Главное Управление  Военно-Учебных Заведений

(Реформа военного образования Милютина)

 

Для улучшения системы военной подготовки было образовано Главное управление военно-учебных заведений, которое в отличие от ранее существовавшего Главного штаба военно-учебных заведений, находившегося в ведении великого князя, подчинялось военному министру. Д.А.Милютин активно начал преобразования.

Были созданы три пехотных военных училища:  1-е Павловское, 2-е Константиновское в Петербурге и 3-е Александровское в Москве, а также специальные военные училища в Петербурге — инженерное и артиллерийское.

 

В 1863 году из 2-го кадетского корпуса в Петербурге была образована военная гимназия, которая стала своеобразной педагогической лабораторией, где опробовались новые структуры, методы и формы учебно-воспитательной работы.

Во 2-й Петербургской военной гимназии был упразднен строевой состав; вместо прежних рот воспитанники разделялись на возраста и группы от 25 до 35 человек (на каждый возраст полагался один воспитатель), учебный курс составили исключительно общеобразовательные предметы.

В 1865 году при гимназии открылись Педагогические курсы, на которых в течение двух лет должны были обучаться как военнослужащие, так и гражданские лица, желавшие занять преподавательские или воспитательские должности в военных гимназиях и военных училищах.

Через год еще пять кадетских корпусов были переведены в разряд военных гимназий, а затем преобразованы и все остальные кадетские корпуса. В одном из зданий бывшего 1-го кадетского корпуса на набережной Невы был основан Педагогический музей, который стал своего рода научно-исследовательским центром. В первый же год своей деятельности музей собрал более 3000 книг по педагогике, и не только на русском, но и французском, немецком, английском и шведском языках; из-за границы выписывались необходимые приборы, препараты, реактивы, карты, образцы классной мебели. В типографии Педагогического музея стали издавать новые учебники и учебные пособия для военно-учебных заведений, оборудовали при музее торговый склад, который занимался рассылкой учебной литературы по военным гимназиям и училищам.

Способствовало успешному проведению реорганизации и появление в октябре 1864 года специализированного журнала «Педагогический сборник», который пришел на смену «Журналу для чтения» для воспитанников военно-учебных заведений, выходившему с 1836 года. Главным редактором этого быстро завоевавшего популярность издания стал Н.Х.Вессель, впоследствии статский советник.

На страницах «Педагогического сборника» обсуждались проблемы обучения и воспитания, вопросы технического обеспечения учебного процесса и т.д. В журнале имелось три раздела:

I раздел официальный - публикации приказов и других официальных документов Главного управления военно-учебных заведений, материалы об учебно-воспитательном процессе в различных военно-учебных заведениях, информация о деятельности отделов Главного управления.

II раздел – неофициальный - включал в себя различные статьи по вопросам теории и практики воспитания и обучения, организации учебного процесса, по истории военно-учебных заведений России, а также обширную библиографию.

III раздел – приложения – в нем публиковались отечественные или переводные труды по проблемам воспитания и обучения, а также информация об издающихся в России книгах и брошюрах на педагогическую тематику, о новинках детской литературы.

Постепенно «Педагогический сборник» превратился в своеобразный центр, который объединял вокруг себя специалистов и педагогов-энтузиастов, работавших в военно-учебных заведениях. На страницах журнала и его приложения Ушинский опубликовал свою работу «Главнейшие черты человеческого организма в приложении к искусству воспитания», Шмидт — «Очерк истории воспитания и обучения от Песталоцци до нашего времени»; там же печатались работы Раумера «История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени», «Очерк лекций по педагогике» Гербарта, «Опыт санитарной статистики военно-учебных заведений» доктора Кедрова, «Воспитательно-исправительные заведения» Макарова, а также Лесгафта — «Приготовление учителей гимнастики в Германии, Франции, Швейцарии, Италии и Австрии», Герда — «Ремесла и внеклассная работа», подробнейшие статьи по методике преподавания отдельных учебных дисциплин Ушинского, Водовозова, Макарова, Ильина, Раевского, Гуревича. Даже это краткое перечисление опубликованных в «Педагогическом сборнике» материалов говорит о том, какой широкий круг вопросов поднимался этим журналом, и неудивительно, что он пользовался большой популярностью не только в военно-учебных заведениях, но и среди преподавателей гражданских училищ, гимназий и университетов.

