РЕКОМЕНДАЦИИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ

Кандидат, поступающий в суворовское военное училище, сдает письменный экзамен по математике. Экзамен длится 4 часа.

Каждый вариант состоит из 6 заданий, проверяющих знание основных разделов школьного курса математики.

В задания входят:

• арифметический пример, проверяющий умение кандидата работать с обыкновенными и десятичными дробями;

• алгебраический пример на упрощение выражения, проверяющий знание кандидатом формул сокращённого умножения и владение им навыками несложных алгебраических преобразований;

квадратные уравнения, проверяющие знание кандидатом формул решения таких уравнений (как полных, так и неполных);

системы уравнений и неравенств, проверяющие умения кандидата аналитически или графически их решать;

• текстовая задача на составление уравнения, проверяющая умение кандидата логически мыслить и рассуждать;

• несложная геометрическая задача, проверяющая знание кандидатом основных определений и формул курса геометрии (планиметрии).

Решение всех заданий должно содержать краткие пояснения хода решения, проводимых математических преобразований.

Рисунки (если они требуются) надо выполнять аккуратно (желательно с использованием линейки и циркуля), все обозначения на рисунках долж­ны соответствовать обозначениям, используемым в тексте решения.

При оформлении письменной экзаменационной работы окончательный ответ в каждом задании должен быть обязательно выделен, т.е. решение каждого задания должно заканчиваться словом «Ответ» и самим ответом.

Все задания оцениваются одинаково, независимо от степени их труд­ности.

 РЕКОМЕНДАЦИИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Кандидаты на письменном экзамене по русскому языку пишут диктант. Текст диктанта состоит из 140-160 слов и обычно подбирается из произведений русской литературы (в том числе и на военную тему).

Экзамен проводится в течение одного академического часа (50 мин.).

При написании диктанта экзаменатор сначала прочитывает вслух весь диктант. Затем диктует его по предложениям. После того, как работа закончена, экзаменатор ещё раз читает весь текст (для проверки написанного самими кандидатами).

Дополнительное время на самостоятельную проверку диктанта кандидатам не предоставляется.

Текст диктанта должен быть написан аккуратно, с минимальным количеством исправлений и максимально разборчивым почерком. Если в текст вносятся исправления, то они должны быть однозначными и ясно воспринимаемыми.

Экзаменационная оценка за диктант выставляется в соответствии с нормами, утверждёнными Министерством образования РФ.

При подготовке к экзамену по русскому языку необходимо повторить по школьным учебникам основные правила грамматики и синтаксиса, обращая особое внимание на:

- правописание гласных в корне;

- чередование гласных в корне;

- правописание приставок;

- правописание суффиксов;

- правописание частиц НЕ и НИ;

- правописание Н и НН во всех частях речи;

- сложносочинённое и сложноподчинённое предложения;

- причастный и деепричастный обороты речи;

- обособление распространённых второстепенных членов предложения;

-   вводные слова и предложения.

 

Вариант диктанта:

УТРО НА ОСТРОВЕ.

Рассеивая утреннюю дымку, солнце вставало из самого моря. Судя по редким пёстрым облачкам, неподвижно разбросанным по небосклону, погода обещала быть ровной, спокойной. И по мере того как всходило солнце и становилось светлее, всё резче обозначались на серо-лиловом фоне моря и неба гористые контуры островов. Всюду была вода и ничем не нарушаемая островная тишина.

Остров был довольно тесный из-за гористости, но тщательно обжитый и застроенный на века ещё византийскими мастерами. Всё, что здесь было возведено из камня, и всё, что произрастало на кремнистой почве, стоило долгого времени и труда. Единственная улочка от пристани переходила в извилистую тропу, окаймляющую, по всей вероятности, остров по окружности.

И ещё существовал мул на острове, возможно, один-единственный, чудной и старый. Как заколдованный, он неподвижно стоял неподалёку от пристани с корзинами на спине. При нём никого не было. Вот и стоял он, бедняга, ожидая то ли хозяина, то ли какого-то привоза с моря.

(По Ч. Айтматову)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕРКЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

При поступлении в училище осуществляется проверка физической подготовленности кандидатов.

Кандидаты проверяются по следующим упражнениям:

- подтягивание на перекладине (сила);

- бег на 60 м (быстрота);

- бег на 2000 м (выносливость).

Форма одежды для выполнения упражнений - спортивная. Физическая подготовленность кандидатов определяется по следующим нормативам:

Наименование упражнения

Единица измерения

оценка

«5»

«4»

«3»

Подтягивание на перекладине

к-во раз

10

9

8

Бег на 60 м (высокий старт)

сек.

