О совершенствовании Суворовского (кадетского) образования и создании системы подготовки национальной элиты России

 

Председатель Московского суворовско-нахимовского содружества,
Вице-президент Коллегии военных экспертов,  кандидат политических наук, генерал-майор А.Владимиров
20 января 2007 года, г. Москва

 

Введение.

Нам представляется очевидным, что одним из самых важных и необходимых ресурсов развития и процветания России является ресурс профессионального и нравственного управления страной.

Тем не менее, стройной системы подготовки национальной элиты в России нет, есть только ее некоторые элементы в виде разрозненных учреждений по подготовке государственных служащих разного уровня, и процесса "естественного отбора".

 

Смею утверждать, что все великие времена России связаны с успехами ее государственного управления, а все ее неудачи - с отсутствием оного.

При анализе кадрового состава нашего правящего, а в нынешней терминологии - политического класса, нельзя не прийти к выводу о том, что когда государство Российское перешло к системе воспитания своей государственной элиты с детства в кадетских корпусах, то скоро на государственной службе стали появляться выдающиеся государственные деятели - полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С., Корнилов Л. Г., Каледин А. М., Нестеров П. Н.; адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.; поэты и писатели: Пушкин А. С., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.; композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.; мореплаватели: Лазарев И. П., Белинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.; живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А., и нет им числа…

 

Эта система подготовки национальной элиты имела несколько своих родовых черт:

она воспитывала детей и будущих государственных деятелей с детства в нравственной строгости;

образование носило широкий гуманитарный характер;

развивало ответственность, способность принимать решения и быть лидером, а так же несомненный личный патриотизм каждого воспитанника.

Отличительной чертой этой системы, был тот факт, что все ее питомцы служили Отечеству на военном или гражданском поприще, и даже явный и признанный гений Александр Пушкин был камер-юнкером и служил при Министерстве иностранных дел.

И именно это все и дало России наше великое прошлое.

 

Советская система, взяв этот опыт, тоже поначалу создала прочный фундамент профессионального управления в Армии и других силовых структурах, но притом, совершенно упустила из поля зрения необходимость подготовки государственных гражданских служащих, то есть - тех самых чиновников-бюрократов, которые своим трудом и несут крест управления государством на местах. Этот явный пробел был компенсирован системой партийной учебы и партийной кадровой политики, которые, несмотря ни на что были, в целом - успешны. Так было.

Важно отметить, что Россия исторически никогда не решала проблему подготовки своей элиты на принципах и основах рынка, а всегда и только на принципах служения.

Но закат России как государства наступал тогда, когда ее основной правящий класс - дворянство, переставал служить Отечеству "не щадя живота своего", и становился рантье.

Так было в конце XIX века - когда дворянство, развратившись необязательностью службы "ушло в себя", а государством правили желающие богатства и славы "разночинцы", так было в советское время - когда власть развратила себя "благостями капиталистического быта", так есть и сегодня, когда должность есть "способ кормления".

В современной России подготовка профессиональных государственных служащих (как военнослужащих) с детства ведется только в Вооруженных Силах и еще только обозначена в других силовых ведомствах. Система подготовки военных кадров состоящая из Суворовских училищ, Высших офицерских училищ, Военных академий и Курсов переподготовки офицерского состава - в целом, обеспечивает необходимую преемственность традиций, профессионального опыта, профессиональных знаний и идеологии службы.

Кроме того, основа Армии - ее офицерский корпус "служит", а не "зарабатывает" и его жизнь ориентирована на "служебный рост" как служебную карьеру в рамках своей профессиональной корпорации. Именно этим, собственно, все силовые структуры и сильны.

Кроме того, Минобороны знает свои потребности в специалистах военного дела и может регулировать их численность в зависимости от потребностей и решаемых Армией задач, то есть, практически оно имеет на этих специалистов свой Госзаказ, который исполняется через его собственный Госплан.

Подобной системы подготовки профессионалов гражданской службы в стране не существует.

Редкие региональные институты государственной службы и Академия государственной службы при Президенте России - не способны восполнить недостаток государственных управленцев особенно в нижнем и среднем звене, так как их просто неоткуда брать.

Поэтому этот важнейший управленческий слой комплектуется случайными людьми, в основном теми, кто хочет заработать на прерогативах своей государственной должности.

Кроме того, существующее положение вещей в этой сфере - обессмысливает саму государственную службу, так как сегодня на гражданской государственной службе нельзя сделать нормальную служебную карьеру, так как практически весь высший эшелон власти - политические назначенцы, средний эшелон - их выдвиженцы, а профессионального слоя специалистов гражданской государственной службы младшего уровня просто нет.

Центр и регионы России еще не доросли до того, чтобы уметь сформировать свой собственный федеральный и региональный госзаказ на специалистов государственной службы младшего и среднего уровня, и, несмотря на явную потребность в них, не создает необходимой учебной инфраструктуры.

Получается, что в стране нет профессиональных государственных гражданских управленцев, и их никто не готовит.

Все это создает основу коррупции, и предпосылки наших государственных неудач.

Представляется, что современная Россия должна использовать блестящий исторический опыт воспитания своей национальной элиты, которая специально и тщательно отбиралась и воспитывалась государством с детства системе Кадетских корпусов.

Мы уверены, что основным источником формирования управленческого ресурса России должна стать национальная система подготовки государственных служащих, на начальном этапе состоящая из Суворовских училищ и Кадетских корпусов Минобороны и других силовых структур (23 учреждения) и кадетских корпусов Минобразования (более 80).

