ПРИКАЗ ПО УЧИЛИЩУ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА КОЗЕНА

(1826г.)

 

Дошло до сведения его императорского высочества генерал-фельдцейхмейстера, что прапорщик Калмыков при вступлении в лагерь проходил мимо государя императора с трубкою в руках, а прапорщик Рымлев дела своего не знал, и вообще его императорское высочество извещен, что господа офицеры учебной артиллерийской бригады и артиллерийского училища проходили мимо государя императора вяло, также его императорское высочество заметить изволил, что юнкера артиллерийского училища не перестают курить трубок.

Находя все сие беспорядком, изволил

- сделать выговор мне и полковнику Ваксмуту,

- а командира артиллерийского училища подполковника Затлера изволил приказать арестовать на шестеро суток;

- прапорщика Калмыкова содержать на заднем карауле под арестом до приказания и представить к переводу в гарнизон;

- прапорщика Рымлева содержать под арестом на лагерном карауле впредь до повеления.

Объявляя о сем гг. обучающимся офицерам и юнкерам артиллерийского училища, присовокупить должен, в какой мере как гг. офицеры, равно и юнкера, должны чувствовать, что от поведения их зависит репутация начальников и их собственная. Меры строгости по сих пор не были употребляемы в надежде той, что каждый, будучи движим чувствами благородства, не доведет себя до какого-либо замечания или наказания, но, к сожалению, почти ежедневно случается противное, почему и принужденным нахожусь объявить г-м обучающимся офицерам, что за малейшее неглижирование по службе или неповиновение и неисполнение своего долга будет представляем его императорскому высочеству, тогда уже всякий свое несчастье сам себе приписывать должен; юнкерам же объявляется, что за малейшее неповиновение будут наказаны, к стыду училища, телесно.

«Исторический очерк образования и развития артиллерийского училища. 1820-1870гг.» Спб.. 1870.

 

 

ОБЩАЯ ИНСТРУКЦИЯ

для составления учебных конспектов и программ военно-учебным заведениям (1850г.)

 

...Добрый сын, надежный товарищ,, скромный и образованный юноша,

исполнительный, терпеливый и расторопный офицер

— вот качества, с которыми воспитанник военно-учебных заведений

должен переходить со школьной скамьи в ряды императорских армий...

 

Цель, объем, полнота и направление учения в наших военно-учебных заведениях зависят от стольких разнообразных, местных соображений, принадлежащих исключительно и нашему русскому быту, и нашим основным законам и степени современного просвещения России, что никакие учебные заведения в Европе не могут для заведений наших служить образцом.

Двигатель нашего просвещения есть только одно правительство; весьма редкий юноша может у нас зачать и кончить образование свое в доме родительском: помеха тому — недостаток учителей и средств учения; от сего военно-учебные заведения принимают на воспитание детей в самом нежном возрасте, часто вовсе и без экзамена. Чтобы приготовить детей к слушанию учения систематического, военно-учебные заведения должны иметь курс приготовительный, где в продолжение двух лет мальчики, поступившие в корпус из разных стран огромной империи и с различным первоначальным воспитанием, единоображиваются в своих начальных познаниях и, мало-помалу, приучаются к труду, чтобы зачать учиться, ровно и систематически, в курсе общем.

Военно-учебные заведения — училища закрытые, т.е. не учебные только, но и вспомогательные; посему питомцы их оставляют заведения и поступают на службу 18 лет от роду, в возрасте, с которого в Европе только что зачинают учиться самостоятельно.

От всех этих данных, не только общие, но даже и самые военные науки не могут оканчиваться в военно-учебных заведениях в полноте совершенной; для желающих и для способных довершить военное свое образование учреждены офицерские классы в Военной академии и в училищах: Главном инженерном и Артиллерийском.

Ныне главная задача, при переделке программ, состоит в том, чтобы каждому учебному предмету определить объем и степень его значения, чтобы ни один из них не был помехой другому и чтобы все они улеглись просторно своими программами в общую рамку учения, соразмеренные с условиями, со временем и со средствами военно-учебных заведений и верные самостоятельному достоинству каждой науки.

 

Для сего нужно:

1) Каждой науке, сверх главной ее цели, определить и положительную цель, для которой должна она быть преподаваема в военно-учебных заведениях.

2) Освободить каждую науку от ржавчины, которою затемняют ее и схоластика, и утопические умозрения, и каждую науку сосредоточить в один логический пук простых, удобообъясняемых (а от того и легко понимаемых) истин.

