IV

Обязанности ротных командиров и офицеров-воспитателей в кадетских корпусах.

§ 79. Высокий долг воспитателя вообще заключается в постепенном и всестороннем приготовлении каждого воспитанника к нравственной деятельности, для которой

воспитание физическое должно развить в нем необходимые силы,

воспитание умственное - сообщить ему потребные знания и уменья, а

воспитание нравственное - направить волю его именно к такой деятельности.

Для успешного выполнения таких требований необходимо прежде всего, чтобы каждый привлекаемый к делу воспитания, сам был строго нравственным человеком, истинным христианином и надежным верноподданным по своим стремлениям и убеждениям, на сколько убеждения человека доступны оценке других людей.

§ 80. Ротные командиры в кадетском корпусе суть ближайшие помощники директора по части воспитательной; каждому из них вверяется воспитание в одной из рот корпуса и управление ею, а также общее руководство служебною и воспитательною деятельностью младших офицеров или офицеров-воспитателей роты. В служебном отношении ротный командир есть прямой начальник младших офицеров или офицеров-воспитателей вверенной ему роты (ст. 524, кн.XV С.В.П.1869 г., изд. 2, по редакции приказа по военному ведомству 1907 г. № 659).

§ 81. Ротный командир, имея постоянный надзор за ходом воспитательного дела в отделениях вверенной ему роты, направляет все действия офицеров-воспитателей к успешному выполнению требований настоящей инструкции; при этом он должен обращать преимущественное внимание на тех воспитателей, кои не успели еще приобрести достаточной опытности в педагогическом деле. Для возможного же объединения взглядов и действий всех офицеров-воспитателей каждой роты, командир ее обязан собирать их время от времени, на совещания под своим председательством (см. ниже, § 95).

§ 82. В отношении физического воспитания ротный командир обязан тщательно наблюдать, чтобы все указанные в настоящей инструкции гигиенические требования относительно помещения и содержания кадет вверенной ему роты постоянно исполнялись в строгой точности.

§ 83. Командир роты заведывает всем принадлежащим ей помещением и казенным имуществом, как-то: предметами обмундирования и снаряжения кадет, учебными пособиями, ротною библиотекой, мебелью и другими вещами внутренней обстановки, принадлежностями для детских игр и занятий, а также для поддержания чистоты и опрятности; ему же подчиняются все состоящие при роте нижние чины и служители, во время исполнения ими служебных обязанностей в роте.

§ 84. Установленные § 66 настоящей инструкции периодические отчеты офицеров-воспитателей должны быть предварительно представления директору рассматриваемы командиром роты, по принадлежности, который делает отметки (красными чернилами) на таковых отчетах, скрепляя затем каждый из них своею подписью; такое же свидетель­ство о рассмотрении ротным командиром должно быть означаемо и на каждой из аттестационных тетрадей, представляемых, на основании указанного § инструкции, в местный педагогический комитет. Наконец, ротный командир обязан по возможности чаще просматривать установленный §108-м журнал дежурства по вверенной ему роте, занося свои замечания в последнюю графу такового журнала.

§ 85. Каждый день, во все продолжена учебного курса, один из ротных командиров, по очереди, назначается для общего наблюдения за внутренним порядком во всех ротах и лазарете, с обязательством находиться в тот день при заведении, за исключением времени, определенного для уроков в классах, где надзор за порядком возложен на инспектора классов и его помощника (§ 6).

§ 86. Назначенный для таковой цели очередной ротный командир

  • присутствует при сборах кадет целого заведения (в церкви, в столовой зале и пр.) и

  • во все внеклассное время наблюдает за точным исполнением в каждой из рот утвержденного распределения занятий (§ 2),

  • как и вообще за исправностью дежурных по ротам офицеров-воспитателей (§ 1);

  • он обходит все кадетские помещения по крайней мере два раза днем и один раз ночью, в часы по его усмотрению,

  • делает необходимые распоряжения через дежурных по ротам и,

  • в случае надобности, заносить .свои замечания в последнюю графу установленных журналов дежурства (§ 108).

