ТЕЗИСЫ

выступления Председателя МСНС генерал-майора
Александра Владимирова на слушаниях
в Общественной Палате Российской Федерации
17 ноября 2009 года

Уважаемые коллеги!

Мы благодарим Общественную Палату Российской Федерации и ее руководство за высокую оценку суворовской военной школы и понимание того, что ее существование находится под угрозой уничтожения, что и послужило основой организации столь масштабных слушаний.

Я обращаю внимание участников слушаний к тем раздаточным материалам, которые лежат в их папках: это моя Служебная записка, которая и стала основанием ко всем актам активности в вопросах сбережения СВУ, и в которой эта проблема и наша тревога достаточно полно отражены; это Письмо Президенту России наших выдающихся кадет, на которое никто не ответил, а Президенту даже никто и не показал; это письма родителей детей, не поступивших в этом году, даже более того, детей выгнанных Министерством обороны из СВУ, НВМУ и КК даже без объяснения причин и извинений; проект Рекомендаций Общественной Палаты по рассматриваемому вопросу.

К теме Слушаний.

Поскольку эта проблема будет всесторонне представлена участниками Слушаний, позвольте остановиться только на вопросах общего характера.

Сегодня речь идет о проблеме национального уровня, о судьбе национальной суворовской военной школы.

Я хочу выделить в этой теме явный геостратегический аспект.

Нам представляется важным констатировать, что наши геополитические противники создали и реализуют мировой глобализационный проект, целью которого является превращение человечества в совокупность, управляемых транснациональными корпорациями, потребителей,

Это достигается ими многими путями, и в том числе через разрушение национальных государств, как последние формы организации человеческого социума, имеющими социальную ответственность перед своими гражданами, и через разрушение института нормальной человеческой семьи как первичной ячейки человеческого общества.

В России эти процессы видны на настойчивых попытках наших врагов изменить историческую память нашего народа, дискредитировать исторические достижения России, изменить ее цивилизационные ценности.

В том числе, они хотят заставить нас "принять вину за развязывание Второй мировой войны", пытаются пересмотреть ее итоги и значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Уважаемые товарищи!

Парад Победы и участие в нем суворовцев и нахимовцев являются частью и символом нашей Великой Победы, частью великой истории России!

Кто посмел лишить Россию ее главного праздника и главного символа ее величия?

Кто посмел разрушать нашу суворовскую семью, семью кадет, с детства воспитываемых в Чести, Доблести, Добре и Красоте, это уникальное явление нашей военной истории и нашего гражданского общества?

Кто разрушает единственную, уникальную и эффективную национальную суворовскую военную школу, призванную готовить национальную элиту России в гражданской и военной сфере, с детства?

Кто лишает Российскую Армию ее блестящих офицеров?

Уважаемые товарищи!

Хотим мы этого или нет, понимает ли Министерство обороны, что оно делает или нет, но совершенно ясно - реальные действия его чиновников лежат в русле проектов наших геостратегических противников, прямо и активно наносят ущерб национальной безопасности России, уничтожают историческое достояние великой державы.

Вот почему, судьба суворовской военной школы принимает вид проблемы национальной безопасности Росси и ее исторической судьбы.

***

Приведу некоторые сведения исторического характера, иллюстрирующие величие и историческое значение кадетского образования и воспитания в России.

Я это делаю с тем, чтобы еще больше прояснить ее безусловные достижения и эффективность и обострить общее возмущение и непонимание того, почему эта великая школа уничтожается.

Кадетскому образованию в России уже более 300 лет

Анализ истории России говорит о том, что в периоды, когда ее государственная и военная элита воспитывалась в системе кадетских корпусов, государство имело больше побед и успехов.

За все время своего существования Кадетские корпуса Российской империи дали России выдающихся государственных и общественных деятелей:

Политики: канцлер Горчаков А. М.

Полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С., Корнилов Л. Г., Каледин А. М., Нестеров П. Н.;

Адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.;

Поэты и писатели: Пушкин А. С., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.;

Композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.;

Мореплаватели: Лазарев И. П., Беллинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.;

Живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А

Эти традиции подготовки национальной элиты с детства были подхвачены и продолжены нашей национальной суворовской военной школой.

Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища Советского Союза были образованы нашим Отечеством после Победы Советской армии над фашистской Германией в Курской битве в 1943 году, и предназначались: "Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов… организовать девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов…. Установить, что суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование ". 1

Суворовские военные училища являлись государственными военными учебными учреждениями и входили в ствол профессионального военного образования, подчинялись непосредственно Министерству обороны СССР и выполняли задачи и его разнарядку на подготовку воспитанников для продолжения профессиональной военной службы в составе офицерского корпуса.

Училища комплектовались детьми погибших офицеров и работников государственной службы, в течение семи-девяти лет им давалось широкое гуманитарное образование, государственно-патриотическое воинское воспитание и прекрасная физическая и военно-профессиональная подготовка.

