Левченко Василий Кузьмич,

Выпускник Казанского СВУ 1972 года,

кандидат военных наук

 

 

Для представления С.Миронову

Передано А.Шишкову

Август 2006 г.

 

 

К концепции

кадетского образования и воспитания в России

 

О КАДЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

 

Воспитание благородного юношества есть первейшее и наилучшее средство к заведению хороших офицеров...Нет ничего пагубнее,  как вверять оное частным  людям, даже и самим родителям… . Ребенок не слышит никогда про Отечество и, пока живет дома, едва ли знает, что значит сие священное слово. Нет! ребенок принадлежит не родителям, а Отечеству; Отечество должно быть для него святее всего на свете, все воспитание его должно клониться к тому, чтоб его сделать не только годным, но и отличным слугою своим согражданам, добрым сыном, добрым отцом; без любезных государство обойтися может, а без сынов Отечества — никогда…

       Итак, правительство не может поверить частным людям воспитание дворянства. Одному правительству подлежит воспитание благородного юношества. В каждой губернии, где народный язык есть русский, должна быть дворянская школа, в которую неотменно входили бы все дворянские дети десятилетнего возраста.... 

Ф.Ф .Ушаков

 

Историческая справка.

Как система – закрытый интернат раздельного обучения юношей к служению Отечеству едва ли не самый старейший в нашей стране. С 1701 года ведет отсчет система военно-подготовительного образования и воспитания в кадетских учебных заведениях, с создания Навигацкой школы в Москве. До сего дня эта система в основополагающих элементах сохранила свою особенность. За более чем трехсотлетнюю историю в своем развитии таковая система была основной формой обучения молодежи к службе государству, включала в себя разноплановые учебные заведения и имела единый последовательный учебный процесс, начиная с 6-ти  летнего возраста и до достижении 22 лет, преодолела реформы Милютина (1862-1982 гг), отделившие военно-подготовительное от специального военного образования, но превратившие кадетские корпуса в военные гимназии, восстановление в правах и «воинском строе» Александром III кадетских корпусов в составе военного министерства, разобщение и изгнание за пределы России воспитанников половины из 30 кадетских корпусов в 1918-1920 гг., сохранение традиций и нравов в русских кадетских корпусах в Югословении (до 1944) и Франции  (до 1964), восстановление кадетского образования и воспитания в труднейшие годы для нашей Отчизны – года Великой Отечественной войны, в 1943 году - Суворовских военных и Нахимовских военно-морских училищ «типа старых кадетских корпусов». С 1991 года система кадетского образования и воспитания привлекает пристальное внимание не только людей военных, но и сугубо гражданских.

 

Кадетское образование и воспитание. Определения.

 

Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание. Каждый кадетский корпус состоит из семи классов. Кадетские корпуса состоят в ведомстве Военного Министерства и подчиняются Главному Начальнику военно-учебных заведений; непосредственное управление каждым корпусом вверяется его директору.

(из Положения о кадетских корпусах, 1886 г)

На основании … Положения о кадетских корпусах воспитание в этих заведениях, живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имеет главною целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству посредством постепенной, с детского возраста, выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону, и чувств чести, добра и правды. Соответственно таковой цели корпусное воспитание должно в каждом из кадет всесторонне развить физические и душевные силы, правильно образовать характер, глубоко укоренить благочестие и верноподданнический долг и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, кои имеют первенствующее значение в воспитании будущего офицера.

(Из Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов, 1908 г)

Взяв за основу вышеприведенные определения и документы, регламентирующие сегодняшнюю деятельность учебных заведений военно-патриотического воспитания, дадим определения кадетскому образованию и воспитанию.

Кадетское воспитание – строго согласованное с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения.

Кадетское образование – четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование.

Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях.

 

Отличительные особенности кадетских учебных заведений

 

Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе закрытого интернатного типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.

Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, бесприкословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.

Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного  незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.

Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и т.д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов.

Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, долженствующих пройти не только необходимую школу военного и житейского опыта, но при этом не очерстветь душой и быть готовым работать с подростками и юношами

 

Воспитанниками кадетских учебных заведений являются, в первую очередь, дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, погибших военнослужащих, из неполных и многодетных семей, годных по состоянию здоровья, психологическим качествам к обучению в закрытых интернатах.

