Воспитанники кадетских корпусов России - известные ученые и инженеры:

АНОСОВ Павел Петрович родился в Петербурге в 1799 году.
    Когда ему было 13 лет, его зачислили в Петербургский Горный кадетский корпус (впоследствии - Горный институт), который он окончил в 1817 году.
   Аносов направляется на Златоустовские заводы - старейшие промышленные предприятия Южного Урала. Павел Петрович проработал на этих заводах около тридцати лет. Сначала он был практикантом, потом - начальником заводского округа и генерал-майором Горного корпуса. Последние 4 года жизни Аносов работал начальником горных заводов на Алтае.
    Павел Петрович Аносов внес большой вклад в развитие Российской металлургии. Он разведывал запасы железных руд, золота и других металлов. Павел Петрович усовершенствовал методы добычи и переработки руд.
    Всемирную известность получили работы Аносова по производству стали. До него сталь получали дорогим и длительным двойным процессом: куски железа науглероживали (нагревали в присутствии угля), а затем переплавляли в огнеупорных горшках - тиглях. Павел Петрович доказал, что можно объединить эти два процесса, так как для науглероживания железа не обязательно, чтобы оно контактировало с углем непосредственно - печные газы тоже содержат углерод. Этот способ оказался намного более быстрым и дешевым, чем предыдущие, поэтому активно применяется в промышленности до сих пор.
    Павел Петрович Аносов многое сделал и в области производства высококачественных сталей, содержащих в своем составе не только углерод, но и хром, титан, марганец и другие металлы. Аносов выяснил, как влияет строение стали и ее химический состав на механические свойства. Для изучения внутренней структуры сплава он первым использовал микроскоп.
    Павел Петрович Аносов раскрыл тайну изготовления булатной стали, производившейся в средние века в восточных странах (например, в Сирии, Индии, Персии), секреты которой были утеряны. Научные работы Аносова легли в основу учения о качественных сталях. В 1851 году Павел Петрович Аносов умер

 

АРТАМОНОВ Леонид Константинович (1859–1932) – выпускник Владимирского Киевского кадетского корпуса (1875).
Российский военачальник, выдающийся военный востоковед, действительный член Императорского географического общества, исследователь Турции, Персии, Афганистана и Эфиопии, генерал от инфантерии.

Окончил Владимирский Киевский кадетский корпус (1875), Михайловское артиллерийское училище (1878), Николаевскую инженерную академию, Николаевскую академию Генерального штаба (1888).

По Генеральному штабу в 1888-1897 гг. службу проходил в Кавказском военном округе на различных командных и штабных должностях. В октябре-декабре 1888 г. совершил секретную поездку в район Северо-Восточной Турции для военно-статистических исследований. В декабре 1890 – январе 1891 г. собирал военно-статистические сведения о провинции Герат (Афганистан). В 1897–1899 гг. – в составе российской дипломатической миссии в Абиссинии.

С июля 1900 г. в распоряжении командира Сибирского корпуса. Участник похода в Китай (1900–1901), русско-японской войны (1904–1905). В 1906 г. – комендант Владивостокского укрепрайона, в 1908–1910 гг. – главный начальник Кронштадта, комендант Кронштадтской крепости. В 1911–1914 гг. – командир 1-го армейского корпуса. В 1917 г. уволен по «болезни и контузии». Награжден золотым оружием с надписью «За храбрость».

После октябрьского переворота жил в Москве, Нижнем Новгороде, Ленинграде. Работал в Моссовете. Умер в Ленинграде в 1932 г.

 

БАБКОВ (БОБКОВ) Иван Федорович (1827-1905) - первый председатель Западно-Сибирского отделения Императорского Русского Географического Общества (ЗСОИРГО). Родился в 1827 г. в С.-Петербурге. 
Образование получил в Павловском кадетском корпусе и Главном инженерном училище (позднее Николаевская инженерная Академия Генштаба), после окончания которых был причислен к Генштабу с назначением в отдельный Кавказский корпус. В 1857 г. в чине капитана Генштаба Бабков прибыл в Тобольск на должность начальника штаба 24-й пехотной дивизии

