Что касается до внешности традиций, то все ее значение обуславливается внутренним содержанием: есть на лицо внутренняя, глубокая традиция - уместна и желательна будет внешность, нет ее - не надо и наружности, которая в этом случае обращается лишь в пустую внешность. Поэтому все эти красивые старые формы, на которые пошла теперь такая мода, будут полезны только при условии полного соответствия их с внутренними мерами к поддержанию традиций; самая красивая форма сама по себе традиций не поддержит и явится лишь дорогостоящей и потому вредной игрушкой. 

Парский Д.П. - генерал-лейтенант, командующий армией в I Мировой войне

 

Кадетские традиции

 

И.Лощилов. Памятка Российского кадета.

СПб, 2001

 

 

 

Воинские традиции - это передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся длительное время в военной среде общественные и ратные ценности, правила и нормы поведения военнослужащих, а также обычаи и воинские ритуалы.

В старой российской армии традиции играли выдающуюся роль, они по существу заменяли собой политработников, институт которых понадобилось ввести, когда традиции перестали существовать. В силу их задающейся роли традиции имели официальную поддержку, без них в российской армии не было ни одной части, ни одного военно-учебного заведения. Проявлялись они по-разному и отражались обычно в «Историях полков» или иных документах, но чаще всего это был сложный, неписаный кодекс внутренней жизни и взаимоотношений, тесно связывающий сослуживцев в единую семью.

В содержательной части большинство традиций были серьезны и требовательны. Они учили преданности Отчизне, Вере, начальникам, прививали любовь к армии и своему полку, воспитывали у молодежи уважение к старшим, умение подчиняться прежде, чем получить право командовать. Они требовали неукоснительного соблюдения законов войскового товарищества, личного достоинства и чести, развивали сообразительность, мужество и отвагу, побуждали к жертвенности по отношению к своим товарищам, учили поступаться личными интересами. В своей внешней, обрядовой части традиции выражались по-разному и нередко носили озорной, шутливый характер, особенно в кадетских корпусах и военных училищах, что вполне соответствовало настроению молодежи.

I

Каждый кадетский корпус имел свои традиции, которыми очень дорожил. Даже после того, как корпус прекращал свое существование, они еще долгое время сохранялись в среде его питомцев. Хранителем корпусных традиций считался старший, 7-й класс, которому это право торжественно передавалось от предыдущего выпуска. Из его среды выбирался «выпускной совет», возглавляемый «генералом» выпуска и его помощниками (адъютантами). Эти лица были непререкаемыми авторитетами для кадет, а власть «генерала» была в иные отношениях даже сильнее, чем власть директора корпуса. Выпускной совет вырабатывал общие решения по наиболее важным вопросам внутренней жизни, он чутко реагировал на каждый бесчестный поступок кадета, накладывал на него взыскания из арсенала собственных средств, но не менее чутко отзывался на допущенную по отношению к кадетам несправедливость и устраивал организованные выступления против их виновников (так называемые «бенефисы»). Предметом особого внимания совета являлась честь корпуса и охрана его репутации, в связи с чем проступки, бросающие пятно на корпус, карались чрезвычайно строго.

Полное участие в «традиционной жизни» начиналось обычно с 6-го класса, то есть с переходом в строевую роту. На младшие классы кадетские традиции распространялись лишь частично. Наиболее стройная система приобщения к кадетским традициям существовала в корпусах, где признавался "цук" - система внутренних карательных мер. Эта система возникла в школе гвардейских подпрапорщиков, созданной в 1823 году для подготовки офицеров гвардейской кавалерии. Цук был распространен во всех кавалерийских школах и училищах; считалось, что без него нельзя воспитать настоящего кавалериста. Любая замеченная промашка новичка в отношении с лошадью, снаряжением, оружием, в строю и просто в быту каралась наказанием со стороны старшего. Меры могли быть самые разные: приседания, отжимания, верчения, прыжки и пр. Поскольку служба в кавалерии считалась весьма престижной и составляла предмет желания каждого кадета, то корпуса, расположенные в непосредственной близости от кавалерийских училищ, признавали цук.

Вообще говоря, отношение к цуку было разное. Сторонники считали его демократическим средством, уравнивающим знатных и простых: все они, независимо от положения, становились «сугубцами» перед «благородными корнетами». Противники усматривали в нем унижение личного достоинства, надругательство над личностью. Спорили на эту тему долго, но убедить друг друга не могли. Спорщиков примирила жизнь.

Существовали и иные кадетские структуры. В Донском корпусе властвовал «атаман» выпуска, в помощь которому выбирался товарищ атамана и войсковой писарь. Старшие кадеты имели звания хорунжих, а оставшиеся на второй год - есаулов, причем эти последние пользовались особенным уважением, что подчеркивалось «званием» и рядом привилегий. В других корпусах, особенно в отдаленных районах России, влияние местных условий и традиций определяло иные виды кадетских структур. Однако при всем их различии существовали традиции, общие для всех корпусов, за соблюдением которых бдительно следила кадетская иерархия любой структуры.

Основной общей традицией являлось подчинение младших кадет старшим. Этим отрабатывались главные принципы военной организации: умение отдавать приказы и выполнять их. Подчинение требованиям старшего кадета считалось законом чести, но и старший не мог отдать необоснованный приказ, в особенности, если он унижал достоинство младшего. За этим следили еще более старшие, а за всеми ними - выпуск. Любая несправедливость, не говоря уже об издевательстве и оскорблении, каралась самым жестоким образом.

Подобные отношения существуют в любой организации, подчиняющейся своим внутренним законам. Жизненный опыт, знания и умение зрелых служат основанием для послушания со стороны молодых и менее искушенных. Так было всегда и в армии: к авторитету старых солдат прибегали и Суворов, и Наполеон. Так что в таком подчинении нет ничего необычного. Все дело в формах, в которых оно осуществляется. В российских кадетских корпусах даже в самую мрачную пору или жизни физическое насилие вообще было сведено к минимуму, что нашло отражение в кадетской заповеди: «Младшим не драться, старшим не расправляться насилием». Послушание младших происходило не от страха перед силой, а из сознательного чувства восхищения и гордости за старших товарищей, из желания им подражать, стать такими же ловкими строевиками, лихими традиционерами, хранителями заветов старины. В иных критических ситуациях эта подчиненность оказывалась эффективнее строгих приказов воспитательного персонала, особенно когда дело касалось кадетской чести.

Если традиция послушания младших родилась с самого начала существования кадетских корпусов, то традиция, предписывающая старшим заботиться о «братьях меньших», возникла значительно позже. Но она постоянно укреплялась, демонстрируя силу кадетского братства, ибо подлинная сила проявляется не в грубости, а в доброте. Отзывчивость, оказание помощи попавшему в беду собрату, заботливое отношение к сиротам были повсеместным явлением и принимали подчас весьма трогательные формы. Было, например, распространено, что питомцы корпуса опекают малолетних кадет-сирот, берут их на каникулы в свои семьи, делают подарки к праздникам.

