№ 7-8

октябрь-ноябрь 2008

Адрес редакции и издательства

190000, Санкт-Петербург, пер. Гривцова 10, РГО

Тел: 925-99-82

E-mail: sokolov.vlad@mail.ru

www.piterkadet.ru           www.ruscadet.ru

 

Имя РОССИЯ

Начиная с октября, по воскресеньям, на телеканале «Россия» выходит телевизионное ток-шоу «Имя Россия», посвященное одному из 12 наиболее выдающихся героев отечественной истории. Каждого из них представляет один из наших современников, 12 известных деятелей наших дней расска­зывают о 12 великих героях истории:

Митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл представляет Александра Невского, Петра I - чрезвычайный и полномочный посол РФ на Украине Виктор Степанович Черномырдин, Иосифа Сталина - генерал армии Валентин Варенников, Дмитрия Менделеева - профессор Сергей Капица, Александра Суворова – председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов, Федора Достоевского – постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, Екатерину II - губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, Ивана IV Грозного - художник Илья Глазунов, Александра Пушкина - пушкинист Юрий Кублановский, Владимира Ленина - лидер КПРФ Геннадий Зюганов, Александра II - академик Андрей Сахаров, Петра Столыпина - кинорежиссер Никита Михалков.

Все вместе наши известные современни­ки, представляющие в проекте «Имя Россия» великих представителей российской истории составляют Совет «Имя Россия».

Однако споры и дискуссии в эфире канала не могут вместить в себя все многообразие мнений и оценок истории нашей страны.

Совет «Имя России» приглашает к разговору о главных героях проекта, и к тому, как они были представлены в эфире ток-шоу «Имя Россия» как во время, так и по итогам телешоу.

От редакции: АЛЕКСАНДРУ ВАСИЛЬЕВИ­ЧУ СУВОРОВУ было посвящено выступление Председателя Совета Федерации России,

шефа-попечителя суворовцев, нахимовцев и кадет Сергея Михайловича МИРОНОВА.

Газета «Петербургское кадетство» печатает полный текст этого интереснейшего выступления.

 

 

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ

Всякий раз, когда мы говорим о великом прошлом и настоящем нашей Родины, мне вспоминаются такие слова: «Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет». Эти слова принадлежат Александру Васильевичу Суворову. Я убежден, что имя этого настоящего русского патриота, полководца, человека высо­чайшей культуры и нравственности, достойно стать Именем России.

Один из первых биографов Суворова Сергей Глинка в начале 19 века предсказал: «Русские никогда не утомятся повествованием о Суворове». Почему? Потому, что он умел побеждать. Единственный полководец в истории России, а может быть и мира, не знавшим поражений. 63 сражения - 63 победы!

И именно Александр Васильевич Суворов - один из немногих 12-ти финалистов программы «Имя России» соединил в себе три удивительных качества: мужество, мудрость, и милосердие.

 

МУЖЕСТВО

Без побед российских полководцев не было бы истории России. Именно те, кто в битвах обороняли Отечество - сохраняли и само «Имя Россия».

Александр Васильевич не просто вошел в историю. Он вошел в историческое сознание народа как герой.

Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1729 года на Арбате в семье Василия Ивановича Суворова. У отца Суворова крестным отцом был Петр I.

Мать Александра Васильевича была дочерью простого дьяка.

Суворов с семнадцати лет служил простым солдатом и только в 25 лет стал офицером. Немало его ровесников в те времена уже были полковниками и даже генералами.

Еще в юности Суворов прочел практически все имеющиеся на тот момент книги о великих полководцах-предшественниках, про их победы и битвы.

Полководческий талант Суворова проявился в том, что почти всегда он побеждал не числом, а умением.

А свой титул графа Рымникского Суворов получил в 1789 году после того, как его 10-тысяч-ный корпус в сражении у реки Рымник наголову разгромил 100-тысячную турецкую армию. Наши потери составили 700 человек, а противник потерял до 20 тысяч. По злой иронии судьбы сын Александра Суворова Аркадий в 1811 году, будучи уже генералом, утонул в реке Рымник во время очередного военного похода.

Суворов был тонким психологом и, пройдя в начале своей военной карьеры многолетнюю солдатскую службу, понимал и хорошо чувствовал русского солдата. Об этом точно в свое время сказал Денис Давыдов: «Суворов положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение».

Очень характерный пример, показывающий и талант полководца и веру в русского солдата, а самое главное - знание психологии солдата, - взятие Измаила.

Был конец 1790-го года. В крепости Измаила было 35 тыс. турков. У русских была тридцать одна тысяча. Много месяцев осаждали русские войска Измаил - и все безрезультатно. Командование даже намерилось оставить осаду и отойти. Но тут как раз командование над русскими войска­ми принял Александр Васильевич Суворов. Он повелел недалеко от крепости вырыть ров так, чтобы турки это видели, и построить такой же вал, который ограждал Измаил.

В течение восьми дней по несколько раз в день заставлял солдат штурмовать точную копию измаильских стен. Суворов постоянно подбадривал своих подчиненных, убеждая их, что «нет таких крепостей, которые не может взять русский солдат». Во-первых, все это наблюдали турки и они видели, как с каждым разом все быстрей, слаженней и четче шел штурм. А, во-вторых, если сказать по-простому, солдатам надоело, достало брать штурмом эту учебную крепость, и к концу восьмого дня они были все на взводе. Когда, наконец, Александр Васильевич дал команду на штурм настоящей крепости, русские орлы полетели в прямом смысле слова на эти неприступные стены. Результат: турки потеряли 26 тысяч убитыми, 9 тысяч пленными, а у нас 4 тысячи убитыми.

Но мужество Суворов проявлял не только на поле брани. Мы читали много исторических анекдотов о чудачествах Суворова. На самом деле свою ранимую православную душу Суворов действительно очень часто скрывал под личиной эдакого чудака.

И еще, Суворов не боялся говорить царям правду. Известен конфликт полководца с императором Павлом I, когда тот взошел на престол. И причина конфликта намного глубже, чем абсолютное неприятие Суворовым пристрастия Павла к атрибутам прусского воинства. Известна полушутка, полуотповедь полководца в адрес императора: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, я не немец, а природной русак». Конфликт намного глубже. Когда вся наша тогдашняя элита преклонялась перед Европой, презирая все русское, Суворов не стеснялся повторять: «Я - русский - какой восторг!».

