Мамы-реформаторы

 

События последних месяцев, происходящие в недрах Министерства Обороны РФ, вызывают растущую тревогу, в первую очередь у тех граждан России, чья судьба в той или иной мере связана с Вооруженными Силами страны. В прошлом году министерские чиновники кроили-перекраивали войсковые структуры, ликвидировали, разъединяли, соединяли военные училища, институты и академии. В 2009 году взялись за суворовские, нахимовские училища, кадетские корпуса. Очевидная цель — превратить эти военно-учебные заведения для юношей, решивших связать свою жизнь с Вооруженными Силами страны, в невоенные школы, чтобы, возможно, затем передать их в ведение Министерства образования. Бездумная и вредная затея!

 

Казалось бы, в современной России, стране, настрадавшейся от всевозможных социальных экспериментов, просто немыслимы необдуманные реформаторские встряски, от которых страдают тысячи людей. Увы, такая, видно, нам уготована участь, такое невезение с начальниками, что главные свои заботы они видят в реформаторстве. Но при этом сначала безоглядно рубят, а уж потом начинают соображать и сокрушаться: «Ах, что мы натворили!».

Вот и сегодня в российском военном ведомстве буйствует реформаторская стихия, там, что называется, «рубят лес», рубят без разбора, и строевой и молодняк, да так, что, действительно, щепки летят. Вот только щепки эти - не бездушная древесина, а судьбы людские. Страдают кадровые офицеры, на обучение которых, на обретение ими необходимых навыков и опыта было затрачено немало государственных средств. Всегда, когда дело касается судеб человеческих, должно действо­вать простое и мудрое правило: прежде чем что-то отрезать, следует семь раз отмерить. У нас же режут наугад, не отмерив ни разу, причем реформаторский нож оказывается в руках непрофессионалов.

Удивительно то, что нынешняя российская верховная власть в своем отношении к проводимой военной реформе остается совершенно инертной. Она глуха ко всем предостережениям, направляемым представителями общественных организаций, аналитиками, профессионалами - военными. Реформа продолжается, вызывая недоумение, а порой, возмущение и негодование!

 

Нужна ли вообще реформа? Бесспорно, нужна! Необходимо сокращать непродуктивные затраты в системе МО, изживать военную бюрократию, избавляться от мертвого груза устаревшего имущества, модернизировать архаичное управление, поднимать дисциплину, решать вопросы перевооружения… Понятна любая логика решений, когда цель преобразований состоит в том, чтобы сделать более эффективными Вооруженные Силы. Но когда под бравурную музыку реформы начинают разрушать основные и совершенно здоровые элементы военного механизма, созданного и выстраданного в результате многовекового национального опыта, такая реформа превращается в свою противоположность — в действие явно вредоносное.

 

Нередко, посетив страны Старой Европы, мы восхищаемся царящими там порядками и благоустроенностью. Но разве не ясно, что вся западноевропейская устроенность проистекает из традиций здорового консерватизма. Разве можно себе представить, чтобы во Франции, в Англии или в Швейцарии кому-то взбрело в голову уничтожать сложившуюся столетиями образовательно-воспитательную систему? Сравним с тем, что происходит у нас. Там - веками сохраняют традиции, у нас же постоянно их ломают, перекраивают, проводят перманентно «культурные» революции. Там - нельзя трогать нажитое богатство, а можно только приумножать его, мы же свое — с невероятной легкостью и лихостью разбазариваем. У нас стоит появиться новому начальству, как оно первым делом начинает ломать и выбрасывать старое, не разбирая, что есть хлам, а что — подлинная ценность.

 

Суворовские и нахимовские училища, продолжающие многовековую российскую традицию подготовки юношей для государственной службы, есть величайшее богатство России.

 Таких школ, такого уникального педагогического опыта, которому без малого 300 лет, нет ни в одной стране мира. Практически всех выдающихся военачальников России, начиная с последней четверти XVIII века, всех ее флотоводцев, мореплавателей и землепроходцев, многих известных ученых, изобретателей, государственных деятелей, дипломатов, деятелей российской культуры (тысячи имен!) — всех этих людей дали нашему государству кадетские корпуса.

