Надежда Кораванец

 

 МОДЕЛЬ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

2000-2001 - заместитель директора по НМР ГОУ Красноярская Мариинская женская гимназия - интернат.

2001-2004 - начальник отдела учебных заведений Управления по делам казачества и кадетских учебных заведений администрации Красноярского края.

С 2004 года - начальник отдела кадетских учебных заведений агентства образования администрации Красноярского края

Начальник отдела кадетских учебных заведений Агентства образования администрации Красноярского края Надежда Кораванец представила на совещании (2006)  созданную и успешно внедренную в крае модель кадетского образования.

Потребность в определении модели кадетского образования возникла с момента создания кадетских корпусов в крае. На этот период в стране уже функционировали кадетские школы и кадетские школы-интернаты, но каждый регион подходил к их созданию по-своему. При разработке красноярского варианта кадетского образования мы исходили из следующих положений.

Модель кадетского образования должна:
- сочетать исторический опыт кадетских корпусов России и современную практику кадетского образования;
- ухватывать сущность объектов «общеобразовательная школа», «кадетская школа-интернат»;
- быть адекватной особенностям взросления мальчика-подростка-юноши;
- воспроизводиться в практике (содержать инвариант);
- предусматривать вариативность своих практических воплощений в зависимости от имеющихся условий.

Работа по определению модели кадетского образования состояла из таких этапов как:

1. Инвентаризация знаний и представлений о том, каким должно быть кадетское образование и каковы формы его реализации.

2. Анализ существующих в историческом прошлом и в современной практике моделей кадетского образования.

3. Выделение существенного, принципиального в этих моделях, практиках и формах.

4. Разработка структуры модели и содержательное наполнение ее элементов, отражающих сущностные особенности кадетского образования.

5. Проверка модели на жизнеспособность через практику ее реализации в разных условиях.

6. Выделение обязательной безусловной составляющей (кадетского компонента) и дополнительной, отвечающей специфике условий конкретного учреждения составляющей (корпусного компонента) кадетского образования.

В конструкцию модели кадетского образования заложены три базовых педагогических процесса: учебный процесс, воспитательный процесс и процесс жизнедеятельности, как важный процесс совместного проживания детей и взрослых в учреждении интернатного типа. Значимость процесса развития при этом ни коем образом не принижается, но он рассматривается как пронизывающий все базовые процессы.

Таким образом, модель кадетского образования представляется нами как совокупность следующих элементов:
- идеи, предназначение, цели и задачи кадетского образования;
- условия реализации кадетского образования;
- содержание кадетского образования;
- организация кадетского образования;
- технологическое обеспечение кадетского образования.
Остановимся на каждом из выделенных компонентов подробнее, рассматривая каждый как подсистему.

 

Идеи, цели и задачи кадетского образования

Процесс создания системы кадетского и женского гимназического образования в крае был основан на совокупности таких идей как:

• идея вернуть воспитание в школу – ведущий институт взросления человека;

• идея приоритетности воспитания в интегративном процессе образования;

• идея возрождения ценностей и традиций в сфере образования в сочетании с современными образовательными и социально-культурными реалиями;

• идея раздельно-параллельного образования: раздельного образования для мальчиков и девочек, при наличии общего воспитательного пространства и организации совместной воспитывающей деятельности;

• идея системности – создание системы инновационных учреждений для комплексной реализации общего и дополнительного образования воспитанников.

Продуктом реализации перечисленных идей стала краевая система кадетского и женского гимназического образования, включающая сегодня семь кадетских корпусов, две Мариинские женские гимназии, центр дополнительного образования «Честь и Слава Красноярья», краевую детско-юношескую школу «Кадеты Красноярья».

Предназначением созданной системы является с одной стороны – предоставление жителям края возможности выбора варианта получения доступного качественного общего образовании при педагогически обоснованной, психологически комфортной и содержательно наполненной жизнедеятельности для способных и одаренных детей, независимо от места их проживания на территории края и социального положения их семей; с другой стороны – удовлетворение потребности края в государственно мыслящих людях с развитым чувством ответственности за судьбу страны, родного края и свою собственную судьбу.

     Определение цели кадетского образования осуществлялось на основе изучения целеполагания в императорских кадетских корпусах, целей образования, изложенных в законодательных и нормативных актах наших дней, в иных документах, отражающих образование (программах, концепциях, проектах).

Соотношение выше обозначенных целевых ориентиров с предназначением кадетского образования в системе общего образования края, условиями, содержанием, организационно-технологическим обеспечением позволило выйти на следующую формулировку.

     Цель кадетского образования такова: воспитание государственного мужа (деятеля на каком-либо государственном и общественном поприще):
- патриота, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны и края;
- инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией;
- труженика, готового к высоко профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще;
- просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях и поступках человека, способного к жизнетворчеству и созиданию;
- благородного и благопристойного мужчину, заботливого семьянина.

Задачи кадетского образования:
- интегрировать в одной образовательной модели общеобразовательный и кадетский аспекты;
- выделить в качестве базовых процессов: воспитательный процесс, учебный процесс и процесс организации жизнедеятельности;
- создать управляющую структуру, сочетающую единоначалие и авторитарный подход с коллегиальностью и демократическими началами;
- определить кадетский компонент как инвариант кадетского образования и корпусной компонент, отражающий своеобразие и особенности каждого кадетского корпуса;
- реализовать технологию комплексной военизированной составляющей кадетского образования;
- обеспечить широкий спектр дополнительных образовательных услуг для удовлетворения интересов и потребностей воспитанников.
- обеспечить комплексное (педагогическое, психологическое, социальное, медицинское) сопровождение воспитанников в процессе образования и социализации, оказание им адресной профессиональной помощи и поддержки.

Условия реализации кадетского образования

В качестве основных условий реализации идей, целей, направлений развития кадетского образования рассматриваются следующие:
- учет в педагогической деятельности особенностей взросления мальчика-подростка-юноши;
- необходимая материально-техническая база;
- нормативно-правовое обеспечение;
- насыщенная среда;
- профессионализм педагогических кадров.

