В.Левченко, март 2024

А если посмотреть правде в глаза…

 

 

"А правде в глаза чиновник смотреть не любит…"

 

Предыстория из ранешнего времени.

 

На интернетных ресурсах весьма много разных исторических историй по истории кадетских корпусов. Как правило, это переизложение прежних источников, которое пишется для не любителей читать много. Особенно специально-исторического материала.

На самом деле, настоящее место кадетским корпусам, как военно-подготовительным учебным заведениям с интернатным проживанием воспитанников на полном государственном обеспечении в общей системе военного образования и воспитания будущих офицеров, было определено в начале правления царя-миротворца Александра III.

Эти заведения – кадетские корпуса – созданы были,  в первую очередь,  для детей офицеров в целях социальной защищенности с преимущественным правом зачисления детей офицеров Русской армии, погибших на службе или в боях. Цель у кадетских корпусов была одна и единственная для всех –доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание.

Таковая же цель при одинаковом внутреннем обустройстве ставилась и перед Суворовскими военными и Нахимовскими военно-морскими училищами не только в грозные годы войны, но и на десятилетия послевоенного времени.

 

Мне довелось учиться в Казанском СВУ в 1970-72 гг. Да, не было уже в это время мальчишек, отцы которых погибли в той войне. Но во взводе было достаточно мальчишек из неполных семей, почти треть из офицерских семей. Была парочка детей высокопоставленных чиновников того времени, присланных к нам из Московского и Калининского суворовских «на перевоспитание». Но они по понятным причинам у нас не задержались, быстро  «перевоспитались» и с нами не выпускались.

 

По результатам проверки боевой и политической подготовки за 1971 год наше Казанское СВУ заняло 1 место среди училищ СССР. А наш взвод по итогам соцсоревнования стал лучшим в училище. Поэтому мы с полным правом могли называться лучшим суворовским взводом Советской Армии. По установившимся правилам до выпуска мы стали знаменным взводом училища.

 

Знаменный 2 взвод 1 роты в 1971

 

26 выпускников взвода в 1972 году направлены для дальнейшего обучения:

со сдачей вступительных экзаменов: в Ленинградскую военную инженерную Краснознаменную академию, Ростовское высшее военное инженерное училище, Киевское инженерно-авиационное училище – 4 выпускника,

зачислены без экзаменов в танковые командные училища – 10, общевойсковые командные училища – 4, артиллерийские командные и инженерные училища – 3, военно-политическое танко-артиллерийское училище – 1, военные училища связи – 3. Всего в ВВУЗы МО РФ пошли 96 % выпускников.

Кто-то скажет – один взвод не показатель. Посмотрим на соседний – 3 взвод: 12 стали танкистами, 3 -  пехотными командирами, 4 - моряками, 4 - военными инженерами, 1- политработником. Всего 100 %.

Фильм «Офицеры» - с одной стороны, развитие танкового вооружения того времени – с другой определили желание многих стать танкистами. Время десантников еще не подошло.

Возможно, кто-то скажет – и это не показатель, время было хорошее, спокойное. Тогда посмотрим, куда поступали первые выпуски того же Казанского СВУ. В архивах сохранились некоторые приказы по распределению выпускников.

5 выпуск (1953 г.) – 45 выпускников: в пехотные училища направлено – 42, в артиллерийско-техническое училище зенитной артиллерии – 1, в училище химической защиты – 1. Комиссован по состоянию здоровья только один - Хоменко, совсем не потерявшийся и ставший впоследствии замминистра промышленности средств связи, зампредседателя Госплана СССР.

7 выпуск (1955) – 52 выпускника. Направлены в военно-воздушную, военно-инженерную артиллерийскую, артиллерийскую радиотехническую академии – 6, общевойсковые военные училища – 31, военно-авиационное и авиатехнические училища – 5, инженерное радиотехническое училище ПВО – 5, училища тыла – 4.

Такое вот было профориентирование, такое было воспитание, такая была подготовка. Офицерами хотели стать 100 % суворовцев. И становились. Следовало бы нынешним «специалистам» подумать крепко над таким примером.

 

Что же произошло дальше. Выводы могу делать со знанием дела.

 Необходимое пояснение. С 1980 по 1985 года наблюдал качество выпускников суворовских училищ, которые поступали в Военно-космическую академию, в которой я проходил службу. В том числе в курсовым офицером. В переводе на суворовско-училищный сленг – офицером-воспитателем. В 1995-2001 годах два мои сына учились в Суворовском училище. С 1991 года в течение 20 лет наша общественная организация взаимодействовала со всеми военно-подготовительными учебными заведениями города. Принимал непосредственное участие в создании Военно-космического кадетского корпуса и системы ныне прекрасно действующих кадетских учебных заведений Красноярского края. Научная и внеслужебная деятельность вот уже более 30 лет связана с кадетским воспитанием и образованием. Так что знаю то, о чем пишу не понаслышке.

