"Господам сенаторам по писанному не выступать, дабы дурь каждого видна была".

Петр Первый (Великий)

Оригинал здесь.

Так что же имела в виду Тамара Фральцова?

 

Тамара Фральцова занимает одну из ведущих в армии должностей - руководителя военным образованием и наукой. Для такой должности, надо полагать, руководитель просто обязан, а  в армии особенно, иметь способность точно высказывать и  доводить свои мысли до исполнителя, сиречь подчиненного, иначе.... Для понимания мыслей Руководителя относительно положения с СВУ постараемся разобраться в их хитросплетениях, сведя их воедино.

 

Т. ФРАЛЬЦОВА

Комментарии, вопросы и размышлизмы

Все суворовские училища остаются там, где они на сегодня есть, исторически были.

Вторая позиция и второй посыл – к этой сети суворовских училищ мы еще создаем новых 7 училищ, оснащенных по самому последнему, как говорится, слову науки и техники под эгидой президента РФ.

Начнем со второго "посыла" (куда и кого, пока не понятно, но наверное посыл к нам. У чиновников модно выражаться витиевато).

Что такое оснащенных по последнему слову науки и техники? Оборудованные компьютерами, новой лабораторной базой? Так это должно быть само по себе естественным для ЛЮБОГО учебного заведения, а если т.н. Президентские КК, и только они, будут оснащены, то уж тогда извините. А остальным что, прозябать без величавого внимания? Хотя представляется, что это для красного словца, поскольку стеклолифты, микросамолеты, автонаноочистители наружных стекол и иные "последние достижения науки и техники" НИКТО и НИКОГДА в образовательные учреждения не поставит.

Здесь уместно остановиться вот на чем. НИКТО в Минобороны НЕ представляет, что же такое этот самый Президентский КК? Нормальный человек, еще только задумывая что-то сделать, задается вопросом: "А ЗАЧЕМ, собственно?". Ну так то нормальный. У нас же в России сначала "вбухивают" (имею в виду деньги) - в роснано..., рособорон..., еще в куда-то, а потом по-черномырдину: "...ну как всегда".

 Вот уже немедля после речи Президента 12.11, где он по сути признался, что его Поручение от 22.04.2009 - создать к 15 декабря пресловутые президентские кадетские корпуса (трансформировавшиеся странным образом в училища) - НЕ ВЫПОЛНЕНО (как всегда, ответственных за "прокол" нет), появились мнения разных политологов (есть в интернете), что эти самые "Президентские кадетские училища" будут готовить ЭЛИТУ офицерского состава. Александр Владимиров отдыхает со своей идеей подготовки элиты в обычных суворовских.

А насколько ПКК будет отличаться от современных гимназий, лицеев и иже с ними, кто же знает? Для этого хотя бы надо что-то знать...

Третье. Сегодня все суворовские училища, что называется, и кадетские, и нахимовские и так далее и тому подобное, они у нас проходят программу переоснащения. То есть что это – пересматриваются учебные планы, если раньше до этого все суворовские училища учились по одному учебному плану, который был, грубо говоря, самым стандартным и самым обычным. В нем не было ни профильности, в нем не было ни углубления.

Переоснащение для людей военных - это обеспечение новыми средствами. Учебные планы с трудом подпадают под квалификацию "переоснащения". Это, скорее относится к методическим вопросам организации образования.

Понятно, что сказать грубо всегда легче, чем признать, что старая советская школа с ее одинаковой программой давала результат БОЛЕЕ высокий, чем все новомодные веяния последних лет. И была лучшей в мире. Это факт.

И для обеспечения "профильности" и "углубления" сначала надо всех учащихся одной группы ВЫРОВНЯТЬ в базовости знания. И СВУ этого реализовало за 2-3 года. Поэтому и давалась единая программа, доказавшая свою успешность. На большее пока не было времени. Будут учиться 7 лет - будет и "углубление" и "профильность". Автоматически. Но это менее зависит от самой программы, но более от ОРГАНИЗАЦИИ занятий и ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ самоподготовки, чего у простых школьников нет.