§ 87. Ежедневно, в назначенные часы, очередной ротный командир является директору для доклада и получения приказании; при посещении же корпуса кем-либо из начальствующих лиц он же, за отсутствием директора, встречает посетителя, рапортует ему о состоянии заведения и сопровождает при обходе всех помещений.

§ 88. Служебные обязанности каждого из офицеров-воспитателей в кадетских корпусах заключаются

  • в непосредственном наблюдении за кадетами порученного ему отделения роты, по части физического и нравственного воспитания и умственного образования, и 

  • в очередных дежурствах по роте (Полож., ст. 76 и 79).

§ 89. От каждого воспитателя заведение должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял свой долг и, взявшись за воспитание физической и духовной природы человека, употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться сколь возможно ближе с предметом избранной им деятельности, так как воспитание есть дело не только доброго желания, но и основательного знания и практического уменья. Первым средством для этого представляется педагогическая литература, как собрание опытов, сознанных и обдуманных, выясняющих рациональные методы воспитания и всегда способных направить мысль воспитателя на такие существенные предметы, кои могли бы иначе ускользнуть от его внимания. Затем, для выполнения вышепоставленного требования, воспитателю, при соответствующих его призванию качествах ума, сердца, характера и образования, благовоспитанности и физическом здоровье, необходимы:

  •  практическое здравомыслие,

  •  житейская опытность,

  • понимание явлений телесной и душевной жизни детей вообще,

  • уменье обращаться с ними и способность подчинять их своему влиянию,

  • верная оценка пороков, заблуждений и слабостей, господствующих в современном обществе,

  • близкое знакомство с настоящими условиями его жизни и

  • ясное понимание требований офицерской службы, нести которую предстоит впоследствии большинству воспитывающихся в кадетских корпусах.

    Далее, воспитатель обязан изучить организм каждого из вверенных ему воспитанников и постоянно наблюдать за состоянием его здоровья (ср. Инстр. врачам в.у.з. §§ 24-26 и 29), с обращением особого внимания на те болезненные проявления, кои, не имея острого характера, могут ускользать от внимания врачей заведения; таковы: 

  • общая аномалия питания, 

  • бледность и ненормальный вид покровов тела,

  • потеря аппетита,

  • сонливость,

  • зябкость и расположение к простуде,

  • искривления скелета,

  • неразвитость мускулатуры,

  • ослабление зрения и слуха, порча зубов,

  • слабость нервов, общая апатия, раздражительность, признаки онанизма, и т. п. (см. § 9)

    Наконец, воспитателю необходимо ознакомиться с духовною природой каждого его питомца, как отдельной личности, и с преобладающими чертами характера и воззрениями в массе порученных ему воспитанников.

§ 90. Во всех своих суждениях, поступках и распоряжениях воспитатель должен стремиться к тому, чтобы действительно стать для каждого из своих питомцев лучшим образцом, авторитетным советником участным и правдивым судьей; если ему удастся достичь этого, то дело воспитания примет надлежащее направление, которое избавит наставника от необходимости беспрерывно прибегать к увещаниям, внушениям, угрозам и взысканиям - этой легкой, но обыкновенно недействительной замене дельного практического воспитания. Независимо от успеха дела в самом заведении, даже далеко за стенами его, одно воспоминание о таком наставнике оказывается для бывшего его питомца спасительным средством против всего злого и надежною поддержкой во всем добром. Но достижение такого результата обусловливается возможно продолжительным воздействием наставника на воспитанника; при частой же смене воспитателей характер юноши может получить лишь несвязное, отрывочное развитие, чуждое столь необходимых для жизни единства и цельности.

§ 91. В служебной деятельности вообще офицеры-воспитатели обязаны неуклонно руководствоваться существующими постановлениями, общими и частными, инструкциями и непосредственными указаниями ближайшего своего начальства (Полож., ст. 77).

§ 92. В порядке службы все офицеры-воспитатели корпуса подчиняются его директору и ротному командиру, по принадлежности.  

