ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. 

Исторический очерк  военно-учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению.

1700 —1825 гг.

 

"Евангельское учение и свет ею сие есть знание Божеское, человеком паче всею в жизни сей надобно.

И из школы бы во всякия потребы люди благоразумно унося, происходили, в церковную службу

и в гражданскую, воинствовати, знати строение и докторское врачевское искусство.

Слова Петра Великого

 

 

 

ПЕРИОД ПЕРВЫЙ. ОТ ПЕТРА I ДО ЕКАТЕРИНЫ II.

 

 

ГЛАВА I

Наши первые военные школы.

 

"Известно есть всему миру, каковая скудость и немощь была воинства Российского, когда оное не имело правильного себе учения, и как несравненно умножилась сила его и надчаяние велика и страшна стала, когда Державнейший наш Монарх, Его Царское Величество Петр I, обучил оное изряд­ными регулами». Мысль эта выражена в одном из законодательных актов нашего Правительства, изданных в том самом году, в котором, спустя только двадцать лет после поражения под Нарвой, Россия праздновала уже заключение столь славного Ништадтского мира. "Тож разуметь, - читаем далее в этом акте, - и о архитектуре, и о врачевстве, и о политическом пра­вительстве и о всех прочих делах".

Так понимали значение просветительной деятельности Петра его современники, и действительно вся история деяний великого Преобразователя России доказывает, что он постоянно руководился твердым сознанием высказанной им истины, что "учение доброе и основательное есть всякой пользы отечества аки корень, семя и основание".

Но, вместе с тем, та же история приводит к убеждению, что в заботах Петра о распространении просвещения первенствующая роль принадлежит стремлению его удовлетворить практическим нуждам обновленного государства, причем все школьное обучение принимает у нас преимущественно прикладной характер, общеобразовательные цели его уступают место утилитарным требованиям государственной службы и приготовление к различным родам этой службы становится для отдельных сословий даже повинностью. Таким образом конец XVII и начало XVIII века представляют в истории нашего просвещения тот именно период, когда, вследствие неизбежного исторического закона, государство стремится извлечь из науки еще только одну внешнюю, материальную пользу, устраивая училища с исключительною целью приготовления необходимого ему контингента сведущих служилых людей.

В это-то время, вместе с другими профессиональными школами: церковными, приказными, медицинскими, горными и др., возникают в нашем отечестве и военно-учебные заведения.

 

Как в других государствах Европы, так и у нас, первые военные школы были учреждены для приготовления знающих людей собственно к службе артиллерийской, инженерной и морской.

Известно, что еще в детском возрасте Петр положил начало нашей регулярной армии образованием "Потешных рот", из которых скоро сформировался Преображенский полк, с бомбардирскою ротой. В известии, напечатанном по распоряжению графа Миниха, в "С.-Петербургских Ведомостях" 1728 года, о С. Л. Бухвостове, "первом солдате Преображенского полка", сказано, что он поступил в бомбардирскую роту в 1695 году, при ее учреждении; но Устрялов, в своей "Истории Петра Великого", приводит подлинные списки этой роты еще за 1698 год и самое учреждение ее относит к 1690 году; наконец, Погодин, в одном из последних своих исследований, доказывает, что начало Преображенского полка и бомбардирской роты должно быть отнесено даже к 1688 году (80-го ноября), когда Петру исполнилось лишь 11,5 лет.

