ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СОЗДАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ В РОССИИ, СССР и РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На крутых поворотах истории мы внимательно должны изучить и знать прошлое нашей страны, чтобы лучше понять её настоящее и, главное, грамотно определить и строить будущее России. Помимо исторического, географического, экономического, культурного и социального образов нашего государства, есть ещё и военно-патриотический, который не менее важен, чем все остальные. Он несёт в себе закодированную информацию о заветных мыслях наших предков, беречь, как зеница око, родную землю от многочисленных недругов и злых завистников, неоднократно посягавших на колоссальные природные богатства России и порабощение великого русского народа. Поэтому военно-патриотическая деятельность всегда актуальна и современна, она заставляет людей активно мыслить, правильно оценивать сложную обстановку в мире и воспринимать связь времён не только сердцем, но и умом.

Известно, что военная профессия является одной из древнейших. Войны на протяжении многих тысячелетий определяли и определяют сейчас судьбы не только отдельных народов, но и государств. И история убедительно свидетельствует нам о том, что только те народы и государства, которые уделяли особое внимание созданию высоко дисциплинированной, сильной, хорошо вооружённой армии, грамотно воспитывали командиров, выращивая из них талантливых военачальников, в период суровых испытаний, умело и надёжно отстаивали свою землю и независимость. Это аксиома, о которой никогда нельзя забывать.

Талантливый полководец – гордость армии, народа и государства, за примерами далеко ходить не надо, вспомним русских военных гениев Суворова А.В., Кутузова М.И. и Жукова Г.К. Но главной фигурой, фундаментом любого армейского коллектива, является способный, хорошо подготовленный, инициативный, честный, добросовестный командир. Он и воспитатель своих подчинённых, и пример для них в жизни и выполнении служебного долга, защитника Отечества. Поэтому от уровня подготовки офицерского состава в решающей степени зависит боеготовность подразделений и боеспособность Вооружённых сил в целом. Именно из среды грамотных, инициативных командиров и растут талантливые военачальники. Но высоко профессиональными командирами - офицерами не рождаются, их необходимо кропотливо и умело готовить в течение многих лет, в мирное время. Деятельность профессионального военного коренным образом отличается от других видов деятельности человека как задачами, средствами, способами, так и условиями достижения целей.

Сложнее человека на Земле ничего нет, это своеобразный микрокосмос, который быстро познать нельзя, для этого требуется время и достаточно большое. А кадровый офицер – не только одна из сложнейших профессий, но и особый образ жизни и духа настоящего мужчины. Привить любовь к этой профессии и поднять духовную составляющую личности на высоту искренно убеждённого патриота можно только с помощью грамотного применения комплексной системы обучения и воспитания подростков, юношей и молодых людей в специальных военно-учебных заведениях. При этом никогда нельзя забывать, что в любом человеке чётко просматриваются две основные жизненные составляющие: материальная и духовная. Их надо развивать параллельно в строго определённой пропорции, но всегда отдавать предпочтение развитию интеллекта, духовной составляющей, потому что она у человека существенно выше материальной. Глубина интеллекта и духовность личности, стремление творить добро для людей всегда ценились и будут цениться гораздо выше любого богатства. Сейчас об этой истине, в системе российского образования, да и жизни, почему-то забыли, и прочно стараются зацепить молодёжь только материальной заинтересованностью. При такой диспропорции трудно воспитать патриота и, тем более, надёжного защитника Родины.

В нашей стране, почти 300 лет тому назад, зародилась, многие десятилетия отлаживалась и постоянно совершенствуется система раннего воинского воспитания и обучения. Начало этому положил великий преобразователь России, Петр I.

Всё чудесное в нём соединила

Природа-матушка, назвав Петром.

Огромный рост, большая сила-

С гигантским творческим умом.

Он был первым из монархов на Руси, кто стал уделять особое внимание подготовке офицеров для создаваемой им регулярной русской армии и зарождавшегося флота. Эта система подготовки себя оправдывала и оправдывает сейчас. Российская армия и флот медленно, но верно, из века в век становились всё сильнее и могущественнее, отлично решая, как правило, возлагаемые на них государством сложнейшие задачи.

Подготовка кадрового офицера подразделяется на три самостоятельных ступени: начальную, основную и высшую. Здесь есть весьма характерная особенность: все три ступени будущий офицер должен проходить последовательно и только на очном обучении. Армия - единственный институт, который заочно закончить нельзя. Будущий офицер должен в полной мере практически познать все тяготы и особенности солдатской службы и быта, мастерски владеть современным оружием и самому повариться в котле воинского товарищества, где чётко действует принцип: " Один за всех и все за одного", и понять, что воинский коллектив только тогда могуч, если он един и душой, и телом. Не секрет, что армия – это силовой инструмент государства, во многом определяющий авторитет страны, его нельзя ломать, наоборот, надо беречь, лелеять и постоянно совершенствовать. В противном случае, армия превращается в однообразно одетых молодых людей с шашками, карабинами или автоматами для выполнения праздничных и похоронных ритуальных услуг, а главную функцию, защитника своего народа и Отечества, она утрачивает.

Начальная ступень военной подготовки осуществляется в специальных подготовительных школах или училищах. Подростки или юноши, решившие стать кадровыми военными, в этих учебных заведениях, наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, по программе средней школы, получают определённый объём знаний и некоторые навыки по будущей военной специальности ракетчика, артиллериста, лётчика или моряка. У них формируются и развиваются личностные качества будущего защитника Родины: идейная убеждённость, патриотизм, высокая нравственность, честность, мужество, инициатива, решительность, самоотверженность, физическая закалка и строевая выправка; всем укладом жизни изо дня в день прививается любовь к военной профессии, конкретному виду и роду войск. Командиры и педагоги делают всё, чтобы выпускники подготовительных училищ были полностью подготовлены морально, физически и интеллектуально для дальней учёбы в средних и высших военных учебных заведениях. И питомцы подготовительных училищ окончательно принимают мотивированное решение посвятить свою жизнь особой профессии – Родину защищать.

В системе начального военного образования царской России, вплоть до апреля1917 года, широко применялись государственные учебные заведения, кадетские корпуса, большинство их располагались в Санкт-Петербурге и Москве, а отдельные - в некоторых губернских городах страны. К началу первой мировой войны в России было 52 кадетских  корпуса, в каждом из которых обучалось 600-700 человек, в основном, дворянские дети. Возраст поступления в кадетский корпус и срок обучения менялись, но к началу ХХ века срок обучения был установлен пять лет, а на первый курс принимались 13- летние мальчики. Кадеты получали прекрасное общенаучное, гуманитарное, языковое и начальное военное образование. Подавляющее большинство питомцев кадетских корпусов продолжали учёбу в юнкерских, кавалерийских, артиллерийских, инженерных и морских училищах, получали офицерские звания и оставались на профессиональной воинской службе. Некоторые, по различным причинам, уходили из армии, но уровень образованности бывших кадетов позволял им успешно работать в самых различных областях деятельности и добиваться больших успехов.

