Электронное Кадетское письмо

№ 79. Буэнос-Айрес, май 2013 г.


Русская эмиграция и Русское зарубежье

Терминология: выражения и понятия

До начала XXI века, Русское зарубежье в большинстве случаев называли Русской эмиграцией. Однако, Русское зарубежье существовало уже и до Русской эмиграции, а также будет существовать и после неё. Русское зарубежье шире Русской эмиграции, ибо русская белая политическая эмиграция была лишь частью Русского зарубежья. В XX веке Русская белая политическая эмиграция была самой значительной частью всего Русского зарубежья и, одновременно, его ведущей частью, которая учредила большинство его современных общественных структур, инфраструктур и традиций.

Также употреблялись и продолжают употребляться еще другие два выражения, практически являющиеся синонимами предыдущих обозначений: Русская диаспора и Зарубежная Русь.

Выражение «диаспора» или «рассеяние» употребляет также и Русская Православная Церковь, в своих молитвах за «Богохранимую страну Российскую и за верных чад ея, в Отечестве и в рассеянии сущих». Вообще это слово употребляется и в других странах и языках. Например, в Греции существует Министерство диаспоры и парламентские комитеты, занимающиеся проблемами диаспоры. В Сербии до недавнего времени тоже существовало Министерство диаспоры.

Термин «Зарубежная Русь» выражает более глубокий мировоззренческий смысл. Исторически, Русь всегда была соборной совокупностью всех её живых органических частей, независимо от её временных структур и тех или иных временных границ. В самом начале, существовали три Руси: Новгородская Русь, Киевская Русь и Тьмутараканская Русь. «Таким образом, древняя Русь оказывается построенной на трёх сваях, вбитых одна в Приильменье, другая в Приднепровье и третья в Надъазовье». (Проф. К, И, Зайцев, Киевская Русь, Шанехай 1949). Затем возникла Суздальская Русь, вскоре ставшая Московской Русью. После первого расчленения Руси, в результате татарского ига, в разговорном языке возникло выражение Белая Русь (т. е. «Свободная Русь»). Затем, в костантинопольской патриаршей канцелярии возникли выражения Малая Русь (т. е. «Коренная Русь») и Великая Русь (по аналогии с «Великой Грецией», как назывались древние греческие поселения в Италии и Сицилии).

Титулы верховных возглавителей нашего Государства и нашей Церкви всегда добавляли к имени очередной столицы также и уточнение «и всея Руси», а иногда и перечисляли эти предыдущие столицы: Великий князь Московский, Владимирский, Киевский и. т. д. Наконец, в прошлом веке возникла и Зарубежная Русь, в результате Катастрофы 1917 года.

Таким образом, можно считать, что все эти выражения «Русская диаспора», «Зарубежная Русь» и «Русское зарубежье», являются в значительной мере синонимами, в то время, как выражение «Русская эмиграция» имеет более специфическое и более узкое значение.

 

Учредители Русской эмиграции

Началом Русской Белой эмиграции принято считать 22 ноября 1920 года, день высадки на полуострове Галлиполи, южнее Константинополя, частей Русской Армии, под верховным командованием генерала П. Н. Врангеля, эвакуировавшихся с Юга России, после трёх лет гражданской войны. Чины этой Армии и их семьи образовали Русскую белую эмиграцию.

Со временем, чины этой Армии были приняты в разные страны (Францию, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, Болгарию, Чехословакию и т. д.), и таким образом эта Армия была де-факто расформирована. В результате, 1 сентября 1924 года, приказом генерала П.Н.Врангеля № 35, был основан Русский Обще-Воинский Союз (РОВС), чтобы «дать возможность Армии продолжить свое существование... в виде воинского союза». Генерал Врангель уточнил этот приказ своим секретным предписанием номер 678, от 11 сентября 1924 года: «Никаких других целей образование Русского Обще-Воинского Союза не преследует».