§ 93. Начальство каждого корпуса определяет, по своему усмотрению, те часы, в которые офицеры-воспитатели обязаны ежедневно бывать в своих отделениях, при этом, кроме соответственных указаний настоящей инструкции, следует иметь в виду, что для общего успеха воспитательного дела совершенно необходимо частое пребывание воспитателя в среде его воспитанников (Цирк. расп., 35).

§ 94. При всех своих посещениях офицер-воспитатель следит 

  • за здоровьем вверенных ему кадет (ср. Инстр.врачам в.у.з. §§ 24,25 и 29),

  • за внешнею их исправностью, поведением и занятиями, а также

  • за своевременным удовлетворением их потребностей (см. ниже, § 100).

    Во время существования в заведении или его окрестностях болезней заразного характера, каковы: корь, скарлатина, оспа, грипп, коклюш, тиф, возвратная горячка, дифтерит и холера, все воспитатели обязаны, руководствуясь установленными правилами (Приказы по в.у.з. 1882 г.№12 и 1884 г.№ 65) и указаниями врачей заведения, с усиленным вниманием следить за малейшими признаками последовавшего заражения и безотлагательно отправлять заболевших или только сомнительных в лазарет с надлежащими предосторожностями, вместе с тем воспитатели должны тщательно наблюдать за точным выполнением каждым из воспитанников рекомендованных врачами диететических и профилактических мер (ср. Инстр. врачамъ в. у. з., § 53).

§ 95. Воспитатели всех отделений каждой роты, по назначению и под председательством ее командира, собираются, время от времени, на совещания для необходимого соглашения в подробностях их действий и в общем характере отношений к воспитанникам, для возможного  объединения предъявляемых им требований на дежурствах и для изыскания наиболее действительных способов поддержания порядка и надзора над массою кадет целой роты

§ 96.частных и общих собраниях местного педагогического комитета (Полож., ст.116) всесторонне обсуждаются вытекающие из жизни заведения вопросы учебно-воспитательной практики, в видах установления правильного единства во взглядах и действиях всех наставников заведения. В заседаниях комитета подробно рассматриваются аттестационные тетради кадет, все представления о них со стороны ротных командиров и отделенных воспитателей и установленные периодические отчеты сих последних (§ 66). 

Комитет обязан обращать постоянное внимание на строгое и согласное поддержание во всем заведении школьной дисциплины; в случаях же частого или крупного нарушения основных ее требований, он должен непременно изыскивать действительные причины таких беспорядков и, по тщательном обсуждении их, вырабатывать меры к надежному устранению нарушений дисциплины на будущее время. Журналы заседаний, долженствующие заключать в себе обстоятельное изложение суждений и решений комитета, вносятся в хронологическом порядке в особую книгу и подписываются всеми присутствовавшими членами, с обозначением, кто из них и по какой причин не был в заседании; копии с таковых журналов своевременно представляются в Главное Управление военно-учебных заведений. (Цирк. 1870 г. Л» 7, п. IV, и № 19, п. IV, 1871 г. 3, п. VII, и X» 10, 1872г. № 10, п. III. 21, п. II, п^ 49, п. II, и 1885 г. № 16, И Цирк. расп., 3, 76, 97, 99 и 107).

§ 97. Относительно кадет каждого отделения никакие воспитательные меры не принимаются помимо ближайшего его воспитателя, кроме, впрочем, случаев, указанных в § 59; он же обязан постоянно вести письменную отчетность о нравственном состоянии, успехах и поведении каждого из вверенных ему воспитанников (§§ 66 и 71).

§ 98. Офицер-воспитатель .должен наблюдать и за состоящими во вверенном ему отделении экстернами, которые во все время пребывания в заведении, вполне подчиняются установленным в нем правилам, подробно изложенным в выдаваемом каждому из них дневнике (Цирк.1881 г. №3, п.I, и Цирк. расп.,73). 

