Алтайский Краевой Институт Повышения Квалификации
Работников Образования

31 января 2008 года

 Круглый стол, посвященный
проблемам содержания кадетского образования в Алтайском крае.

 

В работе круглого стола, прошедшего в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования, приняли участие специалисты кадетских школ, классов городов Барнаула,  Алейска, Рубцовска, Бийска, Горняка,  Заринска, а также Михайловского, Благовещенского, Кулундинского районов, ЗАТО "Сибирский", представители ОООАКОО "Кадетское братство" и др. 

Работу круглого стола открыла доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-методической работе АКИПКРО Н. Г. Калашникова.

Наталья Григорьевна Калашникова обозначила актуальность темы круглого стола. Она отметила: в связи со сменой парадигмы образования и ориентацией на развитие социально компетентной личности, кадетское образование подразумевает воспитание гражданина, способного творить свою жизнь, отвечать за нее. Кадетское образование в крае набирает силу, утвержден учебный план для кадетских школ, в который включается кадетский компонент образования. Современные условия модернизации образования актуализируют проблему инновационного содержания кадетского образования. Перед педагогической общественностью стоит задача объединения кадетского образования и разработки уникальной модели кадетской школы на российском уровне.

В настоящее время готового решения нет. Формы организации кадетского образования не разработаны. Будущее выпускника кадетской школы вызывает вопрос – предпочтет ли он военную карьеру или же выберет для себя другой путь? Прежде всего необходима разработка концепции кадетского образования с учетом существующего отечественного опыта. Для этого должно произойти объединение усилий педагогических работников, непосредственно занимающихся кадетами, и научных кадров, работающих в рамках повышения квалификации работников образования, а также специалистов Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи. 

В АКИПКРО проблемами воспитания занимается кафедра развития воспитательных систем, целью работы которой является повышение квалификации социальных педагогов, педагогов-организаторов, старших вожатых, воспитателей детских домов и интернатов. Сегодня актуализировалась проблема организации курсов повышения квалификации для офицеров - воспитателей кадетских школ.

 Работу круглого стола продолжил кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой развития воспитательных систем А. Н. Свиридов.

В своем выступлении он обозначил основные задачи и подходы в  кадетском образовании.

Во-первых, необходимо построение модели содержания кадетского образования в Алтайском крае;

Во –вторых, должен быть разработан проект рекомендаций для кадетских школ по созданию в них воспитательных систем.

В-третьих, актуально определить содержание курсов повышения квалификации руководителей и воспитателей кадетских школ, классов.

Ю. В. Полянский, главный специалист отдела общего образования Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи обозначил круг проблем кадетского образования.

 

       Он отметил четыре проблемы. Первая заключается в том, что на сегодняшний день на федеральном уровне нет единых программ кадетского образования. Вторая проблема состоит в организации подготовки и переподготовки воспитателей кадетских школ. Третья проблема заключается в недостаточности законодательной базы, регулирующей кадетское образование, что требует внесения поправок в Закон об образовании. Четвертая проблема – проблема лицензирования кадетских школ.

 

         Таким образом, разработка и реализация кадетского образования – серьезная педагогическая проблема, решить которую могут лишь специалисты, работающие в системе повышения квалификации работников образования.

 

       Участники круглого стола обсуждали  ряд вопросов, связанных со структурой организации  воспитания и обучения кадетов, в частности,  Т. Н. Сердюкова, директор лицея г. Алейска рассказала о том, что семь учреждений Алтайского края кадетской направленности в г. Бийске, г. Барнауле, ЗАТО Сибирском, г. Рубцовске, г. Алейске, г. Горняке, с. Михайловском учредили краевой Совет директоров кадетских школ, который обсуждает проблемы содержания образования кадетских школ и пути их решения. Данные образовательные учреждения опираются на четыре образовательных блока: предметы образовательного цикла; эстетический блок; спортивный и военно-оборонный блоки.

 

       Проблемы, с которыми сталкиваются кадетские школы одинаковы: нет нормативно-правовой базы, нет единого программного обеспечения кадетского образования, имеется противоречие между демократическим стилем обучения и авторитарным (уставным) укладом жизни кадетов.

 

       Т. Н. Сердюкова обратилась с просьбой к педагогической общественности края о том, чтобы кадетским школам была оказана методическая помощь для выработки единых подходов к содержанию кадетского образования. По ее мнению, АКИПКРО может оказать соответствующую помощь кадетским школам в подготовке кадров. Также необходимо учить офицеров-воспитателей основам педагогического мастерства, поскольку специфика кадетских классов такова, что классными руководителями являются офицеры, бывшие военные, которые не имеют необходимой педагогической квалификации. В повышении квалификации нуждаются руководители кадетских школ, а также педагоги-психологи, социальные педагоги.

