П.Н. Юшенов

Одним из наиболее ярких представителей новой плеяды руководителей был Павел Николаевич Юшенов, возглавивший в 1871 году Киевскую военную гимназию. Павел Николаевич, окончив 1-й Московский кадетский корпус и Михайловскую артиллерийскую академию, решил посвятить себя педагогической деятельности и поступил преподавателем артиллерии в свой родной кадетский корпус, а потом в Александровское военное училище инспектором классов. Руководство Главного управления военно-учебных заведений дважды направляло его в командировки для изучения опыта организации учебно-воспитательной работы в военно-учебных заведениях Франции и Германии. Киевскую военную гимназию Юшенов принял под свое командование, когда ему было 32. года, а в 37 лет он уже имел звание генерал-майора. В первую очередь новый директор, не считаясь с расходами, сумел привлечь в свое военно-учебное заведение лучшие педагогические силы Украины — известных в свое время преподавателей: А.В.Клосовского, Ю.Ю.Цветковского, И.В.Слешинского, В.Л.Беренштама, П.И.Житецкого. О Павле Игнатьевиче Житецком А.А.Игнатьев, учившийся в Киевском кадетском корпусе, писал: «Житецкий был человеком больших знаний и ума, уверенным в своем превосходстве над большинством окружающих, что позволяло ему пренебрегать и собственной внешностью, и мишурным блеском чиновничьего мира... Он познакомил нас с бесхитростными рыцарями поэм Жуковского, с вереницей героев «Мертвых душ», с миром Пушкина и Тургенева. Он привил нам умение отделять главное от второстепенного, методически сопоставлять положительные и отрицательные данные. Он заставлял нас делить лист на две части, составляя роспись добрых и злых сторон человеческого характера... Романтический оптимизм, давший мне в жизни столько же несравненных минут счастья, сколько и горьких разочарований, был поселен в моем сознании Павлом Игнатьевичем, написавшим на обложке тетради с моим первым сочинением слова Гоголя: «Забирайте же с собою в путь, выходя'из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» (Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. М., 1986. С. 31).

Большое внимание П.Н.Юшенов уделял преподаванию иностранных языков. «Сам он в совершенстве владел тремя иностранными языками и ежедневно лично занимался с отстающими у себя на квартире. Во время болезней преподавателей директор их замещал, особенно по математике, географии, физике. Днем и ночью по несколько раз обходил Юшенов помещения воспитанников, беседуя, шутя с малышами, давая советы юношам, просиживая иногда часы в лазарете возле больного»

(Завадский Н.П. Владимирский Киевский кадетский корпус. С. 66).

Серьезное отношение директора к организации учебного процесса в скором времени дало хорошие результаты, и Киевская военная гимназия, наряду с Псковской, стала занимать первые места по успехам ее питомцев в военных училищах.

Кроме организации учебного процесса, Павел Николаевич много времени и сил отдавал эстетическому и духовному воспитанию своих питомцев. По его инициативе, например, регулярно проводились ближние и дальние экскурсии, на которые под руководством воспитателей отправлялись гимназисты зимой и летом по Киеву и его окрестностям. На средства, выделенные для воспитательных целей, директор закупал для своих воспитанников билеты в театры и музеи, на выставки и спортивные соревнования. Благодаря талантливому педагогу и отличному художнику Н.А. Саратову гимназисты с большой охотой постигали прекрасный мир живописи. И пусть не все из них могли похвастать значительными успехами у мольберта, но большинство воспитанников Киевской гимназии достаточно хорошо разбирались в живописи и могли сознанием дела оценить работы старых или современных мастеров. Выставки самодеятельных художников-гимназистов постоянно проводились в учебном заведении, а стены рекреаци­онных залов и других помещений украшались лучшими их работами.

Юшенов отлично понимал значение физкультуры для будущей профессии своих питомцев, поэтому в старших классах в качестве обязательных занятий он ввел фехтование на рапирах и эспадронах. Преподавателями он приглашал чемпионов по фехтованию среди офицеров войск Киевского военного округа. На свои личные средства директор гимназии приобрел верховых лошадей и сам организовывал занятия по выездке для старшеклассников на гимназическом плану.

По его же инициативе в гимназии с 1874 года были введены регулярные занятия плаванием.

Однако в пруду можно было плавать только в летнее время, и не все гимназисты успевали достаточно хорошо этому научиться. И тогда у директора гимназии родилась идея создать закрытый плавательный бассейн, который удачно разместился в специальной пристройке новой гимназической бани. Один из воспитателей — капитан Стеблин-Каменский начал регулярные занятия с воспитанниками и продолжал их в течение всего года. Сам отличный пловец, капитан сумел достичь хороших результатов: все выпускники Киевской военной гимназии успешно сдавали экзамен по плаванию, который, правда, не был предусмотрен учебной программой, но зато приобщал будущих офицеров к спорту, что впоследствии наверняка им пригодилось.