Учет в педагогической деятельности особенностей
взросления мальчика, подростка-юноши

Реализация идеи раздельного образования опирается на полоролевой подход – традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе адекватно их различиям, воспитание мальчика и девочки в соответствии с теми нормами, требованиями, стандартами, которые предъявляет общество к человеку культурно-исторически. В рамках полоролевого подхода мальчика воспитывают мужественным, как защитника, покровителя, добытчика. Девочка воспитывается женственной, как мать, жена, хозяйка. Таким образом, дети готовятся выполнять в обществе традиционные социальные, профессиональные и семейные роли.

Многие годы в школьной практике отрицалась дифференциация педагогической деятельности на основе учета половой принадлежности детей. Исследования последних лет доказывают не просто важность, а необходимость такого учета. Мозг мальчика и девочки устроен по-разному, по-разному проходит их физическое и психическое развитие, разнится и их социальное взросление.

Известно, что в школьном возрасте девочки доминируют и физически, и интеллектуально, и социально. А мальчики находятся в состоянии постоянного стресса, потому что школа требует подражания успешным девочкам в поведении и учебе. В результате за школьные годы многие мальчишки теряют истинно мужские качества – целеустремленность, уверенность в своих силах, умение отстаивать свое мнение. А эти качества необходимо ценить и поддерживать, необходимо воспитывать мужественность, чтобы помочь мальчишкам стать настоящими мужчинами. Для этого следует понимать, что особенного происходит с мальчишками на каждом этапе их взросления и как поддержать и развить это особенное.

Психологи и педагоги выделяют три стадии развития мальчиков. (Мы опираемся на исследования Биддалфа Стива и Майкла Гаиена).

1. Первая стадия охватывает период с рождения до 6 лет – возраст, в течение которого мальчик крепче всего связан с матерью. Именно в этом возрасте ему больше всего нужна материнская любовь, ласка, тепло и забота. Цель воспитания в этот период – передать мальчику большую любовь и ощущение защищенности.

2. Вторая стадия длится с 6 до 14 лет – возрастной период, в течение которого мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, хочет учиться быть мужчиной и все больше присматривается к отцу, его интересам и поступкам. Цель воспитания в этот период – повысить уровень знаний ребенка и развить его способности, не забывая о доброте и открытости. Именно в этом возрасте к ребенку приходит ощущение радости и комфорта оттого, что он мальчик.

3. Третий период – от 14 лет до совершеннолетия – когда мальчику необходимо участие мужчины-наставника, способного его подготовить к жизни. При этом родители отступают на задний план. Цель воспитания на этом этапе – обучить жизненно важным навыкам, привить чувство ответственности и самоуважения, активно вовлекая во взрослую жизнь.

До 14 лет в мальчишке закладываются основы мужского характера. Мальчики становятся сильнее, их тела требуют движения. Иногда они испытывают приступы физической активности, которую нужно выплеснуть. Мальчикам просто обязательны физические упражнения. Основное внимание мальчики уделяют действиям, исследованиям и предметам, а не отношениям и общению. У них чаще проявляется стремление к поиску, к самоиспытанию, к риску, к преодолению опасностей. Именно в этот период необходимо наиболее интенсивно развивать желание и стремление мальчишек быть мужчиной всегда и во всем: в общении, в делах, в отношениях, в интересах, во внешнем виде. Все «мужское» ребенок просто впитывает в себя. Потребность быть взрослым проявляется как освоение внешнего рисунка взрослой деятельности, поведения, общения, знаковых форм взрослости.

Примерно в возрасте 14 лет начинается стадия отрочества. В организме мальчиков происходят разительные изменения: они вытягиваются в росте, начинается бурное половое развитие. Они становятся более упрямыми, беспокойными, у них часто меняется настроение. Усиливается их потребность в состязательности и лидерстве. Им необходимо найти ответы на многие серьезные вопросы, окунуться в новые приключения, определить цели и приоритеты будущего. В них рождается новая личность, а рождение всегда предполагает борьбу, переоценку, переосмысление привычного, стремление к новому. А мы, взрослые, предъявляем им набор стандартных требований: лучше учиться, быть послушными, следовать заданным требованиям. Подросток гормонально и физически рвется во взрослый мир, а мы хотим как можно дольше задержать его в детстве. Неудивительно, что возникают проблемы. А на самом деле нужно поднять мальчишке дух, направить его азарт в творческое русло, помочь осмыслить происходящее.

Отрочество – это период страсти. Мальчики жаждут получить знания и жизненный опыт, а вот правильную форму выражения этой жажды иногда подобрать не могут и пробуют первую попавшуюся. Это время проб и, конечно же, ошибок. Все беды этого периода происходят оттого, что мы не находим каналов для выплеска подростковой энергии, жажды славы и геройства. Одной любви к детям в этот период недостаточно, необходимо проявлять и некоторую жесткость. Но ни в коем случае не жестокость! Жестокость провоцирует агрессивность. Мальчишки зачастую хулиганят лишь потому, что хотят привлечь к себе внимание. Исследования показали, что мальчики, которые демонстрировали наплевательское отношение ко всему, на самом деле слишком хотели добиться успеха и признания. Необходимо последовательно и ненавязчиво внушать мальчикам основные постулаты: «Будь ответственным! Тщательно взвешивай свои действия! Не забывай о других! Думай о последствиях!»

В возрасте 16-17 лет мальчик переходит во взрослый мир, но он еще не готов остаться с ним один на один. Он хочет прыгнуть в будущее, но нужно место, куда прыгнуть и крепкие руки, готовые поддержать его. Ему нужны проводники во взрослую жизнь, и именно эту роль выполняют наставники. Но наставник – это больше, чем просто педагог или спортивный тренер. Между ним и юношей складываются особые доверительные отношения: один доверяет свои мечты и устремления, другой – свой жизненный опыт и мудрость. В этом возрасте нужны и общественные институты, объединения сверстников по интересам и по решаемым проблемам. Важно вовлечение ребят в процесс принятия решений по значимым вопросам жизни школы. В психологии известен эффект «выученной беспомощности», возникающий при строгих требованиях беспрекословного выполнения указаний и наставлений, жесткой контролируемости действий и распорядка жизни независимо от возраста. Ребенок в результате начинает нуждаться в руководстве со стороны, приучается избегать всего нового, перемен, изменений, уклоняться от решения сложных задач и собственных проблем. В результате происходит отказ от самоуправления, потеря самостоятельности, индивидуальности, внутренней свободы. Появляется нужда в постоянной внешней управляющей силе. Самостоятельность в действиях и поступках и ответственность за них – важнейшие атрибуты данного возрастного периода. Необходимо постоянно включать в практику работы такие ситуации, при которых юноша должен самостоятельно ставить перед собой все новые цели и находить пути их достижения. Успешно выполненная работа снимает страх перед деятельностью, приносит чувство удовлетворения, рождает желание осваивать еще более трудные рубежи. Возможны и неудачи, ошибки, но из них следует извлечь верный урок, сделать соответствующий вывод, найти причину, чтобы избежать подобного в последующем. Все это – не менее важные аспекты самостоятельности, формирующей активную жизненную позицию и твердые убеждения.