Значит, самим основателем РОВСа было с самого же начала ясно и недвусмысленно указано, что РОВС является объединением чинов (офицеров, унтер-офицеров и рядовых) Русской Армии, как официально называлась, по приказу генерала Врангеля, Русская Белая Добровольческая Армия в последний период Гражданской войны. Значит, членами РОВСа не могли быть люди, не состоявшие в рядах Русской Императорской и Русской Белой армий. Таким образом, в самом акте создания РОВСа были указаны его границы и временные пределы его существования: в него могли входить исключительно определенные лица, принявшие участие в определенных исторических событиях, и его существование с самого начала было ограничено во времени физическим существованием этих лиц.

На XII Кадетском Съезде, состоявшемся в 1990 году в Сан-Франциско, тогдашний председатель РОВСа и участник этого Съезда, поручик В. Гранитов, предложил Съезду продолжить во времени существование РОВСа, и для этого считать, что все Кадетские Объединения русских зарубежных кадет автоматически состоят в РОВСе. Однако, XII Кадетский Съезд тогда постановил, что нужно лишь продолжать сотрудничество с РОВСом и приветствовать вхождение кадет в индивидуальном порядке в РОВС, согласно его Уставу. Так, последним председателем РОВСа был зарубежный кадет В. Вишневский, который, перед своей смертью, приказал закрыть РОВС, предварительно посоветовавшись с представителями всех Кадетских Объединений, собравшихся на XVII Кадетский Съезд, состоявшийся в начале сентября 2000 года, в Канаде. Затем, следующий XVIII Кадетский Съезд, состоявшийся в 2004 году, тоже в Канаде, подтвердил это в 12-ом пункте своей Резолюции, указав, что «все организации называющие себя безоговорочно «РОВСом», делают это незаконно».

За три дня до высадки частей Русской Армии на полуострове Галлиполи была образована «Русская Православная Церковь Заграницей». 19 ноября 1920 года, на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович», перед Константинополем, состоялось первое заграничное заседание «Временного Высшего Церковного Управления Юго-Востока России», которое в декабре того же года было преобразовано в «Высшее Русское Церковное Управление за границей», а затем в «Русскую Православную Церковь Заграницей».

Таким образом, можно сказать, что историческими учредителями Русской эмиграции были Русская Церковь и Русское Воинство. Следовательно, с их дальнейшей судьбой также связана и судьба самой Эмиграции.

 

Историческая судьба Русской эмиграции

Если начало Русской Белой эмиграции можно условно обозначить точными календарными датами, её символический конец сегодня еще трудно уточнить подобным же образом. Многие считают, что формальное закрытие Русского Общевоинского Союза, символически приуроченное к Дмитриевской субботе 4 ноября 2000-го года, является такой символической датой. В таком случае получается, что Русская Белая эмиграция символически просуществовала ровно 80 лет (без 18 дней!), и закончилась в 2000 году, в день Казанской иконы Божией Матери, сегодня День Единения. В таком случае, получается, что Русская эмиграция просуществовала десять лет дольше, чем вызвавший её семидесятилетний коммунистический режим в России. В связи с этим небезинтересно отметить, что такой семидесятилетний срок упоминается уже в Ветхом Завете: «И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет». (Пророка Иеремии, 25, 11). Однако, к Русской эмиграции нельзя применять абсолютных категорических утверждений, ибо она является несомненно значительным сложным историческим явлением, к каковым применять подобные упрощающие утверждения, с научной точки зрения, неуместно.

Конечно, Русская эмиграция продолжала и продолжает остаточно существовать и после этой указанной условной даты. Всё зависит от определения самого понятия Русской эмиграции, а следовательно и от определения, кто является русским эмигрантом. В самом узком смысле слова, русскими эмигрантами были те граждане России, которые были вынуждены её покинуть во время или сразу же после Гражданской войны в России в 1917 –1922 годах. Если самым молодым сознательным эмигрантам, в момент их Исхода из Крыма в 1920 году, было, по крайней мере, 17 лет, как многим тогда русским кадетам, то сегодня они уже бы имели 110 лет! Очевидно, что такой возраст невозможен. Правда, большинство первого поколения детей Русской эмиграции, родившихся в Эмиграции до Второй Мировой войны, можно без всякого сомнения тоже причислить к Русской эмиграции, ибо они были еще воспитаны в чисто русском духе, а зачастую и в русских школах. К ним, в первую очередь, принадлежат все сегодня еще оставшиеся в живых русские зарубежные кадеты. Однако, это поколение сегодня тоже уже уходит. Правда, в Русском зарубежье есть внуки и правнуки белых эмигрантов, но большинство из них будет правильнее причислять к Русской диаспоре, а не к Русской эмиграции. А к Русскому зарубежью мы принадлежим все.

