ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Исторический очерк  военно-учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению.

1825  -  1880 гг.

"Паче всего да будет страх Божий и твердое отечественное воспитание юношества

основою всех надежд к лучшему , первою потребностию всех состояний, и да изочтет

 Всевышний все дни жизни нашея днями счастия и славы любезного отечества Нашего"

Из Высочайшего манифеста, данного в 22-й день августа 1826 года

 

ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ.  ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I.

 

 

ГЛАВА I.

Постепенные изменения в общей организации военно-учебных заведений и центрального их управления.

 

С первых же дней Своего воцарения Император Николай обратил внимание на современное положение в России образовательных средств вообще, и уже в мае 1826 года повелел вновь учрежденному комитету, под председательством Министра Народного Просвещения А. С. Шишкова "сличить и уравнить все уставы учебных заведений Империи, а также разсмотреть и подробно определить на будущее время все курсы учений, означив и сочинения, по коим они должны впредь быть преподаваемы".

В Высочайшем рескрипте об учреждении названного комитета, данном на имя адмирала Шишкова, указан был главнейший недостаток тогдашней нашей училищной системы. "Обозревая с особенным вниманием, - сказано в рескрипте, - устройство учебных заведений, в коих российское юношество образуется на службу государству, Я с сожалением вижу, что не существует в них должного и необходимого единообразия, на коем должно быть основано как воспитание, так и учение. Предмет сей столь быстро может иметь влияние на благо государственное, что нужно без всякого отлагательства поспешить исправлением сего недостатка в нашей учебной системе. Оный лишает государство большей части тех выгод, которых оно имеет право ожидать от питомцев своих, не пощадив для их образования ни издержек, ни всяких других способов".

В исполнение таковой Высочайшей воли, комитетом выработан был новый устав гимназий, уездных и приходских училищ, удостоившийся утверждения 8-го декабря 1828 года. По этому уставу училища низших разрядов уже не служили, как было прежде, приготовительными заведениями для высших, и учебному курсу каждого разряда новых училищ (приходских, уездных и гимназий) был придан самостоятельный, законченный характер, приноров­ленный к образовательным потребностям различных классов населения; вместе с тем, определенное уставом 1804 г. число предметов преподавания собственно в гимназиях было значительно сокращено, причем заведения эти вообще получили более правильную организацию и более прежнего сосредоточенный, последовательный семиклассный курс, в основу которого положено изучение древних языков и математики.

Со времени издания названного устава число обучавшихся во всех гражданских гимназиях, простиравшееся в 1825 г. до 8.000, постоянно увеличивалось, и к 1850 году достигло уже цифры в 18.000 человек.

 

Одновременно с принятием вышеизложенных мер по ведомству Министерства Народного Просвещения, предположено было дать новое устройство и военно-учебным заведениям, связав их в одну отдельную отрасль государственного управления.

С этою целью, по Высочайшему повелению на имя начальника Главного Штаба Его Величества, от 11-го мая 1826 года, образован был организационный комитет, под председательством инженер-генерала Оппермана, из членов: генерал-адъютанта Жомини, генерал-лейтенантов: Гогеля и гр. Сиверса, генерал-майоров: Перского, Маркевича, Засядко, Козена и Арсеньева, контр-адмирала Крузенштерна и флигель-адъютанта, полковника бар. Деллинсгаузена; впоследствии повелено было присутствовать в этом комитете и назначенному 14-го декабря 1826 года в должность Главного Директора Пажеского и Кадетских Корпусов и Дворянского полка, генерал-адъютанту Демидову.

Главнейшим предметом занятий этого комитета было подробное рассмотрение организации учебной части во всех тогдашних военно-учебных заведениях и проектирование для них одного общего плана учения, с необходимыми, соответственно специальному назначению некоторых заведений, дополнениями. 17-го мая того же года открылись заседания комитета, который получал высшее направление непосредственно от Государя и еженедельно представлял свои журналы на Высочайшее благовоззрение. Результатом четырехлетней работы организационного комитета были проекты "Общего Положения и Устава для военно-учебных заведений", удостоившиеся Высочайшего утверждения в апреле 1830 года.

