ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ

Исх. № 025 -1 от 15 июня 2008 г.

Президенту
Российской Федерации
МЕДВЕДЕВУ Д. А.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ВЕТЕРАНОВ СУВОРОВЦЕВ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
(военно-патриотического)
ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на 2010 - 2020 и дальнейшие годы

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

 

Президиум Общероссийского союза кадетских объединений "Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России", от имени всех кадет России благодарит Вас за поддержку наших начинаний и инициатив, и, особенно, за перевод всех суворовских военных училищ на 7-летний цикл обучения, создание корпуса воспитанниц Министерства обороны России, а также за Ваше внимание к проблеме кадетского образования в России.

Наше Открытое Содружество объединяет более 70 региональных общественных объединений и находящихся в их рядах более 100 тысяч выпускников всех суворовских, нахимовских, специальных военных училищ и кадетских корпусов России всех выпусков начиная с 1948 года, с детства воспитанных в духе служения России на гражданском и военном поприще.

Прошедший в сентябре 2007 год в Москве исторический Первый съезд кадет России, совместно с XIX Съездом Объединений Российских Кадетских Корпусов За Рубежом, дал поручение Президиуму, основанного Съездом Общероссийского союза кадетских объединений и всем региональным объединениям суворовцев, нахимовцев и кадет - поставить вопрос перед Президентом и Правительством России о необходимости создания системы кадетского образования как национальной системы подготовки служилого слоя России с детства, и вопрос совершенствования патриотического воспитания граждан России.

Необходимо добавить, что по этим вопросам наш Президиум будет отчитываться перед Вторым съездом кадет России, который состоится осенью 2009 года в Санкт-Петербурге.

Особенность наших общественных суворовских объединений заключается в том, что уже 60 лет, то есть, практически со дня первого выпуска Суворовских и нахимовских военных училищ в 1948 году, почти каждый из наших ветеранов-кадет ежедневно и лично воспитывает молодое поколение в духе преданности и любви к нашему Отечеству, Чести, Долга, Добра и Красоты непосредственно в суворовских училищах и кадетских корпусах, школах и детских домах, городах и поселках нашей великой Родины.

Ветераны суворовцы и нахимовцы, вместе с ветеранами Великой Отечественной войны ведут основную работу и несут основную нагрузку по военно-патриотическому воспитанию граждан России, поэтому нам особенно видны как несомненные достоинства, так и недостатки всей этой сферы.

Мы убеждены, что патриотическое и его важнейшая часть военно-патриотическое воспитание являются основой воспитания граждан России, и в этом качестве - прямой задачей и обязанностью Российского государства, его руководства, правительства, ветеранских объединений и всего гражданского общества страны.

Именно поэтому Президиум открытого Содружества поручил мне обратиться к Вам с предложениями, реализация которых позволит, на наш взгляд, резко и качественно улучшить всю работу государства и общества по патриотическому воспитанию наших граждан, особенно молодых поколений россиян.

1. Недостатки всех федеральных и региональных программ военно-патриотического воспитания в России заключаются в следующем:

  • программы не являются частью национальной стратегии развития России и не имеют цельного комплексного содержания;

  • программы не нацелены на формирование общего нравственного, патриотического и благожелательного морального климата в стране;

  • все они не достаточно конкретны, так как не привязаны к конкретным датам, мероприятиям и проектам, а их имеющийся перечень скуп и не полон;

  • программы не обязательны для исполнения, так как не определен порядок их реализации и отчета по ним;

  • программы недостаточно финансируются и не содержатся в канве региональных и местных бюджетов, за их исполнение органы власти ответственности не несут;

  • финансирование программ и проектов патриотического характера не находит широкой поддержки российского бизнеса и даже государственных корпораций, для которых эта сфера необязательна, не престижна, и так далее;

  • программы не направлены на создание новых произведений искусства по тематике патриотического воспитания и не содержат положений имеющих обязательный характер;

  • программы не направлены на интенсивную и качественную работу их непосредственных исполнителей на местах, то есть не создают необходимых условий для работы ветеранов государственной и военной службы и их общественных объединений, экономическое положение которых ведет только к свертыванию патриотической работы на местах;

  • программы не связаны с Государственными образовательными стандартами, в которых воспитание как таковое не имеет обязательного и четко очерченного характера;

  • программы носят выраженный мемориальный характер и не включают вопросы специального информационного сопровождения, обобщения и распространения опыта работы региональных общественных объединений, создания доступного учебного лекционного фонда, ведения постоянных семинаров и чтений в качестве элементов программ и процесса патриотического воспитания граждан страны;

  • в своей работе по патриотическому воспитанию граждан России на местах органы государственной и региональной власти в основном опираются на штатные органы и центры патриотического воспитания, которые просто не могут охватить весь спектр воспитательной работы, и недостаточно полно используют потенциал общественных ветеранских и патриотических объединений, а бюджеты регионов даже не имеют с необходимых для этой работы бюджетных и правовых основ.