Затем, когда в 1689 г. установилось единодержавие Петра, царственные заботы его обратились преимущественно на устройство у нас постоянного войска по образцу европейских армий. В этих заботах Царь, привлекая в свою службу сведущих иностранцев и посылая многих русских для обучения за границу, сознавал всю необходимость готовить и в самой России людей, знакомых с различными отраслями военного дела. Почти неодолимые в то время затруднения к осуществлению такой мысли только усиливали энергию юного Царя; в 1697 году, отправляясь в первое путешествие по Европе, он взял с собою избранных бомбардиров Преображенского полка, из которых и образовал впоследствии преподавателей нашей первой военной школы, учрежденной при бомбардирской роте в самом начале XVIII века. Здесь будущие бомбардиры обучались начальной математике (арифметика, геометрия и тригонометрия), фортификации (полевые укрепления, системы Кугорна и Вобана, атака крепостей) и артиллерии (построение масштабов, употребление шкалы, черчение орудий и лафетов русской артиллерии, приготовление пороха и лабораторных составов, правила стрельбы), причем теоретическое преподавание пополнялось соответственными практическими занятиями. Сам Государь, как командир бомбардирской роты, принимал близкое участие в устройстве этой школы, лично следил за ходом преподавания в ней, поощрял учени­ков, присутствовал на экзаменах и всякое повышение утверждал собственноручными резолюциями; непосредственное же заведывание этою школой поручено было "от бомбардир капитану" Скорнякову-Писареву, бывшему впоследствии директором Морской Академии.

 

В январе 1701 года издан был указ об учреждении в Москве "Школы математических и навигацких наук", которая, по словам самого Государя, "нужна не токмо к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству".

Эта Школа до 1706 года состояла в ведении Оружейной палаты, а потом подчинена была Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В Школу повелено было принимать сыновей "дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов", от 12-ти до 17-ти летнего возраста, впоследствии же принимались даже и 20-ти летние; комплект учащихся определен в 500 человек, причем те из них, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались на собственный счет, а все прочие получали от казны "кормовые деньги"; вся же годовая стоимость содержания школы не превышала 23.000 руб.

Первыми учителями в этой Школе были англичане Фарварсон, Гвын и Грейс, а впоследствии в числе учителей ее находим и известного в то время математика, Л. Ф. Магницкого, издавшого первую русскую арифметику с арабскими цифрами (Москва. 1703 года). Учебный курс Школы состоял из русской грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии, с практическими приложениями к геодезии и мореплаванию; кроме того здесь обучали и "рапирной науке". Те из учеников, кои принадлежали к низшим сословиям, обучались в Школе только грамоте и счету, и затем назначались на службу в писаря, в помощники к архитекторам и к разным должностям в адмиралтейства; ученики же из дворян, по окончании полного курса Школы, выпускались во флот, в инженеры, в артиллерию, кондукторами к Генерал-Квартирмейстеру и к архитектурным делам, причем они уже на самой службе должны были приобретать дальнейшие, необходимые для каждой специальности, знания и уменья. Это же заведение приготовляло и начальных учителей, которые рассылались отсюда по губерниям, для преподавания математики в школах при архиерейских домах и монастырях, в адмиралтейских и цифирных школах. Но с учреждением, в 1715 году, Морской Академии в С.-Петербурге, Московская Школа математических и навигацких наук потеряла уже значение самостоятельного заведения и обратилась лишь в приготовительное для той Академии.

 

Около этого же времени возникают у нас специальные инженерные и артиллерийские школы; так, в 1712 г., в Москве находилась уже "Инженерная школа" с 23 учениками. В следующем году указом Сената предписано было Военной Канцелярии "набрать в эту школу еще 77 человек из всяких чинов людей, также из царедворцовых детей, за которыми есть до 50-ти дворов; а набрав, велеть, как прежних, так и новоприборных, учить прилежно инженерной науке, чтобы они могли восприять учение". На все содержание школы отпускалось от казны 3.037 руб.

В 1719 году образована была в С.-Петербурге, под начальством полковника де-Кулона, другая инженерная школа, к которой в 1723 году присоединилась и школа московская.

Что касается школ артиллерийских, то, кроме существовавшей уже при бомбардирской роте, в1712 году учреждена была школа при артиллерийском полку, под начальством генерал-майора Гинтера (впоследствии бывшого генерал-фельдцейхмейстером), в которой обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии (описание материальной части, пороховое дело, лабораторное искусство, теория и практика стрельбы); из этой школы, в 1721 году, несколько учеников отправлено было в С.-Петербургский гарнизон "для обучения огнестрельным делам, надлежащим до воинских случаев и до потешных фейерверков". В том же 1721 году заведена особая школа, на 30 человек, при С.-Петербургском лабораторном доме, в которой обучались состоящие уже на службе артиллеристы.