И дело, конечно, не в буклях и косах. Павел говорил: «Солдат есть механизм, артикулом предусмотренный». А вот слова Суворова: «Солдат дорог мне, дороже себя, за солдата я кого угодно воздвигну себе врагом».

Павел отправил Суворова в отставку, но уже через два года без Суворова обойтись было нельзя.

И напутствуя Суворова, в его знаменитый итальянский поход, Павел произнес: «Воюй, как умеешь», признав правоту и военный гений гонимого фельдмаршала.

В 1799 году во время итальянского похода, после знаменитого перехода через Альпы, когда Суворов неимоверными усилиями вывел большую часть армии и не позволил ее пленить (а здесь, кстати, скажем, что у Суворова не было ни одного случая, чтобы его подчиненные, не важно, солдат или генерал, сдавались в плен противнику), был такой эпизод, когда солдаты говорили: «Никакой силы нет, батюшка!», а Суворов им ответил: «Ну что же, коли так, похороните здесь нашу славу боевую, только вместе со мной! Седины мои позору не отдам! Сдаваться не стану! Ройте мне могилу и похороните здесь». И поход, как мы знаем, продолжался, до победного завершения. Именно после этого похода Павел присвоил Суворову звание генералиссимуса.

И потом солдаты слагали песни в честь Суворова, и в песнях были такие слова:

«Рады до конца стараться,

Рады с миром целым драться,

Рады умереть с тобой!»

Отсутствие страха позволяло ему даже в самые критические моменты адекватно оценивать ситуацию и безошибочно находить самое верное, а порою даже единственно возможное решение. Например, в один из критических моментов итальянского похода Суворов появился среди бегущих от неприятеля солдат, и тут же крикнул им: «Молодцы, ребята, заманивай противника, заманивай!». Это высказывание подействовало на них отрезвляюще, - они стали отступать более упорядоченно Суворов скомандовал: «Стой, кругом!» и сам повел их в атаку. Противник был опрокинут и разбит.

Кстати, о себе Суворов говорил, что ранен он был тридцать два раза: дважды на войне, десять раз в семье, а двадцать при Дворе. И эти последние раны были гораздо мучительнее первых.

Худ. В. И. Суриков «Переход Суворова через Альпы в 1799 году»

 

МУДРОСТЬ

Суворов был очень хорошо образован. Он прекрасно знал математику, фортификацию, мировую историю, философию, владел несколькими языками.

В своем знаменитом труде «Наука побеждать» он простым, доходчивым языком, понятным для солдат, рассказал, каков должен быть русский солдат, в чем его маневр.

Воспитывая в солдатах и офицерах патриотическое сознание, наш великий философ-полководец ковал победы задолго до решающих сражений и схваток.

А если мы вспомним многочисленные афоризмы, которые стали по-настоящему народными пословицами и поговорками и многие даже не подозревают, что они принадлежат Александру Васильевичу, то это действительно настоящий народный кладезь мудрости:

Сам погибай, а товарища выручай.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Пуля - дура, штык - молодец.

Что для русского хорошо, то для немца -смерть.

Тяжело в ученьи - легко в походе.

А в той самой знаменитой суворовской книге «Наука побеждать» действительно изложен свод мудрых и очень глубоких по своему содержанию заповедей.

Без добродетели нет ни славы, ни чести.

Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.

Тактика и дипломатика без светильника исто­рии - ничто.

Побежденным давай пощаду, они такие же люди, — грех напрасно убивать.

Но главное правило, которым Суворов руководствовался всю жизнь, было: торопиться делать добро.

Суворов был награжден всеми российскими орденами и многими орденами других стран.

Звания и ордена Суворов добывал на поле битвы, а не в дворцовых интригах. Более того, всю жизнь таких интриг чуждался, надев на себя маску чудака, даже юродивого.

Парадоксальным образом эта маска только помогла ему сохранить собственное достоинство и уважение современников и потомков.

 

МИЛОСЕРДИЕ

Суворову претили методы палочной дисциплины. Он считал, что высокие нравственные черты русских людей - это главный источник успехов нашей страны и ее армии.

Вот как, например, Суворов относился к молодым солдатам: «Рекрут особливо блюсти, исподволь их к службе приучать и сих молодых солдат, взирая на каждого особо, со старыми не равнять, доколе окрепятся».

А вот что требовал от командиров: «Бдение начальника - лучшее спокойствие подчиненных». И еще: «Милосердие покрывает строгость, при строгости надобна милость, иначе строгость - тиранство».

Чрезвычайно бережное отношение к людям -это главная черта характера Суворова. Он действительно побеждал не числом, а уменьем. В своих записках он прямо писал о том, что «крайнее сбережение людей» - это основной его принцип на войне. И не только на войне.

Говоря о милосердии Суворова, нужно сказать, что Суворов, кроме великого воинского подвига, совершил еще один, может быть не столь известный. Дело в том, что Суворов всю свою жизнь, и на войне, и в политике, и в быту оставался верен простым христианским запо­ведям, ни разу не изменив им.

В разговоре с современником, находясь в зени­те славы, полководец сказал: «.. .Я пролил потоки крови: я содрогаюсь от одного воспоминания о том. А между тем я ближнего своего люблю. Во всю мою жизнь я ни одного человека не сделал несчастным, не подписал ни одного смертного приговора.... Я был маленьким человеком, был и большим. Подымала ли меня волна счастья или бросала в пучину, я, в уповании на Бога, оставался тверд».

Или, например, его приказ от 16-го мая 1778 года, «С пленными поступать человеколюбиво -стыдиться варварства». Как точно выбрал Суворов слова! Как сильно сказано - не просто избегать, а именно «стыдиться варварства», ненужных жертв, бессмысленной жесткости.

Мало кто знает, что очень часто Суворов выступал тайным благотворителем и он это делал действительно тайно, скрывая даже от самых близких. Только после его смерти узнали имя благотворителя ежегодно присылавшего в петербуржскую городскую тюрьму перед Пасхой по нескольку тысяч рублей на выкуп неимущих должников.

Жизненная философия Суворова - это философия победителя.

«Русак не рак, задом ходить не умеет». Вот его лозунг, обращенный к солдатам и вдохновляющий их только на победу.

«Если хотите истинной славы, следуйте стопами добродетели. Последней я предан, первую замыкаю в службе Отечеству», - любил повторять Суворов.

Александр Суворов говорил: «Горжусь, что я россиянин!».

И сегодня мы имеем полное право сказать: «Гордимся, что Суворов был россиянином».