 

Теперь ко временам недавним и нынешним.

 

Пропустим туманные перестроечные и 90-е года. Вакханалия в образовательной области тех лет мало коснулась суворовских училищ - система еще умела стоять, чиновники в военно-подготовительную часть образования не лезли, инициаторов-реформаторов из ветеранов-суворовцев еще не нашлось.

Все началось с сердюковско-дамских реформ, когда суворовцы не распределялись в ВВУЗы МО. В это же время была трансформирована система приема в военно-подготовительные учебные заведения МО РФ, когда стали принимать только детей военнослужащих, когда стали появляться разные девчачьи пансионы, невнятные президентские кадетские училища, когда стало бездумно внедряться совместное обучение мальчиков и девочек в интернатной системе проживания.  

Кстати, кто ответил за это «чудо военной педагогики». Где ныне начальницы военного образования МО, ратовавшие за весь этот бардак. Госпожа Т.Фральцова после «военной службы» в конце концов попалась на махинациях присвоения денег сотрудников. По данным Московской прокуратуры (https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_50/mass-media/news?item=69150305) был приговор, пока, правда, не вступивший в законную силу. Впрочем это неважно. Важно другое: как люди с таким внутренним «духовным» содержанием могут кого-то воспитывать? Кто ее назначал на столь высокую должность, кто ее лелеял, кто должен ответить за «свои» кадры?

Её сменщице повезло. Екатерина Приезжева после своей «военной службы» вернулась к прежним занятиям – регулировать алкогольный рынок. И доросла там до замминистра.

 Сколько внесено этими дамами бардака в систему военно-подготовительных учебных заведений МО. До сих пор расхлебывают.

Именно при Сердюкове и его дамах убрали кадры офицеров из СВУ, НВМУ и КВК. Пытались убрать всю военную подготовку. Система закрытого набора в пансионаты и президентские училища все же допускала утечку информации - не всегда там учились дети офицеров, подчас туда принимали детишек чиновников.

Не поэтому ли исчезла система военного профориентирования, расплодилась идея свободного выбора: куда хочу, туда пойду. И это при том, что вся жизнь ребенка была не за счет родителей, а за государственный счет. Вместо ожидаемого поступления в высшие военные учебные заведения. Выпускники ринулись на гражданку. В лучшем случае в ВУЗы иных «силовых» ведомств. Но позвольте, у тех же силовых ведомств есть свои подготовительные заведения. Почему же Минобороны должно за них платить.

 

Разумнее было бы господам радетелям «концепций кадетского образования» решить простой вопрос: если выпускник пошел в ВУЗ иного «силового» ведомства, последнее должно возместить расходы министерству обороны. Если в среднем на воспитанника расходуется 1 миллион в год, то пожалуйте к возврату 7 миллионов за выпускника. Справедливо? Безусловно. Если мальчик решил идти в гражданский ВУЗ, родители, верните деньги. Минобороны платило за то, чтобы пополнить в будущем ряды своих офицеров, а не других.

Не потому ли сегодня стала внедряться в умы идея всеобщего равенство всех ООКН. Ну чтобы не вставал вопрос, а куда, собственно, деваются деньги. И, заметьте, большие деньги военного ведомства.

 

И наконец. Обхваливаемая система 7-летнего срока обучения давно критикуется почти всеми педагогами и воспитателями. За это время мальчишка, имеющий полную семью (а таких большинство, даже в это непростое время), устает от «казарменного» общения со взрослыми мужчинами и «казарменной» жизни со сверстниками. А там еще 4-5 лет в ВВУЗе. Вот и бегут…

 

Но вернемся к нашим проблемам. Результат деятельности «реформаторш-от-военного-образования» не замедлил сказаться.

 

Данные сдачи ЕГЭ воспитанниками кадетских учебных заведений Петербурга  в 2010-12 гг.

