РАЙКОВСКИЙ Викентий Логгинович — полковник. Учился в Калишской классической гимназии; Варшавское пехотное юнкерское училище окончил в 1872 г. Служил в 3-м Ковенском крепостном пехотном полку от командира взвода до командира полка

 

ВОЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Я должен оговориться,  наше дело — даже не ремесло и не профессия, так как мы, кроме массы общих и специальных знаний, умственного развития, физического, нравственного и духовного совершенства, вносим и должны вносить в наше дело такой элемент, который  нельзя учесть, элемент этот — сознательное, а не случайное самоотречение и самопожертвование собою без страха и сожаления. Ни одно ремесло, никакие обязанности и никакая профессия не могут поэтому быть   сравниваемы с нашим высоким, священным делом, нашей службой и нашей деятельностью. Это целая идея, а идею и служение ей нельзя разменять на какие-нибудь ценности и благополучия, сопутствующие иной работе и другому делу.

Основные принципы командования и воспитания

Военное воспитание заключается не только в воспитании отдельного бойца и целых масс, но в воспитании и самовоспитании всех качеств и достоинств высшего порядка в командном составе для успешного выполнения всех сложных и ответственных операций в военное время и в систематической, кропотливой работе мирного времени в целях наилучшей подготовки и воспитания отдельного бойца и целой массы их, а также начальников низших, средних и высших степеней для конечной цели, каковой является опять та же война. Ряд предъявляемых требований, весьма высоких и суровых, подсказывают с очевидною ясностью, что только лучшие силы, в физическом, нравственном, духовном и умственном отношении, способны сами выполнить это великое и серьезное назначение и так же солидно, умело  и серьезно подготовить в мирное время бойца, как в одиночку, так и в массе. Из этого определения и вытекает та непреложная истина, что только корпус строевых офицеров способен выполнить этот высокий акт, долг и назначение. Но этого мало, так как мало офицеру обладать всеми вышеупомянутыми   достоинствами, если

  • в груди у него не будет гореть священный огонь,

  • в сердце не будет любви,

  • а в душе будет отсутствовать беззаветная до самозабвения, самоотречения и самопожертвования преданность своему высокому делу.

 

Военный, и в особенности начальник, каковым является офицер, без этих качеств немыслим. Поэтому избирающие военную службу для карьеры или материального обеспечения – это грубое заблуждение и глубокое оскорбление основ военной службы и ее жизненного дела, офицерского труда, офицерской работы, офицерского звания и офицерского достоинства. Совершенно справедливо мнение, которое надлежит возвести на степень догмата, что военной карьере и службе посвящают себя, а не избирают это дело так же, как рабочий ищет и обеспечивает себя каким-нибудь трудом и занятием во имя того, что жить и питаться нужно. Нет! Только тот достоин носить высокое звание офицера, кто при наличности полной преданности военному делу любит его всеми фибрами своей души и в чьем сердце горит тот священный огонь, который способен двинуть на великие подвиги верующего в свое дело и назначение человека. Не безвольным людям, больным душой, немощным,   нервнорасслабленным, и, наконец, людям, ищущим покойной жизни и жирных окладов, место в рядах командного состава армии; здесь нужны деятели и люди высшего порядка, типы душевного развития, а не пигмеи без воли, без характера, с узкоразвитым кругозором, с замашками и привычками людей, отдающих себя делу и работе только в известной доле, степени и пропорционально получаемому за то вознаграждению. Не спорю, что требование это очень сурово, но не я сгустил краски, характеризуя предъявляемые от офицера требования, ибо служебный долг, сознание его, сознание священной миссии, исполняемой офицером, очень высоко и весьма почетно. Вполне справедливо, что это похоже на фанатизм, но без этого фанатизма немыслима офицерская работа, офицерский труд, так же как офицерское звание и достоинстве Сознаю, что я могу быть понятым только в военной и офицерской среде, и если там моя слова и кои мысли найдут себе живой отзвук, отклик и вызовут ценное созвучие, зажгут в сердце огонь и повысят его биение, то цель моя будет вполне достигнута...

Конечно, самое лучшее, когда еще в детстве, рядом с первоначальным воспитанием и обучением, прививают и внушают ребенку уважение к военной силе, к армии, к ее начальникам, к офицерам. Тогда понятно, что подвиги великих мировых и отечественных полководцев, запечатлевая в воображении детей мощь и кротость духа, силу воли, непоколебимый характер, бесстрашие, удаль и храбрость, пробуждают в них лучшие чувства, во всяком случае лучше тех высоких гражданских добродетелей, которые клонятся к тому, что только деньги, жирный оклад и покойное существование составляют цель жизни, к чему неукоснительно сами эти добродетельные люди, стремясь, увлекают за собою в этом направлении и свое потомство.

Ясно и определенно  следует та мысль, что командный состав армии следовало бы воспитывать с детства, и в этом отношении наша военная школа — кадетские корпуса - приносят и должны всегда приносить громадную пользу нашему делу. Воспитываемые и ведомые с юных лет составы корпусов создают то, чего ни одно учебное заведение другого типа сделать не в состоянии. Выдерживаемые в строгом порядке, системе, режиме, воспитывая спартанские привычки, воспитывая и характер и волю, кадетские корпуса, пока только одни, дают лучший материал для заполнения брешей, образующихся от естественной убыли командного состава в армии...

Желательно только, чтоб наша средняя военная школа была тесно связана со строем и уважение к этому строю прививала прочно в юных сердцах кадет.

Связь корпуса со строем должна быть постоянной и деятельной. Пусть лучшие офицерские силы, после вполне законченной строевой практики, идут из строя на время в корпус, а бывшие там возвращаются в строй. Если установить деятельный и постоянный такой обмен, полагаю, что и строй и наша средняя военная школа от этого обмена останутся в положительном выигрыше.

Кто же дает наибольший контингент для пополнения кадетских корпусов, как не семейства военных? Для военной школы, а впоследствии и военного дела, это самый лучший элемент, и из него путем наследственного подбора образуется отличный материал для занятия офицерских должностей. (...)

 «Военное воспитание». М, 1908