает на первых двух этапах.

На первом этапе возникает ряд вопросов: в какой организационно-правовой форме они должны создаваться, кто принимает решение об их создании и выступает учредителем, какова форма и содержание учредительных документов.

Исходя из норм гражданского законодательства, суворовские училища, кадетские корпуса и кадетские школы могут создаваться только в форме государственного учреждения. Так как они являются образовательными, то порядок их создания регулируется Федеральным законом РФ «Об образовании». А так как они реализуют дополнительные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, то их создание регулируется Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе». Кадетские же школы могут быть в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями.

Право на учреждение суворовских училищ и кадетских корпусов в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» принадлежит исключительно Правительству Российской Федерации.

Так, Первый кадетский корпус Пограничной Службы ФСБ РФ) был создан Постановлением Правительства РФ N 893 от 27 июля 1996 года, которое и выступило его учредителем. Кадетский ракетно-артиллерийский корпус был создан Постановлением Правительства Российской Федерации N 695 от 23 апреля 1993 года, учредитель – Правительство Российской Федерации. В то же время учредителями Кронштадтского морского кадетского корпуса выступили ВМФ и Администрация Санкт-Петербурга, что является нарушением порядка создания кадетского корпуса. Эти учредители могли создать кадетскую школу-интернат, что регламентируется Типовым положением о кадетской школе, утвержденным Правительством Российской Федерации № 1427 от 15 ноября 1997 года.

Относительно учредительных документов следует отметить, что ими являются решение о создании и устав. Учреждение также может осуществляться на основании положения об организации данного вида.

Кроме того, нельзя забывать о том, что суворовские училища и кадетские корпуса, являясь военными организациями, обладают особой правоспособностью, вызванной спецификой их деятельности. Например, Первый кадетский корпус Пограничной службы одновременно является государственным общеобразовательным учреждением и войсковой частью. Его руководитель в одних случаях подписывает приказы как начальник кадетского корпуса (например, приказы об организации учебного процесса), а в других – как командир воинской части (приказы об организации службы суточного наряда и др.). Необходимо также отметить, что воспитанники суворовских училищ и кадетских корпусов, не являясь военнослужащими, выполняют функции, присущие только военнослужащим. Например, исполняют обязанности лиц суточного наряда воинской части (дневального и дежурного по учебной роте).

Считаю, что для эффективного функционирования суворовских училищ и кадетских корпусов целесообразно принять следующие положения:

1. Для государственной регистрации данных юридических лиц создать при Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам отдел, занимающийся регистраций исключительно военных организаций – юридических лиц.

2.  Для кадетских учреждений, являющихся военными организациями, возможно создание двух учредительных документов –Устава и Положения.

3. Для кадетских учреждений, являющихся военными организациями, установить два наименования: «Государственное общеобразовательное учреждение» и « Войсковая часть 0000».

Соколов В. А., 8 артиллерийская спецшкола, 1941 г. Главный редактор газеты «проРусь».

Мы не должны противопоставлять училища и корпуса школам, пользы от этого не будет. Нельзя также, следуя мысли предыдущего оратора, переименовывать Кронштадтский кадетский корпус в школу, это будет удар по учащимся.

Я представляю тех, кто учился в довоенных спецшколах. Мы все именовали себя кадетами, хотя за это слово, нас и наказывали. В 1937 году спецшколы были созданы для того, чтобы восполнить убыль в командном составе. Сталин понимал необходимость этого, но не решался назвать их кадетскими. Более того, не хотел подчинить их наркомату обороны.

Наше поколение сыграло немалую роль в военном образовании и воспитании юношества, поэтому достойно удивления, что этот факт не находит надлежащего освещения ни в литературе, ни в музеях. Да, нас называли потешными войсками Наркомпроса, но с какой гордостью мы носили свою военную форму! Когда мы шли в своих командирских шинелях и солдаты отдавали нам честь, мы не просто задирали нос, мы понимали, что нужно оправдывать доверие. А в первые месяцы войны мы все рвались на фронт и многие воевали по-настоящему, так что пленные немцы не могли поверить, что их танки подбили наши «сорокопятки».

Большинство моих товарищей погибло в тех первых боях на подступах немцев к Ленинграду и мне иногда бывает даже стыдно, что уцелел. Зато теперь многие не считают нужным сохранять память о тех мальчишках, которые сложили свои головы в страшных боях 41-го года. Я это к тому, что боевые традиции – это не только общепризнанные герои, их носителями были и такие вот мальчишки, которые в трудное время воевали наравне с взрослыми. Зашел недавно в одну школу, где создан музей, и спрашиваю учительницу, почему у вас ничего нет о спецшкольниках? Отвечает: не хватило места.

Я часто бываю в наших училищах – суворовском, нахимовском. Там уделяется много внимания боевым традициям. Всегда с волнением прохожу мимо бюстов героев. А вчера во время симфонического концерта в нахимовском училище не мог не остановиться перед доской, увековечившей память о семи нахимовцах, служивших на подводной лодке «Курск». Один из мальчишек мне сказал: «Какие ж это герои? Они просто утонули». Я ему ответил, что они стали героями уже тогда, когда пошли служить на этот атомоход. Мы должны всегда помнить о тех, кто сложил свои головы, защищая страну. Возьмите, скажем, Воронцовский дворец, где размещается суворовское училище. Раньше там находилось пехотное училище, питомцы которого ценой своей жизни остановили немцев на дальних подступах к городу. К сожалению, известий об их подвиге в стенах этого дворца мы не найдем.

И последнее, о кадрах. Правильно здесь говорилось, что нужен какой-то координационный центр.  И очень неплохо, если бы он состоял из представителей округа, комитета по образованию и комитета по делам молодежи. Обсуждался вопрос о том, чтобы училища возглавлялись гражданскими лицами. Это совершенно неверно. Министр может быть гражданским лицом, он политик, но возглавлять военное училище или кадетских корпус, где учатся мальчишки, должен генерал или адмирал, это не ему нужно, это нужно им. Далее, об офицерах-воспитателях. Это один из самых больных вопросов, они должны быть не просто офицерами, командирами, но прежде всего – педагогами. Нужны курсы по подготовке офицеров-воспитателей. И именно у нас, в Петербурге.