(данные получены в 2014 году с сайта www.shkola-spb.ru: http://www.shkola-spb.ru/rajon/petrogradskij/)

учреждение

средний балл ЕГЭ

место в районе

Первый пограничный кадетский корпус ФСБ России

54,3

11 из 25 школ Пушкинского района

Санкт-Петербургское суворовское военное училище

54,2

16 из 42 школ Центрального района

КРАК (в 2011 вошел в состав СПбКВК)

51,8

19 из 48 школ Адмиралтейского района

ВККК (в 2011 вошел в состав СПбКВК)

51,1

17 из 28 школ Петроградского района

КК ЖДВ (в 2011 вошел в состав СПбКВК)

50,3

17 из 22 школ Петродворцового района

Нахимовское военно-морское училище

50,5

18 из 28 школ Петроградского района

Суворовское военное училище МВД России

48,5

37 из 52 школ Кировского района

Кронштадтский морской кадетский корпус

48,3

  5 из   9 школ Кронштадского района

 

Можно сколь угодно говорить о "честности" и "объективности", о "не успели стабилизировать процесс", "в эти годы не было приема в ВВУЗы МО, поэтому не было желания учиться" и etc ... Все это лирика. А факт есть факт. Даже если ему не верить.

Мне - воспитаннику суворовского начала 70-х прошлого века, заинтересованному лицу - тоже не в радость видеть эти результаты, но, как говорится, из песни слов не выкинешь: уровень образования у воспитанников военно-подготовительных учебных заведений в начале второго десятилетия 21 века остается средним. Следовательно, учат их также, как везде. Следовательно, "кадетское образование" ничем не отличается от обычного среднего школьного образования.

Значит дело не в образовании, а в воспитании.

 

В июне 2012 года на официальном сайте МО появилось следующее сообщение: «Согласно предварительному опросу, все выпускники общеобразовательных учреждений Минобороны России планируют получить высшее образование.

Среди них более 70% ребят выбрали для дальнейшего обучения заведения высшей военной школы в различных регионах страны, в том числе вузы и филиалы вузов Сухопутных войск (около 30%), Военно-морского флота (более 10%), Военно-воздушных сил (около 8%), материально-технического обеспечения (более 10%) и других и родов войск. Около 15% отдали предпочтение военно-гуманитарным специальностям.
Более 15% вчерашних суворовцев и кадет предполагают связать дальнейшее образование с вузами других силовых министерств и ведомств, а свыше 10% поступают в гражданские высшие учебные заведения.»

  (https://mil.ru/economy/orders/news/more.htm?id=11196634@egNews)

 

Вывод простой: военно-подготовительные учебные заведения МО на четверть работают «на дядю». Кстати, на мой взгляд странно, что к силовым ведомствам причисляют такие ведомства, как Минюст, Таможню и СКР.

 

Прошло 9 лет и что?

 

Ничего не изменилось. Те же самые 75 %. «Российская газета» - официальный рупор власти - 8 июня 2021 сообщила: «Около 85-90 процентов выпускников президентских кадетских училищ изъявляют желание пойти в вузы Минобороны России или в учебные заведения силового блока. Об этом во вторник сообщил статс-секретарь, замминистра обороны Николай Панков.»                                                                               (https://rg.ru/2021/06/08/okolo-90-procentov-kadetov-sobiraiutsia-postupat-v-vuzy-minoborony.html)

 

Что о думают люди о нас – суворовцах и наших альма-матер - окружающие?

 

Попалась интересная статья 2015 года (автор закончил военное инженерное училище и некоторое время служил офицером – В.Левченко). Статья в целом заслуживает самого пристального внимания, хотя с некоторыми выводами можно не соглашаться.

 https://etokakru.ru/stoit-li-postupat-v-suvorovskie-uchilishha-i-kadetskie-korpusa/

 

«Стоит ли поступать в суворовские училища и кадетские корпуса?»

 

В 2008-2012 годах конкурса в СВУ практически не было, так как принимали только детей военнослужащих и гражданского персонала, и только Минобороны России. При этом Минобороны позиционировало суворовские училища как составную часть социального пакета военнослужащих, проходящих службу в отдалённых регионах.

В 2013 году, «по многочисленным просьбам трудящихся» был открыт приём всех желающих, и маятник качнулся в другую сторону: на младших курсах Московского СВУ учится 73% жителей Москвы и Московской области. Аналогичная картина в Санкт-Петербургском СВУ: две трети кандидатов – из г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Родители всеми правдами и неправдами пытаются устроить своих детей – и чтоб образование получил, и чтоб к дисциплине был приучен, и чтоб под дурное влияние не попал. Небольшая часть неисправимых романтиков мечтает, чтобы сын пошёл по стопам отца и продолжил офицерскую династию.

Конкурс высокий, 3-5 человек на место. Экзамены, психологическое тестирование, медкомиссия в значительной мере позволяют отобрать способных ребят, которые будут хорошо обучаться, успешно закончат СВУ и поступят в военные вузы. Например, в 2013 году у ребят, поступивших в Московское СВУ, средний балл за окончание 4 класса был не ниже 4,5.

