№10, ноябрь 2007

 

В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ

Судьбой Кронштадтского морского кадетского корпуса  обеспокоены депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.  В своем депутатском запросе Губернатору группа депутатов сообщила о том, что с 1 января 2008 года Корпус теряет финансовую поддержку города и переходит  на полное финансовое обеспечение Министерства обороны России.

Депутаты напомнили, что Корпус более 10 лет имел двух соучредителей:  Военно­морской флот и правительство города, за  счет которого обеспечивалась зарплата преподавателей, питание кадет и материально­техническое обеспечение.  Особую тревогу выразил родительский комитет Корпуса в лице его председателя  Ирины ЛЕЩЕНКО.

 Депутаты  запросили о том, будет ли сохранено финансирование из бюджета Санкт-Петербурга в прежнем объеме и какие меры примет правительство, если материальное обеспечение Корпуса сократится.

 

Ответ

Губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко Валентины Ивановны

депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 30 октября 2007 года № 706684-3

 

Уважаемые депутаты!

На ваш запрос от 18.10.2007 № 706684-3 сообщаю следующее.

Согласно новой редакции статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 01.01.2008, финансовое обеспечение бюджетного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования Кронштадтский морской кадетский корпус (далее – Кронштадтский морской кадетский корпус) является учреждением федерального подчинения, в связи с чем оно должно финансироваться за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, принцип самостоятельности бюджетов, определенный статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая социальную значимость Кронштадского морского кадетского корпуса, Комитет по образованию подготовил проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга от 30.05.2007 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников бюджетных учреждений в Санкт-Петербурге», предусматривающий установление ежемесячных доплат работникам Кронштадтского морского кадетского корпуса.

Одновременно сообщаю, что в настоящее время Комитетом по образованию решается вопрос о возможности трудоустройства педагогов дополнительного образования Кронштадтского морского кадетского корпуса в государственное общеобразовательное учреждение Кронштадтского района Санкт-Петербурга, в котором кадеты Кронштадтского морского кадетского корпуса могли бы продолжить обучение по программе дополнительного образования.

 

От редакции: ответ Губернатора на запрос группы депутатов показывает, что Валентина МАТВИЕНКО любит детей, что она ищет возможности  смягчить возможные неприятности от «упорядочения» финансирования самого большого кадетского корпуса Санкт-Петербурга.

Редакции хорошо известно, что Губернатор посетила ряд кадетских учреждений города и нашла возможность помочь детям за счет города ЭТО ЖЕ НАШИ ДЕТИ!  ПИТЕРСКИЕ  ДЕТИ! 

Однако, возникает вопрос: когда же федеральные власти перестанут жить по черномырдинскому принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда!»

Почему борьба за выполнение законов, за «упорядочение» финансирования, почти всегда ухудшает положение детей и стариков в первую очередь?! Одумайтесь, господа депутаты и министры!  Это касается и политической партии, именующей себя – партией власти!

Помогите детям! Может быть власти обойдутся без строительства очередных дворцов, дач и роскошных административных зданий и построят для детей­воспитанников Кронштадтского морского кадетского корпуса нормальный скромный клуб, нормальный скромный спортзал, нормальную скромную столовую!!!

Загляните в будущее, господа! В Кронштадте воспитывается элита, военная, морская и государственная элита! Не пожалейте денег, тем более, что даже во время Великой Отечественной войны, в такие училища вкладывали большие деньги и даже с фронта отзывали  офицеров с педагогическим образованием для работы в суворовских училищах.


 

От редакции:

В прошлом номере газеты было опубликовано Открытое письмо  Председателю Совета Федерации Федерального Собрания  РФ Шеф-попечителю кадет России  С.М.МИРОНОВУ. Сегодня публикуется ответ Сергея Михайловича МИРОНОВА  главному редактору газеты.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

103426, Москва, Б. Дмитровка, 26

2 ноября 2007 № 1-31/2980

 

В.А. СОКОЛОВУ-ХИТРОВО

Редакция газеты

«Петербургское кадетство»

 

Уважаемый Владимир Александрович!

 

Разделяю Вашу озабоченность некоторыми негативными явлениями в кадетском общественном движении. Эти явления имеют субъективный и, полагаю, преходящий характер, потому что они противоречат целям и принципам деятельности кадетских общественных объединений. Не случайно деструктивная по своей сути «обличительная» риторика, продиктованная личными амбициями отдельных функционеров, отторгается основной массой ветеранов – выпускников суворовских, нахимовских училищ, авиационных, артиллерийских спецшкол и подготовительных училищ, кадетских корпусов в нашей стране и в зарубежье.

Уверен, что предметная, системная практическая работа общественных объединений кадет в русле их уставных целей и задач, и, главное – реальные, ощутимые результаты такой работы являются единственной базой консолидации кадетского движения, укрепления его роли в развитии системы кадетского образования, в патриотическом, гражданственном воспитании молодежи.

 

С.М. МИРОНОВ


НАЧАЛЬНИК КРОНШТАДТСКОГО МОРСКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Капитан 1-го ранга ДОВБЕШКО Николай Васильевич.

Окончил Киевское высшее военно-морское политическое училище в 1982 году (с отличием), Военно­морской факультет Военно­политической академии в 1991 году.

 Проходил службу на Северном флоте на надводных кораблях и подводных лодках на должностях, связанных с обучением и воспитанием личного состава.

В 2002 году с должности заместителя командира дивизии атомных подводных лодок по воспитательной работе был назначен заместителем начальника Нахимовского военно-морского училища по учебной работе – начальником учебного отдела.

 С 2006 года – начальник Кронштадтского морского кадетского корпуса.

 

ЗА СЕМИЛЕТНЕЕ КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Наш город Санкт-Петербург исторически является основным центром военного образования в России. Сохранилось, в основном, расположение военно-учебных заведений по месту их исторического размещения, сохранился и профиль подготовки военных специалистов.

Помимо многих высших военных вузов, здесь функционирует целая система довузовской подготовки юношей к поступлению в высшие военно-учебные заведения. Это Суворовское военное училище, Суворовское военное училище МВД. Нахимовское военно-морское училище, кадетские корпуса: ракетно­артиллерийский, военно-космический, железнодорожных войск, пограничной службы, Кронштадтский морской.

