| 
			 
Воспитанники кадетских корпусов России - 
			известные ученые
и инженеры: 
			
 АНОСОВ
Павел Петрович
 родился в Петербурге
в 1799 году. 
    Когда ему было 13 лет, его
зачислили в Петербургский Горный
кадетский корпус (впоследствии - Горный
институт), который он окончил в 1817 году. 
   Аносов направляется на
Златоустовские заводы - старейшие
промышленные предприятия Южного Урала.
Павел Петрович проработал на этих заводах
около тридцати лет. Сначала он был
практикантом, потом - начальником
заводского округа и генерал-майором
Горного корпуса. Последние 4 года жизни
Аносов работал начальником горных заводов
на Алтае. 
    Павел Петрович Аносов внес
большой вклад в развитие Российской
металлургии. Он разведывал запасы железных
руд, золота и других металлов. Павел
Петрович усовершенствовал методы добычи и
переработки руд. 
    Всемирную известность получили
работы Аносова по производству стали. До
него сталь получали дорогим и длительным
двойным процессом: куски железа
науглероживали (нагревали в присутствии
угля), а затем переплавляли в огнеупорных
горшках - тиглях. Павел Петрович доказал,
что можно объединить эти два процесса, так
как для науглероживания железа не
обязательно, чтобы оно контактировало с
углем непосредственно - печные газы тоже
содержат углерод. Этот способ оказался
намного более быстрым и дешевым, чем
предыдущие, поэтому активно применяется в
промышленности до сих пор. 
    Павел Петрович Аносов многое
сделал и в области производства
высококачественных сталей, содержащих в
своем составе не только углерод, но и хром,
титан, марганец и другие металлы. Аносов
выяснил, как влияет строение стали и ее
химический состав на механические свойства.
Для изучения внутренней структуры сплава
он первым использовал микроскоп. 
    Павел Петрович Аносов раскрыл
тайну изготовления булатной стали,
производившейся в средние века в восточных
странах (например, в Сирии, Индии, Персии),
секреты которой были утеряны. Научные работы Аносова легли в
основу учения о качественных сталях. В 1851 году Павел Петрович Аносов умер 
			
  
			
			
			 АРТАМОНОВ 
			Леонид Константинович (1859–1932) – выпускник
			Владимирского Киевского кадетского корпуса 
			(1875). 
			Российский военачальник, выдающийся военный востоковед, 
			действительный член Императорского географического общества, 
			исследователь Турции, Персии, Афганистана и Эфиопии, генерал от 
			инфантерии. 
			
			Окончил Владимирский Киевский кадетский 
			корпус (1875), Михайловское артиллерийское училище (1878), 
			Николаевскую инженерную академию, Николаевскую академию Генерального 
			штаба (1888). 
			
			По Генеральному штабу в 1888-1897 гг. 
			службу проходил в Кавказском военном округе на различных командных и 
			штабных должностях. В октябре-декабре 1888 г. совершил секретную 
			поездку в район Северо-Восточной Турции для военно-статистических 
			исследований. В декабре 1890 – январе 1891 г. собирал 
			военно-статистические сведения о провинции Герат (Афганистан). В 
			1897–1899 гг. – в составе российской дипломатической миссии в 
			Абиссинии. 
			
			С июля 1900 г. в распоряжении командира 
			Сибирского корпуса. Участник похода в Китай (1900–1901), 
			русско-японской войны (1904–1905). В 1906 г. – комендант 
			Владивостокского укрепрайона, в 1908–1910 гг. – главный начальник 
			Кронштадта, комендант Кронштадтской крепости. В 1911–1914 гг. – 
			командир 1-го армейского корпуса. В 1917 г. уволен по «болезни и 
			контузии». Награжден золотым оружием с надписью «За храбрость». 
			
			После октябрьского переворота жил в 
			Москве, Нижнем Новгороде, Ленинграде. Работал в Моссовете. Умер в 
			Ленинграде в 1932 г. 
			