В результате поступают ребята, чьи родители смогли подготовить их к поступлению – либо по причине того, что регулярно с ними занимаются, либо по причине высокого достатка. Но парадокс в том, что этим ребятам такие заведения в принципе не нужны – в своих семьях они получили бы и лучшее образование, и более разностороннее культурное развитие.

И самое печальное, что те категории населения, для которых в 1943 году создавались СВУ, при нынешних условиях поступить в них не могут: состояние здоровья, уровень образования и психологическая готовность чаще всего недостаточны, чтобы успешно пройти вступительные испытания.

 

Как только отменили право внеконкурсного поступления выпускников СВУ в высшие военно-учебные заведения, общественность сразу подняла вой – и неспроста. Ибо более высокий («на голову выше», «на 10-15 пунктов», «на два порядка») уровень общеобразовательной подготовки воспитанников оказался мифом. Желаемое за действительное выдавали либо начальники училищ, либо родители суворовцев (в основном мамы), но данные объективного контроля указывают на очень и очень средний уровень образования в СВУ.

Например, в интервью газете «Тверская, 13» (№ 40 от 02.04.2015, стр. 9) начальник Московского СВУ генерал-майор запаса Касьянов А.М. заявляет: «по итогам ЕГЭ по основным дисциплинам, учитываемым при поступлении в вузы, выпускники училища на 10-15 пунктов превышают средние общероссийские показатели».

Представляете, на 10-15 пунктов выше! Однако, при подробном анализе результатов ЕГЭ в Московском СВУ за 2014 год (они изложены в Акте самообследования, который доступен на официальном сайте МсСВУ в разделе «Нормативно-правовая документация») выяснится, что профессор Касьянов А.М. попросту лукавит: по русскому языку, математике, физике, обществознанию баллы МсСВУ превышают среднероссийские всего на 1,5 – 3 балла по стобалльной шкале. Это в пределах статистической погрешности.

По истории, действительно, балл МсСВУ выше среднероссийского на 12,5, зато по иностранному языку – на 10 баллов ниже. Стобалльников в 2014 году в МсСВУ не было, лишь один выпускник набрал 98 баллов (по русскому языку). По другим предметам максимальный балл был 77. Медалистов в 2014 году в МсСВУ не было вовсе. В любом районе любого региона нашей необъятной Родины найдутся школы с гораздо лучшими результатами. Для сведения, Московское СВУ в 2014 году было признано лучшим довузовским образовательным учреждением Минобороны России.

Результаты ЕГЭ Санкт-Петербургского СВУ МВД РФ в 2014 году тоже практически равны среднероссийским: математика – 40,2 балла, русский язык – 61 балл, обществознание – 52,2. Из 44 школ Кировского района Санкт-Петербурга СВУ МВД находится на 37 месте. Интересующихся данными по другим СВУ-КК Санкт-Петербурга (там их шесть) отсылаю к сайту shkola-spb.ru, где приводятся сравнительные результаты ЕГЭ.

И, как уже говорилось, попытки сравнивать СВУ со средними российскими показателями некорректны в принципе. В СВУ-ПКУ-КК осуществляется конкурсный отбор, и сравнивать их нужно с теми общеобразовательными заведениями, в которые также осуществляется конкурсный отбор – с языковыми гимназиями и прочими физматлицеями.

Хотя ЕГЭ и подвергался критике, другой единой линейки в реальной жизни нет, а поступление и в военные вузы, и в гражданские, осуществляется по его результатам.

По опыту своей учёбы в военном училище, офицерской службы, бесед с однокашниками никакого превышения уровня общеобразовательной подготовки суворовцев не отмечалось. Несколько более высокий уровень начальной военной подготовки суворовцев ко 2 курсу высшего военного училища нивелируется. Особенно если училище – инженерное.

  

Два отзыва на статью, напечатанные там же

 

Я — мама кадета. Полностью согласна с Вашим негодованием в отношении фальсификации «элитности» нынешнего кадетского образования. Причем дело касается как уровня подготовленности кадет по общеобразовательным предметам, так и военно-патриотической подготовки. К сожалению, кадетское образование, каким оно увиделось нашими глазами, скорее можно назвать декоративным, чем основательным. Современные виды презентационных публичных предоставлений информации рисуют красивую, привлекательную обложку несовершенному содержанию и качеству кадетского образования. За современным фасадом и напичканной модными интерактивными средствами обучения инфраструктуры училища, к сожалению, абсолютно неосвоенные и неработающие технологии дифференцированного обучения, способные обеспечивать эффективное образовательное и воспитательное развитие. К тому же, отсутствие заботы о дальнейшей судьбе кадет после окончания училища, тем самым, снимает ответственность с учреждения за качество результатов. И получается, что период пребывания в училище больше напоминает срок отбывания в воспитательной колонии, где отсутствие должной свободы для полноценного самосовершенствования замещается массовым приобщением к строгой субординационной дисциплине, которая если и пригодится, то только для службы в армии.