Днем рождения Кронштадтского морского кадетского корпуса считается 22 ноября 1995 года, когда корпусу было вручено Боевое Знамя.

В корпусе проходят обучение подростки от 10 до 17 лет, которые осваивают полную программу общеобразовательной школы и военно-морскую подготовку. Большая часть выпускников продолжают образование в высших военно-учебных заведениях.

Кадетская среда всегда являлась особым миром, особой субкультурой.

До 1917 года принадлежность к выпускникам кадетского корпуса была своего рода знаком принадлежности к высшему сословию, к элите страны.

Главными качествами кадет были патриотизм, верность долгу, честь, порядочность, широкая образованность, глубокие профессиональные качества. Любовь к военной форме, подтянутость, строевая выправка вызывали восхищение у населения городов, где дислоцировались кадетские корпуса.

Воспитанию кадет в духе товарищества и взаимовыручки содействовали длительное совместное обучение в стенах корпуса, общий уклад жизни.

Подготовка кадет к будущей деятельности офицера – это многоплановый, диалектически развивающийся процесс, целенаправленная, организованная система взаимодействия офицеров и преподавателей с воспитанниками, цель которого – формирование готовности к компетентному выполнению своих служебных обязанностей.

Сущность этой готовности выражается в тесном единстве социально­значимых мотивов, специальных знаний, навыков, профессиональных качеств личности, способствующих выполнению своих обязанностей.

В военно-профессиональной направленности для кадета существенную роль в его будущей профессии играет уровень и структура профессиональных притязаний, оценка значимости избранной военной профессии. 

Существенное значение имеет престиж избранной специальности в Вооруженных силах и в обществе в целом.

В профессионально значимых качествах, зависящих от обучения, воспитания и социального опыта, раскрывается зависимость:

– от интеллектуального развития,

– собственно военной подготовки,

– профессиональной подготовки кадета.

Интеллектуальный уровень и познавательные способности кадета формируют его общую культуру под воздействием объективных и субъективных факторов.

Под собственно военной подготовкой понимаются военные знания, навыки и умения, знание основ организации управления, навыки руководства личным составом.

Профессиональная подготовка включает знания, умения и навыки, полученные и усвоенные кадетами за время обучения.

Опыт Кронштадтского морского кадетского корпуса показывает, что здесь наиболее целесообразно обучение детей с 10-летнего возраста:

– переход ребенка из начальной школы в среднюю знаменует не только начало образования на новом уровне развития, но и возникновение новых условий для личностного роста. Особенностью детей младшего школьного возраста является доверие к взрослым, главным образом, к учителям, подражание им. Дети этого возраста признают авторитет взрослого человека, принимают его оценки. Стараясь «быть как взрослый» ребенок подражает старшим, копирует их поведение, прически, лексикон, манеры, способы отдыха. Помимо взрослых, образцом поведения могут быть и их старшие сверстники,

– в этом возрасте активно развиваются и волевые качества, направленные на достижение цели,

– круглосуточное пребывание ребенка в кадетском корпусе ограждает от вредного влияния улицы, уменьшает вероятность формирования вредных привычек, употребления психоактивных веществ.

Разрабатывая социально­психологические аспекты профилактики школьной дезадаптации, следует помнить об основной, учебной деятельности детей, которая выступает в качестве ведущей и формирует начальные школьные навыки – умение читать, писать и считать.

Многолетняя практическая работа в корпусе позволяет с уверенностью заключить, что основные причины проблем, возникающих у пяти- семиклассников, отнюдь не социально­психологические. Гораздо чаще личные трудности у них связаны именно с учебой. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной и наступает после того, как ученик окончательно перестает что­либо понимать на большинстве уроков, то есть когда у него нарушается (а возможно, разрушается) ведущая учебная деятельность.

Возможности оптимизации развития не безграничны. Фактически имеются всего два года (5 и 6 классы), когда что­то еще можно изменить к лучшему.

Тип интеллекта, который складывается у 7 –8 класса, качественно изменить уже трудно. Те способности, которые к этому времени не достигли определенного уровня развития, постепенно подавляются. В дальнейшем никаких принципиально новых интеллектуальных операций в системе мыслительной деятельности не возникает.

Анализ становления и развития кадетских корпусов, их возрождения в конце ХХ века, приводит к таким выводам:

1. Явно имеет преимущество семилетнее кадетское образование и воспитание.

2. Приобретение первичных профессиональных навыков военного дела в кадетском корпусе приводит к сокращению адаптационного процесса в военном вузе.

3. Опыт взаимоотношений в воинском коллективе, приобретаемый кадетом в корпусе за семь лет, может стать основой становления настоящей офицерской элиты возрождаемой Российской армии.

4. Формирование личности кадета в корпусе решает важную задачу государственно-ценностных ориентаций молодежи, эффективного использования начальной вневойсковой подготовки для комплектования офицерского корпуса.

5. Для обеспечения высокой результативности подготовки кадет недостаточно внутренних ресурсов, необходима соответствующая государственная программа, определяющая первоочередные цели и приоритеты.

6. В условиях постоянного сокращения численности и профессионализации Вооруженных сил, характер профессиональной специализации кадет, должен включать в себя подготовку к условиям жизнедеятельности вне военной среды.

Кронштадтский морской кадетский корпус показал преимущество семилетнего обучения кадет , он в полной мере решает задачу в подготовке юношей к дальнейшему обучению в высших военно-учебных заведениях.

Начальник Кронштадтского Морского кадетского корпуса капитан 1-го ранга ДОВБЕШКО Н.В.

 

КАДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ

Суворовец Сергей Шелобанов

ДРУЗЬЯ

Мы дышим воздухом одним,

Смеемся вместе,

вместе плачем,

И каждый кажется родным,

Друзья, не можем жить иначе!

 

Что друг не бросит, не предаст,

То каждый из нас знает,

Что не один, что защищен –

Прекрасно понимает.

 

И пусть не вместе мы сейчас,

Вовеки мы едины.

