РУБИМ МЫ ЗДОРОВО

 

Б.Г. Романов, полковник запаса,

выпускник Казанского СВУ  (1944 – 1952 гг.)

В семнадцатом году прошлого века рубанули крепко. До основания. А затем стали создавать всё заново. В том числе и армию, и систему подготовки военных кадров. Ранее эта система предусматривала подготовку молодёжи к службе Родине с юных лет в кадетских корпусах.  Посредством этих военно-учебных заведений  Российское государство решало две задачи: во-первых, оказывало помощь в воспитании детей семьям воинов или гражданских лиц, погибших, потерявших здоровье или отличившихся при защите Отечества или на службе ему; во-вторых, давало детям, предназначенным к военной службе в офицерском звании, "общее образование и соответствующее предназначению воспитание" .

Эти же задачи необходимо было решать новой власти в годы Гражданской войны и после ее окончания. Однако новая система только зарождалась, и места в ней для учебных заведений, подобным кадетским корпусам, не было.

Но в конце концов руководство страны осознало то, что известно было еще Петру I, создавшему бомбардирскую школу при Преображенском полку: юношей, решивших стать офицерами, целесообразно готовить к этому важному шагу в их жизни еще со школьной скамьи. Так в системе Наркомпроса были созданы специальные школы - средние учебные заведения, предназначенные для подготовки юношей к поступлению в военные училища.

Артиллерийские спецшколы существовали с 1937 по 1946 год, затем в 1947 г. они были реорганизованы в артиллерийские подготовительные училища, завершившие свою историю в 1955 году. Военно-морские спецшколы и спецшколы ВВС были сформированы в 1940 году. Будущих моряков в них готовили до 1944 г., а летчиков - до 1955 года.

Учились в спецшколах 3 года, с восьмого по десятый класс. Кроме общеобразовательных дисциплин в учебные планы были включены основы военного дела, воинские уставы, строевая и физическая подготовка. Местные учащиеся жили дома, а иногородние - в общежитии. Летом в спецшколах проводился двухмесячный лагерный сбор.

 

А.С. Круковский – курсант 7-й специальной артиллерийской школы Ленинграда, 1937 г.

Жестокое время Великой Отечественной войны стало серьезным испытанием для спецшкольников первых наборов. Среди них был и Анатолий Круковский, учившийся с 1937 по 1940 год в 7-й артиллерийской спецшколе Ленинграда. Освоение выбранной военной профессии он продолжил в 3-м Ленинградском артиллерийском училище.  Полученные знания и навыки начальник разведки артиллерийского дивизиона 12-й танковой дивизии Анатолий Круковский начал применять с  июля 1941 года в тяжелых оборонительных боях на Юго-Западном фронте. 19 но­ября 1942 года он уже командовал батарей, которая у разрушенных стен Сталинграда подбила 12 фашистских танков, не потеряв ни одного красноармейца и ни одного орудия. На Курской дуге  командир дивизиона гвардии капитан Круковский в составе 97-й гвардейской дивизии участвовал в сражении под Прохоровкой. Дивизион уничтожил 17 "тигров", его командир был награжден орденом Красного Знамени. 23 августа 1943 года ему, не спавшему трое суток подряд, был отдан приказ: срочно сдать дивизион. Оказывается, поступила директива Верховного главнокомандующего отправить из каждой дивизии на учебу в тыл по одному артиллеристу, закончившему среднюю школу и артиллерийское училище, с двухгодичным опытом войны и в должности не ниже командира дивизиона. Во всей 97-й гвардейской дивизии этим требованиям соответствовал только один человек —  А. С. Круковский. А позже, 24 июня 1945 года, он удостоился чести участвовать в Параде Победы на Красной площади Москвы. В ноябре 1947 года он успешно окончил Артиллерийскую академию имени Ф. Э. Дзержинского. Но учиться не перестал —  поступил на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета. А через шесть лет после его окончания защитил докторскую диссертацию. У Анатолия Станиславовича три боевых ордена —  Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени и двадцать медалей СССР, России и других стран. А также орден Дружбы народов, который он получил в 2002 году. Этого ордена и наград других государств генерал-майор, профессор, почетный академик Российской академии ракетно-артиллерийских наук удостоился за свою нынешнюю деятельность. Он и по сей день, на 88-м году жизни,   передает свой богатый боевой опыт вместе с последними достижениями военной науки слушателям и преподавателям Михайловской военной артиллерийской академии. Сказываются спортивные навыки, полученные в 7-й артиллерийской спецшколе. Будущий артиллерист тогда не только отлично учился, но и успешно занимался боксом – был чемпионом города в своём весе.