Коновалов А. Ф., Киевское СВУ, 1961 г. Музей истории кадетских корпусов России

В современных условиях обновления российского общества военная школа России как составная часть всей системы образования страны ищет более эффективные пути подготовки военных кадров. Отсюда повышенный интерес к истории зарождения, становления и развития кадетских корпусов, школ и училищ, уяснению их роли в обществе.

Между тем следует отметить, что в настоящее время в России не существует государственного экспозиционного комплекса, отражающего историю начального военного образования, несмотря на его трехсотлетнюю историю. Поэтому настало время публично показывать то, что долгие десятилетия было распылено: хранилось в государственных или частных архивах, коллекциях и все еще находится  вне государственного музея. Назрела насущная потребность восполнить недостающее звено в военно-историческом наследии. Эту задачу и преследует Музей истории кадетских корпусов России. Музей призван:

1. Пробудить у молодежи живой интерес и любовь к отечественной истории, приобщить их к ее богатому духовному наследию и на этой основе воспитывать национальное самосознание, ответственность за судьбу государства и общества.

2. Содействовать поднятию роли и значения высококачественного общего и военного образования.

3. Увековечить 300-летнюю историю и культуру системы кадетского образования в России.

Музей должен стать государственным историко-культурным центром научно-исследовательской и координационно-методической работы по патриотическому воспитанию молодежи, возрождению и упрочению традиций, обычаев и духа кадетского братства.

Нам представляется важной попытка взглянуть на историю России через ее культуру, совокупный духовный опыт предшествующих поколений и социальную память о них. Музей должен помочь молодым экскурсантам:

• донести историю создания системы обучения и воспитания кадет;

• показать роль командного состава, педагогов и воспитателей, их влияние на результаты учебы, формирование характера, духовно-нравственные искания подростками своего предназначения, успехи и достижения в ратной службе и на гражданском поприще;

• высветить роль архитектуры зданий, учебных и других помещений, а также прилегающих территорий, их влияние на условия учебы, быта, отдыха и нравственный климат воспитанников военно-учебных заведений;

• познакомить молодежь с воинскими ритуалами и обычаями, кадетскими традициями, духом товарищества и братства;

• поднять привлекательность, престиж армии и флота;

• сохранить и развить чувство гордости за свою страну, ее историю и воинов-защитников.

Специфика экспозиции музея, на наш взгляд, состоит в показе человеческого фактора. В своей содержательной части она должна отобразить музейными средствами историю зарождения, становления и функционирования системы кадетского образования в России, организацию и обеспечение учебно-воспитательного процесса в XVIII–XXI вв. Основой его предметной базы станут предметы и материалы по кадетской тематике царского и советского периодов времени. Ее существенным пополнением могут стать отдельные музейные предметы или коллекции по кадетской истории, хранящиеся в фондах других музеев, архивов и библиотек России, у частных коллекционеров, а также в объединениях российских кадет за рубежом. Это позволит:

а) показать значимые этапы начального и среднего военного образования от петровской эпохи до наших дней, роль и личный вклад выпускников в историю, науку и культуру Отечества;

б) открыть интереснейшие стороны проблем обучения и воспитания российской молодежи;

в) познакомить посетителей с историей Мальтийской капеллы.

Предметной базой музея станут:

• вещественные памятники – знамена и награды, нагрудные знаки и жетоны, образцы личного оружия, военной формы одежды и снаряжения, предметы быта и пр.;

• художественные памятники;

• изобразительные материалы;

• письменные источники;

• документальные фотоматериалы.

Решение о создании Музея истории кадетских корпусов России в качестве филиала Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи было принято летом 2001г. Он размещается в Мальтийской капелле, на территории Воронцовского дворца (Садовая, 26). Уникальность здания Мальтийской капеллы, как памятника истории и архитектуры XVIII в. (архитектор Джакомо Кваренги), позволила подойти к экспозиционному решению нетрадиционным образом. МИККР станет действующим военным музеем, несущим триединую нагрузку: архитектурно-художественную, музейно-экспозиционную и салонно-музыкальную. Для этого в здании Мальтийской капеллы будут воссозданы исторические интерьеры, установлены скамьи в центре зала и орган на хорах, что позволит проводить концерты органной, классической и военной музыки, а также другие мероприятия историко-культурного значения.

Основная часть экспозиции музея будет размещена в приделах Мальтийской капеллы и прилегающих к ней помещениях Воронцовского дворца. В первую очередь оборудуются помещения центральной части капеллы, где будет оформлена экспозиция, посвященная 200-летиюПажеского корпуса, и помещения в приделах капеллы, посвященные истории создания и развития кадетских корпусов России и русского зарубежья в XVIII-XX вв.

Советский и современный периоды, связанные с историей создания спецшкол, подготовительных, суворовских и нахимовских училищ, а также современных кадетских корпусов и региональных общественных объединений суворовцев, нахимовцев и кадет, будут представлены в прилегающих помещениях Воронцовского дворца.

Такое размещение позволит исключить давление музейной экспозиции на архитектурное убранство, интерьеры храма и наоборот. Этому будут способствовать музейное оборудование, система освещения, а также условия хранения и безопасности. При создании экспозиционного пространства музея учитывается также требование максимальной комфортности для посетителей и персонала, климатологической устойчивости и обеспечения требуемого уровня безопасности.

Такой подход позволяет надеяться на то, что музей со временем станет историческим перекрестком, одним из уникальных и посещаемых уголков в центре Петербурга. Размещение экспозиции музея в Мальтийской капелле привлечет внимание культурной общественности и гостей нашего города к памятнику истории и архитектуры XVIII века, поможет возрождению культурного наследия России и сохранению его для потомков.

