Владикавказский кадетский корпус

открыт 26.09.1901 г.

Владикавказский кадетский корпус - предшественник ОрджВОКУ

В 1919 г. при прибытии Полтавского корпуса во Владикавказ вошел в состав Сводного Полтавско-Владикавказского кадетского корпуса. В том же году эвакуирован через Кутаис, Батум в Крым. В 1920 г. переименован в Крымский кадетский корпус.

ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС – открыт 26.09.1901 г. в г. Владикавказе (Собр. узак. и расп. Правит., 1901 г., № 107 ст. 2247) формируется только с 1902/3 учебного года постепенно, в продолжении 7-ми лет, и будет состоять наравне со всеми другими кадетскими корпусами из 7-ми общих классов и одного приготовительного, причем принимаемы будут в интернат этого корпуса в 1902 - 1907 гг по 70 интернов, а в 1908 г. будет содержаться 500 интернов, в том числе 287 казеннокоштных и 213 стипендиатов Кубанского и Терского Казачьих Войск, в виду чего будут перечислены в этот корпус 180 стипендий Кубанского Войска и 23 стипендии Терского Войска из тех кадетских корпусов, в коих состоят ныне означенные стипендиаты, что будет произведено постепенно, по мере освобождения вакансий означенными стипендиатами в тех кадетских корпусах, в коих они состоят ныне. Взамен же этих 213 стипендиатов будут содержимы на казенный счет столько же малолетних из уроженцев Кавказа в следующих кадетских корпусах: Михайловском-Воронежском, Сумском-Одесском, Орловском-Бахтина, Владимирском-Киевском и Петровском-Полтавском, - что также будет совершаться постепенно, по мере выбытия 213 казачьих стипендиатов из тех корпусов, в коих они содержатся.

Вышеуказанный ежегодный расчет вакансий будет производиться в Главном Управлении военно-учебных заведений, до полного укомплектования Владикавказского кадетского корпуса, и сообщаться к руководству наказным атаманам Кубанского и Терского Казачьих Войск, а также Главноначальствующему гражданскою частью на Кавказе по принадлежности.

С 1902 -1903 учебного года все стипендии Кубанского и Терского казачьих войск будут замещаться не по окончании стипендиатами курса военных училищ, а по окончании ими курса в корпусах.

500 казеннокоштных вакансий предоставляется как коренному населению Кавказа, так и детям русских служащих или служивших на Кавказе и распределяется по следующему расчету:

а) детям военнослужащих -175
б) детям русских и туземцев, служащих или служивших в гражданском ведомстве - 42
в) детям дворян: Тифлисской губернии (с Закатальсим округом) - 133, Кутаисской губернии - 84, Эриванской губернии - 7, Елисаветпольской губернии - 7, Бакинской губернии - 7, Дагестанской области - 7, горцев Кубанской области - 7
горцев Терской области - 7
г) по избранию Командующим войсками округа - 24

Собственно, во Владикавказском кадетском корпусе должно содержатся 287 казеннокоштных интернов и 213 стипендиатов Кубанского и Терского Казачьих Войск, которые числятся ныне в Михайловском-Воронежском, Московских, Тифлисском и других кадетских корпусах. Взамен же этих 213 стипендиатов должно содержаться на казенный счет столько же малолетних из уроженцев Кавказа в следующих кадетских корпусах:
 

а) въ Михайловском-Воронежском

- детей дворян Тифлисской губерии - 18
- детей дворян Кутаисской губернии - 42

б) в Сумском

- детей военнослужащих из уроженцев Кавказа - 5
- детей дворян Тифлисской губернии с Закатальским округом - 49

в) в Одесском

- детей военнослужащих уроженцев Кавказа - 5
- детей дворян Кутаисской губернии - 42
- детей дворян Эриванской губернии - 7

г) в Орловском-Бахтина

- детей дворян Тифлисской губернии - 10
- детей горцев Кубанской области - 5

д) во Владимирском-Киевском

- детей дворян Елисаветпольской губернии - 7
- детей дворян Бакинской губернии - 7
- детей горцев Кубанской области - 1

е) в Петровском-Полтавском

- детей дворян Дагестанской области - 7
- детей горцев Кубанской области -1
- детей горцев Терской области - 7

Кто хранит фасон Кавказа?
То кадет Владикавказа.

Загибать привык салазки,
То кадет владикавказский.
Кто целует прямо в глазки?
То кадет владикавказский.
Кто орет, закрывши глазки?
То кадет владикавказский

 


 Кроме 213 казачьих стипендиатов во Владикавказском кадетском корпусе вакансии предоставляются:
а) детям служащих или служивших на Кавказе (без различия национальности)
- в военном ведомстве - 165
- в гражданском ведомстве - 42
б) детям дворян Тифлисской губернии - 58
в) по усмотрению Командующего войсками округа - 24
Итого: с казачьими стипендиями - 500

 

Прием детей производится на следующих основаниях:

а) служащих или служивших на Кавказе в военном и гражданском ведомстве (без различия национальности) - на общем основании (ст.1001 кн. XV Свода Военн. Постан., 1869 г., изд. 2).

б) неслужащих туземцев Кавказа - по кандидатским спискам, составленным губернаторами и начальниками областей, причем в губерниях Тифлисской и Кутаисской по соглашение с губернскими предводителями дворянства, и утвержденным к 1 апреля Главноначальствующим гражданской частью на Кавказе.

Для зачисления в эти списки прошения подаются губернаторам и начальникам областей, с необходимыми документами к 1 февраля.

Кандидатские списки на детей неслужащих туземцев Кавказа по утверждении их Главноначальствующим препровождаются в Главное Управление военно-учебных заведений для дальнейших распоряжений по приему малолетних в кадетские корпуса за счет казны (м.б. представлено детям лишь тех неслужащих дворян губерний и областей Кавказа, которые законным порядком утверждены в Российском дворянском достоинстве).

Детям туземцев Кавказа, предназначенным к поступлению в кадетские корпуса Европейской России, предоставляется право держать вступительный экзамен при Тифлисском или Владикавказском кадетских корпусах. Выдержавшие эвзамен получают свидетельство, по которому они принимаются уже без вступительного экзамена в те корпуса, в которые предназначены к поступлению.

В приготовительный класс Владикавказского кадетского корпуса м. б. принимаемы только те малолетние, которые будут иметь право на поступление в этот корпус.

«18 июля 1901г. появился в России такой приказ: «Для предоставления как дворянам Кавказских губерний и областей, так и служащим или служившим на Кавказе для воспитания их сыновей в кадетских корпусах учредить в г. Владикавказе кадетский корпус на 500 интернов в память исполняющегося в12 сентября 1901 г. столетия со дня присоединения Грузии к Российской Империи, с тем, чтобы корпус этот был открыт к будущему 1902-1903 учебным годам».

 

Кто такие были интерны? Это воспитанники кадетских корпусов, состоящие на полном государственном обеспечении казны. Еще существовали и экстерны – ученики, посещавшие только занятия. Приказ этот как бы подводил черту долгой переписке, согласований, дебатов по поводу расположения на Кавказе нового престижного военного заведения. Предлагались города Екатеринодар, Нальчик, Кисловодск, Ставрополь. Но председатель подкомиссии по выбору места под строительство будущего кадетского корпуса полковник Миткевич очень убедительно доказал, что только Владикавказ и никакой другой город подходит для этой цели. Вот некоторые из его доводов: «Все пути, связывающие Закавказье с Северным Кавказом… проходят через Владикавказ или вблизи него, что указывает географическое преимущество с другими городами». Указывалось также, что расположение Владикавказа на рубеже Европы и Азии будет весьма познавательным для кадетов при сравнении особенностей той или другой культурой, отмечалось и то, что город расположен у «подошвы величественного Кавказского хребта, что даст возможность устраивать весьма полезные экскурсии». Указывалось и на то, что вокруг города располагались богатые станицы и селения, вследствие чего содержание кадетского корпуса обойдется правительству дешевле. А еще Владикавказ тех времен - административный центр обширной Терской области.

 

Сборный зал корпуса

Спальное помещение

Зал 1 роты

 

29 марта 1902 г. вышло постановление о начале строительных работ. Архитектор этого строительства был инженер Тамашевский. На постройку здания училища, двухэтажных особняков для обслуживающего персонала, спортивных площадок, тира и фехтовального зала казна отпустила 1 млн. 700 тыс. руб. Как утверждал впоследствии известный осетинский архитектор В.И. Хурумов, здание являлось в дореволюционной России одним из самых длинных – 320 метров. В Терском календаре за 1903 г. читаем: «Владикавказский кадетский корпус учрежден на 500 воспитанников-интернов при 1 подготовительном и 7 общих классов. Формирование корпуса начато в 1902 году и будет произведено в течение 7 лет ежегодным приемом по 70 интернов. Из общего числа 500 вакансий предоставить стипендиатам казачьих войск: Кубанского 180 и Терского 33. Остальные 287 воспитанников содержатся за казенный счет, в том числе дети служивших или служащих на Кавказе офицеров и чиновников (без различия национальностей), в военном ведомстве 165 и в гражданском 42, дворянин Тифлисской губернии 56 и по усмотрении Командующего войсками округа – 24». Поступающим по общим правилам кадетам необходимо было оплачивать 450 руб. в год, сумма по тем временам немалая.

Итак, 5 сентября 1902 года, г. Владикавказ, приказ №61 по Владикавказскому кадетскому корпусу: «По случаю открытия корпуса я имел счастье получить следующие телеграммы:

Со станции Рьешково «На всеподданнейше доложенной телеграммы Вашей с выражением верноподданейших чувств Государь Император собственноручно начертать: «Дай Бог успехов вновь возникающему корпусу». За военного министра генерал-лейтенант Салгоров.

Со станции Дьяконово прислал поздравления величайший князь Михаил, со станции Борщень генерал-адъютант Куропаткин. Как видим, военные высшие чины царской армии в столице не сидели.

Из Тифлиса прислал свои поздравления генерал-адъютант князь Голицын.

Со станции Стрелки: «С радостным волнением прочел Ваш привет, благослови Господь возникший Владикавказский кадетский корпус, пошли Вам и сослуживцам Вашим сил на святое дело. Шлю Вам искрений поклон и благопожелания. Надеюсь когда-нибудь лично повидать Вас и детей моих, кадет, коим желаю со временем стать верными и доблестными защитниками веры, царя и Отечества. Константин».

Ответная телеграмма великому князю Константину Константиновичу: «Сегодня еще 70 малолетних птенцов новорожденного Владикавказского корпуса взывают к отеческой заботливости Вашего императорского высочества. Всем составом молимся о драгоценном здравии Вашем и Вашего августейшего семейства и испрашиваем благословения на доброе начало, будем стараться делать все возможное на пользу святого дела. Директор корпуса генерал-майор Линевич».

 

Великий князь Константин Константинович не один раз впоследствии посетил наш кадетский корпус. Во время приездов он обедал с кадетами в общей столовой, с ними молился, посещал строевые занятия. Великий князь слыл человеком неординарным и талантливым. Вместе с П.И.Чайковским они создали такие популярные романсы как «Сирень», «Мне снилось» и др. Он был дружен со многими поэтами и писателями. На посту Президента Санкт-Петербургской Академии помог известному математику Софье Ковалевской, чем нарушил запрет на преподавание в российских университетах женщинам. С особым вниманием относился к военным учебным заведениям, за что его и звали «отцом всех кадетов».

Хочется дословно процитировать один приказ директора Владикавказского Кадетского корпуса от 31 августа 1908 г. (мне он кажется очень интересным и поучительным и в наши дни).

"Сегодня начинается второй учебный год существования Владикавказского Кадетского корпуса, наше небольшое прошлое протекло тихо и спокойно, результаты, достигнутые в течение первого учебного года, благодаря дружной работе, по нашему мнению хороши, но удовлетворяться ими мы все-таки не можем, мы должны стремиться к совершенствованию, как самих себя, так и нашего святого дела.

Учебно-воспитательный и административный состав корпуса сформировался из лиц высокообразованных, съехавшихся с разных концов России для одной общей цели: воспитания порученных нашим попечениям детей. Я умышлено не подчеркиваю причастность воспитательному делу административных членов, так как добросовестное исполнение ими своих обязанностей и своевременная помощь, оказываемая начальнику заведения при его сложной работе значительно способствует успехам воспитания и обучения. В первый год обучения служащие корпуса, состав которых постоянно увеличивается, конечно, еще не успели узнать друг друга и в точности ознакомится с моими требованиями и взглядами, а потому считаю долгом теперь же сделать некоторые указания без отношения их к прошлому, с единственной целью придать особую важность требованиям, по-видимому, общественным, но имеющим огромное значение для будущей жизни заведения:

1. Директор должен знать до мелочей все, что делается в Корпусе, особенно по учебной и воспитательной частям. Руководящие указания Инспекторов классов преподавателям и Ротных командиров воспитателям должны быть одобрены директором Корпуса.

2. Ввиду многосторонних обязанностей Директора, необходимо делаемые им при обходах и при разговорах даже мелочные указания записывать каждому по своей части, чтобы своевременно исполнять распоряжения и не забывать их в будущем. Забывчивость совершенно неуместна в учебно-воспитательном деле и ничем не может быть оправдана ввиду лежащей на нас нравственной ответственности.

3. Каждый служащий обязан особенно заботиться о порученной ему части и принимать все зависящее от него меры для ее благоустройства, кроме того, все без исключения должны наблюдать за точным исполнением установленных в Корпусе порядков и правил, ставя на первом плане интересы корпуса и принося им в жертву личные взгляды и личное самолюбие. Всякая добрая идея всегда найдет во мне поддержку.

4. Ссоры между служащими не должны иметь место в учебно-воспитательном заведении ввиду крайней важности порученного нам дела. Все недоразумения должны разрешать мирно и без ущерба для службы. Взаимные отношения и разговоры между служащими в присутствии кадет должны быть строго обдуманы.

5. Помимо правильной организации корпусного режима в учебно-воспитательном деле, а также в соприкосновении к нему части хозяйства, служащим необходимо вкладывать как можно больше личного труда, исполнение отдаваемых распоряжений необходимо каждый раз тщательно и настойчиво проверять. Крайне недобросовестно передавать исполнение своих обязанностей низшим служащим и ограничиваться только раздачей поручений и распоряжений, так называемое «панство» в нашем деле нетерпимо.

6. Аккуратность во времени и систематичность в работе должны быть неукоснительно и всегда соблюдены. Нужно твердо помнить, что в деле воспитания и обучения вообще мелочей нет, и работа порывами никогда не дает прочного результата.

7. Прошу обратить внимание на то, что почти во всех заведениях главным образом ведется борьба с дурными проявлениями и наклонностями детей, причем хорошие стороны воспитанников вырабатываются как бы попутно. По моему мнению, самостоятельное развитие добрых наклонностей должно составлять предмет особой нашей заботливости.

8. Требуемое инструкцией ежедневное пребывание в заведении воспитателей и ротных командиров считаю весьма важным. В случае полной невозможности явиться на службу даже в течение одного дня каждый должен сообщать об этом директору и ротному командиру для своевременного назначения заместителя.

9. Теснота во временном помещении кадет требует тщательного наблюдения за тем, чтобы кадеты не ушибались при играх.

10. Отделенные воспитатели и ротные командиры являются в моих глазах ответственными за порученные им части во всех отношениях, т.е. отделенный воспитатель помимо других обязанностей должен наблюдать за опрятностью и порядком в своем классном помещении, за чистотой самого кадета, за опрятностью и правильностью пригонки его одежды , за классными и спальными принадлежностями.

Чистота и свежесть воздуха в помещениях кадет должны составлять предмет особенной заботливости ротного командира и дежурного воспитателя, который во время дежурства обязан следить за опрятностью кадет во всех отношениях, за снабжением их всем необходимым и особенно за своевременной переменой носков и платков.

11. Старшему врачу поручается особое наблюдение за исполнением всех возможных гигиенических требований.

12. Инспектор классов помимо прочих обязанностей должен следить за соблюдением в классных помещениях полной чистоты во время уроков и за снабжение классов всем необходимым.