Этот перечень можно продолжать, но очевидно, что в существующем виде федеральная, региональные и все другие программы, связанные с патриотическим воспитанием граждан России не эффективны, требуют изменения и особого внимания Президента России, ее Правительства и российской общественности.

2. В России не разработаны идеологические основы патриотического воспитания ее граждан.

Нам представляется, особенно тревожным и неприемлемым, что в области воспитания личного состава Армии не разработаны и не введены в практику обучения и воспитания войск государственная идеология воинской службы и корпоративная профессиональная военная этика, в качестве предмета обучения и основы воспитания воинских коллективов.

В государственной и военной истории официально не определены события и дата основания Российской армии, так как очевидно, что тысячелетняя история России это есть история ее Армии, в тоже время - этот неоспоримый факт никаким научным образом не подтвержден и в политическую практику государства и Армии не вводится.

Вот и приходится все время оправдываться по поводу "победы Красной армии над немцами под Псковом и Нарвой в 23 февраля 1918 года", как будто до того - в блестящей военной истории России не было ни Александра Суворова, ни Петра I, ни победы на Поле Куликовом.

Мы считаем необходимым официально определить Днем рождения Российской армии - дату Победы русского воинства над полчищами монголо-татар на поле Куликовом - 8 сентября 1380 года.

Иметь Юбилеи Российской армии - 2010 год - 630 лет; 2015 год - 635 лет; 2020 год - 640 лет; 2025 год - 645 лет; 2030 год - 650 лет, и так далее

3. Нам представляется, что наряду с празднованием юбилейных дат - Дня Победы в Великой Отечественной войне, дней Великих сражений и других значимых исторических событий, необходимо широко праздновать юбилей неоспоримо великих людей России, в веках составивших ее славу.

К сожалению, эта работа инициируется и осуществляется почти только и исключительно самими ветеранами суворовцами и нахимовцами, и хотя все эти юбилеи имеют, безусловно, государственный характер, государство об этом, как правило, забывает.

Мы предлагаем перечень таких торжеств.

Александр Невский родился 30 мая 1220 года юбилеи - 2010 год - 790 лет; 2015 год - 795 лет; 2020 год - 800 лет
А. В. Суворов родился 24 ноября 1730 года юбилеи - 2010 год - 280 лет; 2015 год - 285 лет; 2020 год - 290 лет, и так далее… 2030 год - 300 лет
Ф. Ф. Ушаков родился 4 февраля 1745 года юбилеи - 2010 год - 270 лет; 2015 год - 275 лет; 2020 год - 280 лет, и так далее… 2045 год - 300 лет
М. И. Кутузов родился 5 сентября 1747 года юбилеи - 2012 год - 265 лет; 2017 год - 270 лет; 2022 год - 275 лет, и так далее… 2047 год - 300 лет
П. С. Нахимов родился 5 июля 1802 года юбилеи - 2012 год - 210 лет; 2017 год - 215 лет; 2022 год - 220 лет, и так далее… 2082 год - 250 лет
Дата образования суворовской военной школы (СВУ, НВМУ) 21 августа 1943 года юбилеи - 2008 год - 65 лет; 2013 год - 70 лет; 2018 год - 75 лет; 2023 год - 80 лет; 2033 год - 90 лет; 2043 год - 100 лет, и так далее

 

Нам представляется, что официальное, открытое и масштабное празднование этих основных, исторических и бесспорных дат российской воинской славы, великих полководцев и флотоводцев России должно составлять общую канву военно-патриотического воспитания населения страны.

Если к этому неполному, военно-патриотическому перечню добавить - юбилейные даты основания Москвы, Санкт-Петербурга, региональных столиц и центров, юбилейные даты образования ведущих учебных учреждений России, и юбилейные чествования великих ученых и деятелей культуры России, то мы получим общий спектр национального патриотического воспитания страны, имеющий абсолютно конкретные очертания и даты.

Все это позволит лучше планировать сию важнейшую сферу деятельности государства и общества, и, что не маловажно, лучше и качественнее финансировать ее, не распылять средства налогоплательщиков на конъюнктурные и малозначащие события, контролировать объем и качество сделанного в рамках Федеральной программы патриотического воспитания, что создаст возможности отчитываться перед российским обществом за количество и качество сделанного, и исключит коррупцию в этой сфере.

4. Мы убеждены, что патриотическое воспитание всего населения России имеет важнейшее, почти определяющее значение для национальной самоидентификации ее граждан.