Относительно разрешения офицерам-воспитателям принимать к себе на жительство за условленную плату экстернов того же заведения, постановлены следующие правила: 

а) таковое разрешение дается Главным Начальником военно-учебных заведений, по представлению директора, лишь тем из семейных воспитателей, для которых оно не может послужить в ущерб прямой их обязанности, причем число одновременно состоящих на жительстве у каждого воспитателя ограничивается двумя экстернами;

б) квартиры воспитателей, во все время проживания у них экстернов, подлежать инспекции начальства заведения, и 

в) помянутое разрешение может относиться исключительно к зачисленным уже в корпус экстернам, так как принимать на жительство малолетних, .еще только готовящихся к поступлению в заведение, как равно и заниматься подготовлением их к тому всем служащим в том заведений воспитателям положительно запрещается.  [Приказы по в. у. з. 1883 г. № 2 и 1884 г. 33, Цирк. 1883 г., № 49, Цирк. расп., 54 и 69, и Цирк. предп. от 25 ноля 1880 г. п. от 25 января 1884 г.).

§ 99. Основные обязанности офицера-воспитателя относительно физического и нравственного воспитания вверенных ему кадет определяются правилами, изложенными во II и III отделах настоящей инструкции; участие же его в учебном деле должно заключаться в следующем:

а) воспитатель постоянно следит за успехами своих воспитанников по всем предметам курса, для чего, по мере возможности, посещает классы и своевременно выписывает из классных журналов в свой дневник (§ 66) баллы, полученные кадетами, и все сделанные о них учителями отзывы;

б) во время классных уроков он наблюдает за вниманием и поведением своих воспитанников, имея однако же в виду, что право распоряжения в классе принадлежит учителю;

в) он замещает в своем классе отсутствующего учителя, если не будет сделано другого на этот случай распоряжения, причем должен каждый раз обозначать, в особо установленном для записывания классных уроков журнале, прёдмет и род занятий своих с кадетами в отсутствие учителя (Приказ по в.у.з.1877 г.№27, и Цирк. расп.,67);

г) воспитатель присутствует на всех испытаниях кадет своего отделения (Инструкция о производстве испытаний, утвержд. 27 мая 1878 г., §§ 28, 38 и 39);

д) он получает от ротного командира и сдает обратно все учебники, классные пособия и книги для чтения, выдает таковые своим воспитанникам и следить за сохранностью всего выданного им на руки (§ 7 5), и 

е) воспитатель вообще содействуете умственному развитою своих воспитанников, как прямою помощью им в приготовлении уроков (§ 46), так и целесообразным выбором книг для чтения и предметов для бесед своих с воспитанниками (§ 47).

§ 100. Каждый воспитатель, постоянно наблюдая за чистоплотностью, опрятностью и исправностью одежды, белья и обуви кадет вверенного ему отделения, о всех их материальных потребностях обязан своевременно представлять ротному командиру. Вообще по всем тем вопросам в воспитательной практике, разрешение которых превышает власть самого воспитателя, он испрашивает указания ротного командира, или же докладывает, с дозволения директора, в ближайшем заседании местного педагогического комитета. 

Примечание. В старшей роте кадеты, назначенные в должность вице-унтер-офицеров (примеч. к § 49), состоят в ближайшем ведении отделенных воспитателей, по принадлежности, помогают им во внешнем надзоре за воспитанниками.

§ 101. Офицер-воспитатель не должен оставлять без участия и посильного внимания тех из вверенных ему кадет, кои находятся в общем отделении лазарета (Инстр. врачам в.у.з., §61, примеч. 2-е), навещая их время от времени и принимая все меры к тому, чтобы они, по возможности, не отставали в учебных занятиях от своих товарищей по классу. (Цирк. расп., 17). Если болезнь кадета принимает, по отзыву врача, такой характера, что возбуждает серьезное опасение за благоприятный исход ее, отделенный воспитатель обязан с разрешения ротного командира безотлагательно уведомить о том родителей или опекунов труднобольного.