В аттестате зрелости выпускника указывалось, что выпускник получил среднее общее образование и "прошел производственное обучение по специальности военная подготовка", которое, к примеру, давало ему право, в случае службы в Советской армии на рядовых должностях, занимать должности младшего командного состава - сержантов.

Их выпускники имели четко направленное военное предназначение и, по окончанию училища они, по старшинству баллов, распределялись для поступления в высшие военные учебные заведения, а в высшие общевойсковые училища зачислялись без экзаменов и сразу на второй курс обучения, выполняя таким образом сформированный государственный заказ Вооруженных Сил СССР.

За 65 лет своего существования Суворовские и нахимовские военные училища воспитали: около 150 тысяч лучших сынов Родины, десятая часть которых отдали ей свои жизни; 66 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; двух летчиков-космонавтов; Секретаря Совета Безопасности России; трех министров Правительства СССР и России; около 1000 генералов и несколько десятков тысяч офицеров; четырех Заместителей министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; двух академиков РАН; около 500 докторов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров Олимпийских игр, многих десятков чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

В мире нет ни одной другой системы образования и воспитания, имеющей столь безусловную успешность и столь высокую государственную эффективность.

Эта эффективность суворовской военной школы формировалась родовыми особенностями кадетского образования.

Особенности воспитания в учреждениях кадетского образования РФ

  1. Учреждения кадетского образования являются статусными закрытыми образовательными учреждениями специального (собственного) интернатного типа с содержанием воспитанников на полном государственном пансионе.
  2. Воспитанники проходят специальный отбор, который диктуется требованиями, предъявляемыми к выпускникам учреждений и их особым назначением.
  3. У выпускников учреждений изначально есть целевое назначение (наиболее близкое к духовно-нравственному идеалу) - служение своему Отечеству на гражданском и военном поприще. Распределение происходит применительно к этому назначению, а также согласно распределения в профильные учреждения высшей школы, согласно желания выпускника и качества его успеваемости.
  4. Система воспитания кадет носит специальный характер, центральной и главной фигурой этой системы является офицер-воспитатель.
  5. Система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: идеалы чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные основы.
  6. Воспитание направлено на формирование осознания каждым выпускником своей государственной и патриотической идентификации, и кадетской корпоративной принадлежности.
  7. Система воспитания предполагает совместное проживание воспитанников, по гендерному признаку раздельно, с детства и в условиях общежития.
  8. Условия жизни воспитанников в учреждениях кадетского образования определяются:
  • полным государственным пансионом их содержания и специальным военизированным образом жизни кадет;
  • строго регламентируются практически военными уставными взаимоотношениями старших и младших;
  • имеет место жесткая иерархическая вертикаль, в состав которой входят сами воспитанники;
  • предусмотрено обязательное ношение специальной (военной) формы одежды и знаков различия;
  • распорядок обучения включает систему обязательных ежедневных и специальных торжественных ритуалов и Церемоний;
  • предусматривается периодическое исполнение воспитанниками обязанностей по внутренней службе, таких, как несение народов по расположению, уборку территории, столовой и кухни.
  1. В образовательный процесс введены некоторые специальные предметы военного образования, а также проведение летних и зимних лагерей с особым вниманием к физической, строевой и военной подготовке, формированию навыков выживания и так далее.
  2. Меры поощрений и взысканий применяемые к воспитанникам в ходе процесса воспитания носят специфический военный характер.
  3. Регламенты жизни и распорядок дня воспитанников основаны на Общевоинских Уставах, жестко регламентированы и находятся под постоянным (круглосуточным) контролем воспитателей и администрации учреждения.
  4. Непосредственный контроль и управление процессом воспитания суворовцев и кадет лежит на освобожденных ответственных лицах: "офицерах-воспитателях", проходящих специальную методическую подготовку и в большинстве случаев - прошедших подобную школу воспитания в суворовских училищах.

***

Сегодня наносится удар именно по этим главным составляющим кадетского образования, по тому, что формировало его столь блестящую эффективность и необыкновенную пользу для государства.

Сегодня сам замысел, философия предназначение и организации национальной суворовской школы находятся под угрозой необратимых изменений.

Тема и предназначение национальной суворовской военной школы со "Служение Отечеству с детства на гражданском и военном поприще", меняется на "социальный пакет и интернаты гражданского профиля", которые будут воспитывать не будущих блестящих офицеров Армии и Флота, а, наверное, очередных "эффективных менеджеров".

Сегодня Вооруженные силы уже прекратили получать профессионально подготовленное молодое поколение суворовцев, для пополнения офицерского корпуса Армии и Флота.

Мы, ветераны суворовцы, видим куда и как идет дело по уничтожению всего святого для нас, не молчим и делаем все что можем для того, чтобы не допустить этого преступления.