Федоров О.М., администратор интернет-проекта "Общенациональный кадетский сервер "Кадетское братство"" (Мурманск)

 Вот уже в течении года работает интернет-проект Общенациональный кадетский сервер "Кадетское братство" www.cadetcorps.ru. Основными направлениями деятельности проекта является: освещение жизни суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов, а также поиск однокашников. База данных по поиску однокашников растёт день за днём и каждый день кадеты находят своих однокашников в разных уголках России, а то и мира, потому что у всех по разному сложилась судьба и многие служат в разных уголках страны. Мы знаем случаи когда кадеты находили своих однокашников с которыми потеряли связь 20 а то и 30 лет назад с момента выпуска из суворовского училища. Администрация проекта наладила тесную связь со многими суворовскими училищами, кадетскими корпусами и клубами, объединяющих выпускников суворовских, нахимовских училищ   и кадетских корпусов а также тех, кому не безразлично воспитание подрастающего поколения, таких  как Союз суворовцев, нахимовцев и кадет Санкт-Петербурга, Союз кадет Урала, Московское суворовско-нахимовское содружество, Ростовский суворовско-нахимовский клуб и многие другие. При непосредственном участии администрации проекта и Мурманского суворовско-нахимовского союза, с июня месяца начат выпуск полноцветного Общекадетского вестника "Кадетское братство" в котором также открыт раздел поиск однокашников. Понимая, что не все имеют доступ в интернет, подписаться на кадетскую газету и отправить информацию о себе для размещения в базе поиска однокашников на Общенациональном кадетском сервере www.cadetcorps.ru можно письмом в адрес Мурманского суворовско-нахимовского союза г. Мурманск ул.Орликовой д. 34 кв 9. тел 8(8152)56-50-82 Меньшову Валентину Михайловичу, а также электронной почтой в адрес администрации

Рубцов C.В., Командир роты С.-Петербургского СВУ

Испокон веков целью воспитания является формирование личности, создание условий для усвоения новым поколением общественно исторического опыта для подготовки его к общественной жизни и трудовой деятельности. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости, имеет научные взгляды на окружающий мир. Наши образовательные учреждения должны воспитать достойных будущих защитников Родины и главным звеном в этом процессе является офицер-воспитатель.

Кто он, современный офицер-воспитатель и каковы его возможности по воздействию на воспитанников? Современные исследователи психологи Л.Ф. Обухова и И.В. Шаповаленко доказывают, что усвоение нравственных ценностей и человеческих качеств идет прежде всего путем подражания. Поскольку офицер-воспитатель находится в постоянном контакте с воспитанниками, возрастают требования к его личности. Именно он формирует образ будущего гражданина, офицера, мужчины.

Анализ кадрового состава показывает, что современный офицер-воспитатель – это офицер 27–35 лет, имеющий высшее образование. В своем большинстве это боевые офицеры, прослужившие в горячих точках или служившие в различных гарнизонах, сознательно выбравшие педагогическую деятельность. Особенностью является то, что, обладая опытом командования, они не имеют специальных навыков и подготовки к работе с подростками 14–17 лет, а это особенный возраст, поэтому  взаимодействие с воспитанниками требует определенного подхода, знаний индивидуальных особенностей.

Остановлюсь на основных направлениях деятельности офицера-воспитателя. Необходимым и обязательным условием является изучение мотивации – какую цель ставили перед собой подростки, поступая в училище. Исследование мотивации во время их адаптации в период сентября-октября показало следующие результаты: желание стать офицером – 47%, получить крепкие знания – 38%, стать сильным и самостоятельным – 8%, пришли учиться по желанию родителей – 7%. Перед офицером-воспитателем стоит задача, чтобы в процессе учебы этот комплекс был интегрирован в едино целое. Для решения такой задачи используется комплекс методов и приемов, индивидуальная и групповая работу, но прежде всего – личный пример офицера.

Одна из наших главных задач – учеба. К сожалению, поступившие к нам воспитанники зачастую не обладают необходимым объемом знаний и не имеют определенных учебных навыков. Невольно офицер становится  учителем и постепенно отрабатывает то, что было упущено в школе. Поскольку подросток попадает в новые условия, важно отслеживать его физическое и эмоциональное состояние. Связка учитель–воспитатель дает хорошие результаты. Исследования показали, что своевременное оказание помощи помогает избежать многих проблем.

Учеба в СВУ неразрывно связана с дисциплиной. Офицер-воспитатель должен быть чутким, поскольку работает с детьми. В своей работе мы стараемся добиться, чтобы требования офицера были обоснованными, необходим контроль. Особую роль в воспитательном процессе имеет правильный подбор младших командиров. В ноябре 2002 г. совместно с психологами университета педагогического мастерства мы по специальной методике провели подбор младших командиров, что способствовало успешному периоду адаптации.

Воспитательная работа невозможна без взаимодействия с родителями. Их позиции бывают разными, поэтому офицер-воспитатель должен проявлять достаточную деликатность и настойчивость. Боевому офицеру бывает трудно быть дипломатом, поэтому во избежание конфликтных ситуаций у нас проводятся специальные тренинги по формированию коммуникативных навыков общения. Офицеру-воспитателю часто не хватает педагогических и психологических знаний. Решению этой проблемы помогает сотрудничество с кафедрой психологии университета педагогического мастерства, где была разработана программа «Основы практической психологии для офицеров-воспитателей». Сотрудничество с кафедрой помогает получать консультации, проводить психологические исследования и в соответствии с ними строить практическую работу.

Основной проблемой является отсутствие учреждениями, где бы готовили офицеров-воспитателей. Ныне существующие курсы повышения квалификации на баз Тверского СВУ позитивных плодов не приносит.

Летов С. П., Заместитель начальника кадетского ракетно-артиллерийского корпуса по воспитательной работе.

Наше учебное заведение является правопреемником первых кадетских корпусов, но мы ведем свое летосчисление с Дворянского полка. Хочу остановиться на воинских традициях, которые оказывают решающее влияние на формирование морального облика будущего офицера. Взгляды на историю слишком часто менялись, а истина одна: во все времена было хорошее и плохое. Нашим воспитанникам нужно говорить суровую правду, ничего не приукрашивая и ничего не охаивая. Дело не в том, кому подчинялись корпуса или те же училища наркомпроса, а в том, что они не посрамили чести русского оружия. Нужно отойти от этого деления. У нас есть 8 кадетских корпусов, есть кадетские школы и классы разной направленности, но, как бы они ни назывались, это наши кадетские братья.