    

Ведущий круглого стола А. Н. Свиридов отметил, что в крае сложилась вариативная модель кадетского образования: существуют кадетские школы (г. Барнаул, г. Бийск), в которых кадетский уклад реализуется через школу полного (продленного) дня и одновременно существуют кадетские классы в рамках профильного обучения (г. Алейск), в которых преподаются дисциплины военно-оборонного цикла. Есть еще одна форма кадетского образования –  кадетские корпуса, школы-интернаты. Таким образом, в крае представлены разные модели кадетских школ и, следовательно, должно быть разное содержание кадетского образования в этих образовательных учреждениях. Он подчеркнул:

       - сегодня надо не просто составлять программы кадетского образования, а необходимо разрабатывать учебно-методические комплексы;

       - кадетское образование, как и общее образование, должно состоять из трех компонентов: теоретического компонента, технологического компонента и практического компонента.

       - содержание кадетского образования должно включать государственный стандарт общего образования, и кадетский региональный компонент.

       В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» основным приоритетом в образовании заявлено воспитание. На сегодняшний день в России сложились четыре типа воспитательных систем:

       - система школьного воспитания, которая имеет восемнадцать направлений, включая и патриотическое воспитание;

       - семейное воспитание, в котором идет первичная социализация ребенка;

       - общественное воспитание, процесс которого идет в школах-интернатах, детских домах, социальных приютах;

       - социальное воспитание, которое является стихийным и непредсказуемым и, возможно, мы имеем дело еще с одной моделью воспитания – кадетским воспитанием.

 

Участники круглого стола отмечали, что интеграция, взаимосвязь и обусловленность всех компонентов кадетского образования в единую педагогическую модель более эффективна и результативна в воспитании истинных патриотов и зрелых граждан нашей великой страны, способных решать ее проблемы, нести ответственность за ее судьбу (да и за свою собственную), осуществлять созидательную деятельность, профессионально служить Отечеству на гражданском и военном поприще.

 

Они подчеркнули, что система кадетского образования в Алтайском крае стала своеобразной площадкой, центром краевых мероприятий военно-патриотической направленности.

      

В обсуждении приняли участие: Андреева Наталья Владиславовна, заместитель директора по НИР МОУ "Кадетская школа" г. Бийска "Особенности системы военно-профессиональной подготовки кадетов в МОУ "Кадетская школа" г. Бийска"; Неудахин Валерий Федорович, подполковник, воспитатель-офицер МОУ "Кадетская школа" г. Бийска "Военно-полевая практика в развитии гражданско-патриотического воспитания и организации предпрофильной подготовки"; Метелица Валерий Андреевич, заслуженный тренер РФ и России, руководитель спортивного клуба "Особенности физического воспитания в условиях кадетского образования"; Хвостов Юрий Валентинович, руководитель лаборатории методологической педагогики и динамического программирования АКИПКРО "Особенности учебно-методического комплекта кадетского образования".

      

Подводя итоги круглого стола, Свиридов А. Н. отметил, что согласно концепции модернизации российского образования целью воспитания является успешная социализация ребенка. Педагоги, должны обеспечить условия ее реализации на основе социальных компетенций и внедрения компетентностного подхода в обучение и воспитание. Таким образом, актуально обсуждать  модель профессионально-личностных качеств кадета. Следовательно, объект воспитания кадет должен стать субъектом воспитания, что поможет нам выстроить субъект-субъектную парадигму кадетского образования.

      

Участники круглого стола предложили организовать на базе АКИПКРО курсы повышения квалификации по проблемам кадетского образования, для руководителей кадетских школ, офицеров-воспитателей, психологов и педагогов.


18 февраля 2008 г. Материал с сайта http://www.akipkro.ru

 

Рекомендации кафедры развития воспитательных систем АКИПКРО, принятые за основу участниками круглого стола, посвященного проблемам содержания кадетского образования.

 

1. В организации образовательного процесса в кадетских школах  основываться на Законе Алтайского края «О кадетском образовании в Алтайском крае», согласно которому «кадетское образование – процесс обучения и воспитания учащихся и воспитанников по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с учетом регионального компонента кадетского образования в целях предоставления первичных знаний военного дела, развития деловых и организаторских качеств, интеллектуального, культурного, нравственного и физического уровней…».

 

2.  В разработке программ кадетского образования учесть законодательный норматив – «региональный компонент кадетского образования – дополнительные образовательные программы военно-прикладного, художественно-эстетического и специального физического развития, обязательный минимум содержания которых утверждается нормативными правовыми актами Администрации Алтайского края».

 

3. Модель кадетского образования должна:

- сочетать исторический опыт кадетских корпусов России и современную практику кадетского образования;

- отражать сущность объектов «общеобразовательная школа», «кадетская школа-интернат»;

- быть адекватной особенностям взросления мальчика-подростка-юноши;

- воспроизводиться в практике (содержать инвариант);

- предусматривать вариативность своих практических воплощений в зависимости от имеющихся условий.

         В конструкцию модели кадетского образования должны быть заложены три базовых процесса: учебный процесс, воспитательный процесс и процесс жизнедеятельности, как важный процесс совместного проживания детей и взрослых в учреждении интернатного типа.