 

Вместе с учреждением названных школ начинают появляться у нас первые печатные руководства по математике, артиллерии и фортификации. Кроме вышеназванной арифметики Магницкого, появилось, в 1709 г. руководство по геометрии, под заглавием: "Приемы циркуля и линейки, или избраннейшее начало в математических искусствах"; в том же году издан перевод сочинения Брауна "Новая фундамент умышлением артелериа"; в 1710 г. появились: "Описание артиллерии" Бринка, и "Фортификация" Кугорна; в 1711 г.—"Учение и практика артиллерии", Бухнера; наконец, сам Царь поручил Миниху перевести с французского языка лучшее артиллерийское руководство того времени - "Записки Сен-Реми".

 

В царствование Петра Великого впервые учреждены были у нас и школы для солдатских сыновей. При народной переписи 1719 года, сыновья всех нижних воинских чинов в подушный оклад вовсе не были включены, вследствие чего и образовалось у нас особое сословие солдатских детей, не имевшее никакой оседлости; обстоятельство это побудило Правительство принять меры для призрения их на казенный счет. Указом 1721 года, в каждом из 50-ти пехотных гарнизонных полков положено было иметь по 50-ти вакансий собственно для солдатских сыновей, от 7-ми до 15-ти-летнего возраста. Чрез десять лет число воспитанников гарнизонных школ было увеличено уже до 4.000 и вместе с тем, по мысли графа Миниха, указано: "самые школы определить на таком основании, дабы впредь польза и Государству в рекрутах облегчение быть могло". По указу 1744 года, в этих школах обучали "словесной и письменной науке, пению, солдатской экзерциции, арифметике, артиллерийской и инженерной науке"; малоспособные же к изучению грамоты занимались в школах разными ремеслами. Большинство учеников, по достижении 16-ти лет, определялось на службу в армейские полки и гарнизоны; неуспешные же назначались в матросы и деньщики.

 

Все выше исчисленные специальные и гарнизонные школы, состоя в ведомстве Военной Коллегии, ближайшим образом подчинялись: первые - Канцелярии Главной Артиллерии и Фортификации, а вторые - местным комендантам.

 

По кончине Петра Великого, начатое им дело приготовления молодых людей к службе артиллерийской и инженерной не только не развивалось, но постепенно приходило в упадок. Так, учрежденные им артиллерийские школы скоро перестали существовать; учеников же Инженерной школы само начальство постоянно отвлекало от учебных занятий различными служебными командировками и даже поручением им обязанностей писарей, дневальных и рассыльных при конторе Инженерного Правления и при Канцелярии Главной Артиллерии, причем сама школа, по необходимости, заботилась уже не столько об образовании инженеров, сколько о поспешном приготовлении большого числа чертежников и писарей.

Вместе с тем комплект учеников Инженерной школы был уменьшен, по штату 1728 года, до 60-ти, с сокращением и отпускавшейся на ее содержание суммы до 2.600 рублей; этим же штатом определено было состоять при школе одному учителю, в чине инженер-капитана, с жалованьем по 800 р. в год, и в помощь ему, для преподавания наук, назначены два кондуктора, с окладом по 48 р., и два рисовальные ма­стера, с содержанием по 180 рублей.

 

Затем, хотя в первое время после Петра и были учреждены новые школы в Артиллерийском и Инженерном ведомстве, но все они ограничивали свой учебный курс самыми элементарными познаниями. Так, в 1730 году, открыта была школа при С.-Петербургской крепости, для обучения "малолетных детей мастеровых инженерных людей", с целью приготовления их в писаря и мастеровые по Инженерному же ведомству.

