Ответ Статс-секретаря - заместителя МО РФ Н.Панкова

 

на запрос Председателя Комитета Госдумы В.М.Заварзина

 

Запрос № 3.14-15/1453 от 28 сентября 2009 г.

Ответ № 205/171/1022 от 16 октября 2009

Опубликован на сайте www.kadet.ru

Уважаемый Виктор Михайлович!

 

Ваше обращение с Министру обороны Российской Федерации по вопросу предполагаемых изменений в организации деятельности суворовских военных,  Нахимовского военно-морского училищ к кадетских корпусов (палее - суворовские училища) по поручению рассмотрено.

В настоящее время Минобороны России предпринимает ряд мер, чтобы вывести деятельность суворовских училищ на качественно новый уровень. В этих целях совершенствуется порядок отбора кандидатов на учебу, учебно-материальная база, оптимизируются сроки обучения, в образовательный процесс внедряются современные технологии, апробируются инновационные виды, формы и методы проведения занятий.

Суворовские училища находится в общем образовательном пространстве страны и в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

Действительно, с 2009 года выпускники суворовских училищ поступают в вузы на общих основаниях. В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г- №3266-1 «Об образовании» конкурс в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовка специалиста проводятся на основании результатов единого государственного экзамена.

С целью более качественной подготовки суворовцев к поступлению в вузы предусмотрено введение в Х-ХI классах суворовских училищ профильного обучения (физико-математический, филологический профили и т.д.). Кроме того, начиная с 2009/10 учебного года в суворовских, училищах реализуется широкий спектр дополнительных образовательных программ, направленных на всестороннее интеллектуальное, физическое, духовно-нравственное развитие личности.

Все это, а также переход суворовских училищ на семилетнее обучения, позволят суворовцам приобретать знания, навыки и умения, достаточные не только для успешной сдачи ЕГЭ, но и для дальнейшего обучения в любом избранном ими вузе, в том числе и военном.

С целью повышения качества учебы принимаются меры по исключению отрыва обучающихся от плановых занятий (массовое участие суворовцев в парадах и других мероприятиях, не связанных с учебным процессом, наряды по столовой, уборка территории я т.д.). Организация питания, охрана территории, обслуживание инженерных систем и оборудование суворовских училищ будет возложено на сторонние организации на договорной основе.

Прием в суворовские училища кандидатов из числа несовершеннолетних граждан женского пола направлен на повышение доступности качественных образовательных услуг для дочерей военнослужащих, проходящих военную службу в отдаленных местностях. Второй год обучения кандидатов данной категории в Пансионе воспитанниц Минобороны России показал положительные результаты и свою востребованность среди офицерских семей. Совместное обучение мальчиков и девочек в суворовских военных и Нахимовском военно-морском училищах позволяет более эффективно развивать коммуникативные навыки детей.

Минобороны России системно подходят к решению вопросов воспитания и обучения подрастающего поколения. Уверены, что реализация наших планов позволит подготовить патриотически настроенное, разносторонне образованное поколение молодых людей, способных с пользой для общества реализовать себя на гражданском и военном поприще.

 

 

 

Так о чем бумага, подписанная Статс-секретарем?

 

Понимая, что господин статс-секретарь будет далек даже от мысли читать эти строки, и будучи убежденным в том, что вышеприведенную бумагу он только подписал и вряд ли читал сам, а если читал, вряд ли вник в смысл написанного, поскольку если бы вник... Ну да ладно с сослагательными. Попробуем вникнуть и в этот эпистолярно-чиновничий жанр, весьма напоминающий интервью дамы, отвечающей сегодня в военном ведомстве за образование и науку.

Начнем по-порядку.

Второй абзац начинается постулатом, что МО РФ "принимает ряд мер, чтобы вывести деятельность СВУ на качественно новый уровень".

Сначала о деятельности. Основным здесь является существо предназначения суворовского училища, которое определяемое теми  задачами, которое Правительство страны поставило перед такими учебными заведениями в ст.4 Положения о СВУ, НВМУ и КК: "Основными задачами училищ являются ..... подготовка несовершеннолетних граждан мужского пола (далее именуются - обучающиеся) к поступлению в военные образовательные учреждения..." (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. №696). Остальные задачи дополняют и конкретизируют главную - подготовку молодых людей к военной службе. И никаких альтернатив

В том же Положении находим ст.43 и 44, в которых говориться буквально следующее:

"43. Распределение и направление выпускников училищ в военные образовательные учреждения осуществляются с учетом потребности в военных кадрах, желаний   выпускников, их деловых качеств, уровня общеобразовательной, военной и физической подготовки, состояния здоровья и дисциплинированности.