 

4. Считать значимыми  следующие определения задач кадетского образования:

- интегрировать в одной образовательной модели общеобразовательный и кадетский аспекты;

- выделить в качестве базовых процессов: воспитательный процесс, учебный процесс и процесс организации жизнедеятельности;

- создать управляющую структуру, сочетающую единоначалие и авторитарный подход с коллегиальностью и демократическими началами;

- определить кадетский компонент как инвариант кадетского образования, отражающий своеобразие и особенности каждой кадетской школы;

- реализовать технологию комплексной военизированной составляющей кадетского образования;

- обеспечить широкий спектр дополнительных образовательных услуг для удовлетворения интересов и потребностей воспитанников.

- обеспечить комплексное (педагогическое, психологическое, социальное, медицинское) сопровождение воспитанников в процессе образования и социализации, оказание им адресной профессиональной помощи и поддержки.

 

5. В программах кадетских школ  учесть  следующие организационно-педагогические условия их реализации:

- учет в педагогической деятельности особенностей взросления мальчика-подростка-юноши; знание особенностей взросления мальчиков позволяет выделить в их становлении три возрастных периода и обозначить для каждого приоритетные педагогические задачи: младший кадетский возраст с 10-11 лет до 14 лет (5-7 классы); возраст кадетского отрочества 14-15 лет (8-9 классы); старший кадетский возраст с 15 лет до выпуска из корпуса (10-11 классы).

- необходимая материально-техническая база;

- профессионализм педагогических кадров.

 

6. В предметном содержании следует обозначить федеральный и национально-региональный компоненты, а также предметную часть кадетского компонента. В практике краевой системы кадетского образования такими предметами могут быть: основы военной службы (1 час в 5-11 классах); этика, мировая художественная культура  хореография (по 1 часу в 5-9 классах); история кадетского образования (1 час в 6-7 классах). Комплексная программа по физической культуре реализуется через уроки, режим дня (утренняя зарядка, прогулки с подвижными играми, спортчасы, физкультминутки на уроках и др.), внеклассные занятия и массовые мероприятия.

 

7. Надпредметное содержание образования - это общеучебные умения, навыки и способы деятельности, логические приемы и операции и способы работы с информацией.

 

8. Источники воспитания - это источники культуры, через постижение которых формируется внутренняя личностная культура каждого воспитанника. Мощным ценностным залогом, усиливающим культурологическое содержание, обладают «столпы кадетского воспитания»  (И.Андрушкевич): вера и верования, заветы и традиции, нравы и манеры, инструментальные концепции, символы и ритуалы.

 

9. В содержании кадетского образования необходимо учитывать три важные организационных аспекта: военизированный, где доминирует авторитарный подход, дополнительный и профильный с доминантой самоопределения и самореализации воспитанника.

      Военизированная составляющая - неотъемлемая часть кадетского образования, определяющая уклад кадетской жизни и включающая ряд организационных механизмов, которые можно поделить на четыре блока.

       -первый блок отражает внутренний порядок в кадетском корпусе: основы организации жизнедеятельности, ролевые позиции, обязанности участников этой жизнедеятельности; правила и нормы их взаимоотношений; символику и ритуалы;

       -Второй блок определяет дисциплину в кадетском корпусе: права и обязанности воспитанников и воспитателей; перечень поощрений и наказаний и механизмы их применения;

       -Третий блок включает корпусные мероприятия военизированного характера, церемонии, смотры парады;

       -Четвертый блок - технология строевой подготовки.

        Военизированная составляющая регламентируется Общекадетским уставом и рядом положений, таких как: Положение о памятном кадетском знаке выпускника, Положение о наградном кадетском знаке «Кадетская слава»1-ой, 2-ой, 3-ей степени, Положения о комплексных стратегических играх и др.

 

10. Особая миссия возлагается на систему дополнительного образования. Она выполняет следующие функции: реализация предметов кадетского компонента; реализация дополнительных образовательных программ, организация культурно-досуговой деятельности. В дополнительном образовании воспитанников выделены следующие направления: художественно-эстетическое, общегуманитарное, техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, социально - педагогическое, экономическое и физкультурно-спортивное.

 

11. Организация культурно-досуговой  деятельности воспитанников осуществляется через проведение фестивалей, конференций, военно-спортивных игр, конкурсов, смотров, праздников, спартакиад как комплексных, так и по видам спорта.

 

12. В основе профилизации старшей школы должна найти отражение целевая установка кадетского образования - подготовка к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Профессиональный выбор воспитанников не ограничивается военными вузами или вузами силовых структур и ведомств. За каждым юношей остается право свободного выбора своего дальнейшего профессионального пути. На старшей ступени реализуются различные организационные модели профильного образования.

        Профильный залог имеют сетевые проекты и выездные школы. Активно развивается дистанционный вариант профильного образования. Перспективен для края подпроект «Введение профильного обучения с использованием интернет-технологий» в рамках проекта «Информатизация системы образования».

      Таким образом, задачи профилизации требуют выхода за рамки системы кадетского образования путем создания образовательного консорциума - совокупности ресурсных центров образования, с которыми выстраивается сетевое взаимодействие.

АКИПКРО

18 февраля 2008 г.