8,8

9,2

9,7

Бег на 2000 м

мин., сек.

8,20

8,50

9,20


Общая оценка по физической подготовленности кандидата выводится на основании оценок, полученных им за выполнение каждого из упражнений:

- «отлично», если кандидат по проверенным упражнениям получил оценки «отлично» и не более одной «хорошо»;

- «хорошо», если кандидат по проверенным упражнениям получил оценки не ниже «хорошо» и не более одной «удовлетворительно»;

- «удовлетворительно», если кандидат по проверенным упражнениям получил положительные оценки или если одна оценка «неудовлетворительно» при наличии одной и более оценок не ниже «хорошо»;

- «неудовлетворительно», если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно».

Результаты проверки кандидатов по физической подготовленности представляются в приёмную комиссию и учитываются при решении вопроса о их зачислении в училище.

 

 

МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

Кандидаты, поступающие в училище, проходят предварительное и окончательное медицинское освидетельствование.

Каждый кандидат для поступления в училище освидетельствуется хи­рургом, терапевтом, психиатром, невропатологом, окулистом, отоларингологом, стоматологом, дерматовенерологом, а при необходимости и врачами других специальностей.

В период оформления документов в районном (городском) военном комиссариате (РВК) по месту жительства все кандидаты проходят предварительное медицинское освидетельствование, результатом которого является медицинское заключение о состоянии здоровья и пригодности учащегося к поступлению в суворовское военное училище, выданное военно-врачебной комиссией (ВВК) при военном комиссариате или гарнизонной ВВК.

По прибытию в училище, перед началом письменных вступительных экзаменов все кандидаты проходят окончательное медицинское освидетельствование, которое производится военно-врачебной комиссией учи­лища.

Медицинская комиссия в училище руководствуется теми же требованиями, которые предъявляются медицинской комиссией в военкомате, а именно, требованиями согласно приказа Министра обороны Российской Федерации № 315-95 г. «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» с внесёнными в него изменениями (согласно приказа МО РФ №26 от 22.01.99 г.).

К тому же медицинская комиссия в училище руководствуется разде­лом «Медицинское освидетельствование кандидатов, поступающих в училище» Методических рекомендаций по особенностям организации медицинского обеспечения воспитанников суворовских военных, нахимовского военно-морского училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, утверждённых начальником Главного военно-медицинского управления МО РФ в 1999 г.

В частности:

- рост кандидата должен быть не менее 146 см;

- острота зрения на каждый глаз без коррекции не ниже 0,8 для дали и 1,0 для близи.

Кандидаты, признанные военно-врачебной комиссией негодными для обучения в суворовском военном училище, к письменным экзаменам не допускаются и направляются к месту жительства родителей. В документах, выдаваемых им на руки или высылаемых по месту жительства, записывается формулировка «Не прошёл военно-врачебную комиссию» и указывается соответствующая статья Расписания болезней из приложения к приказу МО РФ № 315-95 г.

Следует отметить, что каждый год при проведении медицинского освидетельствования в училище порядка 10% кандидатов отчисляются, как не прошедшие военно-врачебную комиссию.

ПЕРЕЧЕНЬ БОЛЕЗНЕЙ,

по  которым чаще всего кандидаты не проходят военно-врачебную комиссию

 

1 Болезни мочеполовой системы:

- варикоцелез (т.е. расширение вен семенного канатика) (устраняется оперативным путём, это делается до поступления в училище);

- киста правого (левого) семенного канатика;

- водянка правого (левого) яичка;

- крипторхизм (т.е. неопущение яичка в мошонку) (устраняется оперативным путём, но в более раннем возрасте);

- фимоз (т.е. не отводится крайняя плоть за головку полового члена) (устраняется оперативным путём);

- инфекция мочевыводящих путей;

- половой инфантилизм (т.е. недоразвитие половых органов, в том числе отсутствие одного яичка).

2. Болезни органов зрения:

- миопия глаз (т.е. близорукость);

- астигматизм;

- нарушения цветоощущения.

3. Болезни уха. горла, носа (лор-болезни):

- хронические заболевания придаточных пазух носа;

- хронический тонзиллит.

4. Болезни системы кровообращения:

- порок сердца;

- нарушения, выявляемые при обследовании на ЭКГ (в частности, нарушения сердечного ритма и др.);

- нейроциркуляторная дистония (НЦД).

