ГЛАВА VII

Общий ход преобразования Кадетских Корпусов в Военные Училища и Военные Гимназии; учреждение Юнкерских Училищ; преобразование Училищ военного ведомства в Военные Начальные Школы и сих последних - в Военные Прогимназии. Нынешняя система наших военно-учебных заведений вообще. Учреждение новых и дальнейшее развитие прежних Военно-Учебных Заведений до начала 1880 года.

 

С образованием, в составе Военного Министерства, Главного Управления Военно-Учебных Заведений, учреждение это безотлагательно приступило к переустройству подведомственных ему заведений, на основании утвержденных в исходе 1862 года предположений особого комитета, состоявшего под Августейшим председательством Великого Князя Михаила Николаевича.

Для обсуждения всех вопросов относительно предстоявшей реформы, при Главном Управлении учреждена была в начале 1863 года, под председательством вновь назначенного Начальника Военно-Учебных Заведений, организационная комиссия, которая тогда же проектировала способы осуществления вышеназванных предположений.

 

В исполнение заключений этой комиссии, удостоившихся Высочайшего одобрения в 14-й день мая того же года, специальные классы Кадетских Корпусов, кроме Финляндского, Оренбургского и Сибирского, положено соединить, к началу 1863-1864 учебного года, в три отдельных заведения, с присвоением им названия Военных Училищ; каждое из сих заведений, с комплектом в 300 юнкеров, составило баталион, устроенный во всем согласно с принятою в войсках организацией.

Первоначальный штат, с табелью, для названных Училищ утвержден в августе 1863 г. вместе с тем упразднены Кадетские Корпуса:

в С.-Петербурге - Павловский,

в Москве - Александринский Сиротский и

в Вильно - Александровский,

причем воспитанники их были размещены по другим заведениям.

Из трех Военных Училищ, первому присвоено наименование Павловского, и помещено оно в здании 1-го Кадетского Корпуса, переведенного в помещение упраздненного Павловского Корпуса (бывшее прежде Дворянского полка); второму, существовавшему уже с 1859, сохранено название Константиновского, а третье, устроенное в Москве, наименовано Александровским, и для него назначено здание бывшего Александринского Сиротского Корпуса; тогда же состоялось Высочайшее повеление о размещении, на летнее время, двух первых Училищ  -  в лагере гвардейского, а последнего - в лагере гренадерского корпусов, и о порядке выпуска юнкеров в офицеры ежегодно по окончании лагерного сбора.

Его Императорскому Величеству благоугодно было принять на себя звание Шефа 1-го Павловского, и 3-го Александровского Военных Училищ, и Всемилостивейше назначить Шефом 2-го Константиновского Училища - Великого Князя Михаила Николаевича; впоследствии же, в 1874 г., первые два заведения удостоены были назначением в звание второго их Шефа - Государя Наследника Цесаревича

В должности начальника Константиновского Училища оставлен генерал-майор (ныне генерал-лейтенант) Д. Д. Кинович; начальником Павловского Училища назначен бывший директор Павловского Корпуса, генерал-майор (ныне генерал-адъютант) П. С. Ванновский, а исправляющим должность начальника Александровского Училища - полковник (ныне генерал-лейтенант) Б. А. Шванебах, заведовавший до того Александринским Сиротским Корпусом.

Особенное внимание обращено было на выбор училищных офицеров, как строевых начальников и воспитателей юнкеров; для привлечения же в таковые должности более образованных и вообще лучших войсковых офицеров, им присвоены усиленные, сравнительно с прежними, оклады содержания и некоторые служебные преимущества.

После вышепоименованных первых начальников пехотных Военных Училищ, в этих должностях, до настоящего времени, состояли нижеследующие лица:

в Павловском Училище - полковник (ныне генерал-лейтенант) А. В. Пригоровский (до 1879 г.) и генерал-майор В. Д. Акимов (с 1879 г.),

в Константиновском - генерал-майор Ю. Ф. Гакман (с 1866 до 1874 и с 1875 до 1878 г.), полковник К. Д. Кондзеровский (с 1874 до 1875 г.) и полковник (ныне генерал-майор) Г. И. Шмидт (с 1878 г.), а

в Александровском - полковник (ныне генерал-майор) М. Д. Самохвалов (с 1874 г.).

 

В первое время после преобразования, три названные заведения, с общим составом в 900 юнкеров и при двухгодичном курсе, могли ежегодно выпускать от 350 до 400 офицеров; в дополнение этого числа до предположенного общего размера ежегодных выпусков, около 70 офицеров в год выпускалось тогда еще из прочих заведений, сохранивших свои специальные классы, а именно  - 

из Корпусов: Пажеского, Финляндского, Оренбургского и Сибирского, и

из Николаевского Училища гвардейских юнкеров.

Для беспрепятственного пополнения Военных Училищ молодыми людьми, успешно окончившими общеобразовательный курс, признано было необходимым подготовлять собственно в Военных Гимназиях ежегодный контингент в 350 - 400 воспитанников, для чего, при шестилетнем курсе этих заведений, понадобилось определить наименьший общий комплект их в 2700 человек; полагая же в каждой Гимназии по 800 воспитанников, предстояло устроить всего девять подобных заведений.

Впоследствии, когда опыт показал, что Военные Училища могут рассчитывать лишь на весьма ограниченное число поступающих со стороны с основательным общим образованием, и вместе с тем выяснилась потребность в пополнении Инженерного и Артиллерийского Училищ воспитанниками Военных же Гимназий, число сих последних и штатный комплект их пришлось увеличить против первоначальной нормы, как о том будет сказано ниже.

 

Что же касается целесообразного внутреннего устройства заведений с общими классами, то признано было полезным выяснить подробности этого устройства путем непосредственного опыта, начав его применением, с августа 1863 года, выработанных в Главном Управлении основных начал реформы ко 2-му Кадетскому Корпусу (в Петербурге), под руководством вновь назначенного исправляющим должность его директора, бывшего прежде инспектором классов, полковника (ныне генерал-лейтенант) Г. Г. Даниловича.

В исполнение этого распоряжения, тогда же был упразднен строевой состав названного Корпуса, постепенно принимавшего теперь общий характер воспитательного заведения.

Вместо прежних рот, в нем принято разделение воспитанников на четыре большие группы, по возрастам, с устройством отдельных помещений для каждой группы, подразделенной на воспитательные отделения, числительностью от 25 до 35 человек.

Ближайший надзор за каждым из возрастных отделений по всем безраздельно частям воспитания поручен отделенным воспитателям, избранным как из военных, так и из гражданских чинов, причем начальство заведения руководилось главнейше требованиями педагогическими; вместе с тем состав учебного курса определено ограничить здесь исключительно предметами общего образования.

С того же времени открылись в заведении заседания местного педагогического комитета, составленного, под председательством директора, из всех наличных воспитателей и преподавателей; протоколы этих заседаний, в которых подробно обсуждались все внутренние вопросы по учебно-воспитательной части, представлялись в Главное Управление, по распоряжению которого извлечения из них стали появляться на страницах упомянутого в предыдущей главе „Педагогического Сборника". Так, уже в январской книжке этого журнала за 1865 год были помещены, в официальной части, выработанные комитетом правила, определявшие обязанности отделенных и дежурных воспитателей, а также подробное распределение всех занятий воспитанников в течение недели и результаты обсуждения некоторых частных вопросов из внутренней жизни заведения.

Начатая таким образом реформа Военно-Учебных Заведений неминуемо должна была повести к упразднению многих должностей, оказавшихся излишними, и к замене одних деятелей другими; в виду такой необходимости, 23 июня того же 1863 г. Высочайше утверждены льготные правила для лиц, коим предстояло увольнение от службы в преобразуемых заведениях.

 

В мае 1864 года состоялось Высочайшее повеление о преобразовании, по примеру 2-го Кадетского Корпуса, еще пяти Корпусов, именно:

1-го (в Петербурге),

1-го и 2-го Московских,

Орловского Бахтина и Тульского Александровского,

которым, как и 2-му Кадетскому Корпусу, тогда же присвоено наименование Военных Гимназий. При этом все местные распоряжения по преобразованию названных заведений поручены были вновь назначенным в должности директоров:

1-й Петербургской Гимназии  -  генерального штаба генерал-майору Е. К. Баумгартену,

1-й Московской -  бывшему инспектору классов этого заведения, генерал-майору И. В. Ждан-Пушкину,

2-й Московской и Орловской Бахтина  -  генерального штаба полковникам: П. И. Мезенцову и Д. X. Бутену, и

Тульской Александровской - бывшему командиру роты Николаевского Училища гвардейских юнкеров полковнику В. А. Нобелю.