А.С. Круковский с выпускниками суворовских училищ на встрече, посвященной 63-й годовщине Победы. Слева – подполковник М.В. Козлов – выпускник Казанского СВУ (1994 г.), награждённый медалями Суворова, Жукова и "За отвагу" за успешные действия при проведении боевых действий на Северном Кавказе, 2008 г. А.С. Круковский на встрече с кадетами Кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, 2008 г. Диплом почетного члена РАРАН А.С. Круковского.

 

В годы Великой Отечественной войны суровая необходимость заставила руководство страны опереться на патриотическое сознание народа, обратиться к славной военной истории России.  Среди массы красочных почтовых открыток, призывающих советский народ дать достойный отпор врагу, запомнилась открытка с надписью – "Рубим мы здорово, колем отчаянно. Внуки Суворова, дети Чапаева". Были учреждены государственные награды, носящие имена великих русских полководцев и флотоводцев, в армии введены погоны и воинские звания, аналогичные званиям старой русской армии. Появилась необходимость в создании учебных заведений по образцу кадетских корпусов.

За несколько дней до завершения Курской битвы, в которой отличился выпускник артиллерийской спецшколы Анатолий Круковский, 21 августа 1943 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли  Постановление №901 "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". В нём Народному комиссариату обороны (НКО)  предписывалось в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года сформировать 9 суворовских военных училищ (СВУ) "типа старых кадетских корпусов".

Цель создания суворовских училищ определялась следующим образом - "подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование". Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР предписывало Народному комиссариату обороны:

училища сформировать в пе­риод с 1 октября по 1 декабря 1943 года;

к 1 октября разработать и издать штаты и Положение о СВУ, учебные программы и планы, укомплектовать училища руководящими кадрами и постоянным составом;

к 1 октября отремонтировать отведенные училищам помещения;

к 15 сентября представить на утверждение СНК "образцы форм одежды воспитанников суворовских военных училищ".

Для руководства училищами в составе Управления военно-учебными заведениями Красной Армии разрешалось сформировать Отдел суворовских военных училищ.

Генеральный штаб Красной Армии 27 августа 1943 года издал директиву за № орг/7/13865/с, в которой были определены конкретные мероприятия по формированию СВУ и сроки их выполнения. Она предписывала "формирование училищ закончить к 20 ноября, с расчетом начать занятия 1 декабря 1943 года". Директива требовала для суворовских училищ "отобрать лучший офицерский состав, имеющий достаточный опыт в педагогической и воспитательной работе и практический стаж в командовании подразделениями и частями Красной Армии. При наличии всех этих качеств преимущество отдавать офицерам, имеющим боевой опыт".

О том, что созданию суворовских училищ руководство уделяло большое внимание, свидетельствует распоряжение начальника одного из управлений Генерального штаба генерал-лейтенанта Четверикова от 6 сентября 1943 года, предписывающее для составления сводки о ходе формирования СВУ и представления ее ГКО "донесения об этом представлять каждую пятидневку, начиная с 10 сентября с.г."

30 августа в училища был выслан штат: генерал - 1, офицеров - 49, сержантов - 31, рядовых - 13, вольнонаемных - 186 человек. Должностные оклады руководящего состава были определены в среднем на 25% выше окладов таких же должностных лиц нормальных военных училищ.

В начале сентября 1943 года военно-строительные управления фронтов и округов начали ремонт зданий, предназначенных для расквартирования СВУ, бельевые фабрики приступили к пошиву необычного для них белья и обмундирования для первых суворовцев, с центрального склада Главсанупра в адреса училищ отправили медицинское имущество. Было предусмотрено своевременное обеспечение и всем остальным имуществом, необходимым для быта и учебы будущих офицеров. Получили училища и подробную инструкцию о наборе воспитанников. Именно так называли тогда первых суворовцев - "воспитанник". И только через два года воспитанников СВУ стали называть "суворовцами".

Группа фронтовиков во генерал-майором В.В. Болозневым (в центре), прибывшая в Казань для создания суворовского училища, 12 августа 1944 г.

 

В ноябре в училища стали прибывать их первые воспитанники. Среди ребят первого набора было много сирот. Были и непосредственные участники боев, некоторые из которых имели правительственные награды.

В Харьковское СВУ в числе первых был принят Костя Кравчук, награжденный орденом Боевого Красного Знамени за спасение двух боевых знамен частей Красной Армии. В это же училище прислали Сергея Николаева. Было ему тогда 12 лет. Родителей убили гитлеровцы. Находясь в партизанском отряде, Сергей заминировал дорогу и взорвал проезжавшую по ней вражескую машину, уничтожив 25 гитлеровцев.