  
 БАБКОВ (БОБКОВ) Иван 
              Федорович  (1827-1905)
- первый председатель Западно-Сибирского
отделения Императорского Русского
Географического Общества (ЗСОИРГО). Родился в 1827 г. в С.-Петербурге.   Образование получил в
 
              Павловском кадетском корпусе и Главном инженерном училище (позднее 
              Николаевская инженерная Академия Генштаба), после окончания 
              которых был причислен к Генштабу с назначением в отдельный 
              Кавказский корпус. В 1857 г. в чине капитана Генштаба Бабков 
              прибыл в Тобольск на должность начальника штаба 24-й пехотной 
              дивизии 
В 1859 г. 
              переведен в Омск, где первоначально занимал должность 
              обер-квартирмейстера корпусного штаба. С образованием 
              Западно-Сибирского военного округа Бабков назначен в 1865 г. 
              помощником начальником штаба, а в 1869 г. - начальником штаба. В 
              этой должности он прослужил до выхода в отставку в 1890 г. Бабков 
              неоднократно исполнял обязанности и поручения временного 
              характера: полномочного комиссара по разграничению с Западным 
              Китаем в 1862 г.; Семипалатинского военного губернатора в 1867 г.; 
              в разное время - степного генерал-губернатора; производил 
              постановку государственной границы с Китаем в 1869 г. В 1886 г. по 
              ходатайству войскового депутатского собрания Бабков был зачислен в 
              войсковое сословие Сибирского казачьего войска со званием 
              почетного казака. С 1860 г. Бабков состоял действительным членом 
              Императорского Русского географического общества. Занимаясь 
              геодезическими и астрономическими исследованиями в Западной 
              Сибири, публиковал результаты своей работы в отчетах общества. 
              Одна из работ в 1866 г. была удостоена серебряной медали. В 1863 
              г. по проекту Бабкова была организована Зайсанская экспедиция на 
              пароходе "Ура", в результате которой была установлена возможность 
              прямого сообщения Зайсанского края с Омском и пароходства по 
              Черному Иртышу для торговли с Китаем. В 1877 г. на Учредительном 
              совещании у генерал-губернатора Н.Г. Казнакова Бабков был 
              единогласно избран первым председателем ЗСОИРГО. Руководя отделом 
              в течение 12 лет, Бабков способствовал его становлению. При нем 
              было выработано "Положение об отделе", учрежден распорядительный 
              комитет (1882), организованы многие интересные экспедиции. Выйдя в 
              отставку в 1890 г. и поселившись в Феодосии, Бабков не порывал 
              отношений с ЗСОИРГО. Бабков - автор воспоминаний "Записки о моей 
              службе в Сибири", изданных в С.- Петербурге в 1912 г. Прослужив в 
              Сибири более 30 лет при шести генерал-губернаторах, он был 
              свидетелем многих выдающихся событий в истории восточных окраин 
              Сибири. В воспоминаниях Бабкова даны блестящие характеристики 
              многих представителей высшей администрации Омска. Умер Бабков в 
              Феодосии 21 октября 1905 г 
               
              Вибе 
              П.П  Информация  с сайта http://museum.omskelecom.ru  
			
			
			 БУТАКОВ 
			Алексей Иванович (1816-1869) 
			– выпускник Морского кадетского корпуса 
			(1832). Известный русский путешественник, 
			гидрограф. Действительный член Императорского Российского 
			географического общества, контр-адмирал. 
			
			В 1840-1842 гг. совершил кругосветное путешествие на 
			транспорте «Або». В 1848-1849 гг. командирован на Аральское море, 
			назначен начальником Аральской флотилии. 
			
			На шхуне «Константин» выполнял гидрографические 
			работы в Аральском море. Открыл и описал группу островов, определил 
			астрономическим методом координаты 9 пунктов. Была составлена первая 
			достоверная карта Аральского моря. А.Гумбольт, ознакомившись с 
			картой, назвал её «истинным открытием в географии». За исследование 
			Аральского моря избран почётным членом Берлинского географического 
			общества, удостоен большой золотой медали Королевского 
			географического общества (Великобритания). 
			