Сегодня Россия возрождается, набирается сил. Мыс гордостью за свою страну и с надеждой ждем ее новых свершений. И сегодня генералиссимус Суворов, его удивительная личность и его наследие нужны и важны для всех нас. Россия идет к новым победам. Значит, время вспомнить «Науку побеждать».

Суворов - символ побед России и Имя России! Россия - вперед!


Потомство мое, прошу брать мой пример.

А.Суворов

НЕМЕРКНУЩАЯ ЗВЕЗДА СУВОРОВА

Для каждого кадета, да и большинства граждан России 24 ноября - это святая дата. Она примечательна не только тем, что в этот день погода, как обычно, показывает свой предзимний норов, но и тем, что этот день является днем рождения великого сына земли русской А.В. СУВОРОВА.

Личность А. В.Суворова представляет собой редкое явление, особенно в современном ему русском обществе. А.В.Суворов является одним из самых выдающихся полководцев в истории человечества. Адмирал Нельсон писал ему: «Меня осыпают наградами, но сегодня удостоился я величайшей: мне сказали, что я похож на Вас. Горжусь, если я, ничтожный по делам, похожу на человека великого».

Суворов был почитаем как кадетами императорской России, так и их последователями - кадетами русского Зарубежья и суворовцами. Он являлся для всех нас, кадет разных поколений, своего рода патроном и покровителем, чья жизнь являет собой наилучший пример для подражания будущим офицерам и генералам. Не случайно в сложный период Великой Отече­ственной войны 1941 -1945гг. его имя присвоено суворовским военным училищам (СВУ), которые были созданы в тяжелые, роковые 1943 -1944 годы. СВУ и современные кадетские корпуса и поныне продолжают славные традиции российских кадетских корпусов.

Двадцать лет назад, 24 ноября 1988 года, в Ленинграде на Марсово поле к памятнику А.В.СУВОРОВА пришли десятки выпускников СВУ разных училищ и поколений, чтобы через годы разлуки встретить однокашников, познакомиться с новыми «собратьями», поговорить о перспективах непростой в то время жизни. В разговорах прозвучала идея о создании Союза суворовцев. Так зародились новая кадетская традиция: ежегодно встречаться в святой для каждого кадета день у памятника генералиссимусу А. В. Суворову и в окружном доме офицеров на Литейном проспекте на заседаниях Союза.

За прошедшие годы эта традиция видоизменилась благодаря активной позиции Суворовского комитета Петербурга, получила расширительное содержание. Теперь к памятнику великому полководцу приходят сотрудники Государственного музея А.В.Суворова и выставляют почетный караул, ветераны суворовского содружества, строем по Садовой улице со знаменем и оркестром идут несколько рот нынешних суворовцев из Воронцовского дворца, рота суворовцев училища МВД, воспитанники Кадетский ракетно-артиллерийский корпус, подразделения курсантов военных вузов Петербурга. На митинге звучат слова восхищения воинским гением и человеческим подвигом нашего великого соотечественника. К подножию памятника возлагаются цветы.

Появились и новые памятные места встреч: дом на Крюковом канале, где скончался великий полководец, и его могила в Александро-Невской лавре с краткой надписью «Здесь лежит Суворов». Каждый год сюда приходит все больше людей: знаменный взвод роты почетного караула ЛенВО, суворовцы, сотрудники музеев города, потомки полководца и другие, кому дорого это простое, но известное во всем мире, имя российского генералиссимуса, звучат слова неравнодушных людей. В средствах массовой информации Санкт-Петербурга эти мероприятия также находят свое достойное освящение. Так было и в ноябре 2008 года. В Питере и поныне почитают немеркнущую звезду Суворова.

Научный сотрудник Музея истории кадетских корпусов России А. КОНОВАЛОВ


5 ДЕКАБРЯ В МОСКВЕ СКОНЧАЛСЯ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ ВТОРОЙ - ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИН РОССИИ.

СКОРБИТ ВСЯ РОССИЯ! СКОРБИТ ВЕСЬ МИР!

 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II - пятнадцатый предстоятель Русской православной церкви со времени введения патриаршества на Руси в 1589 году.

Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер)родился 23 февраля 1929 г. в Таллине (Эстония) в глубоко верующей семье. Отец Патриарха, Михаил Александрович Ридигер (1902-1962), уроженец Санкт-Петербурга, обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии, в 1940 г. окончил богословские трехгодичные курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева (1902-1959), уроженка Ревеля (Таллина).

С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллинского и Эстонского Исидора (1949); с 1944 по 1947 гг. был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского; 1946), а затем и у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине. В 1945 г. иподиакону Алексию было поручено подготовить к открытию Александро-Невский собор Таллина для возобновления в нем богослужений (в период немецкой оккупации собор был закрыт). С мая 1945 по октябрь 1946 г. был алтарником и ризничим собора. С 1946 г. служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 г. - в Казанской церкви Таллина. В 1947 г. поступил в Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. Будучи на первом курсе Санкт-Петербургской духовной академии, Алексей Ридигер 15 апреля 1950 г. был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 г. - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. В 1953 г. отец Алексий окончил духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия.

15 июля 1957 г. отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 г. назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено было быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 г. иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 г. в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

14 ноября 1961 г. епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. 23 июня 1964 г. возведен в сан архиепископа. С 22 декабря 1964 г. архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской патриархии и становится постоянным членом Священного Синода. На посту управляющего делами он пробыл до 20 июля 1986 года. 7 мая 1965 г. архиепископ Алексий назначается председателем Учебного комитета. Освобожден от этой должности по личной просьбе 16 октября 1986 года. С 17 октября 1963 г. по 1979 г. архиепископ Алексий - член комиссии Священного Синода Русской православной церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 25 февраля 1968 г. архиепископ Алексий возведен в сан митрополита. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 г. осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 г. во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской православной церкви 1971 г. митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии.

Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления патриаршества в Русской православной церкви; члена комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской православной церкви 1971 г., а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора; с 23 декабря 1980 г. он - заместитель председателя комиссии по подготовке и про­ведению празднования 1000-летия крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 г. - председатель богословской группы. 25 мая 1983 г. назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории духовно-административного центра Русской православной церкви. На этой должности пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) кафедру. 29 июня 1986 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией.

7 июня 1990 г. на Поместном Соборе Русской православной церкви избран на Московский патриарший престол. Интронизация состоялась 10 июня 1990 года.