Никто не смеет тронуть нас,

Ведь мы -друзья, непобедимы!

ПРЕКРАСНЫЙ МИР

Есть мир на этом белом свете,

О нём лишь знаем мы с тобой.

Давай оставим всё в секрете

Ведь этот край нам не чужой.

 

Там нет жестокости и фальши,

Тот мир прекрасен, как и ты.

Он есть сейчас, а был ли раньше?

Реальны в нём мои мечты.

 

Там детский смех и наше счастье,

Улыбки, вера и любовь,

И в этом мире нет несчастья,

И всё волшебно вновь и вновь.

 

Он мог всегда меня принять,

Жизнь в нём чудесно хороша,

И как-то странно понимать,

Что этот мир - твоя душа

 

ВЫШЛИ В МОРЕ!!!

Этого похода кадеты Кронштадтского морского кадетского корпуса, ждали несколько лет. И вот летом 2007 года, вместе с курсантами Военно­морского института на учебном корабле 1-го ранга «ПЕРЕКОП» мы отправились в дальний поход по маршруту Кронштадт – Новороссийск. Наш «ПЕРЕКОП» совершил четыре неофициальных визита в иностранные порты Португалии, Туниса, Турции и Румынии. Население и администрация этих стран встречали нас радушно и дружелюбно, они максимально способствовали приятному пребыванию на своей территории.

 Мы – молодые моряки России, чувствовали себя представителями нашей великой страны и с большим интересом знакомились с достопримечательностями стран посещения.

Столица Португалии – ЛИССАБОН предстал перед нами как восхитительная смесь европейской, латиноамериканской и арабской культур. Он поразил нас сочетанием строгости и какой­то веселой безмятежности. Тунисская БИЗЕРТА показалась нам доброй и наивной, турецкий Измир – щедрым и приятным, а румынская КОНСТАНЦА чем­то напоминала родные места (вероятно, близостью к дому).

 В походе мы проходили мимо многих других стран и нашим взорам открывались замечательные виды: датские и греческие острова, проливы Гибралтар, Босфор и Дарданеллы, мысы Европа и Бен-Секка…

 Огромное впечатление оставил Стамбул – один из красивейших и необыкновенных городов мира. Прохождение через Босфор вызывает ощущение гармонии природы и человека, земли и неба, воды и суши…

Ради того, чтобы увидеть все эти чудеса, стоило перенести суровые корабельные будни, трудные вахты, шторма, холод и зной.

Самое главное, мы познали морскую стихию, которая стала родной для моряка. Кто вышел в море однажды, тот всегда будет мечтать выйти в море снова и снова!

Вице­старшина 1 статьи Павел ЖАЛКОВСКИЙ

 

15 июня 2007 года среди кадет Кронштадтского Морского Кадетского Корпуса был проведен конкурс по приему сообщений с помощью светового семафора. Передача сообщений осуществлялась старшим на поход контр­адмиралом А.Я, Юрченко, прием, двумя кадетами, В конкурсе участвовали все 26 кадет, проходящих учебную морскую практику на борту УК «Перекоп».

Во время прохода УК «Перекоп» пролива Гибралтар победителям в торжественной обстановке были вручены грамоты, ценные подарки и торты.

С 19 по 21 июня 2007 года УК «Перекоп» совершил неофициальный визит в порт Бизерта (республика Тунис). Этот порт в 20-х годах прошлого века стал последним прибежищем для эскадры Черноморского флота, ушедшей из Крыма под ударами Красной Армии. На христианском кладбище города, где похоронены моряки русской эскадры, кадеты Кронштадта приняли участие в церемонии отдания воинских почестей. Затем состоялось посещение храма Святого Александра Невского, построенного на деньги русских моряков, где мы познакомились с хранительницей храма А.А. Ширинской, дочерью русского офицера. Сотрудниками российского посольства для нас были организованы автобусные экскурсии в города Карфаген, Сиди­Бу­Саид и в столицу государства – город Тунис.

24 июня, на переходе в турецкий порт Измир кадеты приняли участие в учении по спасению выпавшего за борт человека, в ходе которого показали высокую морскую выучку. 25 июня 2007 года во время стоянки на якоре в Эгейском море командование похода провело шлюпочные гонки, на которых команда КМКК вышла в финал и заняла 5-е место.

С 27 по 30 июня 2007 года УК «Перекоп» совершил неофициальный визит в турецкий порт Измир, в ходе которого кадеты ознакомились с местными достопримечательностями и посетили музеи города.

30 июня 2007 года с выходом УК «Перекоп» из порта Измир началась подготовка к проведению торжественного ритуала отдания воинских почестей погибшим морякам Средиземноморской эскадры в Чесменском сражении. В назначенное время все участники похода были построены по большому сбору, заместитель командира похода по воспитательной работе довел информацию о героическом сражении российских моряков с турецкой эскадрой 24 июня 1770 года в Хиосском проливе и полном ее уничтожении в Чесменской бухте 26 июня 1770 года. Прозвучала команда: «Для отдания воинских почестей на флаг смирно! Флаг приспустить, головные уборы снять! Венок на воду возложить!». Оркестр исполнил Гимн РФ, корабельный артиллерийский расчет произвел салют тремя выстрелами. Этот прекрасный ритуал воспитывает у моряков любовь к Родине, кораблю, флагу, героизм и мужество, качества, необходимые в достижении победы над врагом.

С 03 по 07 июля 2007 года УК «Перекоп» совершил неофициальный визит в порт Констанца (Румыния). В ходе визига кадеты посетили академию ВМС Румынии, где им представили презентацию по организации, учебному процессу, прохождению практики на учебных кораблях, а затем показали учебные аудитории, тренажеры, лаборатории, спортивную базу. В течение двух дней – 4 и 5 июля – на базе академии ВМС Румынии проходили спортивные соревнования между курсантами и кадетами двух стран, на которых кадеты Кронштадта показали хорошие результаты.

7 июля наш корабль вышел из гостеприимной Констанцы и взял курс на Родину – в порт Новороссийск, откуда нам предстояло поездом возвращаться в Кронштадт. В период возвращения корабля в базу основное было сосредоточено на тщательном закреплении полученных навыков морской практики, получению зачетов по изучаемым в море дисциплинам. Кадеты сдали итоговый экзамен по морской практики на «хорошо» и «отлично».