С медалью "За оборону Сталинграда" пришел во второй класс Харьковского СВУ Петя Сорокин. В этом городе погибли его родители, сам он по мере сил помогал защитникам Сталинграда, был ранен.

Другой защитник Сталинграда Ваня Глухов, сын старшего лейтенанта, поступил в Новочеркасское СВУ. На его груди рядом с медалью за оборону этого города поблескивала медаль "За боевые заслуги". Одиннадцатилетний Коля Мищенко стал учиться в Калининском СВУ. Его родителей немцы расстреляли в 1941 г., а Коля ушел в отряд белорусских партизан, вместе с которым перешел линию фронта. Провел в тыл врага нашу разведгруппу, за что получил медаль "За боевые заслуги". С правительственной наградой поступил в это училище и Володя Хивзер, который, сражаясь в партизанском отряде, 13 раз ходил в разведку в тыл врага. Впервые сел за парту в младшем приготовительном классе Калинин­ского СВУ Боря Меркушев. В начале войны он жил у бабушки под Ржевом, оказался в оккупации. Отец погиб, защищая Ленинград, а мать погибла при бомбежке в этом же городе. Вскоре после освобождения нашими войсками деревни, где жил мальчик, умерла его бабушка. Борю подобрали и усыновили бойцы 4-й отдельной штурмовой инженерно-саперной бригады в 1942 году. Так и шел он боевыми дорогами с саперами, пока не отправили его в ноябре 1943 г. в суворовское училище. На всю жизнь осталось в памяти полковника запаса Меркушева Бориса Ивановича, как 19 февраля 1946 года начальник училища генерал-майор Еремин перед строем товарищей вручил ему от имени Президиума Верховного Совета СССР медаль "За победу над Германией".

К 1 декабря 1943 года не все училища набрали положенное число учащихся. Остальных присылали во время учебы из действующей армии, из партизанских отрядов, из разрушенных городов и деревень, из госпиталей...

 

1 декабря во всех 11 училищах начался в торжественной обстановке учебный год. Это событие отметили в специальных статьях, репортажах местные и центральные газеты. В редак­ционной статье "Красная звезда" писала: "Суворовские военные училища - преемники лучших традиций старых кадетских корпусов. Много замечательных офицеров и генералов нашей армии начинали свой армейский путь кадетами. В одном из наставлений о кадетских корпусах сказано: "русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер - вот качества, с которыми воспитанник военно-учебных заведений должен переходить со школьной скамьи в армию...".

В течение декабря первым СВУ были вручены Боевые Знамена. А в это время в Москве была завершена разработка "Положения о Суворовских военных училищах". Несомненно, что составители этого документа, добросовестно следуя Постановлению от 21.08.43 г., основательно проштудировали "Положение о кадетских корпусах" 1886 года. Например, первая статья Положения 1886 г. гласит: "Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание". Почти полное текстуальное совпадение в Положении 1943 г.: "Суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе, дать им общее среднее образование и соответствующее их предназначению воспитание". Только вот понятие "воспитание" у Положений различное, соответствующее у каждого духу своего времени. Сравнение этих понятий - дело специального разговора. Отметим только, что "Положение о кадетских корпусах" не только называло воспитательные цели в корпусах, как "подготовление... к будущей службе Государю и Отечеству, но и указывало, посредством чего эти воспитательные цели достигаются. В "Положении о Суворовских военных училищах" требовалось "воспитывать у учащихся беззаветную преданность и любовь к Родине и Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)". Указывались и другие воспитательные цели, но пути их достижения приведены не были. Так что новое Положение оказалось не таким универсальным, как Положение 1886 года. Это подтверждается и дальнейшим их сравнением.

Согласно "Положению о Суворовских военных училищах" и штатам начальник училища пользовался правами командира дивизии, его заместителями были: начальник учебного отдела, начальник политического отдела и начальник материально-технического обеспечения. Совещательным органом при начальнике училища состоял педагогический совет, в который входили: на­альник училища (председатель), его заместители, начальник медицинской службы, командиры рот, старшие преподаватели, помощники начальников политического и учебного отделов. Совет рассматривал наиболее важные вопросы обучения и воспитания суворовцев.

В целях улучшения организации учебного процесса, обмена опытом учебно-воспитательной работы по предметам учебного плана в училище создавались предметно-методические комиссии. Предметно-методическая комиссия по военной подготовке и воинскому воспитанию объединяла командиров рот и офицеров-воспитателей. Ее возглавлял начальник училища или начальник учебного отдела. В остальных комиссиях работали преподаватели общеобразовательных дисциплин во главе со старшим преподавателем.