 На сегодня для всех суворовских училищ разработано и дано право реализовывать широкий спектр как дополнительного образования, так и широкий спектр профильного образования. Поэтому сегодня министром поставлена задача во всех суворовских училищах, да, усилить языковую подготовку. Языковая подготовка должна у нас быть – это два языка как минимум, да, или один язык, но очень хорошего владения.

Странная причинно-следственная связь: реализуй что хочешь, но поэтому два языка, как минимум. Или три, или четыре, но дополнительно?

Только отметим, что с начала 90-х, когда в образовательных учреждениях (Минобразования) было законом разрешено оказывать ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ образовательные услуги, которые все и везде странным образом превратились в ПЛАТНЫЕ услуги. В том числе и второй иностранный язык. Не это ли является движущей силой объясняемых перемен?

 И третья задача поставлена министром – чтобы каждый ребенок, когда выходя из суворовского училища, он у нас каждый ребенок смог самостоятельно сдать ЕГЭ для того чтобы поступить на бюджетное место. И в тот вуз, который он выбирает. Если он выберет военную профессию, то мы будем очень рады. Но на сегодня мы соблюдаем гражданские права и ребенку даем право выбрать.

Все года до последнего кавардака с образованием у выпускных суворовцев не было проблем поступать на БЮДЖЕТНЫЕ места, даже в гражданские ВУЗы. Так зачем огород городить? Или это было неизвестно Руководителю военного образования: в 2009 году многие выпускники СВУ "пролетели" по несоответствию ЕГЭ. И сколько прав было нарушено? Таки это опять чисто риторически.

Сегодня речь идет о кардинальном изменении содержания преподавания, понимаете ли. Вот само образование. Если раньше в суворовском училище у нас качественная успеваемость была, где каждый второй учился на три, если раньше в суворовском училище реализовывали самую обычную стандартную программу, то сегодня в наших суворовских училищах реализуются, понимаете, все программы углубления, все программы профильности и программы широкого дополнительного спектра образовательных услуг.

Что такое "содержание образования" в понимании Т.Фральцовой из контекста данного абзаца не понятно. Но совершенно понятно, что этот "руководитель от образования" имеет смутное представление о таких категориях, как, например,  содержание, уровень или качество образования?

Да и заявлять, что обучение суворовцев по единой, в определении руководящих документов по образованию, БАЗОВОЙ образовательной программе, приносит печальные плоды: каждый второй - троечник, а обучение по ВСЕМ программам "углубления", "профильности" и т.п. ОБЯЗАНО дать повышение качества образования? То есть при более сложной нагрузке и троечников будет меньше? Мягко говоря, странное умозаключение.

Да. Вы представляете, вот сейчас мы заканчиваем, к 1 января этого года все суворовские училища, каждый кабинет будет оснащен интерактивным оборудованием, каждый кабинет. Такого нет ни в одной школе России. Поверьте. Сегодня министром выделяются деньги, они выделены, мы закупаем, чтобы блок дополнительного образования у ребят был реализован ....., всего не перечислишь, что мы делаем.

Хотелось бы понять, что имеет в виду Руководитель при употреблении интермодного словечка "интерактивное оборудование" для каждого кабинета. Это чтобы вместо опыта проводимого СВОИМИ руками, например по физике движения, ученик смотрел на это по "телеку"? Как это делают другие? Или учить-таки по компьютеру?

И опять о дополнительном образовании. Вот в этом и заключается правда современного руководителя от педагогики - все сводить к дополнительному, сиречь платному?

Нет. Если мы скажем…..., мнение не изменилось, пожалуйста, ты можешь идти дальше, но мы хотели бы, чтобы ты все-таки выбрал наше военное образовательное учреждение.

Здесь уместен вопрос прямой: а зачем все делать для того, чтобы "ребенок" (мы, суворовцы, презирали в свои 13-17 лет, когда нас называли "дитем", мы УЖЕ были защитниками, сопричастными к великой касте Русского Офицера) захотел идти куда-нибудь. Что-то здесь с ЛОГИКОЙ не так: мы хотим, чтобы ты выбрал ВВУЗ, а делать будем все, чтобы ты пошел куда хочешь. Вот в этом, 2009 году, суворовцы-выпускники и пошли..... куда получилось, ибо ХОТЕЛИ в военные ВУЗы!