Капитан З ранга - Краснобаев А.Ю.
 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ

На чем базируется воспитание кадет в Морском кадетском корпусе?

Прежде всего, на общечеловеческих ценностях, на традициях Российского военно-морского флота, на основе достижений отечественной педагогики.

 Решение задач патриотического, воинского, правового, нравственного, физического и эстетического воспитания организовано на основе комплексного подхода к этому, причем воспитание реализуется в процессе повседневной жизни кадет, в совместной учебной и других видов деятельности обучаемых и обучающих – всех участников образовательного процесса. Эффективность воспитания достигается обеспечением образцового внутреннего порядка, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни, быта и досуга кадет, всесторонним информационным обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к кадетам с уважением их личного достоинства.

 Основная форма воспитательного процесса – это систематическая и целенаправленная индивидуальная работа с каждым кадетом, центром которой является учебная рота. А участвуют в этом процессе все должностные лица, начиная от младших командиров – кадет, до начальника Корпуса. В целях расширения воспитательного пространства идет взаимодействие с другими военными и гражданскими учреждениями, расположенными на территории Санкт-Петербурга и особенно Кронштадта. Большую помощь в культурном воспитании кадет оказывают Кронштадтский Дом офицеров, Матросский клуб, ДК имени Мартынова, филиал Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость».

 В Корпусе проводятся конкурсы, викторины, встречи команд КВН, тематические кинопросмотры, встречи с интересными людьми. В выходные дни кадеты выезжают на экскурсии по историческим местам Кронштадта и Санкт-Петербурга, посещают музеи, выставочные залы и театры.

 Ежегодно проводятся весенние и осенние кадетские балы реконструкции в стиле старых балов 18 – 19 веков. Инициативная группа кадет и заведующая клубом Корпуса Людмила Свириденко в организации таких балов взаимодействует с краеведческим клубом «Стрельна». Кадеты очень довольны участием в таких балах, где они не только танцуют, но и получают практические навыки этикета, внимания, уважения к женщине, навыки красоты общения. Наши кадеты в этом году выезжали в Москву, где также с успехом участвовали в кадетском бале.

В Корпусе постоянно работает кадетская художественная самодеятельность, представители которой участвуют в праздничных концертах и смотрах. Гордостью Корпуса стал вокальный коллектив «Кадеты Кронштадта» (художественный руководитель Н.Юхтина) – многократный лауреат конкурсов и фестивалей морской и патриотической песни.

Большую роль в жизни корпуса играют шефские связи с Международным благотворительным фондом «Константиновский», с фондом «Наша инициатива», ЦКБ «Рубин», БММ «Малахит», предприятием «Адмиралтейские верфи», Водоканалом Санкт-Петербурга, что позволяет реализовать многие проблемы социального, материального и культурно­эстетического характера.

 «Рубин» и «Малахит» помогли создать в Корпусе музейные экспозиции, прививающие кадетам любовь к героической профессии моряка-подводника, интерес к кораблестроению, чувство гордости за достижения Отечества.

В коридорах рот и учебного корпуса, в комнатах досуга размещены картины художников, причем превалирует морская тематика.

 Хорошее творческое партнерство в интересах воспитания кадет достигнуто с Региональным общественным объединением « Петербургские кадеты», возглавляемым Верой Гуревич.

 Воспитательная работа с кадетами позволяет привить им необходимые профессиональные качества военного моряка, подготовить достойных граждан своего Отечества.

 Капитан 2-го ранга В.ПЕТРОВ


Я – МОЛОДОЙ НАЧМЕД

 

Старший лейтенант мед. службы Виталий КОНИЩЕВ  служит в этой должности всего 4 месяца. Он окончил интернатуру Военно­медицинской академии, эрудит, отлично воспитан, имеет  задатки педагога, любит детей.

В медицинской части тепло, светло и уютно, имеется необходимое оборудование кабинетов, медикаменты.

Начмед рассказывает:

"В целом, я доволен работой в Морском кадетском корпусе. Конечно, одна из главных трудностей – это разновозрастный состав кадет от пятого до одиннадцатого класса. Я хирург, но здесь приходится выполнять работу и по другим медицинским специальностям – терапевта, педиатра и даже психолога (хотя имеются врачи – специалисты и целая группа психологов).

 Кадеты – это дети в военно-морской форме и нельзя с ними обращаться как с взрослыми матросами, нельзя подменять строгость откровенной грубостью, что еще случается в кадетских учреждениях. Правда, иногда эти дети злоупотребляют своим положением и тогда приходится быть более строгим, требовать как с матросов. Но они тогда стараются напомнить, что они – дети!

Считаю, что подход к каждому кадету должен быть дифференцированным, в зависимости от возраста, жизненного опыта, воспитанности. К сожалению, наши воспитатели не всегда понимают это и переносят на детей флотский опыт работы с матросами, забывая, что их методы могут быть неправильно использованы будущими офицерами после выпуска на флот.

 У меня в кабинете висит плакат с высказыванием Н.П.ГУНДОБИНА

«Не каждому дано совершить великое дело, но каждый может и должен принести посильную помощь и облегчить страдания детей» (1901 год).

Этими словами мы и стараемся руководствоваться."


В СТОЛОВОЙ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

рассказывают заведующая столовой и заведующая производством. 

Корреспондент «ПК»: у Вас очень большая столовая и очень много кадет четыре раза в день питаются здесь. Почти все, с кем мы говорили, считают, что кормят хорошо – вкусно и нормально по количеству. Да и когда посмотришь на ребят первого и последнего курса, то очевидно, что за семь лет они превращаются в настоящих богатырей. Это ведь и Ваша работа?