Все описанное выше – модель среднестатистического мальчика. Но вариантов мальчишеского поведения великое множество. Тем не менее, общие правила все-таки просматриваются, и они применимы к большинству детей. Секрет успеха в работе с мальчишками в том, чтобы ответить на три вопроса, которые извечно их волнуют: кто старший, то есть главный? В чем состоят правила? Будут ли эти правила всеми и всегда строго соблюдаться? В условиях хаоса и неорганизованности мальчики чувствуют себя неуверенно, они стремятся к порядку и четкой организации окружающей действительности. Если ими не признан старший (вожак), они начинают сражаться за первенство. Они пытаются установить иерархию, но им это не всегда удается, особенно если они одного возраста. Но если мы, взрослые, создадим для них структуру, определим и договоримся с ними о правилах, определим, кто главный, тогда они могут расслабиться и чувствовать себя уверенными и защищенными. Причем следование правилам обязательно для всех: и детей, и взрослых. Чтобы что-то в правилах поменять, нужно вновь договариваться. (Для девочек таких проблем не стоит.)

Мальчики просто катастрофически боятся показаться смешными. Они зачастую испытывают глубокий стыд, если у них что-то не получается. Им приходится маскировать неуверенность в себе. Наиболее частый способ маскировки и самый мужской, по их мнению,– агрессивность. И принцип здесь такой – нанеси удар первым. Огромное значение для мальчишек имеет поддержка, похвала, совет взрослого, лучше всего мужчины. Мальчик, который чувствует поддержку других взрослых, не страдает от подобных комплексов, и эта поддержка автоматически укрепляет его веру в себя. Он становится менее зависимым от мнения компании и готов к принятию ответственных решений. Мальчики, которые не имеют перед собой положительного мужского примера, самоутверждаются за счет того, что доказывают, что они не девчонки. Вот почему они гонят от себя все, что считают «девчачьим» – мягкость, эмоциональность, внимание и заботу. Драка – часть жизни любого мальчишки. Но драка драке рознь. Недопустима жестокость, стремление сделать слишком больно или унизить. Самые жестокие драчуны – сами жертвы насилия, потому что у них утерян естественный для детей страх причинить боль другим. Они проделывают с другими то же самое, что проделывали когда-то с ними.

Есть множество самых разнообразных возможностей стать мужчиной. Одно из них – определение свода качеств, которые говорят о мужественности и приветствуются в мужчинах и мальчишках. Издревле известно, что становление мужественности как основы мужского характера, происходит только в процессе преодоления трудностей. «Раскрепощение мужских начал возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д.» (Базарный В.)

Очень важны для мальчишек внешние факторы: плохое окружение пробуждает в мальчике самые низменные качества, здоровый нравственный климат побуждает его к доверию, состраданию, доброте. Еще раз подчеркнем, что в окружении мальчишек должно быть много достойных для подражания мужчин, поскольку подражание – врожденная черта человека.


Итак, в семилетнем кадетском образовании следует обозначить три возрастных периода и их характерные особенности:

Младший кадетский возраст с 10-11 лет до 14 лет (5-7 классы)

Адаптации к предъявляемым в готовом виде педагогическим требованиям, правилам, нормам кадетской жизни; выработка привычек по следованию этим нормам и правилам; вхождение в кадетский уклад жизни и систему отношений.

Возраст кадетского отрочества, 14 – 15 лет (8-9 классы)

Осмысление кадетского образа жизни, системы требований, правил и норм; понимание значимости для коллектива и для себя лично ценностей и смыслов, заложенных в этой системе; постижение их жизненной мудрости и самоутверждение в них.

Старший кадетский возраст с 15 лет до выпуска из корпуса (10-11 классы)

Самоопределение и самореализация в различных направлениях и видах деятельности, определение профессиональных и жизненных перспектив; опыт решения личных проблем и опыт ответственности за эти решения.

Знание особенностей развития мальчиков позволяет выделить обязательные характеристики в образовательной модели, предназначенной для мальчишек:

- в кадетском образовании должно быть много достойных мужчин, понимающих, что они выполняют не только профессиональные обязанности, но и являют собой образцы, с которых мальчишки «списывают» мужской вариант поведения, общения, отношения к себе, к делу, к жизни вообще;

- у мальчиков должен быть подвижный образ жизни: в помещениях должны быть оборудованы уголки, площадки для подвижных игр и физических упражнений, а в распорядке дня должно быть для этого выделено время;

- для мальчиков необходима организация разнообразных видов деятельности состязательного и творческого характера;

- мальчики должны жить в жесткой системе требований, норм и правил, которые на первом этапе должны быть объектом беспрекословного выполнения; на втором – объектом осмысления и понимания; на третьем – основой самоопределения и самореализации в жизни;

- для мальчиков важен порядок и четкая организация окружающей действительности; образ жизни и система отношений мальчиков должны быть четко структурированы и регламентированы (распорядок и режим дня, иерархия, определение «старших»);

- нравственное ценностно-смысловое и социальное средовое окружение – предмет постоянной педагогической заботы в работе с мальчишками.