Как такое называется в благородном обществе?

Конечно, мы просто жестко не привязываем, вот. Если раньше говорили: хорошо, мы тебя настраиваем на военное училище, да, но при этом, скажем, тебе не даем, а ты любишь углубленно химию, физику, а кто-то может быть литературу, да, и мы не даем такой возможности, сегодня мы говорим: нет, давайте выбираем по интересам, и чтобы каждое суворовское училище имело возможность реализовывать программы разной профильности. Вы понимаете,  когда убрали вот эту однобокость, ведь сегодня можно назвать это однобокостью…

Почему не признать, что САМО СУЩЕСТВОВАНИЕ суворовского (нахимовского) училища уже есть ВЫБОР и НАСТРОЙ мальчишки. И никто в существующем училище (понятно, что кроме Пансиона госпожа Руководитель этого просто может и не знать) для любителей химии, физики, литературы и т.д. ВСЕГДА у преподавателей найдется время.

И не в преподавателях училищ дело, а в руководителях этих училищ, которые боятся за СВОЕ теплое место: жалуются на трудности, но никто не подает рапорта о переводе в войска? Или такие были?

А вот насчет однобокости можно констатировать одно: к сожалению, сама Руководитель страдает ОДНОБОКИМ восприятием военного мира. Да это и объяснимо: достаточно ознакомится с ее жизненным и карьерным путем.

Я глубоко убеждена, наоборот, мы создаем такие уникальные учреждения, точно такие кстати, как и на Западе, я была, смотрела, сколько образовательные учреждения, которые есть в ведении Минобороны для детей военнослужащих. Сегодня создаем такие учебные заведения, чтобы родители военнослужащие могли понимать: у них часть социального бонуса, их ребенок может учиться в элитном, самом лучшем заведении России. Вот какая задача поставлена министром.

Были лучшие образовательные учреждения в России. И мы это делаем сейчас.

Как-то один умный и великий сказал: "Сомневайся!"

Нет не только не сомневается, но еще и "глубоко убеждена" наша Руководитель, потому что (вот ОНО!) на Западе была. А мы-то сирые, лаптем щи хлебаем. А вот на Западе..., это да-а-а!

Последняя фраза абзаца не лишена двусмысленности: так были все-таки кадетские корпуса ЛУЧШИМИ образовательными заведениями России! А СВУ, созданные по образцу и подобию?

Или вот пришла новый Руководитель и открыла всем лапотникам глаза на преужасное состояние образование в СВУ, сразу перечеркнув труд сотен учителей по всей России: "в СВУ каждый второй троечник!"

Вы знаете, вот, меня много спрашивают и говорят, вот вы человек верующий или нет. Вот как воспитать, чтобы в духе православия. Я говорю, если мы будем заставлять людей лбом биться, извините меня, об пол, и заучивать тупо молитвы, то навряд ли они будут истинными православными. То есть можно очень многие вещи, да, но делать совершенно глубоко, тонко и работать на то, чтобы человек сделал осознанно свой выбор и тот, который нам нужен. И чтобы он гордился профессией родителей, и сам продолжал их традиции.

Так-таки на прямой вопрос Тамара Фральцова прямо и не ответила: верует ли? Судя по всему - нет. Но это, как говориться, ее личное дело. А вот зачем же все-таки про лоб и про заставлять? Это только относительно дураков, а пастыри нашей веры НИКОГДА и никого (не в пример Западу!) НЕ заставляли, напротив, всегда увещевали от этого. Лукавит Тамара Фральцова, передергивает понятия. Хоть и говорит, что надо тонко и глубоко, но сама же поступает грубо и поверхностно. Видимо, всех дураками и считает. Ну это не ново, это знакомо, ни одна она из всего чиновничьего люда так думает, а, к сожалению, большинство.

 Поэтому мы не убираем все то, что было у нас хорошего. У нас была и начальная военная подготовка, да, были летние полевые лагеря, да, но если мы летний полевой лагерь сегодня называем, игру мы формируем, игра «Зарница» или игра на выживание. Превознося совершенно иной дух, дух состязательности, соревнования, тем не менее, рядом вместе с военной частью, одновременно с военной формой, это что, это разве плохо?