– В общем, питаются кадеты хорошо: на завтрак получают обычно каши, сыр, колбасу, масло, фрукты. На второй завтрак –молочные продукты, выпечка…

Обед – салаты, винегрет, селедка,.. супы грибной, гороховый, фасолевый, борщ (дети особенно любят борщ), солянку…

На второе, чаще всего мясо тушеное, жаркое, азу, котлеты… гарниры – картошка, рис, макароны, греча (больше всего дети любят картофельное пюре). На десерт обычно даем компоты из сухофруктов, кисели, каждый день –фруктовые соки – яблочный, нектарино, ассорти…

На ужин чаще всего рыба (горбуша, сайда, хек, минтай)– жареная, по-польски, котлеты…

«ПК»: что дети больше всего любят есть?

– Сладкое! Готовы начинать обед со сладкого! Фрукты, выпечку, колбасу, курицу, сосиски, сардельки…

Продукты мы получаем из комбината социального питания. Качество обычно высокое, мы имеем право замены продуктов.

Появляются проблемы, цены на продукты растут , необходимо больше средств на питание хотя бы на одну треть. Однако, внушает тревогу то обстоятельство, что с января будущего года сокращается финансирование корпуса со стороны органов народного образования. Это может отразиться и на питании детей, если только Министерство обороны не восполнит сокращаемые средства.

«ПК»: насколько вы довольны поведением ребят в столовой?

 – в целом, ребята под контролем старших ведут себя хорошо, но ведь разные мальчишки бывают, шумят иногда… А в общем, дети воспитанные, воспитатели учат их пользоваться столовыми приборами, которые мы накрываем полностью: ножи, вилки, ложки, салфетки…


 

Праздники юности и красоты

Первый за последние сто лет кадетский бал в Москве был приурочен к 65-летию битвы под Москвой. Кадетские балы в Кронштадте – это уже традиция. Шестой год кронштадтские кадеты имеют уникальную возможность приобщиться к бальной культуре дореволюционной России. В пору весеннего цветения и золотой осени, когда город морской славы особенно красив, культурная жизнь Кронштадта расцветает праздниками торжества юности, красоты и высокого вкуса.

13 октября 2007 года в большом зале Дома Офицеров Кронштадтского гарнизона — Кронштадтского Морского Собрания были зажжены все свечи по случаю проведения традиционного исторического осеннего кадетского бала – реконструкции балов 19 века.

А место проведения – Кронштадт – выбрано не случайно. Ещё при императрице Екатерине Великой в Итальянском дворце четверть века располагалось старейшее учебное заведение Российского Флота – Морской шляхетский корпус. Известно своими балами и Кронштадтское Морское Собрание.

При слове «бал» в воображении возникает торжественное шествие полонеза, легко и изящно кружащиеся в вальсе пары, озорная полька-тройка или искрометный галоп. Хореографическое искусство в Кронштадтском морском кадетском корпусе не преподаётся, а возможность получить дополнительное образование в кружках и студиях района используют немногие. Очень «ненадёжны» кадеты, как говорится, «нынче здесь, завтра там». А добиться высоких результатов можно лишь благодаря регулярным репетициям. Поэтому кадетские балы имеют огромное значение для Кронштадтского морского кадетского корпуса, который пока не имеет своего клуба. Большим «плюсом» бала является и то, что в нём могут принять участие сразу 80 кадет или воспитанников, а только за два осенних бала обучение пройдет почти треть обучающихся в КМКК. Бальные танцы предполагают обязательное присутствие двух начал – мужского и женского. Но в КМКК обучаются одни мальчики. Где найти столько девочек, да ещё и в костюмах 19 века? Здесь на помощь кадетам приходят верные друзья и партнеры, а точнее, партнёрши – барышни, как принято их называть на балах – воспитанницы краеведческого клуба «Стрельна» и их бессменный руководитель – педагог дополнительного образования Екатерина Даниловна Юхнёва. Эта добрая фея, более десяти лет превращая обыкновенную жизнь детей в сказку, поистине творит чудеса, в игровой форме знакомя молодое поколение с серьезными понятиями, имеющими в буквальном смысле государственное значение. Девочки в течении полутора месяцев готовятся к балу, изучают этикет, учатся носить платья с кринолинами

Разумеется, и кадеты ударить в грязь лицом не должны. С ними тоже проводятся занятия по этикету, они знакомятся с танцами и играми в свободное от занятий время Желающие пойти на бал всегда есть. Так, благодаря совместным усилиям двух сторон, получается прекрасный праздник. Руководство КМКК признательно ДТТ «Город Мастеров» за многолетнее культурное шефство над мальчишками, призванными в будущем возглавить офицерский корпус Военно­Морского Флота России

Отличительной особенностью нескольких последних балов является юный возраст его участников – 10-12 лет. По словам Екатерины Даниловны, наибольший результат эмоционального воздействия на формирующуюся личность достигается, когда человек оказывается на балу в детстве, отрочестве и юности. Не удивительно, что воспитанники 1учебной роты, ученики пятых классов, написали великолепные отзывы о своем первом в жизни бале.

Андрей Садовский: «Когда мне сказали о бале, я сразу пошёл записываться. Мне очень понравились занятия по этикету и танцам. Мы танцевали полонез, фигурный вальс, польку. У нас был очень хороший учитель.

Когда мы шли на бал, я очень волновался. Я представлял себе бал, где будет много красивых барышень, и все они будут в красивых платьях, и мы будем танцевать с ними в историческом зале...

Бал начался. Меня покорила барышня, которая очень хорошо танцевала, особенно фигурный вальс. Её зовут Ксения. Я послал ей два письма, но не успел спросить номер телефона.

Когда всё закончилось, мне не хотелось уходить, ведь это был мой первый кадетский бал. От него я получил то, что ожидал, и даже больше».

Владимир Мирошниченко: «...Мы зашли в большой зал, где всё было необычно и красиво. Красивы были барышни в белых, красных и жёлтых платьях. На стенах были старинные лепные украшения. При ярком свете мне казалось, что мы танцуем во Дворце с королевами...»

Владислав Ушкин: «.. .На балу мне и моим друзьям было очень весело и интересно. Там были конкурсы и танцы. Нам гадали по цветочному календарю. Со мной в паре танцевала красивая девочка. Когда я с ней танцевал, у меня замирало сердце и кружилась голова. Мне бал очень­очень понравился, а Лиза была восхитительна. Хотелось бы вернуть этот день».