 

О системе СВУ и КК Министерства обороны России
Историческая справка о СВУ

Суворовские и нахимовские военные училища были образованы нашим Отечеством в 1943 году. За шестьдесят лет своей работы наши училища дали Родине около 150 тысяч ее лучших сыновей, десятая часть которых отдали свои жизни Родине.

Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: около 70 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; три министра Правительства СССР и России; четыре Заместителя министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; два академика РАН; около 500 докторов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.

Тем не менее, в настоящее время российская суворовская военная школа находится в состоянии стагнации и разрушения.

Сегодня в ней устарело и недееспособно практически все.

  1. Основные фонды и учебная материальная база находятся в неудовлетворительном состоянии, они морально устарели, некомплектны и не позволяют качественно решать задачи обеспечения необходимого уровня образования и воспитания своих питомцев (в большинстве училищ нет своих бассейнов, тиров, стадионов, огневых городков, современных спортзалов, тренажерных комплексов, трасс для кроссов, библиотечные фонды и учебная база кабинетов и кафедр убогие, Интернет и компьютеризация СВУ практически не коснулись). Буквальная нищета учебной базы СВУ не позволяет им участвовать в национальных образовательных конкурсах и бороться за гранты национальных образовательных программ.

  2. Бытовые условия содержания суворовцев, нахимовцев и кадет (далее кадет) значительно хуже, чем были даже в послевоенные годы (во многих СВУ кадеты спят в 2 яруса).

  3. Снабжение и обеспечение СВУ Минобороны производится по остаточному принципу. Например, если дают компьютеры, то только старые и вредные (мониторы ламповые, а не жидкокристаллические, системные блоки с малой памятью, малым быстродействием и устаревшим программным обеспечением), если тренажеры, тот только списанные, и так далее.
    Притом, что все это происходит тогда, когда у каждого СВУ целых есть два начальника, это Главком Сухопутных войск и Командующий войсками военного округа. Но как говорится, "дитя без глазу". Мы не говорим здесь о Министре Обороны РФ, для которого, как нам представляется, СВУ должны быть просто любимым детищем.

  4. Основной состав офицеров постоянного состава СВУ, НВМУ, КК (далее СВУ) не отвечает своему предназначению как воспитателей-отцов юных кадет: по качеству своего образования; по прохождению военной службы в строю; по семейному положению; по уровню личной культуры; по своим способностям работать с детьми; по своим морально-волевым и деловым качествам; по заинтересованности в работе в системе СВУ МО РФ и именно в этом качестве.

  5. Короткие сроки обучения в системе СВУ МО РФ (3 года) не позволяют дать их выпускникам: необходимых навыков руководства коллективами; высокого уровня физической и психологической готовности к последующей учебе и государственной военной службе; не позволяют сформировать высокие морально-нравственные качества кадет, их устойчивую государственническую личную ориентацию, и мотивацию к беспорочной государственной службе; а так же производить необходимый отбор и индивидуальное воспитание кадет.

  6. Образовательные стандарты, учебные программы и учебные планы СВУ формируются требованиями Минобразования (которое видит в системе СВУ и КК только учреждения общего среднего образования), которые специально игнорируют важнейшую специфику СВУ, то есть подготовку кадет к профессиональной государственной службе на гражданском и военном поприще.

  7. Системы отбора, подготовки и повышения квалификации кадров системы СВУ нет.

  8. Уровни должностных категорий офицеров и преподавателей постоянного состава СВУ низкие, что не позволяет делать службу и работу в них престижной.

Выводы:

 

О современном состоянии кадетского образования системы Минобразования

Первые кадетские корпуса в современной России были созданы в 1992 году по инициативе и непосредственном участии Московского суворовско-нахимовского содружества и Фонда Содействия развитию кадетских корпусов имени русского (сербского) кадета Алексея Иордана.

Сегодня в России уже почти восемьдесят КК, и они все множатся, притом, как правило, самопроизвольно.

Кадетские корпуса создаются разными ведомствами - Министерствами обороны, Образования, Чрезвычайных ситуаций, Внутренних дел, Федеральной пограничной службой, Казаками, Региональными и местными властями и еще неизвестно кем.

Кроме этого, в системе Минобразования существует целая система кадетских школ и классов, которые так же самопроизвольно плодятся.

Как следствие, имеют место:

Очевидно, что весь этот хаос и самодеятельность на местах приведет, в конце концов, и уже приводит к неправильному итогу воспитания детей, то есть к невыполнению решаемой государством задачи.

В России нет единого органа, координирующего и контролирующего учебные заведения, называемые себя "кадетскими", который, располагая определенными обязанностями и правами, прежде всего, давал бы лицензию на право называться "кадетским", как нет системы подготовки воспитателей для учебных заведений рассматриваемого типа.

Хороша ли такая общая ситуация с КК или это плохо?

С одной стороны - рост числа КК это, безусловно, хорошо, так как все больше молодых людей получают раннюю государственную патриотическую социализацию;

с другой - нельзя не видеть в этой тенденции тревоги российского общества за моральное состояние страны и будущее своих детей, поэтому родители и стремятся уберечь их от растления и скверны бытия в КК;

с третьей - нельзя не видеть, что процесс этот стал почти неуправляем, чего мы, чтобы не опошлить святую идею и не загубить перспективный и необходимый России национальный образовательный проект, не имеем права допустить.