44. Выпускники училищ, отвечающие требованиям профессионального отбора, зачисляются в военные образовательные учреждения без вступительных экзаменов, за исключением военных образовательных учреждений, перечни которых утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти." Как говориться, без комментариев.

Логично предположить, что все меры МО РФ будут направлены на ЛУЧШЕЕ решение главных задач, стоящих перед подразделением, т.е. СВУ - училище должно еще ЛУЧШЕ готовить своих воспитанников для высших военных учебных заведений. Логично? Да, но...

Вот тут и вмешивается некто, кто "пудрит мозги" простакам военным некоторыми словоблудливыми сочетаниями, которые приводятся далее как некие МЕРЫ, способствующие "выводу СВУ на новый уровень..". Посмотрим-с.

а) совершенствуется порядок отбора кандидатов на учебу. В 2009 году впервые и со всей силой "новый порядок" и был продемонстрирован, да так, что опять-таки этим впервые заинтересовалась прокуратура. Некие выездные комиссии, не пойми куда, вместо того, чтобы все решить на месте. Некие непонятные собеседования вместо нормального, по возрасту, экзамена. Что из этой "новации" вышло написано, кажется везде. Только почему-то очень сильно испугались наши деятели-новаторы в МО - дали команду своим надзирающим военным прокурорам по училищам: "Никакой информации, никого не подпускать, нигде не участвовать..... Мы Вас не пугаем, просто не рекомендуем". Ну это как всегда, напакостили, а ответственного и нет.

б) совершенствуется учебно-материальная база. Неужели новые автомобили для водительской подготовки, что было в 50-70 гг., неужели новые лыжи, плавательные бассейны, спортгородки. Или все это сводится уже к банальным "компам". Пока не ясно.

в) оптимизируются сроки обучения. Неужели взрослый человек, даже не педагог, не поймет, что бездумное увеличение срока обучения с 2 до 7 лет НЕ является "оптимизацией". Оптимизацией в данном случае было бы четкое соответствие целей подготовки - стандарту содержания образования - объемам дисциплин и часов (программам подготовки) и, соответственно, СРОКАМ подготовки. А так, бесцельное... Это в очередной раз показало ПОЛНУЮ профнепригодность тех, кто начинает управлять образованием в военном министерстве. И никак при этом эти "деятели от образования" не прислушиваются ни к каким советам, ни к чьим наработкам. Все через одно место. До сих пор не могут понять простой истины, что научить человека и воспитать его можно и за 2-3 года, было бы КОМУ. У хорошего воспитателя - и пятнадцатилетний мальчишка как пластилин может быть. Если не будет таких воспитателей, то и двадцати лет будет недостаточно. А о воспитателях, как не вопиет об этом кадетская и педагогическая общественность, кажется не только не думает, но и даже не понимает, что надо думать наша военно-министерская голова.

г) внедряются современные технологии, апробируются инновационные виды, формы и методы проведения занятий. Ну это уже просто избитый штамп словоблудия таких чиновников от педагогике, которым более нечего сказать. Даже комментировать как-то стыдно. Откройте ЛЮБУЮ статью любого "педагогического управленца" и там подобного начитаетесь. Ибо каждый учитель ПРОСТО обязан совершенствовать формы и методы проведения занятий и АДАПТИРОВАТЬ их под ту или иную группу, под тот или иной состав учащихся. Это прописные истины педагогики. А впрочем нашему руководству и прописные истины могут быть неизвестны.

 

Фраза: "Суворовские училища находится в общем образовательном пространстве страны...."  абсолютно аналогична приевшимся - "общее экономическое (таможенное, ....) пространство..". То есть ни о чем, поскольку НИЧЕГО не дает и ничего не объясняет. То есть ни уму, ни сердцу. Тогда для чего? А так, красного словца ради. Чтобы мы ни в коем случае не подумали, что СВУ руководствуется законами какой-нибудь зимбабвы.

Давайте, только прочитаем внимательно именно ст.16 Закона РФ "Об образовании", из которой контекстно автор письма вырвал одно, но НЕ ЗАМЕТИЛ другое, а именно (третий абзац):

"Порядок приема граждан в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, и образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации."

А порядок (см. выше) УЖЕ УСТАНОВЛЕН Правительством, записан в Положении и УЖЕ неоднократно НАРУШЕН в результате набора в ВВУЗы в 2009 году!