Вслед за тем установлена новая форма обмундирования юнкеров Военных Училищ и воспитанников Пажеского Корпуса и Военных Гимназий, как равно и форма одежды для штаб и обер-офицеров сих заведений.

Наконец, по выяснении на опыте нескольких заведений подробностей целесообразного их устройства, приступлено было к выработке, в особой комиссии при Главном Управлении, полного проекта Положения о Военных Гимназиях, штат и табели для которых утверждены 28 августа 1865 г., а самое Положение  -  15 октября следующего года; тогда же определен и размер сумм, потребных на ремонт, отопление, освещение и содержание зданий названных заведений.

 

В апреле 1865 г. было Высочайше повелено приступить к преобразованию в Военные Гимназии еще следующих Кадетских Корпусов:

Петровского Полтавского,

Владимирского Киевского,

Полоцкого и

Михайловского Воронежского,

с назначением в директоры этих заведений бывших инспекторов классов:

Павловского Военного Училища - артиллерии полковника Ф. И. Симашко,

Александровского Военного Училища - артиллерии полковника С. А. Слуцкого,

1-й Московской Военной Гимназии  -  генерального штаба полковника Г. П. Кузьмина-Короваева, и

Пажеского Его Величества Корпуса  -  инженер-полковника П. Д. Винклера.

В то же время упразднены:

Малолетнее отделение бывшего 1-го Московского Корпуса,

Неранжированный Тамбовский Кадетский Корпус и

Тульская Александровская Военная Гимназия;

помещение первого из них отдано Учительской Семинарии военного ведомства (см. ниже), а. здания двух последних заведений, построенные при пособии со стороны местного дворянства, переданы в собственность его, по принадлежности.

 

В 1866 году состоялся перевод Новгородского графа Аракчеева Кадетского Корпуса в Нижний Новгород, в здание упраздненного там Училища военного ведомства, с преобразованием и этого Корпуса в Гимназию, наименованную Нижегородскою графа Аракчеева Военною Гимназией; вместе с тем 17-ть пансионеров имени графа Аракчеева, воспитывавшиеся в этом заведении по избранию дворянства Новгородской и Тверской губерний, распределены между ближайшими к ним Военными Гимназиями: 2-ю Петербургскою и 2-ю Московскою, здание бывшего Корпуса передано в Инженерное ведомство, для помещения войск.

Исправление должности директора Нижегородской Гимназии возложено на бывшего начальника Петербургского Училища военного ведомства, генерального штаба полковника Л. И. Носовича.

 

Наконец, в том же году преобразованы в Военные Гимназии и остальные Кадетские Корпуса: Оренбургский Неплюевский и Сибирский, с учреждением в Оренбурге 4-го Военного Училища, на 100 юнкеров, для приготовления офицеров как в регулярные, так и в казачьи войска Оренбургского и двух Сибирских военных округов; но в 1870 г. Училище это было уже упразднено, главным образом по причине выяснившихся на опыте местных затруднений в надлежащей обстановке учебной части подобного заведения соответственными личными силами

В должности директора Оренбургской Неплюевской Военной Гимназии оставлен бывший директор тамошнего Корпуса, инженер-генерал-майор И В. Домерщиков, с подчинением ему и 4-го Военного Училища; Сибирская Гимназия также осталась в заведывании прежнего директора, артиллерии генерал-майора К. А. Линдена.

Обстоятельные сведения о первоначальном устройстве и развитии учебно-воспитательного дела в Военных Гимназиях и о действительном состоянии этих заведений в первые годы по преобразовании, можно найти в отчетах, напечатанных в „Педагогическом Сборнике", об осмотре некоторых Гимназий состоявшим при Главном Управлении, тайным советником В. В. Авиловым, и в статье В. П. Коховского: „Реформа Военно-Учебных Заведений" (1862 - 1869 г.).

 

Одновременно с преобразованием Военных Гимназий, в 1865 и 1866 гг., с Высочайшего соизволения допущены были в Пажеском Его Величества Корпусе некоторые изменения внутреннего устройства, в видах возможного сближения организации специальных его классов с типом Военных Училищ и применения к общим классам воспитательного устройства Военных Гимназий.

В 1865 же году, по отчислении от должности прежнего директора этого Корпуса, генерал-лейтенанта С. П. Озерова, исправление таковой возложено было на свиты Его Величества генерал-майора Н. В. Корсакова, с оставлением его и в должности помощника Начальника Военно-Учебных Заведений. В это время было выработано новое Положение о Корпусе, в котором определено, при пяти общих и двух специальных классах, содержать 150 пажей и камер-пажей, с ежегодным отпуском по штату и табели по 140.000 рублей.

Затем, в 1867 г., непосредственное управление Пажеским Корпусом вверено бывшему директору Орловской Военной Гимназии, генерал-майору Д. X. Бушену, а по смерти сего последнего, в 1871 г., преемником ему был назначен директор 2-й Московской Военной Гимназии, генерал-майор Л. И. Мезенцов.

 

Подобные же предварительные меры к предстоявшему преобразованию приняты были и в Николаевском Училище гвардейских юнкеров, начальником которого с 1865 года состоял полковник бар. М. А. Таубе. Под непосредственным его руководством заведение это преобразовалось в специально-кавалерийское училище, на 200 человек, причем общие его классы составили особый отдел заведения, из 100 воспитанников, под названием Приготовительного пансиона при Николаевском кавалерийском Училище; ближайшими начальниками пансиона последовательно были: действ. ст. сов. А. В. Шакеев (до 1870 г.) и полковники (ныне генерал-майоры): Ф. К. Дитерихс (до 1873 г.) и Я. А. Дружинин (с 1873 г.). В самом Училище, после бар. Таубе, назначенного в 1873 г. командующим 3-ю кавалерийскою дивизией, должность начальника занял генерал- майор В. Ф. Винберг, а по назначении его, в 1878 г., командующим 12-ю кавалерийскою дивизией, исправляющий ныне таковую должность полковник А. А. Билдерлинг.

Общее Положение о всех вышепоименованных Военных Училищах, с новыми штатами и табелями для каждого из них, удостоилось Высочайшего утверждения в 20 день июня 1867 г.

 

Наконец, относительно Финляндского Кадетского Корпуса, как заведения, стоящего по местным условиям и цели его учреждения в исключительном положении, Финляндский Сенат еще в 1862 году испросил соизволение Государя Императора на учреждение особого комитета для начертания нового проекта Положения о Корпусе; проект этот, по рассмотрении его в Главном Управлении Военно-Учебных Заведений, Высочайше утвержден (25-го февраля) 9-го марта 1865 г. а впоследствии изданы были еще дополнительные к этому закону постановления.

Преобразование Корпуса на основании нового Положения поручено генералу Э. Ф. Форселлесу, по назначении которого в 1871 г. сенатором Финляндского Сената, управление заведением перешло к нынешнему его директору, генерал-майору Ф. А. Неовиусу.

По новому Положению Финляндский Кадетский Корпус имеет целью как общее образование молодых людей из финляндских уроженцев, так и особенно приготовление их к офицерской службе во всех родах войск; заведение это состоит

- из одного приготовительного,

- трех общих и

- трех специальных классов,

и пользуется правами, предоставленными Военным (пехотным) Училищам в Империи.