Необходимая материально-техническая база для кадетского образования

Прежде всего, речь должна идти об огражденной, охраняемой территории кадетского образовательного учреждения, на которой располагаются здания и площадки для отдыха, учебных и спортивных занятий: плац, спортивные площадки или стадион, сквер. Каждое здание или помещение должно иметь свое функциональное предназначение: учебный блок, спальный блок, физкультурно-спортивный блок, пищеблок, медицинский блок, административный блок и блок вспомогательных служб. Исходя из своего функционального предназначения, каждый блок имеет свое устройство. Учебный блок устроен по законам общеобразовательной школы с выделением классных помещений и предметных кабинетов (физики, химии, информатики, биологии). Обязателен спортивный комплекс или, как минимум, спортивный зал. В спальном помещении выделяется, как правило, несколько зон: санитарно-гигиеническая, бытовая, досуговая, спортивная, зона для занятий и непосредственно спальная зона.

Для кадетского образования необходимо хорошее оснащение и современное техническое оборудование. Везде должен быть постоянно поддерживаемый порядок и чистота. Воспитанники должны быть обеспечены качественным питанием и обмундированием. Иначе, говорить о воспитании гордости за свой кадетский корпус нет основания.
 

Нормативная правовая база

Нормативно-правовое обеспечение кадетского образования имеет два уровня: уровень системы и уровень отдельно взятого образовательного учреждения. Основной документ на уровне региональной системы кадетского образования – Закон Красноярского края «О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях-интернатах».

В качестве механизма реализации указанного закона выступают три блока документов: постановления Совета администрации Красноярского края, системные регламентирующие документы, системные рекомендательные документы.

Постановления вслед за законом регулируют следующие позиции:

• определение статуса образовательных учреждений, их учредителя и целей их создания в крае;
• определение источников финансирования учреждений;
• указание на реализуемые образовательные программы;
• указание на особенности приема детей в учреждения, организацию питания и обмундирования воспитанников;
• указание на режим жизнедеятельности учреждений;
• указания на требования к содержанию и организации образования в учреждениях;
• выделение позиции воспитателя кадетского корпуса, указание на нормы обмундирования, на доплаты, на требования к профессионализму.

Среди системных регулирующих документов следует выделить: Общекадетский устав; положения о наградных и памятных знаках; положения о традиционных межкадетских мероприятиях; положения о структурных подразделениях системы (Совет директоров, Методический центр).

Системные рекомендательные документы включают: Примерный устав кадетского корпуса; примерные учебные планы, штатные расписания, должностные инструкции и другие документы, содержащие рекомендации для локальных нормативных правовых документов учреждения.

Насыщенное средовое окружение

Насыщенность среды кадетского корпуса влияет на обеспеченность достижения поставленных целей и задач. Следует выделить образовательную, ценностно-смысловую и социальную среду. Образовательная среда вбирает информационное насыщение (библиотеки, медиатеки, Интернет, информационное оформление помещений), технологическое обеспечение (спектр используемых технологий, техник, методик) и необходимое учебно-техническое оборудование. Ценностно-смысловая среда – это особый дух кадетского корпуса, основанный на главных ценностях – уважении к Человеку, любви к Родине, готовности служить Отечеству, кадетском братстве. Социальная среда обусловлена коллективностью кадетского уклада жизни, что предполагает: наличие «Другого» и его принятие, общежитие, событийность, публичность и гуманистический климат, что позволяет овладеть опытом общественной жизни и личным опытом в различных, в том числе и житейских ситуациях.
 

Профессионализм педагогических кадров

Для определения профессионализма педагога мы используем позиционно-ролевой подход, выделяя профессиональные позиции в деятельности педагога, а при сочетании позиций – спектр необходимых для их выражения профессиональных педагогических ролей.

Рассмотрим профессиональные позиции педагога (опираясь на пособие «Воспитательная деятельность педагога» под редакцией В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой).

• Гражданско-патриотическая позиция важна для педагога кадетского корпуса, владение которой основано на патриотическом сознании, социальной зрелости человека.
• Государственная позиция – основа которой в государственном мышлении.
• Субъектная позиция педагога обеспечивается осознанностью своей профессиональной деятельности и пониманием закономерностей ее построения, она определяется самоопределением и самовыражением педагога в профессии. Эта позиция способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, что для педагогического труда является обязательной составляющей.
• Концептуальная позиция характеризуется ярко пониманием концептуально-теоретических основ кадетского образования, теоретической обоснованностью профессиональных действий, целостностью педагогической деятельности, выраженным авторским почерком, продуктивной работой в изменяющихся условиях. Такая позиция лежит в основе педагогического конструирования. У педагога существует индивидуальная стратегия решения педагогических задач, ему присуща профессиональная «оформленность» поведения, он склонен к поиску оригинальных методических и технологических решений педагогических задач различного уровня сложности. Он всегда может обоснованно дать ответ на вопросы: что и для чего он делает.
• Гуманистическая позиция педагога исходит из восприятия и принятия каждого ребенка таким, каков он есть. Педагогом признается неповторимость и уникальность каждого ребенка. Осознанный выбор данной позиции предполагает, что в каждом ребенке имеются внутренние силы и возможности для позитивного, творческого, развивающего личность решения своих проблем. Деятельность педагога в таком контексте направлена на создание необходимых условий для развития воспитанников, обеспечение профессиональной поддержки и помощи каждому из них.
• Демократическая позиция педагога отличается стремлением к обеспечению осознанного принятия на себя прав и обязанностей, определению прав и обязанностей воспитанника, что становится основой продуктивного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества педагога и воспитанника в обретении нового опыта действий, общения, отношений.
• Авторитарная позиция предполагает такой тип отношений, когда педагог передает воспитаннику готовый, общественно необходимый опыт и организует деятельность по его усвоению и воспроизведению. Авторитет педагога в данном случае в том, что он обладает большим жизненным опытом и как профессионал осознает значимость овладения его аспектами со стороны ребенка. Здесь признается позиция взрослого превосходства тогда, когда ребенок постигает и смысл получаемого опыта. От осмысления – к пониманию, от понимания общественной значимости – к признанию личностной необходимости и далее к принятию: таков путь овладения ребенком предлагаемого опыта. Но не только опыт должен быть признан, то есть, авторитетен для ребенка, должен быть авторитетен для него и педагог.
• Понимающая позиция опирается на понимание ребенка, что в свою очередь не предполагает ни его идеализацию, ни упрощение его природы. Понимание возможно лишь при условии знания и учета в профессиональной деятельности физиологических, психологических и социальных особенностей развития ребенка. Учет специфики мальчишеского взросления при определении тактики и стратегии педагогических действий – важнейшая составляющая профессионализма и воспитателя и учителя. Педагог всегда должен признавать естественность наличия как позитивных, так и негативных сторон в процессе становления подрастающего человека, как успехов, так и неудач в его взрослении. Данная позиция требует от педагога максимальной объективности по отношению к ребенку, способности взглянуть иногда на мир его глазами.
• Поддерживающая позиция предполагает готовность педагога оказать предупреждающую и оперативную помощь и поддержку ребенку в решении его индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, трудностями в обучении, жизненным и профессиональным определением. Данная позиция зиждется на признании приоритета самого ребенка в решении собственных проблем, поскольку он сам должен обрести опыт их решения через собственные активные действия. Для подобной позиции характерны содействие, сотрудничество, доброжелательность, безоценочность действий, умение защищать права ребенка в самых разных ситуациях.
• Оптимистическая позиция предполагает мажорность в отношении педагога к миру, к жизни, к своей работе, к событиям, происходящим вокруг, к людям вообще и к воспитанникам в частности. Радость восприятия действительности вселяет уверенность детей в самих себя, в свои возможности, свои силы, свои способности. Свою защищенность и безопасность ребенок ощущает через оптимизм взрослых. Педагог, а вслед за ним и ребенок, ощущают радость и потребность во взаимодействии, лишь тогда оно продуктивно.