Патриарх Алексий был почетным сопредседателем Межрелигиозного совета СНГ и член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Награжден многими государственными наградами.

СУВОРОВЦЫ, НАХИМОВЦЫ, КАДЕТЫ НИЗКО СКЛОНЯЮТ ГОЛОВЫ И ОБЕЩАЮТ ЧЕСТНО СЛУЖИТЬ РОДИНЕ, КАК СЛУЖИЛ БОГУ И РОССИИ ВЕЛИКИЙ ПАТРИАРХ !

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ !


 

КАДЕТЫ РОССИИ

Олимпиада кадет в Санкт-Петербурге30 октября 2008 г. в Ольгино состоялся региональный тур олимпиады «КАДЕТЫ РОССИИ», который проводили Санкт-Петер­бургская академия постдипломного педагогического образования, Информационно-методический центр кадетского образования и Фонд поддержки образования.

Участвовали:

Санкт-Петербургское суворовское военное училище, Военно-космический Петра Великого кадетский корпус, Кронштадтский морской кадетский корпус, Кадетский корпус железнодорожных войск, Первый пограничный кадетский корпус ФСБ, Суворовское военное училище МВД, а также Павловская кадетская школа, Кадетский класс школы № 145

Проводились ТРИ тура:

1. Проверка общих знаний, информированности и эрудированности кадет по разным дисциплинам.

Участники выполняли тестовые задания по 10 предметам инвариантного компонента учебного плана: русский язык, литература, история, физика, ОБЖ, математика, информатика, география, химия, биология.

2. Дебаты команд по общим проблемам мира и мировоззрения.

Тематика дебатов:

1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - ЗА И ПРОТИВ

2. ДЕМОКРАТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС - БЛАГО ИЛИ ЗЛО?

4. ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ УТОПИЕЙ

В ходе дебатов заметно отличилась уровнем знаний, эрудицией, культурой общения, умением анализировать и делать выводы, уважением к мнению противника - команда Суворовского военного училища. Особенно высоко эксперты оценили выступление вице-сержанта ДМИТРИЯ БЛИЦЫНА, который занял на олимпиаде абсолютное первое место и был за это награжден специальным кубком.

3. Конкурс проектов - презентация своего проекта по заданной теме с использованием компьютерных технологий.

Большое впечатление произвел проект Кадетского корпуса железнодорожных войск «ЧЕМУ И КАК МОГУТ НАУЧИТЬ КАДЕТЫ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ?»

Презентация отличалась логичным построением без шпаргалок, смысл сказанного полностью совпадал с происходящим на экране.

Отмечен высокий уровень исполнения с органичным включением видеороликов в статические фотографии.

Несколько странным показалось принижение кадетами своих возможностей по сравнению с обычными школьниками. Олимпиада показала, что уровень военных кадет заметно превосходит уровень представителей кадетского класса и кадетской школы, даже несмотря на одинаковую форму.

«КАК ПОДГОТОВИТЬ КАДЕТА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ?» - проект Кронштадтского морского кадетского корпуса, «КАКИЕ КНИГИ НАДО ЧИТАТЬ КАДЕТУ?» (Военно-космический Петра Великого кадетский корпус), «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ СУВОРОВЦА» (СВУ МВД).

Особенно интересным и поучительным выглядел проект команды Суворовского военного училища «КАКИЕ ТРАДИЦИИ ПРОШЛОГО ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОХРАНЕНЫ В СОВРЕМЕННЫХ КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ». Суворовцы представили социологический анализ мнений суворовцев, преподавателей и офицеров-воспитателей, которые часто не совпадали. Изложено было в свободной манере с известной долей юмора. Полезно было бы продолжать обсуждение этой темы.

Олимпиада кадет в Санкт-ПетербургеЭкспертами были директоры общеобра­зовательных школ и специалисты, приглашенные от ряда организаций, в том числе от Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев и кадет.

Итоги олимпиады подвел Заместитель командующего войсками Ленинградского военного округа по воспитательной работе генерал-майор Р. НЕХАЙ, который вручил награды победителям.

Как и в прошлом году, абсолютное ПЕРВОЕ место завоевала команда суворовцев Санкт-Петербургского суворовского военного училища, которой вместе с переходящим кубком была вручена награда - учебное оборудование на сумму ОДИН МИЛЛИОН РУБЛЕЙ,

Второе место - кадетский корпус железнодорожных войск

Третье место - Военно-космический Петра Великого кадетский корпус

Команда Первого пограничного кадетского корпуса ФСБ была удостоена Кубка «НАДЕЖДА РОССИИ».

Очевидно, пришло время не только под­водить итоги таких олимпиад и награждать победителей, но также издавать специальными книжками подробный отчет об их подготовке и проведении и рассылать во все кадетские образовательные учреждения России.

В.Антонов

 

ПРЕМИИ БАРОНА ФАЛЬЦ-ФЕЙНА

 

Эдуард Александрович Фальц-Фейн уже много лет является членом Совета попечите­лей Санкт-Петербургского суворовского военного училища. Несмотря на преклонный возраст (96 лет) и проживание далеко от Санкт-Петербурга - в Лихтенштейне, он постоянно поддерживает связь с суворовцами. Большие средства он вложил в восстановление Домовой церкви и Мальтийской капеллы в училище, помогает сиротам, учредил премии памяти своего деда - бывшего директора Императорского Пажеского корпуса генерала ЕПАНЧИНА Николая Алексеевича, а также свои премии.

Свою жизнь барон посвятил спасению и возвращению России культурных ценностей помогал восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце, покупал на свои средства и передавал музеям России произведения искусства, помогает восстановлению семейного заповедника Аскания Нова. Его деятельность отмечена высокими наградами Орденом Дружбы и Орденом Почета, который в прошлом году ему вручил Президент нашей страны.

Лауреат премии Фальц-Фейна суворовец Дима Блицын

27 ноября в Большом зале Русского географического общества состоялся вечер, посвященный барону Фальц-Фейну. В присутствии многих петербургских суворовцев и кадет премии Фальц-Фейна были вручены суворовцам ДМИТРИЮ БЛИЦЫНУ и МАКСИМУ ПАНЕНКО. Были исполнены любимые музыкальные произведения Эдуарда Александровича: ИТАЛЬЯНСКОЕ КАПРИЧЧИО П.И.Чайковского и Второй КОНЦЕРТ ДЛЯ РОЯЛЯ С ОРКЕСТРОМ С,В.Рахманинова. Исполнители - симфонический оркестр популярной классической музыки Государственной филармонии для детей и юношества (главный дирижер - заслуженный деятель искусств России Эдуард ГУСТИН ) и замечательная пианистка Галина САНДОВСКАЯ были с большим энтузиазмом приняты слушателями, заполнившими большой зал. Можно уверенно сказать, что исполненные произведения станут любимыми и для слушателей - суворовцев и кадет.

