Е.И. «Казакова

Кадетская школа – новая школа»

Елена Илларионовна Казакова, заместитель руководителя

научно-исследовательской лаборатории по развитию кадетского образования

Министерства образования и науки РФ.

 

Сегодня нередко говорят о кризисе образования – не только в России, но и в мире. Тему кризиса образования новой не назовешь.

В 1970 году была опубликована книга Филиппа Г.Кумбса «Кризис образования в современном мире: системный анализ». Автор констатировал наличие мирового кризиса образования и отмечал, что сущность этого процесса можно охарактеризовать словами «изменение», «приспособление» и «разрыв». Ф.Кумбс самую суть мирового кризиса образования видел в разрыве между сложившимися системами образования и быстро меняющимися условиями жизни общества.

По мнению Ф.Кумбса, существовало четыре специфических причины возникновения указанного разрыва: неспособность существующих школ и университетов удовлетворить в необходимых масштабах резко возросшую потребность народных масс в образовании; острый недостаток средств; инертность системы образования, из-за которой она слишком медленно меняет свой внутренний уклад; инертность самого общества – тяжкий груз установившихся традиций, религиозных обычаев, соображений престижа и материальных стимулов мешает рациональному использованию образования и образованных кадров в интересах национального развития.

В книге обосновывался вывод о необходимости модернизации управления образованием, модернизации педагогических кадров, модернизации процесса обучения и укреплении финансового положения образования. Ф.Кумбс особенно подчеркивал важность отношения к переменам. Он писал: «Нобелевские премии в науке присуждаются за опровержение старых укоренившихся представлений и открытие новых истин. Подобное отношение к старым истинам, дух дерзаний, свойственный нобелевским лауреатам, должен стать нормой в образовании”» (О.Е. Лебедев «Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы»).

Будущее России – это будущее сильного, высокотехнологичного и единого суверенного государства с развитым гражданским обществом. На сегодняшний день формирование социально-прогрессивного типа личности XXI века является одной из важнейших задач школьного образования.

В конце ХХ века в России появились кадетские школы, кадетские школы-интернаты. Работа их показала и доказала, что создана новая школа. Новая школа – это справедливая, добрая, умная и понятная школа. Понятная детям, власти, родителям, гражданскому обществу, школа, которая не стала «казармой» для кадет, которая развивает личность, а не создает абсолютный или штампованный образ современного школьника.

Немаловажной заслугой этого являются педагогические кадры, образованные кадры. В кадетских школах, кадетских школах-интернатах работают учителя, деятельность которых основана на призвании, на своем собственном желании работать с кадетами. Это педагоги, которые передают свои знания и мудрость и ведут за собой кадет, которые под руководством администрации кадетских учреждений стараются изменить и меняют организацию образовательного процесса. И добиваются, что всеобщим все более становится не один и тот же кусочек программы, а образованность каждого кадета.

Как достигается это? Путь прост, но очень трудоемок. Это переход от фронтально-классно-урочной системы (организации обучения) к разнонаправленному (разномаршрутному), разнотемповому коллективному обучению на основе индивидуальных образовательных программ. Что это дает кадету-выпускнику? Прежде всего, способность «самостоятельно решать коммуникативные, информационные, познавательные, аксиологические проблемы, определить свою позицию в ситуации выбора», которая так необходима на ЕГЭ.

Как показали исследования, в некоторых кадетских учреждениях России ведется разработка комплексно-целевой программы социального лифтинга кадет на основе здоровьесберегающих технологий.

Здесь руководствуются принципом: не выявлять индивидуальные особенности каждого кадета, а создавать условия для их проявления и развития.

Возникает вопрос: «Что такое социальный лифтинг?»