Последующие события принесли кадетскому братству новые испытания. Благотворительности и милосердия оказалось недостаточно, тогда старшие товарищи взяли малышей под свою защиту и постоянную опеку. В суровую осень 1917 года кадеты строевой роты 2-го Московского корпуса, примкнувшие к юнкерам Алексеевского училища, выставили вооруженный караул для охраны помещений младшей роты. Об этом их никто не просил, а директор, боявшийся осложнений с новой властью, даже запретил. Запрет, однако, не подействовал. «Охранять младших кадет, как братьев» - отныне эта заповедь в моральном кодексе кадета стала одной из главных. Особенно ярко она проявилась в зарубежных корпусах. Старшие приняли на себя функции отсутствующей в эмиграции военной среды, а зачастую и родительского дома. В дореволюционной жизни воинское воспитание кадет было облегчено тем, что благодаря своей военной форме они были под постоянным наблюдением: офицеры-воспитатели и весь персонал в корпусе, а вне его юнкера и офицеры, с которыми приходилось встречаться, следили за их поведением и внешним видом. Им поневоле приходилось подтягиваться, они быстро приобретали выправку. В эмиграции дело обстояло по-другому. Персонал корпуса, особенно семейные офицеры и преподаватели, были очень стеснены материально, что часто вызывало небрежность их внешнего вида, а постоянная перегруженность — усталость и апатию. По этой же причине кадеты младших рот, особенно оставшиеся без семьи, не могли получить с их стороны должного внимания. В отпуске кадеты были предоставлены сами себе, их поведение зависело от собственного благоразумия и сознательности. А такие качества в младших кадетах надо было еще развить. Эту обязанность взяли на себя старшие кадеты, воспитанные в старых кадетских традициях.

Руководство корпусов поддержало такую инициативу и стало назначать авторитетных кадет выпускного класса помощниками офицеров-воспитателей во все отделения младших рот, до 4-го класса включительно. Они подучили название «дядек». Дядьки проводили все свое свободное время в помещениях опекаемых ими отделений, покидая своих питомцев только для подготовки и посещения уроков. Они учили кадетиков военному быту: вовремя подняться с постели, обиходить себя, встать в строй без опоздания, соблюдать чистоту и опрятность, уметь обращаться с предметами обмундирования, элегантно носить военную форму. Не менее важная задача дядек состояла в том, чтобы привить малышам особый кадетский дух, приучить соблюдать кадетские традиции. Постепенно между ними и подопечными устанавливались почти родственные отношения. Дядьки с любовью и заботой, а иногда и с отеческой строгостью, создавали из малышей хороших кадет, получая в ответ искреннюю привязанность, продолжавшуюся долгие годы после окончания корпуса.

Так сомкнулись в неразрывный круг две кадетские традиции: подчинение младших старшим кадетам и забота последних о своих младших товарищах. Извечный круг, в котором замыкаются со временем все, кто носит офицерские погоны.

Другой общей традицией было нерушимое товарищество и главным образом недоносительство. Истоки этой традиции долго искать не требуется: русский офицерский корпус всегда был славен своим крепким товариществом. Но вот недоносительство... Ведь некоторые воспитатели требуют, чтобы им рассказывали о проказах учеников, и доказывают, что сообщение о чьих-либо неблаговидных действиях является настоящим товарищеским долгом. В кадетских корпусах никакие доказательства такого рода не признавались ни начальством, ни тем более кадетской средой. Считалось, что некоторый выигрыш, получаемый воспитателем от своевременного «доношения», не сможет компенсировать моральный ущерб, который нанесло бы офицерскому корпусу воспитание потенциального доносчика. Этот принцип строго соблюдался во все времена. Жаловаться начальству на товарищей было недопустимо. Такому «фискалу» первый раз ставили на вид, а второй раз устраивали «темную», которую не выдерживал почти никто — через день-другой родители забирали виновного из корпуса. Начальство назначало расследование, но вели его воспитатели, сами бившие кадеты, вели спустя рукава, и все кончалось оставлением отделения без отпуска на ближайшее воскресенье. Благодаря такому отношению, доносительства практически не было или, как гласила кадетская заповедь: «В корпусах выдачи нет». Никакие следствия или дознания не могли вскрыть виновных в совершенном проступке, если сами кадеты не решали, что виновному надо сознаться. Причем это решение принадлежало не провинившемуся кадету, а общему постановлению. Неоднократно случалось, что отделение, а то и целая рота сидели без отпуска продолжительное время, не разрешая виновному сознаться. Бывали случаи, когда приходилось брать на себя чужую вину, ибо признание истинного виновника могло роковым образом сказаться на его будущем.

Другим проявлением крепкого товарищества были неуклонное выполнение общих вердиктов и согласованные действия в критических ситуациях, что выражалось известкой формулой: «Все, как один». Пример таких действий приводил Д.С.Лесков в «Кадетском монастыре». В 1826 году главным директором кадетских корпусов стал некто Давыдов, человек крайне безжалостный. Начал он свою деятельности с того, что в назидание всем прочим отправил в полк кадет, имевших наихудшие отметки по поведению. Оставшиеся решили выразить ему свое презрение. Сначала, находясь в строю, они не ответили на его приветствие. Затем отказались от гостинцев, которыми он их одарил. Когда солдаты стали разносить корзины по рядам, правофланговый кадет, взяв горсть конфет, успел шепнуть соседу:

- Конфекты не есть -в яму.

«...И в одну минуту "передача" эта пробежала по всему фронту с быстротою и незаметностью электрической искры, и ни одна конфекта не была съедена, Как только начальство ушло и нас пустили порезвиться, мы все друг за другом, веревочкою, пришли в известное место, держа в руках конфекты, и все бросили их туда, куда было указано.

Так и кончилось это демидовское угощение. Ни один малыш не слукавил и не соблазнился конфектою; все бросили. Да иначе и нельзя было: дух дружества и товарищества был удивительный, и самый маленький новичок проникался сим быстро и подчинялся ему с каким-то священным восторгом...»

Нередко случалось поступаться не только лакомствами, иные общинные действия грозили более серьезными последствиями участникам, но и тогда о нарушении товарищеского долга не могло быть и речи.

Традиции нерушимого кадетского товарищества предполагали бережное, деликатное отношение друг к другу, скрупулезное соблюдение правил общежития. Об этом красноречиво говорят кадетские заповеди:

«Не подводить товарища под ответ за свои поступки»,

«Если запачкался сам, не пачкай чистых»,

«Стеснять себя, чтобы не стеснять товарищей»...

Подобные моральные установки не оставляли места для бесчестных по отношению к товарищам поступков, поэтому такие пороки как воровство, утаивание чужих вещей в кадетской среде были просто немыслимы.

Традиции обязывали следить за внешним обликом кадет, их чистотою и опрятностью. Кадеты носили красивую, элегантную форму и должны были отличаться от гимназистов, реалистов и прочих «шпаков» особой щеголевато­стью. Тот, кто нарушал ее на улице, мог быть немедленно отправлен старшим кадетом обратно в корпус и попробуй он ослушаться этого досрочного прекращения отпуска. Так они сызмальства приучались ощущать себя представителями большого братства, гордиться принадлежностью к кадетской среде.

II

Часть кадетских традиций не имела глубокой содержательности и носила скорее озорной характер. Самой главной из этой части являлось ведение «Звериады» — нечто вроде летописной книги, в которой выпуск за выпуском записывались главные события в жизни корпуса, шутливые наблюдения за воспитателями, преподавателями и самими собой. Впервые эта летописная книга появилась в эпоху Николая I и называлась она тогда «Звери ада», причем под зверями понималось корпусное начальство и воспитательный персонал. Ее возникновение явилось платой кадет за суровые условия жизни и жесткую систему наказаний, поэтому «зверям» выдавалось полной мерой. Естественно, их реакция была крайне отрицательной, книгу приходилось тщательно прятать, что только укрепляло ее авторитет.