Разбирая изложенное Тамарой Фральцовой неизбежно утверждаешься в мысли, что о внутренней жизни суворовских училищ госпожа Руководитель НЕ знает или от кого-то наслушалась. А может быть кино насмотрелась типа "Кадетства". Ах да, имеется почти полугодовой опыт руководства Пансионом благородных военных девиц. Но это, как говориться две большие разницы.

Отсюда и простое НЕПОНИМАНИЕ, и, вследствие этого, извращенные рассуждения о"духе". Все свести к детсадовской игре в "Зарницу"! А мы - мальчишками-суворовцами мечтали обязательно стать Офицерами, а, может быть, и Маршалами. Именно с большой Буквы. Наивные, когда готовились С ОРУЖИЕМ в руках Родину защищать и "Учились этому самым настоящим образом!"

Нет, не тот Дух должен сегодня витийствовать в храме военной науки. Только тот, о котором говорит Т.Фральцова, как-то в народе зовется другим именем, а именно "душком"!

Нет, вот почему-то когда только первый шаг делаешь, сразу все начинают говорить о рисках. А о том, какие плюсы мы можем от этого получить, почему-то люди пытаются этого не видеть. Вы бы приехали действительно, кто-то из вас в пансион воспитанниц, где наши девочки Министерства обороны. Вот они получают светское образование. Но вы спросите любого из них: куда ты будешь поступать планируешь после окончания. Они вам все назовут только лишь военные вузы.

И понятно, по-женски обиженное: "Ну почему людишки не пытаются видеть и понять первые шаги новоиспеченного Руководителя?".

Да просто потому, что Руководитель в окружающих видит, прежде всего, людишек. В крайнем случае, воспитанниц благородного Пансиона!

Других просто НЕ замечает. Не говоря о том, чтобы спросить, когда не знаешь. А откуда ей знать главное армейское: "Не знаешь - научим, не можешь - поможем!"

Да откель же, в СВУ не обучалась......


Каждая кухарка может управлять государством..."

Классик марксизма-ленинизма.

 

Так что же все-таки хотела сказать Т.Фральцова? С трудом, учитывая свойственное и, по всей вероятности входящее в новую моду современных руководителей послечерномырдинского периода, косноязычие, угадываются и "современные новации современных руководителей от педагогики". Они сводятся и в основном и в главном к следующему:

 

1. Оснастить ВСЕ кабинеты техническим оборудованием. Но Президентские кадетские корпуса оснастить лучше.

2. Ввести дополнительное образование ВЕЗДЕ. Особенно два языка.

Хотелось бы поверить, что один из них будет ИМЕННО русский, как наиболее хромающий (и не только у учащихся). Но у ВСЕХ "современных руководителей" не всегда ловко владеющих даже родным "великим и могучим", почему-то, под двумя языками понимаются именно иностранные.

3. Ввести многопрофильность (?) и углубленность (?). Это вообще малопонятное сочетание "а ля горбачев".

 

Есть ли во всем этом то, что именуют на всяких педагогических форумах, а именно, "новации"? К сожалению, ничего нового за последние 20 лет: все время талдычат одно и то же.

Ввсе это УЖЕ давно есть в простой и обычной школе. Не верите? Спросите ЛЮБОГО директора, и НИ один Вам не скажет, что его школа осуществляет поверхностную и однобокую подготовку, но, именно, многоплановую, углубленную и с великим набором допуслуг.

Так что все сказанное бо-о-ольшим руководителем от военного образования на самом деле является не более чем..... Ну да эпитет каждый может придумать сам.

 

Новым является только одно. Госпожа Фральцова собирается убрать НАСТОЯЩУЮ профильную подготовку, т.е. подготовку молодых людей к исполнению миссии по самой высокой ГОСУДАРЕВОЙ службе - защищать это самое государство "не жалея живота своего" и заменить все это некоей неопределенной "многопрофильностью" и "углубленностью", т.е. НИЧЕМ. Или каким-то неведомым "иным духом", не тем "духом преданности Отечеству", чем питались все поколения суворовцев, а новым духом, видимо перенятого с Запада, скаутизма-соревновательности. Кое-кто из сибирских деятелей от кадетского образования уже внес в обиход новый термин: "социальный лифтинг". Это когда по карьере, через голову всех.