Относительно преподавания наук, дисциплины и общего порядка, Корпус состоит в ведении Главного Управления Военно-Учебных Заведений и руководствуется изданными для сих последних постановлениями во всем том, что не изменяет определенных законом отношений Корпуса к местному управлению Финляндии. За содержание каждого кадета в приготовительном и общих классах Корпуса, родители платят ежегодно по 560 марок (около 180 рублей). Но при этом, в знак особого Монаршего благоволения к Великому Княжеству Финляндскому, сорок воспитанников названных классов содержатся на счет казны, с производством платы за них от Главного Управления Военно-Учебных Заведений (Положение, § 50); в специальных же классах все кадеты состоят на казенном содержании (§ 55). На годовое содержание Корпуса по штату и табели, при комплекте в 120 воспитанников, ассигнуется из финляндской казны сумма в 188.428 марок (около 62.000 рублей), в том числе и отпускаемые из Кабинета Его Величества 3.428 р. (§ 84); сверх того, на жалованье военным преподавателям по чину каждого из них, а также на содержание нижних чинов, по смете ассигнуется, из государственного казначейства Империи, до 9.000 рублей. Действующее ныне Положение о Финляндском Корпусе не вошло в ХV книгу Свода военных постановлений 1869 г., а занесено в шестое продолжение Свода 1859 года

 

В первые годы (1863 - 1868) по преобразовании вышепоименованных заведений, во всех Военных Училищах и в специальных классах Пажеского и Финляндского Корпусов содержалось средним числом 1158 воспитанников, из которых ежегодно выпускалось;

 

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА

в офицеры

394

Итого

463

в войсковые юнкера

2

в старший класс Артиллерийского и Инженерного Училищ

63

в гражданскую службу

4

ДО ОКОНЧАНИЯ КУРСА

по неуспеху в науках

37

Итого

63

по домашним обстоятельствам

25

по дурному поведению

16

по болезни

5

 

Из общего же среднего числа (4226) воспитанников Военных Гимназий, Приготовительного пансиона при Николаевском кавалерийском Училище и общих классов Пажеского Корпуса ежегодно выходило:

 

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА

в Военные Училища и в специальные классы Корпуса

387

Итого

 480

 

в младший класс Артиллерийского и Инженерного Училищ

93

ДО ОКОНЧАНИЯ КУРСА

по неуспеху в науках

252

Итого

429

по домашним обстоятельствам

132

по дурному поведению

33

по болезни

12

 

Таким образом оказывается, что в первое пятилетие после реформы заведений, ежегодная производительная убыль из Военных Училищ, при двухгодичном курсе, приблизительно выражалась 40% всего числа обучавшихся, тогда как непроизводительная едва превышала 7%; в Военных же Гимназиях, при шестилетнем курсе, первая ограничивалась 11%, а вторая - 10%.

 

Одновременно с первоначальными предположениями о реформе вышеисчисленных заведений Военно-Учебного ведомства, обсуждался вопрос и о средствах к устройству особых училищ для войсковых юнкеров и вольноопределяющихся. Настоятельность учреждения таких училищ обусловливалась весьма значительным числом тех молодых людей, которые, поступая, по собственному желанию, прямо в полки на различных правах, производились в офицеры, по необходимости, с крайне ограниченным, общим и военным, образованием.

На основании действовавших тогда постановлений, все вольноопределяющиеся, не окончившие курса в средних учебных заведениях, подвергались, при поступлении на службу, экзамену по особой программе, в состав которой входили лишь начальные сведения из русской грамматики, арифметика, краткая всеобщая и русская история и география, с требованием уменья читать и писать по-французски или по-немецки; затем, все принятые на службу приобретали право, по выслуге установленных сроков в унтер-офицерском звании, на производство в офицеры уже без всякого нового экзамена.

Строевые же унтер-офицеры из поступивших по наборам производились в офицеры, за выслугу лет, при условии выдержания испытания по программе с еще более ограниченными требованиями. При таком порядке производства, в общем комплекте офицеров наших войск, по официальным сведениям за 1861 год, число обучавшихся лишь в низших учебных заведениях, или же не получивших никакого школьного образования, составляло более 54%.

 

В виду такого положения дела, еще в 1862 году поручено было особой комиссии, учрежденной при Инспекторском департаменте Военного Министерства, обсудить вопрос об устройстве при войсках особых Юнкерских Училищ; в следующем же году, по образовании, в составе Министерства, Главного Управления Военно-Учебных Заведений, на него возложены были как работы по учреждению и устройству таковых Училищ, так и высший надзор за направлением в них учебной части. Проектированные этим Управлением и Высочайше утвержденные основные правила для устройства при военно-окружных штабах Юнкерских Училищ со штатами и табелями, были изданы в сентябре 1864 года, причем на годовое содержание 10-ти пехотных и 2-х кавалерийских Училищ назначено 270.000 р ; на покрытие этого расхода из сумм, остававшихся в экономии от преобразования Военно Учебных Заведений, тогда же перечислено из сметы Главного их Управления в смету Интендантства 267.000 р. Вслед затем открыты были Юнкерские Училища:

пехотные - Московское и Виленское (1864 г.), Варшавское, Гельсингфоргское (упраздненное в 1879 г.), Чугуевское, Одесское, Киевское и Рижское (1865 г.)» Казанское и Тифлисское (1866 г.), Петербургское (1869 г.) и Иркутское (1874 г.),

кавалерийские - Елисаветградское и Тверское (1866 г.), и

казачьи  -  Оренбургское (1867 г.), Новочеркасское (1869 г.) и Ставропольское (1870 г.)

Первоначально комплект юнкеров в каждом пехотном Училище определен был в 200 человек, в кавалерийском  -  от 60 до 90 и в казачьем - от 90 до 200; впоследствии же, при требовании комплектования войск офицерами в большем числе, постепенно увеличивался штатный состав Училищ, который в настоящее время простирается: в первых - от 200 до 400, во-вторых - от 150 до 800, и в последних  -  от 120 до 250. Сверх трех вышеназванных казачьих Училищ, при Виленском (с 1869 г.), Варшавском (с 1868 г.), Иркутском (с 1874 г.) и Елисаветградском (с 1876 г.) Юнкерских Училищах образованы постоянные отделы для обучения казачьих юнкеров, числительностью в каждом от 85 до 60 человек. При таком штатном составе, в существующих ныне 16-ти Училищах общее число одновременно обучающихся юнкеров выражается следующими цифрами:

пехотных -  8.880,

кавалерийских - 450 и

казачьих  - 670, а

всего 4.500 юнкеров;

сверх того, в 1879 году последовало Высочайшее соизволение на устройство, в ближайшем будущем, еще одного пехотного Юнкерского Училища, на 200 человек, в гор. Ташкенте.

За последнее десятилетие все вышепоименованные Юнкерские Училища успели приготовить на службу в офицерских чинах вообще нижеследующее число обучавшихся в них юнкеров:

Общее число

Годы

1870

1871

1872

1873

1874

1875

1876

1877

1878

1879

Итого

%

Обучавшихся юнкеров

1692

2839

3420

3553

3338

4039

4105

3841

3894

4395

35116

100

Удостоенных к производству в офицеры

в пехоту

707

922

1692

1091

1100

1247

1596

1487

2511

207

12497

35

в казачьи войска

147

177

241

297

306

301

413

360

325

274

2841

8

Всего:

854

1099

1870

1388

1406

1548

2009

1847

2836

481

15338

43

 

Из этой таблицы видно, что на будущее время, при штатном комплекте, как показано выше, в 4700 юнкеров, общее число ежегодно удостаиваемых к производству в офицеры из всех 17-ти Юнкерских Училищ должно доходить до 2000 человек. Со времени же учреждения первых Юнкерских Училищ в 1864 году до последнего включительно выпуска из них в 1879 году, армия наша получила собственно из этого источника всего 17.280 офицеров.

Юнкерские Училища подчиняются начальникам военно-окружных штабов, по принадлежности, имеют военную организацию и образуют:

каждое из пехотных  -  одну или две роты,

кавалерийское  -  эскадрон, и

казачье  -  конную сотню;

казачьи же отделы при других Училищах составляют конную полусотню, или же конный взвод.

Собственно по учебной части все Юнкерские Училища подчинены Главному Управлению Военно-Учебных Заведений; по всем прочим частям они состоят в ведении:

пехотные и кавалерийские Училища - Главного Штаба, а

казачьи Училища и отделы  -  Главного Управления казачьих войск.

Сверх того высший надзор за специально-кавалерийским делом в Училищах кавалерийских принадлежит Генерал-Инспектору кавалерии.

 

При учреждении Юнкерских Училищ на должности ближайших их начальников с правами полковых командиров принято было избирать штаб-офицеров с высшим военным образованием, близко знакомых как со строевым, так и с педагогическим делом, и преимущественно из числа командовавших уже ротами в Военных Училищах.

 

В 1865, 1866, 1869 и 1872 гг., по приказаниям Военного Министра, учреждаемы были, при Главном Управлении Военно-Учебных Заведений, особые комиссии для обсуждения организационных вопросов по Юнкерским Училищам и выработки проектов программ преподаваемых в них предметов общего и специального образования; комиссии эти состояли, под председательством генерального штаба полковника (ныне генерал-майор) Бобровского, из всех начальников названных Училищ и особо назначенных членов от Главного Штаба и Главных Управлений: казачьих войск, Инженерного и Интендантского.