В целом, представляется, что принятие масштабных и экстренных мер к реформированию системы СВУ и КК Минобороны, и кадетских учреждений Минобразования и создание на их основе национальной системы начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы, должно стать самостоятельным национальным проектом России, возглавляемым Президентом Российской Федерации.

 

Основные подходы к формированию национальной системы кадетского образования в России

Нам представляется, что для того чтобы решать проблемы кадетского образования в России необходимо, в первую очередь, понять - зачем нужны в России КК и СВУ.

Основной ответ уже дан в самом Положении о них - они необходимы для подготовки молодого поколения граждан России к государственной службе на гражданском и военном поприще.

Из этой формулы естественным образом вытекают несколько важных выводов, прямо и непосредственно определяющих основные подходы к кадетскому образованию в России, которые, в свою очередь, при их детализации и переходе к практике, дают почти полный спектр проблем требующих решения, которые вытекают из следующей логики.

Во-первых.

  1. Государственная служба, это - профессиональное предназначение, требующее соответствующей специальной профессиональной военной и гражданской подготовки.

  2. Согласно закону о государственной службе - гражданская и военная служба, есть две ветви единой национальной государственной службы России.

  3. Обучается государственной службе молодое поколение граждан России, которое получает общее среднее образование и начальное специальное профессиональное образования.

  4. Раз гражданское государственное и военное образования есть две ветви одного ствола государственного профессионального образования, то они и должны составлять собственную систему, то есть свой собственный, кадетский ствол и уровень в государственной системе профессионального образования государственной службы и составлять его начальную часть.
    Другими словами, государственное кадетское (суворовское) образование, должно быть (стать) самостоятельным видом начального профессионального образования государственной службы в общей системе национального образования России.

Во-вторых. Это значит:

  1. СВУ и КК должны выпускать специалистов государственной военной и гражданской службы с общим средним и начальным профессиональным образованием;

  2. Кадетское образование как собственная система и вид начального профессионального образования государственной службы должна иметь свой собственный статус и регламент;

  3. Обязательное и качественное общее среднее образование должно быть не только фундаментом обучения, но и основой специфики подготовки учащихся по своему предназначению подготовки государственных служащих, которой надо специально (по специальным программам, планам и учебным пособиям, а так же соответствующими специалистами) обучать;

  4. Это значит, что этот вид образования должен иметь свой собственный государственный (гражданский и военный) образовательный стандарты;

  5. Это значит, что эти учреждения должны иметь свои собственные программы, набор необходимых специальных дисциплин и свои учебные планы, а так же возможно, свои учебники и учебные пособия, специальную инфраструктуру обучения и воспитания кадет;

  6. Что для этого вида образования необходимо создавать собственную систему подбора, расстановки и подготовки кадров преподавателей, воспитателей и командного состава;

  7. Этот вид образования должен управляться собственной вертикалью органов образовательной власти, исполнительной (попечительской) власти и органов кадров;

  8. Он должен быть обеспечен необходимой собственной правовой базой;

  9. Он должен иметь собственную серьезную учебно-материальную базу и экономическую основу;

  10. Необходимо закладывать в основы новых регламентов систему существенных привилегий как для преподавателей, воспитателей и командования КК, так и для выпускников-кадет КК и СВУ при их поступлении на государственную службу, и так далее…

Национальная Кадетская школа как основа профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы, на примере Суворовских военных училищ.

На наш взгляд, система профессионального военного образования государственной военной службы должна состоять из:

  1. Начального (первичного) военного образования, это - Суворовские (Нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса;

  2. Базового военного образования, это - высшие военные училища Видов Вооруженных Сил РФ;

  3. Специального военного образования, это - система курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующих при Видах Вооруженных Сил и Родах войск;

  4. Высшего профессионального военного образования, это - военные академии Видов Вооруженных Сил РФ, по одной на вид;

  5. Высшего государственного образования, это - Государственная академия (сейчас это Военная академия Генерального Штаба и Академия государственной службы).

Базовые подходы к новому государственному образовательному стандарту кадетского образования в СВУ

Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны России, образуют систему начального (первичного) государственного военного образования.

Они комплектуются, в основном их детей военных и государственных служащих (а так же из "сыновей полков" и сирот) и должны:

Каждое из перечисленных выше базовых (начальных) профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом и давать выпускникам право работы по полученным специальностям.

Обучение в этих учреждениях должно начинаться с 10-11 лет и продолжаться в течение 7-8 лет.

Должен быть предусмотрен ежегодный выезд в оздоровительные летние лагеря, а на последних двух курсах должна проводиться войсковая стажировка.

В течение двух последних лет обучения, на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования, должны определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника. Войсковая стажировка на последнем курсе должна носить характер экзамена и учитывать выбранную воспитанником специализацию.

Выпускники Суворовских (нахимовских) военных училищ, военных лицеев и кадетских корпусов должны иметь право первоочередного (без экзаменов) поступления на вторые курсы учреждений базового военного образования.

Таким образом построенное первичное военное образование должно обеспечить высокий уровень гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и к продолжению службы в Армии, а также обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.

Эти учебные заведения должны размещаться в областных центрах (вблизи их) и находиться под личным попечительством Президента России, Палат Федерального Собрания РФ, Министров силовых структур, Главкомов Видов Вооруженных Сил РФ, Губернаторов провинций и серьезных финансовых, и коммерческих структур, затраты которых на создание соответствующей базы и на поддержание достойного уровня "своих" учреждений безусловно не должны облагаться налогами.