Многие выпускники кадетских корпусов с годами становились не только полководцами, военачальниками, флотоводцами, но и великими учёными, музыкантами, исследователями, изобретателями, художниками, писателями и поэтами. Назову только некоторых из них, ставших гордостью России. Это Сеченов И.М., Семёнов-Тян-Шанский П.П., Муравьёв-Амурский Н.Н.. Мусорский М.П., Римский-Корсаков Н.А., Крузенштерн И.Ф., Лазарев М.П., Синявин Д.И., Можайский А.Ф., Мосин С.И., Яблочков П.Н., Верещагин В.В., Рылеев К.Н., Достоевский Ф.М., Даль В.И., Лермонтов М.Ю., Румянцев П.А., Кутузов М.И.,  Нахимов П.С., Карнилов В.А., Брусилов А.А. Как здесь не вспомнить слова императрицы Екатерины 2, которая говорила, что кадетские корпуса являются надёжными поставщиками великих людей России. И это действительно было так, все выпускники кадетских корпусов, как правило, были грамотными, высоконравственными, честными и добросовестными людьми. Запятнавшие своё имя кадеты беспощадно изгонялись из корпусов и армии самими же воинскими коллективами.

Развитие науки, техники, стратегии и тактики ведения войн требовало новых подходов и к начальному военному образованию. Менялись учебные программы в кадетских корпусах, появлялись новые учебные дисциплины, более сложная военная техника и вооружение, совершенствовалась методика преподавания, изменялась форма одежды, но незыблемо сохранялись традиции кадетов и годами воспитанная у них искренняя верность царю и Отечеству. Поэтому Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года кадеты, в подавляющем большинстве, встретили враждебно и стали непримиримыми противниками Временного правительства, а потом, и Советской власти. Реакция Временного правительства последовала мгновенно, уже 17 апреля 1917 г. вышло Постановление "О преобразовании кадетских корпусов в Военные гимназии". Кадетов лишили погон, изъяли знамёна корпусов, должности офицеров-воспитателей были ликвидированы, их место заняли гражданские кураторы, в основном женского пола. Все традиции кадетов были попраны, их сравняли, как они с горечью говорили, с презренными гимназистами, многие кадеты, в знак протеста, покинули военные гимназии. Веками сложившейся системе подготовки военных кадров в России был нанесён мощный удар, она, как и страна, начала разваливаться. Назову имя одного из основных виновников "преобразования" кадетских корпусов, это начальник Главного управления военно-учебными заведениями при Временном правительстве, генерал-лейтенант Макшеев З.А., подготовивший выше названное Постановление правительства.


После победы Великой Октябрьской Социалистической революции Советским правительством были приняты срочные меры по роспуску царской армии, как основного оплота свергнутого режима. Уже 3(16) декабря 1917 года, согласно решению Совнаркома, официально прекратили своё существование военно-учебные заведения России: 52 военные гимназии, 41 школа прапорщиков, 25 военных училищ, 3 офицерские школы и 5 военных академий. Были упразднены чины и воинские звания, отменено ношение погон. А 15(28) января 1918 года декретом Совета народных комиссаров, подписанным В.И. Лениным, было объявлено о создании в стране рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). Естественно, что РККА создавалась на основе структур царской армии из рабочих, крестьян и интеллигенции, преданных идеям революции, и бывших генералов, старших и младших офицеров, прапорщиков и унтер-офицеров, перешедших на сторону новой власти для защиты страны от внешнего врага. И Советская власть охотно использовала знания и опыт этих военных специалистов. Они занимали самые различные должности в структурах РККА, через которую, в течение 1918-1922 годов, прошло более 75 тысяч бывших царских военных специалистов, очень многие блестяще выполняли свой служебный долг, а некоторые из них стали в дальнейшем выдающимися советскими военачальниками: Будённый С.М., Шапошников Б.М. Егоров А.И. Тухачевский М.Н., Говоров Л.А., Жуков Г.К. и др.

Шла первая Мировая война, молодая Советская власть делала всё от неё зависящее, чтобы страна вышла из этой кровавой бойни. Совнарком интенсивно работал также по созданию объединений, соединений, частей и учебных заведений РККА.

14 февраля в Приказе №130 Наркома по военным делам Троцкого Л.Д. было объявлено об открытии  13-ти советских военно-учебных заведений, приступивших к ускоренной подготовке красных командиров для новой армии.

3 марта 1918 года в Брест - Литовске был подписан мирный, но прямо надо сказать, кабальный для нашей страны договор с Германией. Но этот договор не принёс долгожданного мира. Страны Антанты начали интервенцию против Советской республики и инициировали Гражданскую войну почти на всей огромной её территории.

13 ноября 1918года Брестский мирный договор Советское правительство аннулировало. Надо было укреплять ряды РККА надёжными красными командирами различного уровня. В марте 1919 года 8 съезд РКП (б) в своей Программе узаконил  классовый принцип комплектования РККА. Советское правительство принимает решение существенно увеличить количество военно-учебных заведений в стране, использовать для выполнения этой задачи базы бывших юнкерских училищ, кадетских корпусов и их опытные кадры педагогов. К концу 1920 года в составе РККА было 5446690 человек и функционировало 107 краткосрочных военных курсов, 12 военных школ и одна академия. Эта мощная военная сила, хотя и была плоховато вооружена и одета, а порой испытывала нужду и продовольственную, но обладала таким революционным духом, который во многом помог РККА не только разгромить до зубов вооруженных интервентов, но и успешно, в октябре 1922 года, завершить братоубийственную Гражданскую войну. Наконец, после долгого восьмилетнего военного лихолетья, началась в стране мирная жизнь, сложная, голодная, но какие открывались колоссальные перспективы для повышения образовательного и культурного уровня простого народа и строительства новой жизни, где главенствовал принцип социальной справедливости, поддержанный всеми многочисленными нациями и национальностями советской России. Поэтому не случайно 30 декабря 1922 года произошло событие мирового масштаба, был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР), ставший маяком для униженных и оскорблённых народов в бурном море алчного капиталистического мира.