Андрей Белов


 

15 лет КОНСТИТУЦИИ РОССИИ

 

12 декабря 1993 года многонациональный народ России проголосовал за принятие Конституции Российской Федерации.

Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.» (статья 2)

В кадетских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ серьезно изучают Конституцию, многие положения ее постоянно вызывают вопросы, которые поступают и в редакцию газеты «Петербургское кадетство». Постараемся рассмотреть вместе с читателями вопросы применения главы 2 Основного Закона в кадетских учреждениях Министерства обороны РФ.

Статья 17.2 определяет, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Это значит, что суворовцы, нахимовцы и кадеты являются законными носителями этих прав и свобод, независимо от возраста, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. (статья 19.2)

Причем, статья 19.1 подчеркивает: «Все равны перед законом и судом». Однако, много жалоб детей на то, что в «кадетках» одни «равнее» других. Во-первых, это «неравенство силы»: здоровый, откормленный на богатых маминых или папиных хлебах юнец иногда безнаказанно издевается над своими более слабыми товарищами, но воспитатели или не замечают этого, или даже поощряют такую «силу», считая ее важным фактором «укрепления дисциплины». Во-вторых, это неравенство социального положения родителей: редакции известны случаи, когда по решению Педагогического совета, начальник приказом исключает кадета за плохую учебу, нарушения дисциплины и даже воровство, но после телефонного звонка важного лица, или других методов «воздействия», кадет возвращается в подразделение и спокойно продолжает сидеть рядом с другими кадетами за общим столом, вызывая гнев и возмущение ребят такой несправедливостью.

Подростки особенно тяжело переживают несправедливость!

Статья 21.1 - Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Это важнейшее конституционное положение особенно часто нарушается. Некоторые преподаватели и офицеры-воспитатели очевидно, даже не представляют себе, что чувство собственного достоинства у подростка особенно обострено, он очень тяжело переживает любые унижения и оскорбления. В свой адрес он может услышать нецензурную брань, даже в строю. Такие выражения, как «козел», «тупица», «болван», «баран», «урод», «дебил» совсем не редкость! А чем является наказание за мелкие проступки в виде 20 приседаний или 30 отжиманий? Причем, иногда так наказываются целый взвод или рота кадет! Или пробежка целого подразделения вокруг казармы в виде наказания? Да еще на глазах посторонних?! Это издевательство! Это унижение достоинства! Это грубое нарушение Конституции РФ! Забавно, что некоторые дисциплинарные извращенцы даже не понимают, что они нарушают Основной Закон страны! Обычно отвечают так на соответствующий вопрос: «Нас самих так учили!» Что же? Будущие офицеры тоже когда-нибудь скажут «Нас самих так учили!» Печально!

Недавний случай доведения до самоубийства суворовца Казанского СВУ 14-летнего Алексея Егорова должен стать печальным уроком для всех кадетских воспитателей, преподавателей и начальников.

Статья 23.1 Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Статья 24.1 - Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

Часто нарушаются и эти статьи. Как любят некоторые «взрослые» копаться в личной жизни ребят - могут публично зачитать письмо девушке, публично обсуждать негативные поступки родителей, публично говорить о физических недостатках ребят.

Статья 29.1 Каждому гарантируется свободы мысли и слова.

Статья 44.1 Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

В одном из российских военных училищ произошел такой случай:

На первом курсе, маленького роста, слабый в спортивном отношении кадет очень стеснялся своих физических недостатков. Особенно боялся ходить в баню вместе с товарищами! Но в общем, учился хорошо, был начитан, эрудирован, участвовал в самодеятельности, писал неплохие стихи, даже побеждал на литературном конкурсе!

И вот желая самоутвердиться, он однажды (в возрасте 13,5 лет) написал в своей личной поэтической тетради несколько эпиграмм на преподавателей и офицеров-воспитателей. Причем с употреблением «ненормативной лексики». Позже он сказал товарищам, что писал только для себя, не для распространения, что его вдохновили опыт Пушкина, Баркова, наших некоторых телевизионных шоу-мэнов!

И конечно, опыт товарищей, которые не стеснялись в выражениях, публично обсуждая слова и дела некоторых своих начальников.

К поэту тихо подкрался прапорщик, отобрал тетрадь и передал командиру роты. Ротный был человеком умным и опытным, он не стал поднимать шум вокруг этого банального дела, спрятал тетрадь и посоветовал парню писать более приличные стихи. Кадет написал такие приличные стихи и передал командиру.

 Прошло два года, парень стал выпускником, вырос, возмужал, поумнел, но не стеснялся критиковать старших, в том числе и за такие «мелкие» дела, как рукоприкладство, коррупцию (на «хозяйственные нужды подразделения») и т.д. Чтобы избавиться от такого кадета и думая, что тот вообще «выносит много сора из избы», командир достал из своего архива тетрадь поэта и зачитал неприличные стихи (не стесняясь в выражениях) на Педсовете, При этом он не сказал, что они были написаны 2 года назад! Как были возмущены некоторые дамы-преподавательницы! Как был возмущен сам поэт таким оборотом дела! И конечно на вопрос, хочет ли он здесь продолжать учиться, ответил, что не хочет. И его радостно исключили!!! Заступиться было некому. Ни денег, ни «мохнатой руки» не было. Вот такая свобода творчества!!! Сейчас парень живет в далеком городе, прекрасно учится, кумир местных девушек, показывает серьезные креативные способности, пользуется правами, данными Конституцией России, использует свободу творчества!

Есть в Конституции и такая статья - Статья 55.3 - Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Надо полагать, что для кадет - 13 - 17 летних подростков, еще детей, эта статья имеет значение, но только в том случае, если эту и все остальные статьи Конституции РФ, будут строго соблюдать те, кто их обучает и воспитывает.

Главный редактор, профессор,

подполковник в отставке

Владимир Соколов-Хитрово

 

 

ПОМОГИТЕ ОТЫСКАТЬ КНИГУ!

Год назад увлекся историей 11-й Ростовской артиллерийской специальной школы.