Социальный лифтинг – это предоставление одинаковых возможностей разным социальным группам, привитие философии успешности с раннего детства, формирование нравственно здоровой конкурентоспособной личности, создание условий для проявления и развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Кадетам и их родителям дается возможность выбирать виды и формы занятий в соответствии с интересами, потребностями, дальнейшими жизненными планами. Множество кружков, студий, клубов приобщают кадет к широкому кругу научных, социальных, духовно-нравственных, экономических проблем, знакомят с достижениями культуры, спорта, техники, новейшими открытиями в различных сферах жизни общества.

Очень важно, что программа предоставляет кадетам одинаковые стартовые возможности, обогащая процесс социализации поколения в целом.

Модель и уклад кадетских школ, кадетских школ-интернатов «востребованы» родителями, детьми, обществом.
Учитель для кадет – это мастер, открывающий путь в жизнь, человек, влюбленный в свое дело и передающий его своим воспитанникам. В такой ситуации кадет перестает работать ради оценки, для него становится гораздо важнее получение истинных знаний.

Одним из ведущих направлений в кадетских образовательных учреждениях является обновление содержания образования. Это внедрение новых педагогических технологий, воспитательных систем, нетрадиционных методик, совершенствование языкового образования, это сотрудничество с разными странами в области образования, вхождение в мировое культурное пространство и многое другое.

Наступивший ХХI век называют веком качества. Качество образования играет особую роль. Под качеством здесь понимается интегральная система образования, отражающая степень соответствия достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
В кадетских образовательных учреждениях России отрабатываются модели профильного обучения, среди них: многопрофильная работа по индивидуальным учебным планам и другие.

Одну из современных образовательных технологий – технологию проектной, исследовательской деятельности применяют практически все кадетские образовательные учреждения России. Основной акцент в работе по языковому образованию сделан на внедрение современных технологий обучения иностранным языкам, моделированию ситуации живого говорения, письменного общения.
Работа большинства кадетских учреждений направлена на реализацию здоровьесберегающих программ.

Таким образом, организация работы кадетских образовательных учреждений построена так, что для каждого класса, группы, отдельного кадета выстраивается индивидуальная траектория образовательного процесса, где сочетаются общеобразовательная подготовка, подготовка повышенного уровня по наиболее интересующим предметам и образовательным областям, спортивно-оздоровительная работа, дополнительное образование, досуг.
Кадетские учреждения решают вопрос восполнения педагогических кадров за счет целевого направления выпускников-кадет в педагогические вузы. И бывшие выпускники-кадеты приходят в свою кадетскую школу (интернат) уже в качестве коллег.

Состав учительских кадров определяет, прежде всего, уровень работы школы, отношение к ней со стороны старшеклассников, родителей. Руководители кадетских учреждений имеют высшее образование, В рамках экспериментальной деятельности ряд руководителей и учителей защитили кандидатские диссертации. Только компетентные учителя смогут обеспечить высокий стандарт образования.

Укрепление учебно-материальной базы кадетской школы, кадетской школы-интерната позволяет повышать уровень знаний, умений, навыков кадет. В этом мы убедились на примере кадетской школы-интерната «Тамбовский кадетский корпус им. Л.С. Демина», на базе которого проходил Всероссийский семинар руководителей кадетских школ (кадетских школ-интернатов) России 2008 года.

Учебный план позволяет не перегружать здесь кадет обилием предметов и пухлой программой положенных знаний по предмету.

Можно назвать многие кадетские учреждения, которые в комплексе решают все эти вопросы. Например, педагогические коллективы кадетской школы «Первого Волжского кадетского корпуса «Надежды России» г. Волжского, кадетской школа № 1 г. Перми имени генералиссимуса А.В. Суворова, кадетских школ-интернатов «Тамбовский кадетский корпус им. Л.С. Демина», «Андрея Первозванного морской кадетский корпус», «Кубанский казачий корпус, «Сибирский кадетский корпус», «Морозовский кадетский корпус» и др.

Руководителями кадетских учреждений многое сделано, а предстоит сделать еще больше. И хочется пожелать им успехов во всех делах и начинаниях, а главное, не бояться выступать в качестве «менеджера своей фирмы».

Российская кадетская перекличка, №6, 2008