В том же году генерал-фельдцейхмейстер граф Миних устроил в С.-Петербурге, на Литейной, особую артиллерийскую школу на 60 человек пушкарских сыновей, также для приготовления из них канцелярских и полковых писарей; школа эта впоследствии стала называться артиллерийскою арифметическою школой, и в ней положено было обучать "словесной и письменной науке, а также арифметике, геометрии и тригонометрии"; на содержание школы отпускалось всего 764 рубля.

В 1735 году новый генерал-фельдцейхмейстер, Принц Людвиг-Вильгельм, Ландграф Гессен-Гомбургский, учредил в С.-Петербурге, для 30-ти дворянских и офицерских детей, чертежную артиллерийскую школу, с штатным содержанием по 855 р. в год; здесь обучали преимущественно математическим наукам и артиллерийскому искусству, а затем выпускали учеников на службу унтер-офицерами в артиллерию. Вскоре, однако же, арифметическая и чертежная школы были соединены в одно заведение, под общим наименованием С.-Петербургской Артиллерийской школы. Незадолго перед тем такая же школа, но на 700 воспитанников, устроена была и в Москве, близ Сухаревой башни.

 

В 1745 году, .со вступлением в должность генерал-фельдцейхмейстера князя В. А. Репнина, С.-Петербургская Артиллерийская школа поступила в заведывание известного литейщика Петровских времен, Виллима Ивановича де-Геннина, вывезенного самим Царем из Голландии; с этого времени, кроме обычных классных занятий, в названной школе введены были и практическия упражнения.

 

В Инженерной же школе, во все управление Инженерным ведомством князя Репнина, не было сделано никаких улучшений, и только в 1758 году, когда школа поступила под особое ведение генерал-инженера Ганнибала, крестника Петра Великого, устроен был, на Выборгской стороне, особый учебный полигон, на котором ученики школы практически изучали инженерное дело; этим же полигоном пользовались отчасти и ученики Артиллерийской школы.

 

В 1756 году генерал - фельдцейхмейстером, с главным начальствованием и над Инженерным Корпусом, был назначен граф П. И. Шувалов, первою заботою которого, по вверенному ему управлению, было возможное улучшение устройства, а затем и совершенное преобразование Инженерной и Артиллерийской школ.

Относя изложение мер, предложенных графом Шуваловым для осуществления такой мысли, к III главе этой части Очерка, воспользуемся дошедшими до нас сведениями для выяснения здесь общего характера содержания и быта учеников в перечисленных выше наших первых специально­военных школах, в период времени от их основания до 1756 года.

 

Прежде всего необходимо припомнить, что при Петре Великом государственная и преимущественно военная служба была обязательною для дворян, как и для других сословий; вследствие того каждый поступал в эту службу рядовым и производился в следующие чины не иначе, как по заслугам.

Таким образом все ученики первых военных школ считались военно-служащими нижними чинами, которым школа давала только средства для приобретения тех или других специальных знаний, необходимых для дальнейшего движения по службе.

По заведенному порядку, ученики, при поступлении в школу, приводились к присяге, получали определенное жалованье (от 12 до 36 рублей в год, соответственно классу, в котором находился каждый из них) и первое время жили на частных квартирах.

 

До 1724 года Петербургская Инженерная школа даже и сама не имела казенного дома, и вместе с учителем своим, капитаном Гольцманом, помещалась в двух светлицах, нанятых на одном из постоялых дворов Московской стороны; в 1783 году она переведена была в казенный дом, на Петербургской стороне (где ныне здание 2-й Военной Гимназии) а в следующем году, в том же "Инженерном доме" размещены были и ученики школы.