На комиссию 1866 г. возложен был и труд проектирования Положения для Юнкерских Училищ, со штатами и табелями, как равно и полной инструкции по учебной части для названных заведений. Выработанный в этой комиссии проект Положения, по окончательном рассмотрении его в Военном Совете, удостоился Высочайшего утверждения в 16-й день марта 1868 г. и введен в XV кн. С. В. П. 1869 г. (раздел второй, глава пятая). Затем, последовавшие до 1 января 1879 г. изменения статей этого Положения вошли в первое и второе продолжения названной книги Свода и своевременно были объявлены в приказах по военному ведомству проект же всех изменений и дополнений в постановлениях о Юнкерских Училищах, вызванный изданием нового Устава о воинской повинности, был утвержден в 1876 г.

Кроме того, в исходе 1871 г. издана, с утверждения Военного Министра, инструкция Юнкерским Училищам, в которой подробно определены правила внутреннего порядка и поддержания дисциплины, производства строевых занятий и ведения юнкерской артели, а также указаны все общие меры по организации учебной части в названных заведениях.

 

На содержание 15-ти Юнкерских Училищ (кроме Новочеркасского), при штатном числе 4380 обучающихся в них, исчислено, по смете Главного Интендантского Управления (§ 7, ст. 6) на 1880 год, всего 689.242 р.; но из таковой суммы, до 78.000 р. покрываются установленными взносами из .капиталов казачьих войск. Весь же годовой расход по содержанию Новочеркасского казачьего Училища, в размере 25.380 р., при комплекте в 120 юнкеров, относится на суммы Донского и Астраханского казачьих войск. Таким образом общая средняя стоимость содержания каждого юнкера собственно в Училищах доходит ныне до 160. р. в год.

По закону поступление в Училища не обязательно, но в офицеры никто из служащих в войсках унтер-офицеров и урядников не может быть произведен, не окончив успешно курса в Юнкерских Училищах, или не выдержав установленного экзамена.

В настоящее время в эти Училища принимаются: из вольноопределяющихся - как рядовые, так и унтер-офицеры, а из поступивших на службу по жеребью - только унтер-офицеры, причем все поступающие в младший класс подвергаются поверочному испытанию по программе для вольноопределяющихся 3-го разряда. Из сих последних те, кои при вступительном испытании оказываются недостаточно подготовленными для успешного прохождения курса младшего класса, хотя и принимаются в Училища, но помещаются в устраиваемые для них приготовительные отделения, с годичным курсом.

Нормальный же курс обучения в Юнкерских Училищах вообще продолжается два года, и в каждом из них положено уделять на классные и практические занятия и экзамены по десяти месяцев. На летнее время все юнкера младшего (общего) класса распределяются, для практического изучения строевой службы, в ближайшие войсковые части, или, по усмотрению Главных Начальников военных округов, оставляются для этой цели при Училищах и участвуют в лагерных занятиях войск. Все выдержавшие выпускной экзамен в старшем (специальном) классе возвращаются, по окончании практических занятий, в свои части, и за­тем производятся в офицеры по представлению ближайшего начальства сих частей.

В состав учебного курса Юнкерских Училищ входят ныне следующие предметы:

1) общеобразовательные  -  Закон Божий, русский язык, математика (алгебра, геометрия и основания тригонометрии), начальные сведения из физики и химии, география России, история (преимущественно русская) и черчение, и

2) военные и специальные -  тактика и воинские уставы, полевая фортификация, военная топография, сведения об оружии, военная администрация, с необходимыми сведениями о сбережении здоровья в войсках и о способах обучения нижних чинов, и сведения из военно-уголовных законов и военного судопроизводства; сверх того, в кавалерийских и казачьих Училищах преподается иппология.

В продолжение учебного курса все юнкера занимаются фронтовыми ученьями, гимнастикою, фехтованьем и стрельбою в цель, а в кавалерийских Училищах, кроме того, верховою ездою и вольтижированием. По окончании переводного и выпускного экзамена, юнкера, независимо от строевых упражнений, занимаются в поле производством военно-топографической съемки, рекогносцировками, решением тактических задач на местности и саперными работами. Нормальное распределение еженедельных уроков по всем вышеозначенным учебным предметам, для каждого класса Юнкерских Училищ, показано в прилагаемой таблице (см. Приложение IV); полные же программы по каждому из сих предметов, а также нормальный каталог для училищных библиотек, были изданы в 1867 и 1874 - 1877 гг.

Наконец, подробные сведения вообще об устройстве и постепенном развитии учебной части в названных заведениях были изложены П. О. Бобровским в целом ряде статей „Педагогического Сборника", с 1865 по 1875 г. и в отдельном издании того же автора под заглавием: „Юнкерскиt Училища". Спб. 1872 - 1876 г. 5 ч.


В начале IV главы было уже упомянуто, что при новом устройстве центральной военно-учебной администрации, в 1868 году, Управление Училищ военного ведомства вошло в состав Главного Управления Военно-Учебных Заведений; вместе с тем, в ведение сего последнего передано было 18 таковых Училищ, содержание которых, при тогдашнем числе до 7.200 воспитанников, обходилось казне в 1038.000 рублей.

По ближайшем исследовании обстоятельств, препятствовавших правильному развитию названных заведений, главнейшими недостатками в их организации были признаны:

а) теснота и неприспособленность помещений большей части Училищ, при чрезмерной численности некоторых из них, в 600, 800 и даже 1000 воспитанников;

б) неудовлетворительность как в количественном, так и в качественном отношении личного состава служивших при Училищах по учебно-воспитательной части;

в) недостаточность сумм, отпускавшихся на столовое довольствие воспитанников, их одежду и обувь, и на учебные пособия, и

г) продолжительность срока обязательной службы за воспитание в Училищах, и, главное, неравномерность служебных прав, присвоенных тем нестроевым должностям унтер-офицерского звания, кои комплектовались их воспитанниками.

Такие существенные недостатки заведений обусловливали необходимость скорейшего их преобразования, почему в том же 1863 году назначена была, при Главном Управлении, особая комиссия для обсуждения способов этого преобразования.

 Вскоре затем начато было сокращение числа воспитанников, с улучшением материальной их обстановки, во всех Училищах, которым придан тогда же общий характер элементарных школ; в Петербургском же Училище оставлены одни специальные, кондукторские и топографские, классы, а Учительское его отделение, получившее тогда же более целесообразное устройство, переведено в Московское Училище.

В 1866 году, на основании работ вышеупомянутой комиссии и соображений Военного Министерства о новых источниках комплектования различных нестроевых унтер-офицерских должностей, составлен был общий проект о преобразовании:

Учительского отделения Московского Училища  -  в Учительскую Семинарию военного ведомства (на 75 восп.),

Петербургского Училища - в Военно-чертежную Школу (на 200 восп.) и

прочих 12-ти Училищ - в Военные Начальные Школы (от 200 до 500 восп. в каждой); затем, остальные пять Училищ военного ведомства пред­положено упразднить.

Таковой проект удостоился Высочайшего утверждения в 1866 году, в исходе которого изданы особые Положения, со штатами и табелями для всех названных заведений.

Летом того же года были упразднены Училища: Казанское, Чугуевское, Нижегородское, Воронежское и Смоленское, причем здания первых двух отданы под помещения тамошних Юнкерских Училищ, здание третьего - занято Нижегородскою графа Аракчеева Военною Гимназией, а освободившиеся казенные помещения в Воронеже и Смоленске переданы в Инженерное ведомство.

Из всех же прочих Училищ образованы Военные Начальные Школы:

Московская - на 500,

Псковская, Ярославская и Киевская - по 400,

Саратовская, Пермская, Архангельская, Оренбургская, Омская, Тобольская, Иркутская и Астраханская -  по 200 воспитанников в каждой.

Школам этим, предназначавшимся для воспитания сыновей тех военнослужащих, кои, по сословным правам, не могли определять детей в Военные Гимназии, присвоен был четырехгодичный общеобразовательно элементарный курс; по успешном окончании этого курса, воспитанники переводились в специальные школы военного ведомства: техническую, пиротехническую, чертежную и фельдшерские, а также в Учительскую Семинарию, или же назначались на службу писарями 2-го разряда, с обязательством прослужить в нижних воинских чинах не менее 6-ти лет. Из 12-ти вышепоименованных Школ впоследствии были упразднены: Астраханская  -  в 1867 г., Архангельская и Тобольская - в 1869 г. и Пермская -  в 1872 г. главным образом потому, что в районах их нахождения оказывалось лишь незначительное число военнослужащих, для сыновей которых предназначались Военные Начальные Школы, а также по причине неприспособленности и ветхости почти всех зданий, принадлежавших названным заведениям; по закрытии же сих последних, таковые здания были переданы: в Астрахани - тамошнему городскому Обществу, для помещения Торгового училища, в Архангельске и Тобольске - в распоряжение местного гражданского начальства, и, наконец, в Перми  -  в ведение Главного Военно-тюремного Комитета, для помещения военно-исправительной роты.