Впоследствии условия изменились, понятие «звери» расширилось и слилось со вторым словом, а книга приобрела почти официальный статус (начальство примирилось с ее существованием) и стала священной кадетской реликвией. Ее соответствующим образом и почитали: выносили, как знамя, на торжественные построения и собрания (разумеется, сугубо кадетские), отдавали честь и называли: «Ее превосходительство "Звериада"». Дня этого понадобилось придать ей достойный вид: книга имела богатый переплет под цвет корпусного погона, буквы с золотым тиснением, золотые застежки, великолепную бумагу, ее оформляли лучшие художники. Ответственность за ведение и оформление книги возлагалась на выпускной класс. В его тощем бюджете имелась специальная статья: «Сбор денег на "Звериаду"». Класс получал сию святыню на торжественном параде в 12 часов ночи после сдачи последнего экзамена их предшественниками и с этой поры должен был вписать к нее свою часть корпусной летописи. Для чтения «Звериада» отводился торжественный день (обычно корпусной праздник), в остальные дни «ее превосходительство» была недоступна никому, кроме выпускников. Общих канонов ведения «Звериады» не существовало, кроме того, что там не должно быть неприличностей:, хотя на первых порах пренебрегали и этим ограничением. Наиболее распространенную часть содержания книги составляли насмешки над воспитателями и педагогами, жуликом-экономом и другими лицами, а также шутливые страдания кадет, которые они испытывали из-за несправедливого устройства корпусной жизни:

Скорей померкнет мира свет,

На землю явится Создатель,

Чей прав окажется кадет,

А виноватым воспитатель!

Затем происходило собственно прощание и напутствие молодым:

Прощайте иксы, плюсы, зеты!

Здорово, шашки, кивера!

Ура! мы больше не кадеты,

А молодые юнкера!..

Усердно помоляся Богу,

Кадетам прокричав «Ура»,

Прощайте, братцы, нам в дорогу,

А вам уж спать давно пора...

Подобным образом писались «Звериады» всех корпусов. Их содержание заметно изменилось лишь в зарубежье. В этих «Звериадах» исчезло высмеивание педагогов и начальства, поскольку жизнь на чужбине требовала более бережного отношения друг к другу, зато возникли новые мотивы: тоска по Родине, память о павших товарищах, надежда на возвращение. Кадеты Русского корпуса с гордостью писали:

Далекой Родины заветы

Средь гор чужой для нас земли

В сердцах измученных кадеты

С любовью свято сберегай.

В нем сердце трепетной России

Хранит свой прежний гордый вид,

Наперекор чужой стихия

В нем дух таинственный горит...

Им вторили крымские кадеты:

Нас воспитал орел двуглавый,

Смертельно раненый в бою,

Покрытый громом вечной славы,

Он не склонил главу свою...

Не забывай же корпус Крымский,

Гордись везде, что ты кадет,

Борись всегда за стяг Российский,

Служи Отчизне весь свой век!

 

Несмотря на в общем-то озорной характер, «Звериада» несла и воспитательные функции. К ней прикладывались наиболее значительные постановления «выпускного совета», а также бойкотный лист, хранящий вечную память о тех, кто и за что подвергался столь суровому наказанию.

К числу других повсеместно распространенных шутливых традиций относились «Похороны» и «Парады».

«Похороны» проводились обычно дважды в году. Первый раз «хоронили» анатомию, второй раз химию и все другие науки. Процедура была такова: столярами, то есть кадетами, занимавшимися в столярном кружке, изготавливался гробик. В него складывались учебники по анатомии, а сверху - вырванный из учебника же рисунок человеческого тела со всеми органами и мышцами. Около полуночи кадеты, закутанные в белые простыни, выбирались тайком из спальни и шли в заранее назначенное укромное место, где предварительно была вырыта могила. Укромное - потому что участники процессии несли зажженные свечи и не должны были привлекать лишнего внимания. Иногда, у могилы разжигался костер. «Погребение» сопровождалось стенаниями и речами, в которых против обыкновения о покойнице и ее покровителях говорились не совсем лестные вещи. Затем по всем правилам воинского ритуала происходил торжественный марш. В приказе, отдававшемся по этому случаю, форма одежды определялась такой: 1) фуражка, 2) сапоги, 3) пояс, 4) адамов костюм. Не надеть пояса считалось неприличным.

Таким же образом хоронили химию и прочие науки. Иногда из-за недостатка учебников «положение во гроб» надоевших наук происходило символически.

«Парады», называемые традиционными, в отличие от официальных, корпусных, проводились как минимум дважды в год. Первый раз в день передачи «Звериады» и прощания с выпускниками, второй раз - в корпусной праздник, после официальных торжеств. В отличие от «Похорон» они проходили в серьезной атмосфере, со строгим соблюдением обычных воинских правил: построение, рапорт «генералу», вынос «Звериады», зачитка приказов и прохождение торжественным маршем. Приказы касались внутренней кадетской жизни: перевода из сугубцев в кадеты или каких-либо других важных событий. Окончание парада сопровождалось пением кадетских песен.

Помимо описанных общих каждый корпус имел собственные традиции. Их наличие определялось желанием иметь свое лицо и отличительные особенности. Об этом говорил прежде всего «кадетский журавель» — девиз-двустишие, также озорного характера. Существовало их великое множество и порой было трудно узнать, какой же из них «официальный». Журавель псковских кадет гласил: «На шпаргалки портачи то зубрилы-псковичи». Объективно он отражал тот факт, что выпускники Псковского кадетского корпуса славились наиболее высоким уровнем подготовки, а кто его придумал, сами зубрилы или их завистники, - неизвестно.

«Полчане; как жиды, всегда вместе, все на "ты"» - журавель полоцких кадет отражал их особую сплоченность и правило говорить друг другу «ты», независимо от возраста, положения и времени окончания корпуса. Кстати, такого же правила придерживались выпускники Пажеского, 1-го кадетского, Сибирского, а позже всех зарубежных корпусов.  «А как выпить-закусить, у донцов надо спросить» - пели про себя кадеты Донского корпуса, хотя точно неизвестна были ли на самом деле донцы такие молодцы или только хвалились.

Во многих корпусах праздновался так называемый «царский отбой» - день окончания уроков в 7-м классе и начала подготовки к выпускным экзаменам. Отмечался он по-разному. Например, в Крымском корпусе отбой игрался небольшим оркестром, после чего кадеты выносила на руках преподавателя последнего урока и пускались в пляс в ротном коридоре под завистливые взгляды свою младших товарищей, которым предстояли еще две недели скучного учения.

Подобный праздник в 1-м Московском кадетском корпусе происходил так. 7-й класс выстраивался на широкой лестнице, выходящей в парк, и лишь горнист начинал играть сигнал «на уроки», как старшеклассники затягивали старую песенку:

Дети, в классы собирайтесь,

Не толпитесь, не ругайтесь,

Ротный наш глядит в окно,

Уж покинул воспитатель

Свою теплую кровать,

И спешит преподаватель

На урок не опоздать.

Припев: "Буки-аз, буки-аз, счастье в грамоте для вас"

Кадеты, поднимаясь по лестнице, бросали счастливым выпускникам медяки, как бы за пение. В этом же корпусе существовал «шванц-парад», который устраивался выпускниками после получения назначения и военные училища. Парад открывали вышедшие в пехоту, как самые многочисленные. Форма зависела от воображения. Например, пехота могла пройти в вывернутых  наизнанку мундирах и самодельных бумажных киверах, кавалерия пронестись верхом на палочке в кальсонах, а артиллеристы тащить водосточную трубу и швабру, символизирующие пушку и банник.

