Кадеты на государевой службе Отечества

 

 

Ванновский Петр Семенович - русский генерал и государственный деятель (1822 - 1904).

Окончил курс в 1-м московском кадетском корпусе; служил в лейб-гвардии Финляндском полку; в 1853 - 54 годы участвовал в делах под Туртукаем и крепостью Силистрией; в 1857 г. назначен начальником офицерской стрелковой школы, в 1861 г. - директором Павловского корпуса, преобразованного затем в 1-е военное Павловское училище.

С 1868 г. командовал пехотной дивизией. В 1877 г., командуя 12-м армейским корпусом, перешел Дунай у Зимницы и 27 июня назначен исправляющим должность начальника штаба Рущукского отряда, во главе которого стоял Наследник Цесаревич (впоследствии император Александр III). С 24 февраля 1878 г. Ванновский командовал войсками восточного отряда и в это время получил звание генерал-адъютанта. 22 мая 1881 г. призван к управлению военным министерством; в 1883 г. произведен в генералы-от-инфантерии.

Труды Ванновского, как военного министра, выразились, главным образом, в следующем:

 I. Устройство военного управления вообще. Упразднены должности генерал-инспектора кавалерии и генерал-инспектора инженеров, важнейшие обязанности которых возложены на военного министра (1891); артиллерийские части, входящие в состав корпусов, изъяты из ведения начальников артиллерии округов и подчинены командирам корпусов, в видах объединения всех родов оружия в руках ответственных начальников, в мирное и военное время; образованы мортирные полевые полки (1889); усилены резервная артиллерия, полевая действующая пехота и пехота резервная; преобразовано управление крепостями - комендант сделан хозяином крепости и лицом ответственным за ее исправное состояние и подготовку ее мобилизации; учреждены в частях охотничьи команды; значительно упрощено местное военное управление (1881), упразднением должностей начальников местных войск в округах и губернских воинских начальников, замененных начальниками местных бригад, с небольшими при них управлениями. Преобразовано полевое управление войск в военное время (1890).

II. Организация войск. Основной мыслью реформ Ванновского было увеличение боевой части наших вооруженных сил насчет сокращения небоевых элементов и без увеличения общей численности армии. Обращено особое внимание на увеличение числа офицеров в армии. Усилена регулярная кавалерия переформированием полков из 4-эскадронного состава в 6-эскадронный; увеличено число действующих казачьих полков; усилена и частью преобразована полевая и крепостная артиллерия, усилены инженерные войска образованием 5-й саперной бригады, железнодорожной бригады, учебного воздухоплавательного парка, крепостных воздухоплавательных отделений и военно-голубиных почтовых станций.

III. Комплектование войск. Увеличен срок службы для лиц, пользующихся льготами по образованию (1886). Введена общая воинская повинность на Кавказе и в Семиреченской области. Учреждены ежегодные учебные сборы запасных и ополченцев. Военные училища увеличены в составе. Военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса; учрежден новый донской кадетский корпус. Увеличено содержание младших строевых офицеров, особенно ротных командиров. Для пополнения состава офицеров в военное время изданы положения об офицерах и прапорщиках запаса и установлены учебные их сборы.

IV. Обучение войск. Изданы новые инструкции. Учебные части преобразованы в офицерские школы, подготовляющие к занятию более самостоятельных должностей. Учрежден особый офицерский курс восточных языков.

V. Мобилизационная готовность нашей армии возросла в значительной мере, благодаря расширению железнодорожной сети, согласно с требованиями военного министерства.

VI. В специальных военных областях произошли следующие перемены:

1) По интендантской части: увеличение приварочного довольствия солдат; заготовление консервов, запасов фуража и продовольствия; постройка военных зернохранилищ, мукомолен, хлебопекарен и прессовален сена. Принят новый способ заготовления фуража через землевладельцев, а провианта - войсками, через посредство комиссионеров.