Воспитанию на кадетских традициях мы уделяем большое внимание. Опыт кадетского строительства в России показывает, что помимо военной решается социальная задача.. Примером тому – созданный Павлом I сиротский дом, призванный дать образование и воспитание детям погибших воинов. То же было сделано с поколением беспризорников после революции. Именно поэтому мы одержали победу над фашизмом: люди знали, что страна их обогреет и накормит.

Воинские традиции являются краеугольным камнем всей воспитательной работы. У нас имеется музей, который нашим предшественникам удалось сохранить. Он имеет своеобразную комплектацию: 4 блока посвящено предыдущим 150 годам и 18 блоков – Ленинградскому артиллерийскому училищу. Но мы работаем над восстановлением исторической справедливости. А что касается музея, создающегося в капелле, то наши кадеты туда вряд ли пойдут – там нерусский дух и Русью не пахнет. Мы воспитываем их на русских традициях, чтобы 17 век стучался в сердце солдата 21 века. Создаем свою экспозицию – кадетское братство России. Запросили материалы и к исходу года эту экспозицию откроем.

Немаловажную роль в деле патриотического воспитания играют ритуалы. Я против того, чтобы всех сгоняли на Дворцовую площадь. Там человек теряется, к тому же дело это трепетное, душевное. Мы его проводим в мемориале героических защитников Ленинграда, туда приходят ветераны. А начинаем все у нашей пушки, которую установили выпускники ЛАУ в память тех, кто погиб в Афганистане. Там мы даем клятву верности 200-летним стенам нашего заведения и убываем к мемориалу.

Следующий у нас ритуал – празднование Дня Ракетных войск и артиллерии. Основная задача – воспитание гордости за нашу профессию. Но здесь не должно быть агрессивного навязывания. Если из 200 наших питомцев половина станут артиллеристами, а другие предпочтут другие профессии, но окажутся порядочными людьми, мы будем считать свою миссию выполненной.

Я ознакомился со многими образцами литературы патриотической направленности, как старой, так и советского периода. Они отличается только символами: царь, партия… Но в своей содержательной ценности сходны, потому что в основе лежит нравственность военного человека, а она одинакова при любых режимах.

Есть еще очень действенный прием – это встречи с ветеранами, с людьми, являющимися носителями высочайшей нравственности в нашей профессии. Хочу сказать спасибо ветеранам Петербурга и области, ветеранам ЛАПУ.

Большое спасибо Э. Юсупову за организацию кадетских балов, у нас несколько отстает эстетическое воспитание и мы хотим восполнить этот недостаток. Мы возрождаем театральную студию и в этом нам помогают актеры Александринки. Возродили также исторические походы. Были в Старой Ладоге, а скоро поедем в Нарву, где отдадим почести предкам, положившим начало нашей славной армии.

Сегодня не могу не сказать спасибо сотрудникам этого музея, которые является нашим профилирующей организацией в деле патриотического воспитания молодежи.

Е. Катаева, Кадетский корпус Федеральной пограничной службы

Воспитанники военно-учебных заведений осознанно желают связать всю свою будущую жизнь с нелёгким, но почётным делом служения Отечеству, которое невозможно без любви к Родине и веры в её будущее. Мы отказались от догм, которые в течение нескольких десятилетий определяли мировоззрение советского народа. Обрести себя, найти духовный стержень, что положит начало возрождения национального самосознания россиян - вот что является сегодня самым важным. Важная роль в этом процессе принадлежит учебным предметом гуманитарного цикла. «Следует в первую очередь совершенствовать преподавание гуманитарных дисциплин, воспитывающих нравственность и чувство ответственности перед страной и её народом» в нашем подрастающем поколении. Именно так определял задачи этого цикла академик Д.С.Лихачёв.

Наш Кадетский корпус является военно-учебным заведением гуманитарно-языковой направленности. В дополнение к общеобразовательной программе, рассчитанной на три часа английского языка в неделю, в Корпусе добавлено два часа на специальный курс английского языка. Разработан  и находит практическую реализацию специализированный  курс военного перевода, основанный на изучении трёх дисциплин: английского языка, истории Отечества и  военной истории. Основная образовательная цель курса – развитие речевых навыков, а также совершенствование исторической грамотности. Разработанный курс помогает кадетам основательнее и качественнее подготовиться как к выпускным экзаменам за курс средней школы, так и к вступительным экзаменам в профильные высшие учебные заведения. 

В специальный курс включен  материал, освещающий яркие страницы истории нашего государства, начиная от образования Киевской Руси. Содержание учебного материала выполняет большую воспитательную задачу: прививает кадетам чувство патриотизма и гордости за героическое прошлое Отечества,  побуждает кадет к самостоятельному осмыслению истории России,  развивая в них познавательный интерес к предметам истории и английского языка. Специальный курс  содержит английские тексты, которые снабжены англо-русским тематическим словарем, что позволяет сократить время на изучение и усвоение новой лексики. Ряд разделов имеет оригинальные дополнительные или адаптированные тексты для самостоятельного чтения в часы самостоятельной подготовки кадетами, успешно усваивающими программу.

Задания по обратному переводу (с русского на английский язык) представляют наивысшую сложность и вызывают наибольшие трудности у кадет. Предполагается, что такие задания выполняются кадетами индивидуально в часы самостоятельной подготовки, и оцениваются дифференцированно. Задания по обратному переводу выполняют высокую образовательную функцию, так как вызывают потребность обращаться к русско-английским словарям в поисках эквивалентов русской лексики, тем самым, расширяя вокабуляр обучаемых, заставляя их выражать свои мысли на иностранном языке. При этом задания предполагают не дословный перевод, а передачу основного содержания прочитанного, что позволяет обучаемым использовать богатый выбор синонимичных лексических единиц и идиоматических выражений как известных, так и новых, взятых из словарей.

Содержание заданий специального курса не является материалом военного перевода в узком значении этого понятия, так как не имеет ярко выраженной военно-коммуникативной функции, отличительной чертой которого является большая терминологичность и предельно точное изложение материала. Достоинством данного курса является постепенное введение, отработка и активизация в речи большого числа единиц военно-направленной лексики.