- Зачем тебе это нужно? - спрашивали меня многие суворовцы, узнав, что я занимаюсь сбором материалов по истории этого учебного заведения. - Ты ж не учился в этой школе. Что подвигло тебя на такую работу? Что ж, вопрос резонный. И важный.

Да, действительно, не учился в артспецшколе. Но зато в ней учились близкие мне люди. В том числе и мой тесть Олег Николаевич Кравченко. Другую - 4-ю Московскую артспецшколу - окончил родной брат тещи Владимир Петрович Тульцев. А Ростовское артиллерийское подготовительное училище, куда после расформирования 11 -й РАСШ зачислили всех ее воспитанников невыпускных классов, - мой двоюродный брат Иван Сергеевич Кочетов. И тесть, и его шурин давно уже в мире ином, и их уже не спросишь, почему ими не написаны спецовские мемуары. Не смею спрашивать и живущих, почему они этого не сделали. Уверен лишь в одном: спецы достойно исполнили возложенную государством на них задачу и своими делами и жизнями заслужили в истории нашего Отечества достойное место. А примеры честного выполнения ими своего воинского долга десятки и сотни лет будут служить делу воспитания молодого поколения патриотов России и избавят наших граждан от «Иванов, не помнящих родства».

Но пока на информационно насыщенных стендах Военно-исторического музея Северо-Кавказского военного округа нет ни единой строчки о когда-то существовавших артспецшколах. Вышедший в 2008 году сборник авторского коллектива под общей редакцией генерала армии А.И.Баранова «Северо-Кавказский военный округ. 90 лет на страже южных рубежей», как и ранее выпущенные подобные юбилейные сборники, также ни словом не упоминает о существовании когда-то этих специальных учебных заведений.

Первое мое желание побольше узнать об артспецшколе не увенчалось успехом. Единственным первоначальным источником явился музей при ростовском естественнонаучном лицее №11, в здании которого в 1944-46 годах размещалась артспецшкола.

 

Фотография, присланная Ильей Пановым Георгию Яковлеву.

 

Читая газетные вырезки тех лет, беседуя с теми спецами, кого мне удалось разыскать в Ростове (все они - люди преклонного возраста, самым «молодым» - за восемьдесят), сделал вывод: в конце тридцатых и на пороге сороковых годов учиться в артспецшколе - это было вершиной мечтаний для многих мальчишек, сама принадлежность к когорте спецов была престижна и почетна. Ими любовались, на них смотрели с гордостью и надеждой, как на будущих защитников…

Со временем мне удалось познакомиться с первыми работами-попытками описать учебу в артспецшколе и дальнейшую судьбу выпускников. В конечном итоге образовался небольшой коллектив единомышленников-спецов по подготовке сборника воспоминаний и материалов об артспецшколе. В первую очередь, это Станислав Федоренко из Минска и Ювеналий Горбач из Киева. От Станислава я услышал такие слова: «Болею этим уже много лет, вижу здесь свой долг перед спецами - и теми, кто еще жив, и теми, кого уже нет. Надо рассказать младшим поколениям о них…» Большую помощь в реанимировании памяти (хочется так сказать!) о спецах оказал Борис Сыченков, автор уникальной книги о всех существовавших артспецшколах: он назвал ее «Юные боги войны».

Я суворовец. Близкое знакомство с бывшими преподавателями и воспитанниками артспецшколы, организацией в ней учебного процесса, воспитания и подготовки будущих офицеров-артиллеристов позволило мне сделать вывод: в целях и задачах суворовских училищ и артспецшкол, их учебных и воспитательных процессах есть много общего и сходного, также, как и в возрождающихся кадетских корпусах. И поэтому не случайно, а закономерно в ХХI веке суворовцы, нахимовцы, спецы и кадеты объединились в единую общественную кадетскую организацию. В связи с чем долг кадета и долг памяти перед моими старшими братьями-спецами заставили меня взяться за подготовку и издание сборника об артспецшколе.

Общность и единство суворовцев и спецов для меня неоспоримо. И потому воспринимаю чистым недоразумением случаи, когда отдельные кадеты пытаются оспорить принадлежность спецов к кадетскому братству. Скорее всего, в основе спора лежит банальная неосведомленность о характере обучения в артспецшколах - прообразах последующих суворовских училищ. Особенно мне становится стыдно за тех суворовцев, кто пытается отрешить от кадетского братства даже попечителей суворовских училищ из числа бывших спецов. Какое верхоглядство и кощунство! Чтобы раз и навсегда покончить с подобным отношением к спецам, сошлюсь на исторический факт.

Под натиском фашистских войск в октябре 1941 года 11 -я артспецшкола была эвакуирована в Кисловодск и больше не вернулась в свое родное здание - бывшее до революции Петровское реальное училище, в котором в свое время обучался юный барон Врангель, будущий командующий Русской армией. Не вернулось по простой причине: здание было взорвано фашистами при отступлении ими из Ростова как гнездо «советских кадет». Именно так, по словам воспитанника 1940 года выпуска (а с 1944-го - и командира учебной батареи 11 -й РАСШ) ростовчанина Георгия Ивановича Яковлева, они называли спецов, убедившись в их стойкости в боях. И оборона Ростова - тому пример: когда в ноябре 1941 года из числа курсантов Ростовского артиллерийского (два батальона) и военно-политического (один батальон) училищ, 18-19-летних мальчишек, был сформирован курсантский полк, то он насмерть встал у ворот города. Образцом выполнения приказа - продержаться до отхода наших войск на оборонительные рубежи - стали курсанты-спецы, хорошо усвоившие азы военной науки еще в мирное время в стенах своих артспецшкол. После неравного четырехсуточного боя лишь 80 человек из всего полка прибыли к месту сбора…

Но это - отступление от сути моей публикации.

В архиве Яковлева имеется фотография, присланная ему в начале 90-х годов питерцем, выпускником ростовской артспецшколы 1945 года Ильей Семеновичем Пановым, где тот заснят с томиком написанной им книги под названием «Артспецшкола». Как сказал Георгий, после получения письма с этой фотографией переписка с Ильей оборвалась: на несколько отправленных писем ответа не последовало. В своих последних письмах к Георгию Панов жаловался на плохое здоровье, и поэтому одной из веских версий обрыва переписки Георгий полагает уход из жизни Панова. Неизвестной для спецов оказалась и судьба его книги.