3) Основать все преподавание отнюдь не на механическом труде памяти, а на развитии нравственном и умственном, и потому не гоняться за выучиванием не необходимых годов, имен, названий, цифр, вычислений, исчислений и прочих мелких подробностей, но утвердить преподавание каждой науки на главных ее устоях и сим уже последним, где необходимо, подчинить сведения важности второстепенной.

4) Иметь неослабно в соображении, что всем наукам, входящим в состав учебного курса военно-учебных заведений, кадету невозможно обучиться в полноте совершенной; что главная цель кадетского обучения состоит в том, чтобы дать воспитаннику прочное основание в науке, дабы при любви к труду, когда ум его впоследствии и летами, и опытом разовьется, он мог учить себя сам и идти далее без помощи посторонней; для чего и надобно всеми мерами приучать кадета к работе самостоятельной, вселять в него любовь к труду и уважение к науке, а самое учение сделать простым, живым, заманчивым, а не запутанным и не схоластическим.

5) Все отвлеченные понятия пояснять, как только можно, и примерами, и задачами, и приложениями, дабы воспитанник не только верил, но и убеждался.

6) Всеми мерами стараться освободить каждую науку от частей придаточных, не составляющих систематической ее сущности; но возрасту своему воспитанники военно-учебных заведений по довольно еще зрелы, чтобы уметь отделять самим важное от неважного; очень часто они легче удерживают в памяти рассказы отрывочные и анекдотические в ущерб знанию основному...

10) Чтобы кадета или особенно даровитого, или особенно любознательного, или получившего особую к какой-либо науке наклонности, не лишить возможности проходить каждую науку подробно, обозначать в выносках программ все статьи науки, в общую программу не вошедшие, а подробное развитие этих статей, не обязательных для общего экзамена, печатать в учебных руководствах мелким шрифтом,

11) Не упускать из виду, что способности и склонности воспитанников, как и вообще всех людей, не одинаковы; а потому во всех науках по мере возможности (в языках и искусствах непременно), распределяя преподавание по классам, не сдерживать тех воспитанников, которые вырываются из общего уровня классной массы и заслуживают или по своим способностям, или по хорошему домашнему приготовлению, идти дальше и шире пределов, программой для их класса назначенных.

12) Распределение курса по каждому классу строго соразмерить и с учебными часами, и с возрастом воспитанников так, чтобы ни один класс не был обременен работой свыше сил и чтобы все, по их возможности, трудились ровно; соображение это особенно важно в 1 специальном классе, где многие науки появляются совершенно вновь и где все вообще предметы преподавания должны получать развитие более полное.

13) Подробно объяснить в конспекте: какой отдел науки, в каком объеме, с какой целью должен быть преподаваем; указать учителю наиболее полезные приемы обучения, поименовать сочинения, знание которых ему самому необходимо, и обозначить резко главные точки опоры каждой науки...

15) Улучшая программы на сих основаниях, действовать осторожно, дабы исключением каких-либо статей, по-видимому для военно-учебных заведений не необходимых, не разорвать общей связи науки и не поколебать самостоятельного ее достоинства...

 

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Из языков иностранных в курс военно-учебных заведений введены: французский и немецкий, как общеупотребительные и как более нужные для разговора и науки.

Успешное изучение их встречает много затруднений.

Большая часть воспитанников поступает в кадетские корпуса в раннем возрасте, со слабыми в языках познаниями или вовсе без них; в корпусах они очень мало имеют ежедневной практики для разговоров на этих языках, потому что редкие из них воспитатели говорят по-немецки и особенно по-французски.

Устранить это неудобство нет ныне никакой возможности; массы в корпусах так огромны (от 400 до 1000 воспитанников в каждом), что для успешного хода языков им было бы нужно несколько сот воспитателей-иностранцев: это не может и не должно осуществиться.

...Классное преподавание, сверх прямого своего назначения, должно заменить в корпусах и разговорную практику; почему и следует: программы и конспекты составить совершенно на ином основании, какого требуют условия обыкновенного классного преподавания языка.

Поэтому каждый иностранный язык должен быть преподаваем и как язык мертвый, и как язык живой; учению языков должно быть дано направление практическое, почти в том же самом характере, как и преподавание языка русского, с теми только необходимыми приноравлениями, какие требуются от изучения языка, ученикам не родного.

Чтение, письмо по диктовке, переводы и даже легкие сочинения могут преподаваться по одинаковому способу с языком русским; склонения и спряжения требуют приемов особых, свойственных отличительному духу каждого иностранного языка.