Указанные профессиональные педагогические позиции в их взаимосвязи и взаимообусловленности лежат в основе профессиональных педагогических ролей. И здесь уже имеет место деление на роли учителя и роли воспитателя.

Среди ролей учителя возможны следующие:

• учитель-информатор – учитель, владеющий содержанием предмета и предъявляющий себя в качестве носитель знаний, источника учетной информации;
• учитель-методист – данную роль отличает сочетание глубоких знаний предмета, методики его обучения, включающего преподавание предмета учителем и учение самого ученика, с умениями практически применять, совершенствовать, конструировать методические приемы и способы;
• учитель-дидакт – роль, опирающаяся на знание современных технологий обучения; понимание особенностей развития мыследеятельности детей и выведение их на применение метазнаний (общеучебных умений, логических приемов и операций); осмысление и осознание изучаемого материала на внутри- и межпредметном уровне, а также роли и значимости предмета в образовании;
• учитель-управленец – роль, основанная на включении в образовательный процесс самообразования ребенка, становление и развитие его субъектного опыта, требует владения управленческими функциями, вовлечение в их выполнение ребят и постепенной передачи им этих функций;
• учитель-исследователь – роль, базирующаяся на методологии исследования, направленного на совершенствование образовательного процесса с целью повышения его эффективности и результативности, вовлечение детей в исследовательскую деятельность, объектом и предметом которой могут быть явления как предметного, так и межпредметного уровня:
• учитель-эксперт – роль, связанная не с оценкой знаний и умений учащихся относительно владения программным материалом по предмету, а с экспертизой способностей учащегося по их использованию в практической деятельности.

Среди ролей воспитателя можно выделить следующие:

• офицер-воспитатель – роль, присущая воспитателям кадетских образовательных учреждений, связанная с выполнением командных функций в организации жизнедеятельности кадет;
• воспитатель-наставник – роль значимого для ребенка (детей) взрослого, владеющего большим жизненным опытом, понимающего как возрастные особенности ребенка, так и особенности наличной ситуации, когда ему нужна поддержка, совет, консультация;
• воспитатель-организатор – управленческая роль, основанная на использовании управленческих функций и вовлечение в их реализацию воспитанников; на владении методикой формирования коллектива, выстраивания коллективной деятельности, кооперации, сотрудничества сотворчества;
• воспитатель-тьютор – роль в рамках процесса сопровождения ребенка в образовании, его индивидуальной деятельности по выявлению и решению собственных проблем различного характера;
• воспитатель-конструктор – роль, опирающаяся на исследование педагогических явлений, связанных с процессом воспитания, его моделированием и преобразованием, совершенствованием его аспектов, определением эффективность их влияния на уровень воспитанности детей.

Реализуются эти роли посредством следующих видов педагогической деятельности: целеполагающую, организаторскую, коммуникативную, прогностическую, проектировочную, коррекционную, диагностическую, аналитическую.

Требования к профессионализму педагога лежат в плоскости владения спектром профессиональных позиций и профессиональных ролей, а также в плоскости качественной реализации педагогической деятельности.

Отсюда процесс профессионального развития педагогов направлен на овладение каждым из них профессиональными позициями, качественным ролевым выражением этих позиций посредством сочетания разнообразных видов педагогической деятельности.

Организация непрерывного процесса профессионального развития педагогических кадров – одна из главных задач образовательного учреждения и системы в целом. Сама же суть профессионального развития – в овладении профессиональными педагогическими позициями и ролями. В неразвивающейся педагогической среде все чаще появляются агрессивные оттенки, нездоровая конкуренция, возникают мелочные конфликты. Отсюда профессиональное развитие педагогов – основа здорового творческого микроклимата в коллективе.

Содержание кадетского образования

Отбор содержания образования – одна из самых сложных и важных задач в педагогической теории и практике. Одним из ведущих подходов к модернизации содержания образования используется компетентностный подход. Основой выделения ключевых образовательных компетенций являются цели общего образования, структурное представление социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности. Перечень образовательных компетенций (предлагаемый А.Хуторским) включает следующие: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую и личностного самосовершенствования. Компетентностный подход и его сочетание с идеями, целями и базовыми процессами кадетского образования, – и есть основа определения содержания кадетского образования.
    Структура содержания кадетского образования такова:
– предметное и «надпредметное» содержание учебного процесса;
– «источники воспитания» и «столпы кадетского воспитания» в качестве содержания воспитания;
– жизненный опыт как совокупность социального (опыта общественной жизни) и личного опыта как содержание процесса жизнедеятельности.