По новому Положению, все военно-учебные за­ведения разделены были на три класса, с причислением

- к первому из них губернских Кадетских Корпусов и Дворянского полка,

- ко второму - Пажеского и столичных сухопутных Кадетских Корпусов, и

- к третьему - Артиллерийского и Инженерного Училищ и Морского Кадетского Корпуса, причем общею целью учреждения всех сих заведений поставлено: сообщение сыновьям дворян приличного их званию воспитания и приготовление их соответственным обучением к военной службе; тут же определены были как основные правила приема воспитанников и выпуска их на службу, так и подробности внутреннего устройства заведений по всем частям.

Первая часть Устава посвящена физическому и нравственному воспитанию кадет,

вторая - умственному их образованию, а

третья заключает в себе постановления собственно но управлению каждым из заведений. Основные черты этих коренных законоположений, которыми главным образом руководствовались наши Кадетские Корпуса во все продолжение рассматриваемого периода, изложены ниже, при обзоре внутреннего устройства тогдашних военно-учебных заведений.

В начале того же 1830 года Высочайше утвержден проект учреждения Губернских Кадетских Корпусов, в видах доставления возможности малолетним дворянам различных губерний воспитываться, для службы военной, вблизи их семейств.

Первоначально предположено было учредить таковые заведения в Новгороде, Туле, Тамбове, Полоцке, Полтаве и Елисаветграде, каждое на 400 кадет, избираемых, для помещения в Корпуса дворянством не только тех губерний, где сии последние полагались, но и соседних с ними, по особому расписанию и по мере участия каждой губернии в пожертвовании потребных капиталов. К этому времени, хранившаяся в Приказах общественного призрения сумма всех пожертвований на учреждение военных училищ, от дворянства 27-ми губерний, уже превышала 2,5 миллиона рублей ассигн. Для усиления способов к учреждению и содержанию Губернских Кадетских Корпусов, на этот предмет обращена была и ежегодная сумма, около 180.000 рублей, отпускавшаяся до того времени на содержание войсковых подпрапорщиков в пяти пехотных корпусах. Таковые капиталы должны были состоять в ведении Главного Штаба Его Величества по военному поселению и, впредь до учреждения проектированных Кадетских Корпусов, оставаться в Сохранной казне или в Приказах общественного призрения, для приращения процентами. На этот же Штаб возложены были первоначальные распоряжения по учреждению названных Корпусов и по устройству для них зданий.

Вместе с тем главное управление Пажеским и всеми сухопутными Кадетскими Корпусами, под непосредственным начальством Цесаревича Константина Павловича, сосредоточено было в Совете, учрежденном 29-го марта 1805 г. Совет этот, как сказано в Высочайшем указе, данном 6-го апреля 1830 года на имя Цесаревича, "с течением времени изменился в своем существовании"; восстановленный же таковым указом, под наименованием Совета о Военно-Учебных Заведениях, он получил следующий состав:

председатель - генерал от инфантерии, гр. Д. А. Толстой,

члены: Великий Князь Михаил Павлович, инженер-генерал, гр. К. И. Опперман. генерал-адъютант Л. В. Голенищев-Кутузов, Министр народного просвещения, кн. Е. А. Ливень, и генерал-адъютант Н. И. Демидов.

На обязанность Совета возложено охранение благоустройства и благосостояния всех подведомственных ему заведений и наблюдение за точным исполнением издаваемых для них постановлений. Члены Совета должны были производить, время от времени, личные осмотры каждому из заведений; составляемые на основании этих осмотров, а также подробных донесений местного начальства, ежегодные общие отчеты по заведениям представлялись, чрез Цесаревича, Его Величеству. Рассмотрению Совета подлежали все предположения по усовершенствованию учебной части в заведениях и годовые сметы расходов но их содержанию; на его же обязанности лежало распределение ассигнуемых заведениям сумм и наблюдение за правильным их расходованием.

Приведение распоряжений Совета в исполнение возложено было на главного директора Кадетских Корпусов, собственной власти которого предоставлено было утверждение хозяйственных подрядов только на суммы до 10.000 рублей; право же утверждения подрядов на суммы от 10.000 до 50.000 р. присвоено Совету, с обязанностью представлять в Сенат о заключении контрактов, превышавших эту норму. Совет должен был собираться в обыкновенные задания  -  еженедельно, а в экстренные - по назначению председателя; для заседаний Совета назначена одна из зал 1-го Кадетского Корпуса. По окончании каждого заседания, от Совета представлялись Цесаревичу краткие мемории о существе рассмотренных дел и состоявшихся по ним заключений.