			В 1853 г. на пароходе «Перовский» на реке Сыр-Дарье 
			участвовал в осаде и взятии кокандской крепости Ак-Мечеть. В 1855 г. 
			произвёл опись реки Сыр-Дарья, в 1859 г. – реки Аму-Дарья. В 
			1861-1863 гг. продолжил гидрографические исследования в Аральском 
			море. 
			
			В 1850 г. командирован в Швецию для заказа судов для 
			Аральской флотилии, в 1860-1861 гг. – в США для заказа военных 
			судов. В 1864 г. – произведён в контр-адмиралы с назначением в 
			свиту, службу проходил на Балтийском море. В 1865 г. – младший 
			флагман броненосной эскадры. В 1866 г. назначен членом 
			артиллерийского отделения Морского технического комитета. Награждён 
			орденом Св. Владимира 3-й степени. Скончался в 1869 г., будучи на 
			лечении в Германии. Его именем назван мыс и залив в Аральском море. 
			
						
  
						
						ВАЛИХАНОВ Чокан 
						родился в семье, где традицией, начиная с деда Вали 
						(внука хана Аблая), последнего хана Среднего Жуза и 
						бабки Айганым была прорусская, коллаборационистская 
						ориентация. В степи ещё не загасло к моменту рождения 
						Чокана стремление сохранить независимость, отстоять 
						собственную государственность, олицетворяемое Кенесары 
						Касымовым, возглавлявшим национально-освободительные 
						движение казахского народа. К отцу же Чокана Чингису 
						царская администрация благоволила, о чем свидетельствует 
						назначение его старшим султаном одного из округов и 
						присвоение ему чина полковника. Но в то же время он был 
						образованным человеком, в частности, содействуя русским 
						ученым в изучении фольклора и быта. 
						
						Чокан Чингисович Валиханов (полное его 
						имя Мухаммед-Ханафия, а Чокан прозвище, данное матерью) 
						родился в ноябре 1835 года. Детство его прошло в степи, 
						среди народа, первоначальную грамоту он получил в родном 
						поселке Кушмуруне в частной казахской школе, где 
						научился арабскому языку, получил представление о 
						восточной поэзии и учился рисованию. Последнее занятие 
						было его неподдельной страстью и сохранившиеся зарисовки 
						Чокана говорят о том, что в нем жил талант недюжинного 
						художника. Отец с малых лет привлекал Чокана к сбору 
						материалов, касающихся легенд и народных преданий, и 
						вовлек его в круг высокообразованных русских ученых, 
						инженеров, офицеров. 
						
						Годы наиболее интенсивного духовного 
						становления личности Чокана связаны с учебой в 
						Омском 
						кадетском корпусе. Здесь сложился круг общения, 
						включавший и его наставников, так и однокашников в лице 
						ориенталиста Н. Ф. Костылецкого, историка П. В. 
						Гонсевского, публициста, исследователя истории народов 
						Сибири и Казахстана Н. М. Ядринцева, выдающегося 
						географа Г. Н. Потанина, Н. Ф Анненского и других. 
						Впоследствии в этот круг вошли такие выдающиеся деятели 
						как петрашевец С. В. Дуров, П. П. Семенов-Тян-Шанский, 
						Е. П. Ковалевский, Ф. М. Достоевский. Последний писал в 
						одном из своих писем к Чокану: "Я Вам объявляю без 
						церемоний, что я в Вас влюбился... Я Вас так люблю, что 
						мечтаю о Вас и о судьбе Вашей по целым дням". Из учебы в 
						кадетском корпусе вышел человек, в котором были посеяны 
						семена русской и современной передовой культуры, науки и 
						искусства. 
						