2) По военно-врачебной части: госпитали заменены местными лазаретами; изданы новые положения о военно-врачебных заведениях.

3) По военно-судной части: новое военное судоустройство распространено и на отдаленные округа; переработаны и изданы новые уставы военно-судный и дисциплинарный.

4) По инженерной части: особое внимание обращено на фортификационную оборону наших границ и постройку и усовершенствование крепостей; работы в крепостях были направляемы распорядительной комиссией, под председательством самого министра. Издано новое положение об управлении крепостями.

5) По вооружению. Армия получила (1893) ружья уменьшенного калибра, стреляющие новым бездымным порохом, изготовляемым на вновь устроенном заводе. На вооружение полевой артиллерии введены полевые мортиры. Состоялось перевооружение горных батарей; введены новые крепостные легкие пушки и мортиры большого калибра, стреляющие бомбами торпедо; введено электрическое освещение в крепостях в военное время.

Для укрепления корпоративного духа в армии в 1894 г. изданы правила об офицерских дуэлях, которыми поощрялись дуэли в военной среде.

1 января 1898 г. Ванновский уволен от должности военного министра и назначен членом Государственного совета. 20 февраля 1899 г. на него возложено было расследование причин студенческих беспорядков. Результаты его расследования до сих пор не опубликованы, но несомненно, что они шли в разрез с господствовавшим до тех пор духом в Министерстве народного просвещения. Когда был убит министр народного просвещения Боголепов, на его место был назначен Ванновский (25 марта 1901 г.). Он начал свою деятельность характерным "приказом", в котором "поставлялось учебному персоналу в неуклонную и непременную обязанность внесение в дело воспитания юношества разума, любви и сердечного попечения". Студенты, которые при Боголепове были сданы в солдаты, были освобождены, и эта мера более не практиковалась. В конце 1901 г. были опубликованы правила, которыми студентам предоставлялась возможность корпоративной организации, легализировались курсовые старосты, дозволялось устройство курсовых сходок, учреждение научно-литературных кружков, столовых, касс взаимопомощи и т. д., но все это было обставлено такими стеснительными условиями, что студенты не хотели принять этих правил. Таким образом в области высшего образования Ванновский цели примирения не достиг.

Несколько успешнее была его деятельность в области средней школы. Греческий язык устранен из большей части классических гимназий и сделан необязательным для поступающих в университет. Но и здесь реформа осталась не законченной.

В области низшего образования Ванновский не успел ничего даже проектировать. 11 апреля 1902 г., через несколько дней после убийства министра внутренних дел Сипягина, Ванновский оставил свой пост.

 

Игнатьев Алексей Алексеевич (1877-1954) – выпускник Киевского кадетского корпуса (1894), Пажеского корпуса (1896).

Русский военный дипломат, генерал-лейтенант Советской Армии, писатель. Окончил Киевский кадетский корпус (1894), Пажеский корпус (1896), Николаевскую военную академию Генерального штаба (1902), Офицерскую кавалерийскую школу (1903). Участник русско-японской войны 1904-1905 гг. В 1908-1912 гг. – военный атташе в Дании, Швеции и Норвегии, в 1912-1917 гг. – во Франции.

После Октябрьского переворота перешёл на сторону Советской власти и помог сохранить для СССР денежные средства, принадлежавшие России и вложенные на его имя во французские банки.

До 1937 г. работал в советском торговом представительстве в Париже. С 1937 г. – в Советском Союзе. В этом же году поступил на службу в РККА, присвоено звание генерал-лейтенант. Служил на ответственных должностях в высших военно-учебных заведениях и Воениздате. Начальник кафедры иностранных языков Военно-медицинской академии. С 1947 г. – в отставке.

Автор воспоминаний «50 лет в строю». Книга содержит интересные сведения о Киевском кадетском и Пажеском корпусах, о жизни русской армии, военно-дипломатических кругов России. Скончался в ноябре 1954 г.