Одновременно, никак нельзя обойти молчанием одно важно политическое и юридическое обстоятельство. Все русские эмигранты и все их потомки были незаконно навечно лишены в 1921 году (т. е. еще во время Гражданской войны, до создания СССР!), революционными, неконституционными органами одной из сторон в этой Гражданской войне, своего российского гражданства, хотя все они продолжали быть русскими. Таким образом, получается, что их «эмигрантский статус» тогда был объявлен «вечным».

Правда, этот революционный, неконституционный и незаконный акт был автоматически аннулирован на территории РФ вступлением в силу в 1994 году её Конституции, статья 6, пункт 3 этой которой гласит: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Кроме того, Статья 15 этой Конституции, в пункте 4, указывает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Всеобщая декларация прав человека ООН определяет в статье 15: «1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.»

Значит, распоряжение «Совнаркома» от 15 декабря 1921 года (т. е. до образования СССР!), о лишении русских эмигрантов и их потомков российского гражданства, с 1994 года ipso facto недействительно на территории РФ, ибо оно несовместимо с её Конституцией.

Однако, эта юридическая недействительность глобального лишения навечно российского гражданства всех русских эмигрантов и всех их потомков, до сих пор еще никем не была подтверждена и политически. Пока этого не произойдёт, теоретически можно считать, что русская эмиграция теоретически продолжается.

 

Исторические перспективы

Довольно часто можно слышать упрёки, что Русская эмиграция никогда не сумела создать своего центрального представительства или даже Русского правительства в эмиграции, как это часто делали другие, менее многочисленные, эмиграции. Однако нельзя забывать, что Русская эмиграция не была политической партией или группой партий, а сложной и огромной (миллионной!) частью русского народа, имевшей весьма сложные культурные и бытовые структуры, не поддающиеся бюрократическим схемам.

Самым важным и значительным вкладом русской эмиграции в сохранение исторических институций русского народа была ея верность Русской Православной Церкви Заграницей, которая была создана во время Катастрофы, по личному благословению Святейшего Патриарха Тихона. Большая группа титулярных канонических епископов Русской Православной Церкви, во главе с Митрополитом Антонием, первым кандидатом на Московский патриарший трон, получившим наибольшее количество голосов на Соборе 1918 года, тогда образовала соборно эту свободную часть РПЦ. После смерти её первого возглавителя, её возглавил Митрополит Анастасий, бывший секретарь Поместного Собора РПЦ в 1918 году. В её среде были выдающиеся иерархи Русской Православной Церкви, обладавшие вселенским авторитетом. Большой силой этой свободной части РПЦ был её поистине соборный строй, впервые возрожденный в таком размахе после первых веков Христианства. Сегодня нельзя забывать, что РПЦ Заграницей тогда была канонически признана всеми Православными Поместными Церквями, и в первую очередь братской Сербской Православной Церковью. РПЦЗ создала форпосты Православия и построила десятки  и десятки православных храмов во всей вселенной.

Верность подавляющего большинства Русской эмиграции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) выражалась не только в уважении к церковным указаниям, праздникам и постам, но и в личном уважении её иерархов. Второго Первоиерарха РПЦЗ, Митрополита Анастасия, аскета, мыслителя, педагога и выдающегося организатора, многие даже считали «Вождём Русской эмиграции».