						Дальнейшая карьера Чокана была 
						предопределена семейной традицией и полученным 
						образованием: он - российский офицер, разведчик, 
						дипломат и чиновник, исполняющий различные поручения 
						царской администрации. И в то же время он не мог не 
						почувствовать своей собственной кожей, что он остается 
						"инородцем" (к примеру, нижний сокращенный класс 
						обучения в кадетском корпусе), не мог не видеть, какие 
						притеснения и унижения испытывают его сородичи, 
						подвергаясь беспредельному произволу со стороны самого 
						последнего русского чиновника и жандарма и их местных 
						прислужников. Оставалась единственная надежда остаться 
						человеком - посвятить себя "нейтральному делу" - науке и 
						литературному творчеству. Уже в кадетском корпусе у него 
						зародилась страсть к путешествиям и мечта "открыть миру 
						неизведанную Азию". Мечте было дано свершиться, но в 
						более глубоком смысле, чем предполагал юный Чокан: он не 
						только исследовал и описал "неизведанные" европейской 
						наукой места как географ, путешественник, он приоткрыл 
						завесу над самым центром Азии - человеком, его историей, 
						образом мыслей и чувств. Касается ли дело его знаменитой 
						Кашгарской экспедиции, благодаря которой он прославился 
						на весь мир как отважный путешественник, Иссык-кульской 
						экспедиции или поездки в Кульджу - везде он выступает не 
						просто как географ, экономист, этнограф, царский агент, 
						а через все это и помимо этого перед нами выступает 
						человек, стоящий на стыке цивилизаций способный 
						взглянуть на виденное как изнутри, так и извне, глазами 
						образованного европейца. Мировая наука обязана именно 
						ему записью блестящего отрывка из "Манаса" -"Смерть 
						Кукотай-хана и его поминки". 
						
						Наиболее древние и устойчивые корни 
						казахского менталитета нашли отражение в ряде его 
						исследований, в частности, в статьях "Следы шаманства у 
						киргизов (казахов)", "О мусульманстве в степи". В 
						исследовании зороастрийской природы шаманизма Чокану 
						принадлежит безусловное первенство. Зороастризм 
						принадлежит к семейству явлений универсального порядка, 
						распространенных повсеместно. Ритуальные формы, 
						символические действия, характерные для мифологии как 
						всеобщей формы становления человеческого сознания, к 
						которой должен быть отнесен шаманизм, имеют непреходящую 
						ценность в культурной жизни человечества. Символы мифа 
						пробуждают, направляют, упорядочивают и вовлекают 
						личность в процесс жизни и смерти. 
						
						Присущие зороастризму верования, 
						требовавшие от индивида ответственности перед миром, 
						людьми и перед самим собой, не потеряли своей 
						непреходящей ценности. Зороастрийцы поклонялись 
						множеству богов, силам природы, огню, воде, земле, 
						солнцу, луне, ветру, отдельным абстрактным качествам 
						справедливости, ярости разуму, истине. Принцип "истина - 
						лучшее благо", требование жить в соответствии с благой 
						мыслью, благим словом и благим делом содержат в себе 
						нравственность самой высокой пробы. 
						
						Огонь и солнце почитались особо. 
						Свойственный шаманству культ огня в целом и в деталях, 
						как правильно отмечает Валиханов, зороастрийского 
						происхождения. Почитание огня, солнца, обожествление 
						неба и небесных светил, культ предков, признание 
						богов-покровителей отдельных сторон бытия кочевников, 
						кодекс должных поступков и запретов сохранились, по 
						Чокану, от зороастризма у казахов в "совершенной 
						целостности". 
						
						Всезнающему, премудрому и верховному 
						божеству соответствует переданное через тюркскую 
						традицию обозначение Тенгри - небесная обитель и само 
						верховное божество. Отсюда выражение: "да наградит тебя 
						небо", "проклятый небом", "клянусь небом" или "да побьет 
						меня небо". Огонь считается прародителем всего сущего, 
						очищает души от скверны, гнев страшен, целительное 
						значение всеобъемлюще. Огню приносят жертвы в самых 
						сокровенных случаях: при рождении ребенка или вступлении 
						невесты в дом отца или деда мужа. О целительной силе 
						воды, о святости Матери-Земли упоминается в 
						древнетюрских рунических памятниках Кюль-Тегину и 
						Бильге-кагану. О святости воды свидетельствует народный 
						обычай ушыктау - опрыскивание водой. 
						