На содержание канцелярии Совета, состоявшей из правителя дел, трех столоначальников, заведовавших частями учебною, хозяйственною и счетною, и журналиста ассигнована по штату ежегодная сумма в 14.020 рублей. Учрежденный на вышеизложенных основаниях Совет о Военно-Учебных Заведениях открыл свои действия 31-го октября 1830 года

В следующем году, 15 го июня, скончался, в гор. Витебске, Цесаревич Константин Павлович, а 25-го июня Главным Начальником Пажеского, всех сухопутных Кадетских Корпусов и Дворянского полка назначен Великий Князь Михаил Павлович, с подчинением Его Высочеству и Совета о Военно-Учебных Заведениях. В то же время Государю Императору благоугодно было принять на Себя звание Шефа 1-го Кадетского Корпуса, который еще прежде, 18-го июня 1827 года, был осчастливлен поступлением в его ряды Государя Наследника Цесаревича Александра Николаевича, при переходе корпусного баталиона из Пулкова в Кузьмино, на пути следования в лагерь под Красным Селом. 6-го декабря 1831 года Высочайше повелено Великому Князю Михаилу Павловичу числиться по спискам 2-го Кадетского Корпуса и в гренадерской его роте, которой присвоено наименование роты Его Высочества.

Вслед за назначением нового Главного Начальника началось формирование Штаба Его Высочества, по управлению Военно-Учебными Заведениями, и Высочайшими приказами от 6-го октября и 23-го декабря 1831 года были уже назначены: в должность начальника Штаба генерал-лейтенант А. И. Кривцов, и в должность дежурного штаб-офицера - адъютант Великого Князя Михаила Павловича, л.-гв. Егерского полка полковник Я. И. Ростовцов.

Затем, 29-го февраля 1832 года, утвержден штат Управления Главного Начальника Пажеского, всех сухопутных Кадетских Корпусов и Дворянского полка. Согласно этому штату, новый Штаб Его Высочества составился из двух отделений:

первого  -  инспекторского, и

второго - для производства дел по частям учебной и хозяйственной;

размер всего штатного отпуска на содержание Штаба определен в 26.500 рублей.

Вскоре затем последовало сокращение штата по Дежурству главного директора Пажеского и Кадетских Корпусов, все обязанности которого тогда уже ограничивались одним личным наблюдением за исполнением в Корпусах распоряжений высшего начальства, без занятий письменных; должность эту, по смерти генерала Демидова, занимал, с 1833 по 1836 год, генерал-адъютант И.О. Сухозанет 1-й, а состоявшее при нем Дежурство было, с 1834 года, присоединено к Штабу управления Главного Начальника. Впоследствии исправление должности главного директора поручено генералу К. Ф. Клингенбергу, который и сохранял это звание до самой своей кончины, в 1849 году. Первый начальник Штаба Его Высочества по Военно-Учебным Заведениям, генерал Кривцов, вскоре был уволен от службы, и на его место назначен 7-го апреля 1835 года, полковник Ростовцов, а прежнюю его должность дежурного штаб-офицера занял полковник П. М. Светлов.

В исходе 1834 года начато постоянное издание печатных приказов по Военно-Учебным Заведениям, с общею нумерацией, продолжавшеюся до последнего преобразования заведений и их управления в 1863 году; приказы эти с 1844 года Высочайше повелено было доставлять министрам и главноуправляющим, в ведении коих находились специальные военно-учебные заведения, с тем, чтобы все объявляемые в приказах распоряжения по воспитанию нравственному и физическому применялись к потребностям тех заведений.

В 1835 году первоначальный состав Штаба увеличен до четырех, а с 1841 года - до пяти отделений, между которыми главные предметы занятий распределялись в следующем порядке:

в первом инспекторском - производилась вся переписка по определению и выпуску воспитанников;

во втором инспекторском - сосредоточивались все дела относительно служащих при заведениях чинов, а также военно-судные;

едению третьего (учебного) отделения подлежало все, что касалось умственного образования воспитанников;

в четвертом (хозяйственном) отделении производились дела по содержанию и продовольствию заведений, и наконец в пятом (счетном) - сосредоточивалась отчетность по заведениям, подчиненная с 1841 года ревизии Государственного контроля.