История с кадетскими корпусами Российской империи поучительна. После Октябрьской революции 1917 года реформаторы того времени ликвидировали их как пережиток царского режима. Но уже в начале 30-х годов руководители страны спохватились и решили возродить кадетское образование, сначала в виде специальных военных артиллерийских школ, затем артиллерийских и авиационных подготовительных училищ. Уроки поражений Красной Армии на первом этапе Великой Отечественной войны привели советское руководство к вполне логичному выводу о необходимости полного восстановления кадетского воспитания и образования. Не случайно, в решении высших инстанций партии и правительства от августа 1943 года говорилось о создании первых девяти «суворовских военных училищ типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом ... со сроком обучения 7 лет». И учебные программы, и внутренний распорядок, и даже форма одежды — все было скрупулезно взято от «старых кадетских корпусов». К работе с воспитанниками суворовских училищ были привлечены офицеры, подготовленные еще в царское время.. Их, закончивших императорские кадетские корпуса, отзывали с фронтов из действующей армии. В следующем -1944 году - создаются три нахимовских и еще шесть суворовских училищ. Ответственность за восстановление кадетского образования была возложена на генерал-лейтенанта В.И.Морозова, выдающегося военачальника, командовавшего 11-ой, 1-ой Ударной и 63-й армиями. Участник Первой мировой войны, герой Гражданской войны, он имели богатый педагогический опыт — в 30-е годы несколько лет был начальником Нижегородской школы офицеров Красной Армии. Этот опытнейший военный профессионал и был назначен в мае 1943 года начальником Управления военно-учебных заведений РККА. Благодаря его усилиям в СССР не только было восстановлено кадетское воспитание и образование, оно получило дальнейшее развитие, обрело современный опыт.

Участие суворовских и нахимовского училищ в июне 1945 года в Параде Победы на Красной площади было символичным и красноречивым посланием всему миру: «Смотрите все и запомните - вот оно будущее непобедимых Вооруженных Сил страны!» И это послание не было блефом. В многочисленных военных конфликтах второй половины прошлого века офицеры - суворовцы, нахимовцы, спецшкольники были основной составляющей, главным стержнем офицерского корпуса страны. Они и сегодня являются таким стержнем.

 

Отметим важное обстоятельство: абсолютное большинство детей, поступающих в суворовские и нахимовские училища, сознательно выбирают свой жизненный путь. Они мечтают стать офицерами и, чтобы осуществить свою мечту, проходят строжайший отбор — конкурсные вступительные экзамены, медицинские комиссии. По показателям такого отбора можно утверждать, что мы имеем дело с лучшими из лучших представителей нашей молодежи, решившей посвятить себя делу защиты Родины. Разрушить систему отбора и подготовки элиты Вооруженных Сил — значит сломать тот стержень, о котором речь шла выше, и, несомненно, существенно ослабить военную мощь государства.

 

В последние месяцы в «Российское кадетское братство» потоком идут письма от родителей и от самих детей, которые, летом нынешнего года, выдержав труднейшие экзамены, были зачислены в списки принятых в суворовские и нахимовское училище, в кадетские корпуса МО, а затем росчерком пера чиновниц военного ведомства - выброшены из этих списков. Приведем факты из писем.

Из Санкт-Петербурга пишут родители Михаил Лосакевич, Вячеслав Иванов, Алена Кулик, Наталья Шахова, Алевтина Громова… (всего 16 подписей). Они сообщают, что их дети успешно прошли конкурсные испытания и были внесены в именные списки кандидатов для зачисления в Нахимовское военно-морское училище. Однако, согласно приказу Министра Обороны за №996 от 10 августа 2009 года, 130 ребят, результат которых значительно превышал проходной бал, были вычеркнуты из списка поступивших. Приняты же были только дети военнослужащих. Аналогичная ситуация, говорится в письме, сложилась в Санкт-Петербургском СВУ, в Кронштадском морском кадетском корпусе, в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе. Только в Санкт-Петербурге около 300 детей оказались за воротами училищ за две с половиной недели до 1 сентября. Многие родители, говорится в письме, не находят сил, чтобы сказать своим детям о сложившейся ситуации, «потому что не знают, как объяснить такую несправедливость».

В другом письме В.П.Макаров отец Максима Макарова, успешно прошедшего по всем показателям вступительные испытания в Московское СВУ, спрашивает «как теперь объяснить четвероклассникам, кто их обманул, отнял надежду, подорвал веру в законность в нашей стране?» В следующем письме за подписью офицера запаса, служащего МЧС О.В.Медведева читаем: Приказ №996 оставил в душах детей «неизгладимую борозду непонимания, обиды и растерянности». Руководство Минобороны «унизило маленького человека, стремящегося служить Родине».

Никонорова Н.А. из города Кореновск Краснодарского края называет действия руководителей Минобороны «непонятными и нелогичными, противоречащими действующему законодательству РФ». Школьник Всеволод Заец сообщает в своем письме, что он окончил начальную школу с отличием, поступал в 5 класс СПбСВУ, набрал 19,75 балла из 20 и был признан поступившим, однако, в соответствии с приказом № 996 зачислен не был. «Прошу внести меня в списки ищущих правды и справедливости», - пишет этот молодой человек в своем письме. Из письма Алексеевой В.С. (г.Мурманск): "Мой сын Алексеев Артем в течение целого года занимался, готовился и мечтал, что станет суворовцем. Сдал вступительные экзамены в г.Мурманске, набрав 25,5 балла. По профотбору «рекомендуется», физподготовка «хорошая», все медкомиссии прошел успешно. Ранее было объявлено, что в СпСВУ будут приняты 80 человек, но по приказу Минобороны зачислено только 35 и Артема в этих списках нет. Так как же ему связать свою судьбу с армией, если в стране царит такая несправедливость? Я мать-одиночка, одна воспитываю сына. Прошу помочь разобраться в сложившейся ситуации".

Из письма М.Ю.Ермаковой: «Пишет вам многодетная мать. Мой сын Ермаков Сергей 23.07.09 сдал экзамен в Московское СВУ с результатом 21,25 балла. В училище его заверили, что он поступил на все 100%. Но по решению Минобороны его фамилии в списках принятых не оказалось. Ребенок с раннего детства мечтал о суворовском училище, усиленно занимался, отличник, спортсмен, имеет награды по боксу, он лидер организации «Православные витязи». Наш прадедушка — полковник авиации, дедушка — создатель военной техники… Семья в течение последнего года отказывала другим нашим детям в полноценном питании, чтобы оплачивать репетиторов. Возникает вопрос: почему командование суворовского училища заранее не объявило о том, что учиться будут допущены только дети военных?».

Из письма Елены Паскаль: "Сегодня наших детей обманули, махнули рукой на их судьбу, лишили надежды, подорвали веру в законность в нашей стране. Как они будут относиться к выполнению своего долга, когда им исполнится 18 лет и страна призовет их служить в армии?"  Ирина Лызлова приводит список 30 детей, успешно прошедших конкурсные испытания, которые в последний момент были вычеркнуты из числа поступивших. Она пишет: «Министерство обороны во главе с Сердюковым разрушило мечты детей и что самое страшное — дало им понять, что страна не нуждается в тех юношах, которые готовы посвятить свою жизнь армии, стать офицерами — защитниками Родины».

 

Итак, набор детей в СВУ, НВМУ и КК в 2009 году по вине чиновников из Минобороны превратился в настоящий скандал, вызвавший законное возмущение родителей и детей. Скандальным, бездумным и несправедливым является и другое решение - с 2009 года, юноши, закончившие СВУ, НВМУ и КК в системе военного ведомства, поступают в военные училища и другие учебные заведения Минобороны не по разнарядке, как это было во все предыдущие годы, а на общих основаниях, вместе с выпускниками гражданских общеобразовательных школ. При этом учитываются результаты ЕГЭ. Решено обучать в училищах системы МО совместно мальчиков и девочек. Отменяется традиционное участие суворовцев и нахимовцев в памятном Параде Победы — ближайший такой парад состоится в июне 2010 года по случаю празднования 65-летия победы нашей страны в Великой отечественной войне. Поступило распоряжение, согласно которому командиры и офицеры-воспитатели училищ должны вскоре уступить место гражданскому персоналу.

 

А вот еще новшества. Приведенный ниже их перечень следует из служебной записки, подготовленной генералом А.И. Владимировым, возглавляющим Московское суворовско-нахимовское содружество. В учебных программах училищ больше не будет предметов военной подготовки и, в первую очередь, исключается строевая подготовка. Упразднены утренняя физическая зарядка, ликвидированы занятия в спортивных секциях, таких как бокс, борьба.. Отменяется несение воспитанниками внутренней службы. Что касается охраны училища, то она будет осуществляться лицами из специализированных охранных предприятий. Уборку помещений и территории, что всегда входило в обязанности самих воспитанников, отныне будут производить нанятые гражданские лица. Существующее 4-х разовое питание заменяется 6-ти разовым. Основа дисциплины воспитанников - воинские уставы, в соответствии с которыми строился весь внутренний распорядок в училищах, больше не будут приниматься во внимание. Ведутся разговоры о введении ученического самоуправления, о том, что воспитанникам будет предоставлено право покидать территорию училища, и возвращаться обратно, когда им вздумается. Усиленно проводится мысль, что училища будут переданы в ведение Министерства образования.

 

Знакомство с перечнем нововведений невольно наводит на мысль, что проводятся они по замыслу и велению доброй маменьки, проявляющей болезненную заботу о благополучии своего чада, мамы, стремящейся «от пуза» накормить своего ребенка, оградить его от любых жизненных трудностей, старательно потакающей всем его капризам, мамы, которая решила, что за ребенка любую работу должны делать специально нанятые няньки. Все это, естественно, за государственный счет.

Мотивы поступков такой мамы-реформатора мы понять можем. Однако, и сама она должна постараться уяснить, что все перечисленные выше действия бесконечно далеки от задач и требований подготовки детей для службы в Вооруженных Силах, детей, которые решили посвятить себя военному делу, стать офицерами — защитниками Родины.

 

Кто же уничтожает 300-летнюю рос­сийскую традицию, кто убивает сегодня суворовско-нахимовскую школу? Известно, что все перечисленные решения исходят от Начальника Управления военного образования Министерства Обороны РФ госпожи Фральцовой Тамары Анатольевны. Известно также, что ее инициативы находят полную поддержку советника Министра Обороны госпожи Приезжевой Екатерины Геннадиевны.

Возникает вопрос: неужели в современной истории нашего государства наступил такой момент, когда этим двум дамам предоставлено право и полнейшая свобода кардинально изменять, следуя своим представлениям, вкусам и желаниям, сложившуюся веками систему подготовки профессиональных кадров Вооруженных Сил великой державы? Невозможно в это поверить! Тогда кто же дает им указания? Министр Обороны господин Сердюков А.Э.? Но ведь все перечисленные люди, включая самого министра, не имеют ни опыта, ни достаточных знаний для проведения подобных экспериментов. Следовательно, вполне можно предположить (как бы ни была крамольна эта мысль), что они выполняют чей-то заказ? Но чей? Кто этот невидимый, спрятавшийся от глаз людских, направляет действия горе-руководителей российского Министерства Обороны? Кому, и с какой целью понадобилось разрушать саму глубинную основу подготовки с детства российских офицерских кадров?

 

В «Российском кадетском братстве» сложившуюся ситуацию оценивают как результат ошибочных действий, производимых дилетантами. Это тем более странно, что наша великая страна не может позволить себе с таким пренебрежением и легкомыслием относиться к решению кадровых вопросов - важнейших вопросов военной реформы. . Такая работа — удел профессионалов, а не дилетантов.

 

Волна возмущения, которая поднимается в военных кругах, скорее всего, найдет понимание и поддержку во всем российском обществе. Сегодня ветераны — члены «Кадетского братства», члены его Совета старейшин - полностью разделяют возмущение, высказанное в десятках писем граждан нашей страны. Мы приветствуем конструктивные усилия многих региональных организаций «Российского кадетского братства», лично главного редактора Санкт-Петербургской газеты «Петербургское кадетство» Владимира Соколова-Хитрово, главного редактора газеты «Сыны Отечества» Сергея Тимохова, председателя Московского суворовско-нахимовского содружества генерала Александра Владимирова, направленные на то, чтобы не допустить разрушения российского кадетского образования. Мы с горечью отмечаем, что, несмотря на очевидный вред государству и обществу, несмотря на многочисленные протесты со стороны общественности, Министерство обороны РФ в лице таких господ, как Приезжева, Фральцова, Сердюков, продолжает свою разрушительную работу. Уместно напомнить этим деятелям слова из басни И.А.Крылова:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдет на лад,

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней;

Он лучше дело все погубит

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

 

Любой военный профессионал, хорошо знающий систему подготовки отечественных военных кадров, не может не согласиться с тем, что разрушив сегодня сложившуюся в России систему подготовки кадровых офицеров с детства, мы вынуждены будем, спустя нескольких лет, ее восстанавливать, потому, что в обозримом будущем альтернативы ей нет. В последние годы многократно было доказано, что такая воспитательно-образовательная система исключительно актуальна, что она - наилучший вариант социализации детей в условиях безудержного распространения в молодежной среде наркомании, алкоголизма, бесконтрольного воздействия на молодежь безнравственной информационной стихии.

 

Легко представить себе, к каким печальным результатам приведет уже в ближайшем будущем сегодняшняя деятельность маменек-реформаторов? Искалеченные людские судьбы, гигантские материальные потери и не поддающийся оценке ущерб Вооруженным Силам. Виновные во всем этом будут, конечно, упорно отрицать свою вину на том основании, что они никогда не были профессионалами в области военного дела. И в этом они будут правы.

 

Так что, пока не поздно, надо без промедления остановить и исправить ошибочные действия реформаторов-непрофессионалов. Мы обращаемся к Президенту Российской Федерации, к главе Правительства России с настоятельной просьбой не допустить выполнения безответственных решений по ликвидации суворовско-нахимовской национальной школы.

 

Чтобы с Россией считались как с великой державой, чтобы никто не зарился на ее богатства и границы, наша страна должна обладать вескими аргументами. Один из важнейших аргументов - Вооруженные Силы, их боеготовность, мощь и дисциплина. Все это напрямую зависит от качества и профессионализма военных кадров. Любые преобразования в этой сфере должны быть направлены только на укрепление, а не на ослабление офицерского корпуса.

Вопросы военной реформы не могут решать случайные люди. Это задача исключительно для профессионалов, глубоко и хорошо знающих армейскую жизнь, историю и проблематику Вооруженных Сил государства.

 

Валерий СНЕГОВСКИЙ, член Совета старейшин «Российского кадетского братства»

"Петербургское кадетство" №9, 2009