Военно-чертежной Школе, образованной из Петербургского Училища военного ведомства, было отведено и приспособлено помещение в освободившихся флигелях 2-й Петербургской Военной Гимназии, с устройством вновь церкви и столовой залы; прежнее же здание названного Училища (по Мойке, у Поцелуева моста) передано в распоряжение Главного Военно-Судного Управления. Военно-чертежная Школа имела три топографских и четыре кондукторских класса, из коих каждый поручен был заведыванию особого воспитателя; содержание и объем учебного курса, применительно к специальным требованиям будущей службы воспитанников Школы в топографском и инженерном ведомствах, определен был в особых программах.

 Первоначальное устройство этого заведения поручено определенному в должность его начальника, бывшему инспектору классов 2-й Петербургской Военной Гимназии, инженер-полковнику А. С. Перебаскину, добросовестной заботливости которого Школа много обязана была успешным выполнением своего назначения.

Учительская Семинария военного ведомства, назначенная для приготовления учителей и воспитателей в Военные Начальные Школы, переведена из помещения Московской Школы в здание упраздненного Малолетнего отделения 1-го Московского Кадетского Корпуса (на Немецкой улице).

Семинария состояла из трех последовательных классов, вверенных особым воспитателям; здесь, сверх предметов общего образования, преподавались: главные положения о воспитании, с общею дидактикой и методикой каждого учебного предмета, а для практических упражнений будущих учителей, при Семинарии устроена образцовая школа приходящих учеников. Труды по первоначальной организации дела приготовления таковых учителей, с 1863 г., принадлежали А. Л. Авенариусу и М. И. Лоначевскому, который в 1867 г. назначен был в должность начальника Семинарии. Подробные сведения об устройстве этого заведения и о состоянии его в первое время по учреждении, напечатаны в „Педагогическом Сборнике"

Между тем, в исходе 1867 г., Артиллерийским и Военно-медицинским управлениями заявлено было, что как техническая и пиротехническая, так и военно-фельдшерские школы могут уже беспрепятственно комплектоваться поступающими со стороны, помимо Военных Начальных Школ, а от военно-топографического отдела Главного Штаба и от Инженерного ведомства получены отзывы о том, что в ближайшем будущем также предвидится возможность замещать вакансии топографов и кондукторов вольноопределяющимися, помимо Военно-чертежной Школы; наконец, по сообщенным от Главного Штаба сведениям, снабжение войск и военных управлений писарями обеспечивалось впредь учрежденными в 1866 г. писарскими классами при резервных баталионах.

С другой стороны, в виду того, что главнейшим источником комплектования армейских войск офицерами должны служить Юнкерские Училища, представлялось необходимым принять меры для обеспечения правильного пополнения этих заведений и, вместе с тем, улучшить тот контингент, которым они пополнялись, предварительным сообщением ему надлежащей учебной подготовки.

Для достижения этой цели предстояло устроить такие учебные заведения, кои подготовляли бы воспитанников своих, посредством законченного элементарного образования и соответственного воспитания, к поступлению в Юнкерские Училища, на правах вольноопределяющихся. Необходимость учреждения подобных заведений обусловливалась еще и тем соображением, что, во-первых, с уменьшением общего комплекта воспитанников в бывших Кадетских Корпусах, многие военнослужащие дворяне лишились возможности определять сыновей своих в Военные Гимназии, и, во-вторых, что не малому числу из предназначенных уже к поступлению в эти заведения приходилось отказывать в приеме собственно по недостаточности их научной подготовки; к тому же, в самих Гимназиях нередко оказывались такие воспитанники, кои, по малоспособности, не могли успешно следовать за курсом этих заведений, и потому, в случае отказа родителей взять их на свое попечение, подлежали переводу в Военные Начальные Школы, обязывавшие, как выше сказано, всех своих воспитанников известным сроком службы в нижних воинских чинах.

 

По всем вышеизложенным соображениям, в 1868 году составлен был проект преобразования Военных Начальных Школ в подготовительные заведения для Юнкерских Училищ, на следующих главных основаниях:

1) присвоить этим заведениям наименование Военных Прогимназий и определить для них законченный элементарный учебный курс, подробности коего должны быть выяснены в зависимости от состава учебного курса Юнкерских Училищ;

2) в Прогимназии принимать предпочтительно сыновей офицеров и чиновников военного ведомства и на свободные затем вакансии сыновей дворян невоенных и лиц прочих сословий, необязанных рекрутскою повинностью, причем никакого обязательного срока службы, за воспитание в этих заведениях, не назначать;

3) допустить перевод в Прогимназии из Военных Гимназий тех воспитанников, кои, по малоспособности, не могут успешно следовать за курсом сих последних заведений;

4) воспитанников, происходящих из потомственных дворян, переводить из Прогимназий в Военные Гимназии, если, по отличным способностям и поведению, они будут удовлетворять установленным для того требованиям;

5) успешно окончившим курс в Прогимназиях предоставить право избирать род деятельности но собственному желанию и поступать в строевые и нестроевые части унтер-офицерами, на правах вольноопределяющихся вообще и на казенное содержание, как равно и в Учительскую Семинарию военного ведомства, если удовлетворят требованиям этого заведения,

6) строевым унтер-офицерам, окончившим курс в Военных Прогимназиях, предоставить право поступать в Юнкерские Училища на общем основании.

По утверждении этого проекта, в июне того же 1868 года, приняты были необходимые меры для безотлагательного преобразования в Военные Прогимназии Военных Начальных Школ, находившихся в Москве, Пскове, Ярославле, Киеве, Вольске, Оренбурге, Омске и Иркутске; таковое преобразование вызывало необходимость соответственных изменений и в тогдашнем устройстве Учительской Семинарии военного ведомства, как учреждения, долженствовавшего впредь готовить наставников для Военных Прогимназий, воспитанники коих предназначаются для службы впоследствии в офицерских чинах.

Осуществление этого последнего преобразования поручено было новому директору Семинарии, полковнику Л. Д. Тыртову, которого через год сменил майор А. Л. Макаров (ныне полковник, директор 2-й Петербургской Военной Гимназии), остававшийся во главе Семинарии до 1877 г., когда на его место назначен нынешний ее директор, полковник А. Н. Острогорский 2-й.

В то же время, в Главном Управлении Военно-Учебных Заведений выработаны были проекты новых Положений о Военных Прогимназиях и об Учительской Семинарии военного ведомства; Высочайше утвержденные 19 апреля следующего же года. Положения эти вошли в разделы третий и пятый XV книги С. В. П. 1869 г.

Согласно новым штатам и табелям, Военные Прогимназии получили нижеследующий численный состав:

Московская - 500,

Псковская и Ярославская - по 400,

Киевская  -  200,

Саратовская, переименованная в Вольскую  -  200,

Иркутская  -  200, а с 1872 г. - 100,

Оренбургская  -  200, а с 1874 г.  -  300, и

Омская  -  200 воспитанников.

При двух последних заведениях учреждены особые отделения для приготовления переводчиков восточных языков; но по изменившимся местным обстоятельствам, оба эти отделения были вскоре упразднены, вместе с отменой преподавания татарского языка и в Военных Гимназиях: Оренбургской Неплюевской и Сибирской.

Вместе с тем, Киевская Военная Прогимназия переведена в Елисаветград, где и размещена в одном из зданий бывшего штаба Резервного кавалерийского корпуса, а прежнее помещение ее, в Киевских крепостных зданиях, занято Юнкерским Училищем и Военно-фельдшерскою Школой.

В том же 1869 соду, по вышеприведенным соображениям, закрыта была Военно-чертежная Школа, в части здания которой помещена вновь образованная Петербургская Военная Прогимназия, на 200 воспитанников, с передачей остальной части этого здания Петербургскому Юнкерскому Училищу.