Другим несомненным успехом Русской эмиграции было продолжение свободного культурного творчества многих и многих русских людей в изгнании, на всех поприщах. Кроме того, в большинстве случаев это творчество удалось опубликовать, так что оно сохранилось для России, несмотря на то, что сами авторы не дожили до возвращения их трудов на Родину.

В начале двадцатых годов, в Германии издавалось ежегодно больше трудов на русском языке, чем на немецком. В Аргентине, в ХХ веке было издано свыше 300 разных книг на русском языке, а число выходивших в Аргентине в ХХ веке периодических органов печати превысило семь десятков. Вообще, нельзя забывать чрезвычайно высокий вклад Русской эмиграции во вселенскую культуру всего мира. В этом отношении Русская эмиграция продолжила более чем на полвека славный двухсотлетний имперский период русской истории.

Русская эмиграция в некоторых странах пыталась создать свои общие бытовые представительства перед местными властями. Например, в Королевстве Югославия, во многих городах русские эмигранты выбирали местного «Председателя русской колонии». В большинстве случаев это был особенно уважаемый и видный русский эмигрант. В Аргентине, кажется в 1950 году, на общем собрании русских эмигрантов, на котором присутствовало около 800 человек, был выбран председателем Русской колонии профессор Вербицкий, бывший личный врач короля Югославии Александра Первого и профессор нескольких европейских университетов. Затруднениями для работы таких представительств были, в первую очередь, отсутствие бюджета и вообще любых средств, а также и некоторая неопределённость их задач и функций. Особенно последнее обстоятельство зачастую вызывало несогласия среди некоторых активных общественных деятелей Русской эмиграции.

Однако, такое отсутствие или слабость общего бытового представительства, отнюдь не умаляло энергичную деятельность многих русских эмигрантских организаций, особенно молодёжных (например, Организации Российских Юных Разведчиков) и артистических (например, хоровых и театральных групп).

 

Русская эмиграция в Аргентине

Перед наступлением Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году, Русская эмиграция в Аргентине объединилась, чтобы достойно отметить этот великий юбилей. По инициативе Администратора РПЦЗ в Аргентине, протоиерея Владимира Скалон, было созвано «Совещание Русских Белых Организаций в Аргентине», которое, совместно с РПЦЗ, тогда организовало и провело ряд мероприятий по этому поводу, на русском и на испанском языках.

Местная аргентинская печать широко откликнулась на эти празднования Тысячелетия Крещения Руси. Особенно были отмечены три торжественных больших акта, один на русском и два на испанском языках, на каждом из которых присутствовало от 600 до 800 человек.

В «Совещание Русских Белых Организаций в Аргентине» вошли практически все тогда существовавшие в Аргентине русские эмигрантские организации, которых было одиннадцать, в том числе и Кадетское Объединение. Их перечень фигурирует на большой бронзовой доске, повешенной тогда в честь Тысячелетия в Воскресенском кафедральном соборе РПЦЗ в Буэнос-Айресе. На заседаниях этого Совещания, каковые проходили регулярно по два раза в месяц, председательствовали по очереди представители всех организаций. Автор настоящей заметки был членом этого Совещания, как представитель Кадетского Объединения. (Мне кажется, что сегодня уже нет в живых ни одного из представителей других организаций).

Сегодня, через четверть века, особенно важно отметить два момента в тогдашних настроениях: Во-первых, все предчувствовали, что неумолимо наступает конец «семидесяти годам», но при этом все боялись, что наша страна будет расчленена, ибо для этого и была затеяна вся эти трагическая история. Во-вторых, все тогда понимали, что уже не время для расхождений, а тем паче для расколов. Тогда все члены Совещания, даже те которые многие годы не имели полного согласия между собой, примирились и соборно стремились достойно отметить Тысячелетие Крещения Руси, понимая, что наступает историческая необходимость снова, лично и общественно, подтвердить это Крещение.

Совещание Русских Белых Организаций в Аргентине продолжало существовать еще несколько лет и после юбилейного 1988 года. В 1993 году, оно выступило с официальным Заявлением о необходимости полного «восстановления политического строя России», а также «выразило мнение Русской белой политической эмиграции по вопросам внешней политики России и экономических реформ.»