В предметном содержании следует обозначить федеральный и национально-региональный компоненты (о них сегодня мы речь не ведем), а также предметную часть кадетского компонента. В практике Красноярской системы кадетского образования такими предметами стали: основы военной службы (1 час в 5-11 классах); этика, основы православной культуры, хореография (по 1 часу в 5-9 классах); история кадетского образования (1 час в 6-7 классах). Комплексная программа по физической культуре реализуется через уроки, через элементы режима дня (утренняя зарядка, прогулки с подвижными играми, спортчасы, физкультминутки на уроках), внеклассные занятия и массовые мероприятия. В основном все названные предметы лежат в области дополнительного образования, они программно обеспечены, но говорить о завершенности работы в этом направлении рано.
Надпредметное содержание образования – это общеучебные умения, навыки и способы деятельности, логические приемы и операции, а также способы работы с информацией. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности можно сгруппировать так: когнитивные (познавательные); креативные (творческие); организационно-деятельностные; коммуникативные. Логические приемы и операции – это анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, аналогия, классификация, построение суждений, гипотез и доказательств и т.д.

Источники воспитания – это источники культуры, через постижение которых формируется внутренняя личностная культура каждого воспитанника. Говорить о воспитании вне культуры невозможно (воспитание и есть введение ребенка в культуру).
«Аккумулируют достижения культуры на протяжении тысячелетий такие социальные феномены как наука, искусство, мораль, персоналии, материально-предметные ценности.» (Н.С.Щуркова).

• «Наука представляет человеческий опыт и культурные достижения в виде понятий, фиксирующих свершения, открытия, творческие деяния человечества. В системе обучения предназначение науки – формирование научного понимания мира, в воспитании наука является основой постижения закономерности жизни, установления ценностных и причинно-следственных связей.

• Мораль отражает достижения культуры в виде нормативных правил, ,запретов, предписаний, принципов взаимоотношений между людьми и к Человеку. Широкий разворот моральных норм позволяет выстраивать культурные традиции жизни образовательного учреждения, они формируют у воспитанников привычки морального плана, становятся основой нравственности.

• Искусство представляет ценности через художественный образ. Безупречен и богат источник классического искусства, прошедшего испытания временем. Вечность таких произведений обусловлена вечностью отображенных проблем человеческой жизни. К художественному достоянию великих можно обращаться в поисках ответов на все вопросы сегодняшнего дня. Искусство – средство духовного обогащения человека, повод для собственных размышлений о жизни.

• Персоналии выдающихся представителей разного времени иллюстрируют фактами своей жизни и творческой деятельности избранные ценностные предпочтения. Их поступки, деяния, суждения – пример для подражания, для осмысления и оценки собственных поступков, действий и суждений. Такие персоналии не только в историческом прошлом, они есть и в нашей реальности. Их отличает целостность натуры, сила характера и величие духа. Они должны быть примером жизненных успехов, куда более ярким, чем полуголые попрыгунчики на эстраде, мяукающие о плотских проблемах. Там, где нет идеалов, появляются кумиры.

• Предметно-вещный мир являет собой материализованную форму отношения к жизни. Раскрытие в предмете ценностного для человека потенциала и есть педагогическая задача. Часы на руке – дань уважения времени, цветы на окне – приближенность человека к красотам природы, сервировка стола – преобразование насыщения в общение и т.д. Раскрывая сущность красоты и значимости окружающих предметов, дети иначе относятся к ним: не рушат, не царапают, не пачкают. И не потому, что нельзя, а потому, что они дети, что не сумели, не подумали, не сдержались.»
Все указанные источники культуры должны стать не только предметом познания и обсуждения. Они должны быть вплетены в повседневность воспитанника, только тогда они способны стать содержанием воспитания.
Мощным ценностным залогом, усиливающим культурологическое содержание, обладают «столпы кадетского воспитания» (выделенные И.Андрушкевичем): вера и верования, заветы и традиции, нравы и манеры, инструментальные концепции, символы и ритуалы.

Раскроем каждый из них.

• «Вера и верования». Православная культура и православная нравственность всегда были основами российской культуры и российского общества. Приобщение к православной культуре – это, прежде всего, обращение к общечеловеческим ценностям и нетленным законам бытия. Изучением «Основ православной культуры» как учебного предмета это приобщение не заканчивается. Традиционно в каждом кадетском корпусе была Домовая церковь, каждый корпус имел своего Святого Покровителя и отмечал свой Храмовый корпусной праздник. Некоторые из названных традиций возрождаются. Однако следует подчеркнуть, что приобщение к православию в той или иной форме не требует от воспитанников православной религиозной самоидентификации и не препятствует их свободному мировоззренческому самоопределению, а воспринимается ими как неиссякаемый кладезь нравственно-ценностных смыслов, как основа российской культуры.
Верования – это класс идей, которые не выдуманы отдельными лицами, а являются как бы осадком исторического и вообще жизненного опыта всего народа. Главным верованием является вера в Россию, её особую миссию, в её особенное предназначение. Наши исторические верования сформулированы великими людьми, такими как Александр Невский, Дмитрий Донской, Пётр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов и другие. Это своего рода фундамент Российской государственности.

• «Заветы и традиции». К Заветам следует отнести Десять Заповедей Закона Божья, Поучения Владимира Мономаха своим сыновьям, Завещание Суворова русским воинам. Всё это – мудрые наставления, обобщения жизненного опыта, предлагающие молодому поколению образцы для определения своих идеалов, для построения собственной жизни, осмысления её нравственных устоев и духовного наполнения. Нравственные ориентиры кадета определены в Заповедях Великого Князя Константина Константиновича и Кодексе Чести российского кадета. Традиции тоже передают накопленный исторический капитал от одного поколения другому. Особое место в воспитании занимают кадетские традиции, которые тщательно изучаются и возрождаются. Кадетские традиции – это ряд установившихся обычаев, узаконенных не приказаниями свыше, а самими воспитанниками. Большинство из них пропитано глубоким патриотизмом и готовностью служить Отечеству. Кадетские традиции – это также неписаный кодекс внутренней жизни и взаимоотношений, тесно связывающий кадет узами дружбы и товарищества.