О подборе и подготовке кадров командного состава и офицеров-воспитателей СВУ

Особое значение должно уделяться конкурсному подбору кадров офицеров-воспитателей в учреждения национальной суворовской (кадетской) школы, при этом главным критерием их отбора, кроме безусловного высокого уровня общей культуры и профессионализма, должна стать любовь к детям.

Нам представляется, что для работы в СВУ должны отбираться офицеры:

имеющие высшее образование; прослужившие порядка 10 лет в строевых частях Вооруженных Сил РФ; имеющих крепкие семьи и своих (уже не малолетних) детей; не стремящиеся к "быстрой и блестящей" военной карьере в строю, желающие и готовые служить и работать в СВУ долго.

Кроме того, важным и новым направлением кадровой политики в Армии могло бы стать принятие решения о возможности продолжения воинской службы в запасе (в настоящее время военнослужащий, выслуживший установленные сроки действительной военной службы - "состоит в запасе", а не "служит в запасе"), что практически автоматически позволит решить вопрос подбора командных кадров для системы СВУ и КК из наиболее подготовленных и зрелых офицеров ВС РФ, без увеличения штатной численности офицерского корпуса армии мирного времени.

Непременным условием назначения офицеров в систему СВУ должно стать их предварительное обучение на специальных курсах по подготовке к работе с детьми.

Необходимо сказать, что после Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военных институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ.

Естественно, что каждый принимаемый для работы в СВУ офицер и специалист должен быть обеспечен комфортабельным жильем в служебном жилом фонде СВУ.

Основные штатные должностные категории постоянного состава СВУ должны быть такими: Начальник училища - генерал-майор; заместитель начальника училища - полковник: командир суворовской роты - подполковник; командир суворовского взвода - майор.

Притом, что должностной оклад этих категорий должен быть приравнен:

Начальника училища к окладу командира дивизии; заместителя начальника училища, к окладу заместителя командира дивизии; командира суворовской роты, к окладу командира полка; командира суворовского взвода, к окладу командира батальона.

Представляется так же важным, чтобы офицеры постоянного состава училищ сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь, и лично заинтересованными в совершенствовании кадетского воспитания в них.

О программах и учебных планах СВУ и КК

Нам представляется, что новые программы обучения и учебные планы суворовских училищ и кадетских корпусов должны верстаться исходя из принятой новой парадигмы (базовой схемы) их профессиональной предназначенности.

Эта базовая схема начального профессионального образования государственной службы должна складываться из системы курсов и специальных предметов обучения, и добротного среднего (углубленного гуманитарного) образования кадет.

Расчеты часов по предметам обучения, перечни курсов и тем занятий должны диктоваться как прямым предназначением учреждений кадетского образования, так и спецификой государственного заказа к ним с учетом региональной специфики их дислокации. Курсы специальных предметов обучения, определяющих профессиональную ориентацию, подготовку и будущее предназначение кадет и должны рассчитываться на весь 7летний цикл их обучения с максимальным использованием для учебы времени летних лагерей.

Эти документы должны разрабатываться на местах с учетом нового образовательного стандарта, требований профильных (заказывающих) министерств и региональных властей, и рекомендаций Минобразования РФ.

Важной частью воспитания кадет исторически являлся спорт, поэтому, нам представляется крайне важным, что бы составной частью учебного и воспитательного процесса стало проведение плановых (один раз в два года) Спартакиад СВУ и КК по легкой атлетике, плаванию, стрельбе, фехтованию, боксу, игровым видам спорта и силовым единоборствам.

Об учебной материальной базе и инфраструктуре СВУ

Не вдаваясь в подробное описание инфраструктуры учебы, воспитания и жизнедеятельности СВУ просто перечислим те основные сооружения и объекты инфраструктуры, без которых подготовка современного государственного служащего, а тем более, военнослужащего невозможна в принципе.

К сожалению, ничего подобного ни в одном СВУ Минобороны нет, в то время как в том же Московском СВУ, уже в 1956 году почти все эти элементы учебной инфраструктуры (конечно на уровне тех лет) были, и мы, кадеты тех наборов, учились на них.

Мы все получали водительские права, спортивные разряды и удостоверения переводчика референта иностранного языка, а на войсковой стажировке в полковой школе сержантов Таманской дивизии - водили танки (Т-34), участвовали в боевых стрельбах в составе отделений, а по окончании этой войсковой стажировки нам присваивалось звание "сержант".

Надо сказать, что именно это, а так же высочайшая квалификация преподавателей и офицеров-воспитателей училища, давали нам такой высокий уровень среднего образования и профессиональной военной готовности, что позволяло выпускникам СВУ семилетнего обучения, поступать без экзаменов на второй курс высших военно-учебных заведений, и там резко отличаться в лучшую сторону от проучившихся уже год пришедших с "гражданки" курсантов качеством своей образованности, физической и строевой подготовки, а так же дружбой и мотивированностью к службе в Вооруженных Силах.

Мы считаем, что практически все существующие СВУ Минобороны сегодня уже исчерпали возможности своего инфраструктурного развития, так как расположены в больших городах, в старом жилом и служебном фонде.

Мы считаем, что необходимо начать строительство принципиально новых современных учебных комплексов СВУ и КК как самостоятельных комплексных учебных центров, на чистом месте, за городской чертой и по принципиально новым перспективным проектам.

Нам представляется, что затраты государства на строительство подобных комплексов могут быть существенно снижены за счет продажи земли и зданий освобождающихся военных городков.