Как правило, ещё не успевает отзвучать музыка прощального вальса, мальчишки задают вопрос: «А когда будет следующий бал?». А когда у столь юного поколения в военно-морской форме такой неподдельный интерес к истории своего Отечества, традиции должны возродиться.

Заведующая клубом КМКК Людмила Ивановна Свириденко


 

РАЗМЫШЛЕНИЯ О «КАДЕТСТВЕ»

Моя многолетняя работа с кадетами, естественно вызвала повышенный интерес к телевизионному сериалу «КАДЕТСТВО», тем более, что его авторами являются суворовцы. Я смотрю все серии, постоянно беседую с суворовцами и кадетами, которым иногда удается посмотреть отдельные серии фильма. Обычно ребята оценивают сериал как интересный, но сразу начинают перечислять недостатки, которые по их мнению, имеют место. Одни говорят, что авторы все приукрасили, другие считают, что все не похоже на кадетскую жизнь.

 Попробую разобраться в своих впечатлениях. Мне действительно интересно, жду с нетерпением каждую следующую серию. Пытаюсь ответить себе на вопрос – это похоже или не похоже на жизнь в «кадетке». По привычке ищу положительного героя и… не нахожу такого «голубого» героя ни среди суворовцев, ни среди взрослых.

Пожалуй, это хорошо! Выглядит более правдиво!

Чем хороши все мальчишки? Хороши своей юностью, красотой, весельем, целеустремленностью, обостренными чувствами, первой любовью, красивой формой и умным, в общем, содержанием!

Наиболее симпатичны Трофимов, Сухомлин, Макаров, привлекают своими моральными качествами Лаверов и Синицын, постоянную добрую улыбку вызывает наивный и прямой Перепечко…

 Все это типичные герои, если пойти в любую «кадетку», можно без труда найти таких же пацанов и создать еще много таких сериалов.

В фильме показаны три курса, три года пребывания ребят в суворовском училище. Хорошо, что снимаются одни и те же ребята, которые меняются на наших глазах, растут, мужают, умнеют, взрослеют…

Но рассмотрим роль воспитателей в сериале. Сразу вызывает вопрос то обстоятельство, что в телевизионном суворовском училище совсем отсутствует заместитель начальника училища по воспитательной работе. Видимо, авторы фильма – суворовцы, считают эту должность совсем лишней и бесполезной. Хорошо, посмотрим, как же выполняют роль воспитателей остальные взрослые герои фильма?

 Начальник училища – очень милый генерал­майор Матвеев совсем мало занимается училищем, мы его видим только на совещаниях офицеров (4 – 5 человек, а где остальные?), в кратком общении с теми же офицерами, с глупыми указаниями выгнать без расследования проступка хорошего суворовца и перед строем училища сорвать у него погоны. Правда, позже Матвеев признает ошибку и приносит извинения не виновному суворовцу.

 В училище царит такая антипедагогическая атмосфера, что напрашивается главный вопрос: кем должен быть начальник кадетского образовательного учреждения – педагогом или грозным пугалом? Мой первый вывод – начальником «кадетки» должен быть широко образованный интеллигентный культурный педагог, заслуженный офицер и лучше – генерал. И отвечать он должен, прежде всего, за обучение и воспитание ребят, за обучение и воспитание офицеров и преподавателей. А не за ремонт помещений и разные хозработы, на что есть специальные заместители по этим вопросам.

 Поговорим о преподавателях. Начальник учебного отдела полковник Ноздрев показан в основном, как строгий офицер, отвечающий за порядок в училище с некоторыми совершенно чуждыми ему по рангу обязанностями. Такими, например, как «запуск» в училище на дискотеку городских девушек (о которых, впрочем, у него совершенно определенное мнение!) Совсем не заметно, чтобы он руководил работой преподавателей – выполнял свою главную задачу. А преподаватели – это чудо какое­то! Многие действующие преподаватели сочли для себя показ таких с позволения сказать, учителей, просто оскорбительным!

Хамство, грубость, глупость, унижение человеческого достоинства суворовцев, мы видим в разной форме и разной степени у преподавателей математики, литературы, физики, химии, информатики, физкультуры…

 Надо сказать, что, если подбор на должности офицеров-воспитателей в кадетские учреждения иногда идет по пути солдафонства, то учителями «кадеток» являются, в основном, достойные люди, многие из которых удостоены высоких почетных званий и наград.

Непонятно, где увидели авторы сериала прообразы таких своих героев и за что они так мстят кому-то, показывая смешных и явно неприятных учителей своего суворовского училища.

 Но особенно возмущают образы офицеров-воспитателей училища. Не хочется совершенно говорить о подполковнике Ротмистрове – откровенном военном хулигане и даже преступнике, которого, видите ли назначили на должность командира роты суворовцев только потому, что у других, более приличных офицеров, были не снятые взыскания.

Подполковник Василюк сначала вызывал по отношению к себе симпатии телезрителей. Но постепенно в нем проявлялись такие отвратительные качества, как трусость, грубость, приспособленчество.

Вместе со старшиной – старшим прапорщиком Канторовым («философом»), они создали во взводе обстановку бескультурья, грубости, грубых нарушений дисциплины и порядка. Требования мыть руки перед едой и выходы суворовцев в парадной форме подметать двор (как они это карикатурно делают!!!) не обеспечивают порядок. Но особенно возмущают коллективные наказания: пробежки, уборка, лишение увольнения и даже посещения училищной дискотеки, незаконные сборы денег якобы на ротные нужды и пр.

Процветает обман суворовцев и друг друга, полковник Ноздрев дает отличный рецепт бессовестно и безнаказанно обманывать – «надо просто держать фигу в кармане» и все будет в порядке...

Сериал «Кадетство» показал, что обучение и воспитание ребят в кадетских учреждениях нуждается в серьезных реформах. Прежде всего, надо решить главный вопрос, как надо учить и воспитывать мальчишек 14 – 17 лет: как детей или как солдат и матросов? В одной из статей газеты «Петербургское кадетство» Нина Скорнякова – педагог с очень большим стажем, бывший многолетний директор средней школы, считает, что здесь двух мнений быть не может. Конечно, как детей!