• «Нравы и манеры». Нравы – это общественные законы, помогающие понимать, что в обществе хорошо, а что плохо. На нравах происходит становление духовности и нравственности. Нравственному воспитанию в кадетских корпусах России всегда придавалось важнейшее значение. Нравственные правила для воспитанников были указаны в Уставе для военно-учебных заведений II класса. В воспитании кадет можно выделить три нравственных блока: порядочность и честь, облик и поведение, дружба и товарищество. Эти три блока нашли своё отражение в постулатах «Клятвы кадета», «Кодекса Чести российского кадета», «Заветах кадет», «Заповедях товарищества».Частью общих нравов являются хорошие манеры, правила хорошего тона, специальные нормы поведения в различных жизненных ситуациях, а также специфические знаки внимания младших к старшим, мужчины к женщине. Эти правила должны пронизывать всю жизнедеятельность в кадетском корпусе.

• «Инструментальные концепции». Инструментальные концепции – это современные концепции в области политики, экономики, социологии, технологии. Эти концепции необходимо толковать молодым людям, обсуждать тенденции и аспекты, выделять основополагающие идеи этих концепций, чтобы они могли разбираться в том, что происходит в стране и в мире, учились анализировать исторические, политические и экономические процессы. Причём это нужно делать «в гармоническом согласовании с верованиями, традициями и нравами». Такая работа «даст общую подготовку, хорошую базу для правильного анализа всех проблем, которые могут возникнуть в жизни у государственных людей».

• «Символы и ритуалы». В кадетском учреждении важная воспитательная роль отводится государственной и кадетской символике. Кадетскую символику представляют Корпусное знамя, кадетские знаки и жетоны, кадетский строй, Кадетская Клятва, кадетская форма. Ритуалы – регулярно и одинаково повторяющиеся церемонии проведения наиболее значимых для кадетского корпуса событий. Это принятие Кадетской Клятвы, вручение Корпусного знамени, организация корпусного праздника, проведение строевого смотра, присвоение кадетских званий и т.д. Смысловое значение, придаваемое символам и ритуалам, делает их эффективным средством становления духовной и физической силы, волевого характера, привычки к внутреннему порядку и внешней отчётливости.

Еще один содержательный пласт осваивается воспитанниками в самой организации жизнедеятельности. Это – жизненный опыт, направленный на «Другого» в процессе пребывания в коллективе, т.е. опыт общественной жизни или социальный опыт, а также опыт, направленный на самого себя – личный опыт.

Социальный опыт вбирает в себя: общение и взаимодействие, коллективный труд, кооперацию и ролевое распределение, совместно-разделенную ответственность, коллегиальный характер принятия решений, согласование ценностей и интересов, коллективное осмысление прожитого, общежитие, участие в работе социальных институтов (детских организаций, органов управления, молодежных сообществ), диалог субъективных жизненных миров, влияющих и изменяющих друг друга. Такой опыт рождается только в совокупном жизненном мире сообщества. Коллективная жизнедеятельность – это условие становления и развития личного опыта каждого ее участника.
Личный опыт вбирает репродуктивный опыт и опыт творческой деятельности; самостоятельность мышления и деятельности (владение способами деятельности); самообслуживание; решение собственных проблем; осуществление ответственного выбора, самоопределение, самореализацию; самоуправление и разрешение конфликтов; обретение личностных смыслов и ценностей; эмоциональные переживания; опыт ценностных отношений; рефлексию; предъявление собственной позиции, стиля поведения и отношений (мужской вариант).

Описанная структура содержания кадетского образования в целом органично сочетает инновационный компетентностный подход и мощный потенциал отечественных образовательных традиций.

 

Организация кадетского образования

Организацию кадетского образования мы рассмотрим также с позиции трех базовых процессов: учебного, воспитательного и процесса жизнедеятельности.

Организационный аспект учебного процесса сочетает классно-урочную систему, классно-групповую систему самоподготовки и индивидуально-групповую систему занятий по выбору и консультационных занятий. Все три составляющих регламентируются расписанием занятий основного и дополнительного образования.

Понимание воспитания как процесса присвоения общечеловеческих ценностей в сочетании с представлением о гармонии социумности и самости личности в процессе ее развития позволяет определить два способа организации воспитания. Первый из них состоит в усвоении воспитанником предъявляемых ему в готовом виде идеалов, норм, правил, которые, по замыслу педагогов, должны у него сформироваться. В таком контексте правомерны авторитарные методы воспитания: приказы, распоряжения, требования.

Однако наряду с этим требуется кропотливая смысловая переработка содержания указанных правил и требований самим воспитанником. Здесь вступает в силу второй способ организации воспитания, предполагающий стимулирование самостоятельной деятельности ребенка по поиску, определению варианта поведения, общения, выражения отношения, связанного с изменением условий, появлением нестандартной ситуации.

Именно через такие ситуации осуществляется самоопределение и самореализация личности, приобретение ею опыта принятия самостоятельного решения и несения ответственности за него. Здесь в арсенале воспитателя должен быть иной набор методов: совет, рекомендация, консультация, здесь уже не уместен, даже вреден авторитарный подход. Демократизируется и система взаимодействия, система отношений, стиль общения взрослого и ребенка.

Оба способа не исключают, а дополняют друг друга, поскольку в основе того и другого подхода лежит уважение к личности воспитанника, признание ее уникальности и неповторимости. Организационных форм выражения этих подходов множество, и их выбор зависит от профессионализма педагогов. Мы остановимся на самых значимых для кадетского образования.

Организационной основой и процесса воспитания и процесса жизнедеятельности в кадетском корпусе является военизированная составляющая, где доминирует авторитарный подход. Огромную роль в становлении воспитанников играет дополнительное и профильное образование с доминантой самоопределения и самореализации каждого на основе индивидуального выбора.

Военизированная составляющая – неотъемлемая часть кадетского образования, определяющая уклад кадетской жизни и включающая ряд организационных механизмов, которые можно поделить на четыре блока:

– первый блок отражает внутренний порядок в кадетском корпусе: основы структурирования коллектива; ролевые позиции, права и обязанности ее участников и нормы их взаимоотношений; институт младших командиров; кадетскую и корпусную символику; распорядок кадетской жизни; определение функционального предназначения территории и помещений кадетского корпуса;
– вторая часть определяет дисциплину в кадетском корпусе: само понятие дисциплины; перечень поощрений и наказаний и механизмы их применения;
– третий блок определяет обязательные корпусные мероприятия военизированного характера: парады, смотры, церемонии, ритуалы, а также порядок участия кадет в общественных мероприятиях;
– четвертый блок – технология строевой подготовки.