Мы изучили и оценили обстановку во всех училищах, кадетских корпусах, оценили все новые руководящие документы и реальное положение дел.

Выяснилось, что идет тихое, но активное уничтожение суворовской военной школы именно как военной школы.

Сначала, в 2008 году у суворовцев было отнято их историческое право участия в военных парадах на Красной площади и гарнизонах дислокации в честь победы Советского народа в Великой Отечественной войне, в то время, как кадеты гражданских кадетских корпусов полномасштабно участвовали в таких парадах по всей России.

Наши выдающиеся братья ветераны-суворовцы, имеющие неоспоримые и выдающиеся заслуги перед государством написали об этом письмо Верховному Главнокомандующему - Президенту России Дмитрию Медведеву, и вообще не получили ответа, так как Президенту никто этого письма не показал(!)

Тогда мы обратились в Совет Безопасности РФ, и уже он получил ответ Первого заместителя Министра обороны А. Колмакова, в котором он прямо пишет, что: "С целью сохранения жизни, здоровья и успеваемости, все воспитанники СВУ, НВМУ м КК структурно подчиненных МО РФ впредь - привлекаться к участию военных Парадах, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, не будут".

Первый съезд кадет России, который проходил в Москве в 2007 году и Второй Общекадетский съезд в Санкт-Петербурге, в этом году - приняли специальные Обращения в Президенту, Правительству, гражданскому обществу, к иерархам Русской Православной церкви и гражданам России с призывом не допустить разрушения национальной суворовской военной школы, и довели их до Министерства обороны - все бесполезно.

Я лично и дважды встречался с мадам Фральцовой Тамарой Анатольевной, по часу подробно и благожелательно говорил с ней, представил наши Основы Концепции Государственного стандарта кадетского образования, и предлагал нашу дружескую и бескорыстную помощь - все осталось безответным

Мы письменно обратились к главам наших ведущих политических партий "Единая Россия" Б. Грызлову и КПРФ Г. Зюганову - никакой реакции не последовало, не были организованы даже слушания в Комитете Государственной Думы по обороне.

Нас никто не услышал. Все становилось все хуже - ветеранские объединения суворовцев изгонялись из Домов офицеров гарнизонов в Москве и Санкт-Петербурге, их не допускали в учреждения кадетского образования даже тогда, когда они должны были вести свою обычную работу по военно-патриотическому воспитанию суворовцев.

Наши, даже прежде согласованные с Минобороны мероприятия - срывались запрещающими анонимными звонками.

Например, в прошлом году Общероссийская конференция и празднование 65-летия образования СВУ и 60-летия их первого выпуска, которое было первоначально разрешены Минобороны, подготовлены и отрепетированы в Московском СВУ, была под угрозой срыва, так как в училище не пустили 500 ветеранов-суворовцев, приехавших со всей страны, и которых поздравили все, кроме родного Министерства обороны.

В этом году прием в СВУ, НВМУ и КК проводился по новым правилам без экзаменов и медкомиссий, то есть практически - без всяких правил, а выпускники СВУ и КК не могли поступить в военные ВУЗы, в которые они прежде поступали автоматически.

Все это привело к сотням трагедий и сломанных детских судеб, но никто в Министерстве обороны об этом и не думает и ответственности не несет.

Необратимо изменилась сама обстановку в СВУ, военный уклад их жизни уже не существует, идет их перерождение в интернаты и военные детские дома.

Мы честно, официально, письменно, гласно и неоднократно предлагали Министерству обороны свою помощь в решении сложных проблем повышения качества кадетского образования в стране.

Все оказалось безответным и авторы этих преступных изменений до сих пор не известны и никак не названы.

Сегодня представители Минобороны призывают нас к конструктивному диалогу.

О чем диалог, господа, когда вы свое черное дело уже почти сделали?

О том, как лучше уничтожать историческое достояние России?

Сегодня и дальше мы будем говорить только о вашей ответственности.

Мы убеждены, что целенаправленное разрушение национальной суворовской военной школы как национального достояния России и школы подготовки ее военной и государственной элиты с детства - является преступлением перед нацией и историей России, сравнимым с разрушением Церквей.

Ветераны суворовцы являются весомой, активной и самой государственно-ориентированной частью гражданского общества России, и мы осознаем свою ответственность за судьбу страны.

Мы никого не боимся и нам нечего терять.

Сегодня мы защищаем не только суворовские военные училища, мы защищаем свою Родину, служению которой мы посвятили свои жизни с детства.

Сегодня мы, суворовцы-ветераны обращаемся к гражданскому обществу России, к ее народу как единственному источнику ее государственной власти за помощью, защитой и призываем их защитить национальное достояние России - ее великую суворовскую военную школу, и мы победим, так как "Не в силе Бог, а в Правде!"


1(назад) Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 года "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации"