История создания

 Военно-космического Петра Великого кадетского корпуса

(по материалам начальника Оперативной группы В.Левченко)

В конце октября 1994 года стало известно о замысле Командующего Военно-космическими Силами РФ генерал-полковника В.ИВАНОВА создать кадетский корпус по образцу Ракетно-артиллерийского КК. За две недели был написан на основании исторических и существующих документов (в первую очередь, Положения о кадетских корпусах, 1886 года) черновой вариант ПОЛОЖЕНИЯ о кадетском корпусе (к сожалению, так и не доведенный до окончательного образца по настоящее время). Этот вариант был представлен начальнику учебного отдела Академии полковнику ЗАХАРОВУ Ю.Н. в ноябре 1994 года, что и явилось поводом включить меня в дальнейшем в состав Оперативной группы по созданию кадетского корпуса.

В декабре последовало устное распоряжение Командующего о подборе вариантов помещений для размещения кадетского корпуса. Была сформирована группа под руководством заместителя начальника Академии по учебной и научной работе генерал-майора ФАТЕЕВА В.Ф. для анализа и подготовки решения, основными исполнителями которой стали КАЗАКОВ В.П., ЛЕВЧЕНКО В.К., САКОВИЧ П.Н. В начале января было подготовлено обоснованное предложение с некоторыми основными количественными расчетами состава кадетского корпуса при дислокации его в левом каре Гатчинского музея-заповедника. Следует остановиться на этом подробнее. 

Вариант размещения кадетского корпуса в Гатчине был подсказан в мэрии Санкт-Петербурга. Освобожденное организацией Госстандарта левое каре Павловского дворца в Гатчине пустовало несколько лет и не очень-то поддерживалось тогдашним директором музея. Предварительные переговоры (как, впрочем, и окончательные с Командующим) результата не дали. Директор запросил 1,5 миллиона долларов ежегодной арендной платы; известно, какие средства тогда были у военных.

Прекрасный со всех точек зрения вариант (недостатка было два: далеко от города и трехэтажное каре могло поместить только 324 человека) дополнился соответствующими расчетами и обоснованием. Такой документ был подготовлен к приезду Командующего на чествование годовщины Академии 16 января и доложен ему. После неудачных переговоров (кстати, каре до сих пор пустует, ветшает и разваливается: восстановленная Домовая Церковь пришла в негодность, некоторые площади сданы под склады коммерческим структурам) Командующий распорядился разработать несколько других вариантов размещения корпуса и представить ему.

Эскиз Павловского дворца в Гатчине

На сей счет 24 февраля 1995 года была издана Директива №ДК-1, предписывающей начальнику Академии создать Оперативную группу, которой вменялось в обязанность решить все необходимые вопросы по расчетам и размещению. Срок доклада о результатах работы устанавливался 15 апреля.

Мною был составлен план работы Оперативной группы. Следует сразу сказать, что в Оперативную группу вошли начальники служб Академии и некоторых подразделений учебного отдела, но тяжесть всей исполнительской работы продолжала лежать на  плечах вышеуказанных пяти офицерах. Было рассчитано, предложено и доказано, что в кадетском корпусе должно быть 350 воспитанников, планируемый срок обучения - 7 лет. Кроме того были сделаны расчеты на 450 и 500 воспитанников с 5-ти и 3-х летним сроками обучения. Впервые скомпонованы требования по снабжению, обеспечению всеми видами довольствия и площадями, требуемыми в расчете на одного воспитанника. В феврале-мае были рассмотрены и просчитаны несколько вариантов размещения кадетского корпуса:

маркированный список

на территории Академии
маркированный список

в корпусе, выходящем на Гимнастический переулок

маркированный список

в корпусе бывшего Павловского училища (Кр.Курсантов. 21, правое и левое крылья))

маркированный список

в в загородном учебном центре Академии

маркированный список

в Константиновском дворце (Стрельна)

маркированный список

в комплексе Михайловского дворца (Стрельна)

маркированный список

в бывшем здании школы младших авиаспециалистов (Пушкин)

маркированный список

в здании бывших пеньковых складов ("Тучков Буян")

маркированный список

в современном недострое на Пионерской улице и т.п.

План Константиновского дворца и его Конюшенного каре

(в настоящее время реставрируется под резиденцию Президента)

 

 

План Большого (зеленый) и Малого Михайловских дворцов

(бывший пансионат Кировского завода)

К этому времени в нашей группе уже имелись расчеты и наработки (кроме выше перечисленных):
маркированный список

по времени развертывания кадетского корпуса

маркированный список

по требованиям, предъявляемым к выпускнику кадетского корпуса, на чем, собственно, и строится весь учебно-воспитательный процесс

маркированный список

предложения по годовому учебному графику, учебному плану, расписанию учебных дисциплин на лагерные периоды обучения

маркированный список

по потребностям в преподавательском составе, уровню их квалификации, по общим требованиям к командному и воспитательному составам

маркированный список

по структуре корпуса и штатному расписанию (одних только структур и штатных расписаний было 14 вариантов)

маркированный список

по Положению о кадетском корпусе

маркированный список

другие необходимые справки, расчеты, документы.

(все эти документы сохранились у автора этой страницы)

В это время вышло распоряжение Президента РФ №155-рп о расширении сети кадетских учебных заведений в составе военных министерств, что дало нам возможность обратиться от имени Командующего с письмом к мэру Санкт-Петербурга Собчаку А.А., лояльно относившемуся к идее создания сети кадетских корпусов в городе. 

Определенную борьбу с командованием Академии пришлось выдержать группе по вопросу размещения корпуса в загородном учебном центре; за этот вариант, как самый дешевый, выступали тогдашний командир полка Муратов  и начальник академии КИЗИМ.

С докладом о проделанной работе и вариантами решений генерал ФАТЕЕВ В.Ф. выступил на военном совете ВКС 24 мая 1995 г. 

Во второй половине мая прорабатывались вопросы, связанные с поиском, просмотром приемлемых зданий и территорий. В первых числах июня пришло своевременное распоряжение первого заместителя МО РФ, потребовавшего доклада к 25 июня. Мы к этому были готовы, и ,насколько это известно, наш доклад был наиболее полным. За эти дни удалось решить вопрос в мэрии, комитете по управлению госимуществом (КУГИ) и Государственным институтом прикладной химии о возможности передачи ВКС на правах оперативного управления комплекса зданий "ТУЧКОВ БУЯН" (где и располагается корпус сегодня).

 

Эскиз расположения кадетского корпуса в комплексе зданий "Тучков Буян"

Слева от корпуса расположен "потерянный" сквер

Прибывшему на выпуск в Академию Командующему была организована 24 июня встреча с мэром города по данному вопросу и готовый текст распоряжения мэра, каковой мэр тут же и подписал вопреки принятой в мэрии процедуре. 

Текст, подготовленный и напечатанный нашей группой, включал также пункт о передаче прилегающего к корпусу сквера (площадью около 1 га); долгая же проволочка с ограждением территории, нехваткой ранее обещанных Командующим средств и тому подобных причин привела к тому, что сквер так и остался за пределами корпуса, деревья в сквере были вырублены, и через него проходит автодорога к автостоянке. Номер распоряжению был присвоен после подписания (только18.07.95), впрочем как и проведенное согласование со всеми комитетами. Если бы мы пошли традиционным путем - никогда не преодолели бы чиновников. Кстати за это время встретились с определенным сопротивлением из-за того. что в мэрии "ходило" много проектов об использовании здания и прилегающей территории: от увеселительных заведений до прорубки улицы Талалихина до Малой Невы и строительства моста с выходом на Средний проспект Васильевского острова.

С пониманием к нашим проблемам отнеслись и очень помогли: Шубина Н.В. -заместитель Мутко, Чазов В.И. -сотрудник комитета, Маневич М.В. (бывший глава КУГИ), Лебедев О.Е. - председатель Комитета по образованию и его сотрудники Мерзляков Г.В., Шилова Е.В. 3 июля составленная ЧАЗОВЫМ В.И. (бывшим суворовцем, преподавателем Свердловского СВУ) социальная программа "Кадетские корпуса в Санкт-Петербурге" была утверждена мэром. Таким образом в городе сформировалось целое направление по созданию системы кадетского воспитания и образования.

 

Предложенная В.Левченко нарукавная нашивка воспитанников кадетских учебных заведений Санкт-Петербурга

22 июля состоялось заседание КУГИ о передаче зданий; распоряжение КУГИ было издано 14.08.95 за №459

28 июля на основании полученного указания Командующего №2/К/1023 от 26 июля (о назначении исполняющими обязанностей заместителей начальника корпуса) был подписан начальником Академии приказ №694 "Об организации работ по созданию и открытию кадетского корпуса Военно-космических сил". Этим приказом до назначения штатного командования корпуса  возлагалось исполнение обязанностей:

маркированный список

заместителя начальника кадетского корпуса - на подполковника ЛЕВЧЕНКО В.К.

маркированный список

заместителя начальника по учебной части - на подполковника САКОВИЧА П.Н.

маркированный список

заместителя по МТО - на полковника МЕЗЕНЦЕВА А.Ф.

маркированный список

заместителя по воспитательной части - на полковника НАГОРНОГО С.Н.

Этим же приказом на В.ЛЕВЧЕНКО возлагались обязанности начальника Оперативной группы.

Кроме этого некоторые обязанности возлагались и на некоторых должностных лиц Академии. В соответствии с прилагаемым планом разработка организационно-планирующей документации, подготовка и регистрация Устава, организация учебного процесса возлагалась на ту же самую инициативную группу из трех офицеров. Но вопросами организации ремонтно-восстановительных работ вплотную и профессионально занялся, подключенный к созданию корпуса в июле 1995 года полковник МЕЗЕНЦЕВ - будущий начальник кадетского корпуса.

С этого момента начался новый - основной этап подготовки.

8 августа 1195 г. подписана Директива первого заместителя Министра обороны "Об открытии Военно-космического КК под патронатом ВИКА" № 344/В/04764. На названии надо остановиться особо, так как за настоящее наименование несу ответственность лично я, поскольку Устав корпуса не мог быть написан без принятого названия. Были рассмотрены несколько вариантов:

маркированный список

Кадетский корпус ВКС

маркированный список

Гагаринский кадетский корпус

маркированный список

Космический кадетский корпус

маркированный список

II Императора Петра Великого кадетский корпус

маркированный список

II кадетский корпус ВКС

маркированный список

Петра Великого кадетский корпус ВКС

маркированный список

КК имени М.И.Кутузова

маркированный список

Эскиз нарукавной нашивки воспитанников корпуса

Мною был предложен настоящий вариант - Военно-космический Петра Великого кадетский корпус. Название не нашло сразу положительного отклика у многих начальников. Пришлось объяснять, что:

маркированный список

Военно-космический - принадлежность не только к армии, но и к конкретному виду войск;

маркированный список

Петра Великого - определенная преемственность от 2 кадетского Императора Петра Великого корпуса, в зданиях которого и располагается нынешний кадетский корпус и Академия;

маркированный список

Кадетский корпус - определенный исторически выверенный тип военно-подготовительного учебного заведения.

Так и родилось название корпусу. Кстати тогда же были представлены и эскизы погон, к сожалению, вначале потерявшие корону над вензелем Петра Первого (корона - неотъемлемая часть вензелей Императорской семьи), но вскоре восстановленную. Хотя, предполагалось, что роль короны сыграет герб на маленькой пуговице.  Между вензелем и эмблемой ВКС остается место для воинских отличий - знаков званий вице-сержантов (аналога воинскому званию вице-унтер-офицера).

В это же время в ядре группы сформировалось мнение, выродившееся затем в конкретные предложения по созданию учебного заведения нового типа - образовательного учреждения НАЧАЛЬНОГО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Таких учебных заведений тогда (впрочем и сейчас) не было в Министерстве обороны. Как типа образования - начального профессионального - в армии нет. Хотя уже доказаны все составные части профессиональной деятельности в работе младших командиров - сержантского состава. К сожалению, понимания данная идея не нашла ни у командования Академии, ни у руководителей Комитета по образованию. По сути дела, кадетский корпус так и остался образовательным учреждением среднего (полного) общего образования с дополнительными программами военной подготовки. т.е. аналогом суворовским военным училищам (или де-юре - школой-интернатом в шинелях). Предлагавшийся вариант позволял в рамках существующего законодательства решать вопрос о зачтении в сроки службы обучение в корпусе воспитанникам, начиная с 16-ти лет, но об этом в других разделах данной энциклопедии.

Все лето прошло в подготовке различных документов и в традиционной закулисной борьбе различных групп начальников по кандидатуре на должность начальника кадетского корпуса. Предлагались очень далекие от учебно-воспитательной практики, но близкие к тем или иным кругам офицеры. Как и следовало ожидать, бывшие комиссары, называющиеся теперь заместителями начальников по воспитательной работе, не могли пройти мимо этого. В этом вся их суть - делить должности, делать карьеру, "урвать кусок, создать верный костяк", а в конечном итоге - развалить все дело. Затрудняюсь вспомнить, каким же конкретным делом в Оперативной группе занимался заместитель по воспитательной части, назначенный впоследствии заместителем начальника кадетского корпуса по учебной работе. И это человек, никогда не занимавшийся организацией учебного процесса. Хотя один подготовленный документ, сохранившийся у меня, "доказывал", что для организации воспитательной работы в корпусе надо 5 (!) офицеров в штате отделения воспитательной работы. Это на 350 мальчишек - 5 "чистых" воспитателей, не считая собственно офицеров-воспитателей и командиров рот! Не наладились у меня отношения с данной категорией должностных лиц; тем более, что однажды я заметил, что в кадетских корпусах Русской армии не было таковых заместителей, а с воспитательными функциями отлично справлялись одни офицеры-воспитатели и командиры рот.  Крайне неосторожный шаг с моей стороны, который имел дальнейшие последствия.

4-6 сентября комплект документов по формированию корпуса был представлен начальнику Главного управления военного образования генерал-лейтенанту Родионову. К середине сентября были готовы учредительные документы - Договор и Устав. 16 сентября своим приказом №241 Командующий предоставил право на учреждение корпуса начальнику Академии.

В августе-сентябре полным ходом шли работы по передаче зданий от ГИПХ академии, освобождались помещения, планировались работы, проводились совещания. Поскольку Командующий взял на себя ответственность за ремонтно-восстановительные работы, но планировавшиеся еще летом деньги ушли на другие дела, проблема встала очень остро. Решать ее в Москве не очень-то хотели. Надо отдать должное отличным деловым качествам полковника Мезенцева, проявленным им при организации этих работ.

В октябре согласовывались документы в Москве, готовились документы для Постановления Правительства, согласовывались все вопросы с комитетами мэрии города. 24 октября подписан очередной план по вводу в строй кадетского корпуса. Москва требовала все новых и новых документов, которые в длинных коридорах и многочисленных кабинетах терялись (была информация, что наши документы передавались в другие организации "в порядке оказания методической помощи"), а реальной помощи в деньгах не было, только обещания. Такая волокита продолжалась практически и в октябре-ноябре.

9 ноября Командующему отправлено письмо для утверждения наименования корпуса, срока обучения и первого набора, формы одежды, погона и нарукавного знака, с чем он согласился 10 ноября.

Эскизы предлагаемых форм для воспитанников кадетского корпуса

парадная

повседневная

летняя выходная

зимняя

полевая

 1 ноября были отпечатаны согласованные варианты Учредительного договора и Устава, но 14 ноября пришлось опять вносить пустяковые изменения. Окончательный вариант напечатан 17 ноября, приказ №1009 по Академии состоялся в тот же день, а по Комитету по образованию - 20 ноября. 21 ноября начальник Академии выдал мне доверенность на регистрацию Уставных документов, которые были сданы в Регистрационную Палату 23 ноября. Только после двух встреч с Директором Регистрационной Палаты документы зарегистрированы. Это произошло 21 декабря 1995 года.

Командующему об офицерах с самого начала непосредственно и беспрерывно принимавших участие в подготовке кадетского корпуса не докладывалось, отношения с начальником Академии Кизимом и его заместителем по воспитательной работе Чимаровым не налаживались. Хотя они непосредственного участия в организации корпуса не принимали, но делали все, чтобы трудности нашей работы "на верх" не докладывались. Соответственно, Командующий не знал всего комплекса проблем, что сделало возможным нашим начальникам отрапортовать о способности открыть корпус к 12 апреля 1996 года.

Город для создания корпуса делал сверх принятых на себя обязательств - предоставил безвозмездную помощь мебелью (было получено 3 машины столов, стульев, матрацев и т.п.), но собственное командование продолжало делать вид, что все хорошо и идет по плану. Только планов в сохранившемся архиве десяток! Решение Командующего было одно - корпус открыть к юбилею! Первым юбилеем было 35-летие запуска первого космонавта - 12 апреля 1996 года. 

5 февраля, как начальник Оперативной группы, я написал докладную записку начальнику Академии о результатах проделанной работы, выводом которой было "В условиях полного отсутствия финансирования и материально-технического обеспечения работ оперативная группа считает открытие Военно-космического кадетского корпуса с приемом первых воспитанников 12 апреля 1996 года невыполнимым заданием". Имелось все-таки ввиду нормальное, соответствующее всем стандартам открытие учебного заведения высокого уровня жизнеобеспечения, что мальчиков надо принимать, обучать и воспитывать не в условиях старой солдатской казармы, скорехонько освобожденной для этой цели. Как известно, нет ничего постояннее временного: кадеты прожили в этой казарме 3,5 года(!),  и это произошло только потому, что некоторые должностные лица не хотели идти на конфликт с начальством. Выиграли известные все лица, получили соответствующие награды, но проиграли, в конечном итоге, первые воспитанники, да и только ли они... С 6 февраля я уже не был начальником Оперативной группы. 

Если Валерий Павлович КАЗАКОВ в силу занятости по основной должности в учебном отделе Академии отошел от дел несколько раньше, то Петр Николаевич САКОВИЧ продержался в корпусе до окончания второго набора в августе месяце 1996 года. Собственно он и организовал весь учебный процесс, который сначала носил характер приходящего обучения (первый выпуск отзанимался в корпусе только полтора месяца). Затем и он не выдержал устанавливающихся взаимоотношений и тоже ушел. Дальнейшая история корпуса, увы, писалась уже не нами...

Удалось все же нескольких достойных офицеров подобрать для работы в корпусе. К сожалению, в то время корпусе больше не осталось офицеров, учившихся в юности в суворовских училищах и знающих изнутри эту систему воспитания. К управлению корпусом пришли (именно это и является главным козырем деятелей т.н. кадетских корпусов, создающихся при Министерстве образования, которые говорят о том, что важные в воспитательном отношении должности в учебных заведениях занимают люди, далекие от существа такой работы). Вместо того, чтобы использовать опыт офицеров - бывших воспитанников СВУ, командование решило набираться такому опыту на собственных ошибках. Бог им в помощь!  Главное, что корпус живет.

Можно много бы привести здесь расчетов, схем и рисунков, их в архиве очень много. Скажу только, какие замыслы удались, какие - нет.

предлагалось:

получилось:

размещение в "Тучковом Буяне"

принято

7 летнее обучение

принято условно, но уже 5 лет обучение 4-х летнее

наименование

принято

форма одежды синего цвета

только черная с голубым кантом

тип ОУ - начальное военно-профессиональное

не принято

Положение о КК

не принято

собственная структура и штат

не приняты

цель образовательных программ - подготовка командира учебной группы для Академии

не принято

состав учредителей - только МО РФ

совместное с администрацией города

открытие корпуса 1.09.96

открылся 12.04.96 - к юбилею!

критерии соответствия выпускника (требования к выпускнику)

принято без обсуждения

КК для сыновей офицеров ВКС

не принято

структура набора

не обсуждалось

система выпуска и распределения по окончании корпуса

не принято

предложение о системе назначения опытных офицеров запаса на должности офицеров-воспитателей

не принято

предложение о системе факультетского кураторства

не принято