						Стихиям и некоторым предметам казахская 
						традиция приписывает силу кие, поклоняясь которой и 
						соблюдая определенные обряды, человек получает 
						благословение от нее - кут, то есть счастье и 
						благополучие. Но эта же сила обладает и карательной 
						функцией кеср. Благословляющих и опасных сил полон 
						внутренний мир человека, здесь непоправимое влияние 
						слова и конкретное действие глаза. 
						
						Синкретизм шаманства с исламом 
						проявляется в таких принципиальных представлениях, как 
						Аллах, отождествляемый с Тенгрием, Азраиль - со смертью, 
						святость и святые - с арвахами, с духами предков. Такова 
						суть религиоведческих и культурологических исследований 
						казахского просветителя, путешественника, историка, 
						этнографа и фольклориста Чокана Валиханова. 
						
						Прожив два года в Петербурге, Чокан 
						работал в Главном штабе над подготовкой к изданию карты 
						Азии, он участвовал в изданиях трудов Русского 
						географического общества, членом которого он был избран 
						в 1860 году. Здесь Чокан публиковал работы, посвященные 
						истории и культуре Средней Азии и зарубежного Востока; 
						среди них исследования "Киргизы" (так тогда называли 
						казахов), "Следы шаманства у киргизов", "Киргизское 
						родословие", "О кочевках киргиз" и другие, в которых 
						собран и обобщен огромный материал об истории, 
						этнографии казахов, их быту, обычаям и культуре. 
						
						Устному народному творчеству казахов 
						посвящены статьи "Предания и легенды большой 
						Киргиз-Кайсацкой орды", "Очерки Джунгарии" и другие. 
						Подчеркивая поэтическую и музыкальную душу народа, 
						Валиханов рассказывает легенду, согласно которой есть 
						сказочная птица, которая, пролетая прямо над землей, как 
						бы одаривает находящихся в тени её крыльев частицей 
						своего гения. Поверье же таково: над казахами птица 
						пролетела совсем низко, из чего и проистекает их особая 
						музыкальная одаренность. Валиханов подчеркивал так же, 
						что народно-поэтическое творчество казахского народа 
						дает "полную картину" его "исторической и духовной 
						жизни". Интересны его высказывания об особенностях 
						импровизаторского искусства акынов, о видах песен, о 
						ритмике казахского стиха. Он записал народную эпическую 
						поэму "Козы-Корпеш и Баян-сулу". 
						
						Ныне неподалеку от урочища Коген-Тоган, 
						где был похоронен в 1865 году больной, трагически 
						одинокий Чокан Валиханов, в местности под названием 
						Алтын-Эмель, построен в честь 150-летия со дня его 
						рождения (1985 год) мемориальный комплекс. Выдающийся 
						вклад в изучение творчества Валиханова внес А.X. 
						Маргулан, благодаря которому в 1961-1972 годах было 
						опубликовано собрание сочинений Ч. Валиханова в пяти 
						томах. 
						
						Чокановская традиция бережного сбора 
						духовного наследия народа нашла достойных продолжателей, 
						в том числе в лице Затаевича, который сохранил образцы 
						казахской песенного творчества для мировой музыкальной 
						культуры. Идею Чокана о кровной культурно-исторической 
						связи казахского и русского народа развил Л. И. Гумилев 
						в своей концепции евраазийства. 
						  
			
			
			 ИПАТЬЕВ 
			Владимир Николаевич (1867–1952) – выпускник 3-го 
			Московского императора Александра II кадетского корпуса (1884). 
			
			Академик, видный русский химик-органик, основоположник в России 
			военно-химической промышленности. Окончил 3-й Московский Императора 
			Александра II кадетский корпус (1884), Михайловское артиллерийское 
			училище (1887), Михайловскую артиллерийскую академию (1892), 
			генерал-лейтенант. Преподавал и работал в химической лаборатории 
			академии. Стажировался в зарубежных научных командировках – в 
			химических лабораториях Мюнхена и Парижа (1896–1897). 
			