В 1859 г. переведен в Омск, где первоначально занимал должность обер-квартирмейстера корпусного штаба. С образованием Западно-Сибирского военного округа Бабков назначен в 1865 г. помощником начальником штаба, а в 1869 г. - начальником штаба. В этой должности он прослужил до выхода в отставку в 1890 г. Бабков неоднократно исполнял обязанности и поручения временного характера: полномочного комиссара по разграничению с Западным Китаем в 1862 г.; Семипалатинского военного губернатора в 1867 г.; в разное время - степного генерал-губернатора; производил постановку государственной границы с Китаем в 1869 г. В 1886 г. по ходатайству войскового депутатского собрания Бабков был зачислен в войсковое сословие Сибирского казачьего войска со званием почетного казака. С 1860 г. Бабков состоял действительным членом Императорского Русского географического общества. Занимаясь геодезическими и астрономическими исследованиями в Западной Сибири, публиковал результаты своей работы в отчетах общества. Одна из работ в 1866 г. была удостоена серебряной медали. В 1863 г. по проекту Бабкова была организована Зайсанская экспедиция на пароходе "Ура", в результате которой была установлена возможность прямого сообщения Зайсанского края с Омском и пароходства по Черному Иртышу для торговли с Китаем. В 1877 г. на Учредительном совещании у генерал-губернатора Н.Г. Казнакова Бабков был единогласно избран первым председателем ЗСОИРГО. Руководя отделом в течение 12 лет, Бабков способствовал его становлению. При нем было выработано "Положение об отделе", учрежден распорядительный комитет (1882), организованы многие интересные экспедиции. Выйдя в отставку в 1890 г. и поселившись в Феодосии, Бабков не порывал отношений с ЗСОИРГО. Бабков - автор воспоминаний "Записки о моей службе в Сибири", изданных в С.- Петербурге в 1912 г. Прослужив в Сибири более 30 лет при шести генерал-губернаторах, он был свидетелем многих выдающихся событий в истории восточных окраин Сибири. В воспоминаниях Бабкова даны блестящие характеристики многих представителей высшей администрации Омска. Умер Бабков в Феодосии 21 октября 1905 г

Вибе П.П  Информация  с сайта http://museum.omskelecom.ru

БУТАКОВ Алексей Иванович (1816-1869) – выпускник Морского кадетского корпуса (1832). Известный русский путешественник, гидрограф. Действительный член Императорского Российского географического общества, контр-адмирал.

В 1840-1842 гг. совершил кругосветное путешествие на транспорте «Або». В 1848-1849 гг. командирован на Аральское море, назначен начальником Аральской флотилии.

На шхуне «Константин» выполнял гидрографические работы в Аральском море. Открыл и описал группу островов, определил астрономическим методом координаты 9 пунктов. Была составлена первая достоверная карта Аральского моря. А.Гумбольт, ознакомившись с картой, назвал её «истинным открытием в географии». За исследование Аральского моря избран почётным членом Берлинского географического общества, удостоен большой золотой медали Королевского географического общества (Великобритания).

В 1853 г. на пароходе «Перовский» на реке Сыр-Дарье участвовал в осаде и взятии кокандской крепости Ак-Мечеть. В 1855 г. произвёл опись реки Сыр-Дарья, в 1859 г. – реки Аму-Дарья. В 1861-1863 гг. продолжил гидрографические исследования в Аральском море.

В 1850 г. командирован в Швецию для заказа судов для Аральской флотилии, в 1860-1861 гг. – в США для заказа военных судов. В 1864 г. – произведён в контр-адмиралы с назначением в свиту, службу проходил на Балтийском море. В 1865 г. – младший флагман броненосной эскадры. В 1866 г. назначен членом артиллерийского отделения Морского технического комитета. Награждён орденом Св. Владимира 3-й степени. Скончался в 1869 г., будучи на лечении в Германии. Его именем назван мыс и залив в Аральском море.