 

По примеру вышепоименованных Военных Прогимназий, в 1871 г. образовано было подобное же заведение, на 200 воспитанников, в Тифлисе, из тамошней Военной Начальной Школы, причем Тифлисская Прогимназия, как равно и находящаяся в Иркутске, поставлены в ближайшее ведение местных Главных Начальников военных округов; директором новой Прогимназии тогда же назначен полковник Н. Е. Острогорский 1-й (ныне директор Тифлисской Военной Гимназии). В этом заведении, кроме четырех общих классов, положено было иметь еще и класс подготовительный, а также сохранить состоявшие при Тифлисской Военной Начальной Школе Межевые классы, с целью образования землемеров для государственного размежевания Кавказского и Закавказского края; сверх того, во внутреннем устройстве новой Прогимназии допущены некоторые отступления от общего устава, вызываемые местными потребностями.

Наконец, в 1874 г., изданы отдельные штат и табель для Вольской Военной Прогимназии, с уменьшением ее состава до 100 воспитанников, так как заведению этому, еще с 1868 г., придан был особый характер воспитательного учреждения для нравственного исправления малолетних, переводимых сюда из других общеобразовательных заведений военно-учебного ведомства, о чем более подробно будет сказано в следующей главе; заведением этим заведовал в продолжение десяти лет полковник (ныне генерал-майор) П. Я. Остелецкий, которого в 1878 г. сменил нынешний директор, полковник А. И. Гржимайло.

По издании Положений для Военных Прогимназий и Учительской Семинарии военного ведомства, установлены формы обмундирования как для воспитанников, так и для офицеров и учителей этих заведений; вместе с тем определены преимущества военно-прогимназических учителей, прикомандировываемых к Военным Гимназиям.

Кроме того, в 1870 г. состоялось постановление, по которому на проценты с капиталов, пожертвованных в развое время дворянством, ему предоставлено в Военно-Учебных Заведениях всего 685 вакансий, из коих 442 - в Военных Гимназиях и 198 - в Военных Прогимназиях, с расчетом платы за первых - по 250 и за последних - по 150 р. в год.

 

С устройством Военных Прогимназий окончательно осуществилась у нас та военно-учебная система, которая представляет возможность замещать офицерские вакансии в армии молодыми людьми, получившими, сообразно ее современным потребностям, общую и специально-военную научную подготовку двух различных уровней:

высшую, доставляемую Военными Гимназиями и, затем, Военными Училищами, и

низшую, приобретаемую в Военных Прогимназиях и, впоследствии, в Юнкерских Учи­лищах.

 

В действующем ныне Своде военных постановлений все вообще наши военно-учебные заведения, по цели их учреждения, разделены на следующие четыре рода:

I. Академии: Николаевская Генерального штаба, Михайловская Артиллерийская, Николаевская Инженерная и Военно-юридическая, имеющие целью давать поступающим в них офицерам высшее образование по специальным частям, для коих они учреждены.

II. Пажеский Его Величества Корпус, Военные Училища: три Пехотных, Кавалерийское, Артиллерийское и Инженерное, Военно-топографическое Училище и Юнкерские Училища; в этих заведениях образовываются офицеры для всех родов оружия и для корпуса топографов.

III. Военные Гимназии и Прогимназии, учрежденные для общего приготовительного образования и воспитания, служащие, вместе с тем, подготовительными заведениями для поступления: первые в Военные Училища, а последние в Училища Юнкерские, - и

IV. Специальные школы Артиллерийского ведомства: Техническая, Пиротехническая и Оружейные, а также Военно-фельдшерския школы.

 

Сверх того в ведении Военного Министерства состоят:

Императорская Медико-хирургическая Академия,

Гвардейская берейторская школа и

подчиненные Главному Начальнику Военно-Учебных Заведений:

Финляндский Кадетский Корпус,

Педагогические курсы при 2-й Петербургской Военной Гимназии и

Учительская Семинария военного ведомства.

 

Наконец, в отношении прав по отбыванию воинской повинности, все учебные заведения, подведомственные Военному Министерству, причислены к нижеследующим разрядам:

к 1-му (высшие учебные заведения) - Медико­хирургическая Академия и Педагогические курсы при 2-й Петербургской Военной Гимназии;

ко 2-му (средние учебные заведения)  -  общие классы Пажеского и Финляндского Кадетского Корпусов, Военные Гимназии (для прошедших курс не ниже VI класса), Приготовительный пансион при Николаевском кавалерийском Училище, Учительская Семинария военного ведомства, Межевые классы при Владикавказской (бывшей в Тифлисе) Военной Прогимназии, Техническая и Пиротехническая школы Артиллерийского ведомства;

к 3-му (низшие учебные заведения) - Военные Прогимназии и школа при Учительской Семинарии- военного ведомства, Оружейные, Военно-фельдшерские и Берейторская школы,

к 4-му (начальные училища) - школы для солдатских детей.

Вместе с тем, в дополнительных, к уставу о воинской повинности, постановлениях определены права всех выходящих из поименованных заведений до окончания в них полного курса Одновременно с выходом этого устава, Главным Управлением Военно-Учебных Заведений предпринят был ряд мер для более надежного обеспечения комплектования Военных Училищ достаточным числом молодых людей, получивших такую именно научную подготовку, какая необходима для успешного прохождения специального военно-училищного курса.


В 1873 г. опыт десятилетнего существования Военных Училищ показал, что заведения эти, по размерам ежегодного выпуска в офицеры, успели уже достичь той нормы, которая имелась в виду при их учреждении, так как числительность последних выпусков из названных заведений, со специальными классами Пажеского и Финляндского Корпусов, простиралась средним числом до 450 человек. Что же касается вопроса комплектования самих Училищ, то и в прежнее время число молодых людей, поступавших сюда по успешном окончании курса в средних учебных заведениях посторонних ведомств, было весьма ограничено; в последние же годы, с преобразованием курса гражданских гимназий и расширением многих высших специальных заведений, обещающих своим слушателям более выгодную карьеру, названный контингент пополнения Военных Училищ еще уменьшился. Обстоятельство это, в связи с тем, что по тогдашнему составу Военных Гимназий, выпуски из них далеко не замещали всех ежегодно открывавшихся вакансий в Военных Училищах, вынуждало сии последние пополнять свой некомплект приемом со стороны кандидатов хотя бы и с недостаточною научною подготовкою, и даже устраивать для них различные дополнительные учебные занятия, вовсе не входившие в нормальную программу военно-училищного курса. Затруднения эти неминуемо оказывали вообще неблагоприятное влияние на развитие учебного дела в Училищах, так как успешное усвоение преподаваемых здесь специальных предметов обусловливается основательностью приобретенных уже общих знаний в полном объеме военно-гимназического курса.

Такими соображениями Главное Управление Военно-Учебных Заведений приведено было к необходимости изыскивать меры для увеличения числа получающих подготовку по курсу Военных Гимназий, избегая при этом, по возможности, отягощения государственного казначейства новыми расходами. Меры, проектированные Главным Управлением по этому предмету и согласно заключению Военного Совета, Высочайше утвержденные 21 апреля 1873 г. заключались в следующем:

1) К началу учебного курса 1873  - 1874 г. учредить две новые Военные Гимназии, исключительно для приходящих учеников: 3-ю Петербургскую и Симбирскую, с допущением в них к приему, по примеру гимназий гражданских, малолетных всех сословий, с определенною платою за обучение.

2) Во всех прежних Военных Гимназиях, кроме Сибирской и Оренбургской, допустить по три приходящих ученика на каждое классное отделение; при Гимназиях же Орловской, Полтавской, Нижегородской и Воронежской устроить, сверх того, еще по одному новому классному отделению, числительностью в 30 приходящих учеников.

3) В Военных Гимназиях вообще содержать постоянно 416 своекоштных воспитанников, с платою за каждого по 250 р. в год, допуская перечисление их в казеннокоштные ранее истечения трех платных лет не иначе, как в установленном числе и только по особому ходатайству местных педагогических комитетов,

4) Для пополнения Военных Гимназий более подготовленными учениками, принимать в них, с 1874 г., малолетних по конкурентному экзамену, не подвергая таковому лишь стипендиатов разных лиц и учреждений; с этою целью, из числа имеющих право на поступление, по установленной разрядной очереди, допустить к конкурентному экзамену кандидатов в двойном, а с 1875 г.  - в тройном против свободных вакансий числе.

Совокупностью таковых мер предполагалось,

во-первых, увеличить общее число обучающихся по курсу Военных Гимназий на 1.146 человек с тем, чтобы прежняя цифра ежегодно оканчивающих этот курс увеличилась приблизительно на 100 человек, и

во-вторых, улучшить, посредством состязательного приемного испытания, тот материал, которым пополнялись ежегодно Военные Гимназии.