Там, где признавался цук, происходило ежегодное посвящение в кадеты. Накануне церемонии собирался «корнетский комитет» и определял, кого из кадет, пока еще «сугубого зверя», не запятнавшего кадетскую честь ябедничеством, подлизыванием и прочими грехами, можно перевести в кадеты. «Генерал выпуска» зачитывал соответствующий приказ, после которого производилась «рубка хвостов»: вновь произведенным отсекали «хвост» рапирой, что символически означало переход в человеческое состояние.

В других корпусах церемония посвящения в кадеты имела свои особенности, но везде, несмотря на шутливый характер, она несла в себе определенный воспитательный заряд. Тот, кто не производился в кадеты наравне со всеми, получал предметный урок. Более того, кадетский приговор, как правило, принимался во внимание начальством при выпуске и в дальнейшей службе.

Многие традиции при своем конкретном воплощении учитывали особенности отдельных корпусов. Это в первую очередь касалось Донского корпуса, ориентированного на самобытный уклад казачьей жизни. Специфической традицией этого корпуса было проведение Войскового Круга.

Заседания Круга шли серьезно, в торжественной обстановке. Присутствующие с должной почтительностью встречали появление атамана с его символами власти - булавой и бунчуком. Затем выносилась «Ее превосходительство - "Звериада"». Объявлялась повестка дня. Вопросы решались по казачьему обыкновению (по «обыку») - общим «присудом». На мелочах не задерживались, глупостями не занимались. Причины к созыву бывали разные: заказ выпускного жетона, устройство бала или вечеринки, неблаговидный поступок какого-либо кадета и его наказание. Нарушитель мог получить выговор, объявленный наедине или с вызовом провинившегося на заседание Круга, оказаться на «красном» положении, то есть подвергнуться частичному, временному или полному бойкоту, «темной», а за особо неблаговидный поступок - публичной порке. В последнем случае придерживались старинного обычая: «маненько поучить плетюганом». По тому же обычаю провинившийся потом вставал и, кланяясь на все четыре стороны, благодарил за то, что «поучили уму-разуму». Донцы выбирали «даму выпуска», или «атаманшу», которая входила в состав традиционного начальства и пользовалась особым почитанием. Вообще Донской корпус отличался строгой приверженностью казачьим традициям, о чем говорит и официальный корпусной девиз: «Верны заветам старины».

III

Кадетские традиции возникали в недрах кадетской среды. Но помимо них существовали официальные традиции кадетских корпусов. Это прежде всего их история, корпусные праздники, процедура проведения которых была у каждого корпуса своя (как и меню праздничного обеда), торжественные построения и марши по улицам города, храмовые праздники и дни поминовения, церемония прибивания знамени к древку, публичные концерты, спортивные выступления и пр. У каждого корпуса был свой цвет погона и его маркировка, свой девиз, выпускной жетон (нагрудный знак). Некоторые корпусные традиции смыкались с кадетскими, что особенно ярко проявилось в так называемых кадетских заповедях. Их авторами могли быть кадеты, воспитатели, даже сам директор. Авторство в данном случае не имело значения, лишь бы данное правило соответствовало общему настрою и разделялось кадетской средой. Наиболее полно кадетские традиции нашли отражение в «Правилах Русского корпуса» или «Заветах генерала Адамовича своим кадетам».

Вот наиболее важные из них.

Самое главное

Быть верными старой России и относиться уважительно к ее прошлому.

Уважать русские старые обычаи.

Охранять нашу национальность.

Сохранять русский строй и выправку.

Подчиняться не рабами, а доброй волей.

Отношение к корпусу

 

Любить корпус, как любят старые кадеты.

Не грязнить гнездо и будущие воспоминания о своем детстве, отрочестве и юности.

Оберегать дом в корпусе и все в нем.

Соблюдать в корпусе гостеприимство к старым кадетам.

Не набрасывать тень на кадет своим поведением вне корпуса.

Соблюдать форменность кадетской одежды.

Облик кадета

Быть бодрым.

Закалять свою волю.

Терпеть безропотно лишенья» (К.Р.)

Смотреть людям в глаза.

Быть честным во всем.

Помнить, что честен в великом лишь честный в малом.

Не лгать.

Не хвастаться.

Не хамствовать.

Не быть грубым.

Не сквернословить.

Соблюдать трезвость.

Знать свои недостатки.

Не оправдываться ни тем, что «все по-волчьи воют», ни тем, что «один в поле не воин».

Быть, а не казаться.

Быть благодарным (благодарность - первый взнос в уплату долга и «шестое чувство человека»).

Взаимоотношения

Помогать товарищам.

Не завидовать.

Поддерживать выдающихся.

Не нарушать правил собственности.

Делиться.

Не делать бесчестного даже ради товарищества.

Не подводить товарищей под ответ за свои поступки.

Не преклонять служебный долг перед долгом товарищества.

Не оскорблять. Помнить: оскорбление товарища оскорбляет товарищество.

Младшим не драться, старшим не расправляться насилием.

Уважать молящегося.

Охранять младших кадет, как братьев.

Если загрязнился, не грязни чистых.

Не дружить во вред товариществу.

Поссорившись, думать о мире.

Не доносить и не сплетничать.

Из правил общежития

Не лишать товарищей удобств общежития.

Стеснять себя, чтобы не стеснять товарищей.

Не бояться быть вежливым.

Уважать чужое горе, печаль, радость и веселье, сон, труд и покой.

Не выдавать грубостью и руганью своей ненаходчивости и ограниченности.

Не барствовать перед прислугой.

Не брать пищу до раздачи. Соблюдать за едой приличие.

Не проявлять и не высказывать брезгливость.

Из корпусных правил

Все кадеты должны:

а) следить за почитанием младшими кадетами старших;

б) следить за нравственностью младших кадет;

в) следить за дружественными отношениями между всеми кадетами.

Старшие кадеты не должны злоупотреблять своим старшинством.

Воровство карается исключением из корпуса кадетской средой.

Кадеты должны приветствовать бывших кадет, носящих жетон корпуса.

Каждый выпуск должен делать не то, что ему хочется, а то, что требует благо корпуса.

 

 

 

ЭТИКЕТ ДЛЯ КАДЕТ

 

Для пополнения офицерского состава русской армии в России в начале 18 века открываются кадетские корпуса, куда принимаются дети офицеров. Воспитывались учащиеся этих корпусов, кадеты, в духе высоких понятий офицерской чести. Кроме того, им преподавались правила этикета. В 1779 году лейб-гвардии Преображенского полка подпрапорщиком Петром Калязиным были составлены «Общие правила этикета для кадетских корпусов, которыми должны руководствоваться кадеты и гардемарины». Приводим их полностью, поскольку этим правилом могут следовать и представители нынешнего молодого поколения.


О пристойном положении корпуса

Держи корпус прямо, когда стоишь или сидишь, голову наклонивши немного вперед. Не верти ею часто, но ежели надобно, то с важностью и благопристойностью обороти.

Не морщи лба и носа.

Глазами не повертывай по сторонам, но держи их обыкновенно немного потупя. Не смотри ни на кого гордо или презрительно.

Когда руками ничего не делаешь, держи их около себя, только не за спиной или в карманах. Не потирай руку об руку, не щупай без нужды волос и лица.

Когда сидишь, то ноги держи ровно на земле, не подгибай их и не очень отстанавливай, также не протягивай далеко от стула.

Утирайся тихонько и для того имей всегда при себе платок. Также и сморкать должно, а высморкнувши, не смотри в платок.

Разговаривая или слушая кого, не делай неприличных телодвижений: между прочим, не махай головой, изъясняя твои мысли, делая знак каждому сказанному или слышанному слову.