Поэтому, пользуясь возможностью кадетской газеты, обращаюсь к питерцам с просьбой помочь отыскать книгу «Артспецшкола» и выяснить дальнейшую судьбу ее автора. Вполне вероятно, что его дети и внуки проживают в Санкт-Петербурге и, может быть, совершенно недооценивают значимость запечатленных их отцом (или дедом) воспоминаний. Для нас же, кадет, это бесценные строки. Впрочем, только ли для кадет?

Юрий Рудик, воспитанник Кавказского и Калининского СВУ 1969 года выпуска, полковник запаса

 

 

Редакция газеты «Петербургское кадетство»,

Санкт-Петербургское отделение творческого Союза писателей России и

Санкт-Петербургский Союз суворовцев, нахимовцев и кадет

 

объявляют СЕДЬМОЙ КАДЕТСКИЙ литературный (поэтический) конкурс.

 

КОНКУРС посвящается одному из самых любимых праздников - ЖЕНСКОМУ ДНЮ 8 МАРТА, поэтому будут особо поощряться стихотворения, посвященные любимым девушкам, мамам, бабушкам, учительницам, артисткам театра и кино и самому ДНЮ 8 МАРТА.

 

На конкурс принимаются стихи, написанные не ранее 2007 года. Направлять не более ДВУХ стихотворений от каждого автора с приложением краткого отзыва от учителя литературы до 15 февраля 2009 года почтой в адрес редакции «ПК»: 190000, Санкт-Петербург, переулок Гривцова, 10, РГО, редакция «ПК» или по E-mail: sokolov.vlad@mail.ru.

Награды и дипломы победителям будут вручены до 7 марта 2009 года, лучшие стихотворения будут опу­бликованы.

Справки по телефону 925-9982

 

 

 

ПРОДОЛЖАЕТ ДЕЛО ОТЦА.....

СПб СВУ МВДВ суворовском военном училище МВД очень многие воспитанники представляют милицейские династии. С Алешей Васильевым мы встретились у входа в училище. В этот день он принимал торжественное клятвенное обязательство суворовца в музее на площади Победы. Парень недавно приехал с Пскова, смущается отвечает на вопросы очень осторожно… Но парадная форма суворовца делает его подтянутым, красивым, он сам понимает это и дальнейший разговор пошел очень продуктивно. Рядом с ним стояли две женщины и немолодой мужчина - члены его семьи, которые присутствовали на торжестве в музее. Алеше пятнадцать лет. Он сам захо­тел поступить именно в суворовское училище МВД, чтобы продолжать дело отца: его отец, сотрудник милиции погиб при исполнении служебных обязанностей. Здесь же выясняется что стоящая радом с ним мама - тоже милиционер, служит в ОМОНе. Алеша говорит, что мама сначала отговаривала его поступать в училище, говорила, что служба эта «и опасна, и трудна». Однако Алеша проявил решительность и все-таки поступил сюда. Поступать было довольно трудно, правда он легко справился с заданием по физкультуре - еще дома он занимался легкой атлетикой. Алеша сказал: «Мне здесь очень нравится, особенно понравились возможности заниматься спортом - отлично оборудованные спортивные залы, много тренажеров, есть время и возможность заниматься различными видами спорта». Рота Алеши располагается в недавно построенном новом корпусе. Это совсем не похоже на наше представление о казарме. В спальных комнатах всего несколько человек, хорошо оборудованы бытовые комнаты, сверкают чистотой умывальники, уютные комнаты отдыха. Интересно отметить, что комнаты отдыха оборудованы именно для этой цели. Вместо так называемой «наглядной агитации» - картины известных художников, мягкие диваны и кресла, газетные и шахматные столики, большой аквариум с рыбками в нем и современный телевизор. А необходимая «наглядная агитация» размещена в очень светлых и больших коридорах. При этом, что немаловажно, можно на доступной высоте все прочитать, посмотреть фотографии, различные документы (к сожалению, в некоторых других кадетских учреждениях обилие «наглядной агитации», где мелким шрифтом и на большой высоте от глаз представлены материалы, которые прочитать практически невозможно; для кого это сделано?!). Потом Алеша, конечно, рассказал про столовую. Он считает, что кормят в училище исключительно хорошо - МНОГО и вкусно! Даже не требуется добавки. Дают даже конфеты.

В наш разговор вступила мама Алеши - Васильева Елена Алексеевна: «Я работаю в ОМОНе в течение восьми (!) лет, моя должность милиционер-боец - боец на службе и в жизни!» Елена Алексеевна говорит, что она вовсе не отговаривала сына от поступления в училище МВД, она просто беспокоилась за него. Училище это она знает и считает, что ее сын получит здесь отличное образование и воспитание.

Муж у нее погиб в Чечне при исполнении долга (он тоже служил в ОМОНе).

Рядом с Алешей стоял его дедушка - боевой летчик, военный пенсионер с 1987 года, Алексей Терентьевич Фатун. Он также доволен выбором внука, и уверен что Алеша будет хорошо учиться.

Раиса Григорьевна - жена Алексея Терентьевича, поддерживает мнение дедушки и мамы Алеши. Она говорит, что сначала боялась того что мальчик будет лишен детства в суворовском училище, хотя в чем-то детства и здесь достаточно. Детство подкрепленное хорошим воспитанием делает из мальчика настоящего мужчину

В.Аржанов


 

 

ЮНЫЕ БОГИ ВОЙНЫ

 

Так называется книга Бориса СЫЧЕНКОВА, излагающая историю средних военно-учебных заведений Советского Союза.

Автор окончил в 1952 году 1-е Московское подготовительное артиллерийское училище. Поэтому неудивительно, что после увольнения из Вооруженных сил в 1989 году, полковник СЫЧЕНКОВ стал заниматься исследованием истории специальных артиллерийских школ, созданных в 1937 году и за небольшой период своего существования, оставивших заметный след в военной истории нашей страны. Это были предвоенные и военные годы, учащиеся таких спецшкол в 1941 году добровольно вступили в ряды Народного ополчения, показали себя на фронте знающими и храбрыми воинами, многие из них отдали свои молодые жизни в боях за Родину.

К сожалению, о спецшколах всегда писа­ли мало, а о том, что целые подразделения мальчишек участвовали в боевых действиях было вообще запрещено писать. Разрешалось только рассказывать о сыновьях полков и юных партизанах. И теперь много публикаций о суворовцах, нахимовцах, кадетах, а о том, что еще до Великой Отечественной войны возрождалось обучение мальчиков военному делу в спецшколах типа старых кадетских корпусов и особенно о том, что эти мальчики применили полученные знания на фронте, почти не сообщается. Борис СЫЧЕНКОВ рассказывает в увлекательной форме о деятельности не только артиллерийских, но и военно-воздушных, военно-морских и других спецшкол, подготовительных училищ, суворовских и нахимовских училищ, созданных во время войны.