А это значит, что на первый план в довузовской военной подготовке кадет должна выйти педагогика, а не открытое солдафонство.

 Я знаю многих офицеров – воспитателей кадеток. Как правило, это заслуженные люди с большим жизненным и командным опытом. Но для работы с детьми этого мало. Для начала, надо организовать годичные педагогические курсы для офицеров-воспитателей и найти возможность укрепить кадры руководителей воспитательной работы. Наверное, будет полезно ввести штатные должности заместителей командиров рот по воспитательной работе, приблизив вопросы воспитания непосредственно к кадетам и оказав этим помощь командирам рот и взводов. Я слышал, что такой опыт уже есть.

Борис Александров


 

«Я – Kaдeт»

Кронштадтский морской кадетский корпус... Такое название носит учебное заведение, где я учусь вот уже без малого четыре года. Учусь и ниву я здесь, может, и не всегда завидно, но все же и не жалко. Ведь я стремился к этому и достиг своей цели...

С раннего детства любил я смотреть Фильмы, а затем и читать книги о жизни кадет, гардемарин, моряков, флотоводцев... Увидел в этом что­то романтическое, загадочное... Далекие страны, неповторимые приключения, незабываемые путешествия...  Это притягивало меня, завораживало, увлекало ...

Одной из первых книг, которая меня заинтересовала, был роман Сорокиной «Трое из Навигацкой школы». Затем я увидел Фильм «Гардемарины, вперед!», и песня из этого Фильма навсегда врезалась в мои память. Герои картины научили меня многому.  Теперь я уже не из книг узнал о чести, отваге, чувстве товарищества и долга гардемарин.  И увидел какое­то совершенство в них.  «Стремись к совершенству во всем!», – писал когда­то лорд ЧестерФилд. Так же и я захотел стать, конечно, не во всем, но хоть в чем­то совершенным...

Таким образом, я окончательно решил для себя поступить в кадетский корпус, и я поступил, несмотря на некоторые трудности, возникшие на пути.

Несомненно, для меня много значит то, что корпус этот находится не где­то, а в Санкт-Петербурге  –  колыбели всех кадетских корпусов и военно-морского флота России. Но, мне важно даже и не это обстоятельство, а то, что Петербург – это культурная столица нашей страны с трехсотлетней историей.  Внешний облик, архитектура города не сравнится ни с каким любым другим городом мира.  Город, который привлекает к себе миллионы людей.  Город, словно сказка, существующая на Земле!...  И то, что я — житель этого города, очень и очень радует меня.

И кстати, что самое интересное, значение нахождения корпуса, где я учусь, в Санкт-Петербурге я осознал лишь недавно, а не с самого начала, когда у меня возникло желание поступить сюда.

Вообще, кадетский корпус в моем представлении – это нечто большее, чем просто средство для поступления в вуз, нечто более сильное, чем путь к профессии военного.  По­моему, кадетский корпус должен быть очагом дружбы, товарищества, взаимопонимания, преданности, чести и гуманизма. В нем не должно и не может быть низких потолков, образованных враждой и завистью. от которых приходится нагибаться; грязных стен, о которые можно испачкаться; глупых предрассудков, осложняющих жизнь... Никакого подразделения на святое и грешное, одна правда. Никакого лицемерия и наигранности, все естественно... Ничего того, что мешало бы дышать свободно.

И большинство кадет – это всегда добрые друзья и товарищи, люди, понимающие и сопереживающие. А кодекс их чести состоит из мудрых изречений: один за всех и все за одного; жизнь – Родине, душу – Богу, честь – никому; как хочешь чтобы относились к тебе, так и ты относись к другим; сильный всегда помогает слабому. Да и жизни кадеты зачастую обучены больше, чем их сверстники из обычных школ, сталкиваются с препятствиями не так часто, как мы.

Я – кадет. И как бы окружающие сейчас это не воспринимали: с одобрением ли, с завистью, с усмешкой или с отвращением, я всегда буду произносить эту фразу с гордостью и без каких­либо стеснений.

Может быть, я не стану в будущем командующим флотом, да и наверное, не это главное. В первую очередь, мне бы хотелось стать настоящим моряком, то есть профессионалом в своем деле, чтобы моя работа была интересна и полезна людям. 

Кадет Павел Коптяев

 

Поле чисто… Прекрасна природа.

Так чудесна Русь золотая!

Только братские эти могилы,

Только птиц перелетных стая…

 

Как прекрасно русское поле!

Как роса на траве серебрится!

Только танков сгоревших каркасы,

Автоматные эти гильзы…

 

А березка, что встала над речкой,

Мне зеркальным своим отраженьем

Вдруг напомнила парня, что в поле

Был убит в том далеком сраженье

Голубые глаза смотрят в небо.

Ну зачем же его убили?

Не поют почему-то здесь птицы –

Видно, тоже войну не забыли.

 

И не вьют они здесь свои гнезда –

Слишком много пролито крови.

А природа прекрасна. Но сердце

Все сжимается памятью боли.

 

На рассвете солнце восходит,

Ярко-желтых лучей праздник.

Только жизнь оно нам подарит?

Вот узнать бы, что буду счастлив.

... Мы стоим и не смотрим в небо.

Мы боимся и даже трепещем.

Что поможет нам, грешным,

На поле, если надо, в бою рукопашном?

 

Что мы скажем на небе — там правда

Как найти нам ее в оправданье?

Кто рассудит? Кто взвесит? Оценит,

Оправдает все наши желанья?

 

Мы стоим. Нас немного. Не смотрим

В небо. А солнце проснулось.

Впереди автоматов дула –

Память прошлого в сердце вернулась…

 

 

Кадет Шемчук Олег

Май 2005 г.

 


Зенит – чемпион!

Петербург отпраздновал большую спортивную победу. Футбольный клуб «Зенит» впервые после 23-летнего перерыва завоевал золотые медали в чемпионате страны по футболу.    

В аэропорту «Пулково» петербургскую команду встречали губернатор В.И. Матвиенко, глава «Газпрома» А.Б. Миллер, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.А. Тюльпанов.