Военизированная составляющая регламентируется Общекадетским уставом и рядом положений, таких как: Положение о памятном кадетском знаке выпускника, Положение о наградном кадетском знаке «Кадетская слава» 1-ой, 2-ой, 3-ей степени, положения о комплексных стратегических играх и др.

Военизированная составляющая как организационный аспект неразрывно связана с содержательным ценностно-смысловым наполнением столпов воспитания, в этом и есть педагогический смысл и воспитывающий потенциал кадетского уклада жизни.

Особая миссия возлагается на систему дополнительного образования в кадетском корпусе. Оно выполняет следующие функции: реализация предметов кадетского компонента; реализация дополнительных образовательных программ, организация культурно-досуговой деятельности. Остановимся на каждой из этих функций. Через систему ДО воспитанники изучают основы военной службы, этику, основы православной культуры, хореографию, историю кадетского образования.

В рамках физической культуры и спорта они проходят подготовку по программам «Рукопашный бой» и «Юный парашютист». В дополнительном образовании для индивидуального выбора воспитанников выделены следующие направления: художественно-эстетическое, общегуманитарное, техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, экономическое и физкультурно-спортивное. В рамках этих направлений работают творческие объединения кадет и гимназисток.

Организация культурно-досуговой деятельности воспитанников осуществляется через проведение фестивалей, конференций, военно-спортивных игр, конкурсов, смотров, праздников, спартакиад как комплексных, так и по отдельным видам спорта. Дополнительное образование в системе кадетского и женского гимназического образования края лежит на плечах двух учреждений: ЦДО «Честь и Слава Красноярья» и КДЮСШ «Кадеты Красноярья». Оба учреждения работают в одном концепте, при этом используют разные организационно-управленческие механизмы: ЦДО использует комплексные проекты (например, проект «Одаренные дети» с рядом подпроектов); спортивная школа имеет филиалы во всех кадетских корпусах края.

В основе профилизации старшей школы находит отражение целевая установка кадетского образования – подготовка к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Профессиональный выбор воспитанников не ограничивается военными вузами или вузами силовых структур и ведомств. За каждым юношей остается право свободного выбора своего дальнейшего профессионального пути. Главная цель профилизации – самоопределение воспитанников, не подготовка к поступлению в вуз. На старшей ступени реализуются различные организационные модели профильного образования:

1. Сам уклад кадетской жизни в корпусе, военизированная составляющая и физкультурно-спортивное направление дополнительного образования – все это в комплексе определяет наполнение оборонно-спортивного профиля по модели «школа – профиль».

2. На основе собственных содержательно-организационных ресурсов или с привлечением ресурсов сетевого взаимодействия с вузами, возможна реализация модели «класс – профиль» (например, юридический и физико-математический классы в Красноярском кадетском корпусе, социально-экономический – в Ачинском кадетском корпусе).

3. При небольшом количестве классов-комплектов более рациональным является вариант «группа-профиль» (Норильский кадетский корпус).

4. При использовании большого спектра ресурсов самого кадетского корпуса (элективные курсы, факультативы, индивидуальные консультации, занятия в научном обществе учащихся) в интеграции с ресурсами иных образовательных учреждений (УДО, вузы, сузы) все более востребуемой становится модель индивидуального профильного образования.

Профильное образование реализуется через учебные планы профилей, через набор элективных курсов. Профильный залог имеют сетевые проекты и выездные школы («Шарыповский центр экономики и бизнес-образования», «Правовая школа» юридического факультета Красноярского государственного университета). Активно развивается дистанционный вариант профильного образования. В крае вводится подпроект «Введение профильного обучения и решение задач профильного обучения с использованием интернет-технологий» в рамках проекта «Информатизация системы образования».
Таким образом, задачи профилизации требуют выхода за рамки системы кадетского образования путем создания образовательного консорциума – совокупности ресурсных центров образования, с которыми выстраивается сетевое взаимодействие.
 

Технологическое обеспечение кадетского образования

Одно и то же содержание может быть либо отторгнуто, либо успешно освоено в зависимости от способов работы с ним. И в этом важнейшую роль играют педагогические технологии.

Выбирая ту или иную технологию в качестве педагогического инструментария, необходимо оценить результаты ее применения, ее ресурсоемкость, а также обосновать целесообразность ее применения в конкретной образовательной модели. Технологическое обеспечение, а не просто использование технологий в педагогической деятельности, мы берем за основу. Отличие между этими подходами – понятно.

Прежде всего, следует выделить характеристики, которым должны соответствовать используемые в кадетском образовании технологии, и которые мы используем в качестве механизма отбора:

- адекватность целям, задачам, условиям кадетского образования;
- адекватность возрастным периодам и особенностям взросления мальчишек;
- многомерность отношений «педагог»; «воспитанник»; «содержание образования»;
- включенность универсальных способов деятельности: творчества, исследования, проектирования, управления;
- приоритетность диалоговых форм общения;
- активность позиции воспитанника.

Технологии учебного процесса: дидактические игры, рефлексивная технология, словесно-логическая технология, проектное обучение, модульное обучение, ИОМ, ИКТ, исследовательская деятельность, разноуровневое обучение.

Технологии воспитательного процесса: воинская педагогика, технология требования, игровая деятельность, коллективная творческая деятельность, рефлексивное воспитание, технология самосовершенствования личности, технология деятельности молодежной организации.

Технологии процесса жизнедеятельности: технологическая сторона военизированной составляющей, технология комплексного (педагогического, психологического, социального, медицинского) сопровождения воспитанника, технология комплексной военизированной игры.

Воспитание гражданина-патриота – стратегическая цель кадетского образования. Была, есть и будет. В кадетском образовании есть все необходимые условия и механизмы для формирования патриотического сознания. Именно такое сознание граждан остается важнейшей отечественной ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

 Российская кадетская перекличка №2, 2007