§ 102. Офицер-воспитатель, заведывающий лазаретом (Полож., ст. 82), имеет надзор за порядком во всех его помещениях, за поведением больных кадет, за исправным их содержанием и, в особенности, за тем, чтобы воспитанники, которым по состоянию здоровья дозволено заниматься учебным делом, не проводили время в праздности, следили, по возможности, за уроками, задаваемыми в классе их товарищам, и были снабжены необходимыми учебными пособиями; он же выдает больным кадетам книги для чтения из лазаретной библиотеки (§ 47), а также принадлежности для детских игр и других полезных занятий. Воспитатель этот, совместно с врачами заведения, должен заботиться о том, чтобы лазарет, доставляя необходимое спокойствие и все удобства больным, отнюдь не служил для прочих кадет средством уклонения от обязательных занятий, от строгого надзора и от исполнения правил, установленных для всего заведения (Инстр. врачам в.у.з., §65); принятые же в нем воспитательные меры вообще могут быть применяемы к больным кадетам не иначе, как по соглашению с врачом, без разрешения которого труднобольным не должны быть выдаваемы учебные пособия, книги для чтения, письма от родных, игры и проч. (§ 70). Заведывающий лазаретом имеет надзор и за теми кадетами, кои приходят, по назначению врачей, в лазарет для амбулаторного лечения, а также за исправностью фельдшеров и всей лазаретной прислуги (Инстр. врачам в.у.з., §§ 56,72,74 и 84), как равно и за выполнением принятых в заведении правил относительно посещения лазарета родственниками больных кадет. (§§ 70 и 109).

§ 103. Офицеры-воспитатели в каждой роте исполняют по очереди обязанности дежурных (§ 1). Дежурный воспитатель остается безотлучно при кадетах в продолжёние всего дежурства, обедает с ними за одним столом и ночует в помещении роты.  (Полон;., ст. 79, Приказы по в. у. з. 1872 г. 14, п. 3, 1875 г. №. 51, п. 7, и 1884 г, 8, и Цирк. расп., 19 и 38).

§ 104. Офицеры-воспитатели назначаются на дежурство приказом по корпусу и вступают на таковое в определенный для всех рот час; замещение очередного дежурного другим воспитателем той же роты допускается, по взаимному соглашению сменяющихся, не иначе, как с разрешения директора. (Цирк. расп., 110).

§ 105. Обязанность офицера-воспитателя на дежурстве состоит в непосредственном . надзоре за кадетами всей роты и за точным исполнением всех занятия по утвержденному расписанию (§§ 2, 4); на дежурстве воспитатель не может заниматься особо своим отделением, так как он должен постоянно следить за всею массой кадет порученной ему роты. В случае какого-либо особого происшествия в роте, дежурный офицер-воспитатель обязан безотлагательно довести о том до сведения как своего ротного командира, так и того лица, которое, на основаны § 85, назначено для наблюдения за порядком по всему заведению.

§ 106. Дежурный офицер-воспитатель делает все распоряжения, чтобы кадеты своевременно, по данному сигналу, вставали, с постелей, чистились, .умывались, одевались и, убрав свои постели (§14, п. д), собирались к осмотру (§ 23, п. е) и на молитву, после которой он прочитывает перед ротой относящаяся до воспитанников статьи дневного приказа (§ 5); затем в назначенные расписанием часы, построив кадет по отделениям, в должном порядке отводит их, непременно строем, в столовую залу, в классы, на гимнастику, в баню, и т. д. Во всех этих случаях, как равно во время классных уроков, на прогулке и при внеклассных учебных, строевых и ремесленных занятиях, дежурный по роте, при посильной помощи прочих офицеров-воспитателей, неослабно поддерживает требования необходимого порядка и вообще наблюдает за повсеместною исправностью. В тех же особых случаях, когда только некоторая часть кадет роты остается в ее помещениях, необходимый надзор за оставшимися, во все время отсутствия прочих, поручается ротным командиром одному из не дежурных офицеров-воспитателей, который обязывается следит и за тем, чтобы никто из кадет, без особого разрешения врача, не уклонялся от обязательных занятий, от прогулки или от посещения бани (ср. Инстр. врачам в.у.з. § 57).