 Воспитатели и преподаватели – специально подобранный и подготовленный персонал, осуществляющий весь спектр необходимой учебно-воспитательной работы в данных учебных заведениях. В системе кадетского воспитания и образования действуют курсы подготовки учебно-воспитательного персонала.

 

Структура и система кадетских учебных заведений.

 

В соответствии с определениями к кадетским учебным заведениям относятся: в составе Министерства обороны РФ - кадетский (морской кадетский) корпус, суворовское военное (нахимовское военно-морское) училище, в составе Министерства образования - кадетская школа-интернат. В последнем случае обязательное требование по качественному подбору персонала.

Отдельными структурными элементами системы могут являться кадетские образовательные заведения: кадетские школы и кадетские классы, принадлежащие в основном Министерству образования.

Кадетский корпус осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ среднего (полного) общего образования, основного общего и раннюю профориентацию юношей по профилю образовательного учреждения высшего (среднего) профессионального образования конкретного вида ВС РФ

Суворовское военное (Нахимовское военно-морское) училище осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам, обеспечивающим подготовку юношей к поступлению в военные образовательные учреждения высшего (среднего) профобразования МО РФ и к последующей службе в качестве офицера.

Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696

"Об утверждении Положения о суворовских военных,

нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах

 и Положения о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах"

Кадетская школа-интернат реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Окончившие основной курс среднего образования имеют право на замещение вакантных мест в профилированных кадетских корпусах, а окончившие полный курс – на льготное поступление в ВВУЗы МО РФ.

Кадетская школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

Постановление Правительство Российской Федерации 

«Об утверждении Типового положения о кадетской школе

(кадетской школе-интернате)»  от 15 ноября 1997 г. № 1427

В кадетских учебных заведениях могут, наряду с программами среднего  (полного)  общего образования (базовая образовательная программа, образовательные программы повышенного уровня, гимназические образовательные программы, лицейские образовательные программы), реализовываться программы профессионального начального образования, в первую очередь, начального военно-профессионального. Воспитание в кадетских учебных заведениях играет основную роль в формировании личности человека, поскольку происходит вне семейных отношений.

В настоящее время существуют несколько групп кадетских учебных заведений: в Министерстве обороны – система военно-подготовительных учебных заведений, таких как СВУ, НВМУ и кадетские корпуса видов/родов войск, в составе МЧС, МВД – кадетские корпуса и суворовские училища. В составе Министерства образования созданы представляющие интерес группы кадетских учебных заведений: в Москве – подчинены Управлению образования, в Красноярске на начальном этапе кадетские корпуса (образованные, что важно, вместо расформированных ВВУЗов – Красноярского и Ачинского военных училищ) объединялись отдельно созданным Управлением кадетских учебных заведений, в Ростовской области несколько кадетских учебных заведений с казачьей направленностью воспитания и др. В Санкт-Петербурге успешно взаимодействуют кадетские учебные заведения, принадлежащие к нескольким ведомствам. Здесь же, как и в Москве, существуют интересные наработки по системе взаимодействия гражданской и военной властей, общественной организации, объединяющей выпускников СВУ и НВМУ.

Несомненно, необходимо обобщать и распространять положительных опыт их работы. Однако все эти учебные заведения относятся к типу образовательных учреждений среднего полного общего образования с дополнительными программами военной подготовки.

           

Начальное военно-профессиональное образование. Основы.

 

Профессионализация армии требует соответствующей профессиональной подготовки младшего командного состава – сержантов. Соответственно этому необходимо восполнить пробел в структуре непрерывного военного образования в части НАЧАЛЬНОГО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО. Исследования данного вопроса проведены, разработки представлены и защищены.

Начальный этап военно-профессионального образования должен состоять из:

- включения в программы школ дополнительных программ НВП (реализуются в кадетских школах-интернатах и кадетских школах),

- начальной военно-профессиональной подготовки (реализуются в школах сержантов, СВУ и НВМУ. Срок обучения от 6 мес. до 3 лет,

- начального  военно-профессионального образования (реализуются в кадетских корпусах Министерства оборона и других силовых министерств. Срок обучения от 5 до 7 лет. Такой срок обучения позволит реализовать программы начального профессионального образования (по аналогу со средними педагогическими училищами). Обязательным является организационно-правовое оформление типа образовательного учреждения, что в соответствии со ст.35 Закона РФ «О военной службе и воинской обязанности» позволит засчитывать срок службы для обучающихся в образовательных учреждениях начального военно-профессионального образования с 16 лет.