Нам представляется, что первым таким проектом может стать строительство в непосредственной близости к Москве, комплекса - Московского Президента России Суворовского военного училища.

В этом комплексе должны быть реализованы все разумные предложения экспертов, ветеранов кадет и специалистов по образованию и воспитанию государственной элиты России с детства.

Кроме того, большое количество сокращаемых высших военных учебных заведения Минобороны создают условия для формирования новой системы СВУ и КК на их инфраструктурной учебно-материальной базе. Это позволит сберечь колоссальные деньги уже вложенные в нее, обеспечит потребности новых СВУ и КК в ней, а так же сохранит ее как базу возможного мобилизационного развертывания армии военного времени.

В принципе, все сокращаемые учебные заведения высшей профессиональной военной школы ВС РФ могут быть перепрофилированы в соответствующие СВУ или КК Минобороны или Минобразования.

 

Взаимоотношения Минобразования и Министерства обороны РФ

Мы считаем необходимым оставить в подчинении Минобороны систему существующих СВУ и военных КК, и никуда (то есть в Минобразования) их не передавать.

При этом обязать Минобороны:

Мы считаем важным и необходимым, заинтересовать Минобороны возможностью получения новых возможностей создания Армии России на контрактной основе.

Нам представляется, что эта задача (в том числе) может быть успешно решена в том случае, если по окончании своего ВУЗа (СВУ или КК), его выпускники, получат: специализацию младшего командира (сержанта) и соответствующий диплом младшего специалиста государственной гражданской службы; возможность принятия Военной присяги с 16 лет, а значит и увеличения срока действительной военной службы, что положительно скажется на рабочем стаже и будущей пенсии выпускника. Мы уверены, что это вполне корректный путь формирования ВС РФ контрактниками, обладающими, кроме всего, хорошим образованием, явным здоровьем, кадетской корпоративностью и спайкой.

Надо сказать, что именно этим путем уже идет Казахстан и его вооруженные силы, и нам просто обидно, что если там - в Казахстане, государство определилось со своими интересами и решает конкретную задачу конкретными методами, то в России все еще говорят "о невозможности", "нецелесообразности", "милитаризации", "неготовности" и вообще "все что хотят", лишь бы не найти себе "новые хлопоты".

Другой важной составляющей реформы военного профессионального образования может стать:

В этом случае, отобранные суворовцы и кадеты, сознательно и специально готовящиеся для поступления на военную службы через получение высшего образования на военных кафедрах гражданских учреждений высшей школы, могут зачисляться на соответствующие кафедры таких ВУЗов, а после зачисления (сдачи вступительных экзаменов) принимать Военную присягу, заключать контракт с Минобороны на 5 лет, и уже в качестве военнослужащих запаса (резерва) продолжать обучение по выбранной военной учетной специальности, а затем, согласно контракта, служить в Армии на офицерских должностях.

 

Чего, на наш взгляд, нельзя допускать при нашей работе по созданию системы кадетского образования в России

Первое. Нельзя снижать планку задач, стоящих перед государством.

Это значит, что надо сразу говорить только о создании системы профессионального начального государственного образования в России, и не говорить, и не работать над чем-либо другим.

Нам представляется особенно опасным, возможная попытка перевода стрелок работы с создания системы кадетского образования, на (так же важные) проблемы кадетского воспитания или, тем более - кадетского движения, что вообще дело ветеранских объединений кадет.

Нам представляется очевидным, что эти проблемы будут решаться автоматически в рамках системы кадетского образования, так как являются имманентно (органически и по определению) присущими ему.

Любая попытка чиновников любого уровня создания вместо системы кадетского образования очередной федеральной целевой программы "кадетского воспитания" не может быть расценена нами иначе как поиск нового способа "пиления" бюджетных денег и метода уничтожения национальной суворовской-кадетской школы России.

Второе. Нельзя поддаваться на провокации, связанные с тем, что этот вопрос не решаем в принципе, так как, согласно концепции реформы системы среднего образования в России и Закона об образовании - такого образования не предусматривается. Такой подход представляется нам просто "происками врагов", так как все это принципиально не так.

Во-первых, Вы сами неоднократно говорили о недостатках имеющихся в Законе об образовании. Поэтому мы не имеем права не "работать над ошибками" и своим бездействием лишить Россию возможности выращивания качественной национальной элиты своих государственных служащих на гражданском и военном поприще.

Во-вторых, это не так, так как внимательное изучение уже существующих законов позволяет - наряду с профессиональным техническим, иметь (создать) и начальное профессиональное образование государственной службы.

Третье. Необходимо исключить все "стоны" по поводу того, что "бедных юношей лишают детства", когда, в самом деле, их лишают водки, наркотиков, курения, игровых автоматов, морального и физического разложения и растления.

Четвертое. Не ставить перед СВУ и КК задачи борьбы с беспризорностью, оставив эту задачу ПТУ, детским домам и тому подобным учреждениям, так как у них принципиально другое предназначение, хотя в этом деле СВУ и КК должны участвовать тоже.

Пятое. Нельзя искусственно разделять суворовцев Минобороны и кадет Минобразования. Все современные кадеты вышли из суворовской шинели и организованы суворовцами физически, и если достижения суворовской школы несомненны, то кадетским учреждениям Минобразования еще предстоит доказывать свою эффективность, равняясь, при этом на СВУ Министерства обороны России.