5. Болезни полости рта и челюстей (в том числе болезни зубов):

- кариес (5-6 зубов) (санацию полости рта нужно провести до прибытия в училище);

- всевозможные нарушения прикуса (открытый, глубокий и т.д.) (исправление прикуса необходимо провести до поступления в училище).

6. Кожные заболевания (в том числе нейродермит и экзема).

7. Заболевания, выявляемые при осмотре хирургом и терапевтом-

   - левосторонняя (правосторонняя) паховая грыжа (устраняется оперативным путём);

- пупочная грыжа (устраняется оперативным путём);

- увеличение щитовидной железы;

- ожирение I степени;

- плоскостопие;

- искривление и другие приобретённые деформации позвоночника.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА

Среди комплекса мероприятий, направленных на повышение качества комплектования суворовских военных училищ воспитанниками и эффективности учебно-воспитательного процесса, немаловажное значение играет профессиональный психологический отбор кандидатов на обучение.

Оценка военно-профессиональной направленности и индивидуальных психологических качеств кандидатов проводится (в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 50-2000 г.) в целях выявления у них конкретных личностных качеств и индивидуальных особенностей, необходимых для успешного обучения в училище, овладения в будущем избранной военной специальностью и эффективного применения полученных знаний в самостоятельной военно-профессиональной деятельности.

Профессиональный психологический отбор включает социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку воен­но-профессиональной направленности кандидата, условий воспитания и развития личности, моральных и волевых качеств, особенностей общения и поведения в коллективе, организаторских способностей.

Психологическое и психофизиологическое обследование предполагает оценку особенностей познавательных психологических процессов, эмоционально-волевых качеств, уровня нервно-психической устойчивости и других профессионально важных качеств.

В период проведения вступительных экзаменов (обычно в первую неделю) группа профессионального психологического отбора проводит социально-психологическое, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов в соответствии с утверждённым начальником училища расписанием.

В процессе социально-психологического изучения оцениваются военно-профессиональная направленность кандидатов на учёбу, целеустремлённость, степень общительности, склонность к организаторской деятельности, авторитетность, ответственность, социальные установки, целостные ориентации, особенности межличностных отношений и некоторые черты характера.

Для социально-психологического изучения кандидатов используются следующие методы:

-         анализ документов;

-         наблюдение и индивидуальное собеседование;

-         обследование кандидатов по разработанным и стандартизирован­ным методикам.

Данные социально-психологического изучения кандидатов используются при определении общей группы профессиональной пригодности по результатам психологического и психофизиологического обследования.

В процессе психологического и психофизиологического обследования у кандидатов оцениваются свойства личности, определяются степень развития у них логического и пространственно-образного мышления, умение принимать правильное решение в условиях дефицита времени, уровень концентрации внимания, объём зрительной и оперативной памяти, эмоционально-волевая и нервно-психическая устойчивость и ряд других показателей.

Психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов проводится в два этапа:

- на первом этапе проводится групповое обследование всех кандидатов с помощью комплекса формализованных методик;

-         на втором этапе проводится индивидуальное обследование и собеседование с кандидатами.

По результатам профессионального психологического отбора каждому кандидату выносится одно из следующих заключений:

- рекомендуется к обучению в первую очередь (полностью соответствует необходимым требованиям) - 1-я группа профессиональной пригодности;

- рекомендуется к обучению во вторую очередь (в основном соответствует необходимым требованиям) - 2-я группа профессиональной пригодности;

- рекомендуется к обучению условно (минимально соответствует необходимым требованиям) - 3-я группа профессиональной пригодности (такие кандидаты допускаются к конкурсу только при недостатке кандидатов с более высокой группой профессиональной пригодности);

- не рекомендуется к обучению (не соответствует необходимым требованиям) - 4-я группа профессиональной пригодности.

Все кандидаты, получившие по результатам группового обследования неудовлетворительные результаты, обязательно проходят индивидуальное собеседование. Кандидаты, получившие по результатам индивидуального собеседования 4-ю группу профессиональной пригодности, к дальнейшим экзаменам не допускаются и в документах, выдаваемых им на руки или высылаемых по месту жительства, записывается формулировка: «Не прошёл профессиональный психологический отбор».

Результаты профессионального психологического отбора доводятся до кандидатов (заносятся в их экзаменационный лист) и учитываются при составлении конкурсного списка.

Преимущественное право на поступление в училище при прочих равных оценочных показателях имеют кандидаты, получившие по результатам профессионального психологического отбора более высокую группу профессиональной пригодности.

Успешность прохождения профессионального психологического от­бора зависит от наличия у кандидата необходимых профессионально важных качеств и внимательного отношения к выполнению всех заданий и инструкций.