 

Создается ощущение, что госпожа Фральцова в понимании системы специального образования, не говоря уже о военном, никак не поднялась выше уровня районного значения (роно). Там, как следует из ее специальных знаний, подкрепленных дипломом кандидата наук, она специалист. Вот и привносит ТЕ воззрения на новую почву.

 

За изложенными мыслями госпожи Фральцовой скрывается зловещий смысл делающегося сегодня с СВУ: разрушить начальную военную школу, прикрыв все это псевдокрасивой, но бессодержательной фразеологией.

 

Поскольку воспитанные с младых ногтей суворовцы глубже впитывают свое мироощущение как военного защитника Отечества, то и эту школу, которая воспитывает НАСТОЯЩИХ военных надо разрушить. И давайте для этого употребим что-то непонятно-заморское: "углубить", "интерактивировать", "социальный бонус" и тп и тд.

 

А самое главное, что уже ни для кого НЕ новость:  В современной России есть один катастрофический недостаток -

 

недостаток ПРОФЕССИОНАЛОВ в рядах руководителей ВСЕХ уровней,

 

и чем дальше, тем менее их остается: "ибо тогда дурь остальных видна будет меньше!"

 

Можно посетовать, что стыдно за нас, но как-то за последние годы стыд-то притупляется, да и давно вбивают в нас, что стыда, как категории вовсе и нет, особливо у чиновников-политиков-начальничков всех мастей..

Остается только горечь от всего творящего "руководителями-непрофессионалами".

В.Левченко


 

И.А.Крылов. «Щука и Кот»

 

Беда, коль пироги печи начнет сапожник,

А сапоги тачать пирожник.

Так дело не пойдет на лад…

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней;

Он лучше дело все погубит

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

 

Что еще можно добавить к словам Великого Баснописца?

А.Родин

"Размышления по поводу реформы армии"

 

Я анекдот, друзья, вам расскажу:

Ведут профессора научный спор…

Но офицер вмешался в разговор

И говорит: «Я вот о чем сужу:

Вы все такие умные, но все же,

Никто из вас маршировать не может…»

 

Давайте вывод сделаем, друзья,

И осмеем тупого солдафона,

(по Ожегову) грубого бурбона

И неотесанного пня из мужичья.

 

Он только шагом строевым ходить способен,

Ну и вообще тот офицер не воин.

Он нашу армию родную искалечит,

Не офицер он, а «зеленый человечек»…

 

Страну спасай от тупости военной!

На армию нам нужен новый взгляд:

Министр обязан быть гражданским непременно!,

И вот, как в сказке «Волк и семеро козлят»,

(«козлят» - глагол) её  со всех сторон,

И ставят её раком и бобром,

И сокращают, заменяют, продают,

Приватизируют, куда-то посылают,

Короче, словно женщину…ласкают,

Кто в теме, мысль мою осознают…

Полки, дивизии в секретной обстановке

Кроят и режут, как для шкафа заготовки,

Министра нового ушей теперь услада -

Не полк – (по сборке мебели) БРИГАДА;

И новый облик Сил Вооруженных,

После потуг реформы напряженных,

У штатского министра непременно,

Наверно, будет скоро без военных…

 

Вот взять к примеру нам военную науку…

Ведь убедить никто не может эту даму,

Остановить начавшуюся драму,

Не развалить все до конца с испугу.

 

Реформу провести, конечно, надо.

Поверьте, я совсем не ретроград.

Ну чем же помешал суворовцам парад?

И снова все как будто через зад.

 

Чем ровный строй кадетский хуже стада?…

 Мы доверяем профессионалу…

И опыту его не можем возразить

К какому армию мы приведем финалу,

Я не могу себе вообразить!

 

Нормальный человек, как заболеет,

Всегда себе врача скорей зовет.

А если сборщик мебели придет?

Тогда и ненормальный… возмутится.

Нельзя, ребята, так над армией глумиться…

Ведь и здоровый сразу околеет.