Шестое. Нельзя допустить подмены в СВУ начального профессионального военного образования гражданским, и начального профессионального гражданского военным в КК Минобразования, их надо умело совмещать.

Седьмое. Нельзя допустить сворачивание великолепной национальной суворовской школы путем передачи СВУ в систему Минобразования.

Этот тезис особенно важен сейчас, когда Минобразования, по совершенно формальным и надуманным причинам, вынашивает планы сокращения сроков обучения в СВУ с трех лет до двух, что, на наш взгляд, является просто актом национального предательства, то есть не актом государственной глупости, а специальным актом целенаправленного разрушения Суворовской школы в России.

Восьмое. Нельзя идти на уменьшение количества лет обучения в СВУ и КК.

Этот тезис обосновывается тем, что, во-первых, исторически, воспитание в Кадетском корпусе обучало национальной культуре и нравам, и утверждало те верования, на которых эти нравы держатся как на фундаменте и которые являются связующим цементом общества. Именно соблюдение этого принципа в Российских кадетских корпусах прошлого обеспечивало их педагогические успехи и последующую блестящую работу их выпускников на гражданском и военном поприще.

Второе слагаемое успеха русских кадетских корпусов: начало среднего военно-гражданского воспитания в раннем возрасте (9-10 лет).

И сейчас наука утверждает, например, что овладение в совершенстве иностранными языками на всю жизнь возможно при соблюдении двух условий:

1) обучение начинать за несколько лет до достижения половой зрелости (пубертационного периода), то есть (не позднее 9-10 лет;

2) продолжать обучение после пуберта (после 12-14 лет) не менее 2-х лет.

Так было в русских кадетских корпусах и в институтах благородных девиц, так было и в СВУ с момента их основания в 1943 году и до 1966 года, то есть года сокращения их числа и срока обучения в них с семи до трех (и даже двух) лет.

Более того, если технические и другие знания можно приобрести в любом возрасте, то общие идеи коллективизма и общие начала морали и патриотизма усваиваются (прививаются) только лишь в раннем юношеском возрасте от 10 лет.

Кроме того, вспомним, что еще Платон говорил: "Для того чтобы Государство благоденствовало, чтобы народ был счастлив в этом Государстве, им должны править не любые люди (не кухарки), а специально для этого подготовленные граждане". А для этого надо соблюсти три условия:

1. Эти люди должны быть хорошо воспитанными и хорошо образованными. Причем в процессе воспитания они должны жить вместе.
(Мы, суворовцы, хорошо знаем, что настоящего мужчину и гражданина воспитывает только коллектив, только строй и взаимная ответственность товарищей. Воспитание должно быть полным, то есть моральным, религиозным, интеллектуальным, музыкальным, художественным, спортивным, военным, правовым, этическим, и так далее);

2. После окончания такого образования воспитанники таких общежитий должны служить своему государству как воины;

3. Лучшие из воспитанников и воинов должны потом обучаться еще и философии (то есть мудрости), в том числе и государствоведению, а не только чистым наукам. Лишь после этого они станут полностью культурными людьми и только лишь они могут управлять государством, возглавлять его.

Эти принципы, и есть те правила, которые нарушать нельзя, и не потому, что так говорил Платон, а потому, что в этом есть тысячелетняя правда жизни.

Что стало с Россией, когда к руководству пришли люди, не понимающие этих истин - мы все прекрасно знаем.

В настоящее время уже практически принято решение (в том числе и по инициативе Московского суворовско-нахимовского содружества) о переводе Уссурийского СВУ на 7летний цикл обучения.

Нам представляется целесообразным первоочередной перевод на 7летний цикл обучения Екатеринбургское СВУ, Московское СВУ, Казанское СВУ и Санкт-Петербургское НВМУ.

Девятое. Нельзя отдавать в руки Минобразования решение совсем нерыночной проблемы национального масштаба, проблемы воспитания государственной элиты России с детства, так как это личное дело высшей государственной власти России.

 

Что нужно делать, в общеметодологическом плане

  1. Делать все, что было сформулировано выше в качестве проблем, которые необходимо решать.

  2. Все ошибки сделанные прежними разработчиками Закона об образовании и всех концепций образовательных национальных проектов необходимо устранить, и создать систему новых основополагающих документов, первоначально в виде исправлений и дополнений к уже существующим.

  3. Необходимо сближать программы обучения в СВУ и КК, а также базовые подходы к воспитанию юношей в них.

  4. Ужесточить сертификацию учебных учреждений кадетского образования и создать федеральный орган, отвечающий за эту работу.

  5. Не сдерживать инициативу субъектов федерации по организации КК регионального значения, но принимать их в систему КК Минобразования только после их сертификации и по потребности.

  6. Создать систему государственного, регионального и местного заказа на выпускников СВУ и КК всех уровней и специализаций, в том числе по профессиональным стандартам, специальностям и количеству выпускников по регионам, с тем, чтобы лучшим из них было гарантировано по выпуску рабочее место в системе государственной службы, на рынке труда или место в учреждениях высшей школы.

  7. Систему кадетских классов поддерживать там, где создание КК представляется нецелесообразным, не необходимым, преждевременным или в качестве прототипа будущего КК Минобразования.

  8. Создать специальную систему подготовки преподавателей и воспитателей КК.

  9. Создать систему статусных и материальных преференций (выгод), обеспечивающую заинтересованность преподавателей, воспитателей и командных кадров государственных профессиональных образовательных учреждений в высоком качестве своего труда в системе СВУ и КК Минобороны, и в КК Минобразования России.