Это воспитание должно начинаться, мягко говоря "в утробе матери" и сопровождать гражданина России всю его жизнь.

Сегодня, к сожалению, такой целостной национальной системы патриотического воспитания нет, поэтому существуют и действуют только отдельные фрагменты воспитательного процесса: официальный, который ведут ветераны Великой Отечественной войны; фрагмент ветеранов афганской и чеченских войн; значительная суворовско-нахимовская часть; фрагменты патриотического казачества и других общественных патриотических сил и объединений России.

Представляется необходимым связать все единым замыслом развития России, и создать единую целостную систему патриотического воспитания граждан России, придав ей общенациональный и официальный статус.

5. Мы считаем, что патриотическое воспитание должно содержаться в основе деятельности всех учреждений национальной системы образования и культуры, а его программы и проекты могут быть разнесены на федеральный, региональный и муниципальные уровни.

Так, например:

  • празднование юбилейных круглых (кратных 10-ти) дат исторических событий Российской славы и подготовка к их масштабному проведению; реализация крупный проектов национального уровня; заказ, производство и организация проката масштабных кино, и теле проектов; информационное сопровождение программ в СМИ национального масштаба - должно осуществляться на Федеральном уровне;

  • празднование юбилейных (кратных 5-ти) дат событий; реализация проектов регионального уровня и обеспечение работы общественных ветеранских объединений; информационное обеспечение программ региональными и ведомственными СМИ - может быть поручено регионам и Субъектам Российской Федерации, министерствам и ведомствам России;

  • ежегодные празднования и работа на местах - могут быть поручены муниципальным образованиям, общественным объединениям, отдельным учреждениям, организациям и так далее.

6. Нам представляется, что все основные события и даты, образующие канву военно-патриотического воспитания страны, подготовка к ним и их празднование должны иметь самостоятельное информационное сопровождение, имеющее обязательный и плановый характер, и сопровождаться разработкой и осуществлением государственного заказа на подготовку и производство высококачественных тематических кинематографических, телевизионных, музыкальных и художественных произведений, а также литературных, учебных и других видов проектов и программ.

Мы убеждены, что все старые советские киноленты, связанные с именами наших великих полководцев имеют неоспоримый художественный, нравственный, патриотический и нетленный воспитательный потенциал.

В то же время представляется очевидным, что сегодня необходимо возвращение к темам этих великих людей, их судьбам, службе и подвигам во имя России уже на новом технологическом уровне, и с высоты нашего нового времени и знаний Российской истории.

В этом плане представляется важным, чтобы при осуществлении государственного заказа на съемку кино и теле продукции патриотического содержания, принимались во внимание не запросы части молодежи на "акшн" и эротику, а очевидная востребованность гражданами России патриотических посылов государства, нравственности сюжетов, коллизий и воспитательного потенциала кино и теле продукции.

7. Мы убеждены, что Государственные образовательные стандарты должны содержать отдельные разделы, обязывающие Минобрнауки РФ, ректораты, дирекции, а также профессорско-преподавательский состав учебных учреждений разрабатывать и реализовывать учебные планы предметно-воспитательного значения.

Это значит, что наряду с разработкой Государственного образовательного стандарта как гарантированного объема знаний получаемого учащимися, необходимо одновременно разрабатывать и Государственный воспитательный стандарт, как некий официально признанный и обязательный набор социокультурных нормативных моделей и критериев развития личности, предназначенных для ее целенаправленного формирования и реализации системой образования России, в целях подготовки участников образовательно-воспитательного процесса к их активному участию в общественной и культурной жизни страны, как просвещенных патриотов Отечества.

Представляется, что в новом Государственном образовательном стандарте, для всех типов и уровней образования должны быть определены их общие (и частные) идеологические основы как "идея школы", реализация которой в ходе образовательно-воспитательного процесса позволит, в итоге, с детства формировать, во всех смыслах, здоровых и патриотически социализированных достойных граждан России, что должно резко улучшить качество самой школы, качество ее выпускников и увеличить возможности позитивного развития нации.

Основой этой работы и этих стандартов должна стать Федеральная программа патриотического воспитания России.

8. Федеральная программа и региональные программы патриотического воспитания должны содержать конкретные цели, задачи, проекты, планы, мероприятия, а также сроки, объемы и источники их финансирования.

За исполнение программ и проектов патриотического воспитания должен осуществляться гласный гражданский и государственный контроль.

Деятельность по подготовке и проведению мероприятий патриотического воспитания должна финансироваться особыми статьями Федерального, региональных и местных бюджетов.

Представляется, что значительная часть расходов на реализацию проектов и планов по программам патриотического воспитания должна ложиться на государственные и частные корпорации, особенно связанные с естественными монополиями, национальным промышленным комплексом и информационной сферой, практически в обязательном, и для них плановом, порядке.