С изданием, в 1836 году, нового Положения о Военном Министерстве, определена была и связь его с ведомством Военно-Учебных Заведений по делам общим и в порядке высшего управления. По этому Положению попечение о благоустройстве Пажеского и сухопутных Кадетских Корпусов возложено на обязанность Главного их Начальника и Совета, причем влияние Министерства на сии заведения ограничено предметами, требовавшими Высочайшего разрешения, и делами общего устройства.

Вскоре затем последовало Высочайшее повеление о составлении полного Свода действовавших в то время постановлений по военно-учебным заведениям вообще; в исполнение сего Штабом Его Высочества тогда же разработан был подробный проект систематического уложения по всем частям управления и устройства названных заведений, который, по Высочайшем утверждении его в 1888 году, и составил III книгу I части Свода военных постановлений, изданного в том же году. Разделы I и III названной книги Свода посвящены тем заведениям, кои не состояли в ведении общего Главного Начальника, а подчинялись особым управлениям. Все же постановления о военно-учебных заведениях, вверенных Его Высочеству, как Главному их Начальнику, изложены во II разделе, первая глава которого посвящена образованию Штаба и Совета о Военно-Учебных Заведениях; в следующих трех главах этого раздела подробно определяются: цель учреждения и состав заведений, порядок внутреннего управления и устройства их по частям воспитательной, учебной, фронтовой, медицинской, полицейской и хозяйственной, а также правила определения воспитанников в заведения, перевода, выпуска и увольнения из них; наконец, две последние главы посвящены особым Положениям для некоторых из числа подведомственных Главному Начальнику заведений.

Из 1762 статей этого первого полного Свода постановлений о наших учебных заведениях военно-сухопутного ведомства, 1506 принадлежали собственно законодательству Императора Николая I; затем кодекс этот пополнялся периодически выходившими продолжениями и служил заведениям постоянным руководством до самого конца рассматриваемого периода.

 

Между тем постепенное увеличение, с 1830 года, числа заведений, подведомственных Главно­му Начальнику, и развитие в них учебно-воспитательного дела, требовали и соответственных изменений в организации центрального их управления. В этих видах составлен был, в 1842 году, проект нового Положения для названного управления, удостоившийся Высочайшего утверждения в 25-й день марта 1843 года. Во Всемилостивейшим рескрипте, данном по этому случаю на имя Главного Начальника, выражено, что состоящие в ведении Его Высочества Военно-Учебные Заведения "представляют утешительный пример отдельного управления, стяжавшего и общую доверенность, и общую благодарность". "Ныне Ваше Высочество, - сказано далее в рескрипте, -  в предусмотрительной заботливости своей, желая упрочить благосостояние вверенных Вам заведений и на будущее время, составили для управления ими подробное Положение, основанное на началах глубоко обдуманных и вполне достойное его высокой цели".

Положением этим Его Высочеству присвоено было звание Главного Начальника Военно- Учебных Заведений, с властью и правами министров и главноуправляющих; на обязанность же его возложено:

попечение о Военно-Учебных Заведениях вообще,

изыскание мер для улучшения их устройства,

избрание надежных воспитателей, с необходимыми для важного их труда нравственностью и образованием,

приготовление ко всем родам оружия достойных офицеров и

высшее наблюдение за неослабным исполнением существующих по ведомству постановлений.

Тем же Положением Совету о Военно-Учебных Заведениях, по заведыванию хозяйственною их частью, предоставлены власть и права Военного Совета, а по всем вообще предметам воспитания, учреждение это получило характер совещательный и наблюдательный.

Вместе с тем на некоторых членов Совета, в том числе и на начальника Штаба, возложены обязанности инспекторов заведений Военно-Учебного ведомства, в тех видах, чтобы, при обсуждении в Совете всех вопросов по организации заведений, таковые члены основывали мнения свои на непосредственном знакомстве с каждым из них.

Совету предоставлено было разрешать заключение контрактов при подрядах на суммы свыше 5.000 р. сер., с обязанностью заботиться о возможном сокращении расходов, без всякого, впрочем, ущерба успешному ходу воспитания; ведение подробных журналов заседаний поручено было управляющему делами Совета.