При выполнении заданий кандидату необходимо уяснить, что значимость полученных результатов и полученные в результате обработки данные об индивидуальных качествах кандидата принесут только пользу каждому из них, поскольку будут способствовать правильному выбору военной специальности, обеспечат успешность её освоения при сохранении здоровья.

С целью подготовки к прохождению профессионального психологического отбора рекомендуем пользоваться, кроме данного пособия, следующей литературой:

1.Айзенк Г. «Универсальные тесты профессора Айзенка» (пер. с англ. Ефремова В.И.) (серия «Я мыслю, следовательно, существую») (СПб «Стелла», 1996).

2. Москвина А. «Энциклопедия психологических тестов» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

3. «Энциклопедия психологических тестов (личность, мотивация, потребность)» (серия «Практическая психология для всех») (М изд-во АСТ 1997).

4. «Энциклопедия психологических тестов (мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

5. «Энциклопедия психологических тестов (общение, лидерство, межличностные отношения)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

6. «Энциклопедия психологических тестов» (сост. Касьянов С.А.) (М., ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999).

 

ПРИМЕРЫ

наиболее типичных вопросов, предлагаемых  кандидатам при прохождении профессионального психологического отбора

Для группового обследования кандидатов при прохождении профессионального психологического отбора могут использоваться, например, следующие методики:

1. «Биографическая анкета» и краткое (на 8-10 предложений) сочинение «Моя будущая профессия», опросник КОС—2 (коммуникативные и организаторские способности), методика «Ситуации» - для оценки степени выраженности военно-профессиональной направленности.

2. Методики «Арифметический счёт», «Аналоги» и ряд других - для исследования уровня общих познавательных способностей.

3 Методика «Графические изображения», «Тест возрастающей трудности» - для изучения индивидуальных психологических качеств (в частности, для исследования логического мышления).

4. Методика «Завершение фраз» и тест «Прогноз-2» - для оценки нервно-психической устойчивости и т.д.

ПРИМЕРЫ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫХ ВОПРОСОВ:

Опросник КОС-2.

Кандидату предлагается ответить на вопросы, подобные следующим:

- Есть ли у Вас стремление к изучению людей и знакомству с различными людьми?

- Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

Методика «Арифметический счёт».

Её сущность состоит в устном выполнении арифметических действий с целыми числами. При этом исследуются качества оперативной и кратковременной памяти, внимания, мышления (способности к преобразованию цифровой информации) и некоторые темповые характеристики психиче­ских процессов кандидатов.

При выполнении задания надо помнить: арифметические действия должны выполняться строго в том порядке, в котором они записаны

Например: 53 + 47 : 2 - 41 • 3.

Последовательно выполняя действия, получим:

53+47=100      100:2=50     50-41=9     9-3=27                                                 Ответ: 27.

Методика «Графические изображения».

Это одна из наиболее прогностических методик для измерения невербального интеллекта.

С помощью данной методики могут быть также измерены эффективность мышления и эффективность скорости мышления.

Сущность данной методики заключается в установлении логических отношений между абстрактными фигурами.

Каждое задание представляет собой набор изображений, организованных в соответствии с определённой закономерностью. Кандидат должен выявить скрытую закономерность и найти недостающий фрагмент, выбрав его из числа предложенных вариантов.

«Тест возрастающей трудности».

Его сущность состоит в том же, что и сущность предыдущей методики «Графические изображения», а отличие - название текста говорит само »а себя.

Тест «Прогноз-2».

Кандидату предлагается дать ответ «да» или «нет» на вопросы, подобные следующим:

- Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

- Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы, это кажется мне невыносимо трудным.

Все методики, применяемые в училище при профессиональном психологическом отборе, научно обоснованы, адаптированы для подростков 14-15 лет и не представляют особого труда при их выполнении. От канди­датов требуется лишь внимание и собранность. Однако все они строго ограничены по временным показателям и контролируется время выполнения каждой методики.

В процессе выполнения кандидатами заданий за ними ведётся наблюдение. Отмечаются кандидаты, которые не могут сосредоточиться, теряются, волнуются, а также те, кто работает четко, спокойно, справляется с заданиями раньше времени.

Результаты наблюдения используются в качестве дополнительной информации при вынесении заключения о профессиональной пригодности кандидата.

Более подробную информацию о порядке прохождения профессио­нального психологического отбора можно получить в военных комиссариатах по месту жительства кандидата, а также в городских и областных центрах профессиональной ориентации молодежи.