Советское правительство сократило количественный состав РККА почти на порядок, на март 1924 года в составе РККА было 650845 человек. Естественно, возникла острая необходимость перестройки армии и подготовки военных кадров применительно к мирным условиям жизни. Эта ответственная работа проходила планово, в соответствии с Постановлением Совета Труда и Обороны и указаниями Председателя Совнаркома В.И. Ленина. Для учёбы в академии и военные школы направлялись лучшие красные командиры и красноармейцы, своими делами на фронтах Гражданской войны доказавшие преданность Советской власти, а также молодые рабочие и крестьяне. Большой вклад в создание единой структуры подготовки командирских кадров по родам войск и организации новых учебных заведений РККА внёс один из героев Гражданской войны Якир И.Э., возглавивший Управление военно-учебных заведений Красной Армии. Были ликвидированы курсы краткосрочной подготовки красных командиров. На их базе создавались военные школы с трёхгодичным обучением, для подготовки среднего комсостава. Но возникли серьёзные трудности с укомплектованием этих военных школ здоровыми, физически крепкими и грамотными людьми. Среди молодых рабочих малограмотность составляла около 90%, а среди крестьян 30% было вообще неграмотных и 67% малограмотных. Необходимо отметить, что неграмотность и малограмотность основной массы населения царской России тормозило как восстановление разрушенного войной сложного хозяйства страны, так и экономическое, и культурное развитие её. Но Советская власть смогла быстро решить, казалось бы, неразрешимые эти задачи. Подняла на трудовую вахту весь народ, который с большим энтузиазмом восстанавливал разрушенные войной города, сёла, промышленность и сельское хозяйство. Создала условия для бесплатной и обязательной учёбы детей и молодёжи, ликвидации неграмотности по всей стране. За книги садились с большой охотой дети и взрослые, и даже старики. Активное участие в ликвидации неграмотности принимала и Армия.


Для подготовки молодёжи к службе в РККА на кадровой основе, Совнарком в октябре 1922 года принял решение: "О создании специальных военных подготовительных школ". Такие школы были открыты в Москве, Петрограде, Баку, Фергане, Тбилиси и Харькове с разными сроками обучения, от 9 до 3 лет. В школы принимались мальчики и подростки в возрасте от 8 до 17 лет, обучение проходило на полном государственном обеспечении. При поступлении в эти школы предпочтение отдавалось мальчикам и подросткам, родители которых погибли во время Гражданской войны, и детям из семей рабочих и крестьян. Огромную работу по подбору беспризорных детей, которых на просторах страны бродило более 2-х миллионов, для учёбы в военных подготовительных, многочисленных трудовых школах и детских домах проводил ЦК РКСМ и Чрезвычайная Комиссия во главе с Ф.Э. Дзержинским, решая огромную социальную задачу. Вспомним знаменитую систему Макаренко А.С. – массового трудового перевоспитания и обучения беспризорных детей – правонарушителей, получившую мировую известность.

В апреле 1925 года состоялся первый Всесоюзный съезд работников военных учебных заведений, на котором выступил Нарком по военным делам, самый авторитетный военачальник РККА, герой Гражданской войны М.В. Фрунзе. Он сказал, что Красная Армия должна получить единую, проверенную и выдержанную систему образовательной подготовки, начиная от подготовительной школы и заканчивая военными академиями и высшими курсами усовершенствования. Если учебные заведения будут давать в морской флот, авиацию и специальные технические войска контингент, слабо подготовленных молодых командиров или физически, или теоретически, или психологически, то причиним огромный вред боеспособности и этим родам, и РККА в целом. Но наряду с прочными знаниями и навыками, из военного учебного заведения должны выходить командиры, искренне преданные делу нашей революции, за которую столько было пролито крови в Гражданскую войну. Только такие командиры смело поведут в бой подчинённых и преодолеют любые преграды. И таких командиров надо готовить с детства. Поэтому неслучайно съезд особое внимание уделил вопросу строительства национальных военных подготовительных школ и принял Положение: "О военных подготовительных школах РККА", в котором чётко было определено, что военные подготовительные школы имеют целью дать всесторонне подготовленное пополнение военным школам СССР, преимущественно, специальных родов войск. Съезд признал работу существующих военных подготовительных школ, заслуживающей внимания, и обязал активно продолжать совершенствовать её.

Военные подготовительные школы просуществовали до 1933 года. К этому времени в стране существенно возрос уровень общеобразовательной и физической подготовки молодёжи в трудовых и средних школах, годной к поступлению в военные училища. Некоторые из военных подготовительных школ были преобразованы в военные училища, например, Бакинская и Харьковская.

За время своего существования военные подготовительные школы сделали от трёх до шести выпусков, направив в военные школы и училища страны около трёх тысяч своих воспитанников, некоторые из них стали в дальнейшем большими военачальниками: Маршал Советского Союза Батицкий П.Ф., адмирал флота СССР Кузнецов Н.Г., адмиралы Андреев В.А., Ерещенко В.А., Шандабылов В.Д., генерал-полковники Бойко Ф.П., Добрянский В.М., Дейнеховский П.И., Кондратенко В.С., Рождественский В.А., Стогний Г.Е., Табунченко Я.М. и др.

Автору этих строк посчастливилось лично услышать из уст Главкома Войск ПВО страны Батицкого П.Ф. воспоминания из его детства. Беспризорного, одиннадцатилетнего мальчишку с Холодной горы Харькова, по кличке "кудрявый", осенью 1922 года чекисты отловили, с группой других беспризорников, на рынке города, привели в ЧК, помыли, накормили и долго убеждали настороженно перепуганных сорванцов, что нельзя попрошайничать и, тем более, воровать. Что Советская власть предоставляет возможность всем детям учиться, чтобы они стали активными строителями новой, справедливой жизни. Потом повезли их к начальнику только что созданной военной подготовительной школы и уговорили его зачислить мальчиков воспитанниками. Павла зачислили во второй класс, так как он умел читать и кое-как писать. Всем установили месячный испытательный срок. Некоторые через неделю - две сбежали, не выдержали строгого порядка. Павел остался. Он говорил, что эта неожиданная человеческая забота чекистов о беспризорниках, буквально перевернула его жизнь и определила дальнейшую судьбу. Мысль, что ему предстоит учиться, а потом, может быть, он совершит что-то огромное, невероятно хорошее, заставила детскую душу трепетать, гордиться и обязательно оправдать оказанное доверие. Павел Фёдорович в дальнейшем окончил и военное училище, и академию, командовал полком, дивизией, корпусом во время Великой Отечественной войны, стал Героем Советского Союза, но всегда в кругу молодёжи с особой любовью вспоминал годы учёбы в Харьковской военной подготовительной школе, друзей, командиров и педагогов. Здесь он впервые услышал, что человек и время должны стать вровень, только тогда можно выбрать правильный путь в жизни. Педагоги и командиры смогли очистить души подпорченным Гражданской войной мальчишкам, коренным образом изменить их отношение к жизни, привить любовь к труду и постоянному совершенствованию себя как личностей. Сколько таких детей спасла Советская власть, обучила, воспитала и вывела на большую дорогу созидательной жизни!

Страна с неимоверными усилиями создавала новые отрасли промышленности, кровью для которой являлась энергетика. Лозунг В.И. Ленина: " Коммунизм – это Советская власть плюс электрификация всей страны" начал с большими трудностями, но уверенно претворяться в жизнь. Перестраивалось и сельское хозяйство, с частного на коллективное производство. Всей этой гигантской работе активно мешали многочисленные недруги наши как из-за рубежа, так и внутри страны. Только сильная, во всех отношения, РККА могла стать гарантом надёжной защиты мирного созидательного труда советского народа. Поэтому вопросам структурного, кадрового и технического совершенствования Красной Армии ВКП (б) и Совнарком уделяли особое внимание.