  10. Вести дело к тому, чтобы в последующем, нормальная карьера государственного служащего могла состояться только при условии получения им начального базового государственного профессионального образования в СВУ или КК Минобороны, или в учреждении кадетского образования Минобразования.

Мы убеждены, что сегодня у России осталось не много ресурсов развития, но одним из основных, является ресурс грамотного, профессионального и нравственного управления державой.

Необходимо осознать, что, в этом плане, сегодня интересы выживания и развития России заключаются в том, чтобы воспитывать свою новую национальную политическую элиту с детства, и что это можно сделать только через систему государственного кадетского образования.

Именно новая политическая гражданская и военная политическая элита России должна привнести в работу государственных и частных структур, в которых будут работать наши выпускники, и в само бытие России, те самые основы кадетского воспитания, которое она получит в СВУ и КК.

Кто это все должен и будет делать

Правда жизни состоит в том, что кроме Президента России и организаций кадет ветеранов эту важнейшую задачу государственного строительства России никто не осилит.

Слава Богу, что первые шаги по формированию национальной кадетской школы, благодаря мудрости нашего государственного руководства, сделаны и делаются в правильном направлении, но они, к сожалению, не исчерпывают всей темы.

Попечительские советы, решая вопросы улучшения быта кадет и качества инфраструктуры их образования, по определению оставляют без внимания и контроля все сферы прямой и ежедневной работы, то есть идеологию, воспитание, учебный процесс и само функционирование этих образовательных учреждений как особых административных (военных) организмов.

Все это настоятельно требуют принципиально другой постановки задачи, так как создают опасность "растворения" кадетского образование в партийных и региональных потребностях в кадетском движении (то есть, в подручном электорате), что вообще недопустимо в принципе. Другими словами, нам представляется, что необходимо создание исполнительной вертикали управления кадетским образованием России.

 

Что нам нужно делать в первую очередь

  1. Необходимо спасти существующие СВУ и КК.
    Для чего необходимо изыскать средства и срочно разработать новую шкалу оплаты труда
    командования СВУ и КК, профессорско-преподавательского состава и офицеров воспитателей и воспитателей СВУ и КК, с тем, чтобы в Федеральном бюджете уже с 2007-2008 года были заложены необходимые средства, которые однозначно снимали бы вопрос о престижности и выгодности их труда, и сняли бы их зависимость от волюнтаризма региональных властей 6 .

  2. Разработать саму идею и концепцию кадетского образования как начального профессионального образования государственной службы, как единой системы СВУ и КК России.

  3. Разработать "идею" кадетского образования и государственные кадетские (гражданский и суворовский) образовательные стандарты.

  4. Мы считаем, что эту работу можно сделать достаточно быстро, так как все основанные подходы и даже сами новые государственные стандарты уже сформулированы и разработаны в ветеранских суворовских организациях.

  5. Разработать базовые требования к СВУ и КК России, по разным критериям и стандартам, соответствие которым может дать возможность считать (признать) данное учебное учреждение "кадетским".

  6. Разработать и определиться со специализацией учреждений кадетского образования в соответствии со спецификой их дислокации и предназначения.

  7. Провести мониторинг всех "кадетских" учреждений всех уровней системы Минобразования.

  8. Провести сертификацию имеющихся КК и Кадетских классов Минобразования, с тем, чтобы в этой системе как системе начального профессионального государственного образования остались (и формировались) только учреждения федерального и регионального уровней и не ниже.

  9. Начать плановую работу с тем, чтобы разработка и принятие основных документов могла быть завершена к началу 2008 года.

Нам представляется, что такая работа под силу только специальной полномочной комиссии Администрации Президента, Правительства России и ветеранских организаций кадет, работающей на постоянной и плановой основе.

 

Основные константы кадетского образования в России

  1. Кадетское образование, есть - государственная система начального профессионального образования государственной службы в России.

  2. Кадетское образование готовит младших специалистов государственной службы на военном и гражданском поприще.

  3. Кадетское образование есть образование государственное, оно формируется на базе Суворовских военных училищ и кадетских корпусов Министерства обороны, а также сертифицированных кадетских корпусов и других равных им учебных учреждений Минобразования, имеющих федеральный или региональный статус.

  4. Кадетское образование обеспечивается:

  5. За подготовку младших военных специалистов отвечает (и платит) Министерство обороны, за подготовку младших специалистов государственной гражданской службы - Минобразования РФ.

  6. Эти министерства, а так же Министерство по труду и занятости, вместе с заинтересованными структурами государственной власти Центра и регионов, формируют ежегодный государственный заказ на подготовку младших специалистов государственной службы.

Нам представляется, что самым важным моментом в этом важнейшем государственном деле, является осознание высшей государственной властью России, что подготовка профессиональной управленческой элиты государства не менее важно для судеб страны, и имеет не менее высокие приоритеты, чем подготовка младших специалистов промышленности.

Если эта аксиома не вызывает сомнений, тогда возникает естественный вопрос: почему подготовка младших специалистов индустрии (например, слесарей в ПТУ, ныне - колледжи) является средним специальным техническим профессиональным образованием (и собственной видом среднего образования), а профессиональная начальная подготовка специалистов государственной службы в СВУ и КК не является специальным профессиональным образованием?

Очевидно, что никто на этот вопрос ничего вразумительного не ответит, так как это есть просто повторение ошибок прежних управленческих решений позднего периода советского времени.

Нам представляется, что этот явный недостаток, столь сильно сдерживающий само развитие России надо немедленно устранить.