 

Все суворовцы сводились в роты согласно штату. В первой роте были воспитанники двух старших классов - шестого и седьмого. Она состояла из трех взводов, состоящих из отделений. На должности командиров отделений и заместителей командиров взводов назначались лучшие суворовцы, которым соответственно присваивались звания "вице-сержант" и "старший вице-сержант". Позднее была введена для суворовцев должность старшины роты и звание "вице-старшина".

Остальные роты состояли из учебных отделений. Из числа лучших суворовцев в них назначались старшие учебного отделения.

Тем не менее, руководство взводами первой роты и учебными отделениями младших рот осуществляли офицеры-воспитатели, имевшие помощников из числа сержантов срочной или сверхсрочной службы.

Внутренний порядок в училищах поддерживался на основании "Правил внутреннего распорядка и поведения воспитанников Суворовского военного училища". В отличие от средней школы в учебные планы СВУ были включены геология, психология, военная, строевая и физическая подготовка. На изучение иностранного языка отводилось больше времени, чем в школе. После каждого учебного года проводились лагерные сборы.

В 1944 году по образу и подобию первых СВУ было открыто еще шесть училищ. Они были учреждены Постановлением СНК СССР от 21 июня 1944 года. Видимо, учитывая опыт 1943 г., училища второй очереди размещались в городах, или не подвергавшихся оккупации, или уже частично восстановленных. Война продолжалась, и судьбы ребят, поступивших в эти училища, были как две капли воды похожи на судьбы суворовцев, стоявших в строю первых СВУ.

 

В 1942 году отец писал маме с фронта: «Завтра 1 сентября. Оно особенно тем, что наш первенец Боря пойдет в школу, а я начал понастоящему воевать. Будем надеяться, что оба начала будут счастливыми». Письмо оказалось последним. Через три дня баталь­нный комиссар Григорий Романов погиб под Ржевом. Мама осталась одна с тремя малолетками на руках. И было для нее большим облегчением, когда старшего,  меня, приняли в 9-летнем возрасте в Казанское суворовское...

В нашем втором отделении четвертой роты только у Алика Бородянского отец был жив – воевал, как и А.С.Круковский, в противотанковой артиллерии. Никто не мог сказать, вернется ли он с фронта. О противотанкистах  фронтовики тогда говорили: “смерть врагу – капец расчету”. Беспризорника Яшу Мастерового привезли в училище из какого-то московского подвала, Валю Скотникова - из детдома, а 13-летнего Ивана Пахомова направили в третью роту из госпиталя. В 1942 г., когда немцы близко подошли к его селу, мальчик остался один: отец был на фронте, а мачеха бросила его. Ваню взяли бойцы отходящей из села части. Так он стал сыном разведэскадрона 115-й кавалерийской дивизии. Летом 1944 года был тяжело ранен, лежал в госпитале, затем снова вернулся на фронт. Хотя и недолго, но воевал с пулей в своём ещё не окрепшем теле. Ее извлекли в казанском госпитале. После лечения в звании ефрейтора с медалью "За отвагу" Ваня прибыл "учиться на офицера".

Когда училище со знаменем и оркестром проходило по улицам города, неугомонные казанские мальчишки - наши   ровесники - встречным    потоком шли    вдоль строя и  громко подсчитывали медали у суворовцев каждой роты. Поравнявшись с нашей ротой, удивлялись:

- А у этих - ни одной медали.

Оживлялись, увидев в строю пятой роты Славу Тамаркина с боевой медалью на груди. Он, кстати, начинал учебу в нашей четвертой роте, но вскоре выяснилось, что ему нужно учиться классом младше. В фашистском тылу он отстал в учебе, зато показал себя там храбрецом, за что и был награжден.

Замыкали строй училища первоклашки - рота младшего подготовительного класса. У них наград и не высматривали: сами-то “строевики” были ростом с медаль.

В Тульское СВУ поступил другой сын полка - Павел Рагулин. В апреле 1944 года при форсировании Днепра он протянул два телефонных провода с левого берега реки на правый, обеспечив связь между первым и вторым эшелоном родного 416-го стрелкового полка. За это был награжден медалью "За боевые заслуги". С ней и прошел по Красной площади в строю суворовцев на параде Победы в 1945 году. После окончания суворовского училища учился в артиллерийском училище, в академии. Уволился из армии в звании полковника в 1986 году. На встрече сыновей полков, которую проводил в 1994 г. Генеральный штаб, узнал, что из всех сыновей полков Великой Отечественной войны он дольше всех прослужил в армии.