§ 107. Дежурный офицер-воспитатель обязан не оставлять без внимания как экстернов, во все время пребывания их в классах порученной ему роты, так и кадет, находящихся под арестом; он же имеет постоянный надзор за всем ротным помещением, не упуская из виду и тех его частей, в которых или вовсе не следует быть воспитанникам, или же они не должны оставаться без известной надобности (комнаты для прислуги, карцеры, цейхгаузы, чуланы, уборные, умывальни, клозеты, проходные коридоры и т. п.), причем он строго следит за исправностью дневальных служителей

§ 108. Дежурный офицер-воспитатель 

  • наблюдает, чтобы воспитанники не отлучались без его дозволения из помещений своей роты,

  • ведет счет наличного числа кадет,

  • отправляет заболевающих, с надлежащими предосторожностями, в лазарет (см. ниже, §109) и принимает выписанных из лазарета (ср. Инстр. врачам в.у.з. §§ 52 —59);

  • он же, за отсутствием отделенных воспитателей, увольняет в отпуск тех кадет, коим таковой разрешен (§ 69, п. г), как равно принимает возвращающихся из отпуска (§ 69, п. е),

  • о всех своих распоряжениях и наблюдениях отмечает в журнале дежурства. Журнал этот, заготовляемый в отдельной книге для каждой роты, на весь предстоящий учебный год, должен заключать в себе постоянный справочный отдел с нижеследующими точными сведениями:

1) полный список по отделениям кадет всей роты, с означением присвоенного каждому из них нумера (§§ 14, п. в, и 23, п. д), и

2) особые именные списки: 

а) приходящих учеников, с указанием места жительства каждого из них;

б) воспитанников-иноверцев, по исповеданиям, и

в) воспитанников, состоящих в певческом хоре.

 Журнал дежурства в каждой роте ведется изо дня в день по прилагаемой форме (Приложение V) очередными дежурными офицерами-воспитателями, которые должны хранить его в недоступном для кадет помещении и передавать новому дежурному в полной исправности. Особое приложение к журналу дежурства составляет отпускная тетрадь, заготовляемая также на целый год, с полными списками кадет всей роты, по отделениям; в этих списках своевременно отмечается: кто именно и когда уволен в отпуск, срок увольнения и время действительного возвращения из отпуска (§ 69, пп. г и е). При посещения роты кем-либо из начальствующих лиц, дежурный офицер-воспитатель рапортует ему, по установленной форме, о состоянии роты. (Цирк. 1875 г., № 44, 1880 г., № 22, и 1881 г., К 19, п. И, и Цирк. предп. от 10 марта 1885 года).

§ 109. Дежурный офицер-воспитатель строго следит за тем, чтобы в ротные помещения не входил никто из посторонних заведению лиц, допуская свидания кадет с посещающими их родственниками лишь в определенное время и только в назначенных для того приемных комнатах (§§ 12, п. в, и 70). Для свидания кадет с их братьями и товарищами, находящимися в других ротах того же заведения, дежурный воспитатель увольняет, в назначенные часы, только из старших в младшие роты, при чем он выдает увольнительный билет, с которым каждый из уволенных обязан явиться дежурному офицеру-воспитателю чужой роты; увольнять же воспитанников в лазарет (кроме отделения для заразных больных) дозволяется только для свидания с родными братьями, и притом к труднобольным не иначе, как с особого разрешения старшего врача. Наконец, при отправлении в лазарет заболевающих воспитанников (§ 108) дежурный офицер-воспитатель, за отсутствием отделенного, распоряжается снабжением каждого из них необходимыми вещами, принимает меры к сохранению оставляемых им в роте вещей и передает об этом отделенному воспитателю, по принадлежности.

§ 110. По окончании всех дневных занятий дежурный офицер-воспитатель собирает роту на вечернюю молитву и затем наблюдает, чтобы воспитанники вовремя ложились спать, умывшись и убрав как следует свои вещи, и чтобы в часы, определенные собственно для сна, никто не занимался в постели разговором, игрою, чтением или письмом и не уходил из своего дортуара (§ 14, п. г); сам же воспитатель ложится спать не прежде того, как все в роте придет в надлежащий порядок, а ко времени вставанья кадет ему уже следует быть непременно одетым. Сверх того, как дежурный, так и всё другие офицеры-воспитатели, должны пользоваться каждым случаем для обхода ночью дортуаров своей роты и для удостоверения в исправности ночного надзора.