 

Выпуск и распределение

 

Выпускник кадетского корпуса имеет специальность, соответствующую Классификатору специальностей среднего профессионального образования – «Начальное обучение и воспитание», и предназначен для управления воинскими коллективами, обучения и воспитания подчиненных (менеджер).

Для кадетских учебных заведений МО РФ необходим возврат в системе распределений, что объяснимо и легко реализуемо, особенно, для кадетских корпусов ведомственной принадлежности.

Подготовка выпускника должна быть такой, чтобы он БЕЗУСЛОВНО был готов занять, занимал бы и исполнял должность младшего командира курсантского подразделения ВВУЗа, что особенно важно, на уровне заместителя командира взвода. За 3-5 лет в отдельно взятом ВВУЗе сложится система управления на уровне младшего командного (сержантского) состава.

Окончание кадетского корпуса завершается системой квалификационных испытаний, по результатам которых каждому выпускнику может быть присвоено одно из сержантских воинских званий. Присяга может быть принята в стенах корпуса при выпуске.

Прибывший после отпуска в ВВУЗ выпускник кадетского корпуса приступает к исполнению обязанностей младшего командира курсантского подразделения с момента начала НВП для вновь поступивших.

Можно рассматривать вопрос подготовки профессионального сержанта для войск в программах тех же видовых кадетских корпусов. Для не пожелавших или неспособных продолжать обучение в ВВУЗе выпускников может стать альтернативой служба в войсках в должности сержанта.

 

Управление системой.

 

Нижнее звено - офицер-воспитатель. К общепринятым требованиям к уровню знаний и умений необходимо отнести обязательное окончание подобного учебного заведения (СВУ, НВМУ или КК) и желательный опыт работы с курсантскими коллективами в ВВУЗах, поскольку работа с подростками требует соответствующей квалификации и априорного знания внутреннего устройства военно-подготовительного учебного заведения.

Одним из возможных решений проблемы воспитания состоит перевод таких должностей в гражданские. Это может предопределить привлечение к воспитательной работе офицеров, увольняемых в запас в возрасте 42-55 лет, имеющих жизненный и служебный опыт, как правило, опят воспитания собственных детей, почти не имеющих проблем семейных по сравнению с молодыми офицерами. Военная пенсия в совокупности с окладами определяет необходимые финансовые условия. Моральные условия определяются продолжением работы офицера в привычной военной среде, знание полезности и необходимости такой работы, понимание  социальной защищенности при увольнении. Можно добавить требование обязательного прохождения службы в запасе, а в соответствии с законом и рост в воинском звании (до полковника запаса включительно), что предопределено соответствующими статьями, ношение военной формы одежды, обеспечиваемой военным министерством через органы снабжения и тыла. Физические условия работы с подростками не требуют того уровня физической готовности, который нужен для кадровых офицеров.

Среднее звено – начальник (директор) кадетского учебного заведения. Из Положения о КК 1886 г.: «Директор кадетского корпуса избирается Главным начальником военно-учебных заведений из числа генералов или полковников, получивших образование в одном из высших военно-учебных заведений и сверх сего известных опытностью в деле воспитания.». Такое определение может быть положено в основу критериев подбора управляющего состава кадетских учебных заведений.

Высшее звено управление системой кадетского образования и воспитания. Учитывая тот факт, что кадетские учебные заведения созданы как в структуре военных министерств, так и в Министерстве образования, а цели и задачи образования и направленность воспитания в них совпадают, соответствующим образом должно быть организовано единое руководство, скажем под управлением, Федерального советника президента, советника при представителях президента в Федеральных округах или губернаторах субъектов федераций. Главной задачей данных должностных лиц должно являться обеспечение единых подходов, методов и форм воспитания и образования, проводимых через органы образования (субъектов федерации) и органы воспитательной работы военных ведомств данного региона (военных округов), объединение их усилий для решения единой задачи.

Решение задачи создания СИСТЕМЫ подготовительных учебных заведений на базе военизированных интернатов раздельного обучения с военно-патриотической направленностью воспитания для подготовки будущего поколения служителей своему Отечеству – несомненно, одна из приоритетных задач Правительства. Эта система способна решать вопросы как профессиональной довузовской подготовки кадров, так и социальной защищенности подростков.