ВАЛИХАНОВ Чокан родился в семье, где традицией, начиная с деда Вали (внука хана Аблая), последнего хана Среднего Жуза и бабки Айганым была прорусская, коллаборационистская ориентация. В степи ещё не загасло к моменту рождения Чокана стремление сохранить независимость, отстоять собственную государственность, олицетворяемое Кенесары Касымовым, возглавлявшим национально-освободительные движение казахского народа. К отцу же Чокана Чингису царская администрация благоволила, о чем свидетельствует назначение его старшим султаном одного из округов и присвоение ему чина полковника. Но в то же время он был образованным человеком, в частности, содействуя русским ученым в изучении фольклора и быта.

Чокан Чингисович Валиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, а Чокан прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 года. Детство его прошло в степи, среди народа, первоначальную грамоту он получил в родном поселке Кушмуруне в частной казахской школе, где научился арабскому языку, получил представление о восточной поэзии и учился рисованию. Последнее занятие было его неподдельной страстью и сохранившиеся зарисовки Чокана говорят о том, что в нем жил талант недюжинного художника. Отец с малых лет привлекал Чокана к сбору материалов, касающихся легенд и народных преданий, и вовлек его в круг высокообразованных русских ученых, инженеров, офицеров.

Годы наиболее интенсивного духовного становления личности Чокана связаны с учебой в Омском кадетском корпусе. Здесь сложился круг общения, включавший и его наставников, так и однокашников в лице ориенталиста Н. Ф. Костылецкого, историка П. В. Гонсевского, публициста, исследователя истории народов Сибири и Казахстана Н. М. Ядринцева, выдающегося географа Г. Н. Потанина, Н. Ф Анненского и других. Впоследствии в этот круг вошли такие выдающиеся деятели как петрашевец С. В. Дуров, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Е. П. Ковалевский, Ф. М. Достоевский. Последний писал в одном из своих писем к Чокану: "Я Вам объявляю без церемоний, что я в Вас влюбился... Я Вас так люблю, что мечтаю о Вас и о судьбе Вашей по целым дням". Из учебы в кадетском корпусе вышел человек, в котором были посеяны семена русской и современной передовой культуры, науки и искусства.

Дальнейшая карьера Чокана была предопределена семейной традицией и полученным образованием: он - российский офицер, разведчик, дипломат и чиновник, исполняющий различные поручения царской администрации. И в то же время он не мог не почувствовать своей собственной кожей, что он остается "инородцем" (к примеру, нижний сокращенный класс обучения в кадетском корпусе), не мог не видеть, какие притеснения и унижения испытывают его сородичи, подвергаясь беспредельному произволу со стороны самого последнего русского чиновника и жандарма и их местных прислужников. Оставалась единственная надежда остаться человеком - посвятить себя "нейтральному делу" - науке и литературному творчеству. Уже в кадетском корпусе у него зародилась страсть к путешествиям и мечта "открыть миру неизведанную Азию". Мечте было дано свершиться, но в более глубоком смысле, чем предполагал юный Чокан: он не только исследовал и описал "неизведанные" европейской наукой места как географ, путешественник, он приоткрыл завесу над самым центром Азии - человеком, его историей, образом мыслей и чувств. Касается ли дело его знаменитой Кашгарской экспедиции, благодаря которой он прославился на весь мир как отважный путешественник, Иссык-кульской экспедиции или поездки в Кульджу - везде он выступает не просто как географ, экономист, этнограф, царский агент, а через все это и помимо этого перед нами выступает человек, стоящий на стыке цивилизаций способный взглянуть на виденное как изнутри, так и извне, глазами образованного европейца. Мировая наука обязана именно ему записью блестящего отрывка из "Манаса" -"Смерть Кукотай-хана и его поминки".

Наиболее древние и устойчивые корни казахского менталитета нашли отражение в ряде его исследований, в частности, в статьях "Следы шаманства у киргизов (казахов)", "О мусульманстве в степи". В исследовании зороастрийской природы шаманизма Чокану принадлежит безусловное первенство. Зороастризм принадлежит к семейству явлений универсального порядка, распространенных повсеместно. Ритуальные формы, символические действия, характерные для мифологии как всеобщей формы становления человеческого сознания, к которой должен быть отнесен шаманизм, имеют непреходящую ценность в культурной жизни человечества. Символы мифа пробуждают, направляют, упорядочивают и вовлекают личность в процесс жизни и смерти.