Вы правы, говоря о том, что невысок и уровень физической подготовки. Большое разнообразие спортивных секций впечатляют только на бумаге. На самом же деле, этот ресурс не служит для решения задачи - выстраивание индивидуальной траектории физического совершенствования, а служит лишь для того, чтобы красиво презентовать училище как элитное, где все якобы плавают, борются, бегают, прыгают, стреляют…Ничего подобного! Кто-то плавает, потому что уже умел плавать, кто-то бегает, потому что уже хорошо бегал и т.д.. А кто особо не отличается мастерством, ходят на уроки физкультуры 2-3 раза в неделю и заняты каким-нибудь доп-ом типа «шахматы», в лучшем случае, или «бальные танцы», что «очень полезно» для общего культурного развития кадета! А многие — как не умели подтягиваться, так и не умеют, как не умели плавать, так и не умеют…

Так и в чем же тогда элитность и качество? Ну, а если кто-то желает возразить: — А что ж он у вас ничего не умеет? Так я отвечу вопросом: - А кто и где должен научить мальчика тому, что необходимо ему для того, чтобы стать защитником и патриотом своей страны? Я, по своей родительской наивности, предполагала, что государство, готовя достойное молодое поколение, способное к гражданской самоотдаче, будет заинтересовано в хороших, а не в удовлетворительных результатах. А получается, что пребывание в кадетке — ради пребывания. Но мне совсем не хочется, чтобы мой ребенок, имеющий хороший интеллектуальный и физический потенциал, научился лишь хорошо заправлять кровать, рапортовать, маршировать и на выходе был неконкурентноспособен . А столкнувшись с реальным фактом очень посредственных знаний кадета 8 курса по математике и русскому языку, я пришла в ужас от того, что, отбирая по конкурсу ребят при поступлении, после окончания обучения выдают, в основном, кандидатов, пригодных лишь для прохождения службы в армии. И в чем тот самый заявленный «на порядок выше»? Для чего же тогда проводить семь лет в казарме. Я вот тоже задумываюсь над этим вопросом. Интересно, а волнует этот вопрос государство, финансирующих всю эту бутафорию? 

 

Еще один отзыв.

Добавлю свежие результаты по ЕГЭ в 2015 году. Средние баллы ЕГЭ.

 предмет

Московское СВУ

по России

Казанское СВУ

русский язык

63

65,8

55,5

математика

37

49,6

46,6

физика

49

51,2

36

обществознание

53

53,3

54

история

49

46,7

58

английский язык

50

64,8

45

Таким образом, результаты (по сравнению со среднероссийскими) ещё хуже, чем в прошлом году.

По математике, например 80% суворовцев-выпускников показали результаты ниже среднероссийского уровня, по физике, русскому языку и английскому языку таких было по 66%. Говоря простым языком, уровень общеобразовательной подготовки большинства выпускников Московского СВУ в 2015 году хуже, чем у среднего российского школьника.

Неудивительно, что лишь 10% выпускников Московского СВУ поступало в те военные вузы, где требуются фундаментальные знания в той или иной области: Военно-космическая академия, ВА РВСН, филиал Военно-воздушной академии, Военно-медицинская академия, Академия ФСБ России. Около 30% выпускников по-честному направилось в Рязанское воздушно-десантное и Московское общевойсковое. А остальные приняли мужественное решение защищать Родину в глубоком тылу: 40% было направлено в Военный университет, другие — в училища тыла и Таможенную академию. Результаты Казанского СВУ отличаются непринципиально.

В ноябре 2013 года была проведена независимая ВНЕШНЯЯ экспертиза качества знаний воспитанников Краснодарского президентского кадетского училища. По физике из 119 проверенных восьмиклассников 21 воспитанник получил «двойки», 64 – «тройки». И ни одной «пятёрки». Ещё печальнее результаты по английскому языку: из 124 проверенных восьмиклассников «двойки» получили 66 человек, а «тройки» — 32.

 

Сегодня чуть ли не из каждого утюга раздается: патриот должен защищать Родину. Проект "концепции" и "основ" просто переполнен утверждениями о том, что кадетские корпуса "имеют целью воспитывать патриотически настроенное поколение...". Еще и с детских лет!