 

Большое значение военный министр Милютин придавал подбору руководящего состава военно-учебных заведений. В своем министерстве он полностью заменил личный состав - большая часть его была с почетом отправлена на отдых, удовлетворясь повышенными пенсиями, другая направлена Милютиным в войска. Военный министр считал, что только с новыми молодыми офицерами и генералами не старше 40—45 лет можно успешно проводить военную реформу. Таких помощников он себе и подбирал как в военное министерство, так и на руководящие должности в военно-учебные заведения.

Военный министр Милютин провел смену не только командного, но и преподавательского состава военно-учебных заведений — всем, кто не удовлетворял его требованиям, независимо от выслуги лет были начислены пенсии, и они вышли в отставку, освободив место для тех, кто мог и хотел работать по-новому.

 

Как уже говорилось, при 2-й Петербургской военной гимназии были открыты специальные педагогические курсы для тех, кто уже имел высшее образование и хотел преподавать в военных гимназиях. Специализация давалась минимум по двум предметам, причем одним из них в обязательном порядке должен был быть русский язык. Для тех, кто собирался преподавать французский или немецкий языки, существовало условие: кандидаты должны были до поступления на курсы окончить учебное заведение языкового профиля в России или за границей, иметь практику в работе с иностранным языком и знать латынь. По окончании двухгодичного курса слушатели зачислялись на должности штатных преподавателей в военных гимназиях с окладом не менее 900 рублей в год (нагрузка преподавателей была не более 15 часов в неделю). Занятия на курсах вели известные в свое время педагоги Н.Н.Алексеев, К.К.Сент-Илер, И.Ф.Рашсвский, Д.Д.Семенов, Л.Н.Модзалевский и другие.

Но педагогические курсы не успевали быстро подготовить необходимое число преподавателей, поэтому желающим предоставлялась возможность сдавать установленные экзамены комиссии Главного управления военно-учебных заведений, после чего они назначались на преподавательские должности.

 

На должности младших офицеров в военные гимназии, прогимназии и юнкерские училища стали набирать только лиц, прослуживших в строевых частях не менее 4 лет и командовавших ротами. Их ротация из военно-учебных заведений обратно в войска происходила через 5 лет, причем офицеры, служившие в Пажеском и Финляндском корпусах, а также в военных училищах и пришедшие туда из армейских полков, как тогда говорили, «числились по гвардии». Это давало им возможность при «отчислении в строй» переходить или в гвардейские части, или, по их желанию, — в армейские, но с присвоением воинского звания на ступень выше имеющегося. Младшим офицерам, прослужившим 5 лет в военных гимназиях, прогимназиях и юнкерских училищах, также устанавливались определенные льготы.

 

В подготовку воспитателей, как военнослужащих, так и гражданских, вносил свою лепту уже упоминавшийся Педагогический музей, при котором организовывались лекции, семинары, практические занятия. Музей вел научную работу по широкому спектру проблем педагогики, педиатрии, школьной гигиены; издавались научные разработки, пособия и рекомендации по этим вопросам, выпускалась методическая литература, учебные и наглядные пособия. На международных выставках в Париже (1875 и 1878 г.), в Лондоне (1875 г.), Филадельфии (1876 г.) и в Брюсселе (1876 г.) коллекции петербургского Педагоги­ческого музея неизменно удостаивались призовых мест.

Все это говорит о том, что благодаря деятельности Милютина, его ближайших помощников и сподвижников создавались благоприятные условия для плодотворной работы военно-учебных заведений.