 

Следующий абзац интересен, в первую очередь, с точки зрения выворачивания смысла наизнанку. В п.3 этой же статьи закона говориться: "Условиями приема должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности". Это, во-первых.

А кто скажет, что простой школьник ЛУЧШЕ подготовлен к освоению военно-профессиональных программ, нежели выпускник-суворовец? Что-то здесь от унтер-офицерской вдовы, поскольку военачальники расписались в том, что не выполнили в 2008/9 учебном году и задача подготовки суворовцев к поступлению, ни приема суворовцев в ВВУЗы . То есть, на венном же жаргоне, НЕ выполнили приказ старшего начальника. А старший начальник "слушает и ...".

Кто виноват в невыполнении Постановления Правительства о зачислении суворовцев в ВВУЗы без экзаменов? Кто принял такое решение? Впрочем, как исстари ведется, вопрос чисто риторический. У нас в России виновных нема.

 

"С целью более качественной подготовки суворовцев к поступлению в вузы предусмотрено введение в Х-ХI классах суворовских училищ профильного обучения (физико-математический, филологический профили и т.д.). Кроме того, начиная с 2009/10 учебного года в суворовских, училищах реализуется широкий спектр дополнительных образовательных программ, направленных на всестороннее интеллектуальное, физическое, духовно-нравственное развитие личности."

Прекрасное желание начальников от образования. Но тревожит вот что. Если цель - "более качественно", то, следуя смыслу русской речи, образование в СВУ уже було КАЧЕСТВЕННОЕ! Только чиновник хочет "углубить и расширить", т.е сделать еще более.... Как пахнет духом пятилетних планов партии и правительства. И взятыми соцобязательствами....

Если бы в современных училищах (не беру во внимание профильные кадетские корпуса) вводилось профилировнное обучение физике и математике для нацеленных поступать в инженерные военно-учебные заведения и т.д., было бы понятнее. Но, ВСЕ буквально мысли руководителей от военной педагогики именно ЭТОГО и не подразумевают, упирая все на некое мифически-расплывчатое "всестороннее интеллектуальное.... (далее по тексту). В какой иной школе об этом не говорят? В уставе какого образовательного учреждения этой фразы нет? Что, наконец здесь нового, инновационного? Да ни-ни. Все это старая песня. За исключением одного - неких дополнительных образовательных программ.

Читатель, не подумай, что мы говорим о программах военной подготовки! Хоть и записано в КАЖДОМ уставе СВУ, что это "образовательное учреждение среднего (полного) общего образования с дополнительными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан", что, собственно, и отличало СВУ от обычной школы, новоиспеченные руководители ИМЕЮТ в виду совсем другое - заменить ВСЕ военные программы на те, которые могут (по закону) дать и доход в виде платных образовательных услуг. Или не так сегодня практически в ЛЮБОЙ школе, в которой есть дополнительные программы?. Не к этому ли ведут наши СВУ новые руководители.

 

Ну да пойдем дальше в своем нелегком разборе написанного казенным языком. Отвлекусь на немного. Абсолютно убежден - НИ один из современных руководителей даже НЕ заглядывал ни в один исторический документ по своей должностной принадлежности, ибо тогда СМОГ БЫ увидеть, как пишутся ПОНЯТНЫЕ бумаги. Но это опять чисто риторическая ностальгия.

 

Следующий абзац - "Все это, а также переход суворовских училищ на семилетнее обучения, позволят суворовцам приобретать знания, навыки и умения, достаточные не только для успешной сдачи ЕГЭ, но и для дальнейшего обучения в любом избранном ими вузе, в том числе и военном" -  относится к априорным и бездоказательным утверждениям, поскольку вышеперечисленные мероприятия в купе с семилетним обучениям еще НИЧЕГО не смогут обеспечить, ибо, следуя такой логике надо полагать, что ЛЮБОЙ учащийся не менее 7 лет в ЛЮБОМ образовательном учреждении такого уровня (с доппрограммами, хорошим оснащением и тд. и тп.) просто НЕ может НЕ поступить куда хочет, хоть в МГИМО, хоть в АГС при Президенте, хоть куды.... Лукавство и словоблудие, господа-с....

 

А теперь о краеугольном камне сегодняшней ситуации вначале так возмутившем суворовцев-ветеранов. Это об т.н. "отвлечении суворовцев для участия в парадах.

"С целью повышения качества учебы принимаются меры по исключению отрыва обучающихся от плановых занятий (массовое участие суворовцев в парадах и других мероприятиях, не связанных с учебным процессом, наряды по столовой, уборка территории я т.д.). Организация питания, охрана территории, обслуживание инженерных систем и оборудование суворовских училищ будет возложено на сторонние организации на договорной основе."