			Экстраординарный (1899), ординарный (1900), заслуженный (1914) 
			профессор Михайловской артиллерийской академии. Заведующий 
			химической лабораторией Михайловской артиллерийской академии (1909), 
			председатель Химического комитета Главного артиллерийского 
			управления. Академик (1916–1936). 
			В 
			1918–1927 годах работал в Академии наук СССР, в Высшем совете 
			народного хозяйства в отделе химической промышленности. Основал 
			Институт высоких давлений. В составе делегации РСФСР участвовал в 
			работе Генуэзской конференции в качестве эксперта.  
			С 1930 
			года работал в США, профессор Нортуэстернского университета 
			(Чикаго). Вплоть до 1936 года регулярно посылал в СССР результаты 
			своих исследований, выполненных в США. Отклонял все предложения 
			вернуться в СССР. В декабре 1936 года на Общем собрании АН СССР 
			лишен звания академика, а в 1937 году – советского гражданства. Член 
			Национальной академии США (1939). Скончался в Чикаго в 1952 году. 
			На общем 
			собрании АН СССР в декабре 1990 года посмертно восстановлен в звании 
			академика. 
			  
			
				
					
						
							
							
							 Фёдор 
							Аполлонович ПИРОЦКИЙ родился в семье 
							военных врачей в Лохвицком уезде Полтавской губернии 
							(в настоящее время — Украина). Его семья состояла из 
							потомственных украинских казаков. 
							
							Фёдор окончил 
							Константиновский Кадетный Корпус и Михайловскую 
							Военную Артиллерийскую Академию в 1866 году и 
							проходил службу в артиллерийских войсках в Киеве. 
							Здесь он подружился со знаменитым электротехником 
							Павлом Николаевичем Яблочковым и большим поклонником 
							всего, что работало на электричестве. 
							
							В 1871 году Пироцкий 
							возвращается в Санкт-Петербург, и среди всего 
							прочего предлагает новый тип доменных печей. В 1874 
							году он начинает проводить свои эксперименты на 
							Волковском поле в Санкт-Петербуге и в 1875 году на 
							участке сестрорецкой железной дороге запускает 
							вагоны на электрической тяге. Было электрофицировано 
							около одной версты пути. В его конструкции рельсы 
							были подключены к генератору Грема. Оба рельса были 
							изолированны от земли, один из них был прямым 
							проводником, а другой обратным. 
							
							В 1880 году он 
							модернизирует городские двухэтажные трамваи на 
							конной тяге, переводя их на электрическую тягу и 3 
							сентября необычный общественный транспорт начинает 
							перевозить жителей Санкт-Петербурга несмотря на 
							открытые протесты владельцев трамваев на конной 
							тяге. Эксперименты Пироцкого продолжались вплоть до 
							конца сентября 1880 года. У него не было денег для 
							продолжения своих экспериментов, но его 
							электрическим трамваем заинтересовались во всём 
							мире. Среди людей, которые проводили встречи с ним, 
							был Сименс, сильно интересовавшийся и имевший 
							множество вопросов. В 1881 году братья фон Сименс 
							открывают в Берлине первую постоянную электрическую 
							трамвайную линию. В Российской империи электрический 
							трамвай появился только в 1892 году. 
							
							Пироцкий возвратился на 
							службу артиллерийским офицером. Среди всего прочего 
							он прокладывает первый подземный электрический 
							кабель в Санкт-Петербурге для передачи 
							электроэнергии от пушечного литейного завода к 
							Артиллерийской Школе (1881 год). Он так же был 
							автором проекта централизованной подземной городской 
							электросети, он предложил новую конструкцию доменных 
							и пекарных печей. В 1888 году он уходит в отставку в 
							звании полковника, живя в военном пансионате города 
							Алёшки (нынешний Цюрупинск, Крым, Украина). В 1898 
							году Пироцкий умирает. В старости у него совсем не 
							было денег, и, чтобы оплатить похороны, была 
							заложена его мебель.  
					 
				 
			 
			  
			   |