К сожалению, 5 апреля 1879 года в возрасте сорока лет генерал-майор Юшенов внезапно скончался от инсульта. Уже после его смерти стало известно, что на свои личные средства он обучал в женских учебных заведениях нескольких девочек — сестер самых бедных своих воспитанников, причем денежные взносы делал инкогнито, нигде их не афишируя. Несмотря на то, что Павел Николаевич Юшенов был похоронен на родине — в Москве, на Новодевичьем кладбище, — преподавательский коллектив Киевской гимназии и ее воспитанники собрали деньги на сооружение ему памятника на территории гимназии, которой он отдал столько сил. На эти же средства была учреждена стипендия имени генерал-майора П.Н.Юшснова, которая присуждалась лучшему воспитаннику Киевской военной гимназии, а затем и кадетского корпуса.

Под руководством таких директоров, как Юшенов, в военных гимназиях и прогимназиях был подготовлен большой отряд воспитателей, имевший богатый опыт работы с гимназистами.

 

Генерал-майор, директор Владимиро-Киевской военной гимназии; родился 20 апреля 1839 г. и происходил из дворян Московской губернии. Воспитывался Ю. в Московском корпусе, где окончил курс (в 1855 г.) первым учеником и был занесен на мраморную доску. Но так как ему в то время едва минуло 16 лет, то его не могли выпустить офицером, и лишь по особому ходатайству, во внимание к тому, что он поступал в артиллерийскую академию для получения высшего образования и, следовательно, к строевой службе не готовился, Ю. был произведен в прапорщики лейб-гвардии Финляндского полка, с прикомандированием к артиллерийской академии. Здесь его способности скоро обратили на себя внимание профессора артиллерии генерала Платова. Обязательное сочинение по артиллерии, написанное Ю. при выпуске, было помещено в "Артиллерийском журнале", пример едва ли не единственный до того времени в академии. Окончив в 1857 г. курс академии, Ю. был назначен сначала репетитором, а потом учителем артиллерии в Московский корпус, где он воспитывался, и в то же время был приглашен приватным преподавателем артиллерии в Александровский сиротский кадетский корпус, куда вскоре и перешел на службу помощником инспектора классов. Все свободное от службы время Ю. посвящал дальнейшему самообразованию. Зная хорошо с малолетства немецкий язык, он занялся обстоятельно изучением сначала французского, а потом английского языков для того, чтобы по подлинникам усваивать как предмет своей специальности, так и другие науки и литературу. В 1863 г. Ю. отправился в Западный край и Царство Польское корреспондентом "Московских Ведомостей"; его корреспонденции, помещавшиеся также и в "Русском Вестнике", читались тогда всей Россией. В том же 1863 г. Ю. вернулся в Москву и был назначен помощником инспектора классов Александровского военного училища, только что преобразованного из Александровского сиротского кадетского корпуса, а в следующем году он был назначен инспектором классов того же училища. Время от времени Ю. помещал статьи, преимущественно критического содержания, в тех же "Московских Ведомостях" и "Русском Вестнике". В 1870 г. он был назначен состоять при главном управлении военно-учебных заведений. Располагая более свободным временем в этой должности, Ю. поехал за границу, где занимался изучением военных школ во Франции и в Германии и в это же время перевел с французского языка на русский книгу Демижо и Мантучи, под заглавием: "Средние учебные заведения в Англии и Шотландии". Книга эта представляет полную картину среднеобразовательных английских школ, с критической оценкой тех исправительных мер, которые в них практикуются. Прекрасный перевод этой книги вполне соответствует богатству ее содержания. В декабре 1871 г. Ю. был назначен директором военной гимназии в Киеве, которая имела обширный интернат — в 500 человек. Ю. всецело погрузился в заботы об этой гимназии, и у него не оставалось времени на литературные занятия. Он напечатал за это время лишь две полемические статьи в "Русском Вестнике" за 1878 г., в которых указал одному профессору капитальные ошибки в изданном им курсе по вопросу о школах Франции, Германии и Англии. Ю. умер 5 апреля 1879 г., оставив, по духовному завещанию, в распоряжение Академии Наук капитал в 25000 руб., с тем чтобы из процентов с этой суммы каждые пять лет выдавалась премия за лучшее сочинение по математике, физике и медицине. "Юшенов, Павел Николаевич", некролог, М., 1879 г. — "Киевлянин", апрель, и отдельно. {Половцов} Юшенов, Павел Николаевич (некролог М. 1879 г. № 7301 Грызунова). {Половцов}

http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=140073