Численность РККА к началу 1935 года увеличилась до 800 тысяч человек. Армия и Флот усиленно оснащались новой, всё более мощной техникой и вооружением. Только за период первой пятилетки (1929 – 1934 г.г.) удельный вес в армии артиллерии и бронетанковых войск возрос в два раза, авиации – почти в три раза. ВВС из рода войск уверенно превращались в вид Вооружённых Сил. Конница и пехота численно уменьшились, но их огневая мощь существенно возросла. Спускались на воду военные корабли разного класса и подводные лодки. Здесь нельзя не отметить особую заслугу в переоснащении Красной армии и Флота новой боевой техникой заместителя Наркома Обороны по вооружению, Маршала Советского Союза Тухачевского М.Н., видного военного теоретика. Возрос спрос на хорошо подготовленных, грамотных в техническом отношении, командиров всех рангов. По всей стране расширялась сеть военно – учебных заведений. В 1936 году в СССР уже работало 12 военных академий, один военно-ветеринарный институт, 75 военных школ (22 пехотных, 17 артиллерийских, 7 бронетанковых, 4 кавалерийских, 18 военно-воздушных и 7 военно-морских) Была воссоздана Академия Генерального штаба, которая начала подготовку высшего командного состава для РККА. В военных академиях обучалось 11 тысяч командиров с трёх - пятилетним сроком службы в войсках на должностях среднего и старшего командного состава. В трех годичных военных школах училось 64 тысячи курсантов. Военные пользовались большим уважением, о них писали в газетах, сочиняли стихи, повести, пели песни, особенно получила широкую известность песня о трёх танкистах. Любовь народа к армии чувствовалась буквально во всём, в организации культурного досуга, в отличном продовольственном и вещевом снабжении, в поставке новой техники и вооружения. Это заставляло сердца военнослужащих биться учащённо - радостно и учиться только с полной отдачей.

Но для Красной армии и страны в целом чёрным временем оказались 1937 и 1938 годы. Зная чувствительно-подозрительный и жёсткий характер руководителя ВКП (б) товарища Сталина И.В., наши зарубежные недруги ловко сфальсифицировали документ, что в стране назревает заговор в партийно-хозяйственных и армейских структурах, направленный на свержение существующего строя. Западная разведка, через Президента Чехословакии Э. Бенеша, эту фальшивку ловко подсунула Сталину. Начались репрессии, в ходе которых в разряд "шпионов" и "врагов народа" попало огромное количество честно работавших партийных и хозяйственных руководителей, а также командиров Красной армии почти всех категорий, вплоть до Маршалов Советского Союза - Блюхера В.К., Егорова А.И. и Тухачевского М.Н.

Всего в РККА было репрессировано более 40 тысяч красных командиров, многих из которых, по приговору суда, расстреляли. Эта "чистка" Армии нанесла огромных вред обороноспособности страны. Надо было принимать срочные меры по увеличению подготовки командных кадров для заполнения образовавшихся пустот в звеньях руководителей воинских коллективов почти во всех структурах Армии и Флота.

Совнарком принимает решение об увеличении количества военно - учебных заведений, в стране создаются дополнительно 32 военные школы (8 пехотных, 10 артиллерийских, 11 лётных и 3 авиационно–технических). В октябре 1937 года все военные школы преобразуются в училища, срок обучения в которых сокращается до двух лет. Вновь возникла необходимость в подготовке кандидатов для поступления в военные артиллерийские, авиационные и морские училища в специальных школах. Но быстро воплотил эту идею в жизнь только начальник артиллерии РККА Воронов Н.Н., который в течение месяца практически решил эту задачу. Состоялось решение Совнаркома от 5 мая 1937 года, согласно которому пять московских средних школ Наркомата просвещения, в экспериментальном порядке, приступили к обучению юношей 8 – 10 классов по специальной программе, согласованной с начальником артиллерией РККА. Эти школы комплектовались учащимися, которые успешно закончили 7 классов и были годны по состоянию здоровья для поступления в военные училища. Эксперимент оказался удачным, к началу 1938/39 учебного года школы получили официальное название, артиллерийские спецшколы, их количество увеличилось до 17-ти. А 9 апреля 1938 года вышло Постановление Совнаркома №452, в котором было оглашено "Положение об артиллерийских специальных школах народных комиссариатов просвещения РСФСР и УССР". Необходимо отметить, что большой вклад в подготовку высоко грамотных командиров – артиллеристов внёс заместитель Воронова Н.Н., комкор (в дальнейшем генерал – полковник) Грендаль В.Д., отлично знавший все тонкости этой сложной военной профессии ещё по службе в царской армии, он являлся автором и вышеназванного Положения.

Артиллерийские спецшколы, в течение трёх лет, доказали свою эффективность в подготовке молодёжи к кадровой военной службе в войсках, оснащенных сложной боевой техникой и артиллерийским вооружением. На каждом выпуске питомцев спецшкол, которые торжественно проходили в зале Московской консерватории, обязательно присутствовал начальник артиллерии РККА, комкор Воронов Н.Н.(в дальнейшем Главный маршал артиллерии). Выступая перед юными курсантами, самый авторитетный артиллеристский специалист говорил об особой роли артиллерии в будущей войне, что именно она в основном определяет огневую мощь современной армии. Этой огневой мощью должны умело управлять высоко грамотные командиры. Он желал питомцам спецшкол успехов в учёбе, молодой жизни и сделать всё, от них зависящее, чтобы стать именно такими командирами и продолжить неувядаемую славу русских бомбардиров. О, как такие слова вдохновляли юношей на дальнейшую учёбу!

      В апреле 1940 года Совнарком принял решение о создании, дополнительно к существовавшим на это время 17-ти артиллерийским спецшколам, 20 спецшкол ВВС и 7 спецшкол ВМФ, которые разместились в больших культурных центрах страны.

      Спецшколы ВМФ просуществовали до мая 1943 года, сделав всего один выпуск, после чего они были преобразованы в подготовительные училища ВМФ. Дольше всех функционировали спецшколы ВВС, которые были расформированы только в мае 1955 года. За это время они подготовили и направили в военные лётные и технические училища ВВС около 30 тысяч хорошо подготовленных выпускников. Учащиеся спецшкол ВВС, благодаря своей привлекательной форме и отличной внешней выправке, пользовались особой симпатией у девушек тех городов, где находились эти учебные заведения. Выпускники спецшкол ВВС 1941 – 1944 гг. приняли самое активное участие в Великой Отечественной Войне, сражались они отменно, 65-ти было присвоено высокое звание Герой Советского Союза.