Благотворительная деятельность граждан и организаций, направленная на разработку, производство и реализацию проектов по программам патриотического воспитания не должна облагаться налогом вообще.

9. Важнейшей основой успешной реализации всех и любых программ патриотического воспитания в России являются ее основные исполнители - ветераны.

Мы сегодня видим Вашу личную серьезную работу и озабоченность Правительства России вопросами состояния качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны и мы благодарны Вам за это.

Так как основная масса наших суворовцев-ветеранов защищала интересы нашей Родины с оружием в руках во всех многочисленных военных конфликтах новейшего времени, сами являются ветеранами, и сегодня успешно служат России в Вооруженных Силах и в других структурах и важных сферах деятельности государства, мы все ощущаем свою личную ответственность за качество воспитания нашей молодежи, за наше будущее и успех нашего Отечества.

Тем, не менее, еще многие ветеранские организации не имеют своего угла, их деятельность никак не финансируется, и даже иногда бывает не востребованной.

Особенно плохо обстоят дела с помещениями для ветеранских объединений ветеранов суворовцев, так как их организации не попадают под разряд ветеранов Великой Отечественной войны, в то время как именно на их более молодые плечи все больше ложится основная воспитательная нагрузка на местах, и в этом плане именно они будут сменять ветеранов войны. Поскольку все наши объединения являются общественными, то возможности арендовать помещения для своей работы и проводить масштабные мероприятия по программам патриотического воспитания они не могут.

Нам представляется, что эта проблема может быть решена путем прямого распоряжения Министерства обороны РФ своим учреждениям кадетского образования (суворовские, нахимовские военные училища и кадетские корпуса) размещать на своих площадях общественные объединения ветеранов-суворовцев своего училища и формировать из них Советы ветеранов, призванные вести постоянную, плановую и штатную воспитательную работу с воспитанниками этих учреждений.

Мы убеждены, что все крупные региональные и общероссийские общественные объединения ветеранов-суворовцев должны бесплатно размещаться в Домах офицеров (Культурных центрах) гарнизонов, особенно в Москве, Санкт-Петербурге (в которых действуют многотысячные общественные объединения ветеранов суворовцев и нахимовцев) и региональных центрах, а их работа - составлять весомую часть плановой работы учреждений армейской культуры.

Мы считаем, что важнейшим направлением совершенствования патриотической работы в России является непосредственное привлечение общественных объединений ветеранов к обсуждению и реализации программ патриотического воспитания, в том числе: при их формировании и правовом оформлении; на стадии формирования государственного заказа на произведения и проекты воспитательного плана; а также при их разработке, принятии и оценке.

При этом, считаем целесообразным, чтобы часть средств вырученных от реализации этих проектов и произведений автоматически и официально (может быть, в качестве благотворительных взносов) могла поступать на счета ветеранских объединений и идти исключительно на развитие их работы.

10. Представляется важным создание: банка программ и проектов патриотического воспитания (характера); создание системы постоянно действующих семинаров и чтений по этой тематике; формирование федерального и региональных лекционных учебных фондов на печатных и цифровых носителях; а также специального информационного сопровождения проектов и планов и мероприятий по программам патриотического воспитания, носящего обязательный характер для размещения в печатных и электронных СМИ федерального и регионального уровней.

11. Представляется, что формирование Федеральной программы патриотического воспитания должно осуществляться в распорядительном (обязательном) и плановом порядке Министерством обороны, Министерством образования и науки, Министерством культуры, Росвоенцентром Правительства России, с обязательным участием общественных объединений ветеранов войны и суворовцев России.

Общее руководство и контроль над этим процессом представляется целесообразным возложить на Совет Безопасности Российской Федерации и Общественную палату.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В этом году исполняется 65 лет со дня образования суворовских и нахимовских военных училищ России, созданных в военном 1943 году и 60-летие со дня их первого выпуска.

Мы планируем широко отметить это знаменательное событие 4-5 октября сего года в Москве (а если Вы поддержите нас, то и в Кремлевском Дворце съездов) и, совместно с Минобороны РФ, работаем над его подготовкой.

Суворовцы, нахимовцы и кадеты России приглашают Вас принять личное участие в этих торжествах, и просят Вас принять решение по формированию Федеральной программы патриотического воспитания в России, с максимальным учетом наших предложений, в том числе и по улучшению возможностей работы объединений ветеранов суворовцев.

Мы просим Вас принять нас по этому важнейшему для воспитания и будущего России вопросу, а также по вопросам кадетского образования в стране.

Прошу рассмотреть.

С уважением,

Председатель Общероссийского союза кадетских объединений

"Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России",

выпускник Московского СВУ 1963 года,

генерал-майор Александр Владимиров