В новом Положении предметы ведения каждого из пяти отделений Штаба определены были следующим расписанием:

первого -  прием, перевод, исключение и выпуск на службу воспитанников;

второго - прохождение службы всех чинов ведомства и часть строевая;

третьего - воспитание нравственное, умственное и физическое;

четвертого  -  хозяйство, и

пятого - отчетность заведений;

первые два отделения состояли под управлением старших адъютантов и в общем ведении дежурного штаб-офицера, а три последние, с начальниками из чинов гражданских, подчинялись непосредственно управляющему делами Совета. Сверх того при Штабе положены особые должности: главного архитектора, главного доктора, аудитора, архивариуса и экзекутора, журналиста, казначея и смотрителя типографии; при третьем же отделении Штаба учрежден Учебный комитет, под председательством начальника Штаба, из наличных инспекторов классов, особого кандидата на таковую должность и главных наблюдателей за преподаванием в заведениях Закона Божия и других учебных предметов. На этот комитет возложено предварительное обсуждение всех вопросов по частям учебной и воспитательной, испытание желающих поступить преподавателями в Военно-Учебные Заведения и рассмотрение потребных для них книг, учебных руководств и пособий. На содержание Управления Главного Начальника определено было по штату 30.820 рублей, сверх положенного жалованья всем военным чинам Штаба.

Одновременно с утверждением нового Положения об управлении Военно-Учебными Заведениями, издана полная инструкция для инспектирования их членами Совета, в которой подробно изложены основные требования по воспитанию нравственному, образованию умственному, содержанию физическому, учению фронтовому, управлению и хозяйству заведений.

Тогда же назначены были членами Совета и инспекторами Военно-Учебных Заведений генерал-лейтенанты, бывшие директоры Кадетских Корпусов:

1-го -  Л. П. Годеин,

Павловского - Е. Ф. Клинегенберг и

1-го Московского -  Л. П. Анненков;

председателем же Совета о Военно-Учебных Заведениях, по смерти графа П. А. Толстого, в октябре 1844 года, назначен генерал-адъютант, граф (впоследствии князь) А. Ф. Орлов, сохранявший это звание до 1856 года. В 1835 и 1837 гг., на время отсутствия из С.-Петербурга Его Высочества, Главного Начальника Военно-Учебных Заведений, исправление этой должности возлагаемо было на члена Совета, Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, а в 1836, 1843, 1846 и 1849 гг. - на члена Совета генерала К. Ф. Клингенберга. Из сохранившегося в архиве Главного Управления собрания частных писем Я. И. Ростовцева к Великому Князю Михаилу Павловичу видно, с каким живым участием постоянно следил Его Высочество, даже во время пребывания своего за границей, за всеми проявлениями внутренней жизни вверенных ему заведений, не оставляя без внимания и мельчайших подробностей их благоустройства и преуспеяния.

28-го августа 1849 года скончался, в Варшаве, Великий Князь Михаил Павлович, который "в продолжение 18-ти лет преданно, неутомимо, как христианин и верноподданный, с глубоким чувством долга, помогал своему Монарху в великом и трудном деле воспитания рассадника офицеров для армии". В бумагах почившего Великого Князя найден был документ, писанный собственною его рукою и озаглавленный: "Прощание с моими детьми Военно-Учебных Заведений", который тогда же воспроизведен на бронзовых досках, помещенных под бюстом Его Высочества в каждом из названных заведений; духовное же завещание свое Великий Князь закончил следующими памятными словами: "Благодарю всех моих сослуживцев за их усердие и за их ко мне доверенность; если я кого-либо обидел, или из моих подчиненных, или по другим моим соотношениям, то от всей души и искренно прошу их простить мена и верить мне, что я никогда не хотел огорчить их с умыслом".

Фактические результаты долголетней плодотворной заботливости Великого Князя Михаила Павловича о развитии и благосостоянии вверенных ему военно-учебных заведений изложены в двух следующих главах. К правдивым же биографическим сведениям о личном характере Его Высочества, напечатанным А. О. Платовым в 1870 году а, прибавим здесь, что покойный Митрополит Филарет, вспоминая, в одной из своих пастырских бесед, о в бозе почившем Великом Князе, вполне справедливо высказал, что "благодарную память о нем хранят и хранить будут все приближавшиеся к нему и все, до которых и вдали достигала его доброта".

 

По кончине Великого Князя Михаила Павловича, Военно-Учебные Заведения осчастливлены были назначением в должность Главного их Начальника - Его Высочества Наследника Цесаревича, ныне благополучно царствующего Государя Императора. "Вменяю Себе в честь, сказано в приказе Его Высочества о таковом назначении, начальствовать заведениями, процветшими под отеческим попечением Великого Князя Михаила Павловича, Моего незабвенного предместника, Моего руководителя и друга; принадлежать Военно-Учебным заведениям тем еще для Меня отраднее, что в рядах их Я начал Мою службу".