В каждой спецшколе обучалось до 500 учащихся, которым разрешалось жить дома, а иногородние, их было примерно 60%, проживали в общежитии. Форма одежды спецшкольников соответствовала роду войск и во многом была близка к командирской форме одежды. Спецшкола имела своё Красное Знамя, а весь уклад жизни учащихся строился согласно "Правилам внутреннего порядка в специальных средних военных школах". Учиться в таких школах было тяжело, наряду с обычными школьными дисциплинами, юноши изучали ещё воинские уставы, историю своего рода войск, знакомились с военной техникой и вооружением рода войск, осваивали стрелковое оружие и ведение из него стрельбы, особое внимание уделялось физической и строевой подготовкам. Спецшколы укомплектовывались лучшими педагогами тех городов, где они располагались. Директор и педагогический состав были гражданскими служащими, кадровых командиров было всего двое, военрук, он же командир дивизиона (эскадрильи или морского отряда) и политрук. Преподаватели (командиры запаса) назначались классными руководителями и исполняли обязанности командиров среднего звена. Младшие командиры назначались из хорошо успевающих учащихся, обладающих командирскими данными. Активно и плодотворно в спецшколах работали партийная и комсомольские организации, которые организовывали и руководили всеми политическими мероприятиями, культурной и спортивной жизнью коллектива. Жизнь у спецшкольников была насыщенной и интересной, они с энтузиазмом выполняли наказ первого руководителя Советского государства В.И. Ленина, что у молодёжи нет лучшего способа послужить социалистической революции, чем учиться, учиться и ещё раз учиться.

Приближалась война с фашистской Германией, которая, к этому времени, захватила многие страны Европы и активно готовилась к походу на Восток, нападению на СССР. Обстановка в стране была очень напряженная. Но тревогу народа, по поводу возможной фашистской агрессии, по радио ежедневно глушили бравурные марши, все газеты пестрели пространными патриотическими статьями, навязчиво внушая людям, что "Красная армия всех сильней" и быстро разгромит любого врага. Поэтому настроение у большинства народа было всё же оптимистичным.

День 22 июня 1941 года явился, как гром среди ясного неба. А первые, очень серьёзные поражения Красной Армии почти на всех фронтах, быстрое продвижение немецко-фашистских войск в глубь территории страны, отрезвили народ. Люди поняли, что над Отечеством нависла смертельная опасность. Об этом честно и откровенно сказал И.В. Сталин в своём обращении к народу по радио 3 июля 1941 года. Речь Председателя Комитета обороны СССР была воспринята советским народом как могучий тревожный набат. Лозунг "Социалистическое Отечество в опасности" зазвучал по всей стране. Люди сердцем, душой и умом почувствовали, что гневный и призывной голос этого набата поднимет на смертный бой весь народ, от мала до велика. С этого момента всё было подчинено войне. Никогда прежде люди так полно и так искренне не чувствовали себя гражданами своего Отечества, как в годы войны, которая изменила давно знакомые понятия, наполнила новым содержанием много раз произносимые слова. Защита социалистического Отечества для сынов стала тем же героическим делом их отцов и дедов, которые с энтузиазмом, не жалея своих жизней, защищали и защитили Революцию. Поэтому и новое поколение советских людей с первого дня войны верило и в свою силу, и успех в жесточайшей борьбе. Но никто не знал, что для победы над лютым врагом, фашизмом, потребуется почти четыре года сверхчеловеческих усилий всего народа и около 27 миллионов погибших граждан страны.

Весь советский народ поднялся на Великую Отечественную войну. Всё для фронта! Всё для Победы! С этой мыслью жили, творили, работали в тылу и мужественно сражались на фронте советские люди.

                                                  Он внимательно точил, пока рука

                                                  Могла производить движенье.

                                                  И если токарь падал у станка,

                                                  Как падает солдат в сраженье.

 И такое единство фронта и тыла не случайность, потому что наше государство в двадцатые и тридцатые  годы смогло грамотно воспитать замечательное поколение советской молодёжи, которой летом 1941 года было 17-26 лет, она составляла основу Красной армии и трудящихся тыла. Молодёжь решительно и смело пошла на любые лишения, жертвы и даже смерть, чтобы отстоять свою любимую Родину. Сколько беспримерных подвигов увидел мир! Вспомним знаменито мужественных 28 панфиловцев, юных молодогвардейцев Краснодона, Зою Космодемьянскую, лётчика Николая Гастелло, солдата Александра Матросова, партизанку Лизу Чайкину и десятки тысяч других героев Великой Отечественной войны, удививших весь мир своими подвигами во имя спасения Родины.

В начале сентября 1941 года началась эвакуация спецшкол из УССР, западных, южных городов РСФСР и Москвы на Алтай, Урал, Сибирь и Казахстан, где спецшкольники продолжили своё обучение. Программа учёбы не изменилась, но серьёзно возросли трудности и продовольственного, и кадрового  характера, то есть с качественным выполнением как теоретической, так и практической программы подготовки. Педагоги и командиры трудились по 14-16 часов в сутки, отдавали все свои силы, знания и опыт юношам, которые так рвались в бой защищать Родину. Выпускники спецшкол направлялись в военные училища и через три-шесть месяцев интенсивного обучения в них, становились младшими лейтенантами или лейтенантами и направлялись на фронт. Судьбы многих были и героическими, и трагичными. Вот только два примера. Первая Киевская артиллерийская спецшкола была эвакуирована в Красноярск, её десятиклассников сразу же направили на двухмесячные курсы воинской подготовки, присвоили звание сержантов и отправили защищать Москву в качестве младших командиров артиллерийских взводов, батарей и дивизионов. Бывшие спецшкольники отлично зарекомендовали себя в боях, показывая пример стойкости и героизма. Они защитили столицу и первыми испытали чувство гордости, что и их скромный воинский труд влился в общее большое дело по разгрому фашистов в Подмосковье. К сожалению, более 90% из них погибли, многие отмечены правительственными наградами посмертно, только 9 человек из этого выпуска остались живы и потом были аттестованы как лейтенанты. Два человека из них, в дальнейшем, стали Героями Советского Союза: полковник В. Субботин и капитан И. Чайковский.

Воспитанник 8-й Ленинградской спецшколы Караулов Б.П. закончил трёхмесячное обучение во втором Томском артиллерийском училище, в 18 лет получил воинское звание младшего лейтенанта и был направлен на фронт под Вязьму. В одном из боёв, находясь на наблюдательном пункте и командуя огнём своей батареи, был окружён большой группой вражеских автоматчиков, которые попытались взять его и расчёт НП в плен. Караулов не только умело организовал оборону, но и вызвал огонь батареи на себя. После боя вокруг НП лежало более тридцати убитых фашистских солдат, правда, и расчёт НП тоже погиб, а самого командира нашли тяжело раненным, без сознания, с оторванными ногами. Когда он пришел в себя, то первое, о чём пожалел восемнадцатилетний юноша, что не сможет больше воевать, ведь он так мало успел сделать для любимой страны. За проявленное личное мужество, храбрость и отвагу  Караулов Борис Петрович был удостоен самого почётного для командира ордена, Александра Невского.