Ребята-фронтовики приезжали на учебу в суворовские училища и в победном 45-м году. С письмом маршала Жукова в Курское СВУ приехал в сентябре 1945 года Иван Сергиенко. Маршал рекомендовал начальнику училища принять сына полка 70-й стрелковой дивизии в училище. Были и рекомендации на груди Ивана: орден Славы III степени за действия в составе разведгруппы при форсировании Буга, орден Красной Звезды за бой на Зееловских высотах, медали "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией". Полковнику запаса Ивану Петровичу Сергиенко особенно памятна беседа под Познанью с Валентином Катаевым - автором любимой суворовцами повести "Сын полка".

В 1945 году за парты сели и будущие наставники суворовцев - под Москвой, в Хлебникове, открылся Военно-педагогический институт со специальным факультетом подготовки офицеров-воспитателей для суворовских военных училищ. Таким образом, был осуществлён комплексный   подход к созданию суворовских и нахимовских училищ и к организации в них учебного и воспитательного процесса.

Выпуск нашей четвёртой роты состоялся через 7 лет после окончания Второй мировой войны. А еще через два года многие из нас стали лейтенантами.  “Что день грядущий нам готовил? ” Более 90% офицеров Красной Армии того времени были фронтовиками. Даже старшины многих рот и батарей  были сверхсрочниками с боевым опытом. На таком фоне у свежеиспеченных лейтенантов перспективы в служебном росте были незавидными.

Но были и существенные преимущества перед сослуживцами - прекрасное среднее образование и неутолимая жажда знаний. Большинство офицеров-суворовцев не мыслили своей дальнейшей службы без высшего образования. Дальнейшая учеба была возможна в то время не раньше, чем через два года службы в войсках. 


Первые выпускники суворовских и нахимовских училищ отличались от большинства своих ровесников из гражданских  школ не только строевой выправкой и физической подготовкой, но и более глубокими знаниями по всем школьным предметам. Речь идёт не о выдающихся личностях, а об общей массе выпускников с той и другой стороны. На мой взгляд, это объясняется двумя причинами. Во-первых, суворовские и нахимовские училища со дня их образования комплектовались лучшими педагогическими кадрами, которые были в то время в стране. В основном это были фронтовики с педагогическим стажем. Как правило, к суворовцам они приходили после лечения в госпиталях. Выбор у командования был большой. Поэтому для обучения будущих офицеров отбирались самые лучшие педагоги. Во-вторых, суворовцы были под постоянным контролем офицеров-воспитателей или их помощников сержантов-сверхсрочников. Обязательными были 3-4 часа “самоподготовки” –  самостоятельной подготовки к предстоящим занятиям. В нашем отделении преподавательский стол во время самоподготовки занимал офицер - воспитатель  Николай Степанович Пасюк. Периодически он отвлекался от своих дел и обходил класс. Внимательно присматривался к тому, как мы выполняем задания преподавателей.

- Сухих, вы что пишете,  - бывало, обращался он к белобрысому парню, старательно выводящему на листе бумаги ровные строчки с левым наклоном.

- Письмо домой, -  отвечал наш каллиграф.

- Несите дневник и все учебники к завтрашним урокам, - был краткий приговор нарушителю распорядка дня. Николай Степанович занимал свое рабочее место и тщательно проверял готовность суворовца к урокам. Тут и конец самоподготовки наступал. Приходилось Валере Сухих дописывать письмо в “свободное время”.

Не у всех школьников родители имели возможность проверять выполнение домашних заданий своими отпрысками так, как это было заведено в суворовских и  нахимовских училищах. Это и есть вторая причина былого различия  в подготовке школьников и выпускников СВУ и НВМУ.

Контролировали нашу подготовку к занятиям не только офицеры-воспитатели. На самоподготовку в наше отделение не один раз приходил начальник учебного отдела подполковник Пирожинский Иван Иванович. У него были пышные рыжеватые усы, поэтому между собой мы его так и называли – “Усы”.  Он был выпускником дореволюционного кадетского корпуса. С немцами  сражался дважды. Во время первой мировой войны они травили его газами, но Иван Иванович выжил.  Храбро сражался на фронтах Великой Отечественной, и после ранения, награжденный боевыми орденами и медалями, возглавил учебный отдел Казанского СВУ. К сожалению, никто из нас не поинтересовался тогда, в каком корпусе он учился. Теперь я полагаю, что на самоподготовке он задавал нам традиционные вопросы своего кадетского корпуса.

При первой встрече подполковник Пирожинский приказал нам открыть тетради по письму и быстро, не разделяя слов, продиктовал для записи предложение: ” На поле он сеял цветы”.