Примечание. Дежурные и дневальные кадеты старшей роты исполняют свои обязанности согласно особой инструкции должностным кадетам. (Полож.,ст.26, примеч., Приказ по в.у.з.1885 г. 16, и Цирк. предп. от 8 марта 1885 года).

§ 111. В летнее время, когда за увольнением большинства кадет в каникулярный отпуск (Полож., ст. 28), в каждом заведении остается и выводится в лагерь лишь небольшая часть всего их комплекта, при необходимом числе офицеров-воспитателей; эти последние назначаются на очередное дежурство по всему заведению. Дежурный офицер-воспитатель в лагере, оставаясь безотлагательно при кадетах в продолжение всего дежурства обязан:

  • наблюдать за точным выполнением назначенных по расписанию занятий и за исправностью всех находящихся в лагере кадет или же остающихся в нем, когда другие отправляются на прогулку, купание и пр., как равно за чистотою в лагерных помещениях, и за тем, чтобы дневальные и ночные сторожа постоянно находились на своих постах;

  • вести отчет о числе наличных и отсутствующих кадет;

  • при посещении лагеря начальствующими лицами рапортовать им о состоянии заведения и сопровождать их при обходе лагерных помещений.

    Наконец, общие обязанности тех воспитателей, кои ежегодно назначаются состоять при воспитанниках, отправляемых на летнее лечение на центральную санитарную станцию военно-учебных заведений, как и обязанности заведующего таковой станцией определяются особыми правилами.

§ 112. Общий успех воспитательного дела в кадетских корпусах существенно зависит от взаимного, по мере возможности, содействия ротных командиров и офицеров-воспитателей в отправлении их служебных обязанностей, особенно же в трудном надзоре над большою массою кадет во время дежурства. В тех исключительных случаях, когда директор признает неудобным оставлять ту или другую роту под надзором одного дежурного воспитателя, в помощь сему последнему назначается другой воспитатель, который должен в определенные часы непременно находиться при кадетах. Сверх того, все вообще воспитатели кадетских корпусов обязаны останавливать замечание или нарушение существующих правил кем бы то ни было из кадет, как в самих заведениях, так и вне их, своевременно доводя до сведения подлежащего начальства о сделанных замечаниях и распоряжениях.

§ 113. На всех служащих в кадетском корпусе лежит нравственная обязанность - усердным и честным служением своему долгу, строгой исполнительностью, самодеятельностью, в пределах предоставленной каждому власти, распорядительностью, постоянной заботливостью о вверенных им частях, благим примером собственной жизни и добрыми между собой отношениями - единодушно способствовать успеху воспитательного дела; вместе с тем все без исключения чины каждого корпуса, как состоящие на службе в военном ведомстве, законом обязаны "точно и беспрекословно исполнять приказания начальства и оказывать не только начальнику, но и старшему в чине должное уважение, как на службе, так и вне службы".

§ 114. Директор корпуса,

  • руководствуясь общими постановлениями и указаниями настоящей Инструкции и

  • сообразуясь с местными условиями,

    • подробно регулирует все частности внутреннего порядка в заведении,

    • точно определяет обязанности всех его чинов,

    • неуклонно следит за исправным выполнением таковых обязанностей должностными лицами по принадлежности,

    • твердо направляет работу частных деятелей заведения к одной общей его цели и

    • беспристрастно оценивает усердие к делу, знание и искусство каждого из них;

 общий же закон, требуя от начальника строгого охранения во вверенной ему части дисциплины и порядка. вместе с тем обязует его "в сношениях с подчиненными быть справедливым, входить в нужды их, быть в потребных случаях их советником и руководителем и, не оставляя проступков и упущений без взыскания, избегать всякой неуместной строгости, неоправданной требованиями службы".