Иван Бецкой
 
 
...Искусство 
доказало, что один только украшенный или просвещенный науками разум не делает 
еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях 
паче во вред бывает, если 
кто в самой нежной юности своей был воспитан не в добродетелях, и твердо оные в 
сердце его не вкоренены, а небрежением того, и ежедневными дурными примерами, 
привыкает он к мотовству, своевольству, бесчестному лакомству и 
непослушанию...
          
По сему ясно, что корень всему злу и добру воспитание: достигнуть же 
последнего с успехом и с твердым исполнением не инако можно, как избрать 
средства к тому прямые и основательные. 
Держась 
сего неоспоримого правила, 
единое токмо средство остается, то есть: произвести сперва способом воспитания, 
так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которых дети своим же 
прямым и основательным воспитанием правила 
в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них дети 
передали б своим детям, 
и так следуя из родов в 
роды в будущие веки.
Великое 
сие намерение исполнить нет совсем способа, 
как завести воспитательные училища 
для обоего пола детей, которых принимать отнюдь не старше, как по пятому и по 
шестому году. Излишне было бы доказывать, что в те самые годы начинает дитя 
приходить в познание из неведения, а еще нерассудительнее верить, якобы по 
прошествии сих лет еще можно поправить в человеке худой нрав, чем он уже 
заразился, и, поправляя его, те правила добродетелей твердо в сердце его 
вкоренять, кои ему иметь было потребно.
Итак, 
о воспитании юношества печися должно неусыпными трудами, начиная, как выше 
показано, от пятого и шестого до семнадцати и двадцати лет безвыходного в 
училищах пребывания. Во все же то время не иметь им ни малейшего с другими 
сообщений, так что и самые ближние сродники хотя и могут их видеть в 
назначенные дни, но не инако, как в самом училище, и то в присутствии их 
начальников. Ибо неоспоримо, что частое с людьми без разбору обхождение вне и 
внутри оного весьма вредительно, а наипаче во время воспитания такого юношества, 
которое долженствует непрестанно взирать на подаваемые ему примеры и образцы 
добродетелей.
При 
сих воспитательных учреждениях первое прилагать должно старание, чтобы вселять в 
юношество страх Божий, утверждать сердце в похвальных склонностях 
и приучать их к основательным и приличествующим состоянию их правилам; 
возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтоб страшились праздности как источника 
всякого зла и заблуждения; научить пристойному в делах их и разговорах 
поведению, учтивости, благопристойности, 
соболезнованию о 
бедных, несчастливых, и отвращению от всяких продерзостей; 
обучать их домостроительству во всех оного подробностях и сколько во оном есть 
полезного; особенно же  вкоренять в 
них собственную склонность к опрятности и чистоте как на самих себе, так и на 
принадлежащих к ним, одним словом, всем тем добродетелям и качествам, кои 
принадлежат к доброму воспитанию и которыми в свое время могут они быть прямыми 
гражданами, 
полезными общества членами 
и служить оному украшением.
Такие 
и тому подобные правила, когда посеются в сердцах воспитываемого юношества, 
надеяться можно, тем лучший плод произведут, что согласоваться будут с младостию 
и непорочностию их возраста. Просвещая притом их разум науками и художествами по 
природе, полу и склонности каждого, обучаемы быть должны с примечанием таким, 
что прежде нежели отрока обучать какому художеству, 
ремеслу или науке, надлежит рассмотреть его склонности и охоту, и выбор оных 
оставить ему самому...
Притом 
весьма еще важное примечание иметь должно в сих воспитательных училищах, то 
есть: дабы для юношества все то наблюдаемо было, что к жизни, целости здравия и 
крепости сложения их служить может; как то в построенных жилищах приводом 
чистого воздуха, неупотреблением всякого звания медной посуды, также и всякими 
невинными забавами и играми оное юношество увеселять и чрез то мысли его 
приводить всегда в ободрение, а напротив того искоренять то, что 
токмо скукою, задумчивостию и прискорбием называться может; и сего правила из 
памяти 
не выпускать.
От 
сих первых учреждений зависит все воспитание, какое дано будет первому от оных 
новой породы происхождению.  Почему 
собою понятно, какая потребна осторожность и благоразумие в выборе учителей и 
учительниц, а особливо главных над воспитательными училищами директоров и 
правителей. В последних сих вся важность и затруднение состоит: им надобно быть 
всем известной и доказанной честности и праводушия, а поведение их и нравы 
долженствуют быть наперед ведомы и непорочны...
Сего 
ради остается в дополнении изъяснить, что все сие единственно зависит от 
особливого учреждения и даваемых наставлений, кои надлежит сочинить с великим 
размышлением и осторожностию, дабы все соображено было ясно, внятно и точно, 
чтоб ничего того пропущено не было, что надлежит до учителей, учеников, до 
поведения тех и других и до общего в сих училищах наблюдаемого порядка. Ибо при 
начинании сего надобно сперва за точное принять правило: или делать, и делать 
целое и совершенное; или так оставить и не начинать... 
Марта 12 дня 1764 года.