Вариант подхода к стандартизации начального профессионального образования.

Моделирование ГОС НВПО.

     ГОС НВПО имеет целью:

маркированный список

обеспечение высокого качества военно-профессиональной подготовки младших командиров воинских коллективов за счет регламентации требований к результатам обучения  и  упорядочения  системы контроля за  эффективностью  учебно-воспитательного процесса в ОУ НВПО;

маркированный список

становление и развитие единого образовательного пространства в РФ, включающем и военно-профессиональное;

маркированный список

четкое определение и разграничение компетенции федеральных органов управления образованием и органа военного образования  МО РФ;

маркированный список

обеспечение эквивалентности  начального  военно-профессионального образования  в  системе учреждений Министерства обороны, как специфического поля профессиональной деятельности.

     Один из  подходов  к  стандартизации образования определяет  системообразующие  элементы  педагогической  системы, включающей в себя:

маркированный список

элементы, формулирующие задачу;

маркированный список

элементы, описывающие технологию.

     Субъективно определяющаяся формами и методами обучения, личностью педагога и имеющимися средствами обучения,  педагогические технологии в общем виде не могут подлежать стандартизации и остаются на  выбор  конкретного учителя.  В этих элементах могут быть составлены, в лучшем случае, профессиограммы учителя.

     Элементы, формулирующие  задачу,  включают в себя три компонента:

маркированный список

субъект образовательного процесса - собственно  обучаемых,

маркированный список

цели обучения (образования),

маркированный список

содержание обучения (образования).

      Первый  компонент определяет требования к исходной  подготовленности  учащихся (интеллектуальной,  нравственной,  физической, социальной и т.д.), мотивированность учения, материальное обеспечение и т.п.  Отчасти эти требования излагаются в Правилах приема и которые должны входить составной частью в стандарт образования.

      Второй компонент  определяет конечную цель обучения (образования) и формулируется в профессиограмме - модели  специалиста  - субъекта обучения,  соответствующего  предъявляемым  требованиям, определяемым, с одной стороны,  практическим потребителем, с другой - общей системой непрерывного профобразования.

     Третий компонент - содержание обучения раскрывается  учебным планом, определяющим  объем  теоретических и практических знаний, умений, соотношение различных  видов  занятий  и  удовлетворяющим требованиям достаточности, неизбыточности, посильности.

    Понимая под стандартом профессионального  образования  совокупность требований  к  уровню,  содержанию  и  качеству профессионального образования,  отраженных  в  соответствующих  документах подход НИИ  высшей  профессионального  образования предполагает в составе ГОС ПО три функционально взаимосвязанных, но имеющих формулированную законченность стандартов:  стандарт уровня образования (СУО),  стандарт содержания образования (ССО),  стандарт  качества образования  (СКО).

Особенностью ГОС  НВПО является его двойственность, обусловленная требованиями высокого уровня общего образования и профессиональной направленностью подготовки для специфического поля деятельности.  При этом не должно быть подчиненной зависимости образовательных программ,  характер ной для профессионально-технического образования.  В  силу  этого требования общего образования,  устанавливаемые федеральными, а в иных случаях и региональными органами образования,  в равной мере с требованиями военно-профессионального образования, устанавливаемыми МО РФ (видами/родами войск,  в части касающейся, и профильными ВВУЗами), обуславливают квалификационные требования (профессиональную модель) к выпускнику ОУ НВПО  и  определяют  стандарты уровня  и  содержания образования.  Стандарт качества образования исходит из модели выпускника и связывает СУО и ССО в единый Государственный  стандарт начального военно-профессионального образования.

Литература:

Беспалько В.П.  О  критериях  качества подготовки специалиста// Вест. высш. шк.- 1985,9

Беспалько В.П.  Опыт разработки и использования критерия качества усвоения знаний//Сов.педагогика,1968,4

Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем.-Вор.:Изд. Вор.гос.ун-т.-1977

Беспалько В.П.  Стандартизация образования.  Основные идеи и понятия.// Педагогика,1993,5

Основные положения ГОС НПО. ОСТ 9 ПО 01.01-93./ Реш.колл.Мин. образ. от 30 июня 1993 г.,N%14/3.

Проблемы методологии и методики исследования  профессионального обучения в ПТУ / АПН,НИИ ПТО / А.Беляева. -М. Высш.шк., 1991