Теперь к фактам.

"Может что-то в консерватории надо подправить"

А.Райкин

Омский кадетский военный корпус. Кто интересовался историей этого корпуса помнит, как непросто складывалась его судьба, как он стремился под крыло Минобороны, пока не был пригрет. Как всем хотелось быть тогда настоящими офицерами, а не «офицерами специальных званий». И вот на сайте МО (https://okvk.mil.ru/Obrazovanie/Statistika-postupleniya-vypusknikov-v-vu) видим следующую табличку

 Сведения о поступлении выпускников Омского КВК

Наименование показателя

2020

(3 рота)

2021

(6 рота)

2022

(5 рота)

2023

(2 рота)

2024

(1 рота)

Количество выпускников

57

57

55

64

56

Поступили в вузы  МО РФ

32 (56,1%)

41 (72%)

36 (65,5%)

35 (54,7%)

19 (34%)

Поступили в вузы других силовых структур

4

2

2

10

9

Поступили в гражданские вузы

14

14

16

19

23

Поступили в учреждения ОУ СПО

2

0

1

0

1

Не поступили

1

0

0

0

4

Позвольте! А как же патриотическое воспитание, о котором так беспокоятся авторы "концепций" и "основ"? Почему с началом СВО, когда патриотизм воспитания должен превысить немыслимые высоты, число воспитанников, 7 лет живших на полном довольствии МО, решивших ... не становиться в военный строй, увеличилось вдвое! Или, почему вдруг "кадетское образование", за которое так ратуют некоторые деятели в МинПросе и кадетском двиении, каждому девятому выпускнику не позволило выбрать военный ВУЗ?

Здесь имеется проблема, которая никак не связана с тем, имеет ли кадетское образование под собой законодательные основы или нет. Эта проблема лежит в иной плоскости, которую продвигатели "основ госполитики в области кадетского образования" стараются обойти стороной.

В 2024 году родное Казанское СВУ награждено Орденом Почета "за успехи в ...."

На официальном сайте училища (https://ksvu.mil.ru/Psihologicheskaya-sluzhba/Trud) есть диаграмма, из которой следует, что в ВВУЗы МО поступило в юбилейном году - 61 % выпускников. То есть Минобороны, затратив (как следует из открытых источников примерно по 1 миллиону рублей в год на одного воспитанника, просто неприлично много "работало на дядю"? Который может сказать только спасибо такому транжирству. Давайте посчитаем. Если штат воспитанников училища в среднем 650-700 мальчишек, то в среднем выпускается 90 человек. Таким образом, на 35 выпускников (39%) за 7 лет расходуется в нынешних ценах из бюджета МО примерно 245 миллионов рублей!

За 13 суворовских училищ и 2 кадетских военных корпуса получится сумма более чем в 3,5 миллиарда рублей потраченных из военного бюджета на "непроизводственные расходы"

Нет оснований считать, что в других СВУ положение лучше. Если это и есть "государственная политика в области кадетского образования" и "разумная трата государственных средств", тогда слова заканчиваются.

 

 Заглянем на официальный сайт Московского СВУ. Это училище столичное. Значит должно быть примером, так было в ранешние времена. Тем более, что автор «концепции» и «основ» заканчивал именно это училище.

Открытость учебного заведения – это здорово. Всегда можно посмотреть на результаты работы. Предположим, что ни приписок, ни преувеличений здесь нет. В 2022 году выпустилась 3 рота (65 чел.), в 2023 – 2 рота (69 чел.). Сравним.

 

СВЕДЕНИЯ

О распределении выпускников Московского СВУ в высшие учебные заведения

 

Вид/род войск

Учебное заведение

2022

2023

Сухопутные войска

Московское ВОКУ

7

 

Казанское ВТКУ

1

 

Новосибирское ВВКУ

 

6

Воздушно-десантные войска

Рязанское ВВДКУ

1

 

Воздушно-космические силы

Военно-космическая академия

3

3

Краснодарское ВВАУЛ

 

1

Военная академия ВКО (Тверь)

1

 

РВСН

Военная академия РВСН

5

3

Филиал ВА РВСН г.Серпухов

 

1

ВМФ

Военно-морские училища

1

 

Другие рода войск

Военная академия РЗБЗ

1

1

Военная академия МТО

1

 

Военно-медицинская академия

1

3

Военный университет

15

8

Краснодарское ВВУ

 

1

Череповецкий ВУ

 

1

Военная академия связи

 

1

ВСЕГО

37

29

Силовые ведомства

Академия ФСБ

7

11

Московский пограничный институт ФСБ

2

 

Академия ФСО

1

7

Таможенная академия

2

 

ВУЗы национальной гвардии

2

2

Академия ГПС МЧС России

3

4

Московский университет МВД

3

10

ВСЕГО

20

34

 

Гражданские ВУЗы

8

6

Итак, выбрали службу в рядах ВС России: в 2022 году – 57%, в 2023 году – 42%. Повод задуматься, на кого работает суворовское училище, почему деньги МО тратятся подготовку кадров для других ведомств. Почему больше половины убегает от «престижной военной службы в офицерском звании» туда, где звания какие-то "специальные".

