"Парламентская газета"
8 декабря 2004 г.

Отстающее в ряде случаев от веления времени законодательство является тормозом на пути построения гармоничного гражданского общества. Совсем неприглядные последствия возможны, когда подобное отставание касается будущего страны, её перспектив, её молодёжи. Так, функционирование кадетских корпусов регулируется Положением о школах-интернатах аж 1965 года, по которому офицеры-воспитатели в соответствии со штатным расписанием именуются няньками. Этим людям, многие из которых прошли "горячие точки" и несут молодёжи знание и патриотизм, платят всего по 2000 рублей. Самым сложным моментом для этих учебных заведений является финансирование. Сейчас оно целиком зависит от региональных бюджетов и настроения спонсоров. Для воспитания молодёжи здесь слишком много случайных факторов. А на самом деле нужна жёсткая система, основанная на конкретном федеральном нормативе. На законе о кадетских корпусах.

Историческая справка.
Как и 100 лет назад.

За более чем 200-летний период своей истории военная педагогика России к началу XX века сложилась во вполне законченную и стройную систему взглядов и методов воспитания. Она воплотила в себе наиболее интересный опыт западноевропейской науки, связанной с именами И.Г. Песталоцци, Дж. Ланкастера. И впитала в себе лучшие достижения отечественной школы: труды П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Эрисмана и других. Проблемы нравственного и физического воспитания кадетов, педагогика, психология и школьная гигиена были постоянным предметом обсуждения Педагогического комитета Главного управления военно-учебных заведений. Для подготовки профессиональных кадров были открыты Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах, в которых реализовывался опыт начальной военной подготовки и воспитания кадров для нужд армии.

К ведению учебно-воспитательной работы привлекались образованные и интеллигентные офицеры. Вся учебно-воспитательная работа велась по трем основным направлениям: физическое воспитание, воспитание нравственное и воспитание умственное. Учебная нагрузка на классных и внеклассных занятиях распределялась весьма продуманно и гармонично.

Первыми были уроки, требующие умственного напряжения, - русский язык и арифметика. Затем шли физические упражнения, второй завтрак и большая перемена. Потом Закон Божий, чистописание. Вечером - обязательные гимнастические упражнения и готовилось домашнее задание... В состав физического воспитания помимо гигиены и гимнастики обязательно входил и ручной труд и ремесла. Для развития физического воспитания регулярно проводились игры. Весь склад кадетской жизни способствовал физическому и умственному оздоровлению детей.

В части нравственного воспитания обязательным было привитие идеалов дружбы, товарищества и правдивости. Ложь и звание кадета были абсолютно несовместимы. Воспитание обязательно включало в себя привитие дисциплины, чести и учтивости. Все это было основано на религиозно-нравственных началах. Все кадетские корпуса имели свои знамена и штандарты.

Весь учебный процесс проводился в соответствии с Положением о кадетских корпусах, где были подробно разъяснены чередование изучаемых предметов, распределение нагрузки, функции воспитателей и учителей. Воспитываем достойную смену.