Однако, о боевой деятельности спецшкольников на фронте нет почти ничего! Это можно объяснить только тем, что попытки властей скрывать такую боевую деятельность мальчишек, привели к трудностям в поисках соответствующих документов, в поисках участников этих действий. Эта тема заслуживает отдельного глубочайшего исследования и хочется верить, что Борис СЫЧЕНКОВ начнет эту работу. Пока еще живы некоторые спецшкольники - добровольцы Великой Отечественной войны!

Книга «ЮНЫЕ БОГИ ВОЙНЫ» публикует обширную документацию и множество фото­графий. Она безусловно заинтересует не только военных читателей, а в библиотеках суворовских, нахимовского училищ, кадетских корпусов «ЮНЫЕ БОГИ ВОЙНЫ» займут подобающее место.

Книга заслуживает подробной рецензии, редакция «ПК» начинает собирать отзывы читателей и в ближайшее время посвятит свои страницы этой важной и очень интересной работе полковника СЫЧЕНКОВА.

Редакция «ПК»

 

НАША ВЕЧНАЯ ЮНОСТЬ

 

Я часто вспоминаю до сих пор

Те годы, на окраине московской,

Открывшее нам жизненный простор

Училище на Первой Мясниковской.

 

Мы нашим воспитателям верны,

Им верность не уменьшилась с годами,

Смотреть на мир тогда учились мы

Их смелыми и честными глазами.

 

Мы трусами не были никогда,

И бляхи нас порою выручали,

И если б не закончилась война,

Нам боевые б ордена вручали.

 

Теперь нам всем уже за шестьдесят,

В шкафу висит давно мундир парадный,

И грустно в полутьме еще блестят

Когда то дорогие нам награды.

 

- Что, жизнь прошла? - Да нет еще, браток,

Но став мудрей, на жизнь глядим иначе.

И больше ценим мы еще глоток –

Глоток вина, цветок любви и миг удачи.

 

Изменой жизни многие полны,

Но нас в измене обвинить не вправе,

Мы остаемся юности верны,

И значит - наша юность вечно с нами

Борис Сыченков

 

СОЗДАТЬ КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

 

18 октября состоялось заседание Совета атаманов Северо-Западного казачьего округа.

Совет принял решение обратиться к пред­седателю Правительства России Владимиру Владимировичу ПУТИНУ с предложением создать в Санкт-Петербурге Казачий военный кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации.

Наш город является настоящей кадетской столицей, где расположены почти половина всех кадетских образовательных учреждений силовых Министерств России.

Чем вызвана потребность создания такого корпуса?

Система казачьего военно-патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания в сочетании с использованием возможностей Санкт-Петербурга для культурного образования и воспитания, позволит начать успешно готовить кадет к государственной службе (военной и гражданской). Казачьи обычаи, казачьи традиции, казачья дисциплина, помогут в решении этой задачи.

В решении Совета атаманов говорится о том, что Северо-Западный казачий округ готов принять участие в подборе и специальной подготовке кадров казаков офицеров-воспитателей, преподавателей, других сотрудников корпуса, в проведении для них специальных семинаров и курсов.

Выражена готовность рассмотреть вопрос о привлечении, наряду с бюджетными и спонсорскими материальными средствами и средства казачьих объединений для казачьего военного кадетского корпуса.

В России успешно работают многие казачьи кадетские корпуса: Московский, Аксайский, Кубанский, Лесосибирский, Донской, Волжский, Рыльский, Краснодарский и другие учебные заведения. Они действуют под эгидой Министерства образования и науки. Создание Санкт-Петербургского казачьего кадетского корпуса Министерства обороны с использованием традиций и опыта существующих корпусов, позволит внести новую струю в подготовку образованных, дисциплинированных, высоконравственных и культурных юношей к будущей государственной службе. Его деятельность в культурной столице России - Санкт-Петербурге даст казакам-кадетам фактическое второе образование с возможностью овладеть огромными культурными богатствами нашего города. Совет атаманов Северо-Западного казачьего округа, атаман округа - депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В. МАРТЫНЕНКО обратились к Губернатору - Валентине Ивановне МАТВИЕНКО с просьбой поддержать инициативу петербургских казаков.

Конечно, кризисные трудности не дадут возможность быстрого решения вопроса о создании нового кадетского корпуса, но если такое решение состоится, то можно будет начать тщательную подготовку к его осущест­влению.

В.Соколов

 

 

СУВОРОВ

 

Пришла пора надежд и откровений —

Отчаянью и смуте вопреки,

Нет ничего опаснее забвенья,

Забвенья чести от слепой тоски.

Нас заживо хоронят, и мы слышим:

Не встать вам, русским, никогда не встать...

Но живы мы, изранены, но дышим.

За честь свою готовы постоять.

Мы, русские, в надежде и сомненьях

Себя не ставим впереди других,

Доверчивы, как дети в откровеньи,

Но не поступим чести вопреки.

 

Юрий Белов

1998 г.

 

Не только тем велик и дорог он.

Что бранной славой жизнь его богата,

И что нигде он не был побежден

Нет верой в родину была объята

Его душа; той верою силен

Он полюбить умел меньшого брата.

И светлый образ русского солдата,

Наш чудо-богатырь в нем воплощен.

Молитвою готовился он к бою

И, глазомер венчая быстротою

И натиском, врага шел поражать.

Сразив, его щадил он милосердно:

Вот отчего Россия чтит усердно Создателя Науки побеждать.

К.Р. (Мраморный дворец. 21 декабря 1901).

Ты мне собою заслонила белый свет. Когда ты рядом, то его как будто нет.

Я вижу лишь глаза и нежный образ твой. Он для меня и свет, и счастье, и покой.

Брожу ли днем, не сплю ли при луне.

Твой милый образ рядом, он - во мне.

Он - часть меня, он - целый мир, но мой. Исчезнет он - исчезнет мир земной.

Люблю ли я тебя? Наверное, люблю.

Я жажду встреч, глаза твои ловлю.

Все что-то в них ищу, и все не нахожу,

И, мучаясь, - грущу, и радуясь. - дружу.

 

Юрий Ильин