Мы верим в то, что тот исторический материал, который включен в специальный курс, поможет ребятам по-настоящему понять свою Родину, ощутить духовную жизнь своего народа, почувствовать  русский язык, и принять ближе к сердцу российскую историю.  Из любви к Родине, своему народу, языку, истории, славным героическим страницам прошлого, культуре, рождается чувство национально-духовного единения, что сегодня нам, россиянам, так необходимо.

Керножицкий А. В., Преподаватель кадетского корпуса Железнодорожных войск.

Наш корпус молодой, 16 марта ему исполнится 5 лет. Располагается он в Петродворце на территории Военно-транспортного университета, что позволяет привлекать к занятиям квалифицированные кадры и ветеранов нашей службы.

В корпус принимаются дети после окончания 8 классов, родители которых имеют отношение к железнодорожных войскам, а также сироты и дети из неблагополучных семей. Учебная программа корпуса составлена  с учетом стандартов министерства образования и нашего заказчика – Федеральной службы железнодорожных войск. Общий курс военных дисциплин рассчитан на 963 часа. Программа военной подготовки включает в себя: общевойсковую военную подготовку (уставы, огневая и строевая подготовка, тактика,  военная топография, связь, военно-медицинская  подготовка, радиационная, химическая и противоатомная защита, психологическая подготовка); военную специальную подготовку (общий курс железных дорог, техника железнодорожных войск, автомобильная подготовка, искусственные сооружения, военная инженерная подготовка) и отдельные дисциплины (физическая подготовка, история железнодорожных войск и военный перевод).

Я остановлюсь на военной подготовке, курс которой рассчитан на 229 часов. По программе этого цикла кадеты изучают устройство, предназначение и правила эксплуатации железных дорог, технику ЖД войск, дорожно-строительную технику, мостовую, автомобильную, землеройную технику, железнодорожные дорожные автомобильные краны. А также устройство и классификацию искусственных сооружений, элементы технического прикрытия мостов, действия наших войск при заграждении и разминировании железных дорог.

Учебный год у нас заканчивается военным периодом, который мы проводим под городом Луга на учебном полигоне Транспортного университета. Там кадеты имеют возможность непосредственно познакомиться с техникой, потрогать ее руками, зашить определенный участок железной дороги и реально посмотреть, чем занимаются в наше время железнодорожные войска.

Лагерный период обучения заканчивается выполнением полномасштабного тактико-специального задания. Оно начинается с подъемом по тревоге, выдвижения на определенный рубеж, развертывания, отражения диверсионных групп противника, преодоления минных полей, заграждений и выполнения ряда вводных. Все это заканчивается учебными стрельбами. После этого определяется лучший взвод и отмечаются отличившиеся.

Эти занятия остаются памятными на долгое время. Оценкой нашего труда является то, что после выпуска 95 проц. наших кадет поступили в высшие военно-учебные заведения.

Михеев  А. В.,, Кроншадтский морской кадетский корпус

Прежде всего хотел бы поблагодарить руководство музей за предоставленную возможность работы в архивах и внимательное отношение к тем, кто интересуется военной историей отечества. Хотел бы также возразить предыдущему оратору, говорившему о статусе Морского кадетского корпуса. Двойное учредительство этого заведения никак не говорит о том, что его следует называть кадетской школой.

Свое выступление я хочу посвятить историческим аспектам медицинского обеспечения кадетских корпусов. Изучив старые инструкции и документы, я пришел к выводу, что все, что ими предписывалось раньше, делаю сегодня я как начальник медслужбы.

Состоянию здоровья кадет уделялось большое внимание. Инструкции требовали  обеспечивать просторное размещение кадет, содержать в чистоте их одежду и белье, которые следовало подбирать тщательным образом, дабы не стеснять телодвижений. Большое внимание уделялось профилактической работе. Кадет с пониженным зрением и слухом следовало рассаживать на передние парты.

Первое упоминание о медицинских правилах можно найти в регламенте Шляхетского корпуса 1732 г. (п.19), предписывающего иметь лазарет для кадет (хошпиталь). При образовании Дворянской школы граф Шувалов определил иметь 2 лазарета на 20 коек каждый для дворянских детей и учеников школы художеств (солдатских детей).

Имеются описания медицинских учреждений в различных КК. Так, в Шляхетском корпусе на 360 кадет был положен доктор, он же преподаватель естественных наук, лекарь, подлекарь и 2 ученика. В 1762 г. на 146 кадет Артиллерийского и инженерного корпуса полагался доктор, лекарь, 2 подлекаря и аптекарь. По мере увеличения количества учащихся изменялся и штат медицинской службы. Так, в 1784 г. медицинский штат этого корпуса составили  доктор, лекарь, подлекарь, 4 ученика, 4 цирюльника. В 1830 г. в Артиллерийском кадетском корпусе, имевшем численность 600 кадет, медицинский штат состоял из доктора, старшего и младшего лекарей, зубного врача, провизора, 9 фельдшеров и 3 учеников провизора. Лазарет корпуса был рассчитан на 60 коек. Все эти цифры не сравнимы с медицинскими штатами госпиталей даже военного времени.

Организация работы лазаретов была определена должностными инструкциями. Лекарям указывалось, чтобы больных кадет по домам не отпускать, воспрещалось приносить им пищу, а тем кадетам, которым предписано лекарство,  надлежало приходить за ними не в учебное, а в свободное время. Смотрителем лазарета назначался один из командиров рот. Палаты разделялись по возрастам. В обязанность дежурного по корпусу вменялось осуществлять надзор за порядком в лазарете. При тяжелых формах заболевания вызывались опытные врачи из города.

В целом кадеты болели немного. Преобладали болезни органов дыхания, травмы и инфекционные болезни. В одном из документов я нашел, как был озадачен директор Морского кадетского корпуса появлением неизвестной болезни – чесотки. Болезни, которая сейчас в наших заведениях слишком распространена.