ПОРА ВСЕРЬЁЗ ЗАДУМАТЬСЯ

     В Ростове-на-Дону состоялось выездное заседание "круглого стола", организованное комитетами Государственной Думы по образованию и науке и по обороне. Тема - "Кадетское образование в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития в XXI веке". В разговоре участвовали представители федеральных и региональных органов власти, руководители и преподаватели кадетских общеобразовательных учреждений с довузовской военной подготовкой, представители общественных организаций.
      На Дону уже шесть кадетских корпусов, и на гостей - участников "круглого стола" они произвели должное впечатление. Южане уже давно определились: кадетским корпусам - быть. Полгода назад был создан областной департамент по делам казачества и казачьих учебных заведений. Именно он "командует" кадетскими корпусами, которые в силу донской специфики носят казачий характер.
      И не только руководит, но и пытается решить задачу кадетского образования системно, комплексно. Здесь стремятся уйти от ситуации, когда корпуса открываются хаотично, с самой различной нормативно-правовой базой - в зависимости от их ведомственной принадлежности. Понимая, что без общефедеральных решений этих проблем не решить, в областном департаменте разработали проект федеральной целевой программы (ФЦП) "Кадеты России". Участники обсуждения отзывались о нем в целом неплохо, хотя не обошлось без критики. Удивлялись, что подобные инициативы исходят из регионов, а не от того же Министерства образования и науки России, как это, наверное, и должно быть.
      - Возможно, проект сыроват. Но мы готовы сотрудничать со всеми, кто пожелает, чтобы довести его до должного уровня, - заявил директор областного департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Владимир МИРОНОВ. - Однако в Минобрнауки России, к сожалению, нет никого, кто бы занялся данной проблемой. А ведь давно пора создать на уровне Федерации центр, способный проводить единую политику в кадетском образовании.
      Пока же в каждом регионе действуют на свой лад. Хорошо, если понимание проблемы находится как в Ростове, где Владимир Миронов наладил хорошие контакты с областным министерством общего и профессионального образования. Работают в русле заключенного соглашения. Это и подтвердил областной министр Леонид КОВАЛЕВ, затронув при этом проблему соотношения количества и качества новых кадетских учреждений. Общественный темперамент - дело хорошее, но пора бы заняться настоящей подготовкой учителей и воспитателей для кадетов. Пора разработать прочную законодательную базу, стандарты, считает он.
      Того же мнения придерживается и Олег СМИРНОВ, заместитель начальника Главного управления кадров Минобороны России. В кадетских корпусах военного ведомства, где обучаются более 8 тысяч ребят, на отсутствие порядка и нехватку четких инструкций не жалуются. Другое дело, когда открываются общеобразовательные учреждения с "кадетским компонентом". Тут уж кто во что горазд. Не только кадетские школы и корпуса открывают, но и лицеи, колледжи, классы, Во Владивостоке появился даже кадетский... детский сад-ясли. Объяснили:-у нас есть дополнительные занятия танцами, музыкой и иностранными языками. Потому и назвали садик "кадетским".
      Генерал-лейтенант Смирнов против подобной профанации. Его также не радует тот факт, что кадетские учреждения становятся некими социальными учреждениями, куда общество определяет трудных подростков, детей из неблагополучных семей. Этим проблемы беспризорности не решить, да и армия только проиграет. Как можно доверить таким парням оружие, танк, подлодку, военный корабль? Если эти люди психически неуравновешенные, значит, велика вероятность разных ЧП.
      С этим в принципе согласен заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Сергей СУРОВОВ:
      - Социальная поддержка должна иметь место, однако нужно установить для нее четкие пределы. Трудные подростки должны составлять лишь часть воспитанников - скажем, 20 или 40 процентов, но не более.
      Кстати, Олег Смирнов предложил свой вариант борьбы с бессистемностью: взять за основу положение о кадетском корпусе у военных. Мол, все, что нужно, там есть. Конечно, можно что-то в этом документе изменить - в зависимости от специфики того или иного заведения.
      Другая важная проблема - набор в кадетские корпуса. Участники "круглого стола" дружно сетовали на то, что по закону об образовании в кадетские корпуса принимают всех желающих - как в среднюю школу. Но ведь у кадетов своя специфика: жесткая дисциплина, интернатский режим, серьезные физические нагрузки, близкие к армейским порядки. Выдержать это может не каждый, так что отбор нужен.
      Многие директора бьют тревогу: с 1 января будет действовать новая норма, по которой у всех учебных заведений должен остаться лишь один источник финансирования. Для кадетских заведений это означало бы катастрофу. Ведь их поддерживают бюджеты самых различных уровней, а также внебюджетные источники. И даже при этом средств не хватает. В общем, нельзя рубить всех под корень. Проблему нужно срочно решать.
      Разговор состоялся. Что дальше? Многое будет зависеть от законодателей.
      - Бросилась в глаза разобщенность по этой проблеме, -сказал Сергей Суровов. - Военные говорят одно, Минобрнауки - другое, регионы - третье. По возвращении в столицу мы скорее всего создадим рабочую группу для выработки необходимых документов, чтобы уже к 2006 году появилась конкретная программа действий. Нужны четкие критерии для открытая таких заведений. Сейчас как? Пожелает губернатор - и кадетский корпус начинают создавать. А где, зачем? Нет ни помещений, ничего. В этом деле нужны общие для всех стандарты. Иначе о высоком качестве образования придется забыть.
      По итогам заседания "круглого стола" были приняты рекомендации. В частности, министерствам образования и науки и обороны предложено совместно разработать и представить Правительству России концепцию развития системы общеобразовательных учреждений с кадетским компонентом. Раздел о таких учреждениях предложено включить в новую ФЦП по развитию образования в России. Часть предложений касается совершенствования нормативно-правовой базы.
 