Вообще грамматическое преподавание языков иностранных (и этимология, и синтаксис) должно быть приноровлено к программе языка русского так, чтобы в предшествовавшем классе русского языка воспитанники были уже обучены тому отделу грамматики, который будут проходить на иностранных языках в классе последующем, т.е. за год ранее, дабы учитель иностранного языка не был в необходимости заставлять воспитанников выучивать наизусть определения грамматические, а требовал бы только от ученика перевода их с русского языка на иностранный...

Вообще надобно как можно более заниматься с воспитанниками чтением, диктовкою и переводами и обращать самое строгое и непрерывно бдительное внимание: при чтении на правильность и чистоту произношения, при диктовке на отчетливо-верное правописание, при переводах на отличительные свойства и обороты каждого из языков.

От самого низшего класса до самого высшего заставлять воспитанников выучивать отрывки из сочинений знаменитых писателей, преимущественно разговорные и повествовательные, и читать их (иногда и вдвоем, и втроем) в присутствии всего класса: это ознакомит воспитанников со многими писателями, даст им правильное произношение и укоренит в их памяти отличительные обороты и дух иностранного языка.

Надобно всеми мерами приучать воспитанников к лексикону; лексикон, в нескольких экземплярах, должен всегда находиться в классе, и каждое новое, незнакомое слово воспитанники должны отыскивать в нем сами по приказанию, но отнюдь не с помощью учителя.

Сочинения на известные темы должны быть задаваемы во всех классах, в которых воспитанники хотя несколько начнут понимать по-французски или по-немецки; не могущие прямо сочинять - пускай пишут по-русски и сочинение свое переводят на язык иностранный.

Во всех без исключения классах все означенные практические упражнения: и чтение, и диктовка, и переводы, и грамматический анализ, и выучивание наизусть прозаических и стихотворных отрывков, и сочинения — должны продолжаться безостановочно; сверх  того, в двух высших классах надобно знакомить воспитанников со знаменитыми писателями, читая с ними и разбирая критически более или менее обширные отделы из их творения; комиссия определит и писателей, и сочинения их, с которыми учитель будет, таким образом, знакомить своих учеников.

Указываемая в этой инструкции метода относится до обучения только всей массы воспитанников; ученика, значительно опередившего классных своих товарищей познаниями в иностранном языке, учитель отнюдь не должен волочить с массою; напротив, он должен заниматься с ним и подвигать его вперед отдельно и стараться приготовить из него себе помощника (репетитора), для пользы и ему самому, и целому классу…..

 

ИСТОРИЯ

История есть существенная часть образования общего и необходимое дополнение всякого специального образования.

История — наука всех состояний и всех возрастов потому, что она изображает жизнь всего общества.

Жизнь общества слагается из жизни частных лиц, общество составляющих; и потому нигде столько как в ней не найдет человек доказательств, что его собственное благо нераздельно с благом всего общества, среди которого он живет, и что благо общественное зиждется преданностью и любовью всех, а в их числе и его самого, к вере и законам своей страны и ко власти, дарующей и охраняющей сии законы, для блага каждого и всех.

Эта мысль должна быть основною и всего исторического курса военно-учебных заведений.

В изложении истории народов чуждых должно выражаться уважение к общечеловеческим доблестям, которых примеры являет их история, и к верованиям, уставам и привычкам каждого народа, потому что и быт, и история каждого народа образовались из данных, которые, в основание его жизни, угодно было предначертать тому, кто создал все.

Изложение истории своего народа должно быть проникнуто, сверх того, и любовью к его судьбам; должно знать и уважать чужое; должно знать и любить свое; знать свое, чтоб любить.

Хотя история, как наука, составляет одно целое, но объем ее нужно разделить на несколько кадетских классов, для воспитанников разного возраста и разной степени развития. Вышеуказанная основная идея должна явственно выражаться в преподавании во всех классах, но самые приемы и тон преподавания должны изменяться по возрасту воспитанников (детскому, отроческому, юношескому)...

Все должно быть рассказано просто, вес это должно быть не работою одной памяти, но воззванием, так сказать, ко всем душевным способностям ребенка: к его уму, размышлению, воображению, чувству — и подобное учение не может не возбудить всей духовной деятельности отрока.