В это время Артиллерийская школа находилась на Литейной, против Артиллерийского двора, рядом с церковью св. Сергия. Здесь тоже не полагалось казенных квартир для учеников; но иногда, с разрешения Канцелярии Главной Артиллерии, школа помещала в своих свободных комнатах некоторых учеников, с обязательством, впрочем, отапливать помещение на их собственный счет. Казенная одежда отпускалась ученикам на сроки от 3-х до 4-х лет; белье и обувь пополнялись ежегодно. Для постелей выдавались коровьи войлоки, обшитые грубым холстом, и одеяла из серого сукна, с холщевою подкладкою. На продовольствие учеников отпускалась от казны только указная дача провианта и соли, с приварочными деньгами; при таких скудных средствах пища учеников едва ли могла быть достаточною. И действительно, в делах Артиллерийской школы сохранились копии с донесений ее в Канцелярию Главной Артиллерии о том, что "от худого содержания и голода ученики лишаются сил и не могут прилежно учиться".

 

Внутренний порядок в школах обусловливался одними казарменными требованиями, и на учеников распространялось каждое из распоряжений, которые делались смотрителем дома для всех, без различия, проживавших в нем людей. Ежедневно, в начале пятого часа утра, дежурный капрал обходил все квартиры и будил учеников и служителей, которые и отправлялись в школу и на работу; после 11-ти часов давалось время для обеда, а с часа до 6-ти часов вечера снова производились занятия в школе и работы по дому; затем, в 9-ть часов дежурный опять обходил все квартиры, требуя, чтобы огни везде были потушены.

На учеников возлагались, как уже было замечено, многие служебные обязанности; кроме того, их поочередно ставили на часы к различным постам в Инженерном доме, не исключая и арестантской. За неисполнительность и проступки ученики подвергались суду и наказаниям наравне с нижними воинскими чинами; сохранившиеся до нас канцелярские дела школ представляют и такие случаи, где школьники, проживавшие на частных квартирах, судились за буйство и разбой на улицах и за укрывательство у себя беглых крепостных людей с их женами и детьми, как равно и такие приговоры военного .суда, которыми определялось, например, "прогнав шпицрутенами через полк шесть раз, написать в инженерные ученики до выслуги", или "бить при собрании инженерных учеников розгами". Впрочем, этот последний род наказаний, как видно из дел, нередко применялся к ученикам не только без всякого суда, но по личному усмотрению школьного кондуктора; бывали даже случаи, что малолетние ученики, за частые побеги, наказывались розгами, плетьми, кошками и заковывались в кандалы.

В 1730 году одному из учеников, "за обложное произнесение Государева слова (слово и дело)", определено было такое наказание: "гонять шпицрутенами чрез все наличное число учеников (до 180-ти) три раза и затем оставить по-прежнему в школе".

В 1739 году до сведения Фортификационной конторы дошло, что в числе учеников Инженерной школы есть трое женатых; в предписаниях конторы, по произведенному об этом следствию, говорится, что в прежнее время того никогда не допускалось, как дела, запрещенного под страхом уголовного наказания, и указывалось, для отвращения подобных случаев на будущее время, объявить школьникам, с отобранием от них подписки, чтобы "никто из них, без указа Конторы, отнюдь не женился, под штрафом бытия трех годов в каторжной работе"; с этого же времени, при увольнении учеников в отпуск (который продолжался иногда до 4-х и даже до 6-ти месяцев, а с просрочками—и до 1,5 года), к обычным требованиям "явиться из отпуска в срок и за время бытности в отпуску инженерных наук не забывать", прибавлялось еще третье: "в отпуску, ни для каких законных причин, отнюдь не жениться". Но, как видно из дел, все подобные меры школьной суровости оказывались мало действительными. По крайней мере уже в 1744 году один из артиллерийских учеников, просрочив в отпуску более месяца, оправдывался своею болезнью и смертью жены; Канцелярия приказала сделать с него соответственный вычет из жалованья и "учинить ему, при собрании всех учеников, наказание батоги нещадно, дабы, на то взирая, другим того чинить было неповадно".

 

Что касается дела обучения в школах, то оно велось здесь обычным для того времени порядком. Вытвердив букварь, ученик приступал к Часослову, а затем принимался за Псалтирь; окончившим "словесную науку" признавался тот, кто мог бегло прочесть любую страницу Псалтири и Часослова. "Письменная наука" ограничивалась списыванием букв и цифр; потом обучали рисованию, после чего ученики переходили уже к наукам математическим и "до инженерства и артиллерии принадлежащим". Сверх того приказано было обучать всех школьников "пушечной и ружейной экзерциции и показывать им артиллерийскую и инженерную практику", для чего, как уже сказано выше, был устроен, на Выборгской сто­роне, учебный полигон.