Воздерживайся от неблагопристойных телодвижений руками; не щупай без нужды портупеи, перчаток, платка или другого чего, не хрустай руками, потягивая их. Также не стучи ногами наподобие барабанного боя.

Наблюдай чистоту и опрятность в форме без всякого пристрастия и знака суетности.

 

О походке

Не ходи очень споро, и не очень тихо, без фигур и верхопрашества, но разменно и с благопристойною важностию. Идучи, не переваливайся и не трясись корпусом. Также рук не распускай без нужды. Не бей ногами по земле крепко и не волочи их. А всходя по лестнице, более одной ступени не переступай.

Прогуливаясь с почтительной особой, надобно наблюдать, что когда она остановится, тогда и ты остановись. Не оборачивайся прежде ее, а ежели должно оборотиться, то оборотись лицом к ней, а не плечами.

Противно благопристойности с человеком высшего достоинства идти равным шагом, но должно за ним следовать несколько подалее от него, как на половину шага, чтоб можно слышать удобно его разговор.

Ежели идешь между двумя равными, коих ты достойнее, тогда оборачивайся то к тому, то к другому, а ежели неравными, то к старшему.

Разговаривая с почетной особой, не опирайся на что-нибудь и не очень близко подходи к ней, но стой в некотором расстоянии.

Противно благопристойности скидать сапоги или башмаки в присутствии почетных гостей.

 

О речах и разговорах

Рачительно старайся в обращении быть скромным и умеренным без суровости, непринужденным и вольным без легкомыслия и задумчивости, тихим и приятным без пристрастия ласкательства, откровенным и чистосердечным с благоразумием и скромностью, приятным и полезным обращающемуся с тобою.

Говорить должно умеренным голосом, не очень медлительно и не весьма скоро, ни грубо, слабо и громко, да и не так тихо, чтоб другой не мог слышать явственно.

Не смейся без причины, а когда надобно, то не хохочи громко.

В дружеских разговорах непристойно употреблять длинные периоды и ученые знаменования. Также в таких собраниях неприлично оказывать свое учение.

Не разговаривай ни с кем спесиво и презрительно, но всегда покорным и почтительным образом, чрез чтоб оказывал почтение разговаривающему с тобою, а наипаче с людьми почтенными, при которых из почтения удерживайся от слов, изъявляющих твой гнев подчиненным.

Благопристойность требует говорить редко о том, что служит к похвалению самого себя, а ежели необходимо надобно, что-нибудь сказать, то должно изъяснить немногими словами, с кротостию, умеренностию, не унижая других и не возвышая себя перед прочими. Весьма неприлично предлагать собранию о том, что не согласуется со временем и особями. Например, о печальном в веселостях, о подлых и маловажных вещах собранию разумных и ученых пред незнающими и простыми людьми рассказывать о высоких и важных материях. Не прерывай разговора других, хотя бы и знал, что твои речи не будут им противны, но дай время окончить, слушая его порядочно и благопристойно, не отвращаясь.

Когда взойдешь в обращение, то не говори на таком языке с одним из присутствующих, которого прочие не разумеют Также не шепчись ни с кем, а пошептавшись не смейся, чтоб через сие не озлобить других.

Весьма неучтиво, сидя за столом, класть руки на оный. Но не менее грубо по стулу протягиваться непочтительным образом.

Неприлично за столом обращать глаза по сторонам или устремлять свой взор на одного из присутствующих или на кушанье, поставленное против тебя.

Не наклоняйся над кушаньем, но немного уклонись, когда хлебаешь, и тотчас опять сядь прямо, остерегаясь, чтоб не накапать на себя или на скатерть. Не пей из тарелки, но употребляй к тому ложку, которую не всегда зачерпывай полну, также не скобли ею по дну тарелки.

Когда кушаешь, то не чавкай. Кости, также косточки из плодов должно класть на край тарелки.

Рюмку не переливай. Не пей, имея во рту кусок. Также пьючи, глаз не взбрасывай.

Салфеткой не утирай поту и носа.

За столом не чисть в зубах и не полощи рта, также и после стола при других.

 

ЗАВЕТЫ КАДЕТУ

 

  1.Быть верным России.

  2. Соблюдать православие, уважать молящихся.

  3. Помнить чье имя носишь.

  4. Любить корпус.

  5. Уважать и почитать старших.

  6. Соблюдать форму кадетской одежды.

  7. Подчиняться по доброй воле.

  8. Сохранять строй и выправку.

  9. Быть добрым, закалять свою волю.

10. Смотреть людям в глаза.

11. Быть благородным. Быть, а не казаться.

12. Быть честным во всем.

13. Безропотно терпеть лишения.

14. Не лгать, не хвастаться.

15. Не быть грубым, не хамствовать.

16. Не сквернословить, не вести себя грубо и нагло.

17. Быть чистоплотным.

18. Быть скромным, соблюдать приличие.

19. Знать свои недостатки.

20. Не оправдываться.

21. Всегда помогать товарищам.

22. Поддерживать выдающихся кадет.

23. Делиться.

24. Не оскорблять.

25. Не драться, не бить младших.

26. Охранять младших кадет как братьев.

27. Не соблазняй.

28. Поссорившись, думай о мире.

29. Не доноси и не сплетничай.

30. Презирай развратников, воров и хулящих корпус.

31. Будь почтителен в общежитии.

32. Не бойся быть вежливым.

33. Уважай чужое горе, печаль, труд, сон и покой.

34. Никогда не бери пищи до раздачи.

35. Соблюдай за едой приличие.

36. Не проявляй и не вызывай брезгливость.

 

КОДЕКС ЧЕСТИ КАДЕТА

 

« Береги честь смолоду »

А. Суворов

Кадет - сын великой России.

Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими.

Определи свои обязанности перед Богом, Россией и людьми, тогда и права свои определишь верно.

Обращайся с другими так, как ты хочешь чтобы обращались с тобой.

Ты должен быть достойным своих великих предков.

Работай так, чтобы тебе верили.

Работай так, чтобы после тебя ничего не переделывали.

Чтобы работать радостно, всегда будь творцом.

Старайся поделиться со всеми своей радостью.

Дружи со своими младшими братьями.

Тобой должны гордиться твои друзья.

 

 

ЗАПОВЕДИ ТОВАРИЩЕСТВА

 

Эти 12 «заповедей» в 1913 г. были отпечатаны и разосланы

Главным Управлением Военно-Учебных Заведений

во все кадетские корпуса и военные училища для помещения на стенах.

 

I

Товариществом называются добрые взаимные отношения вместе живущих или работающих, основанные на доверии и самопожертвовании.

 

II

Военное товарищество доверяет душу, жертвует жизнью.

 

III

На службе дружба желательна, товарищество обязательно.

 

IV

Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества.

 

V

Долг товарищества преклоняется перед долгом службы.

 

VI

Честь непреклонна, бесчестное во имя товарищества остается бесчестным.

 

VII

Подчиненность не исключает взаимного товарищества.

 

VIII

Подвод товарища под ответственность за свои поступки - измена товариществу.

 

IX

Товарищество прав собственности не уменьшает.

 

X

Отношение товарищей должно выражать их взаимное уважение.

 

XI

Честь товарищей нераздельна.

 

XII

Оскорбление своего товарища - оскорбление товарищества.

 

 

 

 

ОБ ОБРАЩЕНИИ "ТЫ" или "ВЫ"

 

 

Во всех кадетских корпусах Российской Империи все кадеты неизменно обращались друг к другу на "ТЫ". И это было вполне естественно, потому что поступали мальчики в кадетские корпуса десяти-одиннадцати лет, и обращение к однокашникам на "ВЫ" казалось им противоестественным.