В советское время основные положения медицинского обеспечения нашли свое развитие в Справочнике для врачей суворовских училищ 1944 г., где четко оговаривались вопросы оказания помощи, освидетельствования, проведения амбулаторного приема – это, как оказалось, полностью соответствовало старым наставлениям царского времени. А вопросы контроля за санитарно-гигиеническом состоянием нашли свое отражение в кратком пособии по педиатрии для врачей суворовских училищ и закрытых школ 1947 года.

Михальков Е. И., Тбилисское нахимовское училище, 1948 г.

Развитие военно-морского образования в России непрерывно связано с созданием регулярного военно-морского флота Петром I. Им 14 января 1701 г. была основана в Москве Школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа). В 1715 г. на базе ее старших классов в Петербурге была образована Морская академия. В 1752 г. она была преобразована в Морской шляхетский кадетский корпус. Впоследствии это название изменялось: Морской корпус, Морское училище, Высшее военно-морское училище, которое я имел честь закончить в 1952 г. В настоящее время это старейшее в нашей стране военно-морское учебное заведение, отметив свой 300-летний юбилей, носит название «Морской корпус Петра Великого – Санкт-петербургский военно-морской институт».

За время своего существования он выпустил сотни высокообразованных, преданных своему Отечеству военно-морских офицеров. В их числе выдающиеся флотоводцы-адмиралы Ущаков, Сенявин, Нахимов, Корнилов, Истомин. Имена многих отмечены на географических картах мира. Среди них Челюскин, Малыгин, Лаптев, Крузенштерн, Лазарев и др. Высокий уровень подготовки морских офицеров помог одержать нашему флоту ряд всемирно известных побед. Продолжателями традиций этого учебного заведения стали созданные в 1943-45 годах нахимовские училища: Тбилисское, Ленинградское и Рижское.

Как нас учили в этих училищах всем известно. Приведу только один пример, когда я заканчивал в 1948 г. Тбилисское НВМУ. Это был первый выпуск. На экзамене по математике присутствовал министр просвещения Грузинской ССР. После экзаменов он взволнованно с грузинским акцентом заявил, что «впервые в жизни присутствовал на таком экзамене, пятерка это что за оценка, все они заслуживают 12 баллов».

Одновременно нужно отметить, что военно-морские учебные заведения не были готовы  к приему такого контингента. Хотя мы и принимались в них без экзаменов. Училищам пришлось спешно пересматривать программы первого курса, создавая при этом отдельные классы из нахимовцев.

В 1952 году в военно-морских училищах состоялся первый выпуск офицеров-нахимовцев. Они участвовали в испытаниях новых кораблей и оружия, технических средств, осваивали новые районы плавания в Мировом океане и несли боевую службу в Атлантике, Тихом и Индийском океанах. Немало офицеров побывали в «горячих точках» – на Ближнем Востоке и Кубе, в Индокитае и других регионах мира.

К сожалению, в связи с реформами в нашей стране в настоящее время у нас осталось одно Нахимовское училище в Санкт-Петербурге и вновь образованный Морской кадетский корпус в Кронштадте. Современное состояние и уровень довузовской подготовки зависит от потребностей флота.  Принятая в 2001 г. Морская доктрина России до 2020 года предусматривает наличие в стране мощного ВМФ, которому потребуются высокообразованные офицеры. Их  нужно готовить с малых лет по типу кадетских корпусов.

В настоящее время молодой человек, окончивший среднюю школу, не имеет достаточных знаний, так как уровень обучения в большинстве средних школ весьма низок. Эту задачу пытаются решить подготовительные курсы, образованные почти во всех ВУЗах нашей страны, или путем репетиторства. Такое натаскивание перед вступительными экзаменами в ВУЗ только частично разрешает проблему. В настоящее время назрела проблема создания профильных средних учебных заведений, например, железнодорожных, воздушного транспорта, морского транспорта и других..

В этом году наша страна подписала «Булонскую конвенцию». Уровень высшего образования и  сертификаты, выдаваемые после окончания ВУЗа у нас в стране должны равняться международном требованиям. Это будет значить, что наш выпускник может при определенных условиях работать за границей.

Ныне в нашей стране ставится задача совершенствования непрерывного образования в течение всей трудовой деятельности выпускника ВУЗа, так как новые современные технологии требуют высоких знаний и навыков в управлении производством и подъемом экономики

Логинова И. А. Старший научный сотрудник музея ПС ФСБ России.

За годы существования пограничной службы, несмотря на многие изменения, осталась главной ее задача – обеспечить неприкосновенность рубежей Отечества, охрану и защиту интересов государства на его границах. Эти задачи могут выполнить хорошо подготовленные люди, обладающие высокими нравственными качествами, развитым чувством чести и долга, преданные своему Отечеству, осознающие значимость решаемых задач, готовые на добросовестную службу и самопожертвование.

Сейчас, когда на Россию оказывается мощное давление со стороны международного терроризма, радикально-исламского фундаментализма, западного католического и протестантского мира, на передний план выдвигаются задачи обеспечения национальной безопасности и формирования патриотического сознания российских граждан. Эти задачи нередко затрудняется направленностью некоторых СМИ, где учат не  службе Отечеству, а тому, как уклониться от воинской обязанности. И результат налицо. Если в 1997 г. от военной службы уклонилось более 30 тыс. человек, то в 2002 г. эта цифра увеличилась почти вдвое. Эти обстоятельства повышают актуальность разработки концептуальных подходов к организации государственно-патриотического воспитания российских граждан. 

За многовековую историю пограничной службы России сформировались и прочно закрепились патриотические традиции, присущие защитникам границ Отечества. Большое внимание уделяется воспитанию у них высоких моральных качеств, формированию таких ценностей, как верность присяге, преданность Отечеству, законопослушание, готовность к самопожертвованию. В советский период эти ценности  были ярко продемонстрированы в годы Великой Отечественной войны, а в послевоенный период – в событиях на острове Даманском, озере Жаланашколь, при выполнении интернациональных задач в Афганистане. В этот период появились первые именные пограничные заставы и корабли.  Зародились патриотические движения «Брат - на смену брату», «Преемственность поколений – надежной охране Границы»,  получившие развитие и в нашем кадетском корпусе.