 

Относительно специальных предметов преподавания нельзя не заметить, что при крайней ограниченности их объема, они и развивались в школах весьма медленно; покойный В. Ф. Ратч, сравнивая школьные записки артиллерии 1750 года с записками Петровской бомбардирской школы, нашел даже, что обучение этому предмету в истекшее полустолетие не только не ушло вперед, но подвинулось назад.

 

К наиболее существенным причинам неуспешности хода обучения в школах следует отнести, конечно, тогдашний недостаток в хороших преподавателях вообще. Лица, коим поручалось преподавание в школах, за весьма редкими исключениями, далеко не стояли на высоте этого призвания. Достаточно вспомнить отзыв известного майора Данилова, бывшего учеником в Московской Артиллерийской школе, об одном из ее учителей; "это был", говорит он в своих Записках, "человек пьяный и вздорный, по третьему смертоубийству сидел под арестом и взят обучать школу: вот каков характер штыкюнкера Алабушева, а потому можно знать, сколь великий тогда был недостаток в ученых людях при артиллерии"

Если учительские должности и замещались иногда людьми достойными, как, например, Гольцман и Мордвинов - в Инженерной, Гинтер и Мартынов - в Петербургской Артиллерийской школах, то все же учителя, по положению своему, не могли приносить всей ожидаемой от них пользы. Так, на учителей, сверх прямых их обязанностей и, конечно, в явный им ущерб, возлагалось наблюдение за полицейским порядком, хозяйством, починками и постройками в Инженерном доме; учителями же выполнялись технические чертежи по заказу артиллерийского ведомства; они же заведовали то "иллюминационной командой", то лабораторией и проч. В 1743 году было сделано распоряжение о том, чтобы "учителей рисования, по затруднительному их во всякое время приисканию, Инженерной школе приготовить для себя самой, отобрав с этою целью 4-х учеников, двоих из русских и двоих из немцев, которых исключительно обучать рисованию". Впоследствии и в учителя Артиллерийской школы назначались лучшие из собственных ее учеников.

 

По окончании курса ученики школ назначались в соответственный род службы: кондукторами в инженерную команду, сержантами, фурьерами и капралами — в минерную роту, бомбардирами, сержантами, каптенармусами, фурьерами и капралами, в полевую и осадную артиллерию; малоуспешные же ученики, по достижении известного возраста, выпускались на службу с званиями: минеров, канониров, фузильеров, гандлангеров, писарей, фурлейтов и мастеровых.

Состоя на службе, бывшие ученики получали повышение по удостоению своего начальства и достигали офицерских чинов. Кроме того, в делах школ встречаются указания на то, что ученики их получали назначения и вне военного ведомства. Так, в 1784 году, несколько инженерных учеников было отослано на Сибирские горные заводы, в должность шихтмейстеров; из Инженерной же школы брали себе помощников архитекторы и производители работ по исследованию Боровицких порогов, по составлению плана С.-Петербурга и проч.; наконец, ученики той же школы были командированы в распоряжение второй Камчатской экспедиции. Артиллерийские ученики принимали участие в работах по отводу р. Охты и командировались в Герольдмейстерскую контору Сената, для рисования дворянских гербов, и в "строительную комиссию триумфальных ворот".