Право говорить другому "ТЫ" сохранялось и по окончании учебы. Окончившие корпус кадеты неизменно носили на левой стороне кителей, рубашек или мундиров знак корпуса, по которому и легко узнавали друг друга бывшие кадеты того или иного корпуса. Они уже обращались друг к другу на "ТЫ" без брудершафтов и иных ритуалов. Господа офицеры обычно распространяли эту традицию и на кадет.

   

Вспоминается рассказ нашего покойного председателя Юрия Владимировича Щербович-Вечор, начинавшего свою кадетскую биографию еще в Петербурге, в Первом корпусе, где уже укрепилась традиция обращения на "ТЫ" всех кадет, независимо от возраста, чина или должности. Как-то, будучи в первом классе, Юра был отпущен в увольнение и гордо шагал по Николаевскому мосту. Навстречу шел старик в шинели с красными отворотами и с большой, почти по пояс, бородой. Засмотревшись на эту великолепную бороду, Юра совершенно забыл о том, что генералов положено приветствовать, становясь во фронт.

Старик, а им был Николай Иудович Иванов, оказался бывшим кадетом Первого корпуса, генералом от инфантерии, то есть высшим чином Императорской армии. Генерал, естественно, остановил кадета и спросил, почему тот не поприветствовал его так, как положено. Юра что-то залепетал в ответ, называя генерала Ваше Превосходительство. Генерал же оборвал этот детский лепет вопросом, знает ли он, что ему надлежит обращаться к генералу Иванову на "ТЫ", ибо он тоже Первого корпуса. При этом он расстегнул шинель и показал Юре знак корпуса на своем кителе.

Понимая, что мальчик, вероятно, едет в краткосрочный отпуск впервые, генерал Иванов не вернул его сразу в корпус, а ограничился приказом доложить по возращении о том, что кадет Щербович не встал во фронт генералу. Юра приказ честно выполнил, и весь инцидент кончился для него стоянием "на штрафу" — наказание, которое все мы, кадеты, вспоминаем безо всякого удовольствия...

По окончании корпусов огромное большинство кадет переходили в военные училищ и становились юнкерами. Тут дело существенно менялось. Для перехода на "ТЫ" с бывшими кадетами других корпусов нужно было обрести их дружбу и проделать маленький ритуал: выпить стакан вина или рюмку водки, скрестив правые руки с новым товарищем. Этот же ритуал надлежало выполнить при переходе на ТЫ" и с другими офицерами по выходе из училища в полк. Здесь нужно было быть осторожным и не обращаться к офицеру на "ТЫ", пока тот раза два не напомнит о брудершафте.

В кадетских корпусах, в младших ротах все педагоги обращались к кадетам на "ТЫ", а кадеты к педагогам на "ВЫ". Так было даже в тех корпусах, где соблюдалась традиция разговора на "ТЫ" между всеми воспитанниками этого корпуса.

С удовольствием вспоминаю, как наш новый воспитатель, принявший наше отделение при переходе в четвертый класс, во вторую роту, неожиданно начал называть нас на "ВЫ", тем самым подчеркивая, что мы уже не дети. Это было очень приятно. Капитан Трусов стал тогда же выдавать нам полностью деньги, получаемые от родителей на карманные расходы, а не хранить их у себя и выдавать по динару-двум "на яблоки", как это делал прежний воспитатель.

 

Единственный корпус, где все обращались на "ВЫ", был Пажеский Его Величества. Но здесь курс начинался с четвертого класса и был целый ряд ограничений для поступления в него.

Бывшие кадеты разных корпусов, встречаясь друг с другом в частной жизни и даже в офицерской среде, всегда обращались между собою на "ВЫ", хотя бы потому, что просто не знали, с кадетом ли они говорят. Обращение на "ТЫ" кадет разных корпусов завел в эмиграции председатель общекадетского объединения сначала в Белграде, а потом в Париже полковник Борис Дмитриевич Приходкин. С тех пор и мы в эмиграции общаемся между собою на "ТЫ". Кажется, эта традиция   начинает   приживаться и у суворовско-нахимовских ветера­нов, тоже считающих себя кадетами.

 Владимир БОДИСКО,

кадет I Русского Великого князя Константина Константиновича корпуса (в Сербии).

 

ИСТОРИЯ ДУЭЛЕЙ

 

Существует предположение, что первым поединком в России была дуэль в Москве между Гордоном и майором Монтгомери (1666 год). Позже число дуэлей стало быстро расти. 25 декабря 1682 года появляется указ, который устанавливает право служилых людей носить оружие, а также запрещает поединки. Петр I, несмотря на свое пристрастие к европейским порядкам и обычаям, сразу же вступает в борьбу с дуэлями. «Уложение Шереметева» (1702 год) жестоко карает даже за вызов на дуэль, «Краткий артикул» (1706 год) наказывает смертной казнью за поединок, не имевший трагических последствий.

 

Много лет спустя в «Уставе воинском» (1715 год) поединкам уже посвящена особая 49-я глава: «Патент о поединках и начинании ссор». В нем провозглашался следующий принцип: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может». Затем определялся порядок действий для оскорбленного. Он, как и каждый, присутствовавший при оскорблении, должен был безотлагательно донести о том военному суду. При этом каралось даже промедление этого донесения. Вызов на поединок навлекал на дуэлянта лишение чина, объявление его не «годным», штраф и конфискацию части имущества. А вот за выход на дуэль и обнажение оружия смертной казни подвергались не только дуэлянты, но и секунданты.

Борьба Петра Великого с поединками дала неплохие результаты. Однако с ростом влияния на русскую жизнь иностранцев при Анне Иоанновне и с оглядкой на французскую моду при Елизавете Петровне поединки учащаются. Екатерина II выпускает «Манифест о поединках». Правда, уже после четверти века своего правления. Он действовал долго, сохраняя свою силу до издания Свода Законов (1832 год) и Свода Военных постановлений (1839 год). Манифест признавал дуэли чужестранным для России насаждением. Вызов и выход на дуэли навлекали на виновных, «яко ослушников закону», уплату штрафа («бесчестья») судье, «суд коего они презрели». Обидчик же, начавший поединок и обнаживший шпагу, «яко нарушитель мира и спокойствия», подвергался пожизненной ссылке в Сибирь.

Но и самые суровые меры не смогли искоренить дуэли. Русский криминалист Спасович в защиту поединка выдвигал следующие аргументы: «Обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом — жизнью за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступаться. Он имеет основание то же, что и война».

Яростными противниками дуэлей были Наполеон Бонапарт и Николай I. Французский император считал, что «никто не имеет права рисковать своей жизнью ссоры ради, так как жизнь каждого гражданина принадлежит отечеству; дуэлист — плохой солдат».

А вот как высказывался император Николай I: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал».

На 40-е и 50-е годы 19 века падает расцвет, своеобразный культ дуэлей в России.

Помимо исторических поединков Пушкина с бароном Геккерн-Дантесом (1837 год), Лермонтова с бароном де Барантом (1840 год) и с Мартыновым (1841 год), в эти годы в России было множество других дуэлей. Здесь и схватка поэта-декабриста Рылеева с князем Шаховским (1824 год) и Новосильцева с Черновым (1825 год), закончившаяся смертью обоих, и Беклемишева с Неклюдовым.