 В.И. Матвиенко тепло поздравила чемпионов с заслуженной победой. «Вы совершили настоящий спортивный подвиг. Вы герои. Вы подарили Петербургу праздник. Весь город следил сегодня за вашей игрой. Вы лучшая футбольная команда России. Вы совершили невозможное, вы победили! Петербуржцы верили в вас, в ваш успех и в вашу победу», – сказала губернатор.

Особые слова В.И. Матвиенко сказала болельщикам: «Вы самые преданные, самые верные болельщики. Вы всегда были с любимой командой. Вы тоже победители. Зенит-чемпион»

На стадионе «Петровский» в честь победы «Зенита» состоялся грандиозный спортивный праздник. Зенитовцев и болельщиков приветствовала В.И. Матвиенко. Она сказала, что «Зенит» сражался геройски и победил. В.И. Матвиенко отметила большой вклад в победу петербургских футболистов главного тренера ФК «Зенит» Дика Адвокаата, Президента клуба Сергея Фурсенко, генерального спонсора – компанию «Газпром» и его руководителя А.Б. Миллера.

 

КАДЕТЫ ЛЮБЯТ СВОЙ «ЗЕНИТ»

В сентябре 2007 года состоялась традиционная встреча воспитанников Кронштадтского морского кадетского корпуса с футболистами любимого питерского клуба.

 Ветераны «ЗЕНИТА» — Алексей Стрепетов, Николай Ларионов, Петр Тресков и игроки зенитовского дубля подарили морским кадетам от имени клуба 28 футболь­ных мячей, футболки и сувенирную продукцию клуба «ЗЕНИТ». Лучшим футболистам – кадетам были вручены памятные призы. После официальной части зенитовцы долго раздавали ребятам автографы.

 

Воспитанники КМКК встретились с футболистами «Зенита»

Как сообщает официальный сайт ФК «Зенит», в Кронштадтском морском кадетском корпусе (КМКК) состоялась традиционная встреча воспитанников корпуса с футболистами питерского клуба. В этот раз погодные условия помешали провести на поле Корпуса мастер-класс, однако общение ребят с зенитовцами не стало от этого менее теплым. «Зенит» представляли старший тренер дубля Алексей Стрепетов, чемпион СССР — 1984 Николай Ларионов, председатель Совета ветеранов ФК «Зенит» Петр Алексеевич Тресков и игроки зенитовского дубля. «Зенит» передал КМКК 28 футбольных мячей, а также футболки и сувенирную продукцию ФК «Зенит». Лучшим игрокам футбольной команды КМКК были вручены памятные призы. После официальной части зенитовцы более часа раздавали ребятам автографы.


 

ПОДАРОК ГОРОДА СУВОРОВЦАМ

14 ноября в Санкт-Петербургском суворовском военном училище состоялось открытие нового спортивного комплекса. Это подарок города будущим защитникам Отечества. В церемонии открытия приняла участие губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко. Она отметила, что городское правительство выполнило свое обещание, которое было дано суворовцам после их победы на слете кадетских корпусов, – найти средства и в кратчайшие сроки построить современный тренировочный комплекс.

В училище не было стадиона, теперь здесь появился спортивный городок с футбольным полем, беговыми дорожками, баскетбольной и волейбольной площадками, тренажерами. И это не разовая акция помощи города суворовцам. На средства городского бюджета был отремонтирован бассейн, приведена в порядок территория, отреставрированы Мальтийская капелла и орган.

«В нашем прославленном Суворовском училище воспитывается элита российской армии. Суворовцы должны иметь идеальные условия для образования, занятий физической культурой и спортом», – сказала губернатор. В. И. Матвиенко подчеркнула, что городское правительство уделяет много внимания поддержке физической культуры: «Мы уже открыли в Петербурге 100 школьных и дворовых стадионов европейского уровня с всепогодным покрытием. В будущем году откроем еще 100 стадионов. Мы все делаем для того, чтобы занятия спортом стали нашей городской, национальной идеей».

Для справки. На реконструкцию спортивного открытого городка Санкт-Петербургского суворовского военного училища из резервного фонда Правительства Санкт-Петербурга было выделено 6 млн. 224 тыс. руб. На эти средства выполнены устройство основания спортивной площадки, укладка искусственной травы. Высота ворса травы – 2 см, для выравнивания и укрепления покрытие просыпано кварцевым песком.

Выполнены работы по покрытию беговых дорожек и баскетбольной площадки резиновой крошкой типа «Мастер­файбер». Установлены баскетбольные стойки. Проведено благоустройство прилегающей территории. Установлено спортивное гимнастическое оборудование: брусья, скамья для укрепления пресса, турники, скамейки для жимов и пр.

Установлены зрительские трибуны на 60 мест с навесным козырьком.



Послесловие.

 

Господину КЛИМОВУ и другим

Поскольку Вы публично усомнились в моем праве принадлежать к кадетству, сообщаю:

1. В 1940-1941 г. учился в 9 классе 8-й ленинградской спецартшколы,  с 3 июля по 27 декабря 1941 г. вместе с другими спецшкольниками – доброволец на Ленинградском фронте (270 и 247 ОАПБ). Тяжело контужен.

2. В 1942 г. окончил 4-ю московскую спецартшколу в г.Бийске

3. С 1999 г. до 14 ноября 2007 г. член Совета Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев и кадет.

4. Учредитель и председатель жюри пяти российских литературных конкурсов суворовцев, нахимовцев и кадет (участвовали 17 училищ и корпусов)

5. С 1999 года по настоящее время – заместитель председателя, и.о.председателя Совета попечителей Санкт-Петербургского суворовского военного училища.

6. С 1998 года до наст. времени – спонсор, организатор, лектор и участник цикла симфонических концертов популярной классической музыки в Суворовском, Нахимовском училищах и КРАКе.

7. Спонсор премий для суворовцев-отличников и социальных стипендий для сирот.

8. С декабря 2006 года по наст.время – учредитель, спонсор и главный редактор  независимой городской газеты «Петербургское кадетство»

9. Автор более 70 статей на кадетские темы.

10. 5 июня 2007 года ученый совет Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка избрал профессором Академии.

Подполковник в отставке Владимир Соколов-Хитрово