      На фронтах войны обстановка активно менялась в пользу Красной армии, фашисты были разгромлены под Сталинградом, Курском и началось освобождение оккупированных  территорий страны. В 1943 году Совнарком принимает решение о создании суворовских и нахимовских военных училищ. Инициатором этого большого и доброго дела был генерал-лейтенант Игнатьев А.А., выпускник Киевского кадетского корпуса. Будучи в 1917 году военным атташе России в Париже, он перешел на службу Советской власти и добросовестно выполнял свой гражданский и служебный долг. Это по его подсказке, ещё весной 1942года, начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Шапошников Б.М. убеждал товарища Сталина возвратить в армию, вместо знаков различия на петлицах, погоны всему личному составу и гордое звание "офицер". Что и было сделано в 1943 году. После войны Игнатьев написал замечательные воспоминания о своей службе: "Пятьдесят лет в строю", которые стали настольной книгой для советских офицеров и получили широкую известность среди молодёжи.

      Уже, начиная с февраля 1944 года, Советское Правительство приступило к реэвакуации спецшкол в места их прежних дислокаций. К концу этого года из 17 артиллерийских спецшкол возвратилось двенадцать, три Ленинградские спецшколы были расформированы, одна Киевская осталась в Ижевске, вторая - в Бузулуке.

      Май 1945 года принёс долгожданную Победу, страна ликовала, военные были самыми уважаемыми людьми. Современная молодёжь, наверное, не может даже себе представить, какого сильного и коварного врага, в лице фашизма, мы победили. Свой вклад в эту дорогую, но великую, Победу внесли и воспитанники спецшкол, 89 бывших их питомцев стали Героями Советского Союза, двадцать один из них воспитывались в артиллерийских спецшколах. Многие прошли через все годы войны, занимали ответственные должности на фронте и послевоенное время, стали большими военачальниками: генерал армии В. Говоров; генерал – полковники: Ю. Забегайло, В. Кончиц, Ю. Куликов, В. Лебедев, А Максимов, Г. Малиновский, В. Неделин, Ю. Потапов; генерал-лейтенанты А. Бабешко, В. Бутылкин, Е. Естегнеев, А. Сергеев, С. Шорников, С. Штанько и другие.

      Народ не забыл своих юных защитников. К 25-й годовщине Победы, по решению Моссовета, около метро "Кропоткинская", в Чертольском переулке,  был открыт памятник. В массивной гранитной плите вырублены в полный рост фигуры офицера и четырёх юношей в военной форме, стремящихся вперёд. На памятнике золотом сияет надпись: " Воспитанникам специальных артиллерийских школ, проявившим мужество и героизм в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг." Автор макета памятника Ряховский Ю.В., скульптор Коломоец Н.Г.

      Вторая мировая война внесла коренные изменения в стратегию и тактику ведения оборонительных и наступательных операций. Все виды и рода войск максимально машинизировались, их огневая мощь постоянно росла, а в конце войны появилось невиданное и неизвестное для человечества атомное оружие.

      По просьбе Правительства США, Советский Союз, после завершения разгрома фашистской Германии, направил часть своих Вооруженных сил на Восток страны, чтобы оказать помощь американской армии, которая около четырёх лет вела войну с Японией. И вот когда Красная армия полностью разгромила японские войска на севере Китая, освободила Порт – Артур, Дальний, остров Сахалин и Курильские острова, захваченные японцами в России в 1905 году. Правительство Японии готово было прекратить боевые действия, а США в это время совершают античеловеческий акт. Президент США  Г.Трумэн решил провести натурный эксперимент на мирных людях и приказал сбросить атомные бомбы на японские города Хиросима 6.8.1945 г. и Нагасаки 9.8.1945 г. В ядерном кошмаре погибло более 300 тысяч мирных жителей, в основном детей и стариков, была разрушена почти вся инфраструктура этих городов. Бомбардировка никакого военного значения не имела, она носила чисто политический характер: показать всему миру, какой мощью обладает Америка и запугать основного победителя над фашизмом, Советский Союз; показать, кто будет главенствовать в послевоенном мире. Но СССР нельзя было запугать. И тогда бывшие наши союзники по второй мировой войне становятся нашими политическими противниками и принимают решение задавить Советский Союз и, образовавшиеся после войны в восточной Европе, социалистические страны экономической блокадой. Об этом на весь мир громко заявил Премьер – министр Великобритании У. Черчилль в Фултоне (США) 5 марта 1946 года. Он предложил под руководством США создать "железный занавес" от Щецина на Балтике до Триеста на Адриатике, окружить социалистические страны военными блоками и сделать жизнь граждан восточно – европейских государств невыносимой. Так отблагодарили нас бывшие союзники по совместной борьбе с фашизмом и японскими самураями. Начинался новый, чрезвычайно напряжённый в экономическом, дипломатическом, политическом, информационном и психологическом отношениях, период, получивший название "холодной войны". Страну надо было поднимать из руин, восстанавливать целые отрасли промышленности, сельское хозяйство, ликвидировать беспризорность, повышать жизненный уровень народа, а нас заставили расходовать огромнейшие средства на оборону, угрожая новой, уже атомной войной.

В такой обстановке мог сохранить спокойствие, перенести голодную зиму 1946-47 года, смириться с многочисленными житейскими невзгодами и работать до седьмого пота только советский народ, вновь удививший мир, теперь уже трудовыми своими успехами. В течение трёх лет страна достигла довоенного уровня валового производства промышленных и продовольственных товаров, грамотно провела денежную реформу, отменила карточную систему, залечила почти все раны, нанесённые войной, и чётко определила своё будущее. Но чтобы строить это будущее, наш мирный труд должна была надёжно охранять Советская Армия, так она стала называться с февраля 1946 года.

В мае 1946 года произошло сокращение и реорганизация артиллерийских спецшкол в подготовительные училища с включением их в штат Министерства Вооружённых Сил СССР. Семь артиллерийских спецшкол были расформированы, а на базе остальных созданы десять артиллерийских подготовительных училищ: Ереванское (ЕАПУ); Киевское (КАПУ); Ленинградское (ЛАПУ); Минское (МиАПУ); первое и второе Московские (МАПУ-1) и (МАПУ-2); Одесское (ОАПУ): Ростовское (РАПУ); Сталинское (САПУ) и Харьковское (ХАПУ). Система военного подготовительного обучения, включая артиллерийские, суворовские, нахимовские училища и спецшколы ВВС, приобрела строгую и стройную форму подготовки кадров для военных училищ, бурно развившихся после войны, Сухопутных войск, войск Противовоздушной обороны, Ракетных войск, ВВС и ВМФ. Страна решала задачу не только качественной подготовки будущих офицерских кадров, но и большую социальную проблему: предоставляла возможность учиться на полном государственном обеспечении мальчишкам войны, оставшихся сиротами, которые воспитывались в детских домах, а таких было более полутора миллиона. Активно начал использоваться опыт работы кадетских корпусов России, конечно, с учётом нашей, советской действительности. В аппарате командующего артиллерией Советской армии было создано Управление военно-учебными заведениями, которое возглавил опытный командир и грамотный воспитатель генерал – лейтенант артиллерии Кариофилли Г.С. Он предложил ставить во главе подготовительных училищ генералов, прошедших раннюю воинскую подготовку и желающих работать с юношами. Поэтому при назначении на должности в артиллерийские подготовительные училища предпочтение отдавалось генералам и офицерам, бывшим кадетам, воспитанникам военных подготовительных школ и спецшкол. Например, Ленинградское, Киевское, Одесское и Минское артиллерийские подготовительные училища возглавили боевые генералы, питомцы кадетских корпусов: Бриченок Р.И., Свиридов А.П., Овчинников Н.П. и Тарасов Д.И. Большинство командиров и офицеров-воспитателей были бывшие воспитанники спецшкол, участники войны, своими глазами видевшие, как война искалечила души детей. Фронтовики понимали этих детей и хорошо знали чему надо учить их, чтобы они стали настоящими офицерами. И они таковыми становились. Мальчишкам войны я посвятил следующие поэтические строки:

                                          Война калечила нас, убивала,

                                          Но не смогла всех убить.

                                          Одна судьба только знала,

                                          Что мы останемся жить.

                                          Что мы оденем шинели

                                          И станем надолго в строй.

                                          В жару, мороз и метели

                                          Защищать будем мир и покой.

                                          Покорим своей воле ракеты,

                                          Щит создадим для страны.

                                          Саша Стекольщиков, где ты?

                                          Погиб, как во время войны.

Да, воспитанникам подготовительных училищ одним из первых пришлось осваивать и ракетно-ядерное оружие, и космические корабли, и морские, авиационные ракетоносцы, поэтому жертвы среди нас были, действительно, как во время войны, которая многие годы велась на испытательных полигонах страны. Мой друг, старший лейтенант Саша Стекольщиков, погиб вместе с Главкомом РВСН, Главным маршалом артиллерии Неделиным М.И. и с девяносто другими офицерами и разработчиками ракеты Р-16 на Байконуре 24 октября 1960 года. Но продолжим наш экскурс…


Каждое артиллерийское подготовительное училище было рассчитано на 600 воспитанников, по 200 человек на курсах (8-й, 9-й, 10-й классы). Структурно училище представляло собой артиллерийский дивизион из шести батарей, по две батареи на курсе, состоящих из 4 взводов (классных групп) по 24-26 человек. Дивизион, батареи и взводы возглавляли кадровые офицеры. Начальник училища по штату был генерал-майор, его заместитель по политической части, начальник учебного отдела и командир дивизиона – полковники, заместитель начальника училища по тылу, командиры батарей и старшие преподаватели – подполковники, офицеры – воспитатели (командиры взводов) – майоры. В каждой батареи был штатный кадровый старшина. Преподаватели, работники библиотеки, клуба, медпункта, учебной и хозяйственной части являлись служащими Советской армии. Все воспитанники размещались в общежитии (казарме), где жизнь проходила согласно Уставу внутренней службы и Дисциплинарному уставу Советской армии. Было только одно исключение, на гауптвахту воспитанников не сажали, но за грубые нарушения дисциплины или неуспеваемость по двум и более предметам виновники отчислялись из училища с любого курса. Правда, это суровое наказание применялось только тогда, когда все другие меры оказывались неэффективными. Отсев воспитанников, за три года обучения, не превышал 10%.

Порядок поступления в подготовительное училище был строгим. Все проходили медицинскую комиссию и только после её положительного заключения, абитуриенты допускались к сдаче вступительных экзаменов по математике устно и письменно, русскому языку (диктант), физика, география и иностранный язык – все устно. Экзамены сдавали и те, кто закончил 7 классов с грамотой. Конкурс был большой, 3-4 человека на место. Вопрос о зачислении на первый курс решался в присутствии абитуриента на мандатной комиссии. Преимущество имели сыновья полков, дети погибших на фронте родителей, сироты и дети офицеров.

Воинскую присягу в подготовительном училище воспитанники не принимали, поэтому время обучения в нём не засчитывалось в срок действительной воинской службы. Хотя тяготы солдатского бытия за три года учёбы воспитанники познавали с лихвой. Здесь и несение наряда внутренней службы, и выполнение работ по наведению порядка в учебных и служебных помещениях, на территории военных городков, по заготовке для личного состава овощей; еженедельные четырёхчасовые строевая и физическая подготовки, и участие в тренировках к параду и в парадах войск гарнизона со знаменем училища во главе, и овладение теорией и практическими навыками стрелковым и артиллерийским оружием в летних лагерях, и т.д. Но основное внимание, конечно же, уделялось освоению учебной программы за среднюю школу, каждый день с воспитанниками проводилось по шесть часов плановых занятий и по три часа самостоятельной работы над учебным материалом. Огромное положительное влияние на воспитанников оказывали офицеры-воспитатели, которые постоянно были рядом, внимательные, тактичные, грамотные командиры, оставлявшие глубокий след в душах выпускников. Они часто становились примером выполнения и служебного, и человеческого долга для воспитанников. Выпускники сохраняли тёплые отношения со своими воспитателями на протяжении десятков лет, становились коллегами и друзьями. Назову только некоторых из этих замечательных воспитателей. ОАПУ майоры Гончар О.Н. и Громов И.П.; ХАПУ майоры Зеленцов Н.П. и Шварцман Д.Я.; КАПУ Герой Советского Союза майор Кулык П.П. и майор Распутин Е.Н.; МАПУ-1 майоры Стогов С.И. и Артемов Ж.Л.; МАПУ-2 майоры Минаев В.С. и Пичахчи Л.А. Это благодаря их повседневным заботам и профессионализму преподавательского состава выпускники артиллерийских подготовительных училищ получали высокую и общеобразовательную, и военную подготовку, которая позволяла им в дальнейшем успешно осваивать самые сложные военные профессии.

Автору этого очерка пришлось учиться в ОАПУ, где закончил на отлично 8-й класс, и после расформирования в мае 1949 года училища в Одессе, 9 и 10 классы заканчивал в ХАПУ. Об этих двух замечательных учебных заведениях я рассказал в книге "Год за годом", которая вышла из печати в 2000 году в Киеве. В этом же году в Санкт-Петербурге вышли три тома мемуаров большой группы авторов, воспитанников ЛАПУ, под названием "Не зря одели мы, друзья, артиллерийские погоны". А в 2002 и 2003 годах в Москве вышел из печати историко-мемуарный сборник в трёх томах, где авторы попытались кратко изложить историю создания артиллерийских подготовительных училищ и подробно рассказали о жизни и деятельности коллектива МАПУ-1. Кто из читателей захочет более подробно познакомиться с освещаемым в очерке вопросом, отсылаю к этим источникам, которыми пользовался и автор.