 «Неладно что-то в королевстве Датском»

(неточная цитата из «Гамлета»)

 

А как обстоит дело с мотивациями воспитанников?

 

Представленная слева диаграмма демонстрирует очередную серьезную проблему в воспитательной работе персонала училища, а именно: 18 % не думают, что, представься случай, снова поступили бы в Московское СВУ.

 

Близкое к столичному Тверское СВУ. Тоже посмотрим официальные данные с официального сайта.

 

И видим, что

«Среднее общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

В училище реализуются следующие профили обучения:

X класс (срок освоения 2023/2024 – 2024/2025 учебный год): технологический; гуманитарный; социально-экономический.

XI класс (срок освоения 2022/2023 – 2023/2024 учебный год): технологический; универсальный (имеет следующие направления: социально-экономическое; лингвистическое; историческое; химико-биологическое).

 

 

Мы видим то, что видим. В военно-подготовительном учебном заведении занимаются не подготовкой будущих офицерских кадров, а каких-то гуманитариев, экономистов, историков, биологов. Да о чем это? Вот почему и бегут от военной службы выпускники в более теплые местечки. Вместо решения накопившихся проблем - сегодня предлагается только их увеличение идеей подготовки к гражданской и казачьей службе.

 

И в Тверском СВУ то же самое – бегут из армии, еще не совсем туда попав.

 

 

 

 

 

Из вышеупомянутой статьи «Надо ли поступать…» продолжение

 

Отдельно стоит отметить качественный состав командования и воспитателей училищ. В СВУ образца 1943 года большинство офицеров-воспитателей были фронтовиками, которые учили суворовцев первых наборов тому, что необходимо на войне.

«Сейчас качество учебы и уровень воинской дисциплины в ряде суворовских и нахимовских военных училищ, кадетских корпусов, мягко говоря, не отвечает современным требованиям и не удовлетворяет Минобороны. Только в 2007 году 739 суворовцев, нахимовцев и кадетов были отчислены из учебных заведений, в том числе 139 — из-за грубых нарушений уставных норм и личной недисциплинированности, включая дедовщину. При этом укомплектованность средних учебных заведений Минобороны офицерским составом в 2008 году составляет около 80%. Из них 20% не имеют опыта службы в войсках, не получили профессионального образования воспитателей, еще более 40% преподавателей не проходили даже курсы по усовершенствованию своих профессиональных навыков» («Интерфакс», 2008 г).

Что изменилось с тех пор? Только то, что все офицеры-воспитатели за это время были с военной службы уволены и продолжают работать на прежних должностях в качестве гражданского персонала Минобороны. Возраст их за то же время увеличился на семь лет. Командуют многими заведениями «лица преклонного возраста». Например, возраст начальников Московского СВУ и ППКК ФСБ России – под 70, Санкт-Петербургского и ряда других СВУ – под 60. Спешу заверить, что к каждому из них по отдельности я отношусь с величайшим уважением.

Но такое количество собранных вместе пенсионеров превышает критическую массу, в результате чего неумолимо срабатывает сформулированный Ф. Энгельсом закон природы – закон перехода количественных изменений в качественные. У всех них большущий стаж педагогической деятельности. Но когда они в последний раз командовали реальным армейским подразделением и видели живого солдата? Многие ли участвовали в боевых действиях последних лет? Уверен, что каждый из них отлично знает, как обустроить Россию, навести порядок на Украине и победить американский империализм.

Но ни один из них не способен поднять в атаку взвод контрактников. Стоит ли слушать таких воспитателей, когда они будут давать жизненные советы? Разве что, если хочется стать таким же, как они.

Высокий конкурс и психологическое тестирование при поступлении способствуют тому, что многие воспитанники СВУ-ПКУ-КК обладают высоким умственным потенциалом. Однако развитие способностей выше среднего уровня в большинстве случаев требует индивидуального подхода, а индивидуальность в военной среде поощряется крайне редко – здесь работают законы коллективного выживания. И ещё, многие отмечают непереучиваемость выпускников СВУ: если что-то было «вбито»  в  «кадетке»  –  это навсегда.