В последние годы значительно активизировалась данная работа в региональных управлениях, где разработаны планы по реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».  Это при том, что на сегодняшний день из 86 субъектов России половина – приграничные. Расширилось наше влияние на молодежь, о чем свидетельствуют  следующая динамика развития военно-патриотических объединений пограничной направленности:

 

1997 г.

2000 г.

 2002 г.

Лицейские классы

31

41

52

Военно-патриотические клубы

57

98

132

Отряды юных друзей пограничников

155

254

343

Заметно  оживилось ветеранское движение, набирает силы музейная работа, хотя и не приобретшая устойчивого и системного характера. Ряд мероприятий, направленных на патриотическое воспитание, проводится эпизодически – от одной даты к другой. Некоторые не имеют четкой целевой установки. А многие действительно интересные находки в этой сфере деятельности еще не стали достоянием всей Пограничной службы России. 

Анализ современного состояния патриотического воспитания граждан показывает, что оно не в полной мере соответствует времени, меняющимся условиям в мире и стране. И здесь не последнюю роль играют духовно-идеологические причины.

Прежде всего – это отсутствие государственно-патриотической идеологии, которая определяет главное содержание ее ценностей, раскрывает смысл и социальную значимость служения Отечеству. Она может составить консолидирующую основу для всей системы патриотического воспитания и дать верные ориентиры для дальнейшего развития пограничных войск

Чазов В. И., Свердловское СВУ, 1958 г.

Морской кадетский корпус в Кронштадте и Военно-космический кадетский корпус были созданы специальным Указом Президента. В программе создания кадетских корпусов принимал участие и нынешний Президент, о чем свидетельствуют имеющиеся у меня документы. Программа эта шла с большим трудом. К сожалению, при губернаторе Яковлеве все хорошее было предано забвению. Позже он несколько изменил отношение, но так и не разобрался, кто же создал кадетские корпуса. Делал, например, реверансы в сторону Бориса Йордана, будто тот играл решающую роль в их создании. Однако это не так, именно мы создавали программу развития кадетских корпусов в Петербурге.

Губернатор Собчак в свое время рассорился с военными, в частности, с командующим округом генералом Самсоновым. Они платили ему тем же. Собчак хотел создать новый офицерский корпус и воссоздать прежние традиции чести и порядочности русского офицера. Имеющиеся в моем распоряжении письма свидетельствуют об этом. Но сейчас они никому не нужны. Обидно, что вся проделанная нами работа не получила должной общественной оценки.

Очень тяжело давалось учреждение Морского кадетского корпуса в Кронштадте. Подобрали территорию 3 учебного отряда. Здание длиной 440 м, постройки 1836 г. находилось в аварийном состоянии, фундамент и крыши сгнили, многие постройки тоже, мы выбивали деньги, с трудом нашли 10 млрд. руб., столько же выделил Собчак из своего губернаторского фонда.

Значительно меньше проблем было с открытием Военно-космического кадетского корпуса, так как одним из инициаторов его создания выступил непосредственно  сам Командующий Военно-Космическими Силами генерал-полковник В.Иванов, который своим распоряжением  создал группу исключительно квалифицированных офицеров военно-космической Академии им. Можайского во главе с генерал-майором Фатеевым В.Ф., отвечавших за проработку уставных документов и подготовку учебной материальной базы.  В данном случае интересы города и командования ВКС  почти полностью совпадали. А помощь и заинтересованность Командования академии в создании как бы «дочернего» учреждения, предназначенного для подготовки будущих курсантов академии, сказалась прежде всего на сокращении сроков  создания корпуса.

Популярность обоих корпусов с  момента создания была настолько высокой, что многие руководители министерств и начальники родов войск Минобороны стали обращаться с просьбой к Мэру СПБ о выделении зданий и содействии в организации  корпусов связи, железнодорожных войск, МЧС.

Сейчас появились другие возможности контакта с Администрацией города. Нужно создать структурное подразделение при Комитете по образованию или Комитете по молодежной политике, чтобы осуществлять координацию деятельности кадетских корпусов, военно-патриотическое воспитание, методическое и иное руководство существующими заведениями довузовской подготовки.

Иванов В. В., Новочеркасское СВУ 1961 г.

Хочу начать с Морского кадетского корпуса. Я – суворовец, они морские будущие офицеры. Нечего нашим руководителям искать площадку, где реализовать возможности 12-летнего образования. Я выпускник Новочеркасского суворовского училища, учился в нем 8 лет, затем еще 4, итого – 12. У нас в городе уже есть 3-летнее нахимовское училище и 7-летний кадетский корпус в Кронштадте. Все понимают, что в силовых ведомствах нужно создавать кадетские корпуса, где учить военной профессии с раннего возраста. Тут много говорилось о старых кадетских корпусах, но я считаю, что нужно больше внимания уделять нашей ближней истории, тем годам, когда действовали суворовские училища, 60-летие которых мы сейчас отмечаем. Эта история дала выдающихся полководцев и ученых. За копанием старого мы нередко забываем своих отцов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Чем бы хуже было, если бы создали книгу не о далеких предках, а о своих отцах. Такая книга была бы бесценной.

Следующая проблема. Имеется срок обучения 3 года и 7 лет. Этим нарушена суворовская и кадетская преемственность, между выпускниками с разной длительностью обучения нет общего языка. В этом одна из причин, что мы не можем создать международное объединение суворовцев и кадет. Такое объединение не обязательно должно быть в Москве, оно может быть и в Казани,  и  в Новочеркасске. В годы войны нашли деньги, чтобы создать суворовские училища, а сейчас никак не удается привести наши заведения к единому образцу. Я до сих пор вспоминаю своих педагогов, да и большинство нас, по крайней мере, не менее половины, связано с педагогической деятельностью. Разве у нас нет сил, чтобы объединить свои усилия и передать свой опыт молодому поколению?

Стремление к объединению есть у всех. Свидетельством может служить  то, что на 60-летии суворовского училища в Новочеркасске присутствовали не только мы, ветераны, но и суворовцы МВД, кадеты Донского корпуса, курсанты института связи, который размещается в здании нашего СВУ, – словом стремление к единению есть у всех.