В продолжение пяти слишком лет непосредственного управления Государя Наследника ведомством названных заведений, главные заботы Его Высочества были направлены к упрочению и усовершенствованию нашей военно-учебной системы вообще и к благоустройству вновь учрежденных тогда Кадетских Корпусов: 2-го Московского, Александринского Сиротского и Неранжированного Владимирского Киевского.

 

В исходе 1850 года Августейший Главный Начальник Военно-Учебных Заведений представил Государю Императору отчет о положении и ходе их в двадцатипятилетнее царствование Его Величества; отчет этот, тогда же напечатанный с Высочайшего соизволения, заключает в себе подробное изложение постепенного развития заведений в период с 1825 по 1850 год и состояния их, по всем частям, как в начале, так и в исходе того периода.

Затем, с 1852 года началось устройство при столичных Корпусах и Дворянском полку третьих специальных классов, предназначавшихся, главным образом, для сближения учебного курса этих заведений с курсами специальных военных училищ: Инженерного и Артиллерийского, которые еще в 1849 году присоединены были к ведомству Военно-Учебных Заведений.

Наконец, в 1854 году, для установ­ления общей связи между всеми отраслями военного образования, повелено было подчинить Его Высочеству, Главному Начальнику Военно-Учебных Заведений, Императорскую Военную Академию, учрежденную в 1830 году, с целью образования офицеров Генерального Штаба и распространения военных познаний вообще. Вместе с тем начальник Штаба Его Высочества назначен непременным членом Совета Академии, которая не подчинялась Совету о Военно-Учебных Заведениях, а начальнику Академии повелено быть членом состоявшего при Штабе сих заведений Учебного комитета; все же дела, подлежавшие обсуждению академического Совета, распределялись по соответственным отделениям названного Штаба.

Что касается общих мер, предпринятых в период главного начальствования Наследника Цесаревича, для улучшения как внутренней организации самих заведений, так равно содержания и обучения в них воспитанников, то изложение таковых мер отнесено к III главе этой части очерка.

Император Николай Павлович, "с душевным утешением отдавая справедливость неусыпным отеческим заботам" Своего Августейшего сына о благе вверенного Ему юношества, постоянно выражал Цесаревичу Монаршую признательность "за благотворные и столь радостные сердцу Его Величества труды".

Во все время управления военно-учебными заведениями Государя Наследника, начальником Штаба Его Высочества был генерал-адъютант Ростовцов, который, таким образом, оставался в продолжение почти четверти века непосредственным исполнителем благих предначертаний двух Августейших организаторов наших офицерских рассадников. Ближайшими же сотрудниками Я. И. Ростовцова в этом деле, за все время рассматриваемого периода, последовательно были:

в должности дежурного штаб-офицера - полковники: Л. М. Светлов (с 1835 г.), О. С. Лихонин (с 1848 г.), С. П. Озеров (с 1847 г.), Ф. И. Горемыкин (с 1849 г.), П. И. Петер (с 1850 г.) и М. А. Марков (с 1858 г.), и

в должности начальника учебного отделения Штаба  -  флигель-адъютант, гр. Н. М. Ламздорф (с 1832 г.), капитаны: В. П. Дубецкий (с 1836 г.), О. С. Лихонин (с 1840 г.) и П. И. Глебов (с 1843 г.), подполковник Д. А. Милютин (с 1845 г.), капитан А. Л. Карцев (с 1848 г.), надворный советник К. Д. Кавелин (с 1850 г.), штабс-капитан Г. Г. Данилович (с 1853 г.) и капитан И. А. Бирилев (с 1854 г.); наконец,

в должности управляющего делами Совета о Военно-Учебных Заведениях, в продолжение того же периода, состояли: кол. сов. И. И. Мартынов (с 1830 г.), ст. сов. С. Г. Лихонин (с 1833 г.), надв. сов. С. С. Шилов (с 1840 г.), кол. сов. В. Н. Белюстин (с 1851 г.) и ст. сов. М. К. Клингенберг (с 1853 г.).

Предыдущая глава

Перейти

Следующая глава