 

Заметим, что дуэли между женщинами были в России редкостью, хотя тоже случались. Во Франции же в 17 веке, во времена кардинала Ришелье, скрестили шпаги маркиза де Несль и графиня де Полиньяк, а в 1701 году — графиня Рокка и маркиза Белльгард. При Людовике XIV блестящая фехтовальщица оперная певица Мопэн на балу заколола несколько мужчин. В 1868 году в Бордо стрелялись две француженки, одна из них была тяжело ранена. Француженка мадам Шашеру в 1872 году, узнав, что муж не потребовал сатисфакции, сама вызвала на дуэль обидчика и серьезно ранила его в поединке на шпагах. А в 1888 году в поединке на шпагах француженка де Вальзиер ранила американку Шильби.

Примечательно, что ни в одном деле о поединках не встречается ссылок на какой-либо дуэльный кодекс и, как правило, отсутствует даже протокол условий самого поединка. Что же касается этих условий, то суровость их представляется чрезвычайной. Лишь в исключительных случаях назначалась дистанция в 25 шагов. Как правило, она составляла 15, 10, 8 и даже 3 шага (дуэль Рылеева с Шаховским). Встречались также и условия стреляться «до повалу».

Необычайно интересны данные, собранные генералом Микулиным о дуэлях с 1894 по 1910 годы. В них участвовало: генералов — 4; штаб-офицеров — 14; капитанов и штабс-капитанов — 187; поручиков, подпоручиков и прапорщиков — 367; гражданских лиц — 72. Из 322 поединков 315 происходили с применением огнестрельного оружия. И если в 241-м случае дуэлянты выпустили друг в друга лишь по одной пуле, то в 49-ти схватках каждый из них сделал по 2 выстрела. И самое удивительное, что противоборцы стреляли друг в друга и по 3 раза (12 случаев) и даже по 5 и 6 раз.

 

ДУЭЛЬНЫЙ КОДЕКС

 

1. Дуэль может и должна происходить только между равными.

2. Основной принцип и назначение дуэли - решать недоразумения между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи.

3. При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком.

4. Между разночинцами дуэли возможны, но являются аномалией, не отвечая своему назначению.

5. Оскорбление есть посягательство на чье-либо самолюбие, достоинство и честь. Оно может быть нанесено на словах, письменно и действием.

 

6. По степени тяжести оскорбления бывают трех степеней оскорбление простое или первой степени, оскорбление тяжкое или второй степени, оскорбление действием или третьей степени...

 

7. Оскорбления, направленные против самолюбия, не затрагивающие честь, нарушение вежливости, несоблюдение известных обязанностей относительно лица, исполнение которых последнее вправе ожидать, суть оскорбления первой степени.

 

8. Оскорбления, направленные против чести или достоинства лица, диффамация, оскорбительные жесты, не переходящие в область оскорбления действием, суть оскорбления второй степени.

9. Диффамация есть вменение известному лицу такого поступка, который не допускается правилами чести или не согласуется с достоинством данного лица.

10. Угроза нанести оскорбление действием – также составляет оскорбление второй степени.

 

11. Оскорбления действием или третьей степени есть реально выраженное агрессивное действие одного лица по отношению к другому.

12. При оскорблении действием прикосновение равносильно удеру. Степень тяжести оскорбления не зависит от силы удара. Нанесение поранения равняется оскорблению действием.

13. Если в ответ на оскорбление действием оскорбленный нанесет также оскорбителю оскорбительное действие, то это отнюдь не может считаться удовлетворением, и оскорбленным остается получивший первым оскорбление.

14. Обстоятельства, изменяющие степень тяжести оскорбления, зависят: от личности оскорбленного, от личности оскорбителя, от способа нанесения оскорбления. Тяжесть оскорбления, нанесенного женщине, повышается на одну степень...

 

15. При неверности жены муж считается оскорбленным...

16. Все оскорбления, нанесенные имени рода, суть оскорбления второй степени.

17. Все оскорбления, нанесенные женщиной, считаются оскорблениями первой степени.

18. Оскорбления могут быть нанесены умышленно или неумышленно. В последнем случае при извинениях инцидент должен считаться исчерпанным.

 

19. Оскорбленный имеет право выбора для дуэли рода оружия: шпаг, пистолетов или сабель.

20. При оскорблении действием оскорбленный имеет право выбора оружия, рода дули, расстояния и пользования собственным оружием, причем остальные условия дуэли решаются секундантами, или по взаимному соглашению, или по жребию.

21. Оскорбления имеют личный характер и отомщаются лично.

22. Неумение пользоваться оружием ни в коем случае не может служить поводом для замены или для отказа от дули.

23. Замена допускается при следующих степенях родства:

     24. сын имеет право заменить отца, внук деда, правнук прадеда и наоборот;

     25. брат брата, племянник дядю и так далее до троюродных степеней родства включительно. Зять тестя и наоборот...

 

26. Оскорбление, нанесенное женщине, ее лично не касается, а непосредственно падает на ее естественного защитника, который и становится оскорбленным лицом, причем степень тяжести оскорбления повышается на одну ступень.

27. Нравственное и честное поведение женщины является необходимым условием для допустимости дуэли.

28. Если в момент нанесения оскорбления женщина будет без сопровождающего лица, то права требования удовлетворения за нанесенное оскорбление принадлежит любому из присутствующих посторонних лиц.

29. Ответственность за нанесение оскорбления женщиной падает на ее ближайшего дееспособного родственника до троюродных степеней родства включительно, наличность которого освобождает всех остальных от ответственности.

30. Все оскорбления, нанесенные женщиной, включая оскорбление действием, считаются оскорблениями первой степени.

 

31. За одно оскорбление должно и может быть только одно удовлетворение

32. При оскорблении, нанесенном имени рода, все его члены, являясь оскорбленными лично, имеют право, все по очереди, требовать удовлетворения за нанесенное оскорбление.

33. За напечатанную оскорбительную статью несет ответственность автор.

34. В пяти случаях ответственным является также редактор:

     35. когда подписавший статью отказывается дать удовлетворение,

     36. когда подписавший статью скрывается,

     37. когда дуэль с ним является в данное время невозможною,

     38. когда дуэль с ним недопустима вследствие его недееспособности и

     39. если доказано, что статья подписана подставным лицом и что за подписавшим ее скрывается другое неизвестное лицо.

 

40. Секунданты являются в течение дули судьями противников и, как таковые, должны быть равного с ними происхождения.

41. Секундант должен обладать следующими обязательными качествами:

     42. честностью,

     43. беспристрастием,

     44. отсутствием личных выгод в исходе данного дела,

     45. физическими и умственными качествами, необходимыми для достойного выполнения своего назначения.

 

46. Получив оскорбление, оскорбленный должен заявить своему противнику: «Милостивый Государь, я пришлю Вам своих секундантов». Если противники не знакомы друг с другом, они обмениваются карточками и адресами...

47. При оскорблении действием извинения не допускаются.

48. Действительны только извинения, сделанные в присутствии всех секундантов.

49. Извинения на месте поединка не допускаются...

Град Св. Петра. 1909 год.

 

О служебном этикете военнослужащего Российской армии

Первым кодексом советской военной этики была книжка красноармейца (1918 год). В ней нашли отражение ее важнейшие положения. А в годы Великой отечественной войны (1941-1945) такие качества, как патриотизм и ненависть к врагу, воинская честь и мужество, героизм и самоотверженность человека в военной форме проявились в полной мере.

Военного человека от обыкновенного смертного во все времена отличали мундир, знаки различия и т. д.