Вместе с тем Управлению разрешено было: весь излишек дохода, получившийся от сказанного увеличения прежнего числа своекоштных вакансий обращать на покрытие издержек по содержанию новых Военно-Учебных Заведений. По нормальному штату двух вновь учрежденных Гимназий, весь расход на содержание каждой из них, в 800 учеников, простирался до 40.000 рублей. Открытые в том же 1873 году, две названные Гимназии были помещены:

3-я Петербургская - в казенном здании, принадлежавшем прежде Департаменту военных поселений (на углу Литейной и Кирочной улиц), и

Симбирская - в уступленном ей для временного помещения доме тамошнего городского общества;

тогда же установлена форма обмундирования для приходящих учеников всех вообще Военных Гимназий.

В следующем же году открыта еще Военная Гимназия для приходящих учеников, в Москве, наименованная 3-ею Московскою; заведение это устроено в приобретенном для него доме, бывшем наследников гр. Бобринского, на Садовой улице.

В 3-й Петербургской, Симбирской и 3-й Московской Военных Гимназиях, на должности воспитателей и преподавателей четырех младших классов допущены военно-прогимназические учителя при увеличенном против Присвоенных им нормальных окладов, содержании.

Директорами трех названных заведений тогда же были назначены полковники: Ф. К. Дитерихс, Ф. К. Альбедиль и Н. Н. Бертолотти.

Затем по отстройке новых казенных зданий для первых двух из названных заведений состав 3-й Петербургской Военной Гимназии, в нынешнем ее помещении (на углу Итальянской и Большой Садовой улиц), увеличен до 500, а с августа 1879 г. - до 600 учеников, с прибавкою к прежнему штатному расходу сперва 27.000 и потом еще 6.000 рублей.

Симбирская же Гимназия преобразована, с 1878 г., в заведение с интернатом - на 850 воспитанников, и экстернатом - на 100 учеников, причем годовой расход, по новому штату заведения, возвысился до 54.000, а на все довольствие по табели определено 57.000 рублей. Вместе с тем, в виду уплачиваемой Симбирским земством ежегодной субсидии в 12.000 рублей, ему предоставлено в интернате тамошней Военной Гимназии 40 вакансий для детей лиц всех сословий; пансионеры же дворянства Симбирской, Пермской, Пензенской и Саратовской губерний, воспитывавшиеся до того в Гимназии Нижегородской, перечислены в интернат Симбирской Гимназии.

 

Одновременно с устройством первых Гимназий для приходящих учеников, признано было необходимым приступить к пересмотру табелей всех прежних Военных Гимназий, которые, руководствуясь табелями 1865 г., в последнее время, при повсеместном вздорожании большей части предметов довольствия, не редко встречали крайние затруднения для исправного ведения своего хозяйства. Существенною целью такого пересмотра было не только увеличение вообще средств Гимназий, но и более строгое соглашение размеров довольствия с местными условиями каждой из них.

 

В начале 1873 г. утверждены были вновь составленные для Военных Гимназий штат и табель, по которым потребовалось добавки, против прежних ассигнований, около 54.000 в год на все Гимназии; при этом штатный состав каждой из них определен нижеследующими цифрами:

Владимирской Киевской - в 500,

1-й Петербургской, Михайловской Воронежской и Петровской Полтавской - по 400,

2-й Петербургской, 1-й и 2-й Московских , Орловской Бахтина, Нижегородской графа Аракчеева и Полоцкой  -  по 850,

Оренбургской Нешиоевской и Сибирской - по 250,

всего же на 4800 воспитанников.

 

В 1875 году учреждена еще новая Военная Гимназия, именно в Тифлисе, на 200 интернов в том числе 25 своекоштных с платою по 200 р. в год за каждого; под помещение этой Гимназии обращено вновь приспособленное здание тамошней Военной Прогимназии, тогда же переведенной во Владикавказ. Кроме вышеприведенной цели  -  увеличения числа обучающихся в Военных Гимназиях вообще, учреждение Тифлисской Военной Гимназии вызывалось и тем соображением, что при отправлении, как было прежде, на воспитание во внутренние губернии России малолетних кавказских уроженцев, перемена климата оказывала на большинство их весьма неблагоприятное влияние в санитарном отношении; а потому отправление их впредь в иногородние Военные Гимназии было тогда же отменено, с повелением замещать в этих заведениях определенные для кавказских воспитанников 40 казенных вакансий своекоштными пансионерами и всю получаемую с них плату обращать, в добавок к другим источникам, на содержание Тифлисской Военной Гимназии.

Вместе с тем, в эту последнюю, на казенные вакансии, разрешено принимать, по избранию Наместника Кавказского, вообще сыновей уроженцев того края, а также офицеров и чиновников, служащих и служивших на Кавказе, подвергая всех кандидатов обычному приемному испытанию, за исключением, однако же, иностранных языков, преподавание коих положено начинать в самом заведении.

Затем, в четырех младших классах здесь допущено иметь военно­прогимназических учителей и воспитателей, с увеличением их окладов против штата Военных Прогимназий и с назначением им особой поурочной платы, в размере до 30 р. за годовой час: воспитателям  -  за все уроки, но не свыше 12-ти в неделю, а учителям за уроки, предо­ставленные каждому из них сверх 12-ти обязательных. Кроме того, при разработке проектов штата и табели для названного заведения, вообще имелось в виду, присвоив ему учебную организацию Военной Гимназии, сохранить в нем, по соображениям экономическим, прежнюю, сравнительно более скромную, материальную обстановку Военных Прогимназий.

С переводом Тифлисской Военной Прогимназию во Владикавказ, состоящие при ней Межевые классы помещены отдельно от общих, причем встретилась необходимость увеличить положенное здесь по штату число воспитателей г. Впоследствии, для предоставления семействам офицеров, убитых и раненых в последнюю войну с Турцией, возможности призрения и воспитания их детей, с августа 1878 г. увеличен, комплект Тифлисской Гимназии - на 25 и Владикавказской Прогимназии - на 35 казенных вакансий, причем в штатах и табелях сих заведений сделаны соответственные изменения.

Затем, в виду необходимости дальнейшего увеличения числа обучающихся на военно-гимназическом курсе, опыт устройства в Тифлисе Военной Гимназии при уменьшенных, сравнительно с другими подобными заведениями, средствах на ее содержание, привел к мысли преобразовать на таких же началах и некоторые из Военных Прогимназий внутри Империи, воспользовавшись для того новым увеличением, в определенной норме, общего числа своекоштных пансионеров, без стеснения, по возможности, приема в заведения, по разрядной очереди, на казенный счет. Осуществление этой мысли представлялось тем более возможным, что в Главное Управление тогда же начали поступать от земских и городских управ (из Казани, Калуги, Смоленска, Ярославля, Феодосии и Керчи) ходатайства об устройстве местных Военных Гимназий, с предложениями даже некоторых денежных субсидий на содержание таковых заведений и на постройку необходимых для них зданий.

На основании вышеизложенных соображений, Главное Управление вошло в Военный Совет с представлением о преобразовании еще трех Военных Прогимназий в Военные Гимназии, с сохранением при них, в виде опыта, и классов прогимназических для тех из воспитанников, кои, по малоспособности, не будут в состоянии следовать за гимназическим курсом. По этому предмету, в июле 1876 г., издано было Высочайше утвержденное положение Военного Совета о преобразовании в Военные Гимназии Московской, Псковской и Ярославской Прогимназий, с наименованием первой из них 4-ю Московскою Военною Гимназией и с присвоением всем трем заведениям особых штага и табели при этом повелено было отложить преобразование Ярославской Прогимназии впредь до устройства нового для нее помещения.

Затем, в августе 1879 года, удостоилось Высочайшего утверждения положение Военного Совета о сохранении в 4-й Московской и Псковской Гимназиях классных отделений с курсом военно-прогимназическим только до конца 1879 -  1880 учебного года; тогда же издан был новый штат для двух названных заведений, в которых, по примеру Тифлисской Военной Гимназии, удержаны для четырех младших классов военно-прогимназические учителя и воспитатели, с увеличением их прежних окладов, в размере от 45 до 65%, и с назначением им поурочной платы, до 30 р. за каждый годовой час.

Общий расход по содержанию двух новых Гимназий: 4-й Московской  -  на 500 и Псковской  -  на 400 воспитанников, простирается до 253.000 рублей в год, что представляет, сравнительно с размерами прежнего отпуска на эти заведения, как Прогимназии, увеличение слишком на 30%; за то против сметных ассигнований на другие Военные Гимназии такого же численного состава, по нормальным штату и табели 1873 г., вышеприведенная цифра представляет уменьшение также почти на 30%.