Быстро просмотрел наши записи и вызвал к доске Жору Соколова, одного из многих “купившихся” на старый кадетский трюк. Жора на доске вывел: ”Наполеон сел на цветы”. Посмеялись все вместе и приняли этот трюк на вооружение. Но Иван Иванович не успокоился и продиктовал следующую фразу: “Щека турка обагрилась кровью”.

И на эту уловку попались некоторые грамотеи, приняв “щеку турка ” за “штукатурку”. После веселого вступления начальник учебного отдела выборочно проверил наши знания по всем предметам, которые к тому времени мы изучили.

При втором посещении нашего отделения в часы самоподготовки Иван Иванович научил нас приему “сокращенного деления чисел”, чему нас преподаватели арифметики почему-то не обучали. Видимо, и этот приём Иван Иванович освоил еще в кадетском корпусе. Я же при делении одного числа на другое “уголком”  (что в наш электронный век очень редко, но случается) до сих пор применяю показанный старым кадетом приём.

По сей день с глубокой любовью и благодарностью вспоминаю подполковника Пирожинского не за то, что он научил меня отличать “щеку турка ” от “штукатурки ” и быстрому делению чисел, а за отеческое, строгое и справедливое отношение к нам, суворовцам. Под его руководством замечательно обучали нас всевозможным наукам и преподаватели училища. Кроме глубоких знаний по школьным предметам, они привили нам любовь к учебе, к совершенствованию своих знаний. К этому призывал нас и висевший над классной доской плакат с изречением  известного классика:  “В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот достигнет ее сияющих вершин, ко, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам”.

Импульс  к продвижению по службе суворовцам дал начавшийся в 1953 году “ядерный психоз”. Через некоторое время за ним последовал “ракетный психоз”.  Армии срочно потребовались грамотные офицеры, и выпускники суворовских училищ были в полной мере востребованы. В первую очередь именно их стали переквалифицировать в химиков, ракетчиков и в других ракетно-ядерных специалистов. Характерный пример. Валентин Петрулевич после окончания пехотного училища в 1954 году офицерского звания не получил, а был послан на курсы при училище химических войск, на которых готовили специалистов по  радиационной разведке и дезактивации. Только после окончания курсов он стал лейтенантом, но зато был назначен командиром роты. Из нашего выпуска он первым стал ротным командиром.

Многие из наших ребят после переквалификации стали одними из первых ракетчиков Советской Армии. Среди них – Альберт Бородянский, Блюхер Галимов, Лев Корнилов, Яков Мастеровой и многие другие. Не случайно, что и самым первым генералом из суворовцев - казанцев стал ракетчик  - Борис Константинович Тырцев (выпуск 1950 года).

Все они могут согласиться с героями  известного мультфильма: ”Почетна и завидна наша роль!” Но позавидовать можно далеко не всем. Через несколько лет после создания ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в них стали поступать выпускники училищ этого рода войск. Шансов для продвижения по службе у них было больше, чем у бывших  пехотинцев – суворовцев. “Мавр сделал своё дело …” И ребят “уходили” в сторону. Но всё–таки они были первыми!

Следует отметить, что офицеров-воспитателей для суворовских и нахимовских училищ готовили раньше в военно-педагогическом институте в Хлебниково, что под Москвой. В 1950 году в Казанское СВУ два слушателя этого института приезжали на стажировку. В нашем отделении стажировался капитан Мельников. Всем ребятам он очень понравился настолько, что после его отъезда мы с ним переписывались. Окончив институт, уже майор Мельников был назначен командиром роты в Свердловское СВУ. По пути на зимние каникулы в декабре 1951 года я побывал у него в гостях. Бывший стажер провел меня по всему училищу и пригласил к себе домой. За чаем он объяснил мне, почему так невзрачно снаружи выглядят дома, в которых живут офицеры училища:

- Командующий Уральским военным округом маршал Жуков заявил, что сначала обеспечит всех офицеров жильем, а уж потом займется косметическим ремонтом домов.

Воодушевленный заботой об офицерах Советской Армии, я заторопился на поезд до своего родного города Серова и на прощанье после поздравления с наступающим Новым годом услыхал от хозяина гостеприимного дома напутствие – как вести себя в дороге. Майор Мельников и тут не забыл о своем долге воспитателя. Хороших воспитателей для суворовцев и нахимовцев готовили в Военно-педагогическом институте. К сожалению, давно уже не готовят...