В заключение, можно сказать, что на трагедию русской белой эмиграции можно смотреть из разных перспектив. Конечно, для Росии это была большая историческая трагедия, которая, в свою очередь, была результатом длинной цепи предыдущих трагедий:

гражданской войны, революции, раскола в русском обществе и неспособности русского ведущего слоя защитить Россию от тогдашней «арабской весны», которую нам в течение целого столетия подсовывал Запад. Однако, пути Господни неисповедимы. Благодаря Русской эмиграции, на Западе многие смогли увидеть и лучше познать Русскую Православную Церковь и русскую культуру. Одновременно, многие русские люди смогли увидеть Запад изнутри.

Игорь Андрушкевич

 

Верный сын России А. А. Бехтеев, † 9 марта 2013 г.

После продолжительной болезни, 9 марта 2013 года, в городе Сан-Пауло, в Бразилии, отошел ко Господу Алексей Алексеевич Бехтеев, кадет XXI выпуска Первого Русского имени великого князя Константина Константиновича кадетского корпуса.

Алексей Алексеевич родился 8 августа 1922 года в Изгнании, в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев, затем переименованном в Королевство Югославия. Его отцом был Алексей Сергеевич Бехтеев (02.02.1883 -15.07.1967), занимавший перед революциями 1917 года должность Полтавского вице-губернатора. Мать, Екатерина Константиновна Угречич-Требинская (Киев, 1900 – Сербия, 1926?), происходила из древнего русского дворянского рода, частично с сербскими корнями. По линии матери прослеживается родство почившего со св. Иоасафом Белгородским (Горленко) и с известным русским литератором и историком Н. А.Маркевичем (1804 -1860), автором 5-ти томной «Истории Малороссии», состоявшем в переписке с А. С. Пушкиным, Шевченко, а также принимавшем у себя в доме М. И. Глинку. Алексей Алексеевич был племянником известного русского поэта Сергея Бехтеева.

Алексей Алексеевич окончил в Югославии, в Белой Церкви, 28 июня 1941 года, Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича Кадетский Корпус. После окончания Второй Мировой войны он эмигрировал в Бразилию. Был женат на Татьяне Вячеславовне фон Нотбек, от брака с которой имел двух сыновей, Михаила и Алексея, ныне здравствующих.

Алексей Алексеевич Бехтеев отличался широкой эрудицией и обладал большими энциклопедическими знаниями. Он был убежденным православным русским монархистом, принимал деятельное участие в Кадетском движении, некоторое время возглавлял в Сан-Пауло, в Бразилии, Русский старческий Дом, созданный стараниями русских кадет, был активным и деятельным православным прихожанином. Покойный отличался высокими нравственными качествами, свойственными русскому человеку, патриоту своего Отечества. Последние годы он сильно недомогал, но, несмотря на это, он живо интересовался положением во всем мире и особенно в России. Он внимательно следил за кадетской жизнью в России и в Русском Зарубежье. Перед каждым кадетским съездом он звонил и подолгу говорил по телефону с делегатами из Аргентины на кадетские съезды и встречи, прося их высказать от его имени и от кадет в Бразилии ряд пожеланий.

У него всегда были на первом месте одна или две темы, на которые он особенно обращал внимание. Несколько лет подряд он настаивал на необходимости ознакомить всех русских людей, особенно в Отечестве, со светлой личностью Царя мученика, стоявшего над партиями, идеологиями и фронтами. Затем, в последние годы, он особенно просил, чтобы русские зарубежные кадеты подробно знакомили суворовцев и нахимовцев в России с отсутствием всякой этнической дискриминации в Российской Империи и в русских Императорских и Зарубежных кадетских корпусах. В наших корпусах, подчеркивал он, никогда не было никакой разницы между кадетами из Великороссии, Малороссии, Белоруссии, Осетии, Грузии, Армении и других частей Всероссийской Империи.

Вечная память верному сыну России, рабу Божию Алексею!