Для покрытия вызванных таким преобразованием новых расходов, Главному Управлению разрешено:

1) по мере устройства названных Гимназий, общее число своекоштных пансионеров во всех прежних Военных Гимназиях постепенно увеличить до 1.200, с платою за каждого по 250 р. в год;

2) в 4-й Московской и Псковской Военных Гимназиях допустить по 100 своекоштных пансионеров, с платою в размере 150 р. за каждого,

3) возвысить плату за приходящих учеников: в Петербургских Гимназиях - с 40 на 60 р. (для 3-й Петербургской Военной Гимназии цифра эта, с августа 1879 г., возвышена до 100 р.), а во всех прочих  -  с 30-ти на 50 р.; в 4-й же Московской и Псковской Гимназиях взимать с каждого приходящего ученика лишь по 30 р.

С установлением, таким образом, различной для каждой категории Военных Гимназий платы за своекоштных пансионеров и приходящих учеников, избрание той или другой Гимназии предоставлено усмотрению самих родителей; в число же казеннокоштных воспитанников постановлено впредь определять: кандидатов старших разрядов - на свободные вакансии в прежних Гимназиях, а младших  -  на вакансии, открывающиеся во вновь преобразованных Гимназиях. Вслед затем ближайшее заведывание сими последними заведениями поручено нынешним их директорам: 4-й Московской Гимназии  -  полковнику А. Н. Хамину и Псковской  -  полковнику Ф. И. Пышенкову.

 

В том же 1876 году возбужден был вопрос о развитии Приготовительного пансиона при Николаевском кавалерийском Училище, состоявшего тогда лишь из четырех старших гимназических классов, в самостоятельное заведение с полным гимназическим курсом и с внутренним устройством по образцу Военных Гимназий.

Для помещения этого заведения, Военно-Учебному ведомству передано от Главного Военно-Судного Управления здание упраздненного Военно-юридического Училища, и к соответственной перестройке такового здания приступлено было в следующем же году.

С переходом Приготовительного пансиона, к началу 1878 - 1879 учебного года, в новое помещение, открылась возможность воспользоваться прежним его зданием, принадлежащим Николаевскому кавалерийскому Училищу, для размещения сего последнего с большими против прежнего удобствами.

В августе 1878 г. последовало Высочайшее утверждение штата и табели Приготовительного пансиона, организованного на вышеизложенных основаниях, причем на все годовое содержание заведения, при комплекте в 200 интернов и 100 экстернов, определено 130.000 р. Вместе с тем постановлено принимать в пансион, на будущее время, малолетних из всех сословий, в возрасте от 10-ти до 18-ти лет, с платою: за каждого интерна по 350, а за экстерна по 200 р. в год; относительно же общего упра­вления, внутреннего порядка и распределения учеб­ного курса, заведению этому повелено руководствоваться правилами, установленными для Военных Гимназий.

В должности директора названного пансиона оставлен бывший с 1873 г. его начальником, артиллерии генерал-майор Я. А. Дружинин.

 

В начале того же 1878 г. объявлено Высочайше утвержденное положение Военного Совета об учреждении, в С.-Петербурге, особого учебного заведения, на 150 экстернов, под наименованием Приготовительных классов Пажеского Его Императорского Величества Корпуса, с ежегодным штатным отпуском на содержание таковых классов 25.600 рублей; расход этот вполне покрывается установленною здесь платою за учеников, в размере 200 рублей в год за каждого из них. Новое заведение помещено в бывшем здании 3-й Петербургской Военной Гимназии (на Литейной), и в должность заведующего им тогда же назначен полковник (ныне генерал-майор) М. Я. Фон-дер-Вейде.

Приготовительные классы, как отдельное заведение, учреждены в виду недостатка помещений в зданиях Пажеского Корпуса, как равно и с целью открыть большему числу малолетних, носящих звание пажей, доступ к прохождению военно-гимназического курса с младших его классов. Сообразно таковой цели, в новом заведении положено иметь первые четыре класса названного курса с тем, чтобы к началу 1879 - 1880 учебного года упразднить в самом Корпусе III и IV классы, оставив его на будущее время в составе лишь трех старших общих и двух специальных клас­сов. К приему в Приготовительные классы Па­жеского Корпуса допускаются преимущественно малолетние, зачисленные в звание пажей к Высо­чайшему Двору; свободные же затем вакансии предоставляются всем вообще желающим поступить в это заведение, которое относительно приема их руководствуется общими правилами, установленными для поступления в число платящих воспитанников Военных Гимназий. По окончании курсив Приготовительных классах, пажи-кандидаты переводятся, на имеющиеся вакансии, в V класс Пажеского Корпуса, интернами или экстернами, причем старшинство для перевода определяется, на основании конкурса между всеми вообще готовившимися к поступлению в тот класс, числом баллов, полученных каждым из них на соответственных испытаниях; всем же окончившим курс старшого приготовительного класса пажам- кандидатам, не принятым в Корпус по недостатку вакансий, предоставлено переходить, также с соблюдением старшинства по экзаменным баллам, своекоштными или приходящими воспитанниками в V класс Приготовительного пансиона при Николаевском кавалерийском Училище, или же в Военные Гимназии. Вместе с тем последовало изменение общих правил замещения вакансий в Пажеском Корпусе, на установленных для Военных Гимназий условиях приема по результатам состязательного испытания.

 

В 1878 году состоялось также Высочайшее повеление об увеличении комплекта воспитанников в интернате Оренбургской Неплюевской Военной Гимназии, с 250-ти до 275-ти, в видах предоставления офицерам Уральского казачьего войска большей возможности к образованию их сыновей, а также для более успешного комплектования этого войска офицерами, получившими специальное военное образование.

 

Наконец, следует упомянуть еще об открытии в 1877 году пансиона в гор. Омске, предназначенного для приготовления малолетних сыновей офицеров и чиновников Сибирского казачьего войска к поступлению в I класс Сибирской Военной Гимназии. Заведение это, состоящее в ведении войскового наказного атамана, подчинено, на первое время, директору и инспектору классов названной Гимназии, и руководствуется тогда же изданными для него особым Положением и штатом.

 

Оканчивая здесь изложение общего хода преобразования, с 1863 по 1880 г., военно-учебных заведений, подведомственных особому Главному Начальнику, мы относим к следующей главе обзор современного устройства и состояния этих заведений, по каждой их категории в отдельности.

Настоящую же главу остается дополнить указанием, что из упомянутых в ней начальствующих лиц, некоторые, стоявшие во главе отдельных заведений с самого начала реформы, получили в последнее время другие назначения по службе; при этом Главный Начальник военно-учебного ведомства почтил бывших директоров заявлением, в особых приказах, своей признательности за столь продолжительные и существенно полезные труды каждого из них в названном ведомстве.

Так, состоявшие директорами заведений с 1868 - 1864 г., генерал-майоры (ныне генерал-лейтенанты) Г. Г. Данилович, Е. К. Баумгартен и П. И. Мезенцов, в 1877 и 1878 гг. были назначены: первый - членом Главного Военно-Учебного Комитета и постоянным членом Педагогического Комитета Главного Управления Военно-Учебных Заведений, а последние двое - членами Военно-Ученого Комитета при Главном Штабе;

освободившиеся директорские вакансии в то же время были замещены:

во 2-й Петербургской Военной Гимназии - генерал-майором (ныне генерал- лейтенант) Г. К Кузьминым-Коровиным, которого в 1878 г. сменил полковник А. Н. Макаров,

в 1-й Петербургской Военной Гимназии -  генерал-майором П. И. Косовичем, и

в Пажеском Его Величества Корпусе  -  генерал- майором Ф. Е. Дитерихсом, вместо которого

в должность директора 3-й Петербургской Военной Гимназии назначен полковник (ныне генерал-майор) Е. В. Рудановский.

Наконец, из упомянутых выше бывших начальников Военных Училищ, Главный Начальник Военно-Учебных Заведений признал справедливым выразить особую благодарность, за отличную службу во вверенном ему ведомстве, генералам: П. П. Киновичу, П. С. Ванновскому, бар. М. А. Таубе, В. А. Шванебаху, В. Ф. Винбергу, Ю. Ф. Гакману и А. В. Пригоровскому.

Предыдущая глава

Перейти

Следующая глава