13. Все служащие корпуса должны с полной готовностью по примеру прошлого года оказывать друг другу самую деятельную помощь с тем, чтобы общими силами достигнуть наилучшей постановки учебно-воспитательного дела и наибольшего внешнего порядка.

Со своей стороны я глубоко убежден, что все вышеуказанное будет выполняться также добросовестно, как это выполнялось до сих пор.

Директор Корпуса генерал-майор Линевич".

 

В кадетских корпусах России готовили и профессиональных, и культурных офицеров.

День начинался в 6 утра с позывных горниста под барабанный бой. В строго отведенное время надо было сходить в туалет, почистить зубы, умыться, натереть мелом поясную бляху, начистить сапоги, привести в порядок одежду. Если кадет получал три замечания, его лишали завтрака, давали только хлеб и воду. Если кадет забывал, что жидкость в супе надо есть с широкой части ложки, а гущу – с острого конца, то получал замечание. Хлеб требовалось брать руками, а рубленное мясо есть вилкой без ножа. Наказывалось также и уклонение от молитвы. Во время увольнения в город за кадетами также строго следили. На трамвай выделяли 2 копейки. Также воспитанникам строго настрого запрещалось есть на улице, грызть семечки, плевать на тротуар, сморкаться. Ежегодно 5 октября в корпусе проводился бал, на который приглашались воспитанницы Ольгинской гимназии. Если во время бала замечалось, что кадет после двух танцев с гимназисткой не поменял белые перчатки или забыл угостить девушку морсом или лимонадом в буфете, нарекание было обеспечено. За более серьезные проступки следовало заключение в карцер.

Преподавательский состав был подобран блестяще: многих преподавателей пригласили из гимназий и реальных училищ, а преподавателя французского языка Эдмонда Леклюза выписали из самого Парижа! В кадетском корпусе работали Дмитрий Васильевич Ракович, автор первой истории Владикавказа, географию преподавал Всеволод Васильевич Ермаков, составитель карт и блестящий рассказчик. Математик – известный в русской армии военный инженер генерал-лейтенант Мартос. В числе офицеров-воспитателей работал капитан-подполковник Григорий Эдуардович Келлер, его дочь Алла Келлер передала много интересных материалов в музей. Воспитатели, дядьки, врачи были набраны из местных частей. Еще одна интересная традиция, заведенная еще первым директором Николаем Линевичем: по праздникам двенадцатикомнатная квартира директора превращалась в место встречи офицеров, преподавателей с торжественным приемом, званым обедом и танцевальным вечером.

 

В 1917 году грянула революция… Вскоре в здании корпуса разместилась народная гимназия, затем инструкторская школа красных командиров (один из преподавателей Кадетского корпуса штабс-капитан К.Д.Романов преподавал в этой школе), после школы – военное пехотное училище. С 1944 по 1968 год в этом здании находилось Кавказское Краснознаменное Суворовское училище. А потом – высшее общевойсковое командное военное училище, которое тоже было расформировано в годы перестройки. В здании бывшего кадетского корпуса находился прекрасный музей, который, к сожалению, после расформирования последнего военного учебного заведения был демонтирован»

Заведующая сектором фондов Музея истории г.Владикавказа Вера Зинько

Сайт ОрджоВОКУ http://oboky.clan.su/publ/vladikavkazskij_kadetskij_korpus_predshestvennik_ordzhvoku/1-1-0-8

 

Владикавказский кадетский корпус. Восстановлен во ВСЮР после освобождения Владикавказа. 4 декабря 1919 в него был влит Полтавский кадетский корпус. 4 марта 1920 отступил походным порядком в Грузию, откуда переброшен в Крым. В Русской Армии в Крыму из остатков его и Полтавского кадетского корпуса был создан Крымский кадетский корпус до эвакуации располагавшийся в Ореанде, а затем эвакуированный в Югославию. Директоры: ген.-майор В. Троцкий-Сенютович (до 29 октября 1919), ген.-майор М.Н. Голеевский.

С.В,Волков. Белое движение в России: организационная структура