Вот характерный отзыв: «Со сроком службы эти различия на первый взгляд не заметны, но есть что-то такое, что не исчезает из их рогового отсека до седых волос. Такое ощущение, что их мозжечок превращается в дерево (только у одних — это палисандр, а у других – банальный дуб)».

В СВУ вроде бы физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) – но занимается в них едва ли треть суворовцев, в Спартакиаде общеобразовательных учреждений Минобороны участвует и того меньше – всего 6% воспитанников. Физподготовка остальных в объёме трёх обычных уроков физкультуры в неделю.

Вообще, ценность формального образования невероятно завышена. В то время как практические знания, умения  и навыки в самом деле очень важны, количество проведённых в казарме лет вряд ли принесёт сравнимую со стоимостью потраченного времени пользу.

На последующих ступенях обучения и военной службы всем будет глубоко безразличен имеющийся в биографии факт окончания СВУ/КК, а также баллы ЕГЭ и оценки в аттестате. Они немного помогут при поступлении в военный вуз, и на этом их роль полностью завершена. И уж мало кому этот факт будет интересен после принятия свежеиспечённым лейтенантом первой офицерской должности. Скорее, это будет лишний повод для упрёков за упущения по службе.

Вроде бы, суворовское училище, как модель идеальной армии, даёт возможность воспитаннику испытать лично все прелести военной службы и сделать осознанный выбор – поступать в военный вуз, или нет. Но весь уклад жизни в СВУ, и тем более в ПКУ кардинально отличается от того, с чем воспитанникам предстоит столкнуться в реальной офицерской жизни, где гораздо больше не только свободы, но и ответственности и самодисциплины.

Распорядок же кадетского корпуса куда как больше похож на пребывание в воспитательной колонии. Заформализованность повседневной жизни, увольнения раз в месяц и другие, не подлежащие изменению, догмы превратились в наглую самодовлеющую силу. Такая система обучения лишает детей свободного времени, которое им необходимо для самостоятельного познания мира и реальной жизни. Вместо этого они учатся беспрекословно выполнять приказы и быть хорошо функционирующими винтиками военной машины.

Воспитанникам прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшим чинам и презрение к низшим кастам («шпакам»), а также ценности армейской среды и основы поведения в ней. Всё это соответствует предназначению СВУ-ПКУ-КК – «подготовка к военной или иной государственной службе».

Настоящие знания даёт человеку реальная жизнь, путешествия и общение с другими людьми. Так ради чего юноше, который мечтает стать офицером, проводить СЕМЬ ЛЕТ своего единственного детства в казарме?

(Смысл трех последних абзацев не совсем верен, для этого надо побывать «в этой шкуре». Но проблема и в этом есть – прим. В.Левченко)

 

Давайте попробуем сделать выводы.

Прежде, чем строить новые большие системы, надо чтобы составляющие их единичные механизмы работали!

Имею в виду вернутся к целевым истокам создания СВУ-НВМУ-КВК. Было время внятного назначения этих заведений – суворовский училища готовили преимущественно будущих командиров всех родов войск, НВМУ – для флота, КВК изначально планировали профилировать под конкретные военно-учебные заведения. Сегодня их подменили кадетским школами - при Военной академии связи, Военном институте физкультуры, Военном учебно-научном центре ВВС. Это логично. Как логичным были в свое время кадетские корпуса ждв (при училище военных сообщений), военно-космический (при военно-космической академии), ракетно-артиллерийский. Сломали эту подсистему.

Сначала ввели общегендерное обучение. Не сработало (точнее сработало наоборот). Потом ввели повальное 7-летнее обучение интернатного типа. Получили не высокий уровень патриотизма и желания стать военным, а усталость от казарменных взаимоотношений, желание сбежать в тихие «болота». Теперь доламывают суворовско-нахимовскую школу кадетского воспитания. Результаты выше.

 

Военному министерству надо перестать слушать непрофессионалов-от-образования с их реформаторским зудом. А больше слушать своих педагогов и воспитателей. Провести настоящий съезд воспитателей военно-подготовительных учебных заведений. Разобраться, наконец, с кучей искусственно насозданных с 2009 года, ненужных военным заведений. Вернуться к идее подготовки воспитанников СВУ-НВМУ-КВК для военной службы. И никаких других целей.

А если кто не хочет, тогда «отключим газ» пусть идет в казачьи корпуса. Там их будут готовить к …  государственной службе.