В Красной Армии для определения принадлежности к ее составу в 1918 году устанавливают нагрудный знак в виде венка из лавровых и дубовых веток. А поверх венка располагается пятиконечная звезда, покрытая красной эмалью. В центре звезды — эмблема «плуг и молот». Кроме того, в том же 1918 году установлен и значок-кокарда для головного убора красноармейцев и командиров — пятиконечная звезда с эмблемой «плуг и молот». На воротниках шинелей и гимнастерок — петлицы соответствующего цвета (по роду войск).

А в январе 1919 года знаки различия военнослужащих были введены в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Это были нарукавные знаки из алого сукна. Нашивались они на левый рукав гимнастерки и шинели (над обшлагом). С 31 января 1922 года знаки различия военнослужащих размещаются на специальном клапане, который нашивается посередине левого рукава шинели и гимнастерки.

6 января 1943 года — знаменательный день для нашей армии. Именно в этот день Президиум Верховного Совета своим указом вводит для личного состава Красной Армии, а 15 февраля — и для Военно-Морского флота погоны.

 

О воинском пориветствии

Одним из старинных воинских ритуалов, сохранившихся и поныне, является отдание воинской чести. В царской армии к военному головному убору прикладывали 2 пальца, в Советской и Российской — ладонь. Возникла эта традиция еще в 13 веке у рыцарей. Когда при встрече в «чистом поле» они не имели намерения вступать в бой, то поднимали забрала своих металлических шлемов. И хотя позднее их заменили каски, треуголки, папахи и т. п., обычай подносить руку к голове в знак дружелюбия сохранился.

Как отдается честь, кажется, всем известно. Если рука подносится к головному убору тогда, когда военнослужащие уже поравнялись, это неверно. Необходимо прикладывать руку к головному убору за 4-5 шагов до того, как военнослужащие поравняются. Отдавать честь надо четко. Пальцы руки при этом должны быть вместе, ладонь выпрямлена и не вывернута наружу. Средний палец слегка касается нижнего края головного убора. При этом локоть поднят и находится на уровне плеча.

 

Отношения: начальник-подчиненный, подчиненный-начальник

Существуют правила этикета начальника с подчиненными. Общение начинается с приветствия. Руководитель при встрече с подчиненным должен правильно ответить на приветствие. Он должен непременно встать, если к нему в кабинет войдет подчиненный, первым подать руку и пригласить сесть. Если же в кабинет входят несколько человек, неэтично выделять кого-либо из них особыми знаками внимания.

Этикет чрезвычайно важен и при проведении совещаний и вызове подчиненных. Без крайней необходимости не надо вызывать людей на заседание. Но если оно назначено, то к этому времени сам начальник должен быть на месте. Этикет требует быть предельно внимательным к обсуждаемым вопросам, вежливо выслушивать выступающих. В своих выступлениях необходимо быть кратким.

Культура начальника, командира особенно проявляется в конфликтных ситуациях. Здесь чрезвычайно важна выдержка. Брань, оскорбления и даже повышение голоса недопустимы, какой бы ни была вина подчиненного офицера. От этого во многом зависит авторитет руководителя.

Кроме того, начальник должен заботиться о поддержании не только своего собственного авторитета, но и авторитета своих подчиненных. Так, например, командир не сделает замечание подчиненному публично. Не станет жаловаться на него в его отсутствие.

В служебных отношениях немаловажное значение имеет внешность руководителя: личное обаяние, правильная речь, умение держаться, опрятность в одежде.

Не менее важным является и соблюдение этикета в отношениях подчиненного к начальнику. Этикет базируется на исполнительности, уважении к старшему по званию, дисциплинированности. Необходима также точность и аккуратность. Такт и предупредительность также важны, поскольку, как правило, начальник старше по возрасту. Поэтому подчиненный пропустит начальника вперед, уступит ему место, возьмет на себя более тяжелую физическую часть работы. В данном случае предупредительность не имеет ничего общего с угодливостью. Она нацелена на интересы дела.

Необходимо беречь время начальника, не злоупотреблять вниманием, не затягивать с ним разговор. Ведь деликатный начальник ни в коем случае не прервет разговор, не станет как бы невзначай смотреть на часы.

Отношения воинов, равных по званию, должны базироваться на готовности «старослужащих» помочь своим более молодым товарищам по службе. Следует взять на себя более трудную, ответственную часть работы.

 

Военнослужащий в общественных местах

Примечательно, что перед войной (1941 год), да и в первые годы после нее среди наших офицеров высшего ранга существовал неписаный закон — не ездить на других видах городского транспорта, кроме как в такси и на метро. Основная причина — советский офицер должен идеально выглядеть и со стороны: чтобы был не помят мундир, чтобы были начищены сапоги, ботинки.

При военной форме не полагалось носить в руках ничего, кроме планшета, полевой сумки (как неотъемлемой части военного обмундирования) или, в крайнем случае, портфеля. Это также позволяло сохранять выправку и внешнее достоинство. Кроме того, весь этот неписаный этикет имел еще и чисто эстетическое значение — не выставлял военного в приземленно-бытовом виде. Защитник отечества в любой обстановке должен был иметь соответствующий вид.

Непременно следите за походкой. Ноги широко не расставляются. Необходимо избегать подпрыгивающего шага и вместе с тем не ходить, как на шарнирах. Не следует волочить ноги и шаркать подошвами. Шаг должен быть легким, непринужденным. Что же касается рук, их не следует держать по швам, но и не следует ими размахивать.

Находясь в театре, на свое место в зале следует проходить, повернувшись лицом к сидящим. Если вы занимаете ложу, впереди сидят женщины. За ними — мужчины. Во время антракта военный не оставляет спутницу в одиночестве, однако не принято прогуливаться с дамой в фойе, коридорах под руку.

 

Военнослужащий российской армии за границей

Находясь за границей и приглашая иностранцев на официальные обеды и вечера, следует соблюдать правила и обычаи, которые существуют в данной стране. И вместе с тем требуется неукоснительно поддерживать честь и достоинство собственного военного мундира.

 

Представление военнослужащего

Младших по возрасту и по положению представляют старшим и начальникам. Мужчин независимо от возраста и положения — женщинам. Обмениваясь рукопожатиями при знакомстве, придерживаются правила — первым подает руку тот, кому представляется его новый знакомый.

Представляя военнослужащего, следует указать его воинское звание. Если знакомят только двух военных, то тот, кто знакомит, называет обоих представляемых. Это упрощает процедуру — им уже не нужно называть себя.

Сидящая женщина при представлении ей офицера может не вставать. Примечательно, что мужчина, здороваясь с женщиной, первым руку не протягивает.

И эти, казалось бы, мелочи на самом деле способствовали притягательности профессии военного. Они служили прекрасной рекламой армии. Кстати, все это дисциплинировало и самих военных. Кроме того, старший по званию имел право не только в части, но даже и в городе сделать замечание младшим по званию о нарушении уставных требований ко внешнему виду.

Следует упомянуть и о том, что в Красной, а затем и Советской Армии не разрешалось ничего, кроме усов. Отпускать же бороду можно было лишь в исключительных случаях, в частности, для маскировки физических недостатков лица.

 

Требования к моральному облику офицера

 

Вежлив    без угодливости

Откровенен    без вымысла

Весел    без легкомыслия

Послушен    без унижения

Гибок    без пронырливости

Решителен    без наглости

Деятелен    без ухищрения

Скромен    без притворства

Заботлив    без понукания

Справедлив    без пристрастия

Милосерден    без корысти

Тверд    без упрямства

Основателен    без педантства

Требователен    без придирчивости

Осторожен    без трусости

Уважителен    без подобострастия

Остроумен    без язвительности

Честолюбив    без зависти

Отважен    без запальчивости

Честен    без похвалы