Присущие зороастризму верования, требовавшие от индивида ответственности перед миром, людьми и перед самим собой, не потеряли своей непреходящей ценности. Зороастрийцы поклонялись множеству богов, силам природы, огню, воде, земле, солнцу, луне, ветру, отдельным абстрактным качествам справедливости, ярости разуму, истине. Принцип "истина - лучшее благо", требование жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом содержат в себе нравственность самой высокой пробы.

Огонь и солнце почитались особо. Свойственный шаманству культ огня в целом и в деталях, как правильно отмечает Валиханов, зороастрийского происхождения. Почитание огня, солнца, обожествление неба и небесных светил, культ предков, признание богов-покровителей отдельных сторон бытия кочевников, кодекс должных поступков и запретов сохранились, по Чокану, от зороастризма у казахов в "совершенной целостности".

Всезнающему, премудрому и верховному божеству соответствует переданное через тюркскую традицию обозначение Тенгри - небесная обитель и само верховное божество. Отсюда выражение: "да наградит тебя небо", "проклятый небом", "клянусь небом" или "да побьет меня небо". Огонь считается прародителем всего сущего, очищает души от скверны, гнев страшен, целительное значение всеобъемлюще. Огню приносят жертвы в самых сокровенных случаях: при рождении ребенка или вступлении невесты в дом отца или деда мужа. О целительной силе воды, о святости Матери-Земли упоминается в древнетюрских рунических памятниках Кюль-Тегину и Бильге-кагану. О святости воды свидетельствует народный обычай ушыктау - опрыскивание водой.

Стихиям и некоторым предметам казахская традиция приписывает силу кие, поклоняясь которой и соблюдая определенные обряды, человек получает благословение от нее - кут, то есть счастье и благополучие. Но эта же сила обладает и карательной функцией кеср. Благословляющих и опасных сил полон внутренний мир человека, здесь непоправимое влияние слова и конкретное действие глаза.

Синкретизм шаманства с исламом проявляется в таких принципиальных представлениях, как Аллах, отождествляемый с Тенгрием, Азраиль - со смертью, святость и святые - с арвахами, с духами предков. Такова суть религиоведческих и культурологических исследований казахского просветителя, путешественника, историка, этнографа и фольклориста Чокана Валиханова.

Прожив два года в Петербурге, Чокан работал в Главном штабе над подготовкой к изданию карты Азии, он участвовал в изданиях трудов Русского географического общества, членом которого он был избран в 1860 году. Здесь Чокан публиковал работы, посвященные истории и культуре Средней Азии и зарубежного Востока; среди них исследования "Киргизы" (так тогда называли казахов), "Следы шаманства у киргизов", "Киргизское родословие", "О кочевках киргиз" и другие, в которых собран и обобщен огромный материал об истории, этнографии казахов, их быту, обычаям и культуре.

Устному народному творчеству казахов посвящены статьи "Предания и легенды большой Киргиз-Кайсацкой орды", "Очерки Джунгарии" и другие. Подчеркивая поэтическую и музыкальную душу народа, Валиханов рассказывает легенду, согласно которой есть сказочная птица, которая, пролетая прямо над землей, как бы одаривает находящихся в тени её крыльев частицей своего гения. Поверье же таково: над казахами птица пролетела совсем низко, из чего и проистекает их особая музыкальная одаренность. Валиханов подчеркивал так же, что народно-поэтическое творчество казахского народа дает "полную картину" его "исторической и духовной жизни". Интересны его высказывания об особенностях импровизаторского искусства акынов, о видах песен, о ритмике казахского стиха. Он записал народную эпическую поэму "Козы-Корпеш и Баян-сулу".

Ныне неподалеку от урочища Коген-Тоган, где был похоронен в 1865 году больной, трагически одинокий Чокан Валиханов, в местности под названием Алтын-Эмель, построен в честь 150-летия со дня его рождения (1985 год) мемориальный комплекс. Выдающийся вклад в изучение творчества Валиханова внес А.X. Маргулан, благодаря которому в 1961-1972 годах было опубликовано собрание сочинений Ч. Валиханова в пяти томах.