Необходимое условие и первая обязанность преподающего историю должны быть;

точность, простота, ясность и строгая логическая последовательность в объяснении всех понятий, кажущихся при первом взгляде как бы отвлеченными, но при таком изложении доступных всякому обыкновенному разумению; тщательно только должно преподающему наблюдать самому за собою, чтобы не увлечься отвлеченною этих понятий стороною и

не вступить в рассуждения, превосходящие меру постижения малолетних его слушателей...

В истории каждого народа должен быть сделан самый строгий выбор событий; программа должна указать положительно на эти события; но ни программа, ни конспект, ни даже самое руководство не предохранят преподающего, при изустном изложении им предмета, от недостатка или излишества (излишества, которое есть тоже недостаток, и еще более важный). Его собственное, постоянное внимание и к себе, и к отроческому возрасту своих учеников должно руководить его в том, что и как он должен сказать, И о чем умолчать. Преподающий и может, и должен сохранять свою самостоятельность и в подробностях изложения предмета, и в приемах и способах изложения, но он обязан добросовестно подчиняться коренным идеям и вести преподавание в том направлении и духе, которые указываются ему этой инструкцией и будут развиты еще подробнее в программе и в конспекте...

Непременной обязанностью преподавателя, особенно при начале исторического курса, будет: занимать учеников как можно чаще задачами хронологическими и географическими, как напр. заставлять приискивать в древней истории к данным столетиям, а в новой к известным годам, события в истории такого-то народа, или обратно; упражнять их с составления синхронистических таблиц, в черчении карт древних государств, с означением на этих картах мест, о которых упоминается в истории, и т.п. Задачи такого рода можно разнообразить различно, и каждое такое упражнение будет всегда повторением и укреплением исторического знания...

Что была Европа, когда после падения римской империи феодальное начало сделалось господствующим? Страна невежества во всех слоях общества; буйного разгула страстей необузданных в высших и нищеты и уничижения в низших классах.

Только с XIV века, со времени развития и усиления начала монархического, устроятся в Европе государства образованные и сильные.

Что было и наше Отечество во время удельного разновластия?

Обширное, окровавленное поле битвы, по которому мчатся с огнем и мечом опустошители свои и чужие. Русский народ, единый по языку и вере, забыл свое единство, разделенный разновластием; жители одной части Руси с дикою злобою устремляются на погибель своих собратьев в части другой, делаясь то жертвами, то губителями друг друга, чтобы в то же время быть предметом грабительств и презренной добычею половцев, литры, татар...

При преподавании истории отечественной и истории средней и новой европейских государств должно быть, при всяком случае, объяснено, что государственная жизнь Европы Западной и государственная жизнь России образовались из начал не только различных, но даже противоположных; различие этих начал выражается во всех исторических явлениях Европы и России...

И Россия будет дотоле счастлива, сильна и могуча, доколе останется верна этим родным своим началам.

Вот правдивые убеждения, которые русский юноша должен сознать, изучая историю общую и историю своего Отечества. <...>

 

СТАТИСТИКА

Приобретя о земле, как о жилище человека, нужный запас познаний изучением географии в четырех классах общего курса, воспитанники 16 и 17 лет приступят к изучению

статистики (в двухгодовом курсе специальном), имея уже и первоначальный запас для этого изучения, и достаточную степень развития умственного, и по своему возрасту и по влиянию на их способности всего, что в течение четырех лет, по разным отраслям знания, было им преподано...

Преподавание статистики должно укоренить в уме юноши то убеждение, что развитие оснований государственной жизни и силы совершалось и совершается в каждом государстве под влиянием вышепомянутых родных его начал и хода его собственных исторических событий, определявших его судьбу; что хорошее и даже превосходное в одном государстве не будет непременно таким же и в другом; что, напротив, в этом другом оно может быть но случайности и полезно, но большей частью иногда невозможно, иногда напрасно, иногда карикатурно, а в особенно важных случаях вредно и даже гибельно...

При преподавании статистики нашего Отечества это должно быть изложено в возможной подробности; у нас, к счастью России, правительство, идя постоянно впереди своего народа, было для него всегда источником всего доброго и великого, всего, чем русский народ стал на почетную чреду между могущественными и образованными народами в мире.

В особенной, хотя также весьма краткой, статье должно быть представлено состояние собственно так называемых правительственных сил государства (военные силы и финансы) равно как и взаимных отношении государств между собою (внешние сношения).

Существенным предметом статистического учения в военно-учебных заведениях, учения по возможности подробного, должна быть статистика России...

Я.И.Ростовцев. Наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений исторический очерк военно-учебных заведений.

1700 — 1910. М.. 1910).