Чернов В. И., Казанское СВУ, 1964 г.

Я закончил в свое время Казанское суворовское училище. Все, о чем здесь говорилось, мне близко, ибо в свое время этими вопросами приходилось заниматься по долгу службы. В частности, много говорилось о правовых аспектах, но это не главное. Главное лежит в ответе на вопрос:  для чего создавались кадетские корпуса? Этот вопрос восходит к глубокой древности. И в древнем Египте, и в Спарте умные руководители понимали, что нужно создавать элиту, от слова отборный, а  не так, как понимают это современные руководители, желающие видеть только послушных чиновников. Но  взращивать элиту нужно с детства, для этого и были созданы кадетские корпуса.  Цель их создания была двоякой. Первая, тактическая, она социальная и основана на том общем, что у них имеется. Вторая – стратегическая, главная, она направлена на создание элиты, отборных людей, которые бы вели за собой народ.

Как подошли к этому в России? Возьмем Царскосельский лицей. Тактическая цель удалась, а стратегическая нет. Точно также и с кадетскими корпусами. Эта цель была похоронена при Александре I не без помощи декабристов. Суть создания элиты – это создание людей корпоративно мыслящих, имеющих общие интересы, которые друг друга поддерживают. Декабристы, несмотря на то, что там были разные люди, смогли объединиться против царя. Но при этом о стратегической цели забыли. О ней забыли и тогда, когда подписывал приказ о создании суворовских училищ. Сколько же умных и достойных людей, воспитанных суворовскими училищами, не сумело себя реализовать!

Я часто встречаюсь с казанскими кадетами и задаю себе вопрос: почему? Вспоминаю октябрьский пленум 1957 года, когда сняли Жукова. Кто-то высказал предположение: сняли потому, что не было друзей. У него действительно не было друзей в том плане, для чего предполагалось создание кадетских корпусов.

Терещенков  А. В., Минское СВУ, 1965 г.

Хотел бы поздравить присутствующих с 60-летием суворовских военных училищ. Наша конференция – это своеобразное продолжение празднования юбилея, начатое в Москве, но происходит оно на более деловой почве. Как вы знаете, у нас вышла хорошая книжка о Петербурге как о кадетской столице, которая должна стать пособием для всякого кадета. Сегодня прозвучала мысль о том, что нужно писать и о наших современниках, вот и попросим автора продолжить эту работу.

Вопрос о том, что дали обществу суворовские училища, в самом деле заслуживает пристального внимания. Возьмем наш военный округ. Генерал-полковник Кузьмин, генерал-полковник Миронов, недавно ушедший от нас генерал-лейтенант Денисов, наконец, генерал армии Бобрышев – все представители высшего командования округа были суворовцами. Кадеты имеются во всех эшелонах власти, к сожалению, бывают случаи, когда они, достигнув высот, забывают о своем суворовском прошлом. Пример тому наша конференция, на которой нет ни одного представителя округа и военно-морской базы. Еще одно – кто является организатором нашей конференции, тема которой навеяна самой жизнью? Это наши товарищи, что же касается военных властей, кровно заинтересованных в решении обсуждаемых проблем, то они проявляют полное равнодушие. Если бы была команда сверху, то пришли бы все. Вот где идет нестыковка между верхами и низами.

Учась в Минском СВУ, я могу утверждать, что получил лучшее образование, которое имелось в то время у нас в стране. Программы, по которым мы учились, были блестящими и хорошо продуманными. В наше Минское училище были собраны лучшие педагогические силы. Сейчас в нем вернулись к 6-летнему сроку обучения, поскольку практика показала: кадеты, которые учились 7 или 8 лет разительно отличаются от тех, кто проучился 3 года. И дело не в том, чтобы, как здесь предлагалось, написать письмо министру. Нужно о наших проблемах говорить на всех уровнях, доказательно, аргументировано и со знанием дела.

Наш великий ученый В. М. Бехтерев сделал однажды такую надпись в книге автографов: «Общими силами к общему благу». Думается, что эти слова могли бы стать девизом всей нашей деятельности.

Смирнов Л. Н., Сталинградское СВУ, 1949 г.

Куда идет наше сообщество? Почему здесь не присутствуют начальники училищ, которые кровно заинтересованы в решении обсуждаемых проблем? Не является ли такое пренебрежение отголоском тех настроений, которые еще бытует в нашем обществе? Возьмите публикацию газеты «Московский комсомолец» о нашем юбилее: «За 60 лет суворовские училища подготовили Стаса Намина, Герарда Васильева и министра иностранных дел». И ни слова о том, кто укреплял армию и честно служил в ней все эти годы.

Чему воспитывают в суворовском училище сейчас? Престижным становится поступить в юридическую академию и финансовое училище, но в общевойсковые училища идти не желают. А вот раньше всех направляли в общевойсковые училища и лишь потом они могли приобретать другую военную специальность.

Еще одно, что меня потрясло. Лучший выпускник суворовского училища позапрошлого года идет в духовную семинарию. Вот вам итог и оценка всей нашей воспитательной работы.

 РЕШЕНИЕ

научно-практической конференции «Кадетский Петербург: история и современность»

1. Опубликовать материалы конференции и довести их до следующих организаций:

Руководства Администрации Санкт-Петербурга.

Комитета по образованию.

Комитета по молодежной политике.

Руководства Ленинградского военного округа.

Руководства Ленинградской военно-морской базы.

Главного управления образования МО РФ.

Московского содружества суворовцев, нахимовцев и кадет.

Руководителей петербургских военно-учебных заведений довузовской подготовки.

Военно-патриотических объединений Северо-Западного  региона. 

2. Обратиться к Губернатору Санкт-Петербурга  с предложениями:

 О создании органа, ответственного за координацию деятельности военно-учебных заведений довузовской подготовки Санкт-Петербурга;

 Об организации курсов усовершенствования офицеров и педагогов, работающих в петербургских военно-учебных заведениях довузовской подготовки.

3. Материалы конференции опубликовать в средствах массовой информации Санкт-Петербурга.