Чокановская традиция бережного сбора духовного наследия народа нашла достойных продолжателей, в том числе в лице Затаевича, который сохранил образцы казахской песенного творчества для мировой музыкальной культуры. Идею Чокана о кровной культурно-исторической связи казахского и русского народа развил Л. И. Гумилев в своей концепции евраазийства.

 

ИПАТЬЕВ Владимир Николаевич (1867–1952) – выпускник 3-го Московского императора Александра II кадетского корпуса (1884).

Академик, видный русский химик-органик, основоположник в России военно-химической промышленности. Окончил 3-й Московский Императора Александра II кадетский корпус (1884), Михайловское артиллерийское училище (1887), Михайловскую артиллерийскую академию (1892), генерал-лейтенант. Преподавал и работал в химической лаборатории академии. Стажировался в зарубежных научных командировках – в химических лабораториях Мюнхена и Парижа (1896–1897).

Экстраординарный (1899), ординарный (1900), заслуженный (1914) профессор Михайловской артиллерийской академии. Заведующий химической лабораторией Михайловской артиллерийской академии (1909), председатель Химического комитета Главного артиллерийского управления. Академик (1916–1936).

В 1918–1927 годах работал в Академии наук СССР, в Высшем совете народного хозяйства в отделе химической промышленности. Основал Институт высоких давлений. В составе делегации РСФСР участвовал в работе Генуэзской конференции в качестве эксперта.

С 1930 года работал в США, профессор Нортуэстернского университета (Чикаго). Вплоть до 1936 года регулярно посылал в СССР результаты своих исследований, выполненных в США. Отклонял все предложения вернуться в СССР. В декабре 1936 года на Общем собрании АН СССР лишен звания академика, а в 1937 году – советского гражданства. Член Национальной академии США (1939). Скончался в Чикаго в 1952 году.

На общем собрании АН СССР в декабре 1990 года посмертно восстановлен в звании академика.

 

Фёдор Аполлонович ПИРОЦКИЙ родился в семье военных врачей в Лохвицком уезде Полтавской губернии (в настоящее время — Украина). Его семья состояла из потомственных украинских казаков.

Фёдор окончил Константиновский Кадетный Корпус и Михайловскую Военную Артиллерийскую Академию в 1866 году и проходил службу в артиллерийских войсках в Киеве. Здесь он подружился со знаменитым электротехником Павлом Николаевичем Яблочковым и большим поклонником всего, что работало на электричестве.

В 1871 году Пироцкий возвращается в Санкт-Петербург, и среди всего прочего предлагает новый тип доменных печей. В 1874 году он начинает проводить свои эксперименты на Волковском поле в Санкт-Петербуге и в 1875 году на участке сестрорецкой железной дороге запускает вагоны на электрической тяге. Было электрофицировано около одной версты пути. В его конструкции рельсы были подключены к генератору Грема. Оба рельса были изолированны от земли, один из них был прямым проводником, а другой обратным.

В 1880 году он модернизирует городские двухэтажные трамваи на конной тяге, переводя их на электрическую тягу и 3 сентября необычный общественный транспорт начинает перевозить жителей Санкт-Петербурга несмотря на открытые протесты владельцев трамваев на конной тяге. Эксперименты Пироцкого продолжались вплоть до конца сентября 1880 года. У него не было денег для продолжения своих экспериментов, но его электрическим трамваем заинтересовались во всём мире. Среди людей, которые проводили встречи с ним, был Сименс, сильно интересовавшийся и имевший множество вопросов. В 1881 году братья фон Сименс открывают в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию. В Российской империи электрический трамвай появился только в 1892 году.

Пироцкий возвратился на службу артиллерийским офицером. Среди всего прочего он прокладывает первый подземный электрический кабель в Санкт-Петербурге для передачи электроэнергии от пушечного литейного завода к Артиллерийской Школе (1881 год). Он так же был автором проекта централизованной подземной городской электросети, он предложил новую конструкцию доменных и пекарных печей. В 1888 году он уходит в отставку в звании полковника, живя в военном пансионате города Алёшки (нынешний Цюрупинск, Крым, Украина). В 1898 году Пироцкий умирает. В старости у него совсем не было денег, и, чтобы оплатить похороны, была заложена его мебель.