Мы считаем, что реализация этой программы должна составить существо работы Комитета по образованию Совета Федерации России, Государственной Думы, всех, заинтересованных в успешном историческом будущем России, государственных структур и общественных организаций, и в первую очередь - профильных комитетов Государственной думы, соответствующих управлений Министерства обороны и Минобразования России, а так же ветеранских кадетских организаций России.

***

Мы уверены в том, что для того чтобы кадетское образование как система начального профессионального образования государственной службы России и кузница ее политической и военной элиты была успешной, ее главным попечителем, куратором и администратором должен быть Президент России лично, и его специальный Помощник по делам Суворовских училищ и Кадетских корпусов, который бы возглавлял исполнительскую вертикаль кадетского образования, доходящую до уровня Федеральных округов и субъектов Российской Федерации.

В истории России успех ее кадетских корпусов прямо и непосредственно связан с именем Великого Князя Константина Константиновича, который имел такое поручение и службу от Императора России. Он ежедневно и лично занимался устроением кадетских корпусов России, образованием, обучением, морально-нравственным воспитанием кадет, и их физической подготовкой к службе на благо России.

Мы убеждены, что и сегодня мы должны использовать этот успешный исторический опыт формирования российской элиты и такую должность и структуру в Администрации Президента создать, тем более, что в ней подобная структура (в виде Комитета по делам казачества) уже существует.

Мы считаем обязательным и важным, что бы эту должность Помощника Президента России занимал только и исключительно человек военный и закончивший в свое время Суворовское училище или Кадетский корпус.
 

Справочные приложения.

 

1. 21 августа 1943 года руководством страны было принято Постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации", в котором, в частности, говорилось: "Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, Погибших от рук немецких оккупантов, организовать... девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников..."

В постановлении указывалось, что суворовские военные училища "имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование... В суворовские военные училища принимать мальчиков с 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. При училищах организовывать младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимать детей в возрасте от 8 до 10 лет".

В целях полного укомплектования одновременно всех суворовских военных училищ в 1943 г., в виде исключения, произвести прием четырех возрастов - от 10 до 13 лет включительно".

Народный комиссариат обороны СССР в течение двух месяцев, с октября 1943 г. по ноябрь включительно, должен был сформировать девять суворовских военных училищ: Краснодарское (в городе Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в городе Астрахани), Воронежское, Харьковское (в городе Чугуеве), Курское, Орловское (в городе Ельце), Калининское и Ставропольское.

Для детей пограничников были созданы два суворовских военных училища - Ташкентское и Кутаисское, а для детей моряков - Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища.

4 июня 1944 года ГКО принял постановление об открытии в стране еще шести суворовских военных училищ: Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Саратовского, Тамбовского и Тульского.

В 1953 г. в Белоруссии было сформировано Минское СВУ, а в 1955 г.создано Ленинградское СВУ.

Таким образом, в период с 1943- го по 1955 год в СССР было создано 19 СВУ, 3 нахимовских военно-морских училищ и 1 военно-музыкальное училище (с 1937 г.).

В настоящее время в силовых структурах РФ действую 23 учреждения суворовского (кадетского) образования, из них:

2. Кадетские корпуса МО РФ - 7
Кадетский ракетно-артиллерийский корпус (г.Санкт-Петербург) - 1993
Военно-технический кадетский корпус (г.Тольятти) - 1995
Кронштадский военно-морской кадетский корпус - 1995
Военно-космический кадетский корпус (г.Санкт-Петербург) - 1996
Кадетский корпус радиоэлектроники (г.Кемерово)
Омский кадетский корпус
Кадетский корпус железнодорожных войск (г.Санкт-Петербург)

 

3.  Сегодня этот вопрос как никогда актуален, так как, на примере Московского СВУ можно увидеть, что непринятие решения о выравнивании зарплат преподавателей Мс СВУ применительно к аналогичным преподавателям школ Москвы (разница составляет 2-3 тыс. рублей, так как учителям Москвы доплачивает Ю. Лужков, а учителям Мс СВУ Минобороны доплачивать отказывается) уже привело к тому, что 40% опытнейших преподаватели Мс СВУ подали рапорта об увольнении и ушли работать в престижные школы Москвы, а в СВУ сворачивается учебный процесс, так как, например, из 7-ми учителей русского языка уже уволилось 5.
Надо сказать, что нам просто стыдно за Минобороны, которое не хочет принимать решение стоимостью всего 6 млн. руб. в год. Но нам еще более странно, что Министр Обороны РФ и его Заместители не отдают себе отчета в том, что они своими руками губят великолепную суворовскую школу России, за что неминуемо будут отвечать. Но разве можно позволить им такое безумное отношение к национальному достоянию России и его будущему?

4. Это связано с тем, что в училище будет изучаться китайский язык, и училище может быть расширено за счет высвобождающегося фонда Уссурийского автомобильного военного училища.

5. Имеется в виду сам факт обращения Президента России к проблеме кадетского образования и назначение товарища Миронова Сергея Михайловича - попечителем системы СВУ и КК России, а так же возложение обязанностей по законодательной инициативе по этой теме, на Совет Федерации.

6. Другими словами, необходимо им платить в 1,5 раза больше чем платит Ю. Лужков московским учителям, притом, что их зарплата должна индексироваться. Эти вопросы необходимо принципиально поставить, быстро и эффективно решить, объединяя усилия и возможности Федерального центра и регионов России.