 

Первыми выпускники суворовских и нахимовских училищ были и остаются во многих делах – от подводных глубин до космических высот. Наследники патриотических традиций кадетских корпусов отличились и продолжают отличаться и на военном, и на гражданском поприще. Не берусь за их перечисление: это отдельный разговор. Но не могу не отметить интересный факт. Российская академия ракетных и артиллерийских наук избрала своим почётным членом Анатолия Станиславовича Круковского, отличившегося на Курской дуге и по сути ставшим соучастником создания суворовских училищ. Его диплом почётного члена академии  подписал её президент генерал-майор Виталий Валерианович Панов, прошедший обучение с 1944 по 1952 год в Казанском СВУ. Такова вот преемственность кадетских поколений. 

Вслед за созданием первых  суворовских и нахимовских училищ в Ташкенте было создано суворовское училища комиссариата внутренних дел.  В победном 1945 году состоялся его первый выпуск. Первые выпускники провели в стенах училища всего лишь два года. В основном они продолжили учебу в пограничных училищах. Затем охраняли сухопутные и морские границы нашей страны. Многие отличились при охране государственной границы. В 1948 году, когда сделали первый выпуск СВУ Народного комиссариата обороны, лейтенант Борис Зимин, окончивший Ташкентское СВУ в 1945 г., был награжден высшей правительственной наградой за то, что один задержал двух хорошо подготовленных нарушителей границы. Космонавт Владимир Джанибеков, закончивший Ташкентское СВУ в 1960 г., так отзывается о нем: "Если я чего и добился в жизни, то этим я обязан суворовскому училищу. Я убежден, что необходимо раз­вивать сеть суворовских и нахимовских училищ. Так готовить кадры будущих офицеров, как это делают суворовские и нахимовские училища, не сможет никто"


Следует отметить, что как история  дореволюционных российских кадетских корпусов, так и история современных СВУ и НВМУ сопровождается бесчисленными экспериментами.

Первые кадетские корпуса возникли в основном на базе специализированных навигационных, артиллерийских и инженерных дворянских школ, готовивших будущих офицеров по наиболее сложным, наукоёмким военным специальностям. Начало им  положил в 1731 г. Сухопутный Шляхетный Кадетский Корпус, созданный в Петербурге. Со временем число кадетских корпусов увеличивалось, и именно они готовили офицерские кадры Русской армии накануне Отечественной войны и войны с Наполеоном.

Рубанули по кадетским корпусам в 1863 г. Началось их  преобразование (кроме Пажеского и Финляндского) в военные гимназии, подчинённые военному ведомству. Их задача - готовить не офицеров, а кандидатов к поступлению в военные училища. К 1871 г. насчитывалось два кадетских корпуса и 12 военных гимназий с 6-летним сроком обучения, а с 1873 г. – с 7-летним курсом. Вот как спустя 21 год оценивалась эта "рубка": "Теперь, кажется, даже непонятным, почему лица, ратовавшие в 1860 годах за преобразование системы военного воспитания, не дали себе труда вникнуть, что все деланные на корпуса нарекания были преувеличены и умышленно раздуты; что все газетные толки о том, будто из кадетских корпусов выходят только неучи, не могущие усваивать современных требований военного дела, - все это было тогда не что иное, как модная пустая болтовня людей, не понимающих того, что должно составлять главные достоинства военнослужащих".

Эксперимент с военными гимназиями завершился 11 июля 1882 г. Именно в этот день был публикован приказ об их переименовании в кадетские корпуса. Причины – военные гимназии "удовлетворяя требованиям среднего реального образования и педагогическим делам образования, не вполне отвечают задачам профессионального военного заведения" и недостаточно хорошо подготавливают учащихся к переходу в военные училища в профессионально психологическом плане. Кроме того, они не обеспечивали обучение детей бедных офицеров и чиновников за казённый счёт.

Похоже, что нынешнее реформирование СВУ, НВМУ и кадетских корпусов повторяет  "рубку" 1863 года. Грядёт новое "11 июля"? Повторим вслед за генералиссимусом из известной рекламы: "Ждём-с..." 

Н

е секрет, что Положение о суворовских училищах, их учебные программы и вся необходимая документация для жизни и быта разрабатывались на основе Положения о кадетских корпусах 1896 года и их двухсотлетнего опыта работы. Тем не менее, в первые годы становления суворовских училищ некие экспериментаторы этот опыт подвергали сомнениям и “перестройке”.  Вот мы, первые суворовцы, и оказывались “подопытными кроликами”. Больше всего экспериментов проводилось с часами самостоятельной работы (самоподготовки), которые предназначались для подготовки к предстоящим урокам. Вначале они проводились после “мёртвого часа” (сна после обеда). Затем один час для подготовки к урокам стал предоставляться нам после завтрака, т.е. перед первым уроком. Был опробован и еще один вариант самоподготовки – два часа  после “мёртвого часа” и один – после ужина. Подвергалась манипуляциям и вечерняя прогулка. Одно время мы “гуляли” строем до вечерней поверки, а иногда и после неё. Неизменно же было исполнение во время прогулки строевой песни: "Учил Суворов в лихих боях держать во славе российский флаг! Отцом и братом Суворов был,  сухарь последний с бойцом делил".