Послевоенная жизнь в стране шла бурно и изобиловала большими неожиданностями. Эти неожиданности, естественно, касались и армию. В мае 1948 года, без объяснения причин, были закрыты артиллерийские подготовительные училища в Сталино и Ереване, а в следующем, 1949 году, эта же участь постигла Одесское, Минское и Ростовское артиллерийские подготовительные училища. Воспитанников, перешедших в 9-й и 10-й классы, переводили в оставшиеся подготовительные и суворовские училища, причиняя душевные травмы юношам, которые своими сердцами были крепко привязаны и к городам, и к полюбившимся учебным заведениям. Но на такие тонкости в армии никто внимания, естественно, не обращает. В мае 1953 года было ликвидировано Ленинградское артиллерийское подготовительное училище, оно считалось одним из лучших. Два следующих артиллерийских подготовительных училища, Харьковское и Киевское, были расформированы в июне 1954 года, а в мае 1955года были закрыты последние подготовительные училища, МАПУ-1 и МАПУ-2. Остались только 9 Суворовских училищ и одно Нахимовское, в Ленинграде.

За годы существования артиллерийские подготовительные училища подготовили более 11 тысяч юношей для учёбы в артиллерийских, ракетных средних, высших военных училищах и для дальнейшей кадровой службы в Советской армии. Это были учебные заведения, которые грамотно решали комплексную задачу – всесторонне готовили юношей к особой профессии "Родину защищать" и умело прививали научно-техническую любознательность, расширяя интеллектуальный кругозор будущих личностей, вступавших в самостоятельную жизнь. Поэтому невозможно понять, почему этот эффективнейший вид обучения и воспитания юношей в стране, вдруг прекратил своё существование. Правда, реформы, проводимые под руководством Хрущёва Н.С., мало кто понимал и понимает сейчас.

Нашему поколению посчастливилось служить в мирное время. Большинство из питомцев артиллерийских подготовительных училищ в дальнейшем получили высшее образование и раскрыли всесторонне свои способности. Но так как мы были солдатами холодной войны, работали и служили под покровом государственной и военной тайны, то о результатах нашей работы знал весьма ограниченный круг людей. Это поколение мальчишек войны добилось паритета в военной области с нашим основным идеологическим противником, США, что и спасло мир от 3-й мировой войны, которая могла бы оказаться и последней войной для человечества.

                                           Мы напряжённо учились, мужали,

                                           Разлетались к своим директрисам огня.

                                           За штурвалы, за пульты, к орудиям встали,

                                           Защищая отчизну, верность долгу храня.

Конечно, у каждого в службе оказалась вершина своя, далеко не все достигли больших высот, но воспитанники подготовительных училищ служили добросовестно и честно, не выбирая ни вид, ни род войск, ни место службы. Мы обживали такие места на территории нашей необъятной Родины, где бы другие жить не смогли. Питомцы АПУ были первыми, кто принял участие в учениях на Тоцком и других полигонах с реальным применением ядерного оружия. Многие потеряли здоровье, в дальнейшем, стали ветеранами подразделений особого риска. Главное, что отличало нас, советских кадетов, от офицеров, не прошедших этой школы, высокое чувство долга, физическая закалка, крепкая мужская дружба, отличная воинская и общенаучная подготовка, целеустремлённость и самостоятельность. Наверное, поэтому из рядов питомцев подготовительных училищ вышли большие военачальники, как генерал армии Яшин Ю.А., заместитель  МО РФ, генерал-полковники: Макаренко И.К., Плотников Ю.И.; Ряжских А.А.; генерал-лейтенанты: Бабаянц Ю.А., Воронцов В.Г., Муратов Э.Г., Поцелуев А.В., Урлин И.Б., 23 человека стали генерал-майорами и около 40% ушли в запас и отставку в самом высоком офицерском звании "полковник" Более 50% награждены орденами за свои ратные и научные дела. Многие питомцы АПУ стали видными учёными, изобретателями, педагогами (доцентами, профессорами), некоторые - журналистами и писателями, труд которых оценён присуждением им Ленинских, Государственных премий, присвоением почётных званий. Назову только некоторых из них. Доктора технических наук, профессора: Акимов И.В., Белоусов А.П., Владимирский В.А. Желтоков В.Н., Иванов В.И., Исаенко Р.О., Караваев И.И., Карпов В.Н.. Кобелев В.Н.. Котёлкин А.С., Курашов В.А., Мартышенко Л.А., Мерзляк Л.Е., Поцелуев А.П., Суханов Я.А., Тузов Г.И.

Лауреат Ленинской премии Рубаненко Ю.В. Лауреаты Государственной премии: Акимов И.В., Бессонов А.Н., Воскобойник М.А., Курашов В.А., Луданный Г.М. Заслуженные деятели науки: Мартышенко Л.А., Кобелев В.Н., Охотников Г.Н., Поцелуев А.П. Заслуженные изобретатели: Галкин В.И., Иванов В.А., Рожков Л.Н. Заслуженный работник высшей школы РФ Монахов Н.К. Членом союза журналистов СССР и РФ стал Михайлов Г.М., а членом союза писателей РФ – Иванов Л.А. Около 6% защитили кандидатские диссертации, стали доцентами, а некоторые – профессорами. Этот список можно было бы ещё долго продолжать. Да, всего за девять лет своего существования артиллерийские подготовительные училища оказали для многих тысяч мальчишек войны неоценимую услугу – воспитали из нас личностей, ясных умственно, чистых нравственно и опрятных физически, отдавших своему Отечеству всё, согласно своим способностям и возможностям. Поэтому имею полное право сказать:

                                   Дорогая страна, я с тобой не лукавил,

                                   В дорогие не лез сыновья.

                                   Учился, служил, работал, оставил

                                   Трудовые следы твоего муравья.

Хочется верить, что и нынешнее поколение мальчишек и молодёжи новой России будут чтить традиции своих дедов и отцов, которые всегда считали своим гражданским долгом службу в армии и с гордостью носили офицерский мундир. Сохранить достигнутые нашим поколением успехи в военном деле очень тяжело, это могут сделать только всесторонне подготовленные молодые люди, искренне преданные своему Отечеству, готовые в любую минуту встать на его защиту. Именно таких будущих офицеров Российской Федерации и должны готовить ныне действующие Суворовские училища и Кадетские корпуса, которые, через музей Истории Кадетских корпусов России, могут использовать огромнейший опыт учебно-воспитательной работы, накопленный за почти три столетия существования системы предварительной подготовки кадров для армии и флота. Наши убеждения юных лет, которые каждый из нас сохранил на всю жизнь, хорошо соответствовали мысли, высказанной поэтом Бакуниным А.М. ещё в 19 веке:

                                       Кадетство в юноше сугубит

                                       Любовь и к людям и стране.

                                       А кто Отечество не любит,

                                       Тот умер заживо по мне!

Никогда нельзя забывать, что только человек с прочными знаниями и твёрдым убеждением в правоте своего дела может добиться высочайшей цели и преодолеть самые суровые испытания.

                   Честь имею.

Полковник в отставке, профессор Кучеров Анатолий Степанович.