Частная инициатива.
Борис Йордан, президент Фонда содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана:

ВМЕСТО СЛОВ НУЖНЫ КОНКРЕТНЫЕ ДЕЛА.

     В начале 1990-х годов, когда мой отец и его друзья, выпускники русских кадетских корпусов в эмиграции, начинали вместе со своими единомышленниками в России возрождать кадетские корпуса, их было единицы. Прошло всего 12 лет, и по всей стране создано и успешно работают 55 кадетских корпусов только в системе Министерства образования РФ.
      Удивительно, что при общей эйфории по отношению к кадетским корпусам и публичного государственного признания, на настоящий момент нет ни одной государственной структуры, которая бы занималась данным видом учебных заведений. Кадетские корпуса даже не упомянуты в Законе РФ "Об образовании", который прошел все согласования с соответствующими структурами и будет утверждаться Государственной Думой в середине декабря этого года. Вопрос централизованного управления кадетскими корпусами в первый раз мы поднимали еще в 1999 году, однако в настоящее время даже в самом заинтересованном в решении этой проблемы новом Министерстве образования и науки РФ нет отдельной структуры. Кадетскими корпусами там занимается отдел психолого-педагогической поддержки детей и молодежи.
      До сих пор отсутствуют единая государственная политика по отношению к кадетским корпусам, концепция и программа развития кадетского образования. Типовое положение о кадетской школе, утвержденное Правительством в 1997 году, существенно устарело. Зарплата офицеров-воспитателей в кадетских корпусах до сих пор приравнивается труду нянечек в домах-интернатах. А ведь именно они являются главной фигурой в кадетских корпусах! Фонд уже четыре года выплачивает лучшим офицерам-воспитателям премии, это стимулирует их в работе, но не решает в целом проблему. Уже пять лет мы говорим о необходимости создания системы подготовки кадров офицеров-воспитателей, это записано во всех решениях, но все остается на лишь бумаге.
      Пора от количества переходить к качеству работы кадетских корпусов и прекратить смотреть на кадет, как на красивую эффектную игрушку. Мы много общаемся с директорами кадетских корпусов по всей России, знаем их проблемы изнутри. В основном - это подвижники, которые полностью отдают себя детям. Очень много зависит от региональных или муниципальных властей. Если есть понимание и поддержка наверху, то и корпус процветает. Но нельзя же постоянно зависеть от личного отношения конкретного чиновника. Как и нельзя финансировать кадетские корпуса по системе школ-интернатов! Кадетский корпус требуют дополнительных финансовых ресурсов, государству они вернутся с большой прибылью - здоровым поколением!
      На днях нашему Фонду исполняется пять лет. Обидно, что те проблемы, о которых мы говорили и о которых писали в федеральной прессе в момент создания Фонда, в том числе и вышеназванные, так и не решены. Важно, чтобы Правительство РФ и Федеральное собрание поняли, что кадетские корпуса - это их смена, это те сегодняшние мальчики, которые придут управлять страной, строить и защищать ее. Это вопрос государственной важности! Пример из истории. В 1917 году в Российской империи существовал 31 кадетский корпус. Более половины кадетских корпусов были под патронажем императора или членов императорской семьи. Главным шефом кадетских корпусов и начальником военно-учебных заведений был великий князь Константин Константинович. Я не предлагаю Президенту РФ В.В.Путину возложить на себя личный патронаж над кадетскими корпусами, но если бы глава страны взял бы под свой контроль государственное решение этого вопроса, можно быть уверенным, что, наконец, вместо слов начнутся конкретные дела.