 

Более серьёзные эксперименты с СВУ стали проводиться за год до первого выпуска из суворовских училищ НКО.  Достаточно привести пример Кавказского СВУ, созданного в 1943 году и  просуществовавшего всего 25 лет. За это время в нем было четыре реорганизации и столько же раз изменялось его наименование. В 1947 году училище было передислоцировано в город Орджоникидзе - столицу Северо-Осетинской АССР и, разместившись на базе Северо-Осетинского Краснознаменного пехотного училища (до революции там находился Владикавказский кадетский корпус), оно стало именоваться Северокавказским СВУ. На следующий год эти два училища были объединены и, в порядке эксперимента, было образовано Кавказское Краснознаменное суворовское офицерское училище. Это был своего рода комбинат, в котором воспитанник, окончив суворовское училище, как правило, продолжал учебу в тех же стенах курсантом, а через три года становился офицером.

 Эксперимент с суворовскими офицерскими училищами оказался неудачным. Практика показала нецелесообразность сочетания в одних стенах двух учебных заведений, поэтому в 1968 г. все суворовские офицерские училища были реорганизованы в суворовские военные училища.

Особенно неблагоприятное воздействие на судьбу суворовских училищ и нахимовских училищ оказало принятое 25 мая 1956 года ЦК КПСС и Совет министров СССР Постановление "О порядке приема в суворовские и нахимовские училища". Некоторые СВУ были расформированы и на их базе были устроены образцово-показательные школы-интернаты. Оставшиеся СВУ были переведены на трехлетнее обучение, а с 1969 г. - на двухлетнее. Продолжительность учёбы в СВУ со дня их создания менялась очень часто и составляла: c 1943 по 1964 гг. – 7 лет, с 1964 по 1972 гг. – 3 года, с 1974 по 1991 гг. – 2 года, с 1991 по 2009 гг. –3 года, с 2009 г. – 7лет.

 

Рубка продолжается. И вот сегодня наступило время лихих перемен. Под угрозой оптимизации, то есть по существу уничтожения, оказались и суворовские училища, и сами заветы Александра Васильевича. Суворова. Оказалось, что для нынешней армии честь смолоду, подготовка настоящих офицеров, чья профессия – родину защищать, оказались непрофильными активами. После «реформирования» они рискуют превратиться из военно-учебных заведений в социальные пансионаты широкого профиля для сирот и детей военнослужащих. «Идет процесс ликвидации военных училищ как школы военной элиты, – считает председатель Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», председатель Московского суворовско-нахимовского содружества генерал-майор Александр Владимиров. – Строевым шагом никто не ходит, система уставов, на которой основаны все армейские порядки, ликвидируется. Из программ обучения изъяты предметы военной подготовки, которые предполагается заменить слесарной подготовкой».

«В 20 лет уже поздно воспитывать офицера, а когда мальчик в 10–11 лет определяет свою судьбу, делая жизненный выбор в пользу военной карьеры, и идет в суворовское училище, он делает его на всю жизнь, и мы не можем не считаться с этим выбором», – полагает Владимиров.
А ведь и легендарный генералиссимус Суворов сделал свой выбор именно в этом возрасте.

 

Выпускник Казанского СВУ (1952 г.) генерал-майор В.В. Громов представляет Президенту России В.В. Путину ветеранов Великой Отечественной войны Карелии, Петрозаводск, июль 2003 г. Командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-полковник В.В. Герасимов (выпускник Казанского СВУ 1973 г., ныне командующий войсками Московского военного округа) на встрече с выпускниками Казанского СВУ, проходящими службу в войсках округа, 24 декабря 2008 г. в День воинской славы – взятия русскими войсками под командованием А.В. Суворова турецкой крепости Измаил. Генерал-майоры В.В. Громов (слева) и В.В. Панов на 50-летие родного Казанского СВУ, в котором учились с 1944 по 195 2г

 

Источники

Положение о кадетских корпусах. С- Петербург. 1886.

Суворовские военные училища за двадцать лет.  Сборник статей  М.: Воениздат, 1963.

"Правда", 3 декабря 1943.

"Правда", 2 декабря 1943.

Положение о кадетских корпусах, С-Петербург, 1886.

Кадетские корпуса и военные гимназии. Очерк, С-Петербург, 1884 г.