 

Ко всему сказанному надо прибавить, что исключение из школ применялось к малолетним ученикам лишь в весьма редких случаях; по поводу одного представления Инженерной школы об исключении таковых учеников "за неспособностью и нерадением", Контора сделала школе даже замечание, что в ней "над учениками прилежного смотрения и должного старания и принуждения к наукам не имеется, что видя ученики, рачения и страху иметь не могут и только время провождают втуне, получая жалованье напрасно". Равным образом и в делах Артиллерийской школы, на подобное же представление, находим такой ответ Канцелярии Главной Артиллерии: "Понеже они (неуспешные ученики) еще малолетны и определить их в службу никуда не можно, и пока они в возраст приходить будут - обучать их сколько можно; однако ж их к тому накрепко принуждать и за ними, чтоб они неленостно учились, смотреть". Не исключали из школ учеников и по причине болезни или увечья, а предписывалось "хромых, кривых и даже разбитых параличом от болезни пользовать и, сколько возможно, науке обучать".

 

Высшее управление нашими военными школами, в первое время по их учреждении, сосредоточивалось в Приказе Военных Дел, как повелено было, в 1701 году, именовать прежние Приказы Иноземский и Рейтарский. 

По учреждении Сената, в 1711 году, Приказ Военных Дел стал именоваться Военною Канцелярией, а с 1720 года высшее управление всеми военно-сухопутными силами государства возложено было на Военную Коллегию, причем специальные школы поступили в ближайшее ведение Канцелярии Главной Артиллерии с Инженерным при ней правлением.

После Петра, артиллерийские и инженерные школы состояли под начальством "генерал- фельдцейхмейстера и обер-директора над фортификациями всей Империи"; должность эту последовательно занимали: граф Миних, принц Людвиг-Вильгельм Гессен-Гамбургский, князь В. А. Репнин и, с 1756 года, граф П. И. Шувалов.

Для ближайшего же наблюдения за школами назначались особые лица от Канцелярии Главной Артиллерии и Фортификации; в рассматриваемый нами период таковую обязанность исполняли: по Инженерной школе - генерал-майоры де-Кулон и де-Вриньи, полковник Деклапир-Колонг, бригадир Людвиг и генерал-инженер Ганнибал, а по Артиллерийской - капитан Гинтер, полковник Шульц и генерал-лейтенанты де-Геннин и Глебов. Наконец, непосредственными руководителями школ и преподавателями в них за то же время были: в Инженерной - Гольцман, фон-Виттиг, Браск, Менделеев, де-Марин, Леман, Минау, Мордвинов и Деденев, а в Артиллерийской - Воронов, Борисов, Атяев, Гинтер, Чуровский, Мартынов, Алексеев и Данилов.

 

Из вышеизложенного обзора наших первых школ, со времени их учреждения до 1756 года, видно, что главным назначением их было приготовлять для артиллерии и инженерного ведомства знающих свое дело унтер-офицеров и кондукторов, которые могли бы толково и сознательно выполнять приказания главных распорядителей и, под их руководством, приобретать на службе новые познания и опытность, необходимые для дальнейшего повышения. И действительно, из бывших учеников этих школ наши специальные роды оружия получили не малое число офицеров, так как само Правительство признавало этот контингент главным источником пополнения офицерских вакансий. Генерал - фельдцейхмейстер принц Гессен-Гамбургский, в одном из своих предложений Канцелярии (в 1737 году), прямо высказывает ту мысль, что "весьма потребно, дабы артиллерийский корпус удовольствован был добрыми и искусными унтер-офицерами, ибо в том зависит главная нужда, чтобы впредь, ради нужнейших при артиллерии действ и исправности, из них достойные офицеры на убылые места быть могли".

Другой вопрос—в какой мере названные школы удовлетворяли требованиям службы того времени, как в количественном, так и особенно в качественном отношении? За неимением сведений, необходимых для верного решения этого вопроса, скажем только в заключение настоящей главы, что если наши первые военные школы, по приведенному ниже (гл. III) заявлению графа П. И. Шувалова, и действительно не давали специальным родам оружия достаточного числа "людей просвещенных науками и искусных в ремеслах", то все же мы должны признать с благодарностью, что краеугольный камень научного образования русских артиллеристов и инженеров положен великим Основателем этих школ, который сам часто ободрял своих сподвижни­ков напоминанием, что "если не делать плохого начала, то и доброго конца нельзя дождаться".