| 
			 
			  
			
			Императорский 
			Военно-сиротский дом 
			  
			
			
			 Одним из столичных 
			военно-учебных заведений в период, предшествовавший Отечественной 
			войне 1812 года, стал Императорский Военно-сиротский дом, 
			основанный 23 декабря 1798 года. Он разделялся на два отделения: в 
			первом обучались дети офицеров и унтер-офицеров из дворян, погибших 
			в многочисленных войнах того времени, а также дети обедневших 
			дворян, которые не смогли определить своих наследников в кадетские 
			корпуса; во второе отделение помещались сыновья погибших солдат. В 
			первом отделении было 200 человек, во втором — 800. 
			
			Воспитанники первого отделения (они 
			назывались кадетами) изучали Закон божий, русский и немецкий языки, 
			арифметику, геометрию, артиллерию, фортификацию, тактику, рисование, 
			историю и географию. Первоначально на все отделение назначалось 
			четыре воспитателя на армейских офицеров, обязательно хорошо 
			владевших как русским, так и немецким языком. Эти же четверо 
			офицеров должны были преподавать все военные дисциплины. После 
			окончания курса обучения только отличникам присваивались офицерские 
			знания, все остальные выпускались в армейские полки юнкерами или 
			портупей-прапорщиками. 
			
			Воспитанникам второго отделения преподавались 
			Закон божий, русский язык и арифметика, а в специальном «ремесленном 
			классе»» их обучали «всему, что к пользе войск служить может», 
			различным ремеслам: портновскому, сапожному, седельному, кузнечному, 
			слесарному, столярному, ружейному, каретному, токарному и малярному. 
			Музыкально одаренных ребят определяли в музыкальный класс, где их 
			обучали игре на духовых и ударных музыкальных инструментах. 
			Пятьдесят наиболее способных воспитанников второго отделения по 
			результатам экзаменов переводились в кадетское отделение и учились 
			там до выпуска. После выпуска лучшие из них оставались помощниками 
			учителей. Впоследствии Военно-сиротский дом был переименован в 
			Павловский кадетский корпус. 
			
			  
			
			ПАВЛОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС
			
			Создан в 1829 г. из Императорского 
			Военно-сиротского дома. По положению в нем полагалось иметь четыре 
			строевые роты и одну неранжированную - для воспитанников от 10 до 
			12 лет; каждая рота состояла из 100 кадет. Таким образом, по штату 
			в корпусе было 500 кадет, ни которых приходилось 120 воспитателей и 
			учителей. Просуществовав более 30 лет, Павловский кадетский корпус 
			был преобразован в 1863 г. в Первое военное Павловское училище, а в 
			1894 г. - в Павловское военное училище 
			  
			 
			
			Московское училище колонновожатых. 
			
			  
			
			
			 Совершенно 
			особое место в ряду военно-учебных заведений того времени занимает 
			Московское училище колонновожатых. Училище это основал, оборудовал, 
			приобрел необходимую литературу, инструменты, пособия, коллекции и 
			т.д. генерал-майор Николай Николаевич Муравьев, отец уже 
			известного нам Н.Н. Муравьева, командовавшего Отдельным Кавказским 
			корпусом и получившего почетную приставку к своей фамилии — Карский. 
			
			
			 В 
			училище принимались молодые люди. имевшие домашнее образование; им в 
			16 лет присваивалось офицерское звание и после окончания училища они 
			служили колонновожатыми, то есть офицерами штабов различных уровней. 
			Обучении и училище было бесплатным. 
			
			Учебный курс училища был рассчитан на четыре 
			класса, в каждом классе, занятия проводились и течение года. Там 
			преподавались русский, французский, немецкий языки; математика, 
			топография, тактика, артиллерия, фортификация, строевая подготовка, 
			фехтование и верховая езда.  
			
			Просуществовав всего 8 лет и успев выпустить 180 
			воспитанников, училище было закрыто, так как подавляющая часть его 
			учеников приняла участие в восстании декабристов или каким-то 
			образом поддерживала его. Академик М.В.Нечкипа. считая Московское 
			училище колонновожатых одним из «очагов воспитания декабристского 
			мировоззрения»», так оценивала деятельность его основателя 
			Н.Н.Муравьева-старшего: «Училище колонновожатых своеобразно по 
			происхождению, несмотря па то. что позже оно выросло в Академию 
			Генерального штаба, в его возникновении лежала не правительственная, 
			а общественная инициатива... Хотя ученый-математик и знаток 
			сельского хозяйства Н.Н. Муравьев-отец и был, по-видимому, далек от 
			каких бы то ни было политических преобразовательных планов, по его 
			искренний интерес к передовым идеям, широкий кругозор и дружеское 
			обращение с молодежью поощряли развитие вольного духа в среде 
			воспитанников училища колонновожатых...» (Нечкина 
			М.В. Движение декабристов. М., 1955, Т.1). 
			
			  
			 
			
			Финляндский кадетский корпус 
			  
			
			
			 Кроме 
			этих военно-учебных заведений, в тот период в России существовали 
			специальные военные школы, которые готовили кадры для национальных 
			формирований (финских и польских), входивших в состав русской армии. 
			
			После присоединения Финляндии к России в 1809 
			году на месте бывшей шведской военной школы в местечке Гаапаньеми 
			был основан топографический корпус, который первоначально готовил 
			военных топографов и офицеров — специалистов штабной службы, но уже 
			через четыре года там стали готовить из «финляндских уроженцев» 
			офицеров во все рода войск, принимали туда и детей русских офицеров. 
			Особенностью этого военно-учебного заведения, которое с 1819 года 
			стало называться Финляндским кадетским корпусом, в городе 
			Фридрихсгам было то, что в нем, кроме русского, французского и 
			немецкого языков, изучали еще финский и шведский. Исторически 
			сложилось так, что в этом корпусе преподавание математики и 
			топографии было на очень высоком уровне, поэтому его воспитанники 
			служили не только в финских частях, но и направлялись для службы в 
			квартирмейстерской части императорской свиты. 
			
			Учебный курс корпуса был рассчитан на 4 года; 
			кроме Закона божьего и языков, о которых уже упоминалось, изучались 
			история, география, арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия, 
			дифференциальное и интегральное исчисление, фортификация, 
			артиллерия, тактика, топография, были занятия фехтованием, верховой 
			ездой и строевой подготовкой. 
			  
			 
			  
			
			Калишский КК 
			  
			
			
			 В 1815 году, после присоединения к России большей 
			части герцогства Варшавского, на территории России оказался 
			кадетский корпус в городе Калише, который был основан прусским 
			королем Фридрихом II в 1793 году. В корпус принимались дети польских 
			дворян моложе 10 лет. Он состоял из четырех основных учебных классов 
			и одного подготовительного. Успешно сдавшие экзамены награждались 
			золотым или серебряным орлом на зеленой ленте, топографическими 
			инструментами, книгами. 
			
			В строевом отношении корпус делился на две роты, 
			а каждая рота — на отделения во главе с унтер-офицерами из числа 
			старших и хорошо успевающих кадет. Ежегодно восемь отличников 
			переводились в Варшавскую школу подпрапорщиков (туда принимали детей 
			польских дворян в качестве вольноопределяющихся), где готовились 
			офицеры в польские воинские части — артиллерийские и инженерные или 
			специалисты квартирмейстерской службы, остальные направлялись в 
			польские воинские части подпрапорщиками и впоследствии производились 
			в офицеры. 
			
			
			 Справа здание Калишского КК. Фото 
			1932 г.  |