Оказывается, что участие суворовцев и нахимовцев в парадах (1-2 раз в год) отвлекало их от занятий и снижало качество учебы. Вот что Лужков наделал в своей Москве, заставив бедных кадет, школьников, студентов, не принадлежащих к военному ведомству, 7 ноября маршировать вместо учебы. Сколь же вреда, однако, нанес системе образования! Вот бы возмутится сердцам педагогов типа Фурсенко, но почему-то смолчали.....

Да, были и другие мероприятия, которых в последнее время стало действительно слишком много. Это когда каждый маленький чиновник в регионе ОБЯЗАТЕЛЬНО на какие-то мероприятия местного значения вытребовал строй суворовцев. Это действительно плохо. Об этом много фотографий. Но ведь об ЭТОМ и не вещает документ, а вот, на тебе, о парадах непременно. А ТЕХ ненужных мероприятий было ГОРАЗДО больше. Спросите любого начальника СВУ.

Теперь о нарядах и уборках. Каждый молодой человек в СВУ учится ухаживать за собой, а убирая за товарищами, учиться не сорить и не пачкать другому. Это ВЕЛИКАЯ методика воспитания, впрочем новым педруководителям, на волне постсоветской школьно демократизации  уничтожившим ВСЯКОЕ трудовое воспитание, именно такие методы воспитания УЖЕ не ведомы, как не ведом и тот ДУХ ГОРДОСТИ, который охватывает юные сердца мальчишек в ЕДИНОМ строю со своими братьями по крови отбивающими печатный шаг по брусчатке Красной площади. Да-с!

 

Не менее интересный пассаж относительно приема в СВУ девочек. "Совместное обучение мальчиков и девочек в суворовских военных и Нахимовском военно-морском училищах позволяет более эффективно развивать коммуникативные навыки детей." Следовательно, и весьма логичным было бы предположить, что Прием в девичий Пансион МО РФ мальчишек - это НЕОБХОДИМОСТЬ гендерного воспитания! А что, на 600 девочек будет 40-60 мальчиков. Вот и славненко, вот и правильно! А то учатся девчонки отдельно от мальчишек. Да здравствует "здравая мысль" госпожи Фральцовой!

 

Насчет системного подхода - это опять словесный "загиб". Никакой системы - простое, иного слова не подобрать, ТУПОЕ, решение.

Спросили ли настоящих специалистов? Спросили ли тех, кто непосредственно работает с мальчишками в СВУ и НВМУ? Или руководитель с образованием и подходом воспитателя детского сада будет решать все в армии.

И еще. Самое основное. Сократив (16х50=800) офицерских должностей, руководство МО теперь может смело кричать о кардинальном сокращении всех ВС.

 

Господа генералы, полковники и офицеры Армии, должностные лица! Вы в своем уме, позволяя решать серьезные вопросы подготовки будущих офицеров полуграмотной бабе? К тому же трусливой! Иначе пришла бы в Общественную палату и отвечала прямо! Но "заболела" (медвежьей болезнью"?), испугалась, послала своего подчиненного со звучной фамилией Суворов, полковника, который и решать-то ничего не только не может, но и никогда, видимо, не мог. Может только марать славное имя славного Полководца, не знавшего трусости, а главное, умевшего ПРИНИМАТЬ решения. На примере которого умы и учились. Вот эту школу людей, которых учат принимать решения, стоять плечом к плечу в едином строю и закрывает сегодня какая-то недоученная, но весьма партийная тетка!

 

Великий русский писатель Салтыков-Щедрин давно подметил, что каждый градоначальник, придя на воеводство, хочет что-то ТАКОЕ сотворить, чтобы в Историю попасть.

И ведь попадают, только по разному - один типографию развалит, другой - ... чижика съест.

У нас издавна в армии: один - из академий и училищ военных понаделает университетов и институтов, другой - разъединяет, третий объединяет, но все реформируют. Только в Истории фамилии таких "реформаторов" как-то не задерживаются.

А что касается СВУ, то эти училища, как раз и есть тот самый чижик.

Неизвестно попадут ли эти деятели в Историю, но в "плохонькую историю" они уже влипли.

Хотя как всегда будут называть что это белым....

В.Левченко

Впрочем, повывели нормальнодумающих офицеров в лихие 90-е. Остались одни кое-кто, ни на что уже и не способные. Вот и назначают управлять армией торговцев, лотерейшиков